6. Freestone, R. Spatial Planning Models of Airport-Driven Urban Development / Robert Freestone and Douglas Baker // Journal of Planning Literature. - 2011. - No 26(3). - Pp. 263-279.
7. Hirsh, M. Airport Urbanism: Infrastructure and Mobility in Asia / Max Hirsh. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 2016. -Vii, 157 pp. - ISBN: 9780816696109.
8. Kasarda, J.D. Planning the aerotropolis / J.D. Kasarda // Airport World Magazine. -2000. - Vol. 5, No 5, Oct.-Nov.
9. Peneda, M.J.A. Critical factors for the development of airport cities / Mauro José Aguiar Peneda, Vasco Domingos Reis, Maria do
Rosário M.R. Macário // Transport Infrastructure, Systems and Policy Group. - 2000. - November 15.
10. Quality of life in airport regions. Air traffic management and spatial planning: Final Report // Airport Regions Conference. -Molndal, 2009.
11. Schaafsma M. Airport and city / M. Schaafsma, J. Amkreutz, M. Guller. - Schiphol Real Estate (Netherlands), 2008. - 136 pp.
12. Schaafsma М. Airports in Cities and Regions: Research and Practise / M. Schaafsma // From airport city to airport corridor: 1st International Colloqium on Airports and Spatial Development. - 2010.
А.С. Коровин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10118
A.S. Korovin
Особенности формирования городской среды на территориях, прилегающих к железнодорожным станциям
Features of the formation of the urban environment in the areas adjacent to the railway stations
Ключевые слова: привокзальная площадь, железнодорожная станция, функциональное зонирование, общественные пространства, развитие территорий, транспортный узел, навигация
Keywords: station square, railway station, functional zoning, public spaces, development of territories, transport hub, navigation
Аннотация: Привокзальные площади и прилегающие пространства многих городов сегодня сложно назвать привлекательным пространством. Функциональное зонирование не соответствует актуальным запросам. Необходимо разрабатывать новые планировочные решения, развивать различные функции и создавать комфортную среду. Abstract: The station squares and adjacent spaces of many cities can hardly be called an attractive space. Functional zoning does not meet current requirements today. It is necessary to develop new planning solutions, develop various functions and create a comfortable environment.
По всему миру города активно развиваются как живые организмы, проходя через очередные трансформации. Все эти изменения неуклонно отражаются на формировании городской среды, влияя на диалог между человеком и городом и корректируя его. Современный город открывает человеку новые возможности, вследствие чего становится важным переосмысление городского пространства и его дальнейшее развитие. Пространства, на которых происходит встреча человека и города - это железнодорожные вокзалы и прилегающие к ним территории, поэтому исследование относит их к ключевым объектам городской среды.
На протяжении многих лет архитектурному облику вокзалов уделяли серьезное внимание. Над проектами зданий вокзалов работали выдающиеся архитекторы и инженеры, могли разрабатываться и внедряться различные новаторские решения. Например, в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга были применены новейшие технологии начала XX века. Были предусмотрены специальные лифты для багажа, с помощью которых его доставляли непосредственно на платформу до багажного вагона. Также Витебский вокзал стал одним из первых построенных общественных зданий, относящихся к стилю модерн. Вокзалы не зря называют «воротами в город», они встречают и провожают, вызывают определенные ассоциации у человека с теми районами, в которых они располагаются. По этой причине, важно
рассмотреть вокзалы и прилегающие районы как единое пространство, которое должно соответствовать высоким стандартам качества городской среды.
В различных городах мира архитекторы работают над преобразованием городской среды на привокзальных территориях, например: развивают существующие транспортные узлы, создают новые или обновляют существующие общественные пространства, добавляют недостающие функции, в результате чего данные районы становятся более востребованными для человека.
К сожалению, во многих городах Российской Федерации привокзальные территории сложно охарактеризовать как комфортные и привлекательные пространства.
Перечислим основные проблемы:
• Во-первых, железнодорожные вокзалы нуждаются в развитии и реконструкции. Например, пешеходные переходы не отвечают современным представлениям о комфортной среде и не приспособлены для маломобильных категорий людей. Современный вокзал может представлять собой общественное пространство и быть более плотно интегрированным в городскую среду.
• Во-вторых, следует придерживаться принципа проницаемости пространства: железнодорожная линия не должна быть препятствием для людей. Важно создавать новые удобные пешеходные и транспортные связи, в том числе приспособленные для маломобильных категорий людей.
Практика
449
• В-третьих, отсутствует сформированная планировочная структура, состоящая из улиц, кварталов, микрорайонов, районов, площадей, общественных пространств, парков и скверов. В зависимости от города, необходимо дорабатывать и развивать существующую планировочную структуру.
