УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10154
ББК 67 © В.А. Шестак, 2019
Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
В КОРОЛЕВСТВЕ НОРВЕГИЯ
Виктор Анатольевич Шестак, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, доктор юридических наук, доцент
МГИМО МИД России (119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 76) E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуются особенности конструкции органов предварительного расследования Королевства Норвегия. Анализируется взаимосвязь деятельности прокуратуры и полиции королевства как «органов следствия». Раскрывается комбинированная методика оценки эффективности деятельности органов предварительного расследования в Королевстве Норвегия. Рассматривается роль опроса общественного мнения населения.
Ключевые слова: органы предварительного расследования, Закон об уголовном процессе, методика оценки эффективности деятельности органов предварительного расследования, критерии оценки, опрос общественного мнения, Королевство Норвегия.
MODERN METHODS OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF THE PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES
IN THE KINGDOM OF NORWAY
Victor Anatolyevich Shestak, Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics, Doctor of Laws, Associate Professor
Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (119454, Moscow, Vernadskogo prospekt, 76) E-mail: [email protected]
Annotation. In the article, the author studies the design features of the preliminary investigation bodies of the Kingdom of Norway. The interrelation of the activities of the prosecutor's office and the police of the kingdom as "investigative bodies" is analyzed. A combined methodology for evaluating the effectiveness of the activities of preliminary investigation bodies in the Kingdom of Norway is disclosed. The role of public opinion polls is considered.
Keywords: preliminary investigation authorities, law on criminal procedure, methods of assessing the effectiveness of the preliminary investigation authorities, evaluation criteria, public opinion survey, Kingdom of Norway.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шестак В.А. Современные методики оценки эффективности деятельности органов предварительного расследования в Королевстве Норвегия. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):145-50.
Органы, уполномоченные осуществлять предварительное расследование в Королевстве Норвегия, определены Законом об уголовном процессе (Straffeprosessloven) от 22.05.1981 (в ред. от 20.12.2018, далее — Закон). Согласно второму разделу этого уголовно-процессуального нормативно-правового акта среди участников уголовного судопроизводства со
стороны обвинения различают только два государственных органа: прокуратуру (Patalemyndigheten) и полицию (РоШе^)1.
Организационно прокуратура Норвегии имеет уникальную трехуровневую структуру. Первый уровень: Генеральная прокуратура во главе с Генеральным прокурором (Riksadvokaten); второй уровень:
региональные прокуратуры (10 по количеству регионов страны); третий уровень: «Прокуратура в полиции» — представляет собой должности прокуроров интегрированные в полицейские участки. Руководство последними осуществляют начальники полиции2. Особенность положения должности прокурора полиции состоит в том, что он обеспечивает организацию взаимодействия между прокурорами и сотрудниками полиции.
Помимо прокуратуры предварительное расследование уполномочены осуществлять два национальных агентства, подотчетных полицейскому руководству Норвегии: Национальная служба уголовного розыска, в функции которой входит борьба с организованной преступностью и иными тяжкими преступлениями (KRIPOS) и Национальное управление по расследованию и уголовному преследованию преступлений в сфере экономики и охраны окружающей среды (0КОКШМ)3.
Таким образом, следственные органы как самостоятельные подразделения в Королевстве Норвегия не сформированы вовсе. Традиционная для российского правоприменителя функция уголовного преследования последних распределена между двумя вышеназванными структурами. Кроме того, ни норвежский законодатель, ни национальные юристы не оперируют понятием «следственные органы». В обоснование своей позиции они используют следующий тезис: обобщающие понятия только затрудняют понимание и зачастую не несут в себе существенной правовой на-грузки4. Вместе с тем в Королевстве Норвегия вопрос: является ли функция уголовного преследования прерогативой государства, разрешен предельно просто: прокуратура и полиция, как государственные органы, осуществляют предварительное расследование совместно, в тандеме, при четком разграничении своих полномочиях.
