Ирина Бабич,
доктор исторических наук,
руководитель проекта "Ислам в Кабардино-
Балкарии"
СОВРЕМЕННЫЕ ИСЛАМСКИЕ ОБЩИНЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ
Согласно данным официальных органов, контролирующих деятельность исламских общин в Кабардино-Балкарии, в конце 2002 г. в республике было 132 мусульманские общины. Наряду с мусульманами в КБР есть христианские и иудейские общины. По всей России в 90-е годы стали появляться различные религиозные общины, главным образом христианские. Есть они и в Кабардино-Балкарии: это "Свидетели Иеговы", баптисты, миссионерская церковь "Благодать" и др. По данным тех же официальных органов, в столице КБР Нальчике находится 21 зарегистрированная религиозная община, из них: 12 мусульманских, восемь христианских и одна иудейская.
В 90-е годы в каждом населенном пункте Кабардино-Балкарии возникло по две-три исламские общины, которые, как правило, объединяют верующих, проживающих в одном квартале (джамаате) и посещающих одну мечеть или молельный дом. Это объясняет, почему современные исламские общины в КБР также называются джамаата-ми, а не принятым в исламском обществе термином махалля. Число джамаатов в населенном пункте зависит от нескольких причин: во-первых, от общей численности его жителей, во-вторых, от степени распространения современного ислама среди молодого поколения кабардинцев и балкарцев, которые составляют основную долю прихожан, в-третьих, от особенностей исторического развития ислама в районах Кабардино-Балкарии и от сложившихся в советские годы исламских традиций.
По степени распространения современного исламского движения среди молодого поколения кабардинцев и балкарцев республику можно разделить на три региона: Большая Кабарда, Малая Кабарда, Балкария. В большей степени оно представлено в Балкарии и Большой Кабарде, в меньшей — в Малой Кабарде. Следует иметь в виду и особенности исторического развития кабардинцев и балкарцев. На развитие ислама в современных балкарских селениях повлияло про-
живание балкарцев в период их депортации с 1944 по 1957—1959 гг. в Средней Азии и Казахстане. В этом регионе исламская жизнь была более свободной и насыщенной, чем на Северо-Западном Кавказе. Многие балкарцы смогли получить там начальное религиозное образование, собрать библиотеки исламских книг. Вернувшись в Балка-рию, они сохранили связи с мусульманами Средней Азии и Казахстана, некоторые из них в 90-х годах стали работать в примечетских школах Балкарии. Среднеазиатский стиль превалирует в архитектурном облике новых балкарских мечетей (сел.Былым). Количество членов в джамаатах Кабардино-Балкарии определить трудно: во-первых, не существует четких критериев, кто может считаться его членом, а кто нет. Джамааты могут формироваться на основе четырех категорий мусульман: 1) мусульмане, которые не посещают мечетей, но периодически дома совершают намаз и соблюдают пост (среди мусульман этой категории много женщин), 2) мусульмане, которые посещают мечети только по основным исламским праздникам, не совершая дома намаза и не соблюдая поста, 3) мусульмане, которые по пятницам совершают намаз в мечети, а в другие дни могут совершать его дома, а могут и вовсе не совершать, 4) мусульмане, которые посещают мечеть для совершения намаза часто, по возможности каждый день (среди мусульман этой категории много молодежи).
Большинство исламских общин КБР зарегистрированы Министерством юстиции КБР, для чего требуется список из 50 членов джа-маата, выступающие в качестве учредителей. Многие общины так и поступают: для прохождения регистрации в Министерстве юстиции КБР составляют список на 50 человек, и в дальнейшем не ведут учета своих членов. У каждой мусульманской общины есть либо мечеть, либо кладбищенский молельный дом (каб., кхъэ унэ). В настоящее время молодые имамы пытаются объяснить муллам, которые проводят пятничные намазы в молельных домах при кладбищах, что там, согласно исламским правилам, нельзя совершать намаз. Очевидно, что эта традиция в значительной степени утвердилась в советские годы, когда большинство мечетей в КБР было закрыто. Советская власть разрешала мусульманам КБР иметь лишь домики при кладбищах для похоронного инвентаря, которые и были приспособлены для отправления религиозного культа в качестве молельных домов. Муллы и эфенди старшего поколения, служащие в этих молельных домах, говорят в ответ так: намаз можно совершать лишь в тех молельных домах, которые располагаются либо вне ограды кладбища (что легко
сделать, просто перенеся ограду или вовсе ее убрав), либо на значительном расстоянии от могил. По данным официальных республиканских органов, в КБР функционирует 102 мечети и 30 молельных домов, большинство из которых располагаются в Малой Кабарде. Чаще всего функции руководителя общины и мечети выполняет один человек, но бывают и случаи разделения функций, например, руководитель общины занимается хозяйственными и строительными вопросами, а имам берет на себя руководство джамаатом и исполнение религиозных обрядов.
