Manzanares, R. P. Russo, L. Küpper // TESOL Quarterly. - 1985. -19 (3). -P. 557-584.
36. Oxford, R. Language Learning Styles and Strategies: An Overview [Electronic resource] / R.L. Oxford. - http:// www.files.fernandamunoz.webnode.es/.../_2003_Oxford_R._Lang._learning_ tyles_andstrategies.pdf (2012, April 6).
Богданова Светлана Юрьевна
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Садовникова Оксана Эдуардовна
Старший преподаватель кафедры прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
УДК 372.881.1 ББК 74
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОТБОРА ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
В статье рассматривается новый подход к упорядочению терминологии и отбору языкового материала из современных источников для обучения профессионально-ориентированному общению на иностранных языках с применением корпусных технологий и современных компьютерных программ, доступных в сети Интернет.
Ключевые слова: языки для специальных целей; терминологическое обучение; отбор языкового материала; корпусная лингвистика;корпусные технологии; компьютерные программы для анализа текстов.
MODERN METHODS OF VOCABULARY MINING FOR STUDYING
LANGUAGES FOR SPECIAL PURPOSES The author considers a method of applying corpus technologies and computer programs available on the Internet to mining and streamlining of terminology and selection of the language material from modern sources for LSP.
Key words: languages for special purposes (LSP); terminological training; mining of the language material, corpus linguistics; corpus technologies; computer programs for text analysis.
Инновации в теории лингвистического образования на современном этапе требуют учёта профессиональной специфики, что актуализирует такое направление в области языкознания и методики преподавания иностранных языков, как язык для специальных целей (LSP). Это не только функциональная разновидность национального языка, предназначенная для коммуникации в профессиональных сферах, но и система знаний, приобретенная специалистами в результате их профессиональной деятельности.
Л. Гавиоли, имея в виду курсы английского языка для особых целей (ESP), утверждает, что «определение основных пунктов, с которыми будет иметь дело преподаватель, является ключевой проблемой обучения» [Gavioli, 2006]. В поисках решения задачи отбора того, чему учить, необходимо учесть, что в специальной лексике наиболее наглядно обнаруживается связь развития языка с историей материальной и духовной культуры социума. По словам академика В.В. Виноградова, история терминологии - это повесть о закономерностях развития знаний о природе и обществе [Виноградов, 1961]. В связи с этим при обучении профессионально-ориентированному общению на иностранных языках актуализируется когнитивно-дискурсивный подход, при котором профессиональная терминология рассматривается как система динамических знаков, посредством которых происходит вербализация научных понятий [Лейчик, 2004]. Всестороннее изучение терминов позволяет не только создать концептуальную модель научной картины мира, но и сформировать высококлассного специалиста, владеющего языком своей специальности.
Достижения в области терминологиинаходят практическое применение при обучении языку специальности. Успешно ориентироваться в системе специальных понятий, а также их месте в изучаемой предметной области и облегчить студентам последующее усвоение материала позволяет, по мнению С.В. Гринё-ва-Гриневича, терминологическое обучение на основе терминологической работы, подразумевающей решение определённых проблем: •выделять специальные лексемы; •определять их типы;
•классифицировать и определять понятия данной предметной области; •анализировать особенности данной терминологии и тенденции ее развития; •решать семантические проблемы данной терминологии; •выбирать наиболее удачные формы терминов;
•создавать словарь, в котором будут зафиксированы рекомендуемые формы, содержание и примеры употребления терминов [Гринёв-Гриневич, 2006].
Объектом нашего исследования является процесс овладения будущими специалистами в области искусствоведения профессионально-ориентированным общением на английском языке. Необходимо отобрать языковой материал и способы организации активной самостоятельной исследовательской деятельно-
сти обучающихся по овладению этим материалом. В концентрированном и доступном виде специальная лексика содержится в современных аутентичных материалах по специальности, широко и разнообразно представленных не только в учебных пособиях, но и в каталогах, номенклатурных справочниках, классификаторах продукции, журнальных статьях, монографиях и сборниках, где содержится новая и авторская терминология. В некоторых из этих источников терминологическая информация содержит дефиниции и представлена отчетливо, в других терминология рассеяна по всему тексту, поэтому их обработка довольно трудоемка.