Так, в статье 65 главы 7 «Преследование» Закона закреплены условия подследственности уголовных дел прокуратуре. Сформулированы они как полномочия прокурора: «Генеральный прокурор выносит обвинительное заключение по делам о:
преступлениях, наказуемых лишением свободы на срок до 30 лет;
преступлениях, наказуемых лишением свободы на срок до 21 года, если они совершены не рецидивистом;
преступлениях, предусмотренных главой 17 «Защита независимости и национальных интересов Норвегии» Уголовного кодекса Королевства Норвегия (далее — Кодекса);
преступлениях, предусмотренных статьями 151 «Неправомерное голосование», 152 «Подкуп избирателя», 153 «Неправомерное голосование на референдуме», 154 «Фальсификация при определении результатов выборов» главы 19 «Защита государственной власти и доверия к ней» Кодекса;
преступлениях, предусмотренных статьей 183
«Публичное склонение к совершению уголовного преступления» главы 20 «Защита общественного спокойствия, порядка и безопасности» Кодекса;
преступлениях, предусмотренных статьей 211 «Нарушение конфиденциальности деятельности определенных профессиональных групп» главы 21 «Защита информации» Кодекса;
преступлениях, совершенными иностранцами, не проживающими в Норвегии5.
В статье 67 главы 7 «Преследование» Закона перечислены условия полицейской подследственности (обвинительное заключение по уголовному делу выносит полиция):
• преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более одного года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 313 «Инцест» главы 26 «Сексуальные преступления» и 367 «Фальшивомонетничество» главы 27 «Защита населения от ущерба и опасности» Кодекса;
• нарушение норм ряда статей Кодекса, в которых полномочия полиции по предварительному расследованию прямо указаны в Законе.
Небезынтересен также и тот факт, что деятельность прокуратуры Норвегии на законодательном уровне регулируется исключительно уголовно-процессуальным законом, в котором ей отведено особое место: упоминание об этом органе в Законе можно найти едва ли не в каждом его разделе. Тогда как полиция упоминается только в главе 6 «Прокуратура» Закона в части рассмотрения уголовного дела со стороны обвинения, и то исключительно в рамках ее взаимодействия с прокуратурой. Однако норвежский законодатель дополнительно регламентировал деятельность полиции и самостоятельным нормативно-правовым актом — Законом от 04.08.1995 (в ред. от 15.06.2018) «О полиции»6, в котором предельно подробно регламентирована структура, функции, задачи и полномочия последней. По нашему мнению, такое правовое положение, свидетельствует о том, что деятельность прокуратуры Норвегии не выходит за рамки уголовного процесса. В случае же с полицией существование отдельного закона абсолютно в силу выполнения последней более широкого спектра задач, связанных не только с предварительным расследованием, но и с обеспечением общественного порядка.
Взаимодействие прокуратуры и полиции при осуществлении предварительного расследования неразрывно связано со структурными особенностями первой. Так, в соответствии со статьей 55 главе 6 «Прокуратура» Закона к должностным лицам прокуратуры Норвегии относят:
• Генерального прокурора (Riksadvokaten) и его помощников;
• прокуроров (Statsadvokatene) — дословно с норвежского — государственных адвокатов и их помощников;
• начальника полиции, заместителя начальника полиции, начальника и помощника начальника службы безопасности полиции, начальника и помощника начальника национальной службы уголовного розыска (KRIPOS);
• сотрудника полиции, имеющего степень магистра в области юриспруденции7;
• руководителя полицейского участка.
Что же касается вопросов методики оценки деятельности органов, уполномоченных осуществлять предварительное расследование, то справедливости ради, отметим, что норвежский законодатель не склонен теоретизировать, по его мнению, исконно практическую сферу юриспруденции. В этой связи критерии оценки эффективности деятельности органов предварительного расследования не только не систематизированы, но и не упоминаются ни в норвежской правовой доктрине, ни в национальном законодательстве. Вместе с тем для ответа на этот вопрос важно определиться с тем, кто производит оценку: государственный орган (должностное лицо, уполномоченное осуществлять надзорные или контрольные функции) или население, которое в Норвегии признается главным независимым судьей в общественной жизни8.
В современных условиях в Королевстве Норвегия используется методика комбинированных критериев оценки: как закрепленных в рекомендациях Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членом которой является Норвегия: «Руководстве по демократическим основам полицейской деятельности»9, «Европейском кодексе полицейской этики»10, так и сформулированных общественностью страны для производства ежегодных опросов жителей.
