Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality» № 1 (2019) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2019, №1 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 1 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Воюцкая И. В., Мишучкова Ю.Г. Современные методические подходы к регламентации внутреннего контроля // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №1. С. 59-76. Режим доступа: http://www.agequal. ru/pdf/2019/119004.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 631.657
Современные методические подходы к регламентации внутреннего контроля
Воюцкая Инна Витальевна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Оренбургский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 460000, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Ленинская/Пушкинская, д.50/51-53,
+ 7(3532) 77-66-40, e-mail: [email protected] Мишучкова Юлия Геннадьевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Оренбургский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 460000, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Ленинская/Пушкинская, д.50/51-53,
+ 7(3532) 77-66-40, e-mail: [email protected]
Аннотация. Современный внутренний контроль экономического субъекта регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня. Их разработка и применение на локальном уровне методически обеспечивается органами государственного регулирования и субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Реализация законодательного требования организации внутреннего контроля базируется
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality» № 1 (2019) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
как на современных достижениях отечественной теории и практики, так и на зарубежном опыте.
Для экономического субъекта основным регламентирующим документом является локальный стандарт, разрабатываемый с учетом стратегических целей деятельности. В связи с чем, целью исследования стало раскрытие особенностей и систематизация подходов к нормативному регулированию внутреннего контроля, а также трактовка и интерпретация ряда положений, регламентирующих особенности организации внутреннего контроля. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы -сравнение, аналогия, конкретизация, анализ, синтез и другие.
Результаты исследования заключаются в выделении единства подходов в понимании внутреннего контроля, его элементов, необходимости разработки положений, касающихся его организации и осуществления в регламентации внутреннего контроля субъектами государственного и негосударственного регулирования. Рассмотренные методические подходы позволили определить цели и задачи внутреннего контроля через призму его субъектов и объектов; разработать алгоритм определения объектов, целей и задач внутреннего контроля экономического субъекта, который может лечь в основу описания дизайна внутреннего контроля на локальном уровне являясь доминирующим признаком, подтверждающим факт существования внутреннего контроля.
Ключевые слова: внутренний контроль; дизайн контроля; нормативное регулирование внутреннего контроля; эффективность внутреннего контроля; профессиональные стандарты.
В настоящее время регулирование бухгалтерского учета, в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Далее -
402-ФЗ)1, осуществляется органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Реализация такой новации российского учета, как распределение функций по его регулированию в полной мере отвечает требованиям рыночной экономики, поскольку активизирует возможность принятия коллективных решений по множеству неурегулированных вопросов в области бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Такой подход к делегированию субъектам негосударственного регулирования полномочий по регулированию бухгалтерского учета позволяет участвовать в этом процессе наиболее квалифицированным представителям профессионального сообщества, объединенным в саморегулируемые организации, а также их ассоциации и союзы, и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
Традиционно российские бухгалтеры ориентированы на применение официальных рекомендаций, которые исходят от государственного регулятора в лице Министерства финансов РФ и/или Центрального банка РФ, таким образом, вне поля их зрения зачастую остаются методические документы, разработанные негосударственными регуляторами бухгалтерского учета. Это отчасти снижает возможность поиска оптимального варианта разработки методики и регламентации по важным управленческим вопросам на уровне конкретного экономического субъекта.
Процесс реформирования российской национальной системы бухгалтерского учета актуализировал задачу построения в рамках учетного процесса внутреннего контроля как обязанности экономического субъекта. Этот вывод нам позволяет сделать содержание статьи 19 Закона 402-ФЗ, которая прямо устанавливает, что экономический субъект обязан организовать
1 О бухгалтерском учете: федер. закон Рос. Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2011г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 ноября 2011г. // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 12.01.2019)
и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни1. Законодатель не определил ряд ключевых понятий связанных как с самим внутренним контролем, так и со способами его организации и осуществления на уровне экономического субъекта. Однако, названный закон, рамочно закрепив обязанность организации контроля позволил различным субъектам регулирования бухгалтерского учета создать ряд документов, определяющих и детализирующих концептуальные основы внутреннего контроля.
