Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МАССОВО-СПОРТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ МАССОВО-СПОРТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
культура / искусство / социально-культурное развитие / образование / цифровизация / наука / режиссура / педагогика / технический прогресс

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марина Римовна Юсупова

Целью данной темы является раскрытие идеи интегрального воспитания молодежи средствами олимпийского образования и его составной части комплексных игр-праздников, особенно «Трехступенчатых спортивныхсоревнований» таких как «Умид нихоллари», «Баркамол авлод», «Универсиада», способные соединить в себе радость движения с художественным творчеством и универсальностью знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МАССОВО-СПОРТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / https://oac.dsmi-qf.uz Volume 5 Issue 1 / February 2024

СОВРЕМЕННЫЕ МАССОВО-СПОРТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Марина Римовна Юсупова Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Целью данной темы является раскрытие идеи интегрального воспитания молодежи средствами олимпийского образования и его составной части - комплексных игр-праздников, особенно «Трехступенчатых спортивныхсоревнований» таких как «Умид нихоллари», «Баркамол авлод», «Универсиада», способные соединить в себе радость движения с художественным творчеством и универсальностью знаний.

Ключевые слова: культура, искусство, социально-культурное развитие, образование, цифровизация, наука, режиссура, педагогика, технический прогресс

MODERN MASS SPORTS PERFORMANCES

Marina Rimovna Yusupova Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: The purpose of this topic is to reveal the idea of integral education of youth through the means of Olympic education and its component - complex games-festivities, especially "Three-stage sports competitions" such as "Umid Nihollari", "Barkamol Avlod", "Universiade", capable of combining the joy of movement with artistic creativity and universality of knowledge.

Keywords: culture, art, social and cultural development, education, digitalization, science, directing, pedagogy, technical progress

Режиссура массовых спортивно-художественных представлений очень трансформировалась за последние 32-а года в связи с изменениями геополитической обстановки, фокусировки идей государственного устройства. В технологическом процессе проведения спортивных праздников появились новые сегменты инновационного порядка, определяющих основное направление развития выразительных средств постановок. В стройной системе преобразования интегрального воспитания -традиционные игры остались не тронутым нематериальным наследием нашей страны. Это и стало фундаментом нашего физического и духовного развития, подтверждающего бережное отношение к народным обычаям и традициям.

Использование народных игр как творческого метода спортивно-массового праздника должно опираться на знания о самом элементе «Игра». Знания эти должны базироваться на изучении психологии, педагогики, истории родного края, традиции, обычаев, ментальности, определенных историко-климатических основ. Использование игры естественно уже потому, что она понятна всем и в ней участвуют все с раннего детства. И если привлечь к этому процессу активного организатора и преподнести это как увлекательное зрелище - то игра переходит совершенно в другую категорию. Возможности самой игры очень велики, так как транслируют воспитательный, патриотический, концептуальный моменты не в назидательной форме, а в эмоционально комфортной манере.

В своем труде «Театральные игры//Дошкольное воспитание» исследователя Акуловой О.А., выпущенного в 2005 году автор рассматривает четыре педагогических принципа режиссера при работе не только над уроком -спектаклем или театрализованным представлением, но и для организации театрализованной игры1. Соблюдение выделенных ею принципов помогают при создании «художественной целостности» проводимого мероприятия. Среди этих принципов:

-принцип специфичности; -принцип комплексности; -принцип импровизационности; -принцип интегративности.

Среди этих принципов не возможно выделить один из них как ведущий или определяющий весь режиссерский ход постановки. Так как первый принцип объединяет познавательный и сам игровой компонент. Второй -связь театрализованной игры с другими видами искусства. Третий - не просто импровизацию, но прежде всего, атмосферу свободного творчества и возможности выразить свою точку зрения. И четвертый принцип, в соответствии с требованиями целесообразности и продуктивности любого театрального действия, обеспечивает полноценный педагогический процесс.

Информационная эра предлагает нам инновационное использование существования текста на интерактивном экране. Компьютерная технология создает совершенно новую вертуальность. Это подтверждают и все больше используемые в массовых представлениях смарт-очки, смарт-браслеты, смарт-часы и т.п.

