ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 2
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
И.И. Рогозарь-Колпакова, аспирантка кафедры социологии
и психологии политики факультета политологии МГУ
имени М.В. Ломоносова
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ЛИДЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Данная публикация представляет собой краткий отчет о работе 31-й конференции Международного общества политических психологов (ISPP) под углом зрения проблематики политического лидерства, которая всегда находится в центре внимания данного вида политологических исследований.
Ключевые слова, политическая психология, политическое лидерство, научное исследование.
This paper reviews a short report on 31st annual scientific meeting of international society of political psychology (ISPP) with the focus on political leadership, which is always in the center of political psychologist's interests.
Key words: political psychology, political leadership, scientific research.
Проблематика политического лидерства занимает особое место в политической психологии. Без нее невозможно себе представить и политическую науку в целом. В современной политической психологии она изучается и с помощью новыгх методов, и в контексте быстроразвивающихся новыгх теоретических подходов. Это еще раз продемонстрировало прошедшее летом 2008 г. 31-е годичное собрание Международного общества политических психологов (ISPP).
В январе 1978 г. Джин Н. Кнутсон, профессор факультета психиатрии Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), стала инициатором создания ISPP. С тех пор общество выросло до 900 представителей различных дисциплин, занимающихся изучением взаимодействия психологических и политических процессов. ISPP — междисциплинарная организация, одной из главных задач которой является привлечение более пристального внимания к теоретической и практической деятельности политической психологии как внутри академии, так и за ее пределами. Это возможно благодаря проведению конференций, семинаров, круглых столов, созданию центров для начинающих ученыгх, а также выщелению грантов, стипендий и наград.
Рогозарь-Колпакова Ирина Ивановна, тел.: 364-00-11, e-mail: [email protected]
Конференция 2008 г. является лучшим подтверждением успешной деятельности 18РР, так как она стала одной из самых крупных в истории этой научной организации: на ней присутствовали более 600 участников из разных стран, были представлены 500 докладов и выступлений, проведены встречи молодых политических психологов, семинары, круглые столы.
В конференции приняли участие многие выдающиеся ученые, которые внесли большой вклад в современную политическую психологию, среди них: Дэвид Уинтер и Джим Сиданиус — лауреаты премии Г. Лассуэлла, Дорис Грабер — лауреат премии Сэнфорда, Джерри Пост, Джо Монтвиль, а также нынешний и будущий президенты 18РР — Крис Монро и Шерил Купмен.
Автору довелось принять участие в конференции, посетить многие секции и панели, взять интервью у известных ученых. Данная публикация представляет собой краткий отчет о работе конференции прежде всего в контексте проблематики политического лидерства, которая всегда стоит в центре интереса политических психологов.
Наряду с указанной тематикой на парижской встрече обсуждались также достижения в девяти других ведущих областях дисциплины. Остановимся кратко на этих темах.
В секции "Политический конфликт, насилие и кризис" поднимались животрепещущие вопросы, главный из которых — терроризм, в том числе психология терроризма и новые подходы к его изучению; психологический подход к разрешению конфликтов и искоренение их последствий, таких, как психологические травмы, страхи, всевозможные послевоенные синдромы; разрешение исторически сложившихся конфликтов, таких, как палестино-израильский; геноцид и его последствия, а также построение мира и трансформация конфликтов.
В секции "Внутригрупповые отношения" был затронут достаточно широкий спектр тем, а именно: авторитаризм и новые разработки в его исследовании от концептуальных и методологических вопросов до когнитивных и аффективных процессов, а также проблемы меньшинств, иммиграции, патриотизма, национализма, религиозности, превосходства, дискриминации и др.
В секции "Электоральное участие и общественное мнение" психологии участия и ее влиянию на избирательный процесс было посвящено несколько панелей. Темы участия в выборах, голосования, общественного мнения, демократических ценностей и политической социализации были ключевыми.
В секции "Политическая коммуникация" были представлены исследования всевозможных ее видов, в том числе Интернета и рекламы. Обсуждались вопросы влияния кросскультурной и негативной коммуникации, а также роль юмора, языка, пола и власти в анализируемом процессе. На панели "Коммуникация лидерства" были представлены следующие доклады: "Роль убеждения в президентском лидерстве", "Политическая риторика президента Клинтона", "Непонятое президентство Дж. Буша — стилистический анализ" и др.
