Научная статья на тему 'Современные коммуникации: организационный подход'

Современные коммуникации: организационный подход Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5846
767
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные коммуникации: организационный подход»

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

организационными рисками. Грамотно выстроенные процессы управления организационными рисками и конфликтологическая экспертиза, лежащая в основе институциональных практик медиации, должны быть интегрированы в обще-организационное управление современными организациями.

Список использованной литературы

1. Рубин Дж., Салакюз Дж. Фактор силы в переговорах// Международная жизнь. 1990. № 3. С. 2738.

2. Козер Л.А. Реалистический и нереалистический конфликт // Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. - С.59-67.

3. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения: Пер. с анг. - М.: Наука, 1990г. - С. 155-158.

4. Луман Н. Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Мангейм Б. Дж., Рич К.Р. Политология. Методы исследования: Пер. с англ./Предисл. А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997.

6. Наумов С.Ю., Журавлев П.В., Шеховцев А.Ю., Федорова А.В. Риски в коммуникативном пространстве социума. Саратов: Изд-во ПАГС. 2004.

7. Олейник А.Н. Сбор, агрегирование и обработка качественных данных.//Социс.2014.№5 .С. 121131.

8. Федорова А.В. Исследование современных организаций: теоретические основания и

методологические установки.//Вестник ПАГС. №3(42). 2014.С. 108-116

9. Федорова Анна. Современные системы управления. LAP LAMBERT Academic Publishing. 2014.

© А. А. Вест, А. В. Фёдорова, 2015

УДК 309

А.О.Конушкина

студентка 4 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» А.В.Федорова

к.ф.н. доцент кафедры социальных коммуникаций Политико-правовое управление Поволжский институт управления им. П.А.Столыпина -

филиал РАНХиГС г. Саратов, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Аннотация

В статье рассматриваются особенности, типология и функции современных коммуникаций, анализируется специфика организационных коммуникаций. Выявляются и дискутируются проблемы, связанные с эффективными практиками внешних организационных коммуникаций на примере Поволжского института управления имени П.А. Столыпина.

Ключевые слова

современные коммуникации, горизонтальные и вертикальные коммуникации, проблемы, функции коммуникаций, организационные коммуникации.

В кризисной ситуации наиболее важной составляющей организационной эффективности становится создание и поддержание целостности организации. Целостность, в свою очередь, является следствием грамотно отстроенных внешних и внутренних коммуникаций. Отсутствие налаженных коммуникационных каналов и потоков как внутри организации, так и во внешней среде, приводит к тому, что организация становится неуправляемой, а её деятельность не эффективной. В организационном контексте коммуникация рассматривается как сложный, непрерывный систематический процесс. В ходе коммуникационного

- 247 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070____________________________________________

взаимодействия в организации обеспечивается создание информационных каналов между сотрудниками и структурными подразделениями, с помощью которых создается система информационного обмена в организации, развиваются и совершенствуются межличностные отношения, обеспечивается создание полных производственных процессов и циклов по реализации задач организации.

Становится актуальной рефлексия по отношению к внутренним и внешним организационным коммуникациям (далее - организационным коммуникациям) и выстраивание эффективных практик управления ими.

В основе рефлексивной позиции по отношению к организационным коммуникациям лежит понимание сущности коммуникационного процесса. Коммуникационный процесс - это непрерывное взаимодействие участников коммуникации [3, с. 26]. Коммуникация - процесс обмена и передачи информации между людьми или группами в виде письменных и устных сообщений, параметров речи, языка телодвижений и визуальных объектов.

К основным элементам коммуникации традиционно относят: источник, кодирование, передача сигнала, коммуникационные каналы, кодировка/декодировка информации, обратная связь, помехи и барьеры [4, с. 23].