Самое важное в этом необратимом процессе развития коммуникативных технологий, что бы человечество уберегло традиционные ценности и смогло

1 Мордасов А.А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников. «Планета музыки» Санкт-Петербург, 2023г, стр. 57 (128)

правильно использовать новые выразительные средства для развития праздничной культуры.

Спорт непосредственно связан с человеческой личностью и оценивается как явление гуманистического порядка. Именно поэтому интерес к возможностям формирования у молодежи духовно-нравственных качеств начиная с семьи, школы, средне-специальных и высших учебных заведений приобретает особую актуальность в изменяющихся условиях современного мира.

С обретением Республики Узбекистан Независимости в 1991 году начался новый этап развития физической культуры населения и спорта. В молодежной политике государства основной задачей стало «Воспитание здорового поколения». Был создан фонд «Соглом авлод учун». В сентябре 2015 года принята новая редакция Закона «О физической культуре и спорте», изданы Указы Президента Республики Узбекистан и постановления правительства о развитии футбола, тенниса, кураша, бокса и других видов спорта нашего государства. Постановление Кабинета министров №271 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Узбекистане» определило основные параметры развития отросли.

Национальная программа подготовки кадров и система организации массового спорта в непрерывном образовании наиболее эффективно влияет на формирование интеллектуальных и физических ресурсов страны. Девиз сторонников здорового образа жизни: «В здоровом теле - здоровый дух» имеет под собой вполне научную основу. Ещё в начале XX века такие видные педагоги как Эмиль Жан Далькроз (ритмическая гимнастика), Франсуа Дельсарт (эстетическая гимнастика, таблица движений Дельсарта для мимов), утверждали взаимосвязь телесных и ментальных компонентов в человеке.

Стремление привлечения населения к спорту с охватом всей учащейся молодежи приобрело стройную систему и своё практическое обличие в организации «трехступенчатых спортивных соревнований». На первой ступени «Умид нихоллари» (Ростки надежды) - это соревнования среди учащихся средних общеобразовательных школ, на втором «Баркамол авлод» (Гармоничное поколение), -среди учащихся лицеев и колледжей, на третьей «Универсиада» (Олимпийские соревнования», среди учащихся студентов высших учебных заведений. Именно этот непрерывный процесс способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи. Соревнования превращаются не только в демонстрацию роста физической культуры, дружбы и красоты, но и выполняют огромную социально-педагогическую функцию. Именно благодаря спорту у учащихся развиваются такие качества как активность, упорство, внимание, целеустремленность, терпимость, выдержка, творчество и др. Так же участие в больших

соревнованиях облегчает социализацию и способствует установлению межличностных отношений.

Помимо многочисленных спортивных состязаний в республике проводятся фестивальные игры «Алпомиш» с участием мужского населения и «Тумарис» с участием женщин.

Развитие национальных видов спорта и выход их на новую ступень становится достоянием международного масштаба. Ярким примером может служить узбекский кураш. Принятое Постановление Президента Узбекистана Мирзиёева Шавката Миромановича «О мерах по дальнейшему развитию олимпийских видов спортивной борьбы» (1111 №336 от 29 2022 г.) определяет основные направления развития олимпийских видов борьбы в 2022-2024 годах.

Исходя из задач развития данных видов спорта (вольная борьба, греко-римская борьба), начиная с 2023 года ежегодно среди мужских и женских команд во всех регионах республики (в олимпийской и международных весовых категориях) будут проводиться:

- международные спортивные соревнования за приз Президента среди молодежи;

- международные спортивные соревнования «Uzbekistan - Grand Prix» среди юниоров;

- международные спортивные соревнования «New Uzbekistan» среди взрослых;

- соревнования «Кубок министра» в системе Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям. «Кубок председателя» в системе Службы государственной безопасности, «Кубок командующего» в системе национальной гвардии, «Кубок Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан», «Кубок хакима области» и «Кубок хакима города Ташкента» в системе органов государственной власти на местах.

