Научная статья на тему 'ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
986
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЕ / КИБЕРАГРЕССИЯ / ФЛЕЙМИНГ / ТРОЛЛИНГ / ХЕЙТИНГ / КИБЕРСТАЛКИНГ / КИБЕРБУЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна, Люев Тимбот Хабасович

В данной статье рассматривается проблемы деструктивного поведения в онлайн-общения. По данным различных исследований, именно коммуникативная функция Интернета вышла на первый план для большинства пользователей. Тем не менее, как и в любом коммуникативном пространстве, в реальности человек может столкнуться в сети с проявлениями деструктивного поведения в общении. Деструктивное поведение в онлайн-общении вызывает определенную обеспокоенность по ряду причин. Коммуникативные онлайн-риски, наиболее значимые, опасные и травматичные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна, Люев Тимбот Хабасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISRUPTIVE BEHAVIOR IN ONLINE COMMUNICATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

This article examines the problem of destructive behavior in online communication. According to various studies, it is the communicative function of the Internet that has come to the fore for the majority of users. Nevertheless, as in any communicative space in reality, a person can face manifestations of destructive behavior in communication online. Disruptive online behavior is of some concern for a number of reasons. Online communication risks, the most significant, dangerous and traumatic.

Текст научной работы на тему «ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

УДК 316

DOI 10.23672/c6105-5620-1000-j

Людкевич Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России, полковник полиции ev-grishay@mail.ru

Гришай Елена Васильевна

доктор философских наук,

профессор,

профессор кафедры

специальных дисциплин,

Краснодарский университет МВД России,

полковник полиции

ev-grishay@mail.ru

Люев Тимбот Хабасович

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях СКИ(Ф), Краснодарский университет МВД России, подполковник полиции ev-grishay@mail.ru

Yury N. Lyudkevich

Candidate of Legal Sciences, Deputy Chief of the Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Colonel ev-grishay@mail.ru

Elena V. Grishay

Doctor of Philosophy, Professor,

Professor of the Department Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Colonel ev-grishay@mail.ru

Timbot Kh. Grishay

Senior Lecturer of the Department of Activity of Internal Affairs Bodies in special conditions of SKI (F), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Lieutenant Colonel ev-grishay@mail.ru

Деструктивное поведение

в онлайн-общения: проблемы и пути решения

Disruptive behavior

in online communication: problems and solutions

Аннотация. В данной статье рассматривается проблемы деструктивного поведения в онлайн-обще-ния. По данным различных исследований, именно коммуникативная функция Интернета вышла на первый план для большинства пользователей. Тем не менее, как и в любом коммуникативном пространстве, в реальности человек может столкнуться в сети с проявлениями деструктивного поведения в общении. Деструктивное поведение в онлайн-общении вызывает определенную обеспокоенность по ряду причин. Коммуникативные онлайн-риски, наиболее значимые, опасные и травматичные.

Ключевые слова: деструктивное поведение, он-лайн-общение, киберагрессия ,флейминг, троллинг, хейтинг, киберсталкинг, кибербуллинг.

Annotation. This article examines the problem of destructive behavior in online communication. According to various studies, it is the communicative function of the Internet that has come to the fore for the majority of users. Nevertheless, as in any communicative space in reality, a person can face manifestations of destructive behavior in communication online. Disruptive online behavior is of some concern for a number of reasons. Online communication risks, the most significant, dangerous and traumatic.

Keywords: destructive behavior, online communication, cyber aggression, flaming, trolling, hating, cyber stalking, cyber bullying.

Интернет стал одной из неотъемлемых площадок для общения. Сеть создает новые возможности для поддержания старых и нахождения новых социальных связей. Так, благодаря цифровым технологиям, каждый человек может активно наращивать социальный капитал,

который в будущем поможет ему в различных жизненных ситуациях. Интернет дает возможность обмениваться событиями из повседневной жизни, делиться позитивными эмоциями с близким и знакомым, находить новых друзей и партнеров, конструировать свой образ и проигрывать

разные социальные роли, поддерживать и улучшать свою репутацию, обращаться за помощью и оказывать ее другим, создавать и воплощать совместные социально значимые и интересные проекты. По данным различных исследований, именно коммуникативная функция Интернета вышла на первый план для большинства пользователей. Тем не менее, как и в любом коммуникативном пространстве, в реальности человек может столкнуться в сети с проявлениями деструктивного поведения в общении.