Основным методическим документом, разработанным государственным регулятором - Министерством финансов Российской Федерации, раскрывающим особенности реализации внутреннего контроля, является Информация Министерства финансов РФ ПЗ 11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Далее - ПЗ 11/2013)2.
Данная информация Министерства финансов раскрывает механизм организации внутреннего контроля, намечая контуры совершенствования такой всеобъемлющей управленческой функции как контроль, и, в частности, внутренний контроль всей траектории учетного процесса: от факта хозяйственной жизни до бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом возникает целый спектр теоретических и практических проблем, на разрешение которых и направлены разработки субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.
1 О бухгалтерском учете: федер. закон Рос. Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2011г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 ноября 2011г. // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 12.01.2019)
2 Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=156407&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.943560 9064683816#018237579337938437 (дата обращения 12.01.2019).
Так, например, Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Далее - БМЦ) в развитие ст. 19 Закона 402-ФЗ разработал Рекомендацию Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» (Далее - Методические рекомендации БМЦ)1.
Необходимо отметить, что названные документы равнозначны по статусу и носят рекомендательный характер для экономического субъекта, который при решении вопросов по регламентации организации внутреннего контроля может самостоятельно принимать решения об их применении в какой-либо их части или совсем их не учитывать, а разрабатывать свои локальные положения.
В процессе исследования нами был проведен анализ полного текстового массива ПЗ 11/2013 и Методических рекомендаций БМЦ, который позволил установить, что в них содержится единый методологический подход к организации внутреннего контроля. Единство подходов выражается в идентичном понимании внутреннего контроля, его элементов, необходимости разработки положений, касающихся его организации и осуществления. Вместе с тем отметим, что Методические рекомендации в большей степени детализируют методологию организации и осуществления внутреннего контроля экономическим субъектом.
Так, например, в Методических рекомендациях БМЦ предложены практические примеры «Политики по организации и осуществлению внутреннего контроля», «Уровней зрелости системы внутреннего контроля», «Матрицы рисков», «Роли субъектов системы внутреннего контроля в «рамках линий защиты», которые могут быть применены экономическим субъектом как шаблоны.
Достоинством предлагаемой «Политики по организации и осуществлению внутреннего контроля» является ее универсальность. По своей
1 Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» // www.bmcenter.ru/Files/mr_2013_KpT_CVKFO (дата обращения 17.01.2019)
структуре и содержанию она основывается на действующих нормативно-правовых актах и накопленном международном и российском практическом опыте.
В Методических рекомендациях для организаций, подлежащих обязательному аудиту, предложена модель определения уровня зрелости системы внутреннего контроля, исходя из заданных характеристик, присущих тому или иному элементу системы внутреннего контроля.
В рамках внутреннего контроля должны быть определены риски и контрольные процедуры по управлению ими, которые подлежат обязательному документированию. В Методических рекомендациях БМЦ приводится «Матрица рисков и контролей» на примере такого вида риска, как некорректное отражение учета фактов хозяйственной жизни по движению материальных ценностей.
При распределении ролей субъектов внутреннего контроля применен европейский принцип «Три линии защиты», который позволяет определить схему взаимодействия субъектов системы внутреннего контроля и сформировать их функционал. По нашему мнению, применение названного принципа выступает существенным фактором управления рисками и это должно найти отражение при раскрытии вопроса взаимодействия и функциональных обязанностей субъектов внутреннего контроля и периодичности контрольных процедур.