• В-четвертых, наблюдается низкий уровень качества городской среды, который негативно влияет на восприятие человека.
Помимо архитектурного облика зданий, хотелось бы остановиться на привокзальных площадях и других общественных пространствах. К сожалению, часто отмечается низкое качество городской среды.
На примере такого крупного города, как Тверь (с населением около 420 тысяч человек), в ходе визуального анализа автором были выявлены следующие проблемы:
- Во-первых, остановки наземного транспорта расположены далеко, отсутствуют перроны и павильоны, нет удобного пешеходного маршрута от вокзала до остановок (несмотря на то, что транспортная функция является одной из главных функций привокзальной площади).
- Во-вторых, часть существующей привокзальной площади представляет собой большую асфальтированную территорию, которая используется для неорганизованной парковки, пространство не разделяется на транзитные пути и зоны отдыха. На площади также располагается сквер, где следовало бы создать различные места для отдыха.
Сегодня железнодорожные перевозки активно развиваются. Существуют различные виды поездов (например, городские, пригородные, скоростные, высокоскоростные), благодаря которым люди могут комфортно передвигаться между районами, городами и странами [4, с. 7]. Наличие в городе железнодорожного вокзала как крупного транспортного узла, делает город более удобным для жителей и туристов. Это, в свою очередь, положительно влияет на экономические и социальные связи [1, с. 63]. Привокзальные территории обладают большим потенциалом для развития. Они, как правило, обладают хорошей транспортной доступностью и находятся в пределах городов [3, с. 34]. Также там могут располагаться памятники архитектуры и культуры, что делает их интереснее и привлекательнее. Поэтому важно работать над преобразованием городской среды данных районов городов. Необходимо развивать существующие транспортные узлы, делая их более комфортными. Как уже было отмечено выше, привокзальная площадь включает в себя транспортную функцию. Соответственно, важно грамотно подходить к организации и зонированию пространства. Один из основополагающих принципов - интермодальность. Человек на протяжении своей поездки может воспользоваться несколькими видами транспорта. Поэтому важно, чтобы каждому виду транспорта было отведено определенное пространство, а взаимодействие между видами транспорта должно быть продуманным и удобным для человека [1, с. 84].
Стоит прорабатывать расположение остановок наземного транспорта таким образом, чтобы расстояние
между ними и зданием вокзала было небольшим. Даже несколько минут дискомфорта во время передвижения человека между различными районами и городами влияют на впечатление от качества поездки. Пешеходные маршруты между остановками и вокзалом должны быть прямыми и интуитивно понятными для восприятия их потенциальными пользователями, то есть пассажирами [2, с. 119].
Для автомобилей стоит создавать одноуровневые или многоуровневые (в том числе подземные) парковки, с возможностью удобной пересадки между автомобилем и общественным транспортом. В таком случае человек может оставить автомобиль и продолжить поездку на общественном транспорте. Около вокзала, помимо такси, могут располагаться зоны кратковременной остановки автомобилей для возможности быстро встретить или проводить человека.
Сегодня развивается и велосипедный транспорт, поэтому важно продумывать качественную велосипедную инфраструктуру, представляющую собой выделенные велосипедные дорожки вдоль улиц и велопарковки около различных объектов. Около железнодорожного вокзала можно разместить специальную велопарковку для длительного хранения велосипедов [2, с. 182].
Архитектурному облику и дизайну следует уделять особое внимание. Качество проекта может повысить использование материалов, соответствующих высокому качеству городской среды. Остановки наземного транспорта могут иметь уникальный дизайн, более того, они могут представлять собой не группу павильонов, а единую структуру. Кроме интересного дизайна, остановки должны соответствовать представлениям о комфорте, то есть защищать от дождя и ветра, иметь удобные лавочки. Помимо остановок наземного транспорта, важно уделять внимание архитектурному облику других павильонов и капитальных парковок.
Подразумевается, что крупным транспортным узлом будет пользоваться большое количество людей. Поэтому необходимо предусмотреть размещение современных навигационных элементов. К ним относятся как информационные табло, отображающие информацию о времени прибытия и отправления различных видов транспорта, так и стелы с картами города и информацией о различных объектах. Элементы навигации способствуют улучшению диалога города и людей. В данном случае тоже важно уделять внимание дизайнерским решениям. Расположение вышеперечисленных элементов навигации должно соответствовать существующим и планируемым пешеходным потокам. Учитывая пересечения различных потоков людей, для их разделения или направления можно применять малые архитектурные формы и различные элементы: клумбы, лавочки, навигационные стелы, павильоны, инсталляции и другие. Кроме того, для направления людей и зонирования пространства можно предусматривать применение разнообразных типов и цветовых решений мощения поверхностей.
