Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое воздействие / психологическое насилие / кибербуллинг / киберхейт / троллинг / киберсталкинг / флейминг / psychological impact / psychological violence / cyberbullying / cyberhate / trolling / cyberstalking / flaming.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исакович Елена Ивановна, Кошелев Даниил Викторович

В статье обосновывается актуальность исследования психологического воздействия на человека внешних факторов, связанных с динамизмом и трансформацией современного информационного пространства. В современном мире человек подвергается все большему открытому и имплицитному (скрытому и неявному) психологическому воздействию информационной среды. Особое внимание уделяется онлайн-коммуникациям и типам воздействия, которые там могут реализовываться. Целью статьи явилось изучение научных понятий, таких как: «психологическое воздействие» и «психологическое влияние», анализ которых связан с современными способами и формами психологического воздействия на человека в виртуальной среде. В основе теории методологии исследований лежат смежные дисциплины, раскрывающие влияние цифровизации общества на психологическую защищенность личности, с опорой на научную литературу. Полученные результаты исследований позволили выявить негативное воздействие Интернет-технологий на психоэмоциональную сферу человека, понять механизмы его действия и выработать у человека психологическую защиту, умение грамотно дозировать время пребывания в Интернете, развить культуру безопасного и этичного поведения в Интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Исакович Елена Ивановна, Кошелев Даниил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS AND TECHNOLOGIES OF PSYCHOLOGICAL IMPACT ON A PERSON

The article substantiates the relevance of the study of the psychological impact on a person of external factors associated with the dynamism and transformation of the modern information space. In the modern world, a person is exposed to an increasingly open and implicit (hidden and implicit) psychological impact of the information environment. Special attention is paid to online communications and the types of impact that can be implemented there. The purpose of the article was to study scientific concepts such as: "psychological impact" and "psychological impact", the analysis of which is associated with modern methods of psychological impact on a person in a virtual environment. The theory of research methodology is based on related disciplines that reveal the impact of the digitalization of society on the psychological security of the individual, based on scientific literature. The obtained research results made it possible to identify the negative impact of Internet technologies on the psycho-emotional sphere of a person, to understand the mechanisms of its action and to develop psychological protection in a person, the ability to competently dose the time spent on the Internet, to develop a culture of safe and ethical behavior in the Internet space.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА»

support of parenthood]. Moscow: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2003. 319 p.

9. Samoukina N.V. Kak vstretit' sputnika zhizni? Kniga dlya muzhchin i zhenshchin [How to meet a life partner? A book for men and women]. Moskva: Astrel', 2004. 337 p.

10. Filippova G. G. Psikhologiya materinstva [Psychology of motherhood]. Moscow: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002. 240 p.

11. Freid A. Teoriya i praktika detskogo psikhoanaliza: V 2-kh t [Theory and practice of child psychoanalysis: In 2 volumes]. Moscow: Aprel'-Press: EKSMO-press, 1999. T. 1. 382 s.; T. 2. 398 s.

12. Yung K.G. Psikhologicheskaya problematika braka [sychological problems of marriage]. Dukh v cheloveke, iskusstve i literature. Mn.: OOO «Kharvest», 2003. 384 s.

13. Barth Stephan. (2000) Vaterschaft im Wandel. In: Sozialmagazin, Heft 1, S. 14-22.

14. Fthenakis, W. E.: Vortrag (Kurzfassung) "Wie anders sind die 'neuen' Vater?" im Rahmen des Aktionsprogramms der Bundesregierung zur Vereinbarkeit von Beruf und Familie) bei der Volkswagen AG am 21.06.2001

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА

Исакович Елена Ивановна

Кандидат социологических наук, доцент, Московский инновационный университет (г. Москва) e-mail: elena.isakovich@mail.ru

Кошелев Даниил Викторович

Аспирант, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: fondro@ mail.ru; e-mail: dan177@mail.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2023-1-27-39

Аннотация:

В статье обосновывается актуальность исследования психологического воздействия на человека внешних факторов, связанных с динамизмом и трансформацией современного информационного пространства. В современном мире человек подвергается все большему открытому и имплицитному (скрытому и неявному) психологическому воздействию информационной среды. Особое внимание уделяется онлайн-коммуникациям и типам воздействия, которые там могут реализовываться.