Деструктивное поведение в онлайн-общении вызывает определенную обеспокоенность по нескольким причинам.

Во-первых, коммуникация становится одной из ведущих деятельностей подростка и молодого человека в процессе традиционной цифровой социализации. Кроме того, процесс коммуникации и ее последствия выступают важными факторами психологического благополучия.

Во-вторых, подростки и молодежь выделяют коммуникативные онлайн-риски, как наиболее значимые, опасные и травматичные.

В-третьих, в связи со значимостью коммуникативной сферы, столкновение с деструктивными ситуациями при коммуникации в сети становится сложной жизненной ситуацией для молодежи, требующей наличия репертуара возможных специфических действий - способов совладания - не только со стороны самого подростка или молодого человека, но адекватных и компетентных действий со стороны окружающих.

В-четвертых, если для профилактики и совладания с контентными рисками уже выработано достаточно много стратегий, в том числе технических, то в сфере онлайн-коммуникации такие меры только начинают разрабатываться.

По данным как отечественных, так и зарубежных исследований, наиболее распространенным и эмоционально значимым коммуникативным риском как для подростков, так и молодежи является киберагрессия. Остановимся подробнее на этом риске, представляющем одну из самых часто встречающихся форм деструктивного онлайн-поведения. Понимание различных аспектов столкновения с кибеагрессией позволит выработать более адекватные и действенные модели профилактики и способы совладания с ее проявлениями.

При определении агрессии большинство ученых и практиков сходятся во мнении, что это - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, приносящее вред и физический ущерб людям (а также, другим одушевленным и неодушевленным объектам) или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [1].

Агрессия - неотъемлемая часть человеческой природы. Различные проявления, свойственные человеку, в частности, присущая ему в

определенной степени агрессивность, веками ограничивалась и очеловечивалась параллельно с развитием культуры и цивилизации. В подростковом и юношеском периодах человек, в силу специфических особенностей психического развития, демонстрирует агрессивность, которая по степени выраженности может превышать агрессивность взрослых [2]. В процессе социализации индивидом усваиваются культурные нормы, которые ограничивают деструктивные для общества поведенческие проявления. Онлайн-простран-ство и смешанная реальность, которые осваивает молодое поколение, требуют особого внимания с точки зрения его «окультуривания», постепенного наполнения как общепринятыми цивили-зационными нормами общения, так и специфическими правилами поведения.

В качестве наиболее распространенного определения киберагрессии приведем дефиницию Дороти Григг: киберагрессия - это нанесение посредством использования цифровых устройств намеренного вреда одному человеку или группе людей, который воспринимается как оскорбительный, уничижительный, наносящий ущерб или нежеланный (Опдд, 2010).

В научной литературе и публицистике можно встретить разные виды киберагрессии. Остановимся на наиболее распространенных видах, признанных большинством исследователей:

- Флейминг - разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в Интернете между участниками в равных позициях.

- Троллинг - размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками.

- Хейтинг - негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.

- Киберсталкинг - использование цифровых средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.

- Кибербуллинг - агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием цифровых форм контакта и повторяющиеся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя [2].

Зачастую, в отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных вопросам киберагрес-сии, понятия «киберагрессия» и «кибербуллинг» рассматриваются как синонимичные, что создает некоторую путаницу. На наш взгляд, киберагрессия является более широким термином для обозначения всего спектра угрожающих, оскорбляющих и неприятных действий, осуществляемых с использованием цифровых технологий. Кибер-буллиг же представляет одну из разновидностей агрессивного поведения в сети.

При подготовке раздела по киберагрессии использованы данные всероссийского исследования, проведенного Фондом Развития Интернет при поддержке РАЭК и Google, в 2018 году. Выборка исследования составила 3395 человек, из них подростки - 1554 чел., молодежь - 736 чел., родители - 1105 чел., имеющие детей в возрасте 12-17 лет [6].