Помимо транспортной функции, на привокзальной площади необходимо наличие мест отдыха для людей
различных возрастов. Это могут быть и дети, и взрослые, и пожилые люди, - каждый человек должен ощущать себя комфортно. Особое внимание следует уделять внимание маломобильным людям. Иногда даже небольшое отклонение от нормативов может сделать пространство для них недоступным [2, с. 134].
В любом проекте по преобразованию пространства следует учитывать экологический аспект, важно придерживаться и принципов устойчивого развития [2, с. 105]. Помимо того, разнообразие ландшафта и использование разных видов деревьев и растений способствует повышению комфорта человека и улучшению визуального восприятия пространства. Размещение различных инсталляций, как постоянных, так и временных, может способствовать созданию современного и запоминающегося образа городского района.
На привокзальной площади также можно разместить туристический павильон, в котором люди могут получить какую-либо справочную информацию. Павильон может быть относительно небольшим, сомасштабным человеку, и иметь интересный архитектурный облик.
Учитывая разнообразие социальных групп, которые проводят часть своего времени в данных районах, следует придерживаться принципа функционального разнообразия объектов. Вопрос формирования застройки, реставрации и реконструкции отдельных зданий и общественных пространств рассматривается в каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от города. Важно, что стоит придерживаться высокого качества архитектурных решений новой застройки и разнообразия фасадов зданий. Данный подход положительно влияет на восприятие людьми городской среды.
В Российской Федерации уже существует положительный опыт преобразования привокзальных территорий и привокзальных площадей, в частности. В Москве в 2017 году была проведена реконструкция площади Тверская Застава, расположенной около Белорусского вокзала. Было практически заново создано общественное пространство со сквером, созданы пешеходные и транспортные связи, а также организованная плоскостная парковка. Был преобразован и существующий транспортный узел. Остановки трамвая и автобусов теперь располагаются ближе к вокзалу и станциям метро. Новые остановки позволили объединить различные маршруты на одной площади, что повысило транспортную доступность района и улучшило пересадки между различными видами транспорта. В 2019 году была проведена реконструкция площади около Киевского вокзала, а также прилегающих улиц и общественных пространств. Была пересмотрена транспортная схема,
в результате чего появились новые пешеходные пространства и связи, реорганизовано движение транспорта. Около вокзала построены перроны для наземного транспорта, теперь у каждой остановки останавливаются маршруты, следующие в определенных направлениях. Новый проезд для общественного транспорта позволил организовать движение некоторых маршрутов по более короткой трассе, исключив длинный объезд. С появлением новых наземных переходов и более широких тротуаров у пешеходов появилось больше удобных и разнообразных вариантов маршрутов передвижения по району. Передвигаться в местах с интенсивным потоком пешеходов стало комфортнее. Реконструированы существующие скверы и созданы новые общественные пространства, высажены деревья и организованы места для отдыха.
Международный опыт говорит о том, что данные изменения положительно влияют на качество городской среды. В Париже, около железнодорожной станции Rosa-Parks были преобразованы прилегающие районы. Около станции теперь располагаются новое общественное пространство и парк, рядом расположены остановки трамвая, линия которого проходит по данному району. В некоторых кварталах построены новые здания, часть зданий была реконструирована. В районе расположены различные жилые и коммерческие объекты. В Германии, в Мюнхене, около железнодорожной станции Donnersbergerbrücke был построен новый жилой район, рядом с которым находится парк, а вдоль железнодорожной линии располагаются офисные кварталы.
Качественные архитектурные и дизайнерские решения положительно влияют на восприятие человеком окружающего пространства, помогают ему чувствовать себя безопасно, комфортно и уютно [2, с. 176]. Поэтому в дальнейшем, при реконструкции привокзальных площадей и прилегающих районов, стоит учитывать данные подходы.
Список цитируемой литературы:
1. Вучик В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / Вукан Р. Вучик; пер. с англ. А. Калинина; науч. ред. М. Блинкин. -Москва: Территория будущего, 2011. - 574 с.: ил. - (Университетская библиотека Александра Погорельского). - ISBN 978-5-91129-058-0.
2. Гейл Я. Города для людей / Ян Гейл; пер. с англ. А. Токтонов. -Москва: Крост: Альпина Паблишер, 2012. - 263 с.: цв. ил. -ISBN 978-5-9614-1933-7.
3. Curtis, С. Transit Oriented Development: Making it Happen / Carey Curtis, John L. Renne, Luca Bertolini. - Farnham (England), Burlington (USA): Ashgate Publishing, LTD, 2009.
4. Schut, D. A global vision for railway development / D. Schut, J. Wisniewski, with the support of IRRB Members. - Paris (France): UIC, 2015.