Научная статья на тему 'Современные манипулятивные технологии в экономической политике'

Современные манипулятивные технологии в экономической политике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
274
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / MANIPULATION / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MANIPULATIVE TECHNOLOGIES / МАНИПУЛЯТОР / MANIPULATOR / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD VIEW / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ТОВАР / PRODUCT / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / КОНСЬЮМЕНТ / CONSUMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондаренко С.Б.

Развитие науки и техники породило новые явления в современном обществе: распространение манипулятивных технологий, расширение ассортимента товаров, ожесточенную конкуренцию на рынках, колоссальный размах строительных работ, стремление манипуляторов к стандартизации людей, формирование консьюментов. Демократическому государству необходимо формировать новый тип массового сознания, который бы содержал потребность в распознавании манипулятивных технологий и их заказчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MANIPULATIVE TECHNOLOGIES IN ECONOMIC POLICY

The development of science and technology has given rise to new phenomena in modern society: the spread of manipulative technologies, the expansion of the range of goods, fierce competition in markets, the enormous scope of construction work, the desire of manipulators to standardize people, the formation of consulations. A democratic state needs to form a new type of mass consciousness that would contain the need for recognizing manipulative technologies and their customers.

Текст научной работы на тему «Современные манипулятивные технологии в экономической политике»

СОЦИОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 3-10.

УДК 316.012

СОВРЕМЕННЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Бондаренко С. Б. Курский государственный университет, Курск E-mail: bondsb@rambler.ru

Развитие науки и техники породило новые явления в современном обществе: распространение манипулятивных технологий, расширение ассортимента товаров, ожесточенную конкуренцию на рынках, колоссальный размах строительных работ, стремление манипуляторов к стандартизации людей, формирование консьюментов. Демократическому государству необходимо формировать новый тип массового сознания, который бы содержал потребность в распознавании манипулятивных технологий и их заказчиков.

Ключевые слова наука, манипулирование, манипулятивные технологии, манипулятор, управление, потребности, мировоззрение, поведение, конкуренция, товар, стандартизация, консьюмент.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение экономически развитых стран и их истории подтверждает тезис, что современное общество, развивая науку и технику, создает благоприятную среду для распространения разнообразных манипулятивных технологий. Большинство людей недооценивает опасность воздействия манипуляторов на сознание и поведение. Очень часто человек не знает и не догадывается о том, что он подвергается воздействию манипуляторов. Поэтому одна из актуальных задач современного гуманитарного образования и просвещения - научить людей, особенно молодежь, распознавать манипулятивные технологии и понимать их назначение. По сути, речь идет о формировании нового типа массового сознания, которое будет содержать установку на раскрытие манипулятивных технологий и нейтрализацию их воздействия на сознание и поведение.

В современной философской, социологической, политологической, психологической, педагогической, экономической, юридической литературе большое внимание уделяется всестороннему изучению манипулирования. Известный социолог В. П. Шейнов следующим образом определяет феномен манипулирования: «Манипулирование - это вид скрытого управления, определяемый эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего

3

ущерб (материальный или психологический) своей жертве. Скрытое управление может преследовать вполне благородные цели. Например, когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении. Или то же самое во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях объект управления сохраняет свое достоинство и сознание собственной свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией» [1].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Манипулирование сознанием и поведением учитывает опыт разработки и применения разнообразных технологий производства товаров массового потребления для того, чтобы увеличивалась численность довольных своей жизнью людей, превратившихся в надежных консьюментов усвоения и реализации пропагандируемых стандартов. Манипулирование обезличивает человека, формирует у него тип сознания и поведения, который позволяет ему слиться с «серой» массой. Выдающиеся философы и психологи Пифагор, Платон, Аристотель, Конфуций, Д. Бруно, А. Шопенгауэр, К. Маркс, Ф. Ницше, Г. Лебон, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Г. Чернышевский, В. И. Ленин, Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев и др. большое внимание уделили проблемам социальной психологии. «Большинство людей, - заметил Шопенгауэр, - предпочитает заниматься всем, чем угодно, только не мышлением и раздумьем; чтобы иметь при этом все-таки еще и возможность действовать, не подвергая себя слишком большому урону, они держатся излюбленной максимы: поступать всегда только так, как поступают все другие» [2]. Главная отличительная черта человека массы, по мнению Артура Шопенгауэра, - не выделяться из серой толпы, быть таким, как большинство. Шопенгауэр постоянно подчеркивал, что очень редко встречаются личности, способные самостоятельно рассуждать, делать собственные выводы; большинство людей слепо, а порой и фанатично, следуют за признанными авторитетами. Н. Г. Чернышевский разработал антропологическую теорию единства личных, групповых и общественных интересов человека.