В этой связи принято решение о включении спортивной борьбы в программу спортивных соревнований «Баркамол авлод» и «Унивесиада». А так же поэтапном увеличении, начиная с 2023/24 учебного года, действующих параметров государственного заказа по приёму на обучение по спортивной борьбе в Узбекском Государственном университете физической культуры и спорта.

Создание с 2023 года секций и отделений не менее чем по одному из видов спортивной борьбы в спортивных школах, центрах подготовки к олимпийским и параолимпийским видам спорта, а так же по двум видам спортивной борьбы - в специализированных спортивных школах.

Начиная с 2000 года «Универсиада» набирала силу и опыт не только в подготовке нашей молодежи к серьезным соревнованиям, но и возможности проведения таких масштабных мероприятий с весьма солидными наградами. К примеру в том же 2000 году 15 победителей были награждены легковыми автомобилями «Тико». И если первые соревнования проводились в Намангане, то последующие соревнования встречали все регионы нашей страны. А это Бухара (2002), Самарканд (2004), Ташкент (2007), Андижан (2010), Бухара (2013), Фергана (2016).

Аналитики BLOOMBERG на основе данных Организации Объединенных Наций, ВОЗ по народонаселению и Международному банку составляют рейтинги мировых стран по уровню здорового населения в целом. Наше государство естественно стремится к положительному результату оценки состояния здоровья страны в этой системе. Однако надо отметить, что все мероприятия направлены на оздоровление населения и всестороннее развитие личности для построения Независимого, гуманного, развитого государства.

Внимание в основном направлено на освоение элементов «здорового образа жизни». А это не только здоровье и правильное питание, но и постоянное занятие физической культурой и как следствие достижение высокой работоспособности. Занятия физической культурой не только укрепляет здоровье, но и способствует развитию духовной гармонии человека с окружающим его миром. Очень важно добиться осознанного и мотивированного стремления к этому психофизическому процессу. «Мотивация - это стимул к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, способный задавать его направление, организацию, активность и стабильность; способность человека удовлетворять собственные потребности». [1,c. 121]

Исходя из физиологических аспектов необходимо добиваться развития всего физического аппарата в целом. Именно поэтому тренерам и педагогам по физической культуре нужно создавать творческую атмосферу на занятиях и тем самым формировать у учащихся интерес и личную мотивацию занятия спортом. Создавать положительный образ собственного «Я», развивать творческий потенциал, снимать зажатость, тревогу и развивать коммуникативные возможности личности.

Конечно это все не возможно достичь без разработки межличностных отношений и развитием самосознания человека.

Молодежи сегодня мало дать высшее образование, и быть уверенным, что это сделает их надежными трансляторами национальной культуры. Наша общая задача развивать не только интеллектуальные возможности, но и высочайший уровень духовности. На многочисленных молодежных спортивных праздниках и фестивалях демонстрируются достижения нашей республики в различных

видах спорта. И у каждого праздника присутствуют свои герои, достойные подражания и уважения. И важно чествование таких настоящих героев, не выдуманных из компьютерных игр, комиксов, аниме, литературы и кинематографа. А тех, кто ежедневно трудится над своим телом и проявляет силу воли в преодолении препятствий на пути истинных устремлений к вершинам совершенства духа и тела.

И очень важно, особенно начинающим спортсменам («Умид нихоллари»), поверить в этот праздник спорта. Ведь у детей очень развит дух соревнования. В детском коллективе свойственна особая эмоциональность, стремление к действию и подражанию. Естественно, что ведущее место в процессе работы с детьми занимает метод игры. Именно через игровую деятельность, учитывая стремление детей к игре, нужно привлекать их к «большой игре». И через спорт развивать свою смекалку, творческое начало, выносливость и реакцию.

В каждой игре существует подразделение на структуру и роли. Если выбранная роль указывает на определенную социальную позицию, которая отражается через игровую деятельность и моделирует отношения в социуме, то структура определяет динамизм, коммуникативность, и возможность логического и волевого влияния на личность. Важно в детях воспитывать ответственность друг за друга.