Целью статьи явилось изучение научных понятий, таких как: «психологическое воздействие» и «психологическое влияние», анализ которых связан с

современными способами и формами психологического воздействия на человека в виртуальной среде.

В основе теории методологии исследований лежат смежные дисциплины, раскрывающие влияние цифровизации общества на психологическую защищенность личности, с опорой на научную литературу.

Полученные результаты исследований позволили выявить негативное воздействие Интернет-технологий на психоэмоциональную сферу человека, понять механизмы его действия и выработать у человека психологическую защиту, умение грамотно дозировать время пребывания в Интернете, развить культуру безопасного и этичного поведения в Интернет-пространстве.

Ключевые слова: психологическое воздействие, психологическое насилие, кибербуллинг, киберхейт, троллинг, киберсталкинг, флейминг.

MODERN METHODS AND TECHNOLOGIES OF PSYCHOLOGICAL IMPACT ON A PERSON

Isakovich Elena Ivanovna

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: elena.isakovich@mail.ru

Koshelev Daniil Viktorovich

Postgraduate, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: dan177@mail.ru DOI: 10.24412/2949-4524-2023-1-27-39

Annotation:

The article substantiates the relevance of the study of the psychological impact on a person of external factors associated with the dynamism and transformation of the modern information space. In the modern world, a person is exposed to an increasingly open and implicit (hidden and implicit) psychological impact of the information environment. Special attention is paid to online communications and the types of impact that can be implemented there.

The purpose of the article was to study scientific concepts such as: "psychological impact" and "psychological impact", the analysis of which is associated with modern methods of psychological impact on a person in a virtual environment.

The theory of research methodology is based on related disciplines that reveal the impact of the digitalization of society on the psychological security of the individual, based on scientific literature.

The obtained research results made it possible to identify the negative impact of Internet technologies on the psycho-emotional sphere of a person, to understand the mechanisms of its action and to develop psychological protection in a person, the ability to competently dose the time spent on the Internet, to develop a culture of safe and ethical behavior in the Internet space.

Key words: psychological impact, psychological violence, cyberbullying, cyber-

hate, trolling, cyberstalking, flaming.

Введение

Актуальность исследования психологического воздействия на человека внешних факторов в информационном пространстве обусловлена рядом проблем, связанных с динамизмом и трансформацией современного информационного пространства.

Особый интерес приобретают формы оказания психологического воздействия в онлайн-пространстве. В современном мире, когда Интернет играет все более значимую роль, возникает множество новых возможностей для оказания психологического воздействия на людей через онлайн-каналы.

Сегодня одними из наиболее распространенных форм психологического воздействия в Интернет-пространстве являются:

1. Микротаргетированная реклама: это использование данных о пользователе для создания персонализированной рекламы, которая направлена на конкретные убеждения, интересы и предпочтения человека. Это может повлиять на мнение и поведение человека, иногда без его осознания;

2. Фейковые новости и дезинформация: это распространение неверной или искаженной информации, которая может повлиять на мнение и поведение человека, приводя к принятию ошибочных решений и действий;

3. Виртуальный манипулятивный контроль: это форма психологического воздействия, при которой злоумышленник убеждает человека выполнять действия, которые он не желает делать, через манипуляцию его эмоциями и мыслями;

4. Социальное подражание: это форма психологического воздействия, при которой человек подражает поведению других людей в социальных сетях или других Интернет-платформах, которое может быть неправильным или вредным;

5. Кибершторминг: это форма психологического воздействия, при которой злоумышленник использует Интернет-платформы для организации массовых атак и линчевания на человека, приводящих к психологической травме и другим психологическим проблемам;

Кибернетическое насилие (Кибернасилие): это форма психологического воздействия, при которой человек подвергается угрозам, домогательству, шантажу или преследованию в Интернете, включая в себя троллинг, флейминг, киберхейт, кибербуллинг, что может оказывать серьезное деструктивное влияние на психическое здоровье людей. На исследовании данной формы хотелось бы остановиться подробнее, как на одной из самых распространенных и опасных на сегодняшний день.

