Научная статья на тему 'КОГНИТИВНАЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КОГНИТИВНАЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативное поведение / интернет-коммуникация / составляющие коммуникации / деструктивная коммуникация / киберкоммуникативная зависимость / подростковый возраст / когнитивные механизмы / аффективные установки / мотивы поведения / communicative behavior / Internet communication / communication elements / destructive communication / cybercommunication addiction / adolescence / cognitive mechanisms / affective attitudes / behavioral motives

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щелин Игорь Владимирович, Петроченко Ирина Алексеевна

Актуальность исследования обусловлена тем, что расширение информационных и коммуникативных возможностей в интернет-пространстве приводит к появлению контента, предлагающего опасную и непроверенную информацию. Распространение таких явлений, как кибербуллинг и троллинг, оказывающих деструктивное влияние на эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферу участников онлайн-общения, свидетельствует о негативных коммуникативных действиях пользователей и поднимает проблему обеспечения безопасной коммуникации в Интернете. Цель исследования выявление и описание особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативной деятельности в информационном пространстве подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости. Выборка исследования, проводившегося в апреле-мае 2023 г., включала 89 человек в возрасте 14-16 лет. Все респонденты являются учащимися 8-9-х классов средней общеобразовательной школы и имеют разный уровень вовлеченности в киберкоммуникативную деятельность: около 17% подростков часто находятся в беспрерывном режиме онлайн более двух часов в сутки, 25% очень часто, 29% всегда. Методы исследования: опросник «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» (А.В. Тончева), опросник «Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве» (И.С. Лучинкина), опросник «Направленность личности в интернет-пространстве» (Р.И. Зекерьяев), опросник «Типология киберагрессии» (С.С. Антипина), «Общая шкала проблемного использования Интернета» (А.А. Герасимова, А.Б. Холмогорова). Применялись методы математической статистики: H-критерий Крас-кела-Уоллиса, частотный анализ. Получены следующие результаты: когнитивная составляющая коммуникативного поведения подростков с высоким уровнем коммуникативной зависимости характеризуется такими когнитивными механизмами, как «Дихотомическое мышление», «Катастрофизация», «Обесценивание позитивного», «Эмоциональное обоснование», «Чтение мыслей», «Долженствование». Поведенческая составляющая коммуникативного поведения характеризуется склонностью к кибербуллингу и троллингу, а также более высоким уровнем проявления асоциального поведения в сети Интернет в целом. Эмоциональная составляющая коммуникативного поведения включает в себя проявления ответной и инициативной агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щелин Игорь Владимирович, Петроченко Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive, Behavioural and Emotional Components of Adolescents’ Communicative Behaviour in Information Space

The relevance of the study is due to the fact that the expansion of information and communication opportunities in the Internet space leads to the emergence of content offering dangerous and unverified information. The spread of such phenomena as cyberbullying and trolling, which have a destructive impact on the emotional, cognitive and behavioral sphere of online communication participants, is evident of negative communicative actions of users and raises a problem of ensuring safe communication on the Internet. The purpose of the study is identification and description of specific features of cognitive, behavioral and emotional components of communicative activity of adolescents with different levels of cybercommunication addiction in the information space. The sample of the study conducted in April-May 2023 included 89 persons aged 14-16. All of the respondents are 8th and 9th-year students of secondary public school and are characterized by different levels of involvement in cyber communicative activities about 17% of the adolescents are often continuously “online” for more than 2 hours a day, 25% very often, 29% always. Research methods: questionnaire “Diagnostics of cyber communicative addiction” (A.V. Toncheva), questionnaire “Cognitive mechanisms of communicative behavior in the Internet space” (I.S. Luchinkina), questionnaire “Personality orientation in the Internet space” (R.I. Zekeryaev), questionnaire “Typology of cyber aggression” (S.S. Antipina), “General scale of problem-plagued use of the Internet” (A.A. Gerasimova, A.B. Kholmogorova). These methods of mathematical statistics were used: Kruskal-Wallis H test, frequency analysis. The following results were obtained: the cognitive component of communicative behavior of adolescents with high level of communicative addiction is characterized by such cognitive mechanisms as “Dichotomous thinking”, “Catastrophising”, “Devaluation of the positive”, “Emotional justification”, “Mindreading”, and “Due-doing”. The behavioral component of their communicative behavior is characterized by the propensity for cyberbullying and trolling as well as a higher level of manifesting asocial behavior on the Internet in general. The emotional component of communicative behavior includes manifestations of retaliatory and proactive aggression.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНАЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Сибирский психологический журнал.

2024. № 91. С. 81-98. DOI: 10.17223/17267080/91/5

УДК 159.9.072

КОГНИТИВНАЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

И.В. Щелин1, И.А. Петроченко1

1 Томский государственный университет, Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 36

Резюме

Актуальность исследования обусловлена тем, что расширение информационных и коммуникативных возможностей в интернет-пространстве приводит к появлению контента, предлагающего опасную и непроверенную информацию. Распространение таких явлений, как кибербуллинг и троллинг, оказывающих деструктивное влияние на эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферу участников онлайн-общения, свидетельствует о негативных коммуникативных действиях пользователей и поднимает проблему обеспечения безопасной коммуникации в Интернете. Цель исследования - выявление и описание особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативной деятельности в информационном пространстве подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости. Выборка исследования, проводившегося в апреле-мае 2023 г., включала 89 человек в возрасте 14-16 лет. Все респонденты являются учащимися 8-9-х классов средней общеобразовательной школы и имеют разный уровень вовлеченности в киберкоммуникативную деятельность: около 17% подростков часто находятся в беспрерывном режиме онлайн более двух часов в сутки, 25% - очень часто, 29% - всегда.

Методы исследования: опросник «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» (А.В. Тончева), опросник «Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве» (И.С. Лучинкина), опросник «Направленность личности в интернет-пространстве» (Р.И. Зекерьяев), опросник «Типология киберагрессии» (С.С. Антипина), «Общая шкала проблемного использования Интернета» (А.А. Герасимова, А.Б. Холмогорова). Применялись методы математической статистики: H-критерий Крас-кела-Уоллиса, частотный анализ.

Получены следующие результаты: когнитивная составляющая коммуникативного поведения подростков с высоким уровнем коммуникативной зависимости характеризуется такими когнитивными механизмами, как «Дихотомическое мышление», «Ката-строфизация», «Обесценивание позитивного», «Эмоциональное обоснование», «Чтение мыслей», «Долженствование». Поведенческая составляющая коммуникативного поведения характеризуется склонностью к кибербуллингу и троллингу, а также более высоким уровнем проявления асоциального поведения в сети Интернет в целом. Эмоциональная составляющая коммуникативного поведения включает в себя проявления ответной и инициативной агрессии.

