Научная статья на тему 'Современные методы организации самостоятельной работы студентов в процессе их подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий'

Современные методы организации самостоятельной работы студентов в процессе их подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1501
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / WEB 2.0-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Анастасия Викторовна

В статье рассматривается современные методы организации самостоятельной работы студентов в процессе их подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий. Актуальность проблемы обусловлена требованиями работодателей к личным качествам современного студента. Предметом настоящей работы является электронное учебное пособие, разработанное на основе web 2. 0-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные методы организации самостоятельной работы студентов в процессе их подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий»

УДК 378-052.63

Козлова Анастасия Викторовна

Аспирантка ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», факультет информатики, кафедра информационных технологий, kozlovaav85@gmail.com, Екатеринбург

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОяТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ к использованию информационных И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматривается современные методы организации самостоятельной работы студентов в процессе их подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий. Актуальность проблемы обусловлена требованиями работодателей к личным качествам современного студента. Предметом настоящей работы является электронное учебное пособие, разработанное на основе web 2. 0-технологий.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, способы организации самостоятельной работы студентов, кейс-технологии, метод проектов, web 2.0-технологии, электронное учебное пособие.

Kozlova Anastasiya Viktorovna

Post-graduate student of the Russian State Vocational Pedagogical University, Faculty of Informatics, Chair of Information technologies, kozlovaav85@gmail.com, Ekaterinburg

MODERN METHODS OF ORGANIZATION OF THE INDIVIDUAL STUDENTS IN THEIR PREPARATION FOR USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Abstract. The article deals with modem methods of organizing independent work of students in their preparation to use information and communication technologies. The urgency of the problem is due to the requirements of employers to the personal qualities of the modern student. The subject of this paper is the electronic textbook, designed for web 2. 0-based technologies.

Keywords: independent work of students, ways of organizing independent work of students, case of technology, project method, web 2. 0-technology, electronic textbook.

К моменту начала активной разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) в России сложилась система многоуровневого высшего профессионального образования (ВПО), которая состояла из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 специальностям ВПО со сроком обучения, как правило, 5 лет, и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням ВПО с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра (срок обучения 4 года) и магистра (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки ВПО [8].

Сущность самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки студентов к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель.

Понимание целей и результатов самостоятельной работы (СР) предопределено разнообразием процессуально-организационных подходов к учебному процессу в высшей школе:

• личностно-развивающий, в рамках которого СР обеспечивает инициацию личностного развития студента, процессов самоактуализации и самоопределения, саморазвития;

• проблемный, при котором организуется самостоятельная поисковая, творческая деятельность студента;

• компетентностный, обеспечивающий посредством СР формирование ключевых компетенций, необходимых для профессионального становления;

• дистанционный, обуславливающий управление СР с помощью компьютерных и Интернет-технологий; при этом студенты включаются в деятельность по внутренним побуждениям и стимулам, выделяя цели и средства деятельности без непосредственной помощи преподавателя, что позволяет им развить навыки самостоятельности, в том числе самоуправления, самоорганизации, самооценки, самоконтроля;

• инновационный, предполагающий продуктивную деятельность преподавателя и студента в специально организованной ситуации сотрудничества в процессе СР [3].

П. И. Пидкасистый пишет, что организация учебного процесса «... требует такого построения обучения, при котором развивается активность, самостоятельность обучаемого, постепенное превращение его из объекта педагогического воздействия в субъекта осуществляемой учебной деятельности». Такой подход возможен, если правильно строятся взаимоотношения учителя и ученика, в ходе развития которого активные функции постепенно передаются обучаемому [5].

При выборе способов организации СРС необходимо учитывать обеспечение:

• активизации деятельности студентов;

• повышенной степени мотивации;

• прямых и обратных связей по взаимодействию студентов с преподавателем и остальными обучаемыми.

Для удовлетворения перечисленных особенностей, очевидно, необходимо применять активные методы, такие как: ролевые игры, эвристические беседы, решение проблемных ситуаций, кейс-технологии, метод проектов и т. п.

Одним из активных методов обучения является применение кейс-технологий. Использование данного метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Описание ситуации одновременно отражает не только практи-

ческую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний. Следует учитывать, что заявленная проблемная ситуация не должна иметь однозначных решений. Кейсы, за счет ориентации на практические проблемы, позволяют повышать мотивацию обучения, в связи с тем, что студентам становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности.

С внедрением ФГОС ВПО 3 технология анализа конкретных ситуаций входит в предметное обучение. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г А. Брянский, Ю. Ю. Екатеринослав-ский, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапоппорт и др.

Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность, как отмечает А. М. Долгоруков [2]. При этом различают:

• иллюстративные учебные ситуации (на практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации);

• учебные ситуации с формированием проблемы (ситуация в конкретный период времени, цель - обучить диагностированию ситуации и самостоятельному принятию решения);

• учебные ситуации без формирования проблемы (ситуация более сложная, проблема четко не выявлена; цель - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов);

• прикладные упражнения (конкретная сложившаяся ситуация; цель - поиск путей решения проблемы).