По данным компании по исследованию аудитории СМИ GWI, - люди сегодня проводят в социальных сетях больше времени, чем когда-либо. По результатам последних исследований, среднестатистический Интернет-пользователь трудоспособного возраста теперь тратит чуть больше 2,5 часов в день на социальные сети (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика роста времяпрепровождения людьми в социальных сетях по годам в мире

И хотя среднемировое значение всего на 3 минуты больше прошлогоднего, рост всё ещё наблюдается.

Исследуя деструктивное психологическое влияние на человека в цифровой среде, в настоящее время проводятся масштабные исследования, направленные на выявление причин и последствий таких направлений, как: троллинг, флейминг, киберхейт, кибербуллинг и т.п.

Исследованием данных проблем занимаются зарубежные и российские ученые: N.Sest и E. March в своей работе «Constructing the cyber-troll: Psychopathy, sadism, and empathy. Personality and Individual Differences» [19], Л. Н. Уварова - в работе «Психологическое воздействие в профессиональной деятельности педагога» [16], А. Я. Касюк «Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве» [18] и другие.

Кроме того, проводятся исследования в области психологического воздействия в социальных сетях с целью выявления механизмов воздействия на пользователей и разработки методов защиты от негативных влияний, в частности ученым Тумским С.В. в своей работе «Троллинг как форма провокации в Интернет-пространстве» [22].

Однако, несмотря на активное развитие исследований в этой области многие вопросы до сих пор остаются открытыми и требуют дальнейшего изучения. Например, вопросы о последствиях психологического воздействия в цифровой среде на процессы развития личности, о мере воздействия манипулятивных психологических методик на здоровье человека остаются в настоящее время недостаточно изученными и требуют дальнейшего исследования.

В современном обществе наблюдается ускоренное нарастание информационных потоков, которое связано с постоянным развитием и

совершенствованием технологий, что приводит к увеличению объема и разнообразию информации, а также к ускорению темпов ее распространения и передачи.

Этот процесс имеет множество последствий для общества и личности. С одной стороны, он предоставляет больше возможностей для получения информации и общения, а также ускоряет принятие решений и развитие технологий. С другой стороны, ретрансляция информационных потоков может использоваться в качестве инструмента воздействия для достижения корыстно-утилитарных целей; таким целями могут быть как мелкие бытовые манипуляции, так и масштабные организованные воздействия, оказываемые в контексте ведения гибридных войн, что, свою очередь, ставит под угрозу безопасность общества и государства в целом.

Для того чтобы определить концептуальные и смысловые границы понятия «психологическое воздействие», следует обратиться к дефинициям этого понятия. Наиболее обще и нейтрально, из исследованного нами научного массива, данный термин определяет Психологический словарь под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского: «воздействие (в психологии) - целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому» [30, с. 58].

Воздействие может быть прямым (контактным) и опосредованным (дистантным). Е. В. Васкэ говорит о том, что любое взаимодействие личностей, по сути, ведет к оказанию некоего воздействия: «любое межличностное взаимодействие предполагает оказание психологического воздействия как со стороны одного из субъектов, так и взаимное (перекрестное) воздействие коммуникаторов» [6, с. 25].

Следовательно, можно говорить о том, что любой факт передачи данных приводит к оказанию психологического воздействия.

Иную точку зрения выражает В.Г. Пушков. Он говорит о том, что сводить психологическое воздействие к процессу передачи информации нецелесообразно - «такой подход фиксирует лишь его формальную сторону, в то время как важна не только информация, но и ее личностный смысл для объекта воздействия, способы передачи» [5, с. 152].

Весьма полной и емкой нам кажется дефиниция, представленная М. Ю. Кондратьевым и В. А. Ильиным в работе «Азбука социального психолога-практика», которые определяют психологическое воздействие в качестве осознанного и целенаправленного процесса, направленного на оказание влияния одного из участников на другого в процессе и в результате совместной деятельности и общения [4, с. 78].