Таким образом, можно заключить, что и ПЗ 11/2013 и Методические рекомендации БМЦ являются равнозначными рекомендательными документами, позволяющими экономическому субъекту на их основе организовать внутренний контроль. Наличие единой методологической платформы в стандартах различных видов контроля будет способствовать повышению эффективности и действенности всех видов финансового контроля, а также возможности конвергенции между ними. [1, с. 19]
Закон 402-ФЗ, устанавливает обязанность экономических субъектов осуществлять контроль фактов хозяйственной жизни, при этом не определяет цель контроля, оставляя возможность ее расширенной трактовки. Экономический субъект при организации внутреннего контроля должен четко понимать цель его организации, например, целью контроля фактов хозяйственной жизни может быть контроль на предмет правильности их отражения в первичном документе, контроль законности совершаемых фактов хозяйственной жизни или контроль на предмет достоверности и полноты их отражения в системе счетов бухгалтерского учета.
Очевидная цель внутреннего контроля как управленческой функции должна быть направлена на достижение главной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли. Поэтому отдельные специалисты трактуют ее следующим образом: «Основными целями внутреннего контроля... являются эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности, соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета» [2, ^ 173].
Однако, не только достижение прибыли является целью предпринимательской деятельности в связи с чем западными исследователями подчеркивается и ряд других важных аспектов. По мнению Р. Адамса, внутренний контроль должен быть организован руководителем организации, «чтобы осуществлять деятельность предприятия упорядоченно и эффективно; обеспечить соблюдение политики руководства; обеспечить сохранность имущества; достичь качественного документирования операций» [3].
Раскрывают цель внутреннего контроля его задачи, которые также обозначены целым рядом специалистов. Задачи внутреннего контроля во все большей мере совпадают с общими задачами экономического контроля и
связаны прежде всего с обеспечением сохранности контролируемых экономических ресурсов, выявлением и интерпретацией отклонений фактических результатов от заданных параметров финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, проверкой состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявлением и использованием резервов роста и повышения эффективности производства. Не теряет своей актуальности и задача обеспечения соблюдения действующего законодательства в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что имеет все более возрастающее значение в условиях современной экономики. [4, с. 24.]
Цели и задачи внутреннего контроля, сформулированные различными учеными, нашли отражение в исследовании Раджабовой М.Г., которая в обобщенном виде представила их следующим образом:
- диагностика влияния на деятельность организации и появления проблем при изменении различных факторов внешней и внутренней среды;
- обеспечения своевременной адаптации к изменениям внешней и внутренней среды;
- выявление угроз, возможностей, сильных и слабых сторон деятельности, резервов развития;
- оценка и проверка стратегических направлений развития предприятия;
- оценка соответствия тактических целей, разработанных отдельными структурными подразделениями, стратегическим направлениям деятельности предприятия и целый ряд других [5, с. 59].
Вместе с тем, исследование авторских формулировок целей и задач внутреннего контроля позволило нам установить, что они не связанны с учетным процессом и его конечным результатом - бухгалтерской (финансовой) отчетностью. В контексте части 1 ст. 19 Закона 402-ФЗ внутренний контроль ограничен лишь фактами хозяйственной жизни. Но, для предприятий
подлежащих обязательному аудиту, закон расширяет границы контроля, определяя, что такие организации также должны осуществлять внутренний контроль и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности1.
Таким образом, можно заключить, что не существует универсальных определений целей и задач внутреннего контроля, однако, по нашему мнению, определять цели и задачи внутреннего контроля можно через призму его субъектов и объектов, опираясь, в том числе и на профессиональное суждение.
При этом, цель, задачи, объекты и субъекты внутреннего контроля напрямую зависит от того, подлежит отчетность экономического субъекта обязательному аудиту или не подлежит.
Алгоритм определения объектов, целей и задач внутреннего контроля экономического субъекта представлен на рисунке 1.
Объект внутреннего контроля -
Цели
>
<
Г
Задачи
>
Объект внутреннего контроля -
ведение бухга птепского
-----1
±
Объект внутреннего контроля -
Л
Л
J
Г
<
Г
Цели
Задачи
И
ч. Г
J
г
<
Цели
Задачи
И
ч Г
ч
Л
у >1
у
1 О бухгалтерском учете: федер. закон Рос. Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2011г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 ноября 2011г. // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 12.01.2019)
Рисунок 1 - Алгоритм определения объектов, целей и задач внутреннего контроля экономического субъекта
Источник: составлено авторами
Фактически внутренний контроль в тех экономических субъектах, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту, предполагает, что объектом контроля выступает вся совокупность фактов хозяйственной жизни и в этом случае, по нашему мнению, саму систему внутреннего контроля выстраивают исходя из цели, в соответствии с которой формулируют задачи контроля.