Ключевые слова: коммуникативное поведение; интернет-коммуникация; составляющие коммуникации; деструктивная коммуникация; киберкоммуникативная зависимость; подростковый возраст; когнитивные механизмы; аффективные установки; мотивы поведения

Введение

Интернет-пространство предоставляет различные возможности для коммуникативной деятельности. Однако социальные медиа, онлайн-сообщества, форумы и чаты нередко содержат контент, который предлагает большое количество непроверенной информации, оказывающей непредвиденное воздействие на личность пользователей. Участники онлайн-общения могут оказаться в положении жертв или инициаторов фальшивых новостей, провокационных комментариев, троллинг-атак, что способно исказить восприятие информации и негативно повлиять на процесс коммуникации, вызывая личностные трудности, и даже привести к возникновению суицидальных мыслей.

Развитие Интернета влечет перенос агрессии из реального мира в виртуальный и наоборот. Виртуальное пространство позволяет людям проявлять агрессивное поведение безнаказанно. Анонимность и отсутствие прямого взаимодействия в Интернете создают благоприятную среду для распространения агрессии (Лучинкина, Жихарева, Лучинкина, Гребенюк, Юдее-ва, 2022).

Проблема появления и распространения в онлайн-среде таких явлений, как кибербуллинг, троллинг, высмеивание и шантаж, свидетельствует о деструктивном коммуникативном поведении пользователей и поднимает вопрос обеспечения безопасного общения в Интернете, что становится все более насущным с развитием цифровизации в различных сферах жизни. Информация, распространяемая в социальных сетях, группах и чатах, часто бывает непроверенной и недостоверной, что оказывает негативное влияние на пользователей этих сообществ. Кроме того, сами участники коммуникации могут демонстрировать деструктивное поведение, выступая провокаторами или манипуляторами (Юдеева, 2022).

Быстрый темп развития цифрового пространства, недостаточный уровень информационной грамотности и возрастно-психологические особенности подростков делают их особенно уязвимыми к опасностям и угрозам в Интернете. Так, специальная военная операция вызвала изменения в социальных сетях и цифровой среде, что позволило выявить слабые места и актуальные направления развития информационно-коммуникационных технологий и способов обеспечения цифровой безопасности (Левашок, Гребняк, 2022). В настоящее время террористические группировки все активнее используют информационные площадки. Они применяют различные методы, включая пропаганду, финансирование, подготовку и подстрекательство к экстремистской и террористической деятельности. Однако основная угроза заключается в попытках оказать влияние на подростковую аудиторию. Последствия такого деструктивного влияния на подростков могут проявляться в причинении физического и психологического вреда как для самих подростков (вовлечение в преступную деятельность и деструктивные молодежные движения, появление суицидальных мыслей и действий, появление зависимостей и др.), так и для общества в целом (рас-

пространение негативной и опасной информации, представляющей угрозу жизни и безопасности граждан).

Онлайн-общение привлекает подростков своими простотой и удобством. Из-за особенностей этого общения (анонимность, отсутствие прямого контакта, независимость от времени и места, большое количество зрителей, отсутствие физических следов и асинхронность коммуникации) киберпро-странство может стать площадкой для деструктивного поведения (Бочавер, Холмов, 2014; Heirman, Walrave, 2008; Kowalski, Giumetti, Schroeder, Lat-tanner 2014; Panumaporn, Hongsanguansri, Atsariyasing, Kiatrungrit, 2020). Игры, поиск информации, шопинг, социальное взаимодействие - все эти активности могут влиять на характер взаимодействия подростков с интернет-средой (Griffiths, Pontes, Szabo, 2016).

Деструктивное коммуникативное поведение неразрывно связано с агрессией. Деструктивное коммуникативное поведение - это форма речевой активности, в которой говорящий выражает агрессию вербально и которая основана на деструктивных мотивациях и установках - оскорбление и причинение морального вреда личности другого участника коммуникации (Юдеева, 2022). Виртуальное пространство, особенно социальные сети, стало той площадкой, где такое деструктивное поведение проявляется в виде использования нецензурной лексики, провокационного и манипуля-тивного контента, а также оскорбительных сообщений (кибербуллинг и троллинг) (Лучинкина и др., 2022). Киберагрессия не вызывает непосредственного физического вреда, но оказывает продолжительное негативное воздействие на психологическое состояние участников. Противодействие киберагрессии представляет собой процесс, требующий достаточно высокого уровня социальной, коммуникативной и конфликтной компетентности, которых зачастую не хватает подросткам не только в относительно неизведанной виртуальной среде, но и в реальной жизни (Солдатова, Чи-гарькова, Никонова, Виницкий, Попков, 2022).

Изучение теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что рост активности пользователей в Интернете, особенно среди молодежи, привел к широкому распространению такого негативного поведения, как кибербуллинг (Бо-чавер, Холмов, 2014; Баранов, 2015; Фетисова, 2018; Willard, 2007; Palfrey, Gasser, 2008; Kowalski, Limber, Agatston, 2011). Кибербуллинг - это форма девиантного поведения, которая проявляется в онлайн-агрессии с использованием средств цифровой коммуникации. Исследования Е.О. и Н.В. Ма-зарчук подтвердили, что поведенческие особенности молодых людей в ки-бербуллинге зависят от их принадлежности к определенным категориям: агрессивно-провоцирующей, викарной или инициирующей (Мазурчук, Ма-зурчук, 2020).

Коммуникативное поведение личности в интернет-пространстве включает когнитивную, поведенческую и эмоциональную составляющие (Donath, 1999). Каждая из этих составляющих содержит факторы, которые определяют, будет ли коммуникативное поведение конструктивным или деструк-

тивным. Когнитивная составляющая включает в себя когнитивные установки (Сорокин, 1988). Поведенческая составляющая определяет причины пребывания пользователя в сети, мотивы коммуникативной деятельности и общую цель коммуникативного поведения. Так, исследование О.Н. Аре-стовой и соавт. показало, что в основе деятельности интернет-пользователей лежат различные мотивы, включая деловую мотивацию, познавательную мотивацию, мотивацию сотрудничества, мотивацию самореализации, рекреационную и игровую мотивацию, аффилиативную мотивацию, мотивацию самоутверждения и коммуникативную мотивацию. Эти мотивы репрезентируют основные типы мотивационной направленности личности по психологии, такие как продуктивная, социально-коммуникативная, познавательная и развивающая (Арестова, Бабанин, Войскунский, 2006).