Н. В. Шарафутдинова в своей работе «Воздействие, психологическое воздействие, влияние, психологическое влияние: научные определения понятий» говорит о том, что психологическое воздействие есть процесс и результат изменения состояния психики и в последующем - поведения личности (внешней и/ или внутренней активности), за счет взаимодействия двух и более сторон [2, с. 277]. Особый упор она делает на негативном аспекте психологического воздействия:

такое воздействие может иметь своей целью подавление воли личности, смену конструктивных социальных установок на деструктивные [2, с. 278], что является крайней формой подобного воздействия, т.е. психологического насилия.

Используемые сегодня средства и методы психологического воздействия крайне многообразны, многие из них технически и практически совершенны.

Методы и формы оказания психологического воздействия можно классифицировать по критериям назначения, места применения, характера употребления, степени эмоционального влияния на людей и др.

Как правило, используется психологическое воздействие, такое как: внушение, убеждение, принуждение, осуждение, запрет, порицание, метод «Сократа», а также - комплимент, просьба, рекомендация и т. п., что требует пересмотра стандартных типологий, выработанных временем и связи с изменением межличностных коммуникаций, соответственно увеличением виртуального общения.

К сожалению, когда речь заходит о цифровизации общества и возрастании роли цифрового инструментария в оказании психологического воздействия на людей, чаще всего речь идет о «мягких», средних или крайних степенях деструктивного психологического воздействия, т.к. цифровая среда, с присущей ей анонимностью и безнаказанностью, позволяет лицам, склонным к социально-девиантному поведению беспрепятственно оказывать психологическое воздействие на окружающих.

В данной связи особый интерес вызывает проблема Кибернасилия как новой формы деструктивного психологического воздействия. Деструктивное или манипулятивное психологическое воздействие в киберсреде (Киберагрессия/ Кибернасилие) - это форма межличностного насилия, которое осуществляется посредством сетевых технологий и онлайн-коммуникаций.

Оно может включать в себя угрозы, запугивание, домогательства, шантаж, распространение ложной информации и другие формы оказания психологического воздействия. Данная проблема становится все более распространенной в цифровой век и может иметь серьезные последствия для психологического комфорта или даже для психического здоровья адресатов такого воздействия.

Агрессия в психологии, по мнению Г.У. Солдатовой и Е. И. Рассказова в вышеуказанной работе представляет собой «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам совместного существования людей в социуме, приносящее вред, физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт»[17, с. 5].

В режиме онлайн могут проявляться многие виды психологического воздействия на личность: вербальное, прямое, косвенное, инструментальное и т. п.

Эскалация конфликтности и манипулятивности виртуальной среды обусловлена ее анонимностью, отсутствием свидетелей во многих случаях, отсутствием прямой обратной связи, безнаказанностью.

В англоязычном научном массиве, а именно в трудах Sheldon P., Rauschnabel P.A., Honeycutt J.M. Cyberstalking and Bullying. The Dark Side of Social Media[31]

совокупность данных характеристик обозначается новым термином «токсичное онлайн-растормаживание» (online disinhibition): в офлайн человек не демонстрирует склонности к оказанию неоправданного психологического воздействия, но онлайн его личность обретает иные черты - снимает «фильтр» культурно-социальных норм.

Анализ текущей практики Интернет-общения позволяет выделить такие формы и методы деструктивного психологического воздействия в онлайн-среде, как флейминг, киберхейт, троллинг, киберсталкинг, кибербуллинг (см. Таблица 1). Само их существование обусловлено сущностными чертами виртуального пространства; в обычной жизни эти формы оказания психологического воздействия невозможны.

Таблица 1.

Определения основных форм и методов оказания деструктивного психологического воздействия в онлайн-среде

Вид психологического воздействия Цель Сущность

Флейминг (flaming) Разжигание спора между собеседниками Деструктивная разновидность онлайн-ком-муникации, реализуемая посредством агрессивных вербальных выпадов участников дискуссии; диалогический или полилогический кратковременный акт коммуникации.