Для решения задач отбора языкового материала в современном контексте невозможно обойтись без применения достижений таких комплексных научно-прикладных дисциплин, как прикладная и корпусная лингвистика. Корпусы оказывают положительное влияние на содержание информационных пособий. Дж. Флауэдью показывает, что полученные на основе корпуса данные позволяют преподавателям курсов иностранного языка для специальных целей (LSP) ввести именно те слова и выражения (а также ситуации их использования), которые позже понадобятся обучающимся для работы с текстами в их предметной области [Flowerdew, 1993]. Они помогают с отбором того, что и когда преподавать, с определением основных пунктов программы в рамках специализированного обучения и выделение из корпусов самых важных для рассматриваемой ученической группы структур и значений.
Основные признаки, характеризующие корпус текстов: 1) логическое единство замысла; 2) конечный размер; 3) обязательное расположение на машинном носителе (для компьютерного корпуса текстов); 4) стандартное представление или разметка словесного материала в корпусе (для удобства его программной обработки); 5) представительность/репрезентативность (representativeness); 6) отбор (sampling); 7) размеченность [Захаров, 2011].
Для решения поставленных задач будет использовано учебное пособие Л.С. Гуревич, Glimpses of American Art: An English Reader, представляющее собой хрестоматию аутентичных текстов на английском языке по изобразительному искусству США [Гуревич, 2006]. Пособие содержит репрезентативную подборку аутентичных текстов актуальной регионоведческой и культуроведческой тематики, что позволяет использовать данное пособие в качестве основы учебного корпуса.
Ещё несколько десятилетий назад создание корпусов проводилось только вручную, что отнимало массу времени и сил, теперь в связи развитием информационных технологий можно создавать корпусы текстов практически для любой области науки. С этой целью актуально использование компьютерных программных продуктов, позволяющих оперативно и эффективно систематизировать языковой материал, а также корпусных инструментов (конкретные коллекции текстов и программные пакеты для доступа к корпусу) и корпусных методов (методы анализа, которые используются при работе с корпусными данными).
Одна из таких компьютерных сред для создания корпуса отобранных специальных текстов - Voyant (часть совместного проекта Hermeneuti.ca, авторы Stéfan Sinclair и Geoffrey Rockwell) [http : //voyeurtool s.org/].
"'I Подготовленный текст American Visual Arts— Блокнот
Fig.76.22. Bob Thompson, American, 1937 - 1966. Tree, 1962 oil on canvas, 198.6 x 274.8 cm <78 3/16 x 108 3/16 in.)
collection of Barney A. Ebsworth 2000.39.3 The career of Bob Thompson has been likened to a meteor for his brilliant but brief life in art, which ended in 19 Thompson, a Kentucky native, received his formal art training at the University of Louisville from 1957 to 1959. There he was exposed to European influences Thompson started out as an abstract painter, but shifted toward figurative expressionism after a visit to provincetown, in 1958, where he encountered the pai The following year Thompson settled in New York City, where he frequented jazz clubs and cut a stylish figure in the downtown music and art scene, befriendin Thompson married in I960 and together with his wife sailed the following year to Europe on the Queen Elizabeth. The couple made their way from London to pari During his time in Paris, in 1962, Thompson produced Tree. This fauve-hued painting presents a disturbing, hallucinatory scene of interpenetrating zoomorphic Tree with resolved human features, may be based on Thompson's s wife, Carol, who had red hair and was a readily available model. Thompson armed tne figure wi Thompson's s idiosyncratic method of appropriating old master works differed from the tongue-in-cheek program of his contemporaries in the 1960s. His work mo
Fig. 76. 23. Romare Beard* Throughout his childhood Bearden's first collages were in Tomorrow I May Be Far Away Although Bearden is best-knowi
CHAPTER SUMMARY
. American, 1911-1988. Tomorrow x May Be Far Away, 19i Bearden spent time away from Harlem, staying with rel. composed primarily of magazine and newspaper cutt his childhood memories of
f or hi s wor k '
collage of various papers with [charcoal and] graphite on canvas, 116.84 x ■es in Mecklenburg county, Pittsburgh, Pennsylvania, and Lutherville, Maryl inqs. however, in style and technique nis work was never static--it was always cklenburg county. There is a focus or elevation of the everyday that becomes ,