По результатам детального изучения рекомендаций ОБСЕ можно выделить четыре основных критерия эффективности деятельности органов предварительного расследования: первый — открытость и «прозрачность» деятельности — реализуется путем опубликования норвежской прокуратурой и национальной полицией ежегодных отчетов (позволяют наблюдать за динамикой преступности и, как следствие, составлять впечатление жителей о результативности функционирования органов предварительного расследования); второй — соблюдение прав человека — является обязанностью государственных органов (согласно статьи 6 Закона «О полиции»11 полиция должна действовать объективно и беспристрастно, уважать неприкосновенность личности, вправе применять соразмерную силу только той мере, в которой это необходимо); третий — результаты предупреждения преступлений (в соответствии со статьей 2 раздела 1 «Руководства по демократическим основам полицейской деятельности») — обусловлен тем, что характерной чертой демократической полиции признается «переход от подхода, ориентированного на контроль, к подходу, ориентированному на обслуживание»12; четвертый — «отзывчивость» полиции, то есть оперативность ее реагирования.
Помимо этого, в Норвегии ежегодно проводится опрос эффективности деятельности полиции по следующим критериям: степень доверия полиции; раскрываемость по определенным категориям дел; чувство безопасности; оперативность; эффективность в сфере предупреждения совершения преступлений. Такой опрос населения основывается, зачастую, исключительно на эмоционально-чувственном восприятии и, может быть, не в полной мере отражает реалии действительности, но эта оценка, по мнению жителей королевства, является максимально независимой. Хотя бы потому, что главной идеей, заложенной в основу «Руководства по демократическим основам полицейской деятельности» является требование к органам предварительного расследования осуществлять свою деятельность на благо общественности.
Общественные опросы явились, в том числе, и причиной проведения в 2015 году масштабной реформы полиции Норвегии, суть которой заключалась в уменьшении числа территориальных полицейских подразделений путем их объединения в более крупные. Отчеты по опросам населения за 201613 и 201714 годы свидетельствовали о том, что изменения оказали положительное влияние и способствовали раскрываемости преступлений, повышению доверия к органам полиции. Вместе с тем по результатам опроса населения в 2018 году вновь наблюдается явное снижение общей эффективности деятельности Национальной полиции.
Причиной такого положения дел, согласно отчетов полиции на примере участка Осло, явился высокий уровень преступности в Южной и Восточной частях города, которые заселены преимущественно выходцами из арабских стран. Иммигранты, по мнению Норвежской полиции, имели возможность адаптироваться в стране и стали позволять себе определенные вольности16.
И снова результаты опроса общественного мнения по пяти критериям: степень доверия; раскрываемость по определенным категориям дел; чувство безопасности; оперативность; эффективность в сфере предупреждения совершения преступлений — легли в мотивационную основу нового плана реформы Норвежской полиции, разработанного до 2020 года17. Законодателями предполагается создание новых полицейских округов при обеспечении единообразности функционирования в условиях оперативного, результативного, устойчивого обмен знаниями.
1 Lov om rettergangsmaten i straffesaker (Straffeprosessloven). Электронный ресурс. - URL: https://lovdata.no/dokument/NL/ lov/1981-05-22-25/KAPITTEL_2-1#KAPITTEL_2-1 (дата обращения: 13.02.2019).
2 The Director of Public Prosecutions and the Regional Public Prosecution. Электронный ресурс. - URL: https://www. riksadvokaten.no/english/ (дата обращения: 13.02.2019).
3 Правоохранительные органы Норвегии. Электронный
ресурс. - URL: http://polis-cp.osce.org/countries/details?item_
id=41&lang=ru#Country_Profile_Section_198 (дата обращения:
13.02.2019).
Politiets innbyggerunders0kelse 201815 Опрос населения об эффективности деятельности полиции в 2018 г.
I innbyggerunders0kelsen for 2018 ser vi at politiet vurderes noe svakere pâ en del omrâder sammenliknet med 2017. Из опроса населения в 2018 г. следует, что эффективность деятельности полиции снизилась по сравнению с 2017 г.