Современные технологии скрытого управления приобрели тотальный характер, т. к. используются во всех сферах общественной жизни и воздействуют на все социальные группы, слои, организации. Любые манипуляции имеют субъект и объект манипулирования. «Рассмотрение межличностной манипуляции как специфического вида психологического воздействия, - пишут специалисты по социальной психологии Г. В. Грачев и И. К. Мельник, - предполагает выделение двух полюсов или двух сторон в структуре данного процесса. Одна из сторон выступает как инициирующая и осуществляющая межличностную манипуляцию, является ее вдохновителем и активным реализатором. Эта сторона обозначается как источник манипулятивного воздействия, манипулятор или актор воздействия. Вторую сторону, на которую направлено манипулятивное воздействие и которая выступает как объект межличностной манипуляции, обозначают как адресат воздействия. Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться

4

непосредственно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором и организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует других лиц для достижения своих целей» [3]. Манипулятор всегда преследует скрытую цель перехитрить человека или группу лиц, навязать выгодные для манипуляторов ценности, шаблоны мышления и поведения. Манипулятивная технология связывает манипулятора с объектом манипулирования, обеспечивает существование и устойчивое функционирование механизма доставки информации от заказчика к потребителю, гарантирует заказчику своевременность и качество выполнения заказа. Для правильного понимания механизма воздействия манипулятивной технологии психологи разработали новое понятие мишени, которое характеризует конкретную цель манипулятивной технологии. Современная экономическая политика основывается на философско-психологических типологиях индивидов, выделяющих мишени воздействия.

В соответствии с выбранной мишенью В. Сергеечева представила психологическую классификацию современных людей: «подверженные воздействию образов, перцептивные марионетки; «невольники чести, или так называемые конвенциональные роботы, рабы норм, условностей и традиций; законопослушные граждане; кредиторы и дебиторы; лица, испытывающие постоянные или временные материальные затруднения, физические недомогания, получившие моральный ущерб от действий либо бездействия официальных лиц; трудоголики и близкие к ним по поведенческим типам и отношению к работе; с гипертрофированным чувством долга и ответственности; недостаточно компетентные в определенной области; имеющие пробелы в профессиональных и правовых знаниях; лишающие себя права на ошибку, постоянно совершенствующиеся и стремящиеся казаться и быть как в мыслях, так и на деле лучшими; интеллигентные, деликатные, воспитанные; индивидуумы, мыслящие нестандартно, носители иных взглядов и мировоззрений; иностранцы, национальные и религиозные меньшинства; лица, обладающие позитивными чертами характера: добрые, отзывчивые, мягкие, открытые, простодушные, искренне выражающие эмоции; не рассчитавшие свои возможности; «трудные боссы» и бездарные, вредные либо безликие подчиненные; снобы; эгоцентристы, амбициозные, самовлюбленные; падкие на лесть, пустые восхваления и искушения; жадные, расчетливые; «халявщики», привыкшие выезжать на чужих плечах, пользоваться дармовщиной и легкой добычей; трусы, нытики, излишне осторожные, мнительные, притворщики» [4].

Мишенью манипулятора служат устойчивые черты характера, привычки, слабости, потребности, надежды, ценности, достоинства и недостатки индивида, идеалы, самооценки, воспоминания, планы и т. п. Выбор мишени зависит от цели манипулятора и его возможностей. Есть достоверные исторические свидетельства о том, что манипулирование было в древнем обществе. Манипулятивные технологии применяли и применяют военные, политики, педагоги, руководители всех уровней. Психологи не исключают, что любое общение реализует какие-то манипулятивные технологии.