Большинство мусульманских общин КБР сформировалось во второй половине 90-х годов. Решения об их создании, уставе и руководителях общины принимаются либо на сельском сходе всеми совершеннолетними сельчанами, либо на собрании верующими сельчанами. Практически все сельские и городские мусульманские общины зарегистрированы в Министерстве юстиции КБР. Каждый год общины обязаны предоставлять туда и в Духовное управление мусульман КБР отчеты о своей деятельности. Все имущество общины принадлежит мечети. Земельной собственности у мечетей и религиозных общин в КБР нет. При некоторых мусульманских общинах работают советы общины, состоящие из 5—10 человек, председателями которых обычно бывают имамы. Раз в неделю члены совета собираются на меджлис (собрание). В некоторых общинах проводятся собрания всех членов для обсуждения и решения различных хозяйственных и нравственных вопросов. Во второй половине 90-х годов можно наблюдать процесс деления крупных общин на более мелкие, что связано как с увеличением числа молодых исламских лидеров и усилением борьбы между ними за лидерство в исламском обществе, так и с необходимостью строительства новых мечетей, решение о которых обычно принимает новый джамаат, не имеющий своей мечети. В столице КБР, Нальчике, функционирует восемь мечетей: "Советская" (на ул.Советская), "Нур" (на ул.Крылова), "Тоба" (район Искож), "Мансур" (район Александровка), "Аль-къади" (район республиканского телецентра), мечети на ул. Северная, на ул.Кирова и в Вольном ауле. Не все из перечисленных мечетей имеют специально построенные здания, некоторые из них находятся на первых этажах обычных жилых домов. Большинство нальчикских мечетей — пятничные, т.е. в них проводятся пятничные проповеди для прихожан определенного района города. Соборной мечети, в которой проводилась бы общая для всех мусульман Нальчика пятничная проповедь и праздничная
служба, в городе пока нет, но ее строительство ведется. Главной мечетью считается мечеть на ул.Советская, поскольку она располагается в одном здании с руководством Духовного управления мусульман КБР. Есть мечети и в других городах КБР: Тереке, Чегеме, Тырныаузе. Так, в Тырныаузе с 1993 г. функционирует мечеть, которую считают главной, и два молельных дома, ведется строительство соборной мечети. Сельские мечети делятся на соборные, пятничные (или квартальные). Квартальными считаются мечети или молельные дома, в которых проводятся пятничные службы. Если мечеть посещают жители нескольких кварталов, то она считается пятничной. В соборной мечети обычно собираются все жители селения на праздничные службы.
Строгой иерархии в исламском духовенстве у суннитов нет, в разных мечетях складывается разная ситуация. Общая структура выглядит так: имам-хатыб ^совмещает функции руководителя общины, мечети и проповедника, произносящего пятничную хутбу), имам, амир ^заместитель имама, ответственный за работу с молодежью^, муадззин (ответственный за провозглашение азана), дугаши (духьэ, те, кто проводит обряд дуа на похоронах). В 90-е годы в КБР наблюдается смена терминологии, используемой для обозначения исламских лидеров. В связи с тем, что ислам в кабардинское и балкарское общества проникал из Османской империи и наиболее активные миссионеры в этом регионе были выходцами из Османской империи, применительно к исламским руководителям использовались термины "мулла" (араб.) или "эфенди" (турец.). Такая ситуация сохранялась до начала 90-х годов. Слово "мулла" больше употреблялось в Малой Кабарде, а "эфенди" — в Большой Кабарде и Балкарии. Ислам 90-х годов привнес и новые для Кабардино-Балкарии термины: имам-хатыб, имам, амир, ранее здесь не употреблявшиеся. Их чаще употребляют молодые мусульмане, а лица старшего возраста пользуются старыми словами. Верующая молодежь особено насмешливо относится к употреблению слова эфенди. "Эфенди" или "эфендики" — так они называют неискренних лицемерных мусульман.