Режиссерам-постановщикам спортивного праздника для детей нужно помочь каждому участнику понять своё действие и «участок» за который он ответственен. К тому же не стоит забывать в композиционном построении о том, что дети быстро перевозбуждаются от избытка общения и слишком громкого звука, поэтому на сцене чередуются массовые «громкие» игры с выступлениями с тихими музыкальными вставками.

Это касается и организации всех игровых площадок праздника, где программы должны быть лаконичными и больше содержать пластической информации.

И совсем другой подход режиссеров в постановках спортивных праздников учащихся средних школ, колледжей и средне специальных заведений («Баркамол авлод»). Дети постарше менее непосредственны и уже задумываются о конкретном своём предназначении и смысле жизни. Их занимают уже большое количество вопросов и жизненных проблем. При постановке спортивных представлений с привлечением спортсменов и творческих коллективов нужно учитывать, что контингент отличается выносливостью и ответственностью. Однако, именно в этом возрасте, молодежь очень уязвима и ранима в своих неудачах. И в репетиционном процессе нужно уметь организовать работу так, что бы брать ответственность на себя и больше хвалить за любые достижения участников.

В переходный возраст происходит интенсивное формирование мировоззрения. Идет поиск не только своего «Я», но и будущей профессии. И перевоспитывать их в этот момент не надо. Нужно просто хорошо делать своё дело и этим показывать им пример.

Идея праздника должна помочь ощутить полноту жизни, должна создать атмосферу гармоничности сочетания каждого участника с природой и обществом.

Перспективы применения игровых технологий в постановке спортивно-массовых праздников в Узбекистане довольно оптимистичны. В период Независимости нашей страны произошли масштабные изменения. Из-за массового распространения мультимедиа изменились и способы восприятия самой жизни. Произошло органичное слияние традиционных и техногенных видов искусства.

Что касается режиссуры спортивных праздников олимпийских видов спорта («Универсиада»), то нужно отметить, что аудивизуализация информации является одним из важнейших средств представления. Они отличаются многообразием и особенностями их применения. Все эти средства органично совмещаются и включаются в единую концепцию «языка» постановки. Применение современных средств ИКТ усиливают эмоциональное и эстетическое восприятие.

Исконно традиционные приемы постановки представлений с использованием игры, возможности реконструкций событий для чистоты сохранения истории народа, использование традиционных видов спорта и фольклора - всё сочетается с технологическими инновациями постановочного инструментария в руках режиссера. В настоящее время намечается процесс дальнейшего развития и обогащения новыми формами спортивно-массовых праздников Узбекистана.

Использованная литература

Вязников А.В, Малащенко В.О., Малащенко И.Ю. Специфика профессиональной подготовки современного педагога- музыканта в условиях информатизации общества // Искусство и образование. М.: ООО. Международный центр, 2020г №2 (124).С 139-145.

Карпенко В. Н, Ходарева Н.В. Народное хореографическое искусство сквозь призму средств массовой информации и общественного влияния // Искусство и образование. М.: ООО Международный центр, 2020г. №2 (124). С. 17-24.

Маслакова М.В. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды ВУЗА // Культура и образование. М.: ООО Международный центр, 2020г. №2 (124). С.5-14.

Маслакова М.В. Формирование общепрофессиональной компетенции выпускника: место и роль информационной культуры в образовательном процессе вуза // Инновации в образовании.2017г. №4 С. 115-123.

Юсупова, Н. Ю. (2019). Художественный образ и аудиовизуализация-новая специфика мышления в искусстве. Музыка и время, (5), 11-14.

Юсупова, Н. Ю. (2022). ТВОРЧЕСТВО И ТЕХНОГЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ТАШКЕНТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. In Экономика, менеджмент, сервис: современные проблемы и перспективы (pp. 685-688).

Юсупова, Н. Ю. (2019). АУДИОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК НОВАЯ СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ. In INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF HISTORY, CULTURAL STUDIES AND PHILOLOGY (pp. 42-46).

Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022г. №УП -60. 5- направление Стратегии Цель 71.

«Культура и образование» №2 (45) 2022, Каравацкая Н. А., Попов А.А., Щепелев А.А, «Формирование у студентов вузов мотивации к занятиям физической культурой» стр121 (119-125) общ.10,4 п.л.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.