Аффективная составляющая коммуникативного поведения включает коммуникативные установки и психические состояния пользователя, которые влияют на характер его коммуникации. Коммуникативные установки формируются в результате опыта взаимодействия с обществом и в конечном итоге влияют на общение пользователя (Шмаков, 2015; Лучинкина, 2018б).

Деструктивное коммуникативное поведение основано на деструктивных установках и мотивах, оно нарушает общепринятые нормы и причиняет вред другим людям. Эта проблема требует более глубокого исследования, поскольку ненормативная коммуникация может привести к изменениям в личности, отклонениям и нарушениям взаимодействия с другими (Войскунский, Солодов, 2018).

Большинство научных исследований сфокусировано на изучении эмоциональных и поведенческих последствий киберагрессии для жертв. Так, из работы Н.П. Исмаиловой и З.С. Курбановой становится ясной связь между социально-психологическими характеристиками и последствиями кибер-буллинга. Подростки, подвергшиеся кибербуллингу, часто испытывают высокий уровень тревожности, который сопровождается депрессией, социальной изоляцией, неохотой поддерживать или развивать социальные связи. Этот опыт влияет на активность в учебе и итоговую успеваемость, а также вызывает фрустрацию, разочарование и чувство безнадежности относительно их жизненных целей. Подростки с высоким и средним уровнем ригидности сталкиваются с трудностями адаптации, что оказывает существенное влияние на их социальную жизнь и разрешение возникающих проблем (Исмаилова, Курбанова, 2019).

В связи с этим становится важным проведение психологического исследования, которое затрагивает когнитивные аспекты виртуального коммуникативного поведения, поведенческую направленность конструктивного и деструктивного поведения пользователей Интернета, а также изучение эмоциональных аспектов коммуникативного процесса. Цель исследования -выявление и описание особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что подростки с разным уровнем коммуникативной зависимости в информационном пространстве

обладают определенными когнитивными механизмами, мотивами ведения коммуникативной деятельности и аффективными установками.

Исследование особенностей отдельных составляющих коммуникативного поведения в онлайн-пространстве поможет разработать систему психологической коррекции и профилактики деструктивного коммуникативного поведения.

В своей работе мы опирались на теоретические представления о видах коммуникативного поведения в цифровой среде Г. И. Могилевской (ки-бербуллинг; Могилевская, Бабаева, Чумаков, 2018), А. Ю. Мельниковой (троллинг; Мельникова, 2018), А. Д. Елякова (спамерство; Еляков, 2010) и на представления А. И. Лучинкиной об асоциальном поведении в интернет-пространстве (Лучинкина, Юдеева, Ушакова, 2015), которые составили теоретическую основу поведенческой составляющей коммуникативного поведения.

Эмоциональная сторона коммуникативного поведения основана на разработанной K.C. Runions модели киберагрессии, которая включает две основные составляющие - мотивационные цели и регулятивный контроль (Runions, 2013). Мотивационные цели могут быть инициативными, направленными на достижение положительных эмоциональных состояний для агрессора, либо ответными, направленными на снятие негативных эмоциональных состояний.

Когнитивная составляющая деструктивного коммуникативного поведения основана на представлении о когнитивных механизмах и искажениях, описанных А.Т. Beck, представителем когнитивной психологии и психотерапии (Beck, Freeman, 2003).

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 89 подростков в возрасте 14-16 лет. Все респонденты являются учащимися 8-9-х классов средней общеобразовательной школы и имеют разный уровень вовлеченности в киберкомму-никативную деятельность. В данной выборке респондентов около 17% подростков часто находятся в беспрерывном режиме онлайн более двух часов в сутки, 25% - очень часто, 29% - всегда.

Эмпирический сбор данных осуществлялся с апреля по май 2023 г.

Для выявления и описания особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативной деятельности подростков в цифровой среде использовался комплекс методик:

1. Опросник «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» А.В. Тон-чевой (Тончева, 2012), который состоит из 20 утверждений. Данный опросник направлен на оценку уровня коммуникативной зависимости в цифровой среде:

- низкий уровень киберкоммуникативной зависимости (0-49 баллов), при котором не наблюдается значительного влияния активности в информационном пространстве на другие сферы жизнедеятельности пользователя;

- средний уровень киберкоммуникативной зависимости (50-79 баллов), при котором социальные сети оказывают влияние на повседневную жизнь пользователя и являются причиной некоторых личностных проблем и проблем со здоровьем;

- высокий уровень киберкоммуникативной зависимости (80-100 баллов), при котором использование социальных сетей вызывает значительные проблемы в жизни пользователя.

2. Опросник «Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве» И.С. Лучинкиной (Лучинкина, 2018а), включающий в себя 40 утверждений и следующие субшкалы:

- «Дихотомическое мышление» - убеждение личности в том, что существует только два крайних варианта оценки происходящих событий;

- «Катастрофизация» - уверенность личности в негативном исходе будущих ситуаций, вызывающих тревогу и страх, с отказом учитывать более позитивные возможности;

- «Обесценивание позитивного» - пренебрежение позитивными аспектами ситуации, сосредоточение внимания только на негативных ее аспектах;

- «Эмоциональное обоснование» - игнорирование логических аргументов в пользу эмоций и чувств. Личность объясняет ситуацию, исходя из своих эмоциональных реакций;

- «Навешивание ярлыков» - быстрое суждение о себе или других людях, основанное на предположениях, не подтвержденных фактами. Склонность опираться на предыдущий опыт или существующие знания без учета новой информации;

- «Мысленный фильтр» - интерпретация новых ситуаций через призму негативного опыта. Неполная оценка полной картины ситуации;

- «Чтение мыслей» - предположения о мыслях других людей, не подтвержденные доказательствами;

- «Персонализация» - убежденность в том, что поведение окружающих и негативные события зависят от личности; личность считает, что ее ошибки являются явными и все видят их;

- «Долженствование» - представление о том, как должны вести себя окружающие, включая самого человека;

- «Сверхгенерализация» - склонность делать обобщения, выходящие за рамки конкретной ситуации.

