Научная статья на тему 'Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы'

Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1604
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПЕДАГОГИ / РАБОТНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / РАБОТНИКИ МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЫ / BURNOUT SYNDROME / SOCIAL SERVICE SPECIALISTS / TEACHING STAFF / EMPLOYEES OF PENAL AREA / EMPLOYEES OF MEDICAL AREA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проничева Мария Михайловна, Булыгина Вера Геннадьевна, Московская Мария Станиславовна

Статья посвящена обзору за последние 5 лет зарубежных и отечественных исследований синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов профессий социальной сферы. Представлены данные о распространенности СЭВ среди указанной категории специалистов, описаны его социально-значимые признаки, а также феноменологическая специфика эмоционального выгорания у работников медицинской, уголовно-исполнительной, образовательной сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Проничева Мария Михайловна, Булыгина Вера Геннадьевна, Московская Мария Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern researches of burn-out syndrome in social service specialists

The article is dedicated to the researches of burn-out syndrome (BOS) of specialists in social services over the last five years. The data about BOS incidence among these specialists is given, its socially relevant characteristics and burn-out phenomenological specifity of employees in medical, penal and educational areas are described.

Текст научной работы на тему «Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы»

УДК 159.944

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

М.М. Проничева, В.Г. Булыгина, М.С. Московская

ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России

Социальная сфера является совокупностью отраслей, предприятий, организаций, которые непосредственно связаны и определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. Выделяют следующие направления деятельности специалистов социальной сферы: культурно-просветительское, правовое, торгово-сервисное, воспитание и обучение; здравоохранение. Профессии социальной сферы связаны с постоянным контактом с людьми, что обусловливает ряд требований, предъявляемых специалисту.

Профессионально важные качества работников классифицируют следующим образом.

1. Коммуникативные - речевые умения, социально-психологические умения, умения использовать невербальные средства общения, умения взаимодействовать, наблюдательность, желание общаться.

2. Познавательные - гибкость и логичность мышления, креативность, умение сосредоточиться на одном объекте длительное время, хорошая память, аналитические способности.

3. Эмоционально-волевые - способность адекватно выражать, а при необходимости контролировать свои эмоции и поведение, эмпатия, умение преодолевать трудности, проявлять терпение.

4. Ценностно-ориентационные - система ценностей работника, основывающаяся на общечеловеческих ценностях: уважение личности другого, любовь, справедливость, свобода выбора, ответственность и т.д.

5. Организационно-методические - умение формулировать и понимать цель деятельности, понимание содержания своей деятельности, умение анализировать свою работу, умение оптимально использовать свое рабочее время, планировать и организовывать свою деятельность.

Усовершенствование технологий и внедрение новых средств работы требует от специалистов высокой компетентности и хорошего уровня адаптивности для эффективного выполнения трудовых функций. От психологического благополучия специалиста зависит и качество выполнения работы, и ее результативность.

Данные о распространенности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди специалистов профессий социальной сферы подчеркивают его медико-социальную значимость. Согласно международным статистическим данным от 30 до 90% работающих находятся в группе риска формирования СЭВ [58]. Отмечается, что наиболее часто подвержены риску выгорания специалисты медицинской сферы образования, уголовно-исполнительной системы (УИС) и сферы образования [7, 8, 11, 10, 17].

Так, у 17,7% врачей первичного звена наблюдает ненадлежащее отношение к пациентам и их проблемам, связанным с заболеванием [37]. Исследования распространенности СЭВ среди сотрудников уголовно-исполнительной системы показали, что выраженность симптомов СЭВ характерна для 85% сотрудников исправительных колоний. При этом в 81% случаев на первый план выходит установка «завуалированная жестокость в отношении к людям» [21]. Статистические данные ФСИН за 2016 год свидетельствуют о высоких показателях нарушений законности и служебной дисциплины [12].

У педагогов начальной и средней школы выявлено увеличение частоты использования пассивных, асоциальных и агрессивных моделей преодолевающего поведения по мере нарастания выраженности симптомов СЭВ [50, 57]. Исследования Л.С.Соколковой и Е.В.Волковой (2016) показали, что 40% школьников отмечают, что не чувствуют себя безопасно в школе. 30% детей сообщают, что страдают от насилия, в том числе, и со стороны педагогов. Согласно данным В.В.Диковой (2011) 63% педагогов проявляют вербальную агрессию, 34% - физическую, 15% - скрытую агрессию [33].