ray of media,
eluding watercolo
il, painting, draw
Painting is the creation of forms and shapes on a surface by means of pigment and has been continuously practiced by humans for 20,000 years or so. S Themes of western painting have generally concentrated on the human figure, landscapes and abstract designs. Types of painting found elsewhere on the surfaces used for painting have varied with time and geography, from early cave murals on stone through paper and silk £in china and Japan) to wood a Many early American painters came from Europe to the New world to further their careers, while others left America to practice in Europe. The English Especially prior to the advent of photography, portraiture was popular and painting often sought to provide a narrative record of historical events a The National Academy of Design is often viewed as having conservative tendencies, while the Society of American Artists is perceived as more radical The opening decades of the twentieth century saw a burgeoning of abstract art. The 'Armory Show' of 1913 is seen as crucial in introducing American a some see American art and painting as an integral part of national identity, reflecting and influencing the development of the nation's culture. Many During the twentieth century, a vanguard of American painters have sought to challenge traditional artistic values. Figures such as Andy Warhol and J
COMPREHENSION CHECK AND ANALYSIS
why did American audiences become increasingly interested in landscape painting during the mid-nineteenth century?
what are the main purposes of narrative painting? Give examples of types of narrative art and the ends they are designed to achieve. how important were the 'American теп' in establishing modern art in the usa?
How did political developments in Europe during the 1930s affect the artistic styles favored in the USA at that time? How did the advent of photography influence the development of American painting?
Describe the relationship between American art and perceptions of American national identity, consider the influence of immigration to North America TOPICS FOR DISCUSSION
should celebrated old paintings be left to decay naturally or should they be carefully restored to their original condition? Giv how has the abstract painting of the twentieth century sought to reinterpret and reinvent traditional themes in American painting? what are the main themes and messages which the work of modern American painters such as Lauren Greenfield, Faith Ringgold and Lauri pop Art: timebound trash or invaluable contemporary social commentary?
what types of painting are likely to appeal to future American audiences and why? what types of new mediums may challenge the notion
n <■»
Рис. 1. Образец обработки текста для использования в среде Voyant.
Данная среда позволяет загрузить и проанализировать тексты и текстовые массивы в цифровом формате HTML или XML (рис. 1), а также визуализировать результаты анализа (рис. 2). Необходимо подчеркнуть, что для некоторых языков, в том числе, английского, в программе заложена возможность удалять из списка так называемые стоп-слова (артикли, предлоги и т.д.). Встроенная программа-конкордансер обеспечивает создание конкорданса - списка слов или словосочетаний, позволяющего выявить индекс частотности их употребления в данном корпусе и оперативно получить контекст слова путем выделения его левой клавишей мыши. Результаты поиска показываются в формате, который называется KWIC (key word in context) (см. рис. 2, в правом нижнем углу KWIC-конкорданс слова painting).
Рис. 2. Образец визуализации анализа текста в среде Voyant.
Более подробно познакомиться особенностями данной программы (например, как загрузить программу, ее краткий и детальный обзор, элементы) можно по ссылке [http://www.youtube.com/watch?v].
Данную среду можно эффективно применить для построения терминоси-стемы той тематической и языковой области, задача освоения которой поставлена, например, области искусствоведения. В рамках гиперо-гипонимической родо-видовой парадигмы [Анисимова, 2011], необходимо c помощью данного инструментария выделить из корпуса текстов родовые понятия (гиперонимы) и видовые понятия (гипонимы) [Жеребило, 2010]. Для этого необходимо отделить все существительные для выявления списка понятий. Поскольку в среде Voyant такая функция не предусмотрена, можно воспользоваться инструментарием программы Tropes (Автор: Semantic-Knowledge), предназначенной для лингвистического и качественного анализа, релевантной семантической классификации, выделения ключевых слов [http://www.semantic-knowledge.com/] (рис. 3).