Секция "Политическая культура, идентичность и языж" была посвящена анализу формирования идентичности человека в процессе политической социализации, на которую в большей мере влияет политическая культура общества. На конференции были представлены исследования всевозможных факторов, влияющих на формирование идентичности, таких, как социальные и политические изменения, личность и поведение, коллективная память, групповая и национальная идентичность, национализм, патриотизм, радикализм и др.
Секция "Принятие политических решений" показала сложность этого процесса, на который влияет неограниченное количество непредвиденных факторов. В первую очередь это сам человек — личность, а также политические знания, идеология, информация, система ценностей и убеждений, морально-нравственный фундамент, мотивация, эмоции, пол, возраст и т. д. Политические психологи каждый раз пытаются взглянуть на эти факторы с новой точки зрения и использовать новые подходы исследования, что и было продемонстрировано на конференции 2008 г.
Секция "Демократия и развитие гражданского общества" была разделена на 11 панелей, каждая из которых включала доклады на соответствующие темы: влияние социополитических сил, политическая мобилизация, идеологии ценностей, политическая социализация, гражданское участие в становлении демократии, политическое участие молодежи, в том числе из разных этнических групп Европы.
В секции "Международные отношения, глобализация, макрополитические вопросы" были выделены, можно сказать, стратегические проблемы нового столетия: разрешение международных конфликтов и кризисов, глобализация и сопротивление, роль дипломатии, международные переговоры, международно-общественное мнение о таких злободневных вопросах, как защита окружающей среды, торговля людьми, современное рабство и другие общечеловеческие проблемы, а также вклад транснациональных неправительственных организаций в исследование лидерства и личности лидера.
Секция "Новые теоретические и методологические разработки" своим названием подтвердила, что дальнейшее развитие политической психологии невозможно без использования новых методик и инструментов, поэтому эта тема была особо выделена в рамках конференции, а названия большинства панелей начинались со слова "новый", например: "Новые разработки в психоанализе и психодинамических подходах к политической психологии"; "Новые перспективы в изучении посредничества и культуры в политической психологии"; "Новый взгляд на социальный символизм и оценку ценностей" и др. Тема панели "Новые направления в политической психологии и их связь с другими областями" была ключевой на конференции 2008 г.
Секция "Лидерство и личность лидера" стала одной из самых посещаемых. Особое внимание было уделено личности лидера, и
7 ВМУ, политические науки, № 2
97
большинство докладов посвящены соответствующим темам: политические лидеры и система ценностей; особенности лидера и результаты его правления; уроки, полученные в процессе скандалов, коррупции и политических поражений; а также вопрос пола и возраста в лидерстве. Отдельная панель была посвящена успешным политикам от теорий Платона, Макиавелли и Вебера до современных эмпирических работ.
Феномен лидерства — один из самых изучаемых и в то же время неизученных. Со времен Платона и Аристотеля он не дает покоя ученым различных областей знания. Существует много теорий лидерства, но тема по-прежнему остается актуальной и востребованной, так как на данный феномен влияет много других факторов: от характеристик самого лидера до целей и ожиданий его последователей.
Международные отношения, макрополитические вопросы, принятие решений, политическая коммуникация, внутригрупповые отношения, терроризм — все эти вопросы напрямую связаны с феноменом "лидера и лидерства" и рассматриваются либо во взаимодействии друг с другом, либо как составляющие контекста лидерства. Так, например, перед учеными, изучающими терроризм в последние годы, четко стоит вопрос: каким образом один человек-лидер может мобилизовать совершенно нормальных с точки зрения психологии людей для участия в жестоких насильственных акциях против мирных жителей? Как искоренить негативные установки, основанные на религиозных предпосылках? Как сказал в интервью автору Джерри Пост, политическим психологам предстоит поиск новых путей в понимании установок, убеждений и настроений как лидера, так и граждан.
Принятие решений, в том числе стратегических, — одна из главных обязанностей лидера. Новые разработки в нейробиологии позволяют сегодня изучать мозг на более глубинном уровне и определять факторы, влияющие на принятие решений. До недавних пор из-за сложности изучения эмоций приоритет был отдан когнитивным методам, что в конечном итоге не давало полной картины этого процесса. Более того, эмоции и принятие решений были двумя отдельными областями изучения. Недавние исследования показали, что избиратели в последнее время в своем выборе кандидата руководствуются больше эмоциями, чем логикой. Одним из таких примеров является победа Джорджа Буша-мл. над Альбертом Гором, который, несмотря на свою образованность и интеллигентность, проиграл. Это говорит о том, что изучению эмоций нужно уделить особое внимание.