Большинство авторов, изучавших проблему стресс реагирования и эмоционального выгорания у специалистов социальной сферы, единодушны во мнении, что агрессия является профессионально обусловленной деформацией личности [2, 13, 16, 18].

Организационная специфика выполнения трудовых функций, высокие социальная значимость и резонанс результатов профессиональной деятель-

ности, амбивалентность отношения общества к указанным категориям специалистов определяют актуальность ревизии современных исследований профессионального стресса и формирования СЭВ. Среди представителей профессий социальной сферы работники медицинской, уголовно-исполнительной и образовательной сферы находятся в зоне высокого риска развития СЭВ.

Распространенность и проявления СЭВ у медицинских работников

Анализ литературных источников за последние 5 лет показал, что синдром эмоционального выгорания у медицинских работников изучается в рамках классической процессуальной модели синдрома [5, 49]. Как зарубежные, так и отечественные исследователи фокусировали свое внимание на феноменологическом аспекте [4, 7, 8, 23, 26-28, 31].

Целью отдельных исследований было изучение взаимосвязи между этапами формирования эмоционального выгорания, возрастом и профессиональным стажем [3, 26]. Результаты подтверждают ранее выявленные закономерности, в частности, снижение интенсивности переживаний психотравмирующих событий по мере увеличения профессионального стажа (свыше 20 лет) [26]. Однако данное предметное поле экстенсивно разрабатывалось в последние два десятилетия прошлого века.

В отечественных исследованиях относительно новой является тенденция изучения феномена эмоционального выгорания, как на уровне отдельных специалистов, так и на уровне организаций. Эмоциональное выгорание рассматривается как системный феномен, где особую роль занимает организационный фактор. Обращает на себя внимание, что проводимые исследования носят региональный характер [4, 27, 28, 31].

Так, на примере врачей общеклинической практики (Забайкальский край) было показано, что каждый второй специалист демонстрирует признаки эмоционального выгорания (у 61,6% сформирована одна из трех фаз, у 3,9% - две фазы, у 2,1% - три фазы синдрома). При этом фазы напряжения и резистенции наиболее выражены у врачей онкологов, а фаза истощения - у врачей скорой помощи [4]. Схожие закономерности были выявлены и в исследовании, проведенном в многопрофильном стационарном лечебно-практическом учреждении (Пермь). Было выявлено, что в 50% случаев у сотрудников наблюдаются различные признаки СЭВ, среди которых наиболее представлены неадекватное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей [26].

Отдельное внимание отечественными авторами уделяется особенностям формирования СЭВ у среднего и младшего медицинского персонала. Исследование медсестер различных профилей и специализации выявило, что у них доминируют такие

симптомы СЭВ, как «редукция профессиональных обязанностей», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «переживание психо-травмирующих обстоятельств», «эмоциональный дефицит», а также «ощущение загнанности в клетку »[26, 38].

Следует обратить внимание на то, что в современных отечественных исследованиях стали акцентировать внимание не психопатологическом регистре реагирования в рамках СЭВ [4, 8, 26. 45, 46]. У врачей многопрофильного стационара выявлены симптомы невротической депрессии в 37,8% случаев, тревожных расстройств в 24,5%, астенических - в 23,5%; вегетативных расстройств - в 22,7%, обсес-сивно-фобических - в 17,3% наблюдений [4].

Продолжаются исследования закономерностей формирования синдрома эмоционального выгорания с учетом гендерного фактора. Сравнительный анализ сформированности различных стадий СЭВ среди специалистов-женщин и специалистов-мужчин показал, что у женщин стадия резистенции более выражена, чем у мужчин [4].

Одним из направлений изучения СЭВ у работников медицинской сферы является определение внутренних (индивидуально-психологических и личностных характеристик) и внешних (условия работы, продолжительность стрессовой ситуации и ее хронический характер) факторов [23, 27, 31].

Лишь в некоторых исследованиях затрагивается проблема способов совладания с профессиональным стрессом. Выявлено, что 30% врачей принимают медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения [27], 11% обращались за психологической помощью, 19% - к врачу общей практики; 51% специалистов серьезно думали о выходе на пенсию, 11% - о самоубийстве [8, 46]. Единичны работы, в которых СЭВ рассматривается как фактор риска совершения «ятрогенных преступлений» медицинскими работниками [27].