Этапы организации учебного процесса с применением кейс-технологии:

1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия).

2. Ознакомительный (вовлечение обучающихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления).

3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы обучающимися; подготовка решения).

4. Итоговый (основная задача этого этапа -представить и обосновать решение по кейсу).

Эффективность применение кейс-технологии обуславливается наличием у студентов базовых теоретических знаний, умений применять методы анализа и исследования социально-экономических процессов и явлений, практики участия в дискуссии и работы в малых группах. Также важна профессиональная готовность преподавателя к формированию межпредметного интегрированного знания, использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления, постоянному удержанию аудитории (важно соблюдать жесткий регламент обсуждения).

Следующим активным методом обучения, которому на наш взгляд следует уделить внимание, является метод проектов. Он требует практического употребления теоретических знаний при решении конкретных задач или проблем в совместной деятельности учащихся (В. В. Гузеев, Л. Б Прокофьева), и активно используется во многих странах [1; 7].

Метод проектов можно определить как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основополагающими характеристиками метода проектов выступают (Е. С. Полат, П. С. Лернер):

• концентрация на личностном развитии студента и значимой для него, профессионально ориентированной деятельности;

• индивидуальный темп работы над проектом;

• комплексность, способствующая сбалансированному развитию психических и физиологических функций;

• универсальность применения багажа знаний в различных ситуациях, помогающая глубже и осознанно усвоить базовые познания и расширить их при необходимости;

• наличие некоего конечного продукта в виде презентации, доклада, проекта урока и т. п. [6]

Е. С. Полат определяет следующие требования к методу проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформление конечных; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов ведет к изменению позиции преподавателя. Теперь он должен выступать не как интерпретатор знания, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка учебного процесса, консультирование студентов.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции.

Поскольку в настоящее время интерес для общества и работодателя представляет профессионал, владеющий технологией сбора информации, способностью эффективно взаимодействовать с коллегами, сохранять и предоставлять результаты своей работы, постоянно адаптироваться к изменяющейся внешней среде, нам представляется необходимым рассмотреть методику внедрения новейших Интернет-технологий в организацию СРС.

Web 2. 0-технологии (web 2.0) открывают перед образовательной практикой широкие возможности: использование свободных

электронных ресурсов в учебных целях; самостоятельное создание сетевого контента; межличностное взаимодействия в образовательном процессе.

Основные положения концепции web 2.0-образования (обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни сообщества; обучение деятельности происходит в процессе общения; общение состоит не только из слов, но и из изображений, мультимедиа; общение фор-

мирует разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются не только экспертами, но и студентами) изложены в трудах Е. Д. Патаракина, А. Наумова, С. М. Кожуховской, Е. В. Ткаченко, Tim O’Reilly, Paul Graham, Jason Fried и др.

Сегодня во всем мире происходит интенсивная разработка принципов построения учебной среды, позволяющей учащимся принимать активное участие в создании сетевого контента. Системная модель учебного сообщества развивается в последние годы исследователем Института информационных технологий в Канаде Стивеном Даунсом и сотрудником научно-исследовательского института Университета Атабаски. Эти авторы полагают, что обучение, организованное с помощью информационных технологий, есть процесс создания сети, в которую включаются люди, организации, библиотеки, web-сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации [4].

Эффективность СРС во многом зависит от возможности их самостоятельно контролировать собственной деятельности. Основным объектом самоконтроля студентов могут быть: планирование СР и выполне-

ние индивидуального плана; изучение дисциплины согласно тематическому плану, рабочей программе; проектирование и выполнение творческих работ; выполнение контрольных, тестовых работ.

В результате проведённой работы нами была создана структура электронного учебного пособия (ЭУП) по дисциплинам, осуществляющим подготовку студентов к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Оболочка пособия разрабатывалась с помощью инструмента «Сайты Google», на базе технологии JotSpot.

Содержание ЭУП представляет собой единство всех основных элементов (текстовых и графических) учебной информации. Его основной функцией является предоставление доступа к учебно-методическому обеспечению дисциплин. На главной странице пособия представлен перечень дисциплин и профилей подготовки, оснащенных гиперссылками.

Страница приветствия ЭУП представлена на рисунке 1.

При переходе по гиперссылкам пользователь попадает на страницу с соответствующей информацией о планировании и оповещении студентов об учебных мероприятиях

Электронное учебное пособие Аннотация

Методические указания

Для преподавателей Для студентов очного отделения Для студентов заочного отделения Аудиторная работа Лекции

Презентации к лекциям Лабораторные работы Дополнительные источники Учебный кейс

Описание ситуации Персонажи и их действия Система оценивания Дополнительные источники Проект

Требования к структуре Требования к презентации Система оценивания Дополнительные источники Система контроля Входной контроль Самоконтроль Текущий контроль Тематический контроль Итоговый контроль Ссылки на сервисы Об авторах

'■■ени-ь боковую панель

Электронное учебное пособие

По циклу дисциплин, осуществляющих подготовку к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Профиль Дисциплина