3. Опросник Р.И. Зекерьяева «Направленность личности в интернет-пространстве» (Зекерьяев, 2022), который состоит из 20 утверждений и таких субшкал, как:

- Склонность к кибербуллингу - это травля, оскорбления или угрозы, высказываемые жертве с помощью средств электронной коммуникации, в частности сообщений в социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем и СМС;

- Склонность к троллингу - форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении;

- Склонность к спамерству - распространение нежелательных мошеннических сообщений по электронной почте, SMS или на форумах, в социальных сетях и других онлайн-платформах;

- Склонность к использованию нелицензированного контента - практика загрузки и распространения защищенных авторским правом произведений в цифровом виде без разрешения;

- Асоциальное поведение в интернет-пространстве, которое может иметь низкий, средний или высокий уровень проявления. Характеризуется устойчивой тенденцией к нарушению правил и норм сетевых сообществ, осуществлению асоциальной деятельности, такой как спам, флуд, троллинг и т.д. При этом демонстрируются пренебрежение и обесценивание правил сетевого этикета, нарушения которого обладают систематическим характером.

4. Опросник «Типология киберагрессии» С.С. Антипиной (Антипина, 2021), который состоит из 29 утверждений и включает в себя следующие факторы:

- первый фактор - импульсивно-ответная киберагрессия - это ответная реакция на провокации других пользователей интернет-пространства, вызванная негативным эмоциональным состоянием агрессора (ярость);

- второй фактор - произвольно-ответная киберагрессия - предполагает действия, основанные на самоконтроле, призванные компенсировать негативные эмоциональные эффекты, вызванные поведением собеседника в интернет-коммуникации (месть);

- третий фактор - произвольно-инициативная киберагрессия - активные действия, направленные на достижение положительных эффектов в долгосрочной перспективе (вознаграждение);

- четвертый фактор - импульсивно-инициативная киберагрессия - проявление спонтанных действий, осуществляющихся без внимания к долгосрочным последствиям и определяющихся положительными эмоциями от текущего агрессивного акта (отдых, развлечение).

5. Опросник «Общая шкала проблемного использования Интернета» А.А. Герасимовой, А.Б. Холмогоровой (Герасимова, Холмогорова, 2018), включающий в себя 15 утверждений, которые исследуют пять факторов проблемного использования Интернета:

- предпочтение онлайн-общения - отдается предпочтение онлайн-комму-никациям, а не лицом к лицу;

- регуляция настроения - мотивацией выхода в интернет-пространство служит улучшение эмоционального состояния;

- когнитивная поглощенность - отражает неконтролируемое регулярное мысленное возращение в онлайн-пространство;

- компульсивное использование - отражает трудности планирования своего пребывания в сети Интернет;

- негативные последствия - отражает влияние продолжительного времяпрепровождения в сети Интернет на повседневную жизнь.

Выбор представленных методик обусловлен тем, что каждый опросник позволяет оценить в количественных показателях выраженность каждой

составляющей коммуникативного поведения. Предполагается, что у подростков с высоким уровнем киберкоммуникативной зависимости количественные показатели когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативного поведения будут иметь большую степень выраженности по сравнению с подростками, имеющими низкий и средний уровень киберкоммуникативной зависимости.

К тому же вышеперечисленные опросники являются краткими, простыми в реализации и интерпретации, экономичными по времени. Данные критерии играют значительную роль при выборе методов исследования, проводимого на подростковой выборке. Также опросники можно включать в программу скринингового обследования обучающихся в дальнейших исследованиях.

Анализ результатов проводился с использованием статистических программ SPSS 23.0. Применялись следующие методы математической статистики: H-критерий Краскела-Уоллиса, частотный анализ. H-критерий Краскела-Уоллиса является непараметрическим аналогом однофакторного дисперсионного анализа для сравнения трех и более независимых групп. Его используют, когда распределение в группах отличается от нормального, что часто бывает в психологических исследованиях. Вместо фактических значений переменных для расчета H-критерия Краскела-Уоллиса используют их ранги.

Результаты исследования

Первым этапом эмпирического исследования являлось разделение выборки на три группы в зависимости от полученных результатов по методике А.В. Тончевой, определяющей уровень киберкоммуникативной зависимости. Данный этап необходим для последующего сравнения количественных показателей и описания особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативного поведения подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости. Для это был использован частотный анализ, результаты которого представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты сравнения средних показателей шкал методики «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» А.В. Тончевой

Уровень киберкоммуникативной зависимости Частота Проценты Валидный процент Накопленный процент

Низкий 65 53,3 73,0 73,0

Средний 19 15,6 21,3 94,4

Высокий 5 4,1 5,6 100,0

Всего 89 73,0 100,0

Следующий этап эмпирической части исследования состоял в изучении когнитивной, поведенческой и аффективной составляющих коммуникативного поведения подростков в информационной среде. Для этого применялся Н-критерий Краскела-Уоллиса для сравнения средних значений по-

казателей каждой методики в зависимости от выраженности киберкомму-никативной зависимости. Полученные статистически значимые результаты представлены в табл. 2-5 (указаны только значимые различия при р < 0,05).

Таблица 2

Результаты сравнения средних показателей шкал методики «Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве» И.С. Лучинкиной

Когнитивные механизмы Уровень зависимости Средний ранг Асимптотическая значимость

Дихотомическое мышление Низкий 18,55 0,002

Средний 19,67

Высокий 21,20

Катастрофизация Низкий 19,43 0,002

Средний 15,30

Высокий 21,00

Обесценивание позитивного Низкий 18,95 0,000

Средний 17,30

Высокий 22,33

Эмоциональное обоснование Низкий 15,50 0,005

Средний 16,17

Высокий 19,90

Чтение мыслей Низкий 18,41 0,001

Средний 18,80

Высокий 25,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Долженствование Низкий 18,48 0,001

Средний 18,90

Высокий 24,17

Результаты, представленные в табл. 2, свидетельствуют, что по мере повышения киберкоммуникативной зависимости подростков повышается вероятность искажения восприятия ситуации под влиянием таких когнитивных установок, как «Дихотомическое мышление», «Катастрофизация», «Обесценивание позитивного», «Эмоциональное обоснование», «Чтение мыслей», «Долженствование».