5

Особое значение во все времена и у всех народов придавалось мировоззрению человека. Поток событий 21 века указывает на определяющее значение мировоззренческих убеждений в историческом процессе: войны на Ближнем Востоке и в Африке, религиозные конфликты на Северном Кавказе, политика Китая и Корейских государств, философско-экономические основы европейской интеграции, философско-политические основы деятельности НАТО, идеология США. Мировоззрение определяет выбор стратегии и тактики социального поведения людей, их экономические интересы и потребности. Так было и так будет до тех пор, пока существует Homo sapiens. Исторический опыт показал, что возможны грандиозные мировоззренческие революции в результате применения комплекса манипулятивных технологий. Народы Ирана, Ирака, Турции, Египта, имевшие различные мифо-религиозные ориентации, приняли ислам. Восточных славян привлекло христианство, многие были скептиками и атеистами. Во все эпохи существовали философские течения инакомыслящих. Например, незначительная часть восточных славян приняли ислам, буддизм, индуизм; в арабских странах распространяются христианство и атеизм.

Противоречивость современного массового сознания проявилась в явном несоответствии между определяющей ролью мировоззрения в жизни людей и простыми способами удовлетворения потребности в мировоззрении. Казалось бы, что первостепенная роль мировоззрения должна подталкивать людей к фундаментальным философским исследованиям, но этого нет. Большинство подвержено влиянию манипулятивных технологий, которые и формируют особенности массового сознания. Чаще всего люди в зрелом возрасте положительно оценивают свое мировоззрение, воспринимают его как родное и самое лучшее, не любят какой-либо критики своих убеждений.

По мнению автора, необходимо с раннего возраста приучать детей к философским размышлениям. Нужно ежедневно проводить с детьми доступные научные беседы о вселенной, звездах, животных, растениях, людях, обществе, истории, культуре, религии, технике. Философия, представленная множеством своих школ и течений, - это главное средство формирования интеллектуальной личности. Мировоззренческий тип сознания человека невозможно трансформировать в какой-то иной рациональный тип сознания. Философия формирует способность понимать и сравнивать различные идеи, концепции, точки зрения, устанавливать и обобщать факты. Разносторонние философские размышления, начатые в раннем возрасте, помогут человеку стать интеллектуальной личностью и противостоять информационно-психологическим воздействиям. Мишенями манипуляторов выступают разнообразные элементы мировоззрения: политические и моральные идеалы, базовые ценности, картина мира, любимые герои и т. д. Человека нужно воспитывать способным критически мыслить и распознавать манипулятивные приемы.

Современные манипулятивные технологии очень часто создаются для удовлетворения экономических интересов и получения сверхприбылей за счет охвата миллионов потребителей. Реклама и антиреклама, особенно распространяемые средствами массовой информации, заполнили повседневную

6

жизнь современных людей. Психологи и социологи изучают законы восприятия рекламы. Сегодня популярен лозунг: «Реклама - двигатель торговли». Уже на первых международных научно-практических конференциях по рекламе был провозглашен общий принцип создания любой рекламы: цвет и движение -«капканы» внимания. Много шума наделала скрытая реклама, которую запретили во многих странах, и в том числе в России.

Среди принципов современных манипулятивных технологий один из ведущих - принцип имиджмейкера, требующий чтобы все фигуранты сюжета имели как минимум один положительный (или отрицательный) имидж. Понятие имиджа прочно вошло в современные общественные науки. Имидж научились ловко прикреплять товарам, фирмам, учебным заведениям, людям, странам. Положительный имидж человека должен быть респектабельным, привлекательным, запоминающимся, модным, востребованным. Разновидность имиджа -политические маски, выполняющие важную роль в общественной жизни. Многие политики, государственные деятели, бизнесмены, работники культуры стремятся приобрести выгодные для них маски.

«Маска - то, что не превращается, что пребывает неизменным и длящимся в изменчивой игре превращений. Она воздействует тем, что скрывает прячущееся за ней. Маска полноценна, когда исключительно она перед нами, а то, что за ней, остается непознаваемым. Чем определеннее она сама, тем туманнее то, что за нею. Никто не знает, что могло бы вырваться из-под маски. Напряжение между застылостью маски и тайной, которая за ней сокрыта, может достигать необычайной силы. Это и есть причина ее угрожающего воздействия. Она завораживает и одновременно заставляет держаться подальше. Никто не смеет ее тронуть. Смертью карается срывание маски кем-то другим. Пока она активна, она неприкосновенна, неуязвима, священна. Власть ее в том и заключается, что она в точности известна, но непонятно, что она в себе таит. Она ясна снаружи, так сказать, только спереди» [5]. Э. Канетти подчеркивает, что сразу за маской начинается тайна. Общественные деятели часто имеют несколько масок одновременно или меняют их в зависимости от ситуации. Иногда они позволяют сорвать с себя маску для того, чтобы предстать перед публикой в новой маске, которую выдают за свое подлинное лицо, но это не более, чем продолжение политического спектакля с участием одного или группы «актеров».

В общественных науках нужна статистика - экономическая, демографическая, социологическая, юридическая. Не так просто собрать объективные статистические данные. Оперирование искаженными статистическими отчетами широко используют современные общественные деятели как мощное средство манипулирования. Сегодня ведется ожесточенная борьба за статистику. Журналисты, политики, экономисты, социологи, политологи неустанно ведут полемику по проблемам статистики: какие цифры правильные, реалистичные и почему, какие статистические сборники объективно отображают социальные процессы, какие органы статистического учета профессиональнее, какие методы сбора статданных соответствуют поставленным задачам и почему. Объективная статистика - это эффективный метод срывания масок. Важная роль в разоблачении

7

лживых и подлых политиков - представление на публичное обсуждение объективных статданных о зарплатах и безработице.

Усиливается коммерсализация общественной жизни. Все виды социальной активности воспринимаются большинством современных людей как виды бизнеса, превратились в способы добывания денег: политика, искусство, религия, наука, лечение, обучение, воспитание, материнство, спорт. Происходит тотальная коммодификация ценностей, которые наделяются свойствами товара и оцениваются в денежном выражении. Например, средства массовой информации постоянно обсуждают экономические проблемы киноиндустрии Голливуда: сколько денег затратили на создание фильма и какой доход от него получили, сколько денег получили актеры за участие в фильме, какой годовой доход режиссеров, сценаристов, актеров. Популярностью пользуются низкопробные моральные максимы: «Не обманешь - не продашь», «Рука руку моет» и т. п.

Коммодификация материальных и духовных благ способствовала распространению консьюмеристских интересов. Консьюмент - человек, материальные потребности которого в товарах и услугах приобретают для него первостепенное значение. Трудовая деятельность воспринимается как необходимое средство удовлетворения своих материальных потребностей, порожденных ассортиментом товаров и услуг на доступных рынках. Духовные потребности консьюмента зависят от его материальных потребностей и имеют второстепенное значение. Для консьюмента характерно стремление к высокому уровню бытового комфорта и роскоши. Человек осознает себя как активного покупателя, т. к. ему приходится постоянно бывать в магазинах и что-нибудь покупать. Поэтому появляется повышенный интерес к товарному миру, формируется потребность в подробной информации о товарах: кто, где и когда изготовил, какие дистрибьюторы, сколько стоит, кто пользовался товарами и какие отзывы о качестве товара, что говорят медики и т. п. Разработано специальное законодательство о защите прав потребителей и созданы особые органы, предназначенные для удовлетворения законных требований потребителей товаров. Многие люди свободное время проводят в походах по магазинам, количество которых становится все больше. Городская жизнь формирует привычку посещать магазины, интересоваться ценами, новыми поступлениями товаров.