Стремительные изменения современного мира диктуют стиль, образ жизни и способ коммуникаций. Интернет стал неотъемлемой частью этого процесса, и с каждым днем все большее количество людей использует его в своей ежедневной жизни. Политики — не исключение. На эту тему был проведен анализ очень необычного
стиля лидерства в работе Йона Йохансона "Лидерство по электронной почте: обсессивно-компульсивный стиль лидерства доктора Дона Браша".
Дон Браш — лидер оппозиционной Национальной партии в Новой Зеландии. В течение 3 лет работы в качестве средства коммуникации он использовал в основном электронную почту. В целом работа шла успешно до того, как была опубликована книга Ники Хагерс "Пустой человек: изучение политики обмана" — книга об откровенных и недостойных стратегиях, обсуждаемых, можно сказать, в прямом эфире. Это исследование показало сильную взаимосвязь обсессивно-компульсивных тенденций доктора Браша и его лидерского стиля. Несмотря на то что его советники предупреждали о возможных последствиях, он был неспособен отказаться от привычного ему стиля общения.
Этот опыт является своего рода предупреждением, до какого предела лидер может использовать достижения научно-технического прогресса, а также напоминанием, что такие составляющие харизмы, как вдохновение, энтузиазм, азарт, эмоциональная поддержка, дружественный настрой и др., можно передать в большей мере через личностный контакт.
Методы изучения феномена лидера и лидерства меняются в зависимости от времени и контекста. В исследованиях последних лет под сомнение были поставлены несколько устоявшихся положений теории лидерства. Это нашло отражение в докладе Джорджа Эдвардса "Перемена взглядов? Роль убеждения в лидерстве президентов". Исследуя влияние на последователей личностей Т. Рузвельта, Л. Джонсона, Р. Рейгана и др., Дж. Эдвардс показал, что политические психологи, как и политики, более 50 лет считали важнейшим личностным фактором взгляды и убеждения лидеров. Но, как выяснилось, в последнее время не было ни одного систематического исследования, которое продемонстрировало бы это на эмпирическом материале. Таким образом, ученые усомнились в приведенных ранее аргументах, провели новые более глубинные исследования и предоставили совершенно противоположные версии.
Так, успех президентов как лидеров зависит или базируется на их умении предвидеть возможные изменения в окружающей политической среде и использовать их в благоприятных обстоятельствах. Предвидя определенный политический контекст, они как бы подстраивают свою позицию под адекватную времени и запросу последователей.
Еще один интересный доклад, подтверждающий возможность изменения привычного отношения к пониманию лидерства, был представлен Джонатаном Реншоном из Гарварда: "Стабильность и изменения в системе ценностей: операциональный код Джорджа Буша, с губернаторства до второго срока президентства".
Когнитивная система и система ценностей являются теми первичными линзами, через которые лидеры воспринимают мир. В ука-
занном докладе вопрос состоял в том, возможны ли значительные изменения этих базовых ценностей, и если да, то что может привести к этому. Использовались эмпирические данные для изучения стратегических убеждений Дж. Буша как средство исследования теоретической базы хода и причин произошедших изменений. Проводился анализ 4 фаз его политической карьеры: предпрезидентской, девяти месяцев работы в офисе до 11 сентября 2001 г., шести месяцев сразу после террористической атаки, последнего года второго срока президентства.
Эти фазы естественного эксперимента позволили выявить различные изменения, которые повлияли на операциональный код Дж. Буша. Как показало исследование, моменты кризиса оказывают существенное влияние на личность и способны пошатнуть ценности и убеждения даже сформировавшегося и состоявшегося как личность человека, т. е. операциональный код может меняться и меняется в зависимости от происходящих событий.
В этой связи напрашивается вопрос: может ли политическая психология заявлять об адекватности и надежности своих исследований, особенно когда их приходится проводить на дистанции, используя лишь стандартные методы исследования? Видимо, наступил момент, когда пора выйти за рамки, ограничивающие политическую психологию, и совместно с представителями других дисциплин проводить более глубинные и точные исследования.
