Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности населения на дорогах Калининградской области'

Обеспечение безопасности населения на дорогах Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ / УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / КУЛЬТУРА / НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / TRAFFIC MANAGEMENT / ROAD USER / DISTRICT SPECIAL PROGRAM / CULTURE / REGULATORY AUTHORITIES / VEHICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чинчуков Ю. Л.

Рассмотрены предложения ГУ МЧС России по Калининградской области о повышении эффективности работы спасателей, сокращении числа, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе сокращении детского дорожно-транспортного травматизма в рамках «Областной целевой программы обеспечения безопасности населения на дорогах Калининградской области до 2012 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чинчуков Ю. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

People Safety Providing on the Roads of Kaliningrad Region

Article describes proposals of Kaliningrad department Emercom of Russia how to raise efficiency of rescues work, victims reduction especially children traffic traumatism in the framework of "Regional program of people safety on the roads of Kaliningrad region up to 2012».

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности населения на дорогах Калининградской области»

УДК 614.8:656.1

Обеспечение безопасности населения на дорогах Калининградской области

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Ю.Л. Чинчуков, ГУ МЧС России по Калининградской области

Аннотация

Рассмотрены предложения ГУ МЧС России по Калининградской области о повышении эффективности работы спасателей, сокращении числа, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе сокращении детского дорожно-транспортного травматизма в рамках «Областной целевой программы обеспечения безопасности населения на дорогах Калининградской области до 2012 года».

Ключевые слова: процесс управления движением, участник дорожного движения, областная целевая программа, культура, надзорные органы, транспортных средств.

People safety providing on the roads of Kaliningrad region

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

Y.L. Chinchukhov, Kaliningrad department Emercom of Russia

Abstract

Article describes proposals of Kaliningrad department Emercom of Russia how to raise efficiency of rescues work, victims reduction especially children traffic traumatism in the framework of "Regional program of people safety on the roads of Kaliningrad region up to 2012».

Key words: traffic management, road user, district special program, culture, regulatory authorities, vehicle.

Современное общество характеризуется непрерывным увеличением объема транспортного сообщения. При этом рост количества транспортных средств зачастую опережает развитие дорожной сети. В этих условиях задача обеспечения безопасности, надежности и качества автотранспортного сообщения чрезвычайно усложняется. А ее игнорирование приводит к образова-

нию «заторов», повышению уровня аварийности, экономическому ущербу.

Эти же проблемы характерны и для Калининградской области. Проблема безопасности на Калининградских дорогах уже многие годы не теряет своей актуальности, а с годами становится все более и более значимой.

В нашей области разработана областная целевая программа обеспечения безопасности населения на дорогах Калининградской области до 2012 года. Целью программы является оптимизация процесса управления движением в условиях высоких транспортных потоков, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Зачастую в мирное время в покореженных салонах автомобилей и под их колесами людей в течение года гибнет больше, чем во времена военных кампаний. К этому приводят многие причины: неудовлетворительное состояние дорог, их перегруженность, низкая культура участников дорожного движения, недобросовестное выполнение надзорными органами своих обязанностей и т.д. Решение этих проблем, как известно, прерогатива властей разных уровней, и в первую очередь, ГИБДД. Им посвящено много публикаций в СМИ, но, как правило, никто не затрагивает еще один важный круг проблем, с которым непосредственно сталкиваются службы спасения и аварийно-спасательные формирования МЧС России — спасение и помощь жертвам ДТП.

В отличие от ГИБДД МЧС России не может непосредственно повлиять на ситуацию на дорогах. Но именно спасателей вызывают, если раненый человек заблокирован в салоне автомобиля, попавшего в аварию. Конкретная человеческая жизнь зависит в данном случае не только от оперативности и грамотных действий спасателя, но и от того, насколько удобно спасателю выполнять свои непосредственные обязанности. То есть, от банальных мелочей. И, хотя специальных изысканий на эту тему в Главном управлении МЧС России по Калининградской области до сих пор не проводилось, все же есть предположения, что работу спасателей можно усовершенствовать и, таким образом, повысить процент выживших людей, пострадавших в ДТП.

