УДК 339.923(4/5-627ЕАЭС)
Головцова Ирина Геннадьевна
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры информационных технологий предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
Чжан Ваньтин
аспирант кафедры международного предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИК СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Golovtsova Irina Gennadyevna
D.Phil. in Economics, Professor, Business Information Technologies Department, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Zhang Wanting
PhD student,
International Entrepreneurship Department, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
THE MODERN METHODS OF SUPPORTING ECONOMIC COMPETITIVENESS OF EURASIAN ECONOMIC UNION COUNTRIES
Аннотация:
В статье рассматриваются процессы создания единого информационного пространства для стран - участниц Евразийского экономического союза, а также проводится анализ возможностей, которые предоставляются государственным структурам в процессе внедрения информационных технологий. Доказывается, что повышение конкурентоспособности национальных экономик возможно лишь при активном использовании таких инструментов, как электронная коммерция и электронный документооборот.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, мировая экономика, взаимодействие стран Евразийского экономического союза, информационные технологии, электронная торговля, электронный документооборот, цифровая инфраструктура, кросс-отраслевой консорциум.
Summary:
This article discusses the process of creating of unified information space for the participating countries of the Eurasian Economic Union. The authors analyse the resources that are provided to government agencies in the process of information technologies introduction. It is proved that improvement of the competitiveness of national economies is only possible with the active use of such tools as e-commerce and e-document management.
Keywords:
competitiveness, world economy, interaction of Eurasian Economic Union countries, information technology, e-commerce, e-document management, digital infrastructure, cross-industry consortium.
На сегодняшний день по показателю индекса экономической трансформации, который отражает степень продвижения практически всех государств постсоциалистического пространства к рыночной экономике, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) располагаются на местах от 47-го (Казахстан) до 90-го (Беларусь). Показатели такого рода базируются на целом ряде критериев, таких как уровень социально-экономического развития, рыночная организация и конкуренция, уровень всеобщего благосостояния, экономические результаты, а также на критерии «устойчивое развитие», к которому можно определенно отнести параметр «уровень информационного развития государств». При этом для всех стран региона наиболее низкие значения наблюдаются как раз по этому критерию [1].
В настоящий момент информационные технологии, а также цифровая трансформация -это драйвер технологических преобразований и критерий конкурентоспособности на уровне не только предприятий, но даже государств и наднациональных объединений, способствующий трансформации экономической деятельности и процессам производства, радикальному росту производительности при условии улучшения качества и снижения себестоимости как товаров, так и услуг. Не так давно Европейской комиссией было зафиксировано отставание в сфере цифровых технологий и цифровизации на территории Евросоюза, в связи с чем комиссия одобрила переход Европы к единому цифровому рынку.
Подобного рода решения должны быть приняты в ближайшее время и в ЕАЭС. Процесс импортозамещения, актуальный как для России, так и для всех участников Союза, состоит
не только в замене привычных товаров из Европы и Соединенных Штатов, но и в обретении независимости и самодостаточности рынка ЕАЭС в интернет-пространстве.
26 ноября 2015 г. в Минске на первом заседании Президиума Делового совета ЕАЭС представителями бизнеса было предложено наделить Евразийскую экономическую комиссию полномочиями по созданию единого цифрового пространства Союза. Было отмечено, что «формирование единого цифрового пространства может стать ключом к углублению евразийских интеграционных процессов и устранению барьеров и ограничений» [2].
Для повышения экономической конкурентоспособности стран ЕАЭС следует безотлагательно начать процесс цифровой трансформации экономики, в связи с чем промышленные и финансовые группы, органы государственной власти и институты развития стран-участниц должны будут сформировать цифровые активы, которые позволят стимулировать динамичный экономический рост ЕАЭС.
Интеграционные, а также экономические процессы нового типа обеспечивают кросс-отраслевые консорциумы, применяющие перспективные технологии, которые позволяют сделать доступными многомиллиардные рынки промышленного Интернета, открывающие доступ к цифровым данным о пространственных объектах, а именно к рынкам цифровых брокеров в различных сферах деятельности. Главная цель консорциумов должна состоять в управлении политикой формирования новых, способных к адаптации и приспособлению международных стандартов и протоколов, разработки технологий и внедрения масштабных пилотных проектов и в кросс-отраслевом, и в макрорегиональном измерениях [3].
Следует отметить, что формирование цифровых активов нового типа происходит путем образования и усовершенствования межрегиональных инфраструктур ЕАЭС. При этом необходимо предоставлять свободный от конкуренции доступ к: основным цифровым данным о пространственных объектах, трехмерным цифровым моделям местности, цифровым информационным моделям активов и сооружений, сетям связи и сервисам промышленного интернета, системе хранения и обработки информации, платежным инструментам. Все эти факты позволят создать условия, благоприятные для формирования новых рынков и нового бизнеса, основу которого составит монетизация предоставляемых данных. Финансирование глобальных межгосударственных проектов такого типа должен взять на себя Евразийский банк развития.
Обеспечение свободного неконкурентного доступа к базовым пространственным данным представляется первоочередной государственной задачей, стимулирующей экономические процессы, происходящие в мире. Непременным условием архитектуры является открытость для национальных операторов и различных компаний, вследствие чего предоставлять услуги, основанные на интегрированных пространственных данных, смогут конкурентоспособные участники, имеющие готовые решения и располагающие сервисами, нацеленными на увеличение роста национальных экономик. К примеру, в сфере пространственных данных компания «Ростелеком» выступила с предложением о создании направления в промышленном консорциуме Российской Федерации и стран - участниц ЕАЭС.
