Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
интеллектуальные системы / дорожное движение / пропускная способность / автоматизированное управление / светофор / intelligent systems / traffic / throughput / automated control / traffic lights

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов А.В.

В работе рассматриваются история развития и современные методы организации дорожного движения с применением искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENT SYSTEMS AT INTERSECTIONS THE ROAD NETWORK IN SETTLEMENTS, DEVELOPMENT OF AUTOMATED CONTROL SYSTEM TRAFFIC IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper examines the history of development and modern methods of traffic management using artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 656.13

Крылов А.В.

направление Строительство (магистратура), гр. СТРм-23 Поволжский государственный технологический университет

(г. Йошкар-Ола, Россия)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ

УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в работе рассматриваются история развития и современные методы организации дорожного движения с применением искусственного интеллекта.

Ключевые слова: интеллектуальные системы, дорожное движение, пропускная способность, автоматизированное управление, светофор.

С появлением большого количества личного транспорта на дорогах населенных пунктов появилась необходимость регулирования его движения.

Управление и организация дорожного движения - это отрасль научно-технической деятельности, которая развивается довольно давно: от регулировщика и ручного светофора до интеллектуальных транспортных систем и «умных городов». Более чем за век развития подходов к управлению и организации движения ученые и инженеры постоянно сталкивались с проблемой быстрого роста количества автотранспорта, что способствовало усложнению и совершенствованию методов борьбы с пробками, загрязнением воздуха, ухудшающейся ситуацией безопасности на дорогах.

Изначально функцию управления дорожным движением выполняли регулировщики, которые в нашей стране появились в Санкт-Петербурге в 1907 г. «Инструментом» постового тогда была деревянная трость белого цвета длиной' 90 сантиметров. Подавать можно было 2 знака: указывать на машину,

2382

которую нужно остановить, и поднимать трость вверх и вращать ей — это означало, что всем участникам дорожного движения надо остановиться. В ноябре 1922 года на смену белой трости пришел жезл с красной ручкой длиной 49 сантиметров. Тогда же была разработана инструкция для постовых. Регулировщику запрещалось делать лишние движения, он мог только опускать или поднимать жезл. Жезл ни раз пытались модернизировать: вставляли в него фонарик, свисток, ножик, компостер для пробивания дырок в правах и даже шокер. Но все эти эксперименты не прижились, изменился лишь материал: теперь его делают из пластика.

Самый первый светофор в СССР появился в Ленинграде 15 января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов.

В Москве новинка появилась 30 декабря того же года. Внешне он напоминал современные, но управлялся вручную. К концу 1933 года тестирование успешно завершилось, и светофоры стали устанавливать повсеместно.

Автоматизированной системы управления дорожным движением (далее - АСУДД) позволяет реагировать на возникшие негативные факторы и оперативно вносить изменения, способствующие увеличению пропускной способности дорог.

Один их способов эффективного управления дорожным движением -метод адаптивного регулирования с использованием автоматического мониторинга.

Адаптивное управление подразумевает использование методик управления, воздействующих на систему управления и имеющих возможность изменить составляющие или критерии регулирования, которые могут изменяться в зависимости от состояния объекта контроля.

В соответствии со стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р, интеллектуальная транспортная система - это система управления,

2383

интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

Одной из основных задач по реализации направления, связанного с совершенствованием улично-дорожной сети в области организации дорожного движения, является развитие принципов автоматизации управления дорожным движением на основе высокотехнологичной электронной и мобильной техники, интеграция систем управления дорожным движением в интеллектуальные транспортные системы.

В столице нашей страны на данный момент есть 600 адресов, где светофорами управляет искусственный интеллект. Система оценивает загруженность дорог благодаря специальным датчикам, которые прилегают к перекрестку. Таким образом и удается корректировать работу светофоров. Светофоры были установлены в рамках проекта «Умный перекресток».

Приоритетом для управления искусственным интеллектом являются городской транспорт и пешеходы. При помощи него повышают пропускную способность перекрестков и уменьшается время в пути.

В среднем в дневные часы городской и личный транспорт проезжает такие участки на 25-30% быстрее.

Помимо этого, время ожидания сокращается вечером. В этот период транспортная нагрузка спадает.

Еще одна интеллектуальная система управления - это новый светофор, который умеет предупреждать пешеходов о приближении машины. Система еще проходит тестирование. К привычным цветам светофора добавился еще один белый. Ранее люди, которые переходили дорогу, не знали заранее, что из-

2384

за поворота может появиться машина. В новых светофорах в верхней секции мигает белый силуэт автомобиля и восклицательный знак, и те, кто переходит дорогу на оживленном перекрестке, также предупреждены о приближении авто, а водитель знает, что, сворачивая на другую улицу, надо быть осторожнее.

Новые светофоры установлены пока на пяти участках столичных дорог. Их тестирование продолжится до сентября этого года. Если оно пройдет успешно, то такие светофоры установят и на других потенциально аварийных перекрестках.

Также продолжаются работы по внедрению системы «ПРОСобытие», благодаря которой нейросеть сможет распознавать нештатные ситуации, которые формально не являются нарушениями правил дорожного движения (далее - ПДД). Речь идет о таких инцидентах, как: вторжение транспортного средства или пешехода в запрещенную зону, регистрация скопления транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка, движение транспортного средства со скоростью значительно ниже скорости основного потока.

В «ПРОсобытие» будут поступать данные с камер видеоаналитики, которые расположены на МКАД и других крупных магистралях, а также с камер телеобзора ЦОДД, с комплексов системы фотовидеофиксации и других источников. Данная система не предназначена для фиксации нарушения водителей, но благодаря ей эксперты смогут быстрее реагировать на все происшествия, уведомлять автомобилистов об изменениях на дорогах, а также получать аналитические и статистические отчеты.

Кроме того, в Москве на Бережковской набережной провели успешное тестирование умного светофора, который умеет фиксировать нарушения ПДД, совершенных переходами. Об этом сообщили в журнале «Безопасность дорожного движения».

Светофор имеет биометрическую камеру. Она фиксирует перемещения пешеходов при различных сигналах. Если кто-то нарушил ПДД, например,

2385

перешел дорогу на красный, изображение пешехода отображается на электронном табло, которое расположено на этом же переходе. Лица на фотографиях замазаны, имен и других персональных данных о человеке н экране не показывают. В будущем такие светофоры смогут с помощью нейросетей фиксировать самые разные нарушения, включая те, что связаны с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Логиновский О.В., Шинкарев А.А. Развитие подходов к управлению и организации движения транспорта в крупных городах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника» - 2014, том 14, № 4 - С. 51-58;

2. Моттаева А.Б. Совершенствование системы управления транспортными потоками // Вестник Московского государственного областного университета. Экономика - 2021 - №1. - С. 109-118;

3. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р;

4. Единый транспортный портал [Электронный ресурс]. URL: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/109618 (дата обращения 30.04.24);

5. TAdviser [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Проект:ПРОСобытие_%28система_видеоанали тики_для_контроля_за_нетипичным_поведением_водителей%29 (дата обращения 30.04.24)

2386

Krylov A.V.

Volga State Technological University (Yoshkar-Ola, Russia)

INTELLIGENT SYSTEMS AT INTERSECTIONS THE ROAD NETWORK IN SETTLEMENTS, DEVELOPMENT OF AUTOMATED CONTROL SYSTEM TRAFFIC IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the paper examines the history of development and modern methods of traffic management using artificial intelligence.

Keywords: intelligent systems, traffic, throughput, automated control, traffic lights.

2387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.