Таблица 3

Результаты сравнения средних показателей шкал методики «Направленность личности в интернет-пространстве» Р.И. Зекерьяева

Направленность коммуникативного поведения Уровень зависимости Средний ранг Асимптотическая значимость

Склонность к кибербуллингу Низкий 41,02 0,005

Средний 52,63

Высокий 67,70

Склонность к троллингу Низкий 42,08 0,002

Средний 49,21

Высокий 67,00

Асоциальное поведение Низкий 41,22 0,045

Средний 52,68

Высокий 65,00

Результаты, представленные в табл. 3 указывают, что с увеличением уровня киберкоммуникативной зависимости повышается показатель деструктивной направленности коммуникативного поведения в цифровой среде, включая склонность к кибербуллингу и троллингу. Также с повышением уровня киберкоммуникативной активности увеличивается вероятность проявления аспектов асоциального поведения в цифровой среде.

Таблица 4

Результаты сравнения средних показателей шкал методики «Типология киберагрессии» С.С. Антипиной

Эмоциональная составляющая Уровень Средний Асимптотическая

коммуникативного поведения зависимости ранг значимость

Импульсивно-ответная агрессия (ярость) Низкий 41,78

Средний 51,66 0,003

Высокий 61,50

Произвольно-ответная агрессия (месть) Низкий 40,82

Средний 54,05 0,004

Высокий 64,90

Произвольно-инициативная агрессия (вознаграждение) Низкий 41,25

Средний 53,39 0,003

Высокий 61,90

Импульсивно-инициативная агрессия (развлечение) Низкий 41,52

Средний 42,10 0,001

Высокий 57,68

Как видно из табл. 4, с повышением уровня киберкоммуникативной активности повышается частота проявления ответной и инициативной агрессии как в импульсивной реакции, так и в произвольной.

Таблица 5

Результаты сравнения средних показателей шкал методики «Общая шкала проблемного использования Интернета» А.А. Герасимовой, А.Б. Холмогоровой

Шкалы Уровень зависимости Средний ранг Асимптотическая значимость

Предпочтение онлайн-общения Низкий 38,42 0,000

Средний 62,18

Высокий 65,30

Регуляция настроения Низкий 38,70 0,001

Средний 59,87

Высокий 70,40

Когнитивная поглощенность Низкий 36,05 0,000

Средний 67,18

Высокий 77,00

Компульсивное использование Низкий 37,37 0,000

Средний 63,89

Высокий 72,40

Негативные последствия Низкий 40,58 0,004

Средний 52,03

Высокий 75,70

Статистически значимые результаты из табл. 5 хорошо согласуются с результатами предыдущих методик. Так, полученные результаты по шкале «Регуляция настроения» коррелируют с данными из табл. 4 по шкале «Импульсивно-инициативная агрессия (развлечение)». Шкала «Когнитивная поглощенность» подтверждается данными, представленными в табл. 2. К тому же шкала «Компульсивное использование» расширяет представление об особенностях поведенческой составляющей коммуникативного поведения, результаты изучения которой представлены в табл. 3.

Обсуждение результатов

Выборка респондентов была разделена на три группы (см. табл. 1):

I группа - низкий уровень киберкоммуникативной зависимости (73%);

II группа - средний уровень киберкоммуникативной зависимости (21,3%);

III группа - высокий уровень киберкоммуникативной зависимости (5,6%).

На последующих этапах было проведено сравнение показателей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативного поведение в каждой из представленных групп.

Так, подростки III группы с высокой коммуникативной зависимостью в интернет-среде имеют убеждение о существовании двух крайностей оценивания происходящих событий, а также убеждение о негативности будущего и нежелание учитывать более позитивные исходы ситуаций (см. табл. 2). Также более высокий уровень коммуникативной зависимости может характеризоваться игнорированием логических доказательств, так как предпочтения отдаются эмоциям, оперированию возможными, недоказанными мыслями других людей и представлениями личности о том, как правильно должны себя вести окружающие либо сама личность.

К тому же подростки III группы чаще проявляют склонность к кибербул-лингу и троллингу по сравнению с подростками из I и II групп (см. табл. 3). Это означает, что высокая коммуникативная зависимость в информационной среде характеризуется такой направленностью, как агрессивное преследование личности в виртуальной социальной среде и использование манипуляций, побуждающих жертву к определенным действиям.

Также подростки III группы обладают более высоким уровнем проявления асоциального поведения в сети Интернет в целом (см. табл. 3). Данное поведение характеризуется устойчивой тенденцией к нарушению правил и норм сетевых сообществ, осуществлению асоциальной деятельности, такой как спам, флуд, троллинг и т.д. При этом существуют пренебрежение и обесценивание правил сетевого этикета, нарушения которого имеют систе-магический характер.

Повышение уровня коммуникативной зависимости характеризуется увеличением проявления киберагрессии за счет желания отомстить и причинить вред другому, а также за счет желания поэкспериментировать и посмотреть на реакцию других людей с целью получения положительных эмоций или избавления от негативных эмоций здесь и сейчас (см. табл. 4).

В заключение хочется отметить, что подростки III группы по сравнению с I и II группами в большей степени отдают предпочтение онлайн-коммуникациям, а не лицом к лицу (см. табл. 5). Для таких подростков мотивацией выхода в сеть служит улучшение эмоционального состояния -либо снижение негативных эмоций, либо увеличение положительных, что также подтверждается данными, представленными в табл. 4. Высокий уровень киберкоммуникативной зависимости характеризуется трудностями в планировании своего пребывания в сети и неконтролируемым регулярным мысленным возращением в онлайн-пространство.

В совокупности эти факторы отражают негативное влияние избыточной коммуникации в информационном пространстве на повседневную жизнь подростка. Коммуникативным риском для подростков является агрессия в онлайн-пространстве. Одним из последствий столкновения подростка с киберагрессией является закрепление агрессии как способа коммуникации. Проведенное исследование позволяет описать характерные для участников деструктивной онлайн-коммуникации особенности когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативного поведения, которые могут быть в дальнейшем использованы в системе обеспечения конструктивного и безопасного онлайн-общения.

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что деструктивная направленность коммуникативного поведения подростков в онлайн-пространстве определяется особенностями когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих этого поведения. Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что подростки с разным уровнем коммуникативной зависимости в информационном пространстве обладают определенными когнитивными механизмами, мотивами ведения коммуникативной деятельности и аффективными установками, нашла свое подтверждение.

Были выявлены следующие особенности отдельных составляющих коммуникативной деятельности.