Киберагрессия - как правило, лишь «вершина айсберга» офлайн-агрессии. Киберагрессия редко ограничивается исключительно цифровым пространством. В большинстве случаев Интернет лишь становится удобным местом проявления агрессии, но более публичным, отражающим и поэтому усиливающим негативность ситуации и в онлайн, и в реальной жизни.

Выделим основные особенности киберагрессии:

- Анонимность и дистантность агрессора, в связи с чем агрессор чувствует себя менее уязвимым и ответственным.

- В качестве агрессора могут выступать и знакомые, и незнакомцы.

- Не видна эмоциональная реакция жертвы, что может снижать уровень сочувствия к ее переживаниям со стороны агрессора или наблюдателей.

- Независимость от времени и места, возможность проявлять агрессию 24 часа.

- Один источник (фото, пост и т.д.) угрозы может использоваться множество раз.

- Увеличение аудитории наблюдателей.

- Жертвой киберагрессии может стать каждый вне зависимости от статуса [1].

Отсутствие физических следов у жертвы, незаметность для окружающих и близких.

Асинхронность онлайн-коммуникации, то есть возможность отсроченного реагирования, что создает дополнительное время на подготовку деструктивного действия.

Каждый второй молодой человек также выделяет в качестве причины киберагрессии сексуальную ориентацию и национальную принадлежность. Для подростков часто её причиной становятся хобби и увлечения, а для молодежи - принадлежность к группе или субкультуре. Киберагрессия, выбирая в качестве мишени все, что может составлять инаковость (внешность, особенности здоровья и развития, увлечения, принадлежность к субкультуре), становится инструментом подавления разнообразия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для киберагрессии достаточно поводов, а не реальных причин, вынуждающих проявлять агрессию.

Наиболее распространенной «упаковкой» кибе-рагрессии становится визуальная - фото, видео. Такой выбор во многом объясняется особенностями когнитивного развития цифрового

поколения, в частности клиповым мышлением, ориентированным не на тексты, а на образы. «Начинка» же агрессивных онлайн-сообщений различается среди поколений молодежи и подростков. Для всех подростков агрессия в Интернете, прежде всего, связана с оскорблениями, для каждого второго - с клеветой и насмешками. Для молодежи в агрессивных ситуациях используется более тяжелый арсенал - угрозы безопасности личности и причинения вреда здоровью, а в качестве легкой артиллерии - насмешки. Популярные площадки для выражения агрессии в сети очень разнообразны [3].

Разветвленная ролевая структура: агрессоры, жертвы, активные участники и сторонние наблюдатели - одна из важных характеристик киберагрессии. При этом количество собственно жертв и агрессоров онлайн невелико, и явно уступает ситуации в реальной жизни, например, в школе. Роль киберагрессора социально нежелательна, тем не менее, некоторые российские подростки и молодые люди признались, что выступали в такой роли (от 1 % до 7 % в разных ситуациях). Количество подростков, признавшихся, что были в роли жертвы несколько больше (от 1 % до 15 % в разных ситуациях). В среднем эти показатели ниже международных данных по соответствующим показателям, например, в США. Тем не менее, подростки и молодежь сталкиваются с разными видами киберагрессии в других ролях, преимущественно в ролях свидетелей или наблюдателей.

Агрессия заразительна, и наблюдение за кибера-грессией создает негативную психодинамику у свидетелей в результате следующих причин:

- необходимость выбора между фигурами сильного и слабого, как правило, в пользу первой;

- диффузия личной ответственности и повторение групповых, а не выработка индивидуальных траекторий поведения;

- ослабление чувства сострадания по причине как частоты таких ситуаций, так и по причине отсутствия непосредственного наблюдения за реакцией жертвы;

- блокирование механизмов восприятия многообразия как нормы.

Мало того, что свидетели киберагрессии, в силу своего равнодушия и молчаливого согласия, главные союзники агрессора, на них также оказывается значительное негативное психологическое воздействие [4].

