Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Серебрякова Е.И., Букатина Е.Г.

В статье раскрывается роль и значение обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах в Российской Федерации на примере города Йошкар-Олы. Рассматривается подробно деятельность муниципального предприятия МБУ «ЦОДД «Сигнал» по повышению безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Серебрякова Е.И., Букатина Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFIC SAFETY ON CITY ROADS IN YOSHKAR-OLA

The article deals with the role and importance of road safety on the roads in the Russian Federation by the example of the city of Yoshkar-Ola. We consider in detail the activities of the municipal enterprise MBU "TSODD" Signal "to improve road safety.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ»

УДК 378. 147

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

НА ДОРОГАХ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ

Е.И. Серебрякова1, Е.Г. Букатина2

Аннотация

В статье раскрывается роль и значение обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах в Российской Федерации на примере города Йошкар-Олы. Рассматривается подробно деятельность муниципального предприятия МБУ «ЦОДД «Сигнал» по повышению безопасности дорожного движения.

Ключевые слова

Безопасность дорожного движения, целевые программы, дорожное хозяйство, технические средства регулирования безопасности дорожного движения.

В настоящее время безопасности дорожного движения в Российской Федерации уделяется особенное внимание. Рост числа дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, в том числе, произошедшими с детьми, остаётся на высоком уровне. Огромный материальный и моральный ущерб из-за аварийности на автомобильном транспорте наносится не только обществу в целом, но и отдельным гражданам. Для решения этой важной социально-экономической и демографической задачи в 2012 году по распоряжению Правительства Российской Федерации была создана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», целью которой является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом.

В качестве задач Программы называются:

1.Создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

2.Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;

3.Повышение культуры вождения;

4.Развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях;

5.Повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку [2].

На настоящий момент Программа подходит к завершению её первого этапа, период которого был с 2013 по 2015 год. На данном этапе планировалось реализовать следующие мероприятия:

1 Серебрякова Евгения Ивановна - студент кафедры управления и права, Поволжский государственный технологический университет (Россия).

2 Букатина Екатерина Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права, Поволжский государственный технологический университет (Россия).

-сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

-изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

-стимулирование ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за снижение дорожно-транспортной аварийности;

-совершенствование механизмов работы с субъектами Российской Федерации [2].

В 2015 году необходимо проанализировать результаты реализации 1-го этапа Программы и подготовить предложения по корректировке показателей, индикаторов и перечня мероприятий Программы.

Рост автомобильного транспорта ведет к увеличению интенсивности дорожного движения. Обеспечение быстрого и безопасного движения требует организационных мероприятий, где особая роль принадлежит внедрению технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств. В числе мероприятий Программы запланированы мероприятия, направленные на развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий.

В частности, в мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности улично-дорожной сети, ответственным исполнителем которых является МВД России входят:

■ оснащение участков улично-дорожной сети городов и населенных пунктов пешеходными ограждениями, в том числе в зоне пешеходных переходов;

■ модернизация нерегулируемых пешеходных переходов, в том числе прилегающих непосредственно к дошкольным образовательным организациям, общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования, средствами освещения, искусственными дорожными неровностями, светофорами и другими элементами повышения безопасности дорожного движения;

■ модернизация светофорных объектов [2].

Во многих регионах реализуются также собственные целевые программы по совершенствованию безопасности дорожного движения. В Республике Марий Эл в 2015 году подошла к концу республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2011-2015 годах» [1]. В результате реализации мероприятий Программы ежегодно в период 2011, 2012, 2013 годов достигался положительный эффект в части снижения показателей фактической смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий относительно показателя, характеризующего смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий при инерционном сценарии, то есть при отсутствии программно-целевого метода. При этом число погибших в результате ДТП за 2013 год (145) меньше аналогичного показателя за 2012 год (151 человек) [4].

В 2012 году Правительство Республики Марий Эл утвердило государственную программу Республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2020 года» [3], цели которой схожи с целями Федеральной целевой программы.

