DOI 10.26425/1816-4277-2018-2-116-119
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГЛАМЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов проведения внутреннего контроля расходов в нефтегазовой отрасли, формированию подходов к регламентации деятельности внутренних аудиторов. Обоснованы разделы положения о внутреннем контроле: общие положения, цели и задачи проверки, основные понятия и определения, методические подходы, используемые при проведении оценки системы бухучета, используемой на предприятии», программа проведения внутреннего аудита, аналитические процедуры. Использование разработанного Положения позволит проводить внутренний аудит затрат и формирования себестоимости, выявлять угрозы и риски, связанные с нарушением законодательства и уплатой штрафных санкций.
Ключевые слова: внутренний контроль, расходы в нефтегазовой отрасли, учетно-анали-тическая и контрольная информация, положение о внутреннем контроле, аудит затрат, формирование себестоимости.
THE FORMATION OF THE REGIMENTS OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AUDITORS
Abstract. This article deals with the study of internal control of expenses in the oil and gas industry, the formation of approaches to the regulation of internal auditors. The sections of the regulation on internal control: general provisions, objectives and objectives of the audit, basic concepts and definitions, methodological approaches used in assessing the accounting system used in the enterprise, the internal audit program, analytical procedures is substantiated. The use of the developed Provision will allows to conduct an internal audit of costs and cost formation, identify threats and risks associated with violation of the law and payment ofpenalties. Keywords: internal control, expenses in oil and gas industry, accounting and analytical and control information, regulations on internal control, audit of expenses, costformation.
Внутренний контроль в рыночной экономике - это необходимое условие функционирования экономических субъектов холдингового типа [3; 6; 7; 8; 10; 11]. Наличие сложных внутрихозяйственных отношений в холдингах требует разработки научных основ организации внутреннего контроля. Внедрение в практику топливно-энергетического комплекса эффективного внутрихозяйственного контроля требует создания многоуровневой нормативной базы по регулированию вопросов внутрихозяйственного контроля, формированию внутрифирменных регламентов по его проведению. Специфика деятельности экономических субъектов нефтегазовой отрасли обусловливает необходимость разработки внутренних регламентов и методических рекомендаций, формирующих требования к принятию к бухгалтерскому учету расходов и затрат на производство с учетом специфики деятельности структурного подразделения.
Контролю со стороны внутренних аудиторов следует подвергнуть внутрифирменные разработки организации, их актуальность, полноту охвата рассматриваемых вопросов, таких как:
- методические рекомендации по корреспонденции счетов, используемых при ведении бухгалтерского учета в предприятиях нефтегазового сектора экономики;
- методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств предприятий, нефтегазового сектора экономики;
- методические рекомендации по бухучету материально-производственных запасов, нефтепродуктов в предприятиях, занятых добычей и переработкой нефти, газа.
Проведение внутреннего контроля предполагает использование для получения необходимых данных первичных документов, поступающих на предприятие, либо разработанных и используемых экономическим субъектом [4; 5; 9].
© Рогуленко Т.М., 2018
УДК 657 JEL M42 O13 Рогуленко Т.М.
Rogulenko Tatiana
Так, в процессе проведения внутреннего контроля или аудита при проверке правильности принятия к зачету затрат, возникающих в процессе производства нефтепродуктов, целесообразно использовать следующие источники получения данных и информации.
1. Внутренние документы, регламентирующие учет затрат (учетная политика организации, график документооборота, рабочий план счетов бухгалтерского учета).
2. Внутренние документы, не регламентирующие учет затрат (внутренняя управленческая отчетность, бюджет затрат, сметы затрат, калькуляционные карточки).
3. Первичные документы по учету затрат (учетные листы тракториста-машиниста, учетные листы труда и выполненных работ, наряд на сдельную работу, табель учета рабочего времени, акт расхода материалов, акт об использовании химических реагентов; акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря, отчет о движении материальных ценностей, ведомость начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам, ведомость расчета амортизации по автотранспорту и др.).
4. Регистры синтетического учета (ведомость учета затрат).
5. Регистры аналитического учета (производственный отчет, ведомость аналитического учета затрат на производство).
6. Бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, отчет о затратах на основное производство, сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции др.).
Контролер при проведении внутреннего контроля обязан руководствоваться следующими документами: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О ведении бухгалтерского учета»; Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - РФ); Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017); Гражданский кодекс РФ и т. д. [1-3].
Помимо вышеперечисленных документов, контролер обязан руководствоваться - Методическими положениями о ведении бухгалтерского учета на предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса.