Основными мотивами киберагрессии у подростков и молодежи выступили власть и развлечения. Так, агрессор может демонстрировать свою силу и превосходство, самоутверждаться за счет жертвы травли. С другой стороны, еще чаще мотивом становится развлечение - проявление киберагрессии рассматривается как забава. В таком случае, агрессор может не воспринимать тот урон, который наносится жертве. Особенности Интернета способствуют этому - возможность анонимности самого агрессора, невидимость

эмоциональной реакции жертвы и как результат обесценивание наносимого урона со стороны агрессора приводят к тому, что большинство респондентов единогласно выделяют этот мотив.

Для каждого второго молодого человека и подростка характерен еще один мотив - освобождение от накопившегося негатива. Интернет-пространство становится местом слива для негативных переживаний и эмоций, зачастую за счет переадресации этих эмоций другим более слабым и уязвимым (феномен «козла отпущения»). Подростки также часто выбирают желание отомстить и причинить вред другому, т.е., намеренную агрессию. Групповой характер киберагрессии выявляется и частотой выбора мотива «за компанию с друзьями» - такой мотив характерен для трети молодых людей [5].

Еще треть подростков и молодых людей считают, что агрессия в сети возникает из-за желания поддержать свою репутацию и добиться определенной цели или выгоды. В этом случае, киберагрес-сия может становиться инструментом расчетливого социального продвижения, что не может не настораживать. Четверть подростков и молодежи указывают на желание поэкспериментировать и посмотреть на реакцию других людей. Треть подростков и четверть представителей молодежи предполагает, что киберагрессия может использоваться для выражения своего отношения или собственного мнения. Это свидетельствует о низком уровне конфликтной компетентности среди молодого поколения, когда предпочитаются деструктивные стратегии поведения в конфликте, направленные на унижение достоинства другого, а не используются эффективные способы урегулирования разногласий и прояснение ситуации в личном общении [6].

Кибербуллинг - один из наиболее опасных видов киберагрессии. Кибербуллинг как системное явление, характеризующееся массовостью, регулярностью и продолжительностью воздействия и тесной связью с травлей в реальности, нам представляется наиболее опасным видом киберагрес-сии, вызывающим сильные переживания и серьезные последствия. Для кибербуллинга характерны все перечисленные выше особенности ки-берагрессии, связанные с возможностями он-лайн-пространства. Кроме этого, у кибербуллинга есть свои специфические особенности:

- преднамеренность совершаемых действий агрессоров против жертвы;

- регулярность совершаемых действий;

- неравенство сил в пользу агрессора;

- групповой характер процесса с заданной ролевой структурой (агрессор, жертва, хамелеоны, наблюдатели);

- не заканчивается сам по себе, требуя вмешательства;

- негативное психологическое воздействие ситуации на всех участников вне зависимости от роли.

Школьная травля - буллинг оказывается более распространенным явлением по сравнению с ки-бербуллингом. В Интернете с травлей встречались в разных ролях (в первую очередь, в качестве наблюдателя) каждый второй молодой человек (55 %), а вот в стенах школы уже большинство -70 %. Среди подростков и молодежи только треть сообщает, что ситуации травли разворачивалась только в Интернете. Так, в большинстве случаев, онлайн дополнял, в той или иной мере, ситуацию в реальности [7].

Стоит отметить специфическую роль в ситуации травли - хамелеона - те, кто меняют свои роли, выступая, то как жертвы, то как агрессоры.

Одним из наиболее известных случаев кибербуллинга стала история канадской девочки Аманды Тодд, покончившей жизнь самоубийством в 15 лет после изощренной травли в Интернете. В 12 лет Аманда зарегистрировалась в РаоеЬоок и завела нескольких друзей по переписке. Один из них под ником Айдин вел себя очень активно и уговорил девочку показать ему обнаженную грудь. Он заснял этот момент на камеру и выложил снимок в интернет. Фото увидели все друзья Аманды.

Из-за постоянных нападок, которым подвергалась Аманда в школе, семья Тодд сменила место жительства. Аманда перешла в другую школу и постепенно ее жизнь стала приходить в норму. Но через год Айдин опять вернулся в ее жизнь с помощью РаоеЬоок. Он поставил на аватарку фото ее голой груди и начал знакомиться с ее новыми друзьями. Аманда опять подверглась травле в школе, что привело к очередной смене школы.