Следует отметить, что в столице Республике Марий Эл городе Йошкар-Оле администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» была утверждена собственная муниципальная целевая долгосрочная программа «Повышение безопасности дорожного движения в городском округе «Город Йошкар-Ола» на 2013 - 2016 годы», которая предполагает следующие ожидаемые конечные результаты:

■ сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 25% по сравнению с 2012 годом;

■ формирование правовой культуры населения в сфере безопасности дорожного движения;

■ формирование положительного общественного мнения по проблеме безопасности дорожного движения;

■ совершенствование организации движения транспорта и пешеходов;

■ совершенствование системы контроля за состоянием дорожного движения [5].

Город Йошкар-Ола активно развивается, вводятся в эксплуатацию новые дороги, меняются схемы движения. В решении транспортных проблем города особо важную роль играют технические средства организации дорожного движения. Система безопасности транспортного сообщения находится в прямой зависимости от состояния технических средств регулирования дорожного движения, их эффективности. Основными критериями эффективности технических средств регулирования дорожного движения в современных условиях являются: повышенные эксплуатационные характеристики, надёжность, долговечность и экономичность. За состоянием технических средств регулирования дорожного движения в г. Йошкар-Оле следит МБУ «ЦОДД «Сигнал»

Основной целью деятельности муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения «Сигнал» является выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту и эксплуатации технических средств регулирования движения транспорта и пешеходов и проведение работ по нанесению линий дорожной разметки на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Учреждение осуществляет свою уставную деятельность по обеспечению автомобильных дорог городского округа «город Йошкар-Ола» техническими средствами и автоматизированными системами регулирования, в целях безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, а также осуществляет иные виды деятельности в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, согласно законодательству РФ.

В распоряжении учреждения имеются административные помещения, производственные цеха, сооружения, специализированные ма-

шины, механизмы, станочное оборудование, что позволяет оперативно выполнять работы по строительству, эксплуатации средств регулирования дорожного движения по снижению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в городе Йошкар-Оле.

С 01.01.2012 г. финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола».

В МБУ «ЦОДД «Сигнал» создано четыре подразделения:

1.Электромонтажные работы;

2.Монтажные работы;

3.Вспомогательные работы;

4.Водители и автослесари.

Списочная численность работников учреждения составляет 65 человек.

Дорожные знаки учреждение не закупает, а изготавливает самостоятельно. Учреждение оснащено станочным оборудованием, что позволяет изготовить любой сложности дорожный знак и указатель направления движения, что значительно снижает себестоимость изделий. На сегодняшний день учреждение обслуживает 6385 дорожных знаков в городе Йошкар-Ола. За период с января по апрель 2015 года, согласно техническим заданиям изготовлено 380 дорожных знаков, установлено 454 дорожных знака, демонтировано 300 дорожных знака.

В современных условиях движения водитель не всегда может заметить дорожные знаки. Часто причиной плохой видимости знаков являются погодные условия, наличие в поле зрения ярких освещаемых объектов, особенно реклама. На решение проблемы направлена новая технология изготовления знаков, предусматривающая использование пленки типа В, обладающей повышенной светоотражающей способностью. Знаки размещаются на щитах желтого цвета, выполненные с применением пленки, обладающей флуоресцентными свойствами. Они хорошо выделяются при плохих погодных условиях и хорошо видны в темное время суток.

В настоящее время в городе продолжается замена дорожных знаков «Пешеходный переход» на дорожные знаки с жёлтым обрамлением. В основном заменены дорожные знаки у школ города.

Показатели динамики работ Учреждения указывают на рост и снижение производительности или выполнения работ по монтажу, демонтажу, изготовлению и реставрации дорожных знаков. Как можно заметить на рис. 1 рост выполняемых работ в основном зависит от финансирования учреждения и выполнения заранее утвержденных годовых планов. В 2010 и в 2011 году Учреждение пережило кризисные времена, когда оно финансировалось за счёт средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Несмотря на малочисленность бригад, состоящих в основном из 12 человек, предприятию удаётся справляться со сложными задачами, хотя и не всегда оперативно. Достаточно упомянуть проведение эстафеты Олимпийского огня, когда за одну ночь нужно было успеть перестроить схему движения для проведения праздничных мероприятий, расставить почти 300 временных знаков в соответствии с утвержденной схемой, а затем убрать. Во время снегопада, особенно из-за мокрого снега, этим же бригам нужно очистить 5500 знаков, а летом и осенью знаки приходится чистить от пыли, грязи и рекламных наклеек [6].