Tillit til og inntrykk av politiet • 77 prosent av befolkningen har ganske eller svœrt stor tillit til politiet i 2018. I 2017 hadde 83 prosent det samme. Tilliten til politiet i 2018 er for 0vrig lavere enn den har vœrt de siste 4 ârene. • I overkant av 7 av 10 har et ganske eller svœrt godt inntrykk av politiet med hensyn til â behandle folk med respekt. Dette er en nedgang pâ 4 prosentpoeng i 2018 sammenliknet med 2017. • 6 av 10 har et ganske eller svœrt godt inntrykk av politiet med hensyn til â at politiet tar rettferdige og upartiske avgj0relser i saker de behandler. Dette er en nedgang pâ 6 prosentpoeng i 2018 sammenliknet med 2017. • Om lag 6 av 10 har et ganske eller svœrt godt inntrykk av politiet med hensyn til â forhindre lovbrudd der det blir truet med eller ut0vet vold. Dette er en nedgang pâ 4 prosentpoeng i 2018 sammenliknet med 2017. Степень доверия полиции: • 77 % населения (против 83% в 2017 г.) доверяют полиции. В 2018 г. самый низкий показатель доверия за последние 4 года. • 7 из 10 опрошенных считают, что полиция с уважением относится к людям (снижение на 4 процентных пункта в 2018 г. по сравнению с 2017 г.). • 6 из 10 опрошенных считают, что полиция принимает справедливые и беспристрастные решения (снижение на 6 процентных пунктов в 2018 г. по сравнению с 2017 г.). • Около 6 из 10 доверяют полиции в части ее деятельности по предотвращению преступлений (снижение на 4 процентных пункта в 2018 г. по сравнению с 2017 г.)
Inntrykk av politiets hândtering av hendelser: • Halvparten av innbyggerne har et ganske eller svœrt godt inntrykk av politiet med hensyn til â forklare sine avgj0relser og handlinger nâr de blir bedt om det. Dette er en nedgang pâ 3 prosentpoeng i 2018 sammenliknet med 2017. • Halvparten av innbyggerne har et ganske eller svœrt godt inntrykk av politiet med hensyn til â komme raskt til âstedet nâr de blir tilkalt etter en voldsforbrytelse. Resultatet er uendret sammenliknet med 2017. • I underkant av 4 av 10 innbyggere har et ganske eller svœrt godt inntrykk av politiet med hensyn til â pâgripe personer som har begâtt innbrudd. Dette er en nedgang pâ 2 prosentpoeng i 2018 sammenliknet med 2017. Оперативность: • 50% населения довольны оперативной реакцией полиции на их обращение (снижение на 3 процентных пункта в 2018 г. по сравнению с 2017 г.). • 50% населения довольны тем, что полиция быстро добирается до места происшествия, когда их вызывают после совершения насильственного преступления (результат не изменился в 2018 г. по сравнению с 2017 г.) • Почти 4 из 10 жителей имеют хорошее или очень хорошее впечатление о полиции в части оперативности задержания людей, совершивших кражу со взломом (снижение на 2 процентных пункта в 2018 г. по сравнению с 2017 г.).
Opplevd trygghet: • 92 prosent av Norges befolkning f0ler seg trygge der de bor og ferdes. 62 prosent svarer at de f0ler seg meget trygge og 30 prosent ganske trygge. 3 prosentpoeng ferre f0ler seg trygge i 2018 sammenliknet med 2017. • Flest innbyggere er bekymret for trafikkfarlige hendelser, svindel eller bedrageri pâ internett og identitetstyveri. Rundt 3 av 10 er ganske eller meget bekymret for dette. Чувство безопасности: • 92 % населения Норвегии чувствуют себя в безопасности там, где они живут и путешествуют. 62 % ответили, что чувствуют себя в безопасности, а 30 % — в полной безопасности (на 3 процентных пункта меньше в 2018 г. по сравнению с 2017 г.). • Большинство жителей обеспокоены количеством совершенных дорожно-транспортных происшествий, мошенничеств, в том числе Интернете, и краж личных данных. Примерно 3 из 10 очень обеспокоены этим.
Inntrykk av politiet pâ sentrale virksomhetsomrâder: • 6 av 10 innbyggere mener politiet hândterer trafikkfarlige hendelser, ran og ordensforstyrrelser pâ en god mâte. • Rundt 4 av 10 mener politiet hândterer utpressing, hatkriminalitet, annen svindel, bedrageri eller annen 0konomisk kriminalitet og voldtekt og seksuelle overgrep pâ en god mâte. Раскрываемость определенных категорий дел: • 6 из 10 жителей считают, что полиция умело расследует дорожно-транспортные происшествия, грабежи. • Около 4 из 10 считают, что полиция умело раскрывает совершенные вымогательства, преступления на почве ненависти, другие мошенничества и финансовые преступления, изнасилования и сексуальное насилие.