Последней каплей стало избиение Аманды группой подростков. После этого девушка совершила попытку суицида, но врачи спасли ее. По возвращению из больницы, Аманда опять увидела в социальных сетях агрессивные комментарии, в которых сверстники откровенно желали ей смерти. 10 октября 2012 года Аманда покончила с собой [6].

Онлайн-пространство предоставляет новые инструменты для травли или кибербуллинга. Наиболее часто используемыми действиями со стороны агрессоров являются удаление из друзей и исключение из групповых чатов и сообществ, то есть, изоляция жертвы. Также, часто против жертвы используются личные данные, фото, видео со страницы жертвы, размещается ложная информация или создаются грубые и неприятные голосования. Это оказывает сильное эмоциональное воздействие на жертв и наносит ущерб их репутации.

Менее распространенными вариантами действий агрессоров оказываются создание страниц или групп (стен) ненависти. Группы ненависти создаются про отдельного человека, в них обычно добавляют знакомых жертвы, а также, публикуется оскорбительная информация о жертве. Вариантом травли становится рассылка оскорбительной или унизительной информации близким и

знакомым о жертве, создание фейковых аккаун-тов жертвы, похищение пароля от аккаунта с целью публикации или рассылки негативной и неадекватной информации от имени жертвы.

По данным различных исследователей можно выделить следующий общий профиль кибербул-лера:

- чаще мальчики или юноши;

- низкая успеваемость;

- активные пользователи цифровых устройств;

- низкий уровень эмпатии;

- низкая самооценка;

- высокая импульсивность в поведении;

- нарушители правил;

- участники буллинга офлайн;

- не сформированы нравственные установки;

- ведут себя обособленно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- родители не контролируют и не осведомлены об онлайн-активности;

- отсутствует поддержка и эмоциональная включенность со стороны родителей [3].

Основными последствиями для агрессора могут стать:

- закрепление насилия как способа коммуникации;

- отвержение со стороны групп сверстников;

- трудности с успеваемостью и получением образования и развитие проблемного поведения (правонарушения, аддикции).

Несмотря на то, что жертвой кибербуллинга может стать любой, можно выделить профиль людей, входящих в группу риска:

- чаще девочки или девушки;

- низкая успеваемость;

- активные пользователи цифровых устройств;

- слабо развиты навыки общения;

- низкая самооценка;

- выражены депрессивность и социальная тревожность;

- низкий уровень социальной адаптации;

- хамелеоны;

- недостаток социальной поддержки в школе;

- отвергнуты другими сверстниками;

- родители не контролируют и не осведомлены об онлайн-активности;

- отсутствие поддержки и эмоциональной включенности со стороны родителей [3].

Самые частые эмоциональные реакции на кибер-буллинг у его «жертв» негативные: остро-негативного (обида, раздражение, гнев) и тревожно фо-бического спектров (страх, тревога). Важно отметить, что стыд - очень частая реакция на кибер-буллинг, которая встречается почти у половины старших подростков и молодых людей, отвращение отмечает каждый четвертый, а о вине говорит каждый шестой. Это - те переживания, которые люди редко выражают и многие из которых направлены не на истинных виновников, а на самого себя. Можно сказать, что это - наиболее «токсичные» переживания, поскольку они не имеют выхода.

Последствиями кибербуллинга могут стать депрессия, тревожные расстройства, низкая самооценка, нарушение пищевого поведения, химические и нехимические зависимости, импульсивность, агрессивность, социальная изоляция, отказ от посещения школы, самоповреждение, суицидальные мысли вплоть до совершения суицида.

Как жертва кибербуллинга может защититься от нападок?

Интернет предоставляет инструменты не только для деструктивных действий, но и для защиты от них. В качестве основного репертуара действий по прекращению ситуации кибербуллинга подростки и молодежь выбирают самостоятельные активные действия. Среди них, прежде всего, технические - блокировка агрессора в общении, частичное или полное ограничение доступа обидчика к персональной информации жертвы с помощью настроек приватности, сохранение доказательств, а также, социальные - попытка объясниться с обидчиком. Далеко не все подростки и молодые люди намерены обращаться за социальной и инструментальной поддержкой (обращение за помощью к близкому человеку, к френ-дам и подписчикам, сотрудникам школы, в специализированные службы или в службу поддержки сервиса). К сожалению, в ситуациях кибербуллинга жертвы зачастую остаются наедине со своими переживаниями. Иными словами, проблема не в том, что окружающие не готовы помочь, а в том, что жертвы молчат. Практически никто не готов обращаться в социальные и психологические службы.