В настоящее время значительное место в методическом обеспечении учетного процесса отрасли играют рекомендации фонда развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (далее - «НРБУ «БМЦ»). Основной целью деятельности фонда является формирование имущества на основе добровольных имущественных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и направление этого имущества на:
- организацию деятельности негосударственного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
- улучшение практики применения бухгалтерского законодательства в РФ составителями финансовой отчетности;
- содействие развитию бухгалтерского учета в РФ;
- повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности российского рынка капитала путем содействия повышению качества бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций;
- защиту интересов составителей финансовой отчетности;
- повышение престижа отечественной системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- содействие совершенствованию системы регулирования российского бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РФ;
- повышение уровня профессионализма специалистов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- повышение уровня правосознания лиц, задействованных в формировании финансовой отчетности российских организаций;
- улучшение понимания показателей финансовой отчетности с целью формирования класса грамотных пользователей финансовой отчетности;
- содействие реализации интересов пользователей при составлении финансовой отчетности;
- распространение и практическое закрепление в России положительного опыта мировой практики в области бухгалтерского учета и составления отчетности;
- формирование практики использования финансовой отчетности при принятии экономических решений;
- содействие научным исследованиям в области бухгалтерского учета и отчетности, права и иных смежных дисциплин.
В настоящее время значительная часть рекомендаций фонда «НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета, имеет направленность, связанную с отраслевой спецификой нефтегазовых компаний.
Для обобщения всей информации об используемых в ходе внутреннего контроля документах и формирования методики проверки, необходимо разработать внутренний нормативный регламент, на основании которого можно было бы проводить внутренний контроль данного участка бухгалтерского и управленческого учета - Положение о внутреннем контроле затрат и себестоимости.
Анализ практики развития внутрихозяйственного контроля в нефтегазовой отрасли, позволил выделить в качестве рекомендуемых следующие разделы Положения о внутреннем контроле: «Общие положения», «Цели и задачи проверки», «Основные понятия и определения», «Методические подходы, используемые при проведении оценки системы бухучета, используемой на предприятии».
В качестве основных задач, решаемых бухгалтерским учетом на предприятиях нефтегазовой отрасли, можно и нужно назвать:
- организация эффективного, соответствующего законодательству и потребностям предприятия, учета расходов и затрат, возникающих в процессе производства сельхозпродукции;
- составление и представление в контролирующие и фискальные органы бухгалтерской отчетности, содержащей достоверные данные о финансовых результатах работы предприятия;
- ведение бухгалтерского учета в строгом соответствии с нормативной и правовой базой, принятой в России. Следующий раздел положения должен содержать сведения о программе проведения внутреннего аудита при
проверке правильности принятия к учету затрат, возникающих в процессе производства. При проведении проверки контролер обязан придерживаться данной программы.
В Положение целесообразно включать раздел, предназначенный для отражения аналитических процедур, используемых в ходе проверки. Данные процедуры позволяют контролеру оценить все факторы, оказывающие непосредственное или косвенное влияние на формирование затрат.
Завершающий раздел Положения должен быть посвящен подготовке и правильности формирования отчета по результатам проведенного внутреннего аудита. В отчете должны быть указаны все ошибки, влияющие на правильность формирования себестоимости. Если имеют место нарушения действующего законодательства РФ, это так же должно быть отражено в отчете. Перечисляются все случаи, когда понесенные предприятием затраты, неправомерно были отнесены на себестоимость. Обязательным является предложение мер по исправлению ошибок и недочетов, приведению учета в соответствие с действующим законодательством.
Использование разработанного Положения позволит проводить внутренний аудит затрат и формирования себестоимости на должном уровне. Результатом проведенного аудита должно стать приведение существующего учета на предприятии в соответствие с законодательством РФ, снижение расходов, выявление угроз и рисков, на которые обращают внимание фискальные органы при проведении выездных или камеральных проверок.
Библиографический список
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 19.01.2018).
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fzrf.su/kodeks/nk-1/ (дата обращения: 19.01.2018).
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О ведении бухгалтерского учета» (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/402_FZ-o-buhgalterskom-uchete/ (дата обращения: 19.01.2018).
4. Бодяко, А. В. Формирование социальной отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с МСФО / А. В. Бодяко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9. - С. 279-283.
5. Бодяко, А. В. Совершенствование нормативного регулирования финансовых аспектов деятельности организаций / А. В. Бодяко // Нефть, газ и бизнес. - 2016. - № 5. - С. 46-49.
6. Горлов, В. В. Теоретический анализ категориального аппарата управленческого учета / Т. М. Рогуленко, В. В. Горлов // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. - № 4. - С. 50.