Рис. 3. Пример выделения с помощью программы Tropes из частотного списка корпуса существительных для выявления списка понятий.
Расширить поиск терминов и терминологических сочетаний можно с помощью корпуса Современного американского английского (Corpus of Contemporary American - COCA) [http://corpus.byu.edu], используя инструмент корпуса для поиска коллокаций (collocations) на расстоянии одного слова от искомого. Систематизировать итоги анализа удобно в простой, бесплатной для личного использования и для оценочных целей, эффективной программе для генерации справочной документации в различных форматах HelpNDoc (Автор: IBE Software) [http://www.helpndoc.com/] (рис. 4).
Рис. 4. Пример построения терминосистемы с помощью программы HelpNDoc.
Такое представление системы терминов искусствоведения для профессионально-ориентированного курса английского языка позволяет преподавателям LSP и студентам легче ориентироваться в системе специальных понятий и их месте в изучаемой предметной области и облегчает последующую работу над материалом. Надеемся, что наш метод работы с терминологией и отбором языкового материала из современных источников будет полезен для обучения профессионально-ориентированному общению на иностранных языках.
Библиографический список
1.Flowerdew, J. Concordancing as a Tool in Course Design [Текст] / J. Flow-erdew // M. Ghadessy, A. Henry, and R.L. Roseberry (eds), Small corpus studies and ELT. - Amsterdam : John Benjamins, 1993. - Pp. 71-92.
2.Gavioli, L. Exploring Corpora for ESP Learning. [Текст] / L. Gavioli . -Amsterdam^: John Benjamins, 2006.
3.Анисимова, А. Г. Методология отбора терминов при обучении языку для специальных целей [Текст] /А. Г. Анисимова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (18).
- С. 98-108.
4.Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей [Текст] : монография / В. В. Виноградов. - М. : Гослитиздат, 1961. - 614 с.
5.Гринёв-Гриневич, С. И. Очередные задачи отечественного терминоведе-ния [Текст] / С. И. Гринёв-Гриневич // Научно-техническая терминология.
- Вып.1. - М., 2006. - С. 3-6.
6.Гуревич, Л. С. По страницам американского искусства [Текст] : учеб. пособие-хрестоматия Glimpses of American Art: An English Reader / Л. С. Гу-ревич. - Чита :ЧитГУ, 2006. - 375 с.
7.Захаров, В. П. Корпусная лингвистика [Текст]: учебник / В. П. Захаров, С.Ю. Богданова. - Иркутск : ИГЛУ, 2011. - 161 с.
8.Лейчик, В. М. Российское терминоведение: опыт синтеза «старой» и «новой» парадигмы [Текст] / В. М. Лейчик, С. Д. Шелов // Научно-техническая терминология. Вып.1. - М., 2004. - С. 45-48.
9.Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т. В. Жере-било. - Назрань : ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Даниленко Валерий Петрович
Доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической лингвистики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
УДК 81.00 Д18 ББК Ш 141.01.2973
АЛЕКСАНДР БЛОК О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ (на материале его дневников)
Цель настоящей статьи - взглянуть на дневники А.А. Блока с культурологической точки зрения, т.е. приглядеться к наиболее ярким культурологическим размышлениям его автора о религии, науке, искусстве, нравственности, политике и языке.
Ключевые слова: Александр Блок; дневники; культурология; религия; наука; искусство; нравственность; политика; язык.
ALEXANDER BLOK ON THE SPIRITUAL CULTURE
(based on his diaries)
The purpose of this article is to look at A.A. Blok's diaries from a culturological viewpoint, that is to say, to look at the brightest culturological thoughts of his author on religion, science, art, morals, police and language.
Key words: Alexander Blok; diaries; culturology; religion; art; morals; policy; language.
Если же мы будем говорить о приобщении человечества к культуре, то неизвестно ещё, кто кого будет приобщать с большим правом: цивилизованные люди - варваров, или наоборот: так как цивилизованные люди изнемогли и потеряли культурную цельность; в такие времена бессознательными хранителями культуры оказываются более свежие варварские массы.
А.А. Блок. Крушение гуманизма.