II

I ■ О I П II

Монтаж дорожных знаков

рмп м м т

П1 I

Демонтаж дорожных Изготовление дорожных Реставрация дорожных знаков знаков знаков

■ 2009 -2010 "2011 "2012 -2013 -2014 "2015 (I и II квартал)

Рис. 1. Динамика работ Учреждения по дорожным знакам с 2009 по 2015 гг.

В настоящее время на балансе учреждения находится 84 светофорных объекта (из них 17 ламповых светофоров). На ламповых светофорах ведётся замена ламп накаливания на светодиодные, которые является более устойчивыми к перепадам напряжения и экономичными в плане эксплуатации. В отличие от ситуаций с дорожными знаками, светофорные объекты иногда требуют к себе внимания гораздо больше. На предприятии практикуется круглосуточное дежурство в случаях выхода из строя светофоров, например, во время сильного ливня с грозами.

По эксплуатации светофорных объектов можно видеть на рис. 2 значительное снижение в 2012 году и увеличение роста строительства светофорных объектов в городе, начиная с 2013 года.

Рис. 2. Динамика работ по эксплуатации светофорных объектов (2009-2015 гг.)

По Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 году» в 2011 году были заменены ламповые светофоры на светодиодные для значительного увеличения видимости и экономичности в плане обслуживания и работы светофорных объектов (рис. 3). В рамках федеральной программы 2013-2020 гг. запланировано реконструировать 2 светофорных объекта.

30 25 20 15 10

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015 (I и II квартал)

•Реконструкция светофорных объектов

Строительство светофорного объекта

Рис. 3. Работы Учреждения по строительству и реконструкции светофорных объектов (2009-2015 гг.)

Учреждение занимается изготовлением специализированных стоек, фундамента и кронштейнов к опоре уличного освещения (ОУО) для установки дорожных знаков и строительства светофорных объектов. Опять же на рис. 4 видна проблема с финансированием и уделением внимания проблеме обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах и улицах города Йошкар-Олы.

Рис. 4. Динамика работ Учреждения по изготовлению укрепляющих устройств для светофорных объектов (2009-2015 гг.)

5

0

Сейчас каждый светофорный объект работает автономно, сам по себе, однако были времена, когда все светофорные объекты города были связаны между собой в Автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД). Данная система позволяла управлять режимом работы всех светофорных объектов города удаленно, из кабинета. Однако, недостаток финансирования в 1990-е годы, а также проблемы с управлением привели к тому, что система устарела и в данный момент не функционирует, а на создание новой требуются немалые средства [6].

По состоянию на 01.04.2015 г. за Учреждением числится 11 единиц специализированной техники.

Учреждение занимается изготовлением, установкой и обслуживанием дорожных ограждений. В эксплуатации учреждения на 01.04.2015 г. находится 1463,0 п.м. ограждений.

В 2014 году наблюдается пик установки, а также покраски дорожных ограждений в связи с утвержденным муниципальным заданием управления городского хозяйства городского округа «Город Йошкар-Ола» (рис. 5).

1600

Покраска дорожных ограждений Установка дорожных ограждений

■2009 -2010 "2011 "2012 -2013 -2014 "2015 (I и II квартал)

Рис. 5. Динамика работ Учреждения по дорожным ограждениям (2009-2015 гг.)

Немаловажным в обеспечении безопасности дорожного движения является дорожная разметка, которая организует поток машин. С каждым годом Учреждение увеличивает объёмы нанесения дорожной разметки в связи с восстановлением или ремонтом дорог в г. Йошкар-Ола. В 2013 году администрация города Йошкар-Олы приобрела для учреждения новую ручную разметочную машину «Евромикс 2К11-5» для безвоздушного способа нанесения разметки. Данная машина позволяет наносить разметку в любое время дня на любом участке дороги благодаря её малым размерам. С приобретением нового оборудования существенно увеличилось количество и улучшилось качество нанесения разметки (рис. 6).