Прежний анализ политического лидерства затронул большое количество важных вопросов: от изучения лидерства на разных уровнях (местных, областных, национальных и международных) в разных ситуациях (варьирующихся от обычных до кризисных) до всевозможных изменяющихся влияний на лидеров (от структурно-ситуативных характеристик до индивидуальных качеств и стилей лидерства). Однако, несмотря на широкий спектр исследований, только в некоторых единичных случаях конкретная деятельность избранных политических акторов изучалась на микроуровне.
Именно такую задачу ставили перед собой исследователи факультета психологии Университета Лунда (Швеция) М. Ларссон, Р. Хольмберг и М.Р. Сундстром в докладе "Политическое лидерство на практике: пилотажное исследование".
Эмпирические материалы доклада базируются на пятидневном наблюдении за членом администрации Швеции — главой Комитета по культуре. Объект наблюдения — взаимоотношения между поддержкой и лидером в их практическом исполнении с акцентом на то, что взаимодействие с социумом зависит от доминирующих личных качеств и черт лидера, главная из которых — способность организовывать. Наблюдение производилось на разных площадках во взаимодействии с разными политиками, где политический актор должен использовать богатый арсенал тактик, способностей и компетенций.
Изучая конкретные действия в пределах политической и административной систем, ученые пытались понять, как организационные структуры, общественные связи, имеющиеся ресурсы и т. д. (другими словами — "практическая реальность") влияют на возможности реализации идей демократии и использования роли политического лидерства на практике.
В процессе работы встал вопрос, каким образом понимание, полученное при наблюдении политика одной партии на региональном уровне, можно применять для анализа политических действий в целом, на другом (системном) уровне. Этот вопрос касается всех этнографически ориентированных исследований, поэтому необходимо внимательно подбирать кейсы для такого типа работ с целью оптимизации их потенциала, а не наоборот.
Были выделены три области, в которые практическое наблюдение может внести свой вклад, а именно: 1) детерминанты, процессы и последствия внутриполитической деятельности; 2) стили лидеров и их действия; 3) взаимоотношения и взаимодействия между контекстом и задачей.
Практические действия несут в себе потенциал для новых открытий и радикально новых концептуализаций политико-административных действий и лидерства в целом. Однако, как показывают исследователи, нужно быть очень осторожным, используя эмпирический материал для создания теоретических концепций.
Качественные методы исследований использовались и ранее, но предпочтение отдавалось количественным. В последнее время ситуация меняется на противоположную, и задача ученых — найти баланс между использованием тех и других.
Перспективы эмпирических методов исследования претендуют на продвижение политической психологии по пути совершенствования и эволюции как академической дисциплины, так и дисциплины, играющей роль в "реальном мире".
Особый интерес аудитории вызвали доклады по гендерным аспектам лидерства. В последние годы появляется все больше литературы на эту тему. На конференции 2008 г. были представлены несколько докладов и отдельная панель — "Женщина и политика".
Проблема участия женщины в политике в роли лидера была сформулирована четко и конкретно в соответствующих докладах: "Женщина и избирательная кампания", "Женские движения", "Кто в большей мере голосует за женщин", "Пол и война", "Какие преграды мешают женщинам занимать высокие политические должности".
Донателла Кампус из Болонского университета провела исследование специфики избирательных кампаний женщин — кандидатов в президенты. В этой работе она показала, что президентские кампании С. Руаяль и Х. Клинтон вызвали много вопросов, а именно: обладают ли женщины-кандидаты определенными навыками электоральной коммуникации, подтверждают ли существенное половое раз-
личие лидерских стилей и какова реакция избирателей по отношению к женщине как к политическому лидеру?
В последнее время было сформулировано несколько теорий в различных научных областях с целью объяснить причины недостаточного числа женщин в политических институтах большинства стран. Оказывается, женщинам не столько сложно играть лидирующую роль, сколько сложно прорваться сквозь предвзятое отношение, стереотипное мышление и страх изменений. Но несмотря на это события последних лет подтверждают неизбежность присутствия женщин на политическом олимпе.
Как показывает проведенный анализ, исследование различных аспектов политического лидерства по-прежнему находится в центре внимания современной политической психологии. При этом несмотря на традиционность самой проблематики в исследованиях намечаются как новые теоретические акценты, так и новые методологические подходы.