Внутренний контроль в экономических субъектах, подлежащих обязательному аудиту, определяется триединством объектов - факты хозяйственной жизни, ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. При кажущейся простоте модели для многих российских предприятий внутренний контроль декларируемый Законом 402-ФЗ может представляться как некоторая абстрактное требование необходимость исполнения, которого всего лишь дань общему процессом гармонизации отечественного бухгалтерского учета.
В то же время решение проблемы построения внутреннего контроля экономических субъектов обеспечено названными ранее ПЗ 11/2013 и Методическими рекомендациями БМЦ, единство требований которых выражается в необходимости раскрытия эффективного дизайна внутреннего контроля.
Отметим, что на нормативном уровне определение термина «дизайн внутреннего контроля» отсутствует. Остается открытым этот вопрос и поэтому он активно дискутируется в научных кругах. Так, Кузьмина Т.М. заключает, что: «дизайн внутреннего контроля — это как сам процесс взаимодействия элементов внутреннего контроля, в том числе содержание и место
осуществления контрольных процедур в структуре процесса, так и формализованное описание данного процесса во внутренних документах экономического субъекта» [6, С. 106].
Дизайн контроля - описание контроля, представляющее собой последовательность определенных шагов, которые должен выполнять исполнитель контроля, и выполнение которых приведет к достижению эффективности контроля [7, с. 214]
Система внутреннего контроля и его дизайн - это своеобразная организация внутри экономического субъекта (предприятия). Концепция системы внутреннего контроля и его отдельных элементов в значительной степени зависит от менеджмента экономического субъекта. В совокупности элементы структуры внутреннего контроля направлены на обеспечение последовательности и эффективной деятельности и продвижение стратегии экономического субъекта [8, с. 132]
Описание дизайна внутреннего контроля на локальном уровне является доминирующим признаком, подтверждающим факт существования внутреннего контроля экономического субъекта
По нашему мнению, графически можно представить макет дизайна внутреннего контроля, который выглядит следующим образом (рисунок 2).
I. Объект внутреннего контроля
II. Элементы внутреннего контроля
Контрольная среда
Оценка рисков
Процедуры контроля
^^ Информация и коммуникация
В отношении всех элементов контроля
IV. Отчет о результатах внутреннего контроля
Рисунок 2 - Макет дизайна внутреннего контроля Источник: составлено авторами
ПЗ 11/2013 и Методические рекомендации БМЦ включают в состав элементов внутреннего контроля - «Оценку внутреннего контроля». Однако, на наш взгляд, оценка внутреннего контроля достойна выделения ее из числа элементов в самостоятельную позицию дизайна. Этот вывод нам позволяет сделать трактовка п. 10 ПЗ 11/2013: «Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля... с целью
определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их»1.
Итоговым документом, содержащим результата внутреннего контроля, является отчет, форма которого не регламентирована названными нормативными документами. Структура и наполнение «Отчет о результатах внутреннего контроля» определяется экономическим субъектом самостоятельно. Данный отчет должен содержать сведения о проведенных контрольных мероприятиях, результатах оценки элементов внутреннего контроля, выявленные отклонения и планируемые меры по их устранению и предотвращению.