Троллинг (trolling) Привлечение внимания к собственной личности и снижение статуса собеседника Вид коммуникации, восходящий к архетипу трикстера (шута) и продолжающий традиции карнавальной смеховой культуры, воссозданной в онлайн-пространстве; публикация провокативных комментариев с нарушением этических постулатов коммуникации. Троллинг в литературе сопоставляется с энергетическим вампиризмом, является индикатором психопатии или даже садизма.

Киберхейт (hate, cyberhate) Пропаганда ненавистнических идей Осуждение или оскорбление, направленное против какой-либо группы, вызванное социальной активностю адресата хейта.

Киберсталкинг (cyberstalking) Преследование сообщениями или звонками, вызывающими страх и тревогу Повторяющиеся действия, характеризующиеся вторжением в личную жизнь жертвы, угрозы жертве.

Кибербуллинг (cyberbulling) Запугивание партнера по коммуникации Агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом.

Все эти виды психологического воздействия имеют различную степень

социальной опасности, каждая из которых используется с определенной целью воздействия на личность, с учетом ее типологических черт.

Таким образом, Кибернасилие - это форма электронного деструктивного негативного воздействия на человека, которая проявляется в использовании технологий для ущемления личности, нарушения ее прав и свобод, а также оказания психологического давления на человека, что может привести к появлению у него различных психологических проблем, в частности, жертвы Кибернасилия могут испытывать чувство беспомощности, беспокойства, страха, тревоги, депрессии и других негативных эмоций.

Последствием Кибернасилия может стать снижение самооценки и самоуважения у человека. Жертва может начать сомневаться в своих способностях и чувствовать себя неполноценной личностью, что приводит к снижению мотивации и уверенности к себе. Кроме того, Кибернасилие может привести к социальной изоляции человека. Жертва может чувствовать себя отвергнутой и неудачной, что приводит к отсутствию желания общаться и участвовать в социальной жизни. Это может привести к ухудшению отношений с окружающими людьми, а также к развитию антисоциального поведения.

Люди, подвергшиеся Кибернасилию, могут испытывать повторяющиеся навязчивые мысли, кошмары и панические атаки. При этом у жертвы Кибернасилия как ни странно, может развиться зависимость от цифрового пространства (виртуальной среды), что может привести к тому, что жертва Кибернасилия начинает больше времени проводить в сети Интернет, избегая социального окружения, что приводит к развитию различных зависимостей от социальных сетей, онлайн-игр, онлайн-казино и других виртуальных ресурсов.

Для борьбы с Кибернасилием необходимо принимать меры по обеспечению безопасности в Интернете, совершенствовать нормативно-правовую базу в области цифрового пространства, обучать людей, как реагировать на Кибернасилие и где искать помощь в случае необходимости. Также важно проводить профилактику психологических проблем, связанных с Кибернасилием, например, путем повышения осведомленности и поддержки жертв.

Научные исследования показывают, что деструктивное психологическое воздействие в Интернете может иметь серьезные последствия для психического здоровья людей. Важно, чтобы общество признало серьезность этой проблемы и приняло меры для предотвращения и борьбы с психологическим Кибернасилием.

Литература

1. Баубериков Г.Ж. Информационно-психологическое воздействие в системе морально-психологического обеспечения// Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. №14-2. С. 152-154.

2. Шарафутдинова Н. В. Воздействие, психологическое воздействие, влияние, психологическое влияние: научные определения понятий // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. №4. С. 276-279.

3. Сычев В. И., Деркач Б. Д. Особенности психологического воздействия на молодежь в сектах // Вестник науки. 2020. №3 (24). С. 28-34.

4. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

5. Пушков В. Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике // Психологический журнал. - Т. 18. - № 1. - 1997. - С. 146-156.

6. Васкэ Е. В. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе - к определению понятий // Российский психологический журнал. 2010. №1. С. 25-36.

7. Курдюкова В. Ю. Внушаемость и подверженность информационно-психологическому воздействию сотрудников правоохранительных органов: возможности психодиагностической оценки // Ведомости УИС. 2021. №12 (235). С. 61-70.

8. Лыгина Н. И., Пьянова Н. В., Алекса Е. А. Психологическое воздействие рекламы на потребителей // Известия СПбГЭУ. 2020. №3 (123). С. 117-120.