Резюмируя, можно отметить, что основными направлениями исследований СЭВ среди работников медицинской сферы является изучение данного феномена на примере многопрофильных учреждений, его гендерной специфики, взаимосвязи стажа работы и выраженности симптомов. В основном работы носят эмпирический характер. Обращает на себя внимание крайне ограниченное количество работ, в которых были бы представлены практические рекомендации по профилактике СЭВ среди медицинских работников с учетом профиля деятельности и организационных факторов.

Особенности проявления СЭВ у сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС)

Результаты исследования развития синдрома эмоционального выгорания среди сотрудников исправительных колоний показали, что у 30% из них отмечаются признаки СЭВ [2, 11. 14].

Отечественные исследования в основном направлены на изучение распространенности синдрома, его симптоматики, взаимосвязи со сроком службы [11, 21, 24, 29]. Выявлено, что у большинства сотрудников исправительных колоний наиболее выражены такие симптомы эмоционального выгорания, как «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «расширение сферы экономии эмоций» [21]. Обнаружен высокий уровень выраженности симптомов«деперсонализации» [24, 29] и «эмоциональное истощение» [29]. Отмечено, что риск выгорания у сотрудников УИС возрастает с увеличением срока службы [29].Однако формирование негативизма и стремление ограничить продолжительность контакта с осужденными отмечаются у работников уголовно-исполнительной системы вне зависимости от стажа работы [24].

Отдельное внимание в отечественных работах уделяется организационным (опасные условия деятельности, ответственность за принимаемые решения, дефицит времени на выполнение своих профессиональных обязанностей, отсутствие возможности планировать личное время, нарушенные отношения с близкими людьми, сложность выполняемых функций, большие объемы информации) и личностным (тревожность, эмоциональная чувствительность) факторам развития СЭВ [24, 34, 42]. На примере сотрудников отдела охраны и режимной безопасности было выявлено влияние профиля работы на формирование оценки личности осужденного с учетом степени выраженности СЭВ.У специалистов, работающих в отделе охраны, уровень развития эмпатийных способностей значительно выше, чем у сотрудников режимной безопасности [24].

В ряде работ затрагиваются вопросы соматической патологии у сотрудников УИС. Разработана модель «содружественного медико-психологического взаимодействия» для профилактики, диагностики и лечения СЭВ у данной категории специалистов, включающая организационно-правовой, содержательно-психологический и процессуально-методический аспекты [9]. Предложены психотехнологии мониторинга профессионального выгорания сотрудников ФСИН России [39. 40].

Широкий пласт зарубежных исследований направлен на изучение синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции [52, 44, 53, 55, 56]. Изучение формирования и проявлений данного феномена среди работников уголовно-исполнительной системы представлено единичными работами [47, 48]. В них основное внимание уделяется факторам развития профессионального стресса (высокий уровень стресса, длительное напряжение, обусловленное спецификой профессиональной деятельности), а также проявлениям СЭВ (черствость и циничность в общении, взаимодействии, направленная на коллег; неудовлетворенность жизнью).

Очевидным достоинством зарубежных работ является их ориентированность на выявление протек-тивных факторов, или факторов сдерживающих развитие СЭВ. Среди последних обладают высокой прогнозной ценностью переменные субъективного плана: высокие значения оптимизма и восприятия социальной поддержки [47].

Подытоживая, следует отметить что, несмотря на большое количество работ, направленных на изучение профессиональных деформаций у сотрудников УИС, существует дефицит эмпирических исследований эффективности предлагаемых моделей и методов профилактики СЭВ. Методология исследований и используемый диагностический инструментарий не корреспондируют с мировой практикой, в то время как в начале 21 века отмечалось тесное научно-практическое сотрудничество с зарубежными коллегами.

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Ряд исследований традиционно посвящен распространенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов и степени его выраженности [1, 32, 33], в том числе, в зависимости от стажа работы. Вывялено, что у педагогов со стажем работы менее 20 лет синдром только начинает складываться, а у большинства (60%) учителей и преподавателей с большом профессиональным стажем синдром уже сформирован [1]. Среди «складывающихся» симптомов в 52,38% случаев преобладает «неудовлетворенность собой». Уже «сложившиеся» симптомы представлены «неадекватным избирательным эмоциональным реагированием» (55,56%) и «расширением сферы экономии эмоций» (58,73%), что характерно для стадии резистенции[32].

В отечественных исследованиях педагогов СЭВ рассматривается во взаимосвязи с профессиональным стрессом [17, 33]. У 71% обследованных педагогов отмечается хронификация стресса. При этом наиболее часто встречаются физиологические (34%) и эмоциональные (30%) симптомы стресса [32].