В отчете также должна быть отражена оценка эффективности внутреннего контроля, которая подтверждает, что внутренний контроль экономического субъекта организован и функционирует результативно. В научном и профессиональном сообществе рассматривается проблема отсутствия единого подхода к оценке эффективности внутреннего контроля [8, с. 160]
Такой подход к организации дизайна внутреннего контроля позволяет говорить об эффективности внутреннего контроля и достижении им своей цели, которая неразрывно связанна с целью деятельности экономического субъекта. По мнению д.э.н., профессора С.В. Панковой, «эффективная система внутреннего контроля: - способствует сохранности и рациональности использования ресурсов хозяйствующего субъекта, поэтому выступает одним из конкурентных преимуществ при организации бизнеса; - определяет степень доверия внешних пользователей к данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной как по отечественным, так и по международным
1 Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» //
www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=156407&fld=134&dst=1000000001,0&md=0.943560 9064683816#018237579337938437 (дата обращения 12.01.2019).
стандартам (МСФО); - является одним из инструментов выявления путей повышения рентабельности деятельности компании. [9, с. 3]
Наличие функционирующей системы внутреннего контроля способствует эффективному управлению рисками, защищает репутацию экономического субъекта [10, с. 69]. Среди способов, позволяющих минимизировать риски, влияющие на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, наиболее действенным является внутренний контроль, осуществляемый экономическим субъектом [11, с. 56]. Положительный эффект от функционирования системы внутреннего контроля во многом определяется локальным нормативным регулированием экономического субъекта. Примером может выступать локальный нормативный акт (политика внутреннего контроля, положение, регламент), который будет выступать формализацией действующего в экономическом субъекте дизайна внутреннего контроля.
Достаточно полно обобщают требования к должностным лицам, в части реализации внутреннего контроля, утвержденные Министерством труда РФ Профессиональные стандарты таких специалистов как «Бухгалтер», «Внутренний контролер» «Аудитор». В каждом из названных стандартов существует трудовая функция, связанная с осуществлением деятельности по внутреннему контролю. В связи, с чем целесообразно учитывать и этот компонент, как при разработке дизайна внутреннего контроля, так и непосредственно должностных инструкций названных специалистов.
Представляется, что в российской учетной практике опыт внедрения внутреннего контроля и его оценки лишь начинает накапливаться, поэтому отечественные методические рекомендации во многих аспектах являются результатом заимствований, которые налагаются на отечественные традиции и опыт. Следует отметить, на становление отечественной системы внутреннего контроля, соответствующей рыночным отношениям, существенное влияние оказывает мировой опыт, что определено в п. 2.4 Концепции развития
бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (далее Концепция). В частности, специалисты указывают на COSO и «Закон Сарбейнса-Оксли». Его раздел 404 «Оценка внутреннего контроля руководством» предписывает внутренний контроль лишь по отношению к финансовой отчетности, что зарубежные и отечественные исследователи считают спорным. [12, 13, с. 279].
Традиционно особенности деятельности экономических субъектов, влияющие на организацию управления ими, связывают с их отраслевой принадлежностью. Однако внутренней контроль, в основу которого заложена система элементов, предполагает разработку положений, касающихся его организации и осуществления, являются универсальными и носят концептуальный характер.
Несмотря на то, что существующие отечественные методические материалы по регламентации внутреннего контроля носят исключительно рекомендательный характер, специалисты при разработке локальных актов по внутреннему контролю могут учитывать как их требования, так и непосредственно опираться на зарубежный опыт. При этом важными аспектами при разработке локальных нормативных актов по внутреннему контролю являются внутренние коммуникации, сложившиеся у экономического субъекта, система мотивации персонала и уровень его квалификации, политика по управлению рисками, оперативность корректирующих действий и целый ряд других индивидуальных характеристик.
Литература
1. Булыга Р.П. Классификация и стандартизация финансового контроля и аудита в Российской Федерации // Учет. Анализ. Аудит. 2017. №6. С. 6-19.
2. Сайфуллина Р.Р., Просвирина И.И. Внутренний контроль и его цели в системе бухгалтерского учета малых предприятий // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. Т. 8. №1. С. 173-176.
3. Адамс Р. Основы аудита: пер. с англ./ Под ред. Я.В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995., 398 с.
4. Кучеров А.В., Мамонова Д.В. Организация и осуществление внутреннего контроля с целью устранения рисков хозяйственной деятельности // Системное управление. 2013. №3 (20). С. 24.