Непосредственная беседа со спасателями ПСО МЧС России по Калининградской области помогла наметить ряд вопросов, требующих специального изучения. (В обсуждении данной проблемы принимало участие порядка двадцати спасателей).

Так, непосредственные участники аварийно-спасательных работ признались, что ряд людей, попавших в ДТП и благополучно деблокированных спасателями, все же иногда погибают буквально у них на руках. Причина банальна — слишком долго едет на место машина «скорой помощи». В этой ситуации логично было бы, если бы спасатели, не откладывая, сами оказывали пострадавшему первую медицинскую помощь. Но проблема в том, что по закону они не имеют права этого делать. Штатом ПСО МЧС России не предусмотрена должность медработника, который мог бы выехать вместе со спасателями и на законных основаниях оказать помощь пострадавшему.

Целесообразно было бы иметь каждой дежурной смене медработника (парамедика). После аварии автомобиль может оказаться на обочине, в кювете, или продолжать оставаться на проезжей части. Для того, чтобы не причинить пострадавшему дополнительного вреда, машину не передвигают на более подходящее место для проведения аварийно-спасательных работ, а стараются извлечь его из салона там, где была обнаружена машина. При этом, работая на проезжей части, спасатели сами рискуют быть сбитыми проезжающими автомобилями. Особенно это актуально в ночное время. Выставлять охрану или ограждения не только от машин, но и от любопытных зевак у спасателей нет возможности. В составе группы, как правило, трое и все задействованы в деблокировании пострадавшего. Однако у представителей ГИБДД эти проблемы, как правило, не встречают сочувствия. В числе важных факторов, также влияющих на сокращение времени выполнения аварийно-спасательных операций, часть спасателей назвала несовершенство гидравлического аварийно-спасательного инструмента «Медведь», широко распространенного в системе МЧС в последнее время, в частности, его ненадежность и неудобство в применении. А также недостатки штатных «Газелей», на которых спасатели добираются к месту аварии. Ситуация, требующая экстренного вмешательства спасателей, предполагает и необходимость энергичной езды. «Газель» для этой цели не вполне подходит. Так как недостаточно маневренна, имеет слабый двигатель. В качестве лучшей машины спасатели дружно назвали «Мерседес».

В администрации городского округа «Город Калининград» разработана целевая Программа «Повышение безопасности населения на дорогах г. Калининграда в 2006— 2012 годах» утверждённая решением городского Совета депутатов Калининграда от 1 марта 2006 г. № 74.

За время реализации мероприятий городской Программы выполнено:

* установлены искусственные дорожные неровности (ИДН) у 31 детского учебного заведения;

* установлены 52 секции светофора с обратным отсчётом времени;

* для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть в неустановленном месте установлены пешеходные ограждения 550 м;

* установлено 20 остановочных павильонов общественного пассажирского транспорта;

* установлены 2 светофорных объекта (СО) у СОШ № 34 и № 37, мигающие маячки у СОШ № 4. Завершаются работы по установке СО у СОШ № 15 и № 33.

* установлено и реконструировано 9 светофорных объектов (АСУД)

* Минским институтом УП "НИИСА" разработан проект «Создание АСУДД в г. Калининграде», проведена разработка программного и аппаратного обеспечения АСУДД ;

* завершено оборудование центрального управляю-

Анализ состояния дорожно-транспортных происшествий. 2006-2007 гг.

Всего ДТП 2006 г. 2007 г.