Существует множество различных классификаций коммуникации. Самая распространенная классификация типов коммуникации по следующим основаниям:

• по субъектам коммуникации: международная, государственно-административная, политическая, некоммерческая, корпоративная;

• по масштабам коммуникации: межличностная, групповая, массовая;

• по вектору движения: вертикальная и горизонтальная;

• по характеру объектов коммуникации: внутренняя и внешняя;

• по использованному коду: вербальная и невербальная;

• по соотношению прямой/обратной связи (иерархическая, демократическая);

• по характеру сообщения (конструктивная, деструктивная, нейтральная).

Коммуникационный процесс рассматривается как действие, взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого выделяют три основные модели коммуникации:

• Коммуникация как действие. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, которое состоит из символов, затем символы превращаются в сигналы или кодируются. Сигналы посылаются по каналам получателю информации, который в свою очередь их расшифровывает (интерпретирует). Модель также включает звук, влияющий на процесс. Для обратной связи в этой модели место не предусмотрено.

• Введение обратной связи ознаменовало переход ко второй модели: коммуникация как

взаимодействие. Эта модель неоднократно была раскритикована за некоторую неточность, поэтому более поздние модели были разработаны таким образом, чтобы был отражен весь процесс и динамика коммуникаций между людьми.

• Современные модели коммуникации являются более полными, так как отражают коммуникацию как процесс. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек постоянно и одновременно выступает в ней в роли источника и получателя информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы.

На сегодняшний день, в научной литературе не существует однозначного решения вопроса о функциях коммуникации [3, с. 51] Однако большинство отечественных и зарубежных ученых сходятся во мнении, что процессу коммуникации присущи следующие функции: информационная; социальная функция; экспрессивная функция; прагматическая функция; интерпретативная функция.

При изучении функционального аспекта коммуникации необходимо помнить, что все функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации, поэтому отдельно функции коммуникации выделяются только в целях анализа.

Коммуникации в организации

Формирование устойчивых коммуникационных сетей и создание благоприятных условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления, ведь в

- 248 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

широком смысле, управленческая деятельность представляет собой обмен информацией и координацию коммуникаций в организации.

Цели коммуникации в организации:

• Обеспечение эффективного информационного обмена между субъектом и объектом управления, а также между организацией и внешней средой.

• Установление, совершенствование и поддержание межличностных отношений в процессе обмена информацией.

• Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

• Регулирование и рационализация информационных потоков [1,с.67].

Коммуникации в организациях подразделяются на организационные и межличностные. К организационным коммуникациям относятся: внешние (коммуникации организации с внешней

средой); внутренние (между подразделениями и уровнями управления); вертикальные (между уровнями управления); горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления); по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю); по восходящей линии (от исполнителя к руководителю). К межличностным коммуникациям относятся формальные и неформальные коммуникации.

Под организационной коммуникацией подразумевается процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому количеству людей внутри организации и отдельным людям за ее пределами. Такая коммуникация является необходимым инструментом в координации деятельности всех подразделений организации и позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления. Также она является важным связующим звеном между руководителями одного уровня, между руководителями и подчиненными, между организацией и внешней средой.

Организация - это многоуровневая структура со сложными практиками руководства и подчинения. Такая структура может эффективно функционировать только при существовании хорошо налаженной связи между всеми уровнями и элементами управления, поэтому целесообразно проводить анализ как вертикальных, так и горизонтальных организационных коммуникаций.

Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. А для этого информацию, прежде всего, следует направлять сверху вниз, таким образом, руководство доводит до своих подчиненных сведения о текущих задачах, методах действий, об изменении организационных норм и нормативов, применяемых санкциях и вознаграждениях, а также организационной структуры и технологии.

Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.

Восходящие потоки информации в направлении снизу вверх, то есть от подчиненного к руководителю, представляют собой каналы обратной связи процесса управления, при этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации. Это позволяет руководству постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней. Также подчиненные могут использовать восходящие потоки информации, для того чтобы довести до сведения высшего руководства информацию о частных проблемах подразделений и отдельных работников и о событиях, которые выходят за рамки контроля со стороны формальной структуры организации.

