Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ И ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ И ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожное движение / пропускная способность / автоматизированное управление / технические средства / traffic / throughput / automated control / technical means

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Крылов А.В.

В работе рассматриваются современные методы организации дорожного движения, проводится анализ оснащенности улично-дорожной сети г. Йошкар-Олы техническими средствами организации дорожного движения, предлагаются этапы возможного внедрения автоматизированной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Крылов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF TRAFFIC MANAGEMENT, ANALYSIS OF TECHNICAL EQUIPMENT AND ISSUES OF IMPLEMENTATION OF AUTOMATED CONTROL SYSTEM ON TERRITORY OF CITY OF YOSHKAR-OLA

The paper considers modern methods of traffic management, analyzes the equipment of the Yoshkar-Ola street and road network with technical means of traffic management, and suggests the stages of possible implementation of an automated control system.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ И ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ»

УДК 69

Крылов А.В.

направление Строительство (магистратура), гр. СТРм-23 Поволжский государственный технологический университет

(г. Йошкар-Ола, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ И ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ

Аннотация: в работе рассматриваются современные методы организации дорожного движения, проводится анализ оснащенности улично-дорожной сети г. Йошкар-Олы техническими средствами организации дорожного движения, предлагаются этапы возможного внедрения автоматизированной системы управления.

Ключевые слова: дорожное движение, пропускная способность, автоматизированное управление, технические средства.

Организация дорожного движения является одним из важнейших факторов, влияющих на безопасность и экономическое развитие региона. Автоматизированной системы управления дорожным движением (далее -АСУДД) позволяет реагировать на возникшие негативные факторы и оперативно вносить изменения, способствующие увеличению пропускной способности дорог.

На протяжении длительного времени совершенствование транспортной системы осуществлялось в основном с помощью градостроительной модернизации - расширение проезжей части, строительство многоуровневых развязок и прочее. Однако применение такого способа требует значительных финансовых и временных затрат. Конечно, градостроительные мероприятия дают результат, но при этом растет количество личного транспорта на улично-

2388

дорожной сети. Изменить эту ситуацию можно с помощью внедрения более современных способов управления транспортными потоками.

В настоящее время на территории ГО «Город Йошкар-Ола» расположен 134 светофорных объекта, в составе которых находятся 1596 светофоров. При этом АСУДД типа «Зеленая волна» функционирует лишь на 7 светофорных объектах. Настройка светофорных объектов осуществляется на основе визуального анализа и подсчета потоков транспорта в различных направлениях на улично-дорожной сети в ручном режиме. Далее осуществляется составление диаграммы режима работы светофорного объекта, утверждение администрацией, Настройка на рабочем месте, проверка на стенде. Данный способ занимает большое количество времени и не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся дорожные условия.

Один их способов эффективного управления дорожным движением -метод адаптивного регулирования с использованием автоматического мониторинга.

Адаптивное управление подразумевает использование методик управления, воздействующих на систему управления и имеющих возможность изменить составляющие или критерии регулирования, которые могут изменяться в зависимости от состояния объекта контроля.

Зарубежные и отечественные эксперты всё чаще обращаются к вопросу совершенствования управления транспортными потоками через светофорную сеть, действующую в условиях повышенной нагрузки, вместо классических подходов.

Регулирование транспортной сети с помощью светофоров направлено на минимизацию ситуаций затора, который связан не только с прямыми издержками, но и с вторичными, которые означают увеличение длины транспортных очередей и могут повлиять на все соседние пересечения и привести к глобальному сетевому затору.

Основным методом усовершенствования систем адаптивного управления является анализ практического применения сформированных

2389

систем, которые осуществляют свою деятельность, несмотря на возможность возникновения кризисных ситуаций, используя системы мониторинга транспортных систем типа GPS/ГЛОНАСС.

В процессе работы GPS/ГЛОНАСС управляющая система получает сигнал от системы контроля. В то же время автоматизированная система помощи по принятию решений оценивает параметры качества обслуживания клиентов транспортной сети, сравнивает значения сети с нормативными и предлагает решение в зависимости от дорожной ситуации на текущий момент времени.

Применение методов управления транспортными сетями на основе собираемых данных благоприятно воздействует на пропускную способность улично-дорожной сети города.