По мере повышения киберкоммуникативной зависимости подростков повышается вероятность искажения восприятия ситуации под влиянием таких когнитивных механизмов, как «Дихотомическое мышление», «Ката-строфизация», «Обесценивание позитивного», «Эмоциональное обоснование», «Чтение мыслей», «Долженствование». Так, подростки с высокой коммуникативной зависимостью в интернет-среде имеют убеждение о существовании двух крайностей в оценке событий и имеют склонность к отрицательному предсказанию будущего, не желая рассматривать более положительные исходы. Кроме того, более высокий уровень киберкомму-никативного поведения может проявляться в игнорировании логических доказательств в пользу эмоциональных предпочтений, принятии необоснованных мыслей других людей и представлении идеала поведения для окружающих или самой личности. Следовательно, наличие когнитивных

искажений в процессе онлайн-коммуникации может приводить к сложностям в понимании смысла и контекста общения. В подростковом возрасте, когда формируются когнитивные и гностические функции, важно минимизировать влияние когнитивных искажений в коммуникативной деятельности. Это позволит подросткам устойчиво реагировать на негативную информацию в Интернете и социальных сетях, а также противостоять ки-берагрессивному поведению сверстников.

С увеличением уровня киберкоммуникативной зависимости повышается показатель деструктивной поведенческой направленности коммуникативного поведения в цифровой среде. Высокий уровень коммуникативной активности характеризуется склонностью к кибербуллингу и троллингу, а также более высоким уровнем проявления асоциального поведения в сети Интернет в целом. Поведение подростков направлено на агрессивное преследование личности в виртуальной социальной среде и использование манипуляций, побуждающих жертву к определенным действиям. Данное поведение характеризуется устойчивой тенденцией к нарушению правил и норм сетевых сообществ, которые обладают систематическим характером. Можно сказать, что в информационном пространстве риски связаны с проявлением различных видов асоциального поведения подростков. Так, деструктивное коммуникативное поведение в онлайн-пространстве проявляется в форме таких коммуникативных девиаций, как кибербуллинг и троллинг. Своевременная диагностика склонности к асоциальному поведению подростков может способствовать повышению эффективности уже существующих программ профилактики кибербуллинга и троллинга, а также позволит снизить онлайн-риски и повысить цифровую компетентность педагогов, самих подростков и их родителей;

С повышением уровня киберкоммуникативной зависимости повышается частота проявления ответной и инициативной агрессии. Так, подростки с высокой коммуникативной зависимостью проявляют киберагрессию из-за стремления отомстить и причинить вред другому, а также из-за желания влиять на эмоции и поведение других пользователей и наблюдать за их реакцией с целью получения позитивных эмоций или снижения интенсивности негативных. Можно сказать, что эмоции, проявляемые в процессе онлайн-коммуникации, отражают вовлеченность личности в этот процесс и влияют на поведение, предоставляя стимул для последующих реакций. Следовательно, подростки с агрессивной установкой на общение в онлайн-пространстве часто становятся источником агрессии для окружающих, а также сами подвергаются риску стать жертвой ответной агрессии. Умение правильно понимать и управлять эмоциональными импульсами может поспособствовать снижению деструктивного общения в онлайн-сообществах.

Таким образом, исследование особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативной деятельности у подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости в информационном пространстве указывает на то, что критериями деструктивного коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве высту-

пают когнитивные искажения мышления, асоциальная направленность деятельности в онлайн-пространстве и проявление киберагрессии с целью причинения вреда другому пользователю. Полученные результаты позволяют сформировать эмпирическую основу для дальнейшей разработки диагностического инструментария как одного из способов выявления групп повышенного риска (жертв и инициаторов) деструктивного коммуникативного поведения в информационном пространстве с учетом характерных для них особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих поведения. Данный инструментарий может быть применен в системе обеспечения конструктивной и безопасной онлайн-коммуникации.

Литература

Антипина, С. С. (2021). Опросник «Типология киберагрессии»: структура и первичные психометрические характеристики. СибСкрипт, 23(1), 113-122. doi: 10.21603/20788975-2021-23-1-113-122 Арестова, О. Н., Бабанин, Л. Н., Войскунский, А. Е. (2006). Мотивация пользователей Интернета. В кн.: А. Е. Войскунский (ред.). Гуманитарные исследования в Интернете (с. 55-76). М.: Можайск-Терра. Баранов, А. А. (2015). Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 11, 62-66. Бочавер, А. А., Холмов, К. Д. (2014). Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Журнал Высшей школы экономики, 11(3), 177-191. Войскунский, А. Е., Солодов, М. Ю. (2018). Познание и коммуникация - вызовы современности. Философские науки, 4, 114-132. doi: 10.30727/0235-1188-2018-4-114-132 Герасимова, А. А., Холмогорова, А. Б. (2018). Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника. Консультативная психология и психотерапия, 26(3), 56-79. doi: 10.17759/cpp.2018260304 Еляков, А. Д. (2010). Дефицит и избыток информации в современном социуме. Социологические исследования, 12(130), 107-114. Зекерьяев, Р. И. (2022). Стандартизация опросника «Направленность поведения личности в интернет-пространстве». Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Познание, 3, 52-56. doi: 10.37882/2500-3682.2022.03.08 Исмаилова, Н. П., Курбанова, З. С. (2019). Психологические аспекты агрессивного поведения подростков в информационном пространстве. Мир науки. Педагогика и психология, 7(1). URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN119.pdf Левашок, В. К., Гребняк, О. В. (2022). Актуальные изменения социальных сетей и цифровой среды в период специальной военной операции на Украине. Социальные и гуманитарные знания, 2(30), 204-213. doi: 10.18255/2412-6519-2022-2-204-213 Лучинкина, А. И., Жихарева, Л. В., Лучинкина, И. С., Гребенюк, А. А., Юдеева, Т. В. (2022). Особенности сетевой агрессии интернет-активной молодежи. Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки, 3, 21-35. doi: 10.18384/2310-7235-2022-3-21-35 Лучинкина, А. И., Юдеева, Т. В., Ушакова, В. Р. (2015). Информационно-психологическая

безопасность личности в Интернет-пространстве. Симферополь: ДИАИПИ. Лучинкина, И. С. (2018а). Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-

пространстве. Научный результат. Педагогика и психология образования, 4(3), 56-70. Лучинкина, И. С. (2018б). Особенности коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Сер. Педагогика. Психология, 4(14), 92-98.

Мазурчук, Е. О., Мазурчук, Н. И. (2020). Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг. Педагогическое образование в России, 6, 224-229. doi: 10.26170/po20-06-26 Мельникова, А. Ю. (2018). Троллинг как новая форма остранения в молодежной культуре. Человек. Культура. Образование, 1(27), 49-59. Могилевская, Г. И., Бабаева, А. М., Чумаков В. Е. (2018). Кибербуллинг как форма он-

лайн-агрессии в современном обществе. Аллея науки, 2(10), 468-473. Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Никонова, Е. Ю., Виницкий, Д. А., Попков, А. Е. (2022). Агрессия в иммерсивной виртуальной среде: поведенческие стратегии подростков и эффект свидетеля. Сибирский психологический журнал, 86, 26-47. doi: 10.17223/17267080/86/2 Сорокин, Ю. А. (1988). Этнопсихолингвистика. М.: Наука.