• К наиболее приоритетным задачам организационной деятельности относится развитие восходящих потоков информации и придание им такой же значимости для управления, как и у нисходящих потоков. Это возможно при переводе отношений между руководителями более высоких уровней и подчиненными в режим диалога.

Горизонтальные каналы коммуникаций в организации представляют собой средства и пути передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации. Горизонтальные коммуникации реализуются в виде обмена информацией на совещаниях высших руководителей, руководителей среднего

- 249 -

№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070_______________________________________________

уровня, низшего звена управления, на собраниях исполнителей, а также в неформальных коалициях, кружках коллег, в ходе трудовой деятельности и т.д.

В целом, горизонтальные каналы коммуникации в организации призваны решать следующие задачи:

• уточнение целей и задач подразделений исходя из конкретных ситуаций в каждом из подразделений;

• взаимодействие специалистов различного профиля из разных подразделений организации, что способствует комплексному решению поставленных высшим руководством задач;

• передачу информации не директивного, но совещательного характера;

• формирование неформальной структуры организации, решающей задачи, которые невозможно решать в официальных рамках [5, с.80].

Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, они способствуют более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Очень часто такая форма распространения информации является более оперативной, а поток информации не подчиняется какому-либо определенному порядку. Но, в то же время, такая система может искажать информацию, так как в ней не имеется четкой структуры распределения ответственности и отчетности.

Проблемы, которые связаны с созданием эффективных коммуникаций, можно разделить на две основные группы: проблемы, которые возникают в ходе межличностного общения, и проблемы структурных коммуникаций.

Основная проблема в коммуникациях между элементами организационной структуры зачастую обусловлена неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами организации. При этом распоряжения и директивы руководящего органа организации могут не соответствовать ситуации, не пониматься подчиненными, дублироваться, последующее сообщение может противоречить ранее посланным. В случае неопределенности ситуации горизонтальные связи между отдельными подразделениями или сотрудниками организации становятся ненадежными, а информация к подразделениям поступает хаотично. Это вызывает информационный голод или, наоборот, переизбыток противоречивой информации. В условиях неопределенности также могут усиливаться следующие основные виды барьеров в коммуникационных процессах [4, с.46].

Эмпирическая часть.

С помощью метода анализа документов проанализируем внешние организационные коммуникации института на примере взаимодействия с работодателями. Основой для изучения является отчет о самообследовании Поволжского института управления имени П.А. Столыпина за 2013 год (по состоянию на 1 апреля 2014 года) [2, URL: http://piu.ranepa.ru/index.php/institut/informatsiya дата обращения: 8.02.2015].

За отчетный период увеличилось количество студентов и выпускников, задействованных в мероприятиях по трудоустройству до 37% (836 человек) от количества студентов очной формы обучения, изменения составляют 8% по сравнению с предыдущим годом. Увеличилось количество до 70 (в 2 раза по сравнению с предыдущим годом) и изменилось качество проведенных мероприятий со студентами и выпускниками по содействию их трудоустройства. За отчетный период институтом были получены благодарности от семи организаций: Торгово-промышленная палата Саратовской области, РЖД, ВГТРК «Саратов», Восточный экспресс банк, РА «Промо-сити», SGS Консалтинг групп, газета «Жизнь». Сертификаты за 1 и 3 места общеакадемического конкурса центров карьеры и взаимодействия с работодателями, организованного ИОРСИ Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

За отчетный период в ходе исследования было выявлено несколько приоритетных направлений взаимодействия института с работодателями:

• Организация временной занятости студентов (получено 194 заявок от организаций) и поиск мест для прохождения и стажировок/практик и заключение договоров о сотрудничестве, осуществляется подбор кандидатов на вакансии (было заключено 180 соглашений о сотрудничестве и выявлено более 20 активных партнеров института; увеличилось количество прошедших стажировок студентов на 60 человек; в 2 раза увеличилось принимающих на стажировку организаций; разработана книжка стажера и положение о стажировки).