7. Колядов, Л. В. Аналитическая оценка целесообразности проведения ремонта активной части основных средств организаций нефтегазового комплекса / Л. В. Колядов, В. М. Мироненко // Нефть, газ и бизнес. - 2017. - № 10. - С. 6-12.
8. Мироненко, В. М. Взаимосвязи принципов корпоративного кредитования, бухгалтерского учета, анализа и внутреннего контроля / В. М. Мироненко, Ю. В. Слиняков, Н. Л. Власов // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. -№ 3. - С. 17.
9. Пономарева, С. В. Дискуссионные положения методологии учета затрат и калькулирования себестоимости услуг и их влияние на ценовую ситуацию / С. В. Пономарева // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 1. - С. 127.
10. Пономарева, С. В. Соотношение системы управления финансовыми рисками с внутренним контролем / С.В. Пономарева // Учет. Анализ. Аудит. - 2014. - № 1. - С. 60-65.
11. Budgeting-based organization of internal control / T. Rogulenko, A. Bodiaco, V. Zelenov, S. Ponomareva, V. Mironenko // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Т. 11. - № 11. - С. 4 104-4 117.
References
1. «Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya)» ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 29.12.2017) [«The civil code of the Russian Federation (part one)» dated on 30.11.1994 № 51-FZ (edition of29.12.2017)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/ (accessed: 19.01.2018).
2. «Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya)» ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 29.12.2017) [«The tax code of the Russian Federation (part one)» dated on 31.07.1998 № 146-FZ (edition of29.12.2017)]. Available at: http://fzrf.su/kodeks/nk-1/ (accessed: 19.01.2018).
3. Federal'nyj zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ «O vedenii buhgalterskogo ucheta» (red. ot 31.12.2017) «O buhgalterskom uchete»
[Federal law dated on 06.12.2011 N 402-FZ «On accounting» (as amended on 31.12.2017)]. Available at: http://legalacts.ru/ doc/402_FZ-o-buhgalterskom-uchete/ (accessed: 19.01.2018).
4. Bodyako A. V Formirovanie sotsial'noy otchetnosti organizatsii o voznagrazhdeniyakh rabotnikam v sootvetstvii s MSFO [Formation of social statements employee benefits in accordance with IAS]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upra-vleniya) [Bulletin of University (State University of management)]. 2014, I. 9, pp. 279-283.
5. Bodyako A. V. Sovershenstvovanie normativnogo regulirovaniya finansovykh aspektov deyatel'nosti organizatsiy [Improvement of normative regulation of financial aspects of organizations activities]. Neft', gaz i biznes [Oil, gas and business], 2016, I. 5, p. 46-49.
6. Gorlov V V Teoreticheskiy analiz kategorial'nogo apparata upravlencheskogo ucheta [Theoretical analysis of categorical apparatus of management accounting]. Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal [Russian economic online magazine], 2016, I. 4, p. 50.
7. Kolyadov L. V., Mironenko V M. Analiticheskaya otsenka tselesoobraznosti provedeniya remonta aktivnoy chasti osnovnykh sredstv organizatsiy neftegazovogo kompleksa [Analytical assessment of the feasibility of repairing the active part offixed assets of oil and gas companies]. Neft', gaz i biznes [Oil, gas and business], 2017, I. 10, p. 6-12.
8. Mironenko V M., Vzaimosvyazi printsipov korporativnogo kreditovaniya, bukhgalterskogo ucheta, analiza i vnutrennego kon-trolya [The Interrelationship of the principles of corporate lending, accounting, analysis and internal control]. Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal [Russian economic online magazine], 2016, I. 3, p. 17.
9. Ponomareva S. V. Diskussionnye polozheniya metodologii ucheta zatrat i kal>kulirovaniya sebestoimosti uslug i ikh vliyanie na tsenovuyu situatsiyu [Discussion provisions of the methodology of cost accounting and calculation of the cost of services and their impact on the price situation]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [Bulletin of the University (state University of management)], 2014, I. 1, p. 127.
10. Ponomareva S. V. Sootnoshenie sistemy upravleniya finansovymi riskami s vnutrennim kontrolem [Correlation of financial risk management system with internal control]. Uchet. Analiz. Audit [Accounting. Analysis. Audit], 2014, I. 1, p. 60-65.
11. Budgeting-based organization of internal control / T. Rogulenko, A. Bodiaco, V. Zelenov, S. Ponomareva, V. Mironenko // International Journal of Environmental and Science Education, 2016, Т. 11, I. 11, p. 4104-4117.