Необходимо также принимать во внимание, что без поддержки развития и продвижения электронной торговли сегодня невозможно рассчитывать на обеспечение достаточного уровня конкурентоспособности стран - участниц ЕАЭС, представляющих собой пространство экономической интеграции, для которого электронная торговля является неотъемлемой частью и необходимым атрибутом цифровой трансформации. У ЕАЭС достаточно развитая индустрия разработки и внедрения прикладных программных продуктов, а также относительно развитый цифровой бизнес. При должном стимулировании и грамотной поддержке они, отталкиваясь от уже существующих решений и компетенций, смогут сформировать собственную качественную, а главное - конкурентоспособную на мировом рынке цифровую инфраструктуру электронной торговли. Но на данный момент не существует организационных механизмов, способных соединить разрозненные элементы этой инфраструктуры. Для этого ЕАЭС необходимо воспользоваться фактором наличия у Евросоюза организационного механизма, а также решениями, связанными с преодолением собственного отставания в области цифровых технологий, в том числе в электронной торговле. Более того, можно попытаться использовать фактор намерений, а в дальнейшем фактор практического строительства нового Великого шелкового пути, так как его цифровая инфраструктура в достаточной степени будет перекрещиваться с цифровой инфраструктурой электронной торговли.
Также в последнее время широко обсуждается необходимость использования цифровых технологий для предоставления государственных услуг на трансграничных рынках. Все чаще на коллегии Европейской экономической комиссии поднимается вопрос о возможности доступа малого и среднего бизнеса к электронным площадкам всех государств Союза, а также о возможности сближения подходов к формированию определенной инфраструктуры, обеспечивающей развитие цифровой экономики ЕАЭС.
Для этого, на наш взгляд, следует согласиться с необходимостью формирования (сборки) цифровой инфраструктуры электронной торговли ЕАЭС, которая будет основана на одной или сразу нескольких цифровых платформах, с применением ранее разработанных резидентами ЕАЭС элементов, ориентированных на ведущие стандарты и технологии в мире.
Помимо этого, необходимо сформировать и оказать всяческое содействие полноценному развитию полнофункционального бизнес-консорциума, в задачи которого будет входить обеспечение следующих функций:
- организация полных циклов торговых сделок всех категорий;
- разрешение проблем, связанных с развитием цифровой инфраструктуры электронной торговли;
- активное продвижение электронной торговли как в ЕАЭС, так и за его пределами;
- фокусирование на главных трендах трансформации моделей бизнеса.
Помимо этого, на наш взгляд, необходимо развивать социальный интернет на базе формирования трансграничного пространства доверия, основанного на Договоре о создании ЕАЭС, за счет этого упростить отношения бизнеса с населением и органами государственной власти, что позволит сократить время, затрачиваемое на предоставление услуг. В данном направлении существуют задачи, стоящие перед государством и бизнесом, решение которых приведет к синергети-ческому эффекту и даст возможность приступить к практической реализации основного аспекта цифровой трансформации, то есть предоставит возможность использовать массовые юридически значимые сервисы неограниченному количеству лиц, как физических, так и юридических.
Еще одной важной задачей, стоящей сегодня перед органами управления ЕАЭС, выступает проблема использования электронного документооборота, необходимого для формирования национальных электронных правительств, который является частным случаем его трансграничного аналога. Решение данной проблемы в рамках ЕАЭС и других союзов позволит ускорить процесс модификации национальных программ, связанных с построением информационного общества в области интероперабельности национальных и интеграционных систем. К примеру, вступивший в силу 1 января 2016 г. Таможенный кодекс ЕАЭС призван обеспечивать единое таможенное регулирование на территориях пока трех участников Союза. Одно из положений Таможенного кодекса Таможенного союза (п. 3 ст. 139) декларативно закрепляет использование электронного документооборота. При этом процесс усовершенствования законодательной базы в этой области будет основан на использовании передового опыта таможенных органов стран -участниц ЕАЭС и других стран.
Перед евразийскими информационными компаниями, обладающими опытом и возможностями для разработки цифровых сервисов, обслуживающих население и бизнес, необходимо поставить задачи, после реализации которых они смогут зарабатывать путем оказания услуг, а следовательно, будут лично заинтересованы в дальнейшем развитии таких сервисов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование единого цифрового пространства должно стать приоритетным направлением в ходе решения задачи увеличения взаимного товарооборота при использовании инструментария электронной торговли и обеспечения конкурентоспособности экономик стран - участниц ЕАЭС.
Ссылки:
1. Турлай И.С. Оценки конкурентоспособности стран Евразийского экономического союза: сравнительный анализ // Современная наука и актуальные проблемы теории и практики. 2015. № 5-6.
2. Бизнес-сообщество стран ЕАЭС предлагает ЕЭК заняться формированием единого цифрового пространства Союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-l1-2015-2.aspx (дата обращения: 20.03.2016).
3. Цифровая трансформация экономики ЕАЭС: Итоги семинара «Цифровая трансформация экономики ЕАЭС» (Москва, 1-2 июня 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/80/057/38342.php (дата обращения: 20.03.2016).
References:
1. Turlay, IS 2015, 'Estimates of the competitiveness of the countries of the Eurasian Economic Union: comparative analysis', Modern science and actual problems of theory and practice, no. 5-6.
2. The business community EAEC countries ECE offers to do the formation of a single digital space of the Union 2015, retrieved 20 March 2016, <http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-11-2015-2.aspx>.
3. The digital transformation of the EAEC Economy: Results of the seminar "The digital transformation of the economy EAEC" (Moscow, June 1-2, 2015) 2015, retrieved 20 March 2016, <http://pandia.ru/text/80/057/38342.php>.