Традиционно целый пласт исследований посвящен рассмотрению индивидуально-психологических (высоконапряженная психологическая защита, пассивное копинг-поведение [19], высокий уровень сформированности чувства личной ответственности [22]) и внешних (повышенные требования к специалисту со стороны профессионального сообщества (профстандарты) [17], стаж и возраст педагога [6, 15, 41]) факторов формирования СЭВ.

Анализ последних исследований, позволяет говорить о том, что редукция личных достижений, деперсонализация [1], эмоциональное истощение, снижение уровня эмоционального интеллекта [43] относятся к социально значимым проявлениям СЭВ у педагогов. В более ранних исследованиях было выявлено, что в 72% случаев педагоги восприни-

мают ученика только как «носителя определенных оценок», а именно - «отметок за успеваемость» [35].

Работы, посвященные изучению социальной перцепции у педагогов, единичны [20, 30, 36]. Существует дефицит исследований, направленных на оценку нарушений механизмов социальной перцепции. Не были подвергнуты эмпирической проверке разработанные в период с 2000 по 2010 год программы первичной и вторичной профилактики СЭВ у педагогов.

Заключение

Несмотря на экстенсивность изучения проблемы СЭВ, исследования последних пяти лет носят в большей степени эмпирический характер и фокусируются на изучении симптоматики и проявлений СЭВ у работников медицинской, уголовно-исполнительной и образовательной сферы. Организационные факторы риска формирования СЭВ изучаются преимущественно в отношении работников уголовной системы исполнения наказаний.

В отечественных исследованиях относительно новой является тенденция изучения феномена эмоционального выгорания, как на уровне отдельных специалистов, так и на уровне организаций. Помимо этого, авторы стали выделять психопатологический регистр реагирования в рамках СЭВ.

В предметное поле современных отечественных работ не включены новые теоретические конструкты, такие как социальный интеллект, социальная перцепция и др. Единичны исследования, где изучаются переменные субъективного плана. Отсутствует интерес к протективным, или защитным факторам, которые снижают риск развития СЭВ.

Наметился парадигмальный, экспериментальный и инструментальный разрыв с методологией и технологией зарубежных исследований. Отсутствуют междисциплинарные работы и комплексные исследования, анализирующие индивидуально-типологические, индивидуально-психологические и высшие регуляторные психологические конструкты.

Единичны работы, ориентированные на оценку эффективности, создание профилированных и персонифицированных методов первичной и вторичной профилактики СЭВ среди специалистов медицинской, уголовно-исполнительной и образовательной сфер. Недооценивается значимость экзистенциальных основ в профилактике данных проблем. Хотя в рамках логотерапии и экзистенциального анализа разработаны валидные модели и психотехнологии. К примеру, в объяснительной модели А.Лэнгле (1988) эмоциональное выгорание объясняется недостатком экзистенциального смысла, сопряженного с переживанием чувства экзистенциальной испол-ненности. Эмоциональное выгорание появляется в связи с формальной, а не содержательной мотивацией деятельности, когда содержание деятельности является только средством для удовлетворения, как правило, неосознаваемых эгоцентрических потребностей (мотивов) человека.

Представляется важным переориентация исследований с изучения факторов риска формирования СЭВ, на выявление протективных факторов и разработку персонифицированных моделей профилактической работы, нацеленных на формирование системы личностно-значимых, ценностно-смысловых ориентиров, повышающих жизнестойкость человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыкина О.С., Ерохина Н. М., Петухова Л. П. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности у представителей сферы образования // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. 2013. № 11. С. 17-23.

2. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №3. С. 167-171.

3. Бердяева И. А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Дальневосточный медицинский журнал. 2012. № 2. С. 117-120.

4. Бодагова Е.А., Говорин Н.В. Психическое здоровье врачей разного профиля // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. Т. 23. № 1. С. 21-26.

5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996. 472 с.

6. Брынских К.Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. 2015. № 08. URL: http://e-koncept.ru/2015/75134.htm.

7. Булыгина В.Г. Психологическая концепция профилактики общественно опасных действий лиц с тяжелыми психическими расстройствами: Дисс. ... докт. психол. наук. Санкт-Петербург,

2016. 393 с.

8. Булыгина В.Г., Петелина А.С. Эмоциональное выгорание у специалистов общей и судебно-психиатрической практики (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. 2013. № 6. С. 24-30.

9. Бухтояров О.В., Пономарев С.Б., Бурт А.А. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник Уральской медицинской академической науки.

2017. 14. С. 294-300.