Тончева, А. В. (2012). Диагностика киберкоммуникативной зависимости. Вестник евразийской науки, 4(13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-kiberkom munikativnoy-zavisimosti Фетисова, Т. А. (2018). Агрессивное поведение в Интернет-коммуникации. Вестник

культурологии, 4(87), 185-197. Шмаков, А. А. (2015). Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети Интернет. Экология языка и коммуникативная практика, 1, 293-305. Юдеева, Т. В. (2022). Мотивация деструктивного коммуникативного поведения подростков в социальных сетях. Международный научно-исследовательский журнал, 2(116), 178-182. doi: 10.23670/IRJ.2022.116.2.066

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 21.09.2023 г.; повторно 17.12.2023 г.;

принята 01.03.2024 г.

Щелин Игорь Владимирович - доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Томского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: igor.shchelin@mail.ru

Петроченко Ирина Алексеевна - аспирант кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Томского государственного университета. E-mail: Irina-Petrochenko22@yandex.ru

For citation: Shchelin, I. V, Petrochenko, I. A. (2024). Cognitive, Behavioural and Emotional Components of Adolescents' Communicative Behaviour in Information Space. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 91, 81-98. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/91/5

Cognitive, Behavioural and Emotional Components of Adolescents' Communicative Behaviour in Information Space

I.V. Shchelin1, I.A. Petrochenko1

1 Tomsk State University, 36, Lenina Ave., Tomsk, 63450, Russian Federation

Abstract

The relevance of the study is due to the fact that the expansion of information and communication opportunities in the Internet space leads to the emergence of content offering dangerous and unverified information. The spread of such phenomena as cyberbullying and

trolling, which have a destructive impact on the emotional, cognitive and behavioral sphere of online communication participants, is evident of negative communicative actions of users and raises a problem of ensuring safe communication on the Internet.

The purpose of the study is identification and description of specific features of cognitive, behavioral and emotional components of communicative activity of adolescents with different levels of cybercommunication addiction in the information space. The sample of the study conducted in April-May 2023 included 89 persons aged 14-16. All of the respondents are 8th and 9th-year students of secondary public school and are characterized by different levels of involvement in cyber communicative activities - about 17% of the adolescents are often continuously "online" for more than 2 hours a day, 25% - very often, 29% - always.

Research methods: questionnaire "Diagnostics of cyber communicative addiction" (A.V. Toncheva), questionnaire "Cognitive mechanisms of communicative behavior in the Internet space" (I.S. Luchinkina), questionnaire "Personality orientation in the Internet space" (R.I. Zekeryaev), questionnaire "Typology of cyber aggression" (S.S. Antipina), "General scale of problem-plagued use of the Internet" (A.A. Gerasimova, A.B. Kholmogorova). These methods of mathematical statistics were used: Kruskal-Wallis H test, frequency analysis.

The following results were obtained: the cognitive component of communicative behavior of adolescents with high level of communicative addiction is characterized by such cognitive mechanisms as "Dichotomous thinking", "Catastrophising", "Devaluation of the positive", "Emotional justification", "Mindreading", and "Due-doing". The behavioral component of their communicative behavior is characterized by the propensity for cyberbullying and trolling as well as a higher level of manifesting asocial behavior on the Internet in general. The emotional component of communicative behavior includes manifestations of retaliatory and proactive aggression.

Keywords: communicative behavior; Internet communication; communication elements; destructive communication; cybercommunication addiction; adolescence; cognitive mechanisms; affective attitudes; behavioral motives

References

Antipina, S. S. (2021). Oprosnik "Tipologiya kiberagressii": struktura i pervichnye psikho-metricheskie kharakteristiki [Questionnaire "Typology of cyber aggression": Structure and primary psychometric characteristics]. SibSkript, 23(1), 113-122. doi: 10.21603/2078-8975-2021-23-1-113-122 Arestova, O. N., Babanin, L. N., & Boyskunskiy, A. E. (2006). Motivatsiya pol'zovateley Interneta [Motivation of Internet users]. In A. E. Voyskunskiy (Ed.), Gumanitarnye issle-dovaniya v Internete [Humanities Research Online] (pp. 55-76). Moscow: Mozhaysk-Terra.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baranov, A. A. (2015). Kiberbulling - novaya forma ugrozy bezopasnosti lichnosti podrostka [Cyberbullying is a new form of threat to a teenager's personal safety]. Vestnik Bal-tiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 11, 62-66. Beck, A.T., & Freeman, A. (2003). Cognitive therapy of personality disorders. New York: Guilford Press.

Bochaver, A. A., & Kholmov, K. D. (2014). Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremen-nykh tekhnologiy [Cyberbullying: bullying in the space of modern technologies]. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki - Journal of the Higher School of Economics, 11(3), 177-191. Donath, J. S. (1999, August). Identity and deception in the virtual community. In P. Kollock,

& M. Smith (Eds.), Communities in Cyberspace (pp. 29-59). London: Routledge. Elyakov, A. D. (2010). Defitsit i izbytok informatsii v sovremennom sotsiume [Deficit and excess of information in modern society]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 12(130), 107-114. Fetisova, T. A. (2018). Agressivnoe povedenie v Internet-kommunikatsii [Aggressive behavior in Internet communications]. Vestnikkul'turologii, 4(87), 185-197.

Gerasimova, A. A., & Kholmogorova, A. B. (2018). Obshchaya shkala problemnogo ispol'zo-vaniya interneta: aprobatsiya i validizatsiya v rossiyskoy vyborke tret'ey versii oprosnika [General scale of problematic Internet use: testing and validation of the third version of the questionnaire in a Russian sample]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 26(3), 56-79. doi: 10.17759/cpp.2018260304

Griffiths, M. D., Pontes, M. H., & Szabo, A. (2016). The impact of Internet-based specific activities on the perceptions of Internet addiction, quality of life, and excessive usage: A crosssectional study. Addictive Behaviors Reports, 1, 19-25. doi: 10.1016/j.abrep. 2015.03.002.