Документоведение и документационное обеспечение управления "Информационные технологии"

Образование в области иностранного языка (английского) "Информационные технологии"

Психология "Информационные технологии в психологии"

Психология и социальная педагогика "Современные информационные технологии"

Психология образования "Современные информационные технологии”

Социальная работа в системе здравоохранения "Информационные технологии в социальной работе"

Социальная работа в системе социальных служб "Информационные технологии в социальной работе"

Социология "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Физическая культура "Информационные технологии"

Подстраницы (1): профиль Документовенение и покументаиионное обеспечение управления, дисциплина 'Информационные технологии'

[?) Добавить файлы Комментарии

Рис. 1. Страница приветствия

(календарь Google), а также рабочей программы дисциплины (Google Docs) (рисунок 2).

Пункт меню навигации «Аннотация» включает в себя информацию о назначении и структуре ЭУП.

Пункт меню «Методические указания» включает рекомендации по использованию ЭУП для преподавателя и студентов очной и заочной формы обучения.

Пункт меню «Аудиторная работа» содержит теоретический материал (лекции), презентации к ним, лабораторные работы, перечень

дополнительных источников информации для подготовки к аудиторным занятиям.

Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы необходимо полностью ознакомиться с ее содержанием, а также должен быть тщательно изучен теоретический материал. Выполнение каждой работы сопровождается созданием отчетного файла (отчета), в котором приводятся результаты выполнения пошаговой инструкции. Для каждой лабораторной работы указаны: тема, цель, задачи, ссылка на теорети-

Рис. 2. Планирование и оповещение студентов об учебных мероприятиях; просмотр рабочей программы дисциплины

ческие основы работы, требования к отчету, задания, контрольные вопросы.

Пункт меню «Учебный кейс» содержит описание проблемной ситуации, персонажей и их действий, требований к выполнению кейса, система оценивания, перечень дополнительных источников информации.

Для организации коллективной работы студентов используется сервис «Google Группы» - средство обучения и группового сотрудничества; создание записей с возможностью обсуждения возникающих вопросов; размещение различного рода уведомлений.

Для публикации и совместного редактирования текстовых материалов предназначен онлайн-офис http://docs. google.com, который включает в себя текстовый процессор, таблицы, презентации, формы и место хранения документов.

Организация оценивания выполнения заданий осуществляется с помощью экспертной таблицы (в качестве экспертов выступают как сами студенты, так и преподаватель). Инструментом для ее создания явился сервис «Google Таблицы», где есть возможность выявить среднее значение оценок студента; форматировать ячейки по условию, чтобы автоматически определять студентов с оценками выше или ниже некоторого порога; создавать диаграммы как наглядное средство проведения анализа результатов мониторинга; предоставлять общий доступ к таблицам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный сервис используется также как место для размещения студенческих работ, выполненных в процессе изучения дисциплины (тексты материалов по кейсу, презентации, текущие проверочные работы, отчеты по лабораторным работам, проектные материалы).

Пункт меню «Проект» находится в разработке. Здесь предполагается включить перечень требований к структуре выполняемого студентами проекта, требования к представлению результатов его выполнения (презентация), система оценивания, перечень дополнительных источников информации.

Пункт меню «Система контроля» включает в себя средства для самоконтроля, подготовки и проведения входного, текущего, тематического и итогового контроля. Все виды контроля проводятся в тестовой форме и разработаны с помощью сайта онлайн-тестирования «Твой тест». Автоматизиро-

ванная система предоставляет возможность создавать тестовые задания любого вида и сложности, формировать группы пользователей, просматривать результаты.

Для быстрого поиска сервисов, необходимых для выполнения учебной работы студентами, используется пункт меню навигации «Ссылки на сервисы». В рамках нашего проекта данный компонент реализован с помощью сервиса Symbaloo.

Пункт меню «Об авторах» включает сведения о разработчиках данного пособия.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что внедрение в процесс подготовки студентов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности ЭУП позволяет повысить эффективность организации СРС, за счет преимуществ применения web 2.0 и современных методов организации СРС.

Библиографический список

1. Гузеев В. В. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. - 2007. -№ 7 - С. 105-114.

2. Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://evolkov.net/case/case.study.html/ (дата обращения: 25.05.2012).

3. Мампория С. В. Самостоятельная работа студентов вузов: теоретическое представление // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5: Сер. Педагогические и психологические науки. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. 2010. - С. 155-159.

4. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета - новые формы коллективного педагогического взаимодействия. [Электронный ресурс]. URL: http://eelmaa. net/ dld/web20.pdf/ (дата обращения: 01.03.2012).

5. Пидкасистый П. И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидакти-ческие основы ее классификации. - Пермь, Педагогика. - 2000. - 160 с.

6. Полат Е. С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/ polat2.htm/ (дата обращения: 03.05.2012).

7. Прокофьева Л. Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - 503 c.

8. Толкачев В. В. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения: проблема оценки качества подготовки студентов. - Нижний Новгород. 2011. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.