10. Василевская Е.А. Психологическая поддержка педагогов в состоянии эмоционального выгорания: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Самара, 2015. 23 с.

11. Васильева С. А. Синдром профессионального выгорания у сотрудников женской исправительной колонии. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. № 4. С. 23-35.

12. Власов И.А. Профилактика профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы. ВКР. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2016. 83 с.

13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 560 с.

14. Гумерова Л.Р. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 3896-3900.

15. Дудченко З.Ф. Синдром профессионального выгорания и формы его проявления у преподавателей // Ученые записки СПб ГИПСР. 2015. № 2. С. 25-29.

16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

17. Капитанец Е.Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. 2015. № 02 URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm.

18. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: Дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 208 с.

19. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной

педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. № 5 С. 175-181.

20. Краева М.Ю. Роль социальной перцепции в формировании авторитета современного учителя // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 2715-2720.

21. Красненкова С.А., Клепач Ю.В. Социально-психологические аспекты профессиональных деформаций сотрудников образовательных и пенитенциарных учреждений, выпускников Вузов // Вестник ВГУ. 2017. № 4. С. 75-78.

22. Кудинов С.И., Седова И.В. Исследование эмоционального выгорания у педагогов с разными уровнями ответственности // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. 2014. № 4. С. 34-39.

23. Ласовская Т.Ю., Алмадакова О. А., Зеленская В.В. Роль уровня личностной тревожности в формировании симптомов эмоционального выгорания у врачей интернов // Сибирский научный медицинский журнал. 2014. № 3. С. 13-18.

24. Лукшина О.Ю. Профессиональная роль и ее значение в развитии симптомов «психического выгорания» пенитенциарных служащих // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 59-65.

25. Медведская Е.И., Шерягина Е.В. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. № 2. С. 59-74.

26. Миков Д.Р., Кулеш А.М., Муравьев С.В., Черкасова В.Г., Чайников П.Н., Соломатина Н.В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 1. С. 88-97.

27. Огнерубов Н. А. Синдром эмоционального выгорания как детерминанта преступности в сфере медицинской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 1. С. 245-247.

28. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015. № 2. С. 307-318.

29. Поздняков В.М., Черкасова М.А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 22-31.

30. Полунин В.Ю., Марков О.В., Лукичев И.Г. Развитие социально-перцептивной компетентности специалиста // Инициативы XXI века. 2015. № 1. С. 79-81.

31. Пронин С.В., Чухрова М.Г., Заварзина Л.Ф. Анализ факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания у среднего медперсонала крупной городской больницы // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3. С. 395-399.

32. Проничева М.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы методологии социально-гуманитарных наук: современный контекст: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2018 г.: в 2-х ч. / Под ред. Е.П.Ткачевой. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. Часть II. С. 137-139.

33. Проничева М.М. Проявления профессионального стресса у педагогов // Вестник научных конференций. 2018. № 1, Том 4. С. 124-126.

34. Редя Г.П., Безверхова Е.А. Влияние профессионального выгорания на профессиональную культуру сотрудников уголовно-исполнительной системы // Профессиональная культура российской интеллигенции / Под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: РГГУ, 2017. 444 с.

35. Фомиченко А.С. Восприятие и понимание учителями агрессивного поведения учащихся: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2012. 28 с.

36. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета 2017. № 2. С. 17-20.

37. Хохлов Р.А., Минаков Э.В., Фурменко Г.И., Ахмеджанов Н.М. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2009. № 1. С. 12-22.

38. Частоедова И.А., Мухачева Е.А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер различной специализации // Вятский медицинский вестник. 2017. № 2. С. 80-84.

39. Черкасова М.А. Психологический мониторинг професионального выгорания сотрудников ФСИН России // Журнал «Вестник института: преступление, наказание, исправление». 2013. С. 52-56.

40. Черкасова М.А. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России: Дисс. ... канд. психол. наук. Рязань, 2014. 187 с.

41. Шерьязданова Х.Т., Марданова Ш.С. Диагностическое исследование эмоционального выгорания преподавателей колледжа // Ученые записки СПбГИПСР. 2017. № 1. С. 128-134.

42. Штефан Е.Ф. Особенности эмоционального выгорания у сотрудников исправительных учреждений, включенных в служебное общение с осужденными // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1. С. 73-76.

43. Caroli M.E., Sagone E. Professional Self representation and risk of burnout in school teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. N 46. P. 5509-5515.