В целом в республике мало имамов, имеющих высшее религиозное образование. Пожилые имамы получали частное образование в советские годы, многие из них (балкарцы) — в Казахстане и Средней Азии. Деды многих современных пожилых духовных лиц в начале ХХ в. слыли знатоками арабского языка и основ ислама, которыми они делились со своими внуками. Молодые имамы, как правило, более образованы, чем пожилые духовные лица. Многие из них имеют
начальное исламское образование, некоторые — среднее или высшее. Есть молодые имамы, получившие образование в исламских институтах или университетах стран Ближнего Востока или в Исламском институте г.Нальчика (это имамы в сел. Золукокоаже, Верхний Курку-жин, Эльбрус, Верхняя Балкария). В КБР, в отличие от других исламских регионов, например Татарстана, еще не введена аттестация имамов. Муфтий Татарстана Гусман Исхаков проводит такие аттестации в своей республике и выдает имамам удостоверения, подтверждающие их полномочия сроком на 5 лет.
Исламские учреждения КБР содержатся на деньги прихожан, спонсоров при финансовой поддержки благотворительных учреждений. Вакфов в КБР нет и не было*. Частичную поддержку исламскому духовенству КБР оказывают республиканские власти, установив так называемые президентстские стипендии в размере 400 руб. ежемесячно, которые получают лояльно настроенные к власти руководите -ли мечетей. В большинстве населенных пунктов КБР руководство колхозов и совхозов, преобразованных в акционерные общества, оказывает местным имамам и муллам помощь либо продуктами, либо деньгами. Некоторые исламские руководители получают от администрации акционерных обществ зарплату в размере 500 руб. ежемесячно. Большинство имамов и мулл КБР имеют светские доходы, либо работая где-либо, либо обслуживая собственные подсобные хозяйства.
Со второй половины 90-х годов в КБР началась, а затем стала стремительно расти внутриисламская борьба между руководителями общин или мечетей за лидерство в обществе. Этот процесс в первую очередь затронул городские мечети г.Нальчика и Духовное управление мусульман КБР, но не обошел и сельское духовенство. Во многом он обусловлен характером и формой проведения процесса выборов исламского духовенства. Строгих правил выборов имамов в КБР нет. В Балкарии имам выбирается на собрании прихожан мечети сроком на три года, потом, если к его работе у прихожан нет претензий, срок его работы продлевается. В Большой Кабарде имамы могут выбираться на собрании прихожан при участии старших родов селения. Выборы имамов осуществляются под гласным или негласным контролем
* Вакф - неотчуждаемое имущество мечети, шло на благотворительные цели. Основной источник существования мечетей и медресе в мусульманском мире. В основном в форме земли.
сельской, городской и республиканской администрации. Кандидатура имама (особенно если претендент молод), как правило, согласовывается с государственными властями и лишь затем утверждается Духовным управлением мусульман КБР. Со второй половины 90-х годов местная администрация всячески препятствует выборам на должности имамов молодых мусульман, боясь их радикальных взглядов. По данным официальных республиканских органов, среди всех руководителей сельских мечетей и общин КБР лишь 10—15 молодых имамов. Есть авторитетные исламские лидеры пожилого возраста, например, имаму мечети г.Тырныауза (бывший муфтий ДУМ СССР) Махмуду Геккиеву 70 лет, а имаму мечети сел. Былым (он же раис-имам Эльбрусского р-на) 65 лет. В Большой Кабарде и Балкарии число молодых имамов постепенно растет, тогда как в Малой Кабарде пока сохраняется преобладание пожилых исламских руководителей.
Очевидно, что ниболее распространенная форма внутриислам-ской борьбы — это борьба между исламскими лидерами старшего и молодого поколения либо за получение должности сельского или городского имама, либо за распространение своего влияния и укрепление авторитета среди прихожан и членов общины. Поскольку молодым мусульманам часто бывает трудно официально занять должность имама, они вынуждены соглашаться либо на должность его замести-тетеля, либо на должность амира, либо становятся просто неформальными исламскими лидерами при наличии в мечети или общине имама старшего возраста. Молодые исламские лидеры имеют навыки ведения проповедей и владеют методикой распространения исламской идеологии (об этом см. в разделе "Исламское образование", мечеть Нур), в силу чего они без особого труда способны одержать победу над духовными лидерами старшего возраста, "советскими муллами", подчас не обладающими необходимым красноречием и знаниями. Пожилые имамы часто сами уступают молодым право прочесть пятничную хутбу, сохраняя за собой лишь функции формального руководителя мечети.
Молодым мусульманам трудно организовать новый джамаат и открыть новую мечеть, поскольку имам уже функционирующей мечети, чаще всего пожилой человек, выступает против открытия в селении второй мечети, привлекая к этой борьбе представителей местной администрации. Если молодому лидеру все же удается открыть новую мечеть, то наступает второй этап борьбы за право считать свою мечеть
главной (или соборной), а мечеть пожилого имама - лишь квартальной.
Руководители всех мечетей республики формально подