Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯМИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОМАРКЕТИНГ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / "ЖЕСТКИЕ" И "МЯГКИЕ" ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / AGROMARKETING / MANAGEMENT FUNCTIONS / MARKETING MANAGEMENT / " HARD "AND" SOFT " CONTROLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плохотник С.М.

В статье рассмотрены современные механизмы маркетингового управления на сельхозпредприятии. Рассмотрено использование «мягких» элементов управления, наряду с «жесткими», что позволит производителям сельскохозяйственной продукции адаптироваться к современным требованиям рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MECHANISMS OF MARKETING MANAGEMENT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

The article deals with modern mechanisms of marketing management at agricultural enterprises. The use of "soft" controls, along with "hard", which will allow agricultural producers to adapt to modern market requirements is considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯМИ»

4. СТО Газпром 2-2.3-719-2013. Типовые производственные инструкции по выполнению газоопасных работ на объектах газораспределительных систем. - 287 с.

УДК 658.8

Плохотник С.М. студент магистратуры 3 года обучения Научный руководитель: О.В.Караблин, к.т.н.

доцент

Академия экономики и управления Частного образовательного учреждения высшего образования Южный Университет (ИУБиП)

г. Ростов-на-Дону, Россия СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯМИ Аннотация: В статье рассмотрены современные механизмы маркетингового управления на сельхозпредприятии. Рассмотрено использование «мягких» элементов управления, наряду с «жесткими», что позволит производителям сельскохозяйственной продукции адаптироваться к современным требованиям рынка.

Ключевые слова: агромаркетинг, функции управления, маркетинговое управление, «жесткие» и «мягкие» элементы управления.

Plohotnik S.M. Master's student 3 years of study, Scientific supervisor

Karablin O. V., Ph. D., associate Professor, Private educational institution of

higher education Southern University (IUBIP)

Rostov-on-don, Russia MODERN MECHANISMS OF MARKETING MANAGEMENT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Annotation: The article deals with modern mechanisms of marketing management at agricultural enterprises. The use of "soft" controls, along with "hard", which will allow agricultural producers to adapt to modern market requirements is considered.

Keywords: agromarketing, management functions, marketing management, " hard "and" soft " controls.

Развитие современной российской экономики включает в том числе и повышение эффективности работы сельскохозяйственных предприятий. Это направление во многом определяет уровень жизни и стратегическую независимость нашей страны. В современной рыночной среде важен анализ факторов внешней среды: появление новых товаров, изменение рыночной конъюнктуры, поведение покупателя и др. В связи с этим требуется

активизация исследований, направленных на эффективное доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя.

В связи с этим возникает потребность в разработке рекомендаций и предложений по развитию маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве, что и определяет актуальность данного исследования.

Целью данной статьи является раскрытие современных механизмов маркетингового управления сельхозпредприятий.

Агропромышленные предприятия функционируют в условиях нестабильности в силу несовершенства хозяйственного механизма, недостатка коммерческой информации, слабого анализа фактов внешней среды (поведения покупателя, изменения рыночной конъюнктуры, появления новых товаров и др.) [1]. К сожалению, лишь ограниченное число российских хозяйств используют в своей деятельности маркетинг. Хотя практика показывает, что организации, осуществляющие маркетинговое планирование и управление, работают успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли [2].

Маркетинговое управление - это вид целенаправленной творческой деятельности по прогнозированию, планированию, организации и управлению всей деятельности предприятия на основе комплексного изучения рынка и покупательских предпочтений, удовлетворения спроса на товары, услуги, идеи, связанные с сельскохозяйственным производством посредством обмена [3].

Новое понимание маркетинга сталкивается со старой традиционной концепцией бизнеса, а именно стремлением к максимизации прибыли за счет массового производства и интенсификации усилий по сбыту произведенной продукции. В новой концепции объектом усилий предприятия являются целевые сегменты рынка, то есть группы потребителей с их нуждами, интересами и предпочтениями. Концентрируя свое внимание на достижении и постоянном поддержании оптимального уровня удовлетворения запросов потребителей, предприятие получает прибыль. Маркетинг, ориентированный на нужды и потребности носителей платежеспособного спроса, выступает как интегрированный маркетинг, что отражает приверженность предприятия теории и практике суверенитета потребителя.

Ф. ЦКотлер 1отмечает, что ¡основное (внимание (маркетологов (должно I быть направлено не на продажи, а на создание товаров, которые не нуждаются в работе по продажам. Специалисты по маркетингу должны уметь выявлять возможности (неудовлетворенные потребности или решения, повышающие качество жизни), разрабатывать и реализовывать планы, которые принесут успех на рынке [4].