44. de la Fuente E., Lozano L.M. et al. Development and validation of the Granada burnout questionnaire in Spanish police // In. J. Clin. Health Psychol. 2013. Vol. 13. P. 216-225.

45. de Oliveira G.S.Jr., Chang R., Fitzgerald P.C., Almeida M.D., Castro-Alves L.S., Ahmad S. et al. The prevalence of burnout and depression and their association with adherence to safety and practice standards: a survey of United States anesthesiology trainees // Anesthesia &Analgesia. 2013. Vol. 117. P. 182-193.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Glenn R. Prevention of burnout // Adv. Psychiatr. Treat. 1997. Vol. 3. P. 282-289.

47. Klinoff V.A., Van Hasselt V.B., Black R.A., Masias E.V., Couwels J. The Assessment of Resilience and Burnout in Correctional Officers // Crim. Justice Behav. 2018. Vol. 8. P. 1213-1233.

48. Lambert E.G., Barton-Bellessa S.M., Hogan N.L. The Consequences of Emotional Burnout Among Correctional Staff // SAGE Open. 2015. № 5 (2). P. 1-15.

49. Perlman В., Hartman E. Burnout: summary and future research // Human Relations. 1982. Vol. 35. P. 283-305.

50. Sadeghia K., Khezrloub S. Burnout among English Language Teachers in Iran: Do Sociodemographic Characteristics Matter? // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2014. N 98. P. 1590-1598.

51. Saiiari A., Moslehi M., Rohollah V. Relationship between emotional intelligence and burnout syndrome in sport teachers of secondary schools // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011. N 15. P. 1786-1791.

52. Soldevilla-Alberti J.M., Ninerola J., Figueras A. et al. Burnout symptoms can be predicted by personality traits and psychopathology in a sample of Catalan police officers // Personal. Individ. Differen. 2016. Vol. 101. P. 516.

53. Talavera-Velasco B., Luceno-Moreno L., Martin-Garcia J., Garcia-Albuerne Y. Psychosocial Risk Factors, Burnout and Hardy Personality as Variables Associated With Mental Health in Police Officers // Frontiers Psychology. 2018. Vol. 9. P. 1478.

54. Vickovic S.G. Correctional Officer Job Stress The Influence of Perceived Occupational Prestige. Dissertation for the Degree Doctor of Philosophy. Arizona State University, 2015. 158 p.

55. Wang Y., Zheng L., Hu T., Zheng Q. Stress, Burnout, and Job Satisfaction: Case of Police Force in China // Public Person. Manag. 2014. Vol. 43. P. 325-339.

56. Wickramasinghe N.D., Wijesinghe P.R. Burnout subtypes and associated factors among police officers in Sri Lanka: A cross-sectional study // J. Forensic Legal Med. 2018. Vol. 58. P. 192-198.

57. Yusofa R., Ishaka N.M. et al. Identifying Emotional Intelligence Competencies among Malaysian Teacher Educators // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. N 159. P. 485-491.

58. https://www.statista.com/ [Электронный ресурс]. - 02.07.2018. [Статистическая информация].

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

М.М. Проничева, В.Г. Булыгина, М.С. Московская

Статья посвящена обзору за последние 5 лет зарубежных и отечественных исследований синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов профессий социальной сферы. Представлены данные о распространенности СЭВ среди указанной категории специалистов, описаны его социально-значимые признаки, а также феноменологиче-

ская специфика эмоционального выгорания у работников медицинской, уголовно-исполнительной, образовательной сфер.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, специалисты социальной сферы, педагоги, работники уголовно-исполнительной системы, работники медицинской сферы.

MODERN RESEARCHES OF BURN-OUT SYNDROME IN SOCIAL SERVICE SPECIALISTS M.M. Pronicheva, V.G. Bulygina, M.S. Moskovskaya

The article is dedicated to the researches of burn-out syndrome (BOS) of specialists in social services over the last five years. The data about BOS incidence among these specialists is given, its socially relevant characteristics and burn-out phenomenological specifity of employees in

medical, penal and educational areas are described.

Key words: burn-out syndrome, social service specialists, teaching staff, employees of penal area, employees of medical area

Проничева Мария Михайловна - младший научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства Здравоохранения Российской Федерации; e-mail: mariya_pronichev@mail.ru

Булыгина Вера Геннадьевна - доктор психологических наук, руководитель Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства Здравоохранения Российской Федерации, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ; e-mail: ver210@yandex.ru

Московская Мария Станиславовна - аспирант, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; e-mail: mariya_moskovskaya@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.