Heirman, W., & Walrave, M. (2008). Assessing concerns and issues about the mediation of technology in cyberbullying. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 2(2). https://cyberpsychology.eu/article/view/4214/3256.

Ismailova, N. P., & Kurbanova, Z. S. (2019). Psikhologicheskie aspekty agressivnogo povedeniya podrostkov v informatsionnom prostranstve [Psychological aspects of aggressive behavior of adolescents in the information space]. Mir nauki. Pedagogika i psikholo-giya, 7(1). https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN119.pdf

Kowalski, R. M., Giumetti, G. W., Schroeder, A. N., & Lattanner, M. R. (2014). Bullying in the digital age: A critical review and metaanalysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin, 140(4), 1073-1137. doi: 10.1037/a0035618.

Kowalski, R. M., Limber, S. P., & Agatston, P. W. (2011). Cyberbullying: Bullying in the digital age. Chichester: Wiley-Blackwell.

Levashok, V. K., & Grebnyak, O. V. (2022). Aktual'nye izmeneniya sotsial'nykh setey i tsifrovoy sredy v period spetsial'noy voennoy operatsii na Ukraine [Current changes in social networks and the digital environment during the special military operation in Ukraine]. Sotsial'nye i gumanitarnye znaniya, 2(30), 204-213. doi: 10.18255/2412-65192022-2-204-213

Luchinkina, A. I., Yudeeva, T. V., & Ushakova, V. R. (2015). Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti v Internet-prostranstve [Information and psychological security of the individual in the Internet space]. Simferopol': DIAYPI.

Luchinkina, A. I., Zhikhareva, L. V., Luchinkina, I. S., Grebenyuk, A. A., & Yudeeva, T. V. (2022). Osobennosti setevoy agressii internet-aktivnoy molodezhi [Features of online aggression among Internet-active youth]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta. Ser. Psikhologicheskie nauki, 3, 21-35. doi: 10.18384/2310-72352022-3-21-35

Luchinkina, I. S. (2018a). Kognitivnye mekhanizmy kommunikativnogo povedeniya v internet-prostranstve [Cognitive mechanisms of communicative behavior in the Internet space]. Nauchnyy rezul'tat. Pedagogika ipsikhologiya obrazovaniya, 4(3), 56-70.

Luchinkina, I. S. (2018b). Osobennosti kommunikativnogo povedeniya lichnosti v internet-prostranstve [The person's communicative behavior in the Internet space]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pedagogika. Psikhologiya, 4(14), 92-98.

Mazurchuk, E. O., & Mazurchuk, N. I. (2020). Deviantnoe povedenie molodezhi v virtu-al'nom prostranstve: kiberbulling [Deviant behavior of young people in the virtual space: cyberbullying]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 6, 224-229. doi: 10.26170/po20-06-26

Melnikova, A. Yu. (2018). Trolling kak novaya forma ostraneniya v molodezhnoy kul'ture [Trolling as a new form of defamiliarization in youth culture]. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie, 1(27), 49-59.

Mogilevskaya, G. I., Babaeva, A. M., & Chumakov V. E. (2018). Kiberbulling kak forma onlayn-agressii v sovremennom obshchestve [Cyberbullying as a form of online aggression in modern society]. Alleya nauki, 2(10), 468-473.

Palfrey, J., & Gasser, Urs. (2008). Born Digital. Understanding the First Generation of Digital Natives. New York: Basic Books.

Panumaporn, J., Hongsanguansri, S., Atsariyasing, W., & Kiatrungrit, K. (2020). Bystanders' behaviours and associated factors in cyberbullying. General Psychiatry, 33(3). doi: 10.1136/gpsych-2019-100187. Runions, K. C. (2013). Toward a conceptual model of motive and self-control in cyberaggression: Rage, revenge, reward and recreation. Journal of Youth and Adolescence, 42(5), 751-771. doi: 10.1007/s10964-013-9936-2. Shmakov, A. A. (2015). Rechevye taktiki deviantnogo kommunikativnogo povedeniya pol'zovateley seti Internet [Speech tactics of deviant communicative behavior of Internet users]. Ekologiyayazyka i kommunikativnayapraktika, 1, 293-305. Soldatova, G. U., Chigar'kova, S. V., Nikonova, E. Yu., Vinitskiy, D. A., & Popkov, A. E. (2022). Agressiya v immersivnoy virtual'noy srede: povedencheskie strategii podrostkov i effekt svidetelya [Aggression in an immersive virtual environment: Adolescent behavioral strategies and the bystander effect]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 86, 26-47. doi: 10.17223/17267080/86/2 Sorokin, Yu. A. (1988). Etnopsikholingvistika [Ethnopsycholinguistics]. Moscow: Nauka. Toncheva, A. V. (2012). Diagnostika kiberkommunikativnoy zavisimosti [Diagnosis of cy-bercommunication addiction]. Vestnik evraziyskoy nauki, 4(13). https://cyberleninka.ru/ article/n/diagnostika-kiberkom munikativnoy-zavisimosti Voyskunskiy, A. E., & Solodov, M. Yu. (2018). Poznanie i kommunikatsiya - vyzovy so-vremennosti [Cognition and communication are the challenges of our time]. Filosofskie nauki, 4, 114-132. doi: 10.30727/0235-1188-2018-4-114-132 Willard, N. (2007). Cyber bullying and cyberthreats: Responding to a challenge of online

social cruelty, threats, and distress. Champaign: Research Press. Yudeeva, T. V. (2022). Motivatsiya destruktivnogo kommunikativnogo povedeniya podrostkov v sotsial'nykh setyakh [Motivation for destructive communicative behavior of teenagers in social networks]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2(116), 178-182. doi: 10.23670/IRJ.2022.116.2.066 Zekeryaev, R. I. (2022). Standartizatsiya oprosnika "Napravlennost' povedeniya lichnosti v internet-prostranstve" [Standardization of the questionnaire "Orientation of personal behavior in the Internet space"]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii iprak-tiki. Ser. Poznanie, 3, 52-56. doi: 10.37882/2500-3682.2022.03.08

Received 21.09.2023; Revised 17.12.2023;

Accepted 01.03.2024

Igor V. Shchelin - Associate Professor of Tomsk State University, Faculty of Psychology, Department of General and Pedagogical Psychology. Cand. Sc. (Psychol.). Associate Professor. E-mail: igor.shchelin@mail.ru

Irina A. Petrochenko - Postgraduate Student of Tomsk State University, Faculty of Psychology, Department of General and Pedagogical Psychology. E-mail: Irina-Petrochenko22@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.