Нанесение дорожной разметки

■ 2009 2010 И2011 И2012 И2013 И2014 И2015 (I и II квартал)

Рис. 6. Динамика выполнения работ

Учреждения по нанесению дорожной разметки (2009-2015 гг.)

Согласно муниципального задания на 2014 год муниципальному бюджетному учреждению «Центр организации дорожного движения «Сигнал» запланировано нанести дорожную разметку, согласно утвержденных графиков в количестве 15000 м2.

Для выполнения муниципального задания по нанесению линий дорожной разметки в городе Йошкар-Оле приобретено 17295 кг разметочной краски на общую сумму 1 300 000, 00 руб. За период с апреля по сентябрь 2014 года выполнены работы по нанесению линий дорожной разметки в количестве 19985,72 м2 на участках дорог (в сравнении в этот же период 2013 года было нанесено 14776,19 м2), согласно ведомостей работ, в том числе проведены работы по нанесению дорожной разметки у школ города и детских дошкольных учреждений. В городе всего 445 пешеходных переходов, на 01 октября 2014 года было нанесено разметки на 422 пешеходных переходах.

Начиная с сентября 2014 года и по настоящее время в городе Йошкар-Оле, выполняется работа по изменению режима работы светофорных объектов с выделением отдельной пешеходной фазы, согласно утвержденных изменений приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 года № 2221-ст утверждены изменения в национальный стандарт ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Принятые изменения введены в действие с 28.02.2014 года. В соответствии с принятыми изменениями не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования. Перед перепрограммированием электронной службой учреждения проводилась оценка последствия введения новой фазы. В зависимости от расположения светофорного объекта есть и плюсы и минусы перехода на новую программу. В ходе совместной работы с УГИБДД и по мере поступления жалоб от жителей города, работники электротехнической службы выезжают на место и проводят корректировку временных характеристик. Результат перепрограммирования покажет время (количество ДТП в сторону снижения или увеличения).

Таким образом, работа учреждения по обслуживанию, строительству, реконструкции и модернизации технических средств регулирования дорожного движения, способствует снижению уровня дорожно-транспортных происшествий и обеспечению безопасности водителей и пешеходов в городском округе «Город Йошкар-Ола».

Список литературы:

1. http://mari-el.gov.ru/minprom/avtodor/Pages/tag_programs.aspx // Республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2011-2014 годах» [Электронный ресурс]. (дата обращения 27.05.2015).

2. http://www.fcp-pbdd.ru // Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [Электронный ресурс]. (дата обращения 27.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. http://www.fcp-pbdd.ru/upload/iblock/0e9/12.pdf // Государственная программа республики Марий Эл «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. (дата обращения 27.05.2015).

4. http://www.git12.rostrud.ru/news/37524.html // Об итогах реализации программы мероприятий республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2011-2015 гг». [Электронный ресурс]. (дата обращения 27.05.2015).

5. http://www.i-ola.ru/city/finance/economica/municipal.php // Муниципальная целевая долгосрочная программа «Повышение безопасности дорожного движения в городком округе «Город Йошкар-Ола» на 2013-2016 годы». [Электронный ресурс]. (дата обращения 27.05.2015).

6. Шумилов, А. Светлые полосы в жизни дорог. / А. Шумилов. // Информационно-правовой журнал для автовладельцев «Airbag». - 2014. - №3. - С. 54-55.

7. Шемякина М.С., Блюменталь О.И. Оценка поступления НДФЛ от различных категорий налогоплательщиков и налоговых агентов в бюджетную систему (на материалах Республики Марий Эл) / В сборнике: Современная инновационная экономика: анализ проблем и стратегия развития сборник материалов II Международной научно-практической конференции. г. Йошкар-Ола, 2013. - С. 100105.

© Е.И. Серебрякова, Е.Г. Букатина

UDC 378. 147

TRAFFIC SAFETY ON CITY ROADS IN YOSHKAR-OLA

E.I. Serebryakova, E.G. Bukatina

Abstract. The article deals with the role and importance of road safety on the roads in the Russian Federation by the example of the city of Yoshkar-Ola. We consider in detail the activities of the municipal enterprise MBU "TSODD" Signal "to improve road safety.

Keywords: road safety, special programs, roads, means of regulating traffic safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.