Усилению консьюмеристских потребностей способствовало развитие науки и техники, расширение ассортимента товаров. Вниманию покупателей представляются сотни видов товаров: кастрюль, сковородок, диванов, столов, унитазов, обоев, дверей, обуви, одежды, косметики, парфюмерии, лекарств, компьютеров, смартфонов. Строительство жилья и его доступность породили потребность современного человека в бытовом комфорте. Массовым явлением стала погоня за бытовым комфортом. Евроремонты, шикарные иномарки (автомобили), загородные дачи и виллы, яхты, самолеты и даже подводные лодки. У массового потребителя под действием современных манипулятивных технологий возникла опасная иллюзия легкости и простоты достижения высшего уровня современной комфортабельной жизни. Появились телепередачи «Как стать миллионером?», которые внушают телезрителям, что при желании миллионером

8

может стать любой, миллионеры - это обычные люди, нужно лишь научиться зарабатывать деньги. Излюбленная тема разговора «деловых» людей: кто и каким способом заработал большие деньги. Обыденным мерилом достоинства человека стало его материальное состояние, оцениваемое в денежном выражении. На человека стали смотреть как на «машину» для добывания денег.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе ведется критика консьюмеризма и общества потребления. Ж. Перек подчеркивает стремление многих людей к деньгам, материальному благополучию, роскоши и престижному социальному положению [6]. Веркор и Коронель подвергли критике американский образ жизни, желание менеджеров подавить в людях способность самостоятельно думать [7].

Перед современными людьми в новых социально-экономических условиях жизнь поставила фундаментальные философские проблемы о смысле жизни, о подлинных и мнимых ценностях, о нравственных способах зарабатывания денег, о добре и зле, об отношении к людям и нашей планете, о моральных и политических идеалах, об этических принципах, о патриотизме, о целях воспитания и др.

Список литературы.

1. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком / В. П. Шейнов. - М. : АСТ, 2006. - 208 с.

2. Шопенгауэр А. Новые паралипомены // Шопенгауэр А. Об интересном. - М.: АСТ, 1997. - 310 с.

3. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия/ И. К. Мельник, Г. В. Грачев. - М.: Алгоритм, 2002. -73 с.

4. Сергеечева В. А. Практикум манипулятора. Выбор мишени / В. А. Сергеечева - СПб. : Питер, 2002. -180 с.

5. Канетти Э. Превращение // Тень парфюмера. - М. : АЛГОРИТМ, 2007. - 267 с.

6. Перек Ж. Вещи. / Ж. Перек. - М.: Молодая гвардия, 1967. - 150 с.

7. Веркор К. Квота, или Сторонники изобилия / К. Веркор - М.: Прогресс, 1970. - 93 с.

UDC 316.012

MODERN MANIPULATIVE TECHNOLOGIES IN ECONOMIC POLICY

Bondarenko S.B.

Kursk State University, Kursk E-mail: bondsb@rambler.ru

The development of science and technology has given rise to new phenomena in modern society: the spread of manipulative technologies, the expansion of the range of goods, fierce competition in markets, the enormous scope of construction work, the desire of manipulators to standardize people, the formation of consulations. A democratic state

9

needs to form a new type of mass consciousness that would contain the need for recognizing manipulative technologies and their customers.

Keywords: science, manipulation, manipulative technologies, manipulator, management, needs, world view, behavior, competition, product, standardization, consument.

References

1. Sheynov V. P. Hidden control of man / V.P. Sheynov. - Moscow: AST, 2006. - 208 p.

2. Schopenhauer A. New paralipomena // Schopenhauer A. About interesting. - Moscow: AST, 1997. - 310 p.

3. Grachev GV, Melnik IK Manipulation by personality: organization, methods and technologies of information-psychological influence / IK Melnik, GV Grachev. - Moscow: Algorithm, 2002. - 73 p.

4. VA Sergeecheva. Practical work of the manipulator. The choice of the target / VA Sergeecheva - St. Petersburg: Peter, 2002. - 180 p.

5. Canetti E. Transformation // Shadow of the perfumer. - Moscow: ALGORITHM, 2007. - 267 p.

6. Perek J. Things. / J. Perek - M .: Young Guard, 1967. - 150 p.

7. Vercor K. Quota, or the Parties of Abundance / K. Vercor-M.: Progress, 1970. - 93 p.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.