• Привлечение работодателей к участию в учебном процессе и научно-исследовательской работе студентов и привлечение преподавателей-практиков для ведения занятий (участие руководителя кадровой

- 250 -

______________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

службы ОАО «Развитие активов» г. Москва в защите выпускных квалификационных работ для подбора кандидатов на вакансии).

• Предоставление информации о состоянии и тенденциях рынка труда, полученной от работодателей, студентам и выпускникам института (газеты «Работа сегодня» и журнал «Карьера», развешены 4 доски с вакансиями по факультетам).

• Формирование и ведение банка вакансий по заявкам работодателей (370 вакансий - 176 постоянной и 194 временной занятости), внедрена в работу новая форма регистрации соискателей web-резюме и предоставление вакансий с помощью электронной почты.

• Проведение карьерных мероприятий с работодателями: проведение мастер-классов с участием работодателей, презентаций на базе института (24 презентации), практических занятий на базе организаций, деловых игр с работодателями, внедрение Дня работодателя на факультете.

• Взаимодействие с выпускниками-работодателями: поддержка связи с выпускниками института, их привлечение в качестве работодателей для будущих выпускников (пресс-конференция с выпускниками «5 шагов к успеху», 11 мастер классов с руководителями-выпускниками, получено более 30 вакансий от бывших выпускников) и проведение традиционного опроса работодателей для выявления их ожиданий от сотрудничества с институтом и степени качество подготовки выпускников.

При анализе внешних организационных коммуникаций Поволжского института управления имени П.А. Столыпина были исследованы три приоритетных направления по взаимодействию с работодателями и сделаны следующие выводы:

• В деятельности института внешние организационные коммуникации играют важную роль. Институт активно сотрудничает с работодателями: организовывает временную и постоянную занятость студентов, заключает соглашения с работодателями, получает большое количество заявок от организаций, осуществляет подбор кандидатов на вакансии. Оба участника данного коммуникационного процесса являются активными и выполняют обе роли (отправитель - получатель), наличие обратной связи: организации-работодатели присылают заявки, а институт отправляет к ним кандидатуры.

• Особое внимание в институте уделяется непосредственным встречам студентов с работодателями, что увеличивает число трудоустроенных (эффект прямого контакта) и повышает заинтересованность работодателя, так как он сам может пообщаться с будущими кандидатами на вакансии и оценить их способности.

• Институт сохраняет и поддерживает тесную связь с выпускниками и активно привлекает их в качестве работодателей, что способствует установлению новых связей с другими организациями и увеличивает базу контактов института, устраивает для студентов личные встречи с выпускниками-работодателями, способствующие эффективному трудоустройству студентов. Для института очень важны мнения, оценки и ожидания работодателей, это означает, что институт в своей деятельности учитывает интересы другой стороны коммуникационного процесса.

Таким образом, рефлексия, проведенная нами, как исследователями, по отношению к современным коммуникациям позволила выделить структурные и функциональные компоненты коммуникаций. Нам удалось установить, что современные коммуникации имеют организационную природу, т.к. коммуникационные практики реализуются в организациях. Они интегрированы в структурные и функциональные составляющие организационной жизни, обеспечивают организационную целостность. Проведенное самостоятельное исследование проявляет важность для организаций процесса управления внутренними и внешними коммуникациями. Особенно внешние организационные коммуникации важны в процессе построения комплексных показателей эффективности деятельности.

Список использованной литературы:

1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2011.

2. Официальный сайт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина

http://piu.ranepa.ru/ [дата обращения: 8.02.2015]

3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Киев: Ваклер, 2012.

4. Федотова В.Л. Социология массовой коммуникации. М.: Прогресс-Традиция, 2009.

5. Фролов С.С. Социология организаций. М: Г ардарики, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 251 -

© А.О. Конушкина, А.В. Федорова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.