9. Акопов Г. В., Глушкова С. А. Социальные сети и их психологическое воздействие // Вестник науки. 2022. №6 (51). С. 148-156.

10. Печенегова А. Л. Троллинг как форма речевой агрессии в Интернет-коммуникации школьников // Вестник ТГПУ 2021. №4 (216). С. 48-56.

11. Perren S., Sticca F., Steffgen G. Cyberbullying and traditional bullying in adolescence: Differential associations with depressive symptoms. Journal of Youth and Adolescence. 2020. 49(1). Р. 35-44.

12. Ortega-Barón J., Buelga, S., Cava M. J. Cyberbullying in adolescence: Examining its associations with internalizing symptoms and self-esteem. Journal of Adolescence. 2021. №93. Р. 1-10.

13. Riebel J., Greenfield B. Cyberbullying victimization and mental health outcomes among young adults: A cross-sectional study. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2020. №23(3). Р. 155-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Акимова М. К., Персиянцева С. В. САМОСОЗНАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. №1. С. 73-76.

15. Морозова И. С., Каменева В. А., Коломиец С. В., Рабкина Н. В. Представления студентов о понятиях «троллинг» и «флейминг» как предикторы возникновения проявлений агрессии в киберкоммуникациях // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №12 (92). С. 163-171.

16. Уварова Л. Н., Белова Е. В. Психологическое воздействие в профессиональной деятельности педагога // E-Scio. 2021. №6 (57). С. 155-158.

17. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. №2 (38). С. 3-20.

18. Касюк А. Я. Информационно-психологическое воздействие в информационном противоборстве // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. №1 (842). С. 22-34.

19. Sest N., March E. Constructing the cyber-troll: Psychopathy, sadism, and empathy. Personality and Individual Differences. 2017. 119. Р. 69-72.

20. Абдалина Л. В., Зыков К. А. Цифровая девиация как феномен современного мира // Гаудеамус. 2022. №4. С. 85-95.

21. Зекерьяев Р. И. Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы личности, склонной к троллингу // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. №S. С. 141-147.

22. Тумский С. В. Троллинг как форма провокации в Интернет-пространстве // Известия СПбГЭУ. 2020. №5 (125). С. 213-218.

23. Wachs S., Gamez-Guadix M., Wright M.F., Görzig A., Schubarth W. How do adolescents cope with cyberhate? Psychometric properties and sociodemographic differences of a coping with cyberhate scale. Computers in Human Behavior. 2020. 104. Р. 106-167.

24. Heirman W., Walrave M. The differential impact of parental mediation and restrictive mediation on adolescent online privacy concerns. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 2019. №13(2). article 2.

25. BaumanS., Toomey, R. B., Walker, J. L. Associations between parental monitoring and adolescent victimization and perpetration of cyberbullying: Moderation by gender. Journal of Interpersonal Violence. 2020. №35(3-4). Р. 784-802.

26. DeHue F., Bolman C., Völlink T. (2019). Cyberbullying: Screening for risk and resilience in schools. Journal of School Violence. - 2019. №18(2). Р. 238-251.

27. Menesini E., Nocentini A., Palladino B. E. Empowering bystanders in bullying intervention programs: Systematic review. Aggression and Violent Behavior. - 2019. №45. Р. 24-40.

28. Sanchez-Villena M., Moreno D., Estevez E. Protective factors against cyberbullying: A systematic review. Children and Youth Services Review. 2020. №110. Р. 104.

29. Siapera E., Moussa M. Cyberbullying and digital hate: A critical overview. New Media & Society. 2021. 23(3). Р. 660-676.

30. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990. 494 с.

31. Sheldon P., Rauschnabel P.A., Honeycutt J.M. Cyberstalking and Bullying. The Dark Side of Social Media. 2019. Р. 43-58.

32. Евдокимов В. А. Троллинг в медиасфере // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. №4 (38). С. 41-47.

References

1. Bauberikov G.Zh. informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie v sisteme moral'no-psikhologicheskogo obespecheniya [informational and psychological impact in the system of moral and psychological support]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. 2019. №14-2. P. 152-154.