В современных условиях маркетинговое управление агропредприятием - управление предложением в ответ на спрос покупателя на рынке. В центр активности товаропроизводителей, посредников и продавцов ставятся нужды и потребности потребителя. И это требует разработки стратегий предприятия с использованием СВОТ-анализа и АВСД-анализа чтобы четко

определить свои цели. Для агропредприятия, использующего маркетинговое управление, ¡можно (рассмотреть (примерную (структуру (основных (целей -рисунок 1.

1. Удовлетворение потребителей агрорынка

2. Достойная оплата труда сотрудников

3. Получение целевой прибыли

4. Достойное конкурентное преимущество

5. Налаживание партнерских отношений

6. Выполнение социальных обязательств

1. Внедрение своевременное новых Д технологий

2. Контроль качества продукции

3. Наличие квалификации персонала, д обеспечивающей гибкость управления

4. Благоприятные условия труда и четкая мотивация персонала

Рисунок 1 - Структура основных целей агропредприятия

В практической деятельности агропредприятия для повышения уровня развития систем управления необходимы условия: конкурентоспособность объекта управления, его продукции, услуги и менеджеров [3].

В агрофирмах целесообразно внедрять систему управления, разработанную фирмой |«МакКинси» и ¡известной под ¡названием |«7-С». В основе модели заложен анализ семи ключевых элементов микросреды организации: стратегия, структура, система управления, стиль взаимоотношений |внутри ¡компании, 1состав (работников, |сумма ¡навыков и система ценностей (рисунок 2). Все элементы модели связаны между собой. Это означает, что ¡изменение ¡хотя бы в одной из перечисленных ¡областей незамедлительно потребует изменения во всех остальных.

Рисунок 2 - Схема управления «7-С»

Эта система управления включает в себя семь элементов, разделяемых на две группы: «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» элементы: организационные структуры, стратегии и системы управления - в сельхозпредприятиях являются основными объектами управления со стороны руководства фирмы. Однако изменения ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции: усиление конкуренции, изменение запросов покупателей, приводят к необходимости усиления «мягких» элементов: стиль управления, сумма навыков персонала, состав персонала, I совместные ценности.

Активное использование «мягких» элементов управления, наряду с «жесткими» позволит производителям сельскохозяйственной продукции адаптироваться к современным требованиям рынка [3].

Создание маркетингового отдела [экономически оправдано только на I крупных сельхозпредприятиях, получающих прибыль. В средних и малых I сельскохозяйственных организациях необходимо распределить функции управления маркетингом среди специалистов. Поэтому в процессе перехода к новым методам управления потребуется повышение квалификации от руководителей и сотрудников агропредприятий в области менеджмента, маркетинга, (информатики, ^экономики, (финансов. В (дальнейшем, по Цмере I развития и роста предприятия, вводим должность агромаркетолога с последующим созданием службы агромаркетинга.

Таким образом, переход на современные методы маркетингового управления потребует от руководителей и специалистов перераспределения I функций, повышения профессионализма, анализа целей и стратегий сельхозпредприятия. Необходимо выработать способность гибко реагировать на изменения рынка, решать слаженной командой сложные

Кроме (того, на ¡сельхозпредприятиях (необходимо ¡внедрять (систему | управления «7-С». Эта система состоит из семи элементов микросреды организации. Ранее объектами управления в основном были «жесткие» элементы системы: организационные структуры, стратегии и системы управления, на (современном |этапе |важно (усиление |«мягких» (элементов: | стиль управления, сумма навыков персонала, состав персонала, совместные | ценности.

Так же потребуется повышение квалификации специалистов сельхозпредприятия и распределение между ними функций маркетингового II управления, так как создание маркетингового отдела на малых предприятиях не всегда экономически целесообразно.

Использованные источники:

1. Кирилова О.В. Совершенствование маркетинговой деятельности в АПК (на примере Тюменской области) // автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Екатеринбург, 2004. - Режим доступа: http://lib.usue.ru/resource/free/avtoref/07/kirilova.pdf. Дата обращения I 20.02.2019 г.

2. Штурмилова Ю.Х. Разработка программы маркетинга на предприятиях ^ агропромышленного комплекса. Журнал практический ¡маркетинг, №5, ¡22008. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/press/practical/2008-05/04.shtml Дата и обращения 220.02.2019 г.

3. Иванец В.М., ¡Корниенко Г.В. - Специфика маркетингового [управления в » аграрных формированиях. Известия ¡сельскохозяйственной науки ¿Тавриды - м 2011, №140. Режим (доступа:

https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/330655/#1 в 1.Дата н обращения а 20.02.2019 г.

4. Котлер Бикхофф Н., »Бергер Р. ¡Стратегический менеджмент по Котлеру: д Лучшие ¡приемы и методы. Алипина паблишер, 2016, 204с.

5. Концепция 7С. Электронный ресурс - Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D 0%BF%D 1 %86%Р0%В8%Р 1 7%Р0%А1. Дата обращения 20.02.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.