Kontakt med politiet, inkludert vurdering av kontakten: • I overkant av 3 av 10 mener politiet hândterer identitetstyveri, seksuelle overgrep eller krenkelser pâ nettet, tyveri eller innbrudd godt. • Rundt 3 av 10 mener politiet hândterer svindel og bedrageri pâ internett, samt hœrverk pâ en god mâte. Эффективность в сфере предупреждения совершения преступлений: • Чуть более 3 из 10 считают, что действия полиции эффективны по предупреждению краж личных данных, сексуального насилия и оскорблений в Интернете, краж или взлома. • Примерно 3 из 10 считают, что действия полиции эффективны по предупреждению мошенничества, в том числе в Интернете, а также вандализма.
Sp0rreskjema: 1. Tillit til politiet. 2. Inntrykk av politiets hândtering av hendelser. 3. Opplevd trygghet. 4. Inntrykk av politiet pâ sentrale virksomhetsomrâder. 5. Kontakt med politiet, inkludert vurdering av kontakten Пункты опроса: 1. Степень доверия полиции. 2. Оперативность. 3. Чувство безопасности. 4. Раскрываемость по определенным категориям дел. 5. Эффективность в сфере предупреждения совершения преступлений
4 Innf0ring i skaffeprosess. Электронный ресурс. - URL: https:// www.nb.no/items/URN: NBN:no-nb_digibok_2008102700032 (дата обращения: 13.02.2019).
5 Lov om rettergangsmäten i straffesaker (Straffeprosessloven). Электронный ресурс. - URL: https://lovdata.no/dokument/NL/ lov/1981-05-22-25/KAPITTEL_2-2 (дата обращения: 13.02.2019).
6 Lov om politiet (politiloven). Электронный ресурс. - URL: https://lovdata.no/dokument/ NL/lov/1995-08-04-53?q=politi (дата обращения: 13.02.2019).
7 В отношении последних может быть исключение: Король Норвегии имеет исключительное право на принятие решения об отнесении сотрудника полиции к органу прокуратуры, даже без степени магистра.
8 Den h0yere pätalemyndighet. Электронный ресурс. -URL: https://www.riksadvokaten. no/om-oss/ (дата обращения: 13.02.2019).
9 Руководство по демократическим основам полицейской деятельности. Электронный ресурс. - URL: https://www.osce.org/ ru/secretariat/23805?download=true (дата обращения: 13.02.2019).
10 Европейский кодекс полицейской этики. Электронный ресурс. - URL: https://www.openpolice.ru/docs/evropejskij-kodeks-policejskoj-etiki/ (дата обращения: 13.02.2019).
11 Lov om politiet (politiloven). Электронный ресурс. -URL: https://lovdata.no/dokument/ NL/lov/1995-08-04-53/ KAPITTEL_2#KAPITTEL_2 (дата обращения: 13.02.2019).
12 Руководство по демократическим основам полицейской деятельности. Электронный ресурс. - URL: https://www.osce.org/ ru/secretariat/23805?download=true (дата обращения: 13.02.2019).
13 Politiets innbyggerunders0kelse 2016. Электронный ресурс. - URL: https://www. politiet.no/globalassets/04-aktuelt-tall-og-fakta/innbyggerundersokelsen/innbyggerundersokelse-2016.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
14 Politiets innbyggerunders0kelse 2017. Электронный ресурс. - URL: https://www. politiet.no/globalassets/04-aktuelt-tall-og-fakta/innbyggerundersokelsen/innbyggerundersokelse-2017.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
15 Politiets innbyggerunders0kelse 2018. Электронный ресурс. - URL: https://www.politiet.no/globalassets/04-aktuelt-tall-og-fakta/innbyggerundersokelsen/ innbyggerundersokelsen-2018. pdf (дата обращения: 13.02.2019).
16 Anmeldelser ved Oslo politidistrikt 2018. Электронный ресурс. - URL: https://www. politiet.no/globalassets/dokumenter/ oslo/rapporter/kriminalitet-i-oslo/anmeldt-kriminalitet-oslo-politidistrikt-2018.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
17 Reformplan Электронный ресурс. - URL: https://www. politiet.no/om/narpolitireformen/ reformplan/ (дата обращения: 13.02.19).
Литература
1. Anmeldelser ved Oslo politidistrikt 2018. Электронный ресурс. — URL: https://www.politiet. no/globalassets/dokumenter/oslo/rapporter/ kriminalitet-i-oslo/ anmeldt-kriminalitet-oslo-politidistrikt-2018.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
2. Den heyere pätalemyndighet. Электронный ресурс. — URL: (дата обращения: 13.02.2019).
3. Innfering i skaffeprosess. Электронный ресурс. — URL: https://www.nb.no/ items/URN: NBN:no-nb_digibok_2008102700032 (дата обращения: 13.02.2019).