К таким данным относят:

- учёт дорожно-транспортных происшествий,

- слежение за перемещением участников дорожного движения,

- правильное размещение стояночных мест,

- выявление участков дорог с высокой потенциальной опасностью возникновения ДТП и их модернизацию,

- планирование и оценку маршрутов,

- оценку качества и количества пассажирских перевозок,

- формирование графика движения транспорта.

Системный подход означает концентрацию внимания на построении целого, а все оставшиеся компоненты сети рассматриваются во взаимосвязи без уточнения их сущности.

Наиболее используемый метод управления транспортной сетью -диспетчерская система управления. Она создаётся в составе управлений или отделов по транспорту в администрациях и муниципалитетах, для соблюдения принципов централизованного управления. Работа единого диспетчерского органа управления предполагает деятельность по выявлению «сильных» и «слабых» сторон транспортной системы и по оценке её эффективности.

2390

Важная задача управленческой диспетчерской системы - это сбор и обработка первичных данных. Основная часть информации состоит из данных об отдельных транспортных единицах сети, территориальном расположении автотранспортных средств, о регулярности движения на выбранных участках дороги.

Благодаря диспетчерам проводится комплексный анализ соответствия запланированных, нормативных данных и реальной ситуации на дорогах. Диспетчеры выполняют также сбор и обработку поступающих жалоб от участников дорожного движения, следят за работой подвижных средств контроля и т. д.

Объекты управления многообразны. Ими могут быть как частный, грузовой, так и общественный транспорт. Для эффективного управления необходимо учитывать множество факторов, влияющих на дорожную систему. К ним можно отнести климатическую систему, взаимодействие между административными службами и органами власти территории, качество дорожного покрытия и т. д. Кроме того, в систему управления включают не только транспортные единицы, но и средства управления - светофоры, опознавательные знаки и др.

Грамотное построение системы управления транспортной системой позволяет повысить такие показатели, как безопасность пассажирских и грузовых перевозок, сокращение сроков доставки товаров, улучшение качества предоставления транспортных услуг и т. д. Именно влияние на такой широкий спектр показателей обуславливает актуальность изучения подходов к управлению транспортной системой.

Управление транспортными потоками, прежде всего, подразумевает изменение их характеристик. Например, изменение скоростного режима, интенсивности движения, количества светофоров и др. Для изменения характеристик сети используют известные механизмы и средства управления.

На территории городского округа «Город Йошкар-Ола» 38 светофорных объектов оборудованы дорожными контроллерами КДУ 3.2Н производства

2391

ООО «Комсигнал» (г. Екатеринбург), 68 ДК «ТАКТ» производства АО «ММЗ» (г. Йошкар-Ола), 1 дорожный контроллер КОМКОН КДК-01,02 (г. Харьков, Украина), 1 контроллер ДКСТ-16С-00 (г. Нальчик). Из всех вышеперечисленных дорожных контроллеров только КДУ 3.2Н могут быть использованы в создании АСУДД на территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Следовательно, для ее создания необходима замена, как минимум, 70 дорожных контроллеров с поддержкой основных каналов связи: GSM, Ethernet и волоконно-оптические линии связи.

Анализ существующей системы управления дорожным движением в г. Йошкар-Оле показал, что существует необходимость создания системы оптимального распределения функций управления в структурных подразделениях, а также контроля и координации транспортной системы населенного пункта. На первоначальном этапе необходимо:

- осуществить замену устаревших дорожных контроллеров ТАКТ, снятых с производства, на современные,

- определить юридическое лицо, на базе которого будет организована работа диспетчерской службы в круглосуточном режиме,

- осуществить приобретение оборудования для организации работы диспетчерской службы. Программное обеспечение, такое как Единая среда конфигурирования дорожной периферии, предоставляется бесплатно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Моттаева А.Б. Совершенствование системы управления транспортными потоками // Вестник Московского государственного областного университета. Экономика - 2021 - №1. - С. 109-118

2392

Krylov A.V.

Volga Region State Technological University (Yoshkar-Ola, Russia)

MODERN METHODS OF TRAFFIC MANAGEMENT, ANALYSIS OF TECHNICAL EQUIPMENT AND ISSUES OF IMPLEMENTATION OF AUTOMATED CONTROL SYSTEM ON TERRITORY OF CITY OF YOSHKAR-OLA

Abstract: the paper considers modern methods of traffic management, analyzes the equipment of the Yoshkar-Ola street and road network with technical means of traffic management, and suggests the stages ofpossible implementation of an automated control system.

Keywords: traffic, throughput, automated control, technical means.

2393

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.