5. Раджабова М.Г. Цели, задачи и формы внутреннего контроля // Актуальные вопросы современной экономики. 2015. №4. С. 59-64.
6. Кузьмина Т.М. Внутренний контроль ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности // Бухгалтерский учет и аудит: прошлое, настоящее и будущее: сб. науч. ст. регион. науч.-практ. конф.: в 2 частях. 2016. С. 103-109.
7. Меринов А.Ю. Оценка эффективности системы внутреннего контроля // Актуальные вопросы современной науки. 2008. №4-2. С. 211-221.
8. Саталкина Е.В., Туякова З.С., Панкова С.В. Профессиональное суждение и этика бухгалтера: теория и практика применения: моногр. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. 242 с.
9. Панкова С.В., Саталкина Е.В. Области применения профессионального суждения при осуществлении внутреннего контроля // Международный бухгалтерский учет. 2016. №8 (398). С. 2-14.
10. Коське М.С. Внутренний контроль в бухгалтерском деле // Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях: сб. тр. Тринадцатой междунар. науч. науч.-практ. конф. 2018. С. 69-73
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality» № 1 (2019) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
11. Коське М.С., Воюцкая И.В., Мишучкова Ю.Г Внутренний контроль в обеспечении достоверности и минимизации рисков искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 24 (414). С. 50-64.
12. Mehenna Yakhou, Vernon P. Dorweiler, (2004) Dual reforms: Accounting and corporate governance, Managerial Auditing Journal, Vol. 19 Iss: 3, pp.361 - 377
13. Корниенко О.Ю., Макарова В.А. Актуальные вопросы оценки эффективности корпоративного риск менеджмента: Моногр. Изд. 2-е, дополненное.- СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. 279 с.
Modern methodical approaches to the regulation of internal control
Voyutskaya Inna Vitalyevna
Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of economy and social and humanitarian disciplines, Orenburg branch of Federal state-funded educational institution of the higher education "Plekhanov Russian University of Economics", 460000, Orenburg Region, Orenburg, Leninskaya/Pushkinskaya Leninskaya/Pushkinskaya Leninskaya/Pushkinskaya St., 50/51-53, 7(3532) 77-66-40,
e-mail: [email protected] Mishuchkova Yulia Gennadyevna
Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of economy and social and humanitarian disciplines, Orenburg branch of Federal state-funded educational institution of the higher education "Plekhanov Russian University of Economics", 460000, Orenburg Region, Orenburg, Leninskaya/Pushkinskaya Leninskaya/Pushkinskaya Leninskaya/Pushkinskaya St., 50/51-53, 7(3532) 77-66-40,
e-mail: [email protected]
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality» № 1 (2019) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru [email protected]
Abstract. Modern internal control of an economic subject is regulated by normative legal acts of various level. Their development and application at the local level is methodically provided with bodies of state regulation and subjects of nonstate regulation of accounting in the Russian Federation. Implementation of the statutory requirement of the organization of internal control is based as on modern achievements of the domestic theory and practice, and on foreign experience.
For an economic subject the main regulating document is the local standard developed taking into account strategic objectives of activity. In this connection, disclosure of features and systematization of approaches to standard regulation of internal control and also treatment and interpretation of a number of the provisions regulating features of the organization of internal control became a research objective. In the course of the research general scientific and special methods -comparison, analogy, a specification, the analysis, synthesis and others were applied.
Results of a research consist in allocation of unity of approaches in understanding of internal control, its elements, need of development of the provisions concerning its organization and implementation in a regulation of internal control by subjects of the state and non-state regulation. The considered methodical approaches allowed to define the purposes and problems of internal control through a prism of its subjects and objects; to develop an algorithm of definition of objects, the purposes and problems of internal control of an economic subject which can form the basis of the description of design of internal control at the local level being the dominating sign confirming the fact of existence of internal control.
Keywords: internal control; design of control; standard regulation of internal control; efficiency of internal control; professional standards.