2. Sharafutdinova N. V. Vozdeistvie, psikhologicheskoe vozdeistvie, vliyanie, psikhologicheskoe vliyanie: nauchnye opredeleniya ponyatii [Impact, psychological impact, influence, psychological influence: scientific definitions of concepts]. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoi deyatel'nosti. 2022. №4. P. 276-279.

3. Sychev V. I., Derkach B. D. Osobennosti psikhologicheskogo vozdeistviya na molodezh' v sektakh [Features of psychological influence on youth in sects]. Vestnik nauki. 2020. №3 (24). P. 28-34.

4. Kondrat'ev M. Yu., Il'in V. A. Azbuka sotsial'nogo psikhologa-praktika [ABC of social psychologist-practitioner]. Moscow: PER SE, 2007. 464 s.

5. Pushkov V. G. Spetsifika psikhologicheskogo vozdeistviya v sledstvennoi praktike [Specificity of psychological influence in investigative practice]. Psikhologicheskii zhurnal. T. 18. № 1. 1997. P. 146-156.

6. Vaske E. V. Psikhicheskoe i psikhologicheskoe vozdeistvie v ugolovnom protsesse - k opredeleniyu ponyatii [Mental and psychological influence in criminal proceedings - to the definition of concepts]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2010. №1. P. 25-36.

7. Kurdyukova V. Yu. Vnushaemost' i podverzhennost' informatsionno-psikhologicheskomu vozdeistviyu sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: vozmozhnosti psikhodiagnosticheskoi otsenki [Suggestibility and susceptibility to information and psychological influence of law enforcement officers: possibilities of psychodiagnostic assessment]. Vedomosti UIS. 2021. №12 (235). P. 61-70.

8. Lygina N. I., P'yanova N. V., Aleksa E. A. Psikhologicheskoe vozdeistvie reklamy na potrebitelei [Psychological impact of advertising on consumers]. Izvestiya SPbGEU. 2020. №3 (123). P. 117-120.

9. Akopov G. V., Glushkova S. A. Sotsial'nye seti i ikh psikhologicheskoe vozdeistvie [Social networks and their psychological impact]. Vestnik nauki. 2022. №6 (51).P. 148-156.

10. Pechenegova A. L. Trolling kak forma rechevoi agressii v Internet-kommunikatsii shkol'nikov [Trolling as a form of verbal aggression in Internet communication of schoolchildren] Vestnik TGPU. 2021. №4 (216). P. 48-56.

11. Perren S., Sticca F., Steffgen G. Cyberbullying and traditional bullying in adolescence: Differential associations with depressive symptoms. Journal of Youth and Adolescence. 2020. 49(1). R. 35-44.

12. Ortega-Barón J., Buelga, S., Cava M. J. Cyberbullying in adolescence: Examining its associations with internalizing symptoms and self-esteem. Journal of Adolescence. 2021. №93. R. 1-10.

13. Riebel J., Greenfield B. Cyberbullying victimization and mental health outcomes among young adults: A cross-sectional study. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2020. №23(3). R. 155-162.

14. Akimova M. K., Persiyantseva S. V. SAMOSOZNANIE I PSIKhOLOGIChESKOE KORREKTsIONNOE VOZDEISTVIE [SELF-AWARENESS AND PSYCHOLOGICAL CORRECTIONAL INFLUENCE]. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme. 2021. №1. P. 73-76.

15. Morozova I. S., Kameneva V. A., Kolomiets S. V., Rabkina N. V. Predstavleniya studentov o ponyatiyakh «trolling» i «fleiming» kak prediktory vozniknoveniya proyavlenii agressii v kiberkommunikatsiyakh [Students' ideas about the concepts of "trolling" and "flaming" as predictors of the occurrence of manifestations of aggression in cyber communications] Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2021. №12 (92). P. 163-171.

16. Uvarova L. N., Belova E. V. Psikhologicheskoe vozdeistvie v professional'noi deyatel'nosti pedagoga [Psychological influence in the professional activity of a teacher] E-Scio. 2021. №6 (57). P. 155-158.

17. Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Chigar'kova S. V. Vidy kiberagressii: opyt podrostkov i molodezhi [Types of cyber aggression: experience of adolescents and youth] Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2020. №2 (38). P. 3-20.

18. Kasyuk A. Ya. Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie v informatsionnom protivoborstve [Information and psychological influence in information warfare]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki. 2021. №1 (842). P. 22-34.

19. Sest N., March E. Constructing the cyber-troll: Psychopathy, sadism, and empathy. Personality and Individual Differences. 2017. 119. P. 69-72.

20. Abdalina L. V., Zykov K. A. Tsifrovaya deviatsiya kak fenomen sovremennogo mira [igital deviation as a phenomenon of the modern world]. Gaudeamus. 2022. №4. P. 85-95.

21. Zeker'yaev R. I. Psikhologicheskie osobennosti motivatsionno-potrebnostnoi sfery lichnosti, sklonnoi k trollingu [Psychological features of the motivational-need sphere of a person prone to trolling]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya. 2022. №S. P. 141-147.

22. Tumskii S. V. Trolling kak forma provokatsii v Internet-prostranstve [Trolling as a form of provocation in the Internet space]. Izvestiya SPbGEU. 2020. №5 (125). P. 213-218.

23. Wachs S., Gamez-Guadix M., Wright M.F., Görzig A., Schubarth W. How do adolescents cope with cyberhate? Psychometric properties and sociodemographic differences of a coping with cyberhate scale. Computers in Human Behavior. 2020. 104. R. 106-167.

24. Heirman W., Walrave M. The differential impact of parental mediation and restrictive mediation on adolescent online privacy concerns. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 2019. №13(2). article 2.

25. BaumanS., Toomey, R. B., Walker, J. L. Associations between parental monitoring and adolescent victimization and perpetration of cyberbullying: Moderation by gender. Journal of Interpersonal Violence. 2020. №35(3-4). R. 784-802.

26. DeHue F., Bolman C., Völlink T. (2019). Cyberbullying: Screening for risk and resilience in schools. Journal of School Violence. 2019. №18(2). R. 238-251.

27. Menesini E., Nocentini A., Palladino B. E. Empowering bystanders in bullying intervention programs: Systematic review. Aggression and Violent Behavior. 2019.

№45. R. 24-40.

28. Sanchez-Villena M., Moreno D., Estevez E. Protective factors against cyberbullying: A systematic review. Children and Youth Services Review. 2020. №110. R. 104.

29. Siapera E., Moussa M. Cyberbullying and digital hate: A critical overview. New Media & Society. 2021. 23(3). R. 660-676.

30. Psikhologiya. Slovar' [Psychology. Dictionary]. pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. Moscow : Politizdat, 1990. 494 s.

31. Sheldon P., Rauschnabel P. A., Honeycutt J.M. Cyberstalking and Bullying. The Dark Side of Social Media. 2019. R. 43-58.

32. Evdokimov V. A. Trolling v mediasfere [Trolling in the media sphere]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2019. №4 (38). P. 41-47.

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Кудряшова Наталья Михайловна

Старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина (г. Рязань), e-mail: n.kudryashova@365.rsu.edu.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-39-49

Аннотация: рассматривается культурологическая и аксиологическая составляющие содержания высшего образования. Рассмотрен пример и описана структура этапов построения практических занятий в вузе с комплексным использованием культурологического и аксиологического подходов. Основной гипотезой исследования является предположение, что для успешного внедрения комплексного использования культурологического и аксиологического подходов на уроках в начальной школе необходимо первоначально к этому подготовить студентов вуза. В ходе исследования применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, наблюдение за процессом обучения студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» направленности/профиля «Начальное образование и Иностранный язык (Английский язык)» и «Начальное образование и Информатика». Показана реализация культурологического и аксиологического подходов на всех этапах практического занятия, позволяющая студентам освоить и в дальнейшем применять данные подходы в собственной профессиональной деятельности.Требуется ни только провести более детальное экспериментальное исследование применения культурологического и аксиологического подходов для подготовки будущих учителей начальной школы, но и внедрить их использование при разработке планов и проведении занятий по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.