+ 2,4% 552 565

Погибло -20,8% 53 42

Ранено + 1,5% 589 598

ДТП по вине пешеходов + 13,4% 172 195

ДТП с участием несовершеннолетних -38,1% 84 52

ДТП с сопутствующими дорожными условиями -26,3% 38 28

ДТП по вине водителей лицензированного ТС -27,3% 11 8

щего пункта (ЦУП АСУД) расположенного на ул. Черняховского, 56 в здании УГИБДД УВД. Введён в опытную эксплуатацию (сложный участок) ул. Черняховского, по результатам испытаний ведётся доработка проекта АСУД. Завершена прокладка кабелей связи от ЦУП к светофорным объектам, расположенным в районе площади Победы и на Ленинском проспекте;

* приобретена комбинированная разметочная машина для нанесения дорожной разметки краской и двухкомпонентным холодным пластиком;

* ведутся научно-исследовательские работы по оптимизации движения маршрутного пассажирского транспорта;

* планируется установка в 2009 г. многофункциональной автоматизированной системы видеофиксации нарушений ПДД, таких как превышение скорости, нарушение сплошной линии разметки со считыванием регистрационного знака транспортного средства.

За это время достигнуты следующие результаты:

число погибших в ДТП снизилось на 20,8%;

снизилось число ДТП с участием несовершеннолетних на 38,1%;

снизилось число ДТП с сопутствующими дорожными условиями на 26,3%.

В 2009 г. для повышения безопасности дорожного движения из бюджета города планируется осуществлять финансирование работ по перемещению на специализированную стоянку транспортных средств после ДТП с тяжкими последствиями, в случае нахождения водителя в нетрезвом состоянии, также для принятия мер по предотвращению террористических актов и при проведении массовых мероприятий.

Всего в городе Калининграде установлено 70 светофорных объектов. Из них 53 новых на основе светоиз-лучающих диодов (СИД) с полупроводниковыми контроллерами.

Как показывает статистика, рост числа ДТП в

основном связан с противоправным поведением участников движения, низким уровнем профессиональной подготовки водительских кадров и недисциплинированностью пешеходов, а также ростом числа автомобильного транспорта на дорогах г. Калининграда.

Согласно соцопросам, преднамеренно нарушить Правила могут 42% водителей и 78% пешеходов (из выступления Кирьянова).

Сведения о наличии транспортных средств на территории Калининградской области

Год г. Калининград Всего по области

на 31.12.2001 141869 263577

на 31.12.2002 142203 (+0,3%) 266469 (+1,1 %)

на 31.12.2003 137663 (-3,3%) 268023 (+0,6 %)

на 31.12.2004 136859 (-0,6%) 277274 (+3,5 %)

на 31.12.2005 142334 (+4%) 287125 (+3,6 %)

на 31.12.2006 161317 (+ 13,3%) 324566 (+13%)

на 31.12.2007 170462 (+5.7%) 335051 (+3,2%)

С 2001 г. по 2007 г. количество транспортных средств в г. Калининграде увеличилось на 20,2 %.

На 1000 жителей г. Калининграда приходится 397 транспортных средств.

Калининград занимает первое место в России по количеству транспортных средств на 1000 жителей.

Сведения об авторе_

Ю.Л. Чинчуков: ГУ МЧС России по Калининградской обл., г. Калининград, ул. Озерная, д. 4.

Город Страна Население, тыс. жителей Автомобилизация, ТС/1000 жителей

Москва Россия 10434 312

С-Петербург Россия 4590 225

Берлин Германия 3405 419

Киев Украина 2640 280

Торонто Канада 2503 539

Минск Беларусь 1790 274

Варшава Польша 1690 490

Харьков Украина 1450 149

Прага Чехия 1198 468

Труймясто Польша 759 455

Стокгольм Швеция 750 385

Рига Латвия 747 298

Эдмонтон Канада 712 546

Познань Польша 568 373

Хельсинки Финляндия 555 368

Вильнюс Литва 553 450

Осло Норвегия 553 350

Гетеборг Швеция 489 360

Гданьск Польша 459 468

Братислава Словакия 425 470

Калининград Россия 420 397

Таллин Эстония 398 460

Каунас Литва 361 350

Мальме Швеция 276 371

По уровню энтропии (упорядоченности системы БД) Калининград уступает наиболее безопасным городам в 5-7 раз, при этом несколько опережая показатели городов Украины и России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.