Общие рекомендации для подростков и молодежи:

- Помните, что информация, попавшая в Интернет, может стать доступной множеству людей и быть использована против вас.

- Добавляя незнакомых френдов в социальной сети, подумайте, насколько это безопасно. Они могут стать как ресурсом для развития, так и возможным источником агрессивных действий.

- Используйте настройки приватности, чтобы защитить информацию о себе от ненужных глаз. Не забывайте про техническую безопасность: используйте надежные пароли, регулярно меняйте их и никому не сообщайте.

- Если по отношению к вам проявляют агрессию, не реагируйте. Ваша эмоциональная реакция - это то, чего добивается агрессор.

- Сохраняйте доказательства. Делайте скриншоты или распечатки сообщений, сохраняйте доказательства действий обидчика. Эти доказательства помогут защитить себя при обращении к классному руководителю, администрации школы или полиции.

- Отправляйте обидчиков в «черный список», блокируйте.

- Сообщайте об агрессорах модератору или службе поддержки сайта или социальной сети, используя, например, кнопку «Пожаловаться».

Не оставайтесь с агрессией наедине - расскажите об этом тому, кому доверяете. Обратитесь за помощью: к родителям или знакомому взрослому, в службу психологической помощи.

- Не будьте равнодушными. Если вы видите, что кого-то обижают, то поддержите его. Оцените опасность ситуации, если вы понимаете, что не можете самостоятельно помочь или для вас это может быть небезопасно, обратитесь к специалисту, которому доверяете.

- Размещая пост, репост, статус или фото, подумайте, не могут ли они обидеть других людей. Представьте, что бы вы чувствовали, оказавшись на месте того, кого вы хотели обидеть или обидели.

Литература:

1. Большой психологический словарь, 2003.

2. Солдатова Г.У. 100 друзей. Круг общения подростков в социальных сетях / Г.У. Солдатова, О. Олькина // Дети в информационном обществе. 2016. № 24. С. 24-33.

3. Солдатова Г.У. Дети России Онлайн: риски и безопасность / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебе-шева [и др.] // Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М., 2012.

4. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю. Кузнецова, Н.В. Чудова. М. : Росспэн, 2014.

5. Солдатова Г.У. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Лекции / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. М. : Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. Ч. 1.

6. Солдатова Г.У. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы совла-дания / Г.У. Солдатова, Е.Ю. Зотова // Образовательная политика. 2011. № 5(55). С. 11-22.

7. Солдатова Г.У. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М. : Фонд развития Интернета, 2013.

Literature:

1. Big psychological dictionary, 2003.

2. Soldatova G.U. 100 friends. The circle of communication of adolescents in social networks / G.U. Soldatova, O. Olkina // Children in the information society. 2016. № 24. P. 24-33.

3. Soldatova G.U. Children of Russia Online: risks and safety / G. Soldatova, E. Zotova, M. Lebesheva [et al.] // The results of the international project EU Kids Online II in Russia. M., 2012.

4. Enikolopov S.N. Aggression in everyday life /

5.N. Enikolopov, Yu. Kuznetsova N.V. Chudova, M. : Rosspen, 2014.

5. Soldatova G.U. Internet: opportunities, competencies, security. Methodological guide for employees of the general education system. Lectures / G. Soldatova, E. Zotova, M. Lebesheva, V. Shlyapni-kov. M .: Center for Book Culture «Gutenberg», 2013. Part 1.

6. Soldatova G.U. Cyberbullying in the school environment: a difficult online situation and coping methods / G.U. Soldatova, E.Yu. Zotova // Educational policy. 2011. № 5(55). P. 11-22.

7. Soldatova G.U. Digital competence of Russian adolescents and parents: results of an all-Russian study / G.U. Soldatova, T.A. Nestik, E.I. Rasskazova, E.Yu. Zotova. M. : Internet Development Fund, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.