4. Lov om rettergangsmäten i straffesaker
(Straffeprosessloven). Электронный ресурс. — URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1981-05-22-25/KAPITTEL_2-2 (дата обращения: 13.02.2019).
5. Lov om politiet (politiloven). Электронный ресурс. — URL: https://lovdata.no/dokument/NL/ lov/1995-08-04-53?q=politi (дата обращения: 13.02.2019).
6. Politiets innbyggerundersekelse 2016. Электронный ресурс. — URL: (дата обращения: 13.02.2019).
7. Politiets innbyggerundersekelse 2017. Электронный ресурс. — URL: (дата обращения: 13.02.2019).
8. Politiets innbyggerundersekelse 2018. Электронный ресурс. — URL: https:// www.politiet.no/globalassets/04-aktuelt-tall-og-fakta/innbyggerundersokelsen/ innbyggerundersokelsen-2018.pdf (дата обращения: 13.02.2019).
9. Reformplan Электронный ресурс. — URL: https://www.politiet.no/om/ narpolitireformen/ reformplan/ (дата обращения: 13.02.19).
10. The Director of Public Prosecutions and the Regional Public Prosecution. Электронный ресурс. — URL: https://www.riksadvokaten.no/ english/ (дата обращения: 13.02.2019).
11. Европейский кодекс полицейской этики. Электронный ресурс. — URL: https:// www.openpolice.ru/docs/evropejskij-kodeks-policejskoj-etiki/ (дата обращения: 13.02.2019).
12. Правоохранительные органы Норвегии. Электронный ресурс. — URL: http:// polis-cp.osce.org/countries/details?item_ id=41&lang=ru#Country_Profile_ Section_198 (дата обращения: 13.02.2019).
13. Руководство по демократическим основам полицейской деятельности. Электронный ресурс. — URL: https://www.osce.org/ru/ secretariat/23805?download =true (дата обращения: 13.02.2019).
References
1. Anmeldelser ved Oslo politidistrikt 2018. Electronic resource. - URL: https://www.politiet.no/ globalassets/dokumenter/oslo/rapporter/kriminalitet-i-oslo/ anmeldt-kriminalitet-oslo-pohtidistrikt-2018. pdf (access date: February 13, 201).
2. Den heyere pätalemyndighet. Electronic resource. - URL: (appeal date: February 13, 2019).
3. Innfering i skaffeprosess. Electronic resource. -URL: https://www.nb.no/ items / URN: NBN: no-nb_digibok_2008102700032 (access date: February 13, 2019).
4. Lov om rettergangsmäten i straffesaker (Straffeprosessloven). Electronic resource. - URL:
https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1981-05-22-25/KAPITTEL_2-2 (access date: February 13, 201).
5. Lov om politiet (politiloven). Electronic resource. - URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1995-08-04-53?q=politi (appeal date: 13.02.2019).
6. Politiets innbyggerunders0kelse 2016. Electronic resource. - URL: (appeal date: February 13, 2019).
7. Politiets innbyggerunders0kelse 2017. Electronic resource. - URL: (appeal date: February 13, 2019).
8. Politiets innbyggerunders0kelse 2018. Electronic resource. - URL: https:// www.politiet.no/globalassets/04-aktuelt-tall-og-fakta/innbyggerundersokelsen/ innbyggerundersokelsen-2018.pdf (access date: 13.02.2019).
9. Reformplan Electronic resource. - URL: https:// www.politiet.no/om/ narpolitireformen /
reformplan / (appeal date: February 13, 19).
10. The Director of Public Prosecutions and the Regional Public Prosecution. Electronic resource. - URL: https://www.riksadvokaten.no/english/ (appeal date: 13.02.2019).
11. European Code of Police Ethics. Electronic resource. - URL: https://www.openpolice. ru/docs/evropejskij-kodeks-policejskoj-etiki/ (access date: 13.02.2019).
12. Norwegian law enforcement agencies. Electronic resource. -URL: http: //polis-cp.osce.org/countries/ details?item_id=41&lang=en#Country_Profile_ Section_198 (access date: February 13, 201).
13. A Guide to Democratic Policing. Electronic resource. - URL: https://www.osce.org/ru/ secretariat/23805?download = true (access date: February 13, 2019).
Предварительное следствие. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. М.В. Мешкова. 2019 г. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаи-модействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.