СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ Хамроев К.К.
Хамроев Камол Кахрамонович - преподаватель цикла методической подготовки, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются современные методы обучения на занятиях по допризывной подготовке - как метод проблемного изложения материала, метод поэтапного формирования знаний и навыков и метод программированного обучения.
Ключевые слова: словесный метод, наглядный метод, практический метод, метод проблемного изложения материала, метод поэтапного формирования знаний и навыков, метод программированного обучения.
В современных условиях одной из актуальных задач является повышение эффективности учебного процесса по допризывной военной подготовке студентов. Наряду с традиционными словесными, наглядными и практическими методами обучения для активизации познавательной деятельности студентов в системе допризывной подготовки широкое распространение получили современные методы обучения, базирующиеся на учете психологических особенностей студентов, достижениях педагогической науки и практическом опыте лучших педагогов и военных руководителей.
Метод проблемного изложения материала. Студенты не смогут овладеть методами научного мышления, методами творческого подхода, если они постоянно будут находиться только в положении сторонних наблюдателей. Как известно, не всякая ситуация становится проблемой, ею станет только та, которая вызывает потребность в умственном поиске, в открытии чего то нового. Осознание противоречий в ситуации приводит студентов к необходимости открытия нового факта, способа действия, новой закономерности. На базе рассогласования нового с уже известными знаниями начинается поиск решения. Проблема превращается в познавательное задание. В ходе познавательной деятельности предшествующие знания образуют область обоснованного ожидания, постоянно расширяющуюся и пополняющуюся. Наличие теоретических и экспериментальных задач само по себе не делает обучение проблемным. Суть дела состоит в том, насколько удается преподавателю допризывной подготовки придать этим задачам проблемный характер. При проблемном изложении студенты знакомятся с самим процессом поиска знаний, истины, с генезисом научного открытия. Преподаватель допризывной военной подготовки, поставив проблему, демонстрируя перед студентами путь научного мышления, заставляет студентов следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях обучения допризывной военной подготовке мы не должны ставить студентов в положение первооткрывателей законов природы или закономерностей общественного развития. Психологически достаточно лишь имитировать условия творческой деятельности. При проблемном методе обучения военной подготовки студентам не сообщаются конечные выводы, а только намечается путь, по которому следует идти чтобы добыть истину, принять правильное решение. Чтобы изучаемый материал носил проблемный характер очень важно найти такой основной вопрос, который не только бы воспринимался обучаемыми как проблема, но и взволновал бы их, вызвал у них желание и необходимость искать правильный ответ. Создание на уроке проблемной ситуации повышает интерес студентов к изучаемому материалу и тем самым способствует активизации познавательной деятельности. Характер познавательных задач, естественно, зависит от сущности изучаемого раздела допризывной подготовки, методологии науки, сложившейся методики изучения. Когда студенты недостаточно подготовлены к решениям познавательного задания, преподаватель допризывной подготовки должен оказать им необходимую помощь. Но проблемность и в этом варианте сохраняется, если преподаватель допризывной подготовки не сразу делает вывод и обращается не только к памяти студентов, но и к результатам их мысли. Преподаватель допризывной подготовки заставляет юношей думать вместе с ним, показывая им путь мышления, подводит их в определенному выводу. Проблемный метод обучения применяется, как правило, на теоретических занятиях по допризывной военной подготовки при изучении разделов: вводной темы, прикладной физической подготовки, гражданской защиты и основ воинской службы.
Метод поэтапного формирования знаний и навыков состоит в применении на занятиях примерных схем действий или учебно-тренировочных карт, чертежей, текстовых указаний, фотографий, операций и т.д., излагающих логику и последовательность действий при практической
работе. Пользуясь ими, студенты выполняют задачу, действуя в начале в замедленном темпе (учебные задачи отрабатываются обязательно с опорой на собственную речь - вслух называются выполняемые операции, действия). Метод поэтапного формирования знаний и навыков, при котором учебные задачи обязательно отрабатываются с опорой на собственную речь, является наиболее прогрессивным методом обучения. Курс начальной допризывной подготовки молодежи является по существу практическим курсом, т.к. 75% занятий начальной допризывной подготовки это практические занятия и на большинстве из них можно применять метод поэтапного формирования знаний и навыков. Методика отработки вопросов с использованием метода поэтапного формирования знаний и навыков довольно проста и зависит прежде всего от наличия учебно-материального обеспечения занятия (количества автоматов, гранат, приборов и т.д.). Идеальные условия, когда материальное обеспечение имеется на каждого обучаемого, если нет - то обучаемые делятся на группы. Преподаватель допризывной подготовки, используя традиционные методы обучения, рассказывает порядок выполнения действия с одновременным образцовым показом, после чего делит обучаемых на группы и раздает учебно-тренировочные карты. Один из обучаемых вначале читает по карте порядок действия, другой - выполняет, остальные - слушают и смотрят. Обучаемые меняются местами и в последующем выполняющий сам называет действие и выполняет его. После достаточного количества выполнения приемов для запоминания, действия выполняются без голосового сопровождения (темп выполнения наращивается) и в последующем скорость выполнения приемов доводится до выполнения временного норматива. Обучаемые самостоятельно оценивают выполнение приемов друг другом, указывая на ошибки. Как правило, организуется соревнование по выполнению приемов на время.
Преподаватель допризывной подготовки оказывает помощь обучаемым, наблюдая за действиями групп. Данные методы способствует формированию знаний и навыков у студентов. Значительно увеличивается плотность занятия, а соответственно, и степень достижения учебной цели.
Список литературы
1. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Марданова Ф.Я.
Марданова Феруза Ядгаровна — преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена исследованию проблем использования наследия великих ученых на уроках математики. В ней даются рекомендации по использованию богатого наследия наших великих предков при организации различных форм уроков математики в современных школах. Приведены примеры из произведений Аль-Хорезми, Умара Хайяма, Аль-Фергани и информация об их деятельности. Также представлена информация об использовании работ Беруни, Умара Хайяма, Ат-Туси и использовании выполненных ими вычислительных работ в преподавании геометрии. Ключевые слова: научное наследие, великие предки, математика.
УДК 37.02
Использование богатого научного наследия великих узбекских ученых при преподавании математики в школах приводит к повышению эффективности учебного процесса и творческой активности учащихся [1-19].
Ученые, внесшие большой вклад в развитие математики Центральной Азии: Абу Абдулла аль-Хорезми (783-850), Абу Райхан Беруни (973-1048), Абу Али ибн Сина (980-1037), Абу Наср аль-Фараби (873-950), Умар Хайям (1048-1131), Насриддин Туси (1201-1274), Абул Вафо (940-998), Мирзо Улугбек (1394-1449), Казизода Руми (1360-1447), Гиёсиддин Джамшид Каши (1385-1457), Мухаммад Али Кушчи (1402-1474) и др.
Использование трудов Ибн Сины на уроках математики (арифметические действия над натуральными числами в книге «Аш-Шифа» и изобрел метод проверки правильности работы квадратного подъемника с помощью 9, (геометрически доказал формулу (а ± Ь)2 =а 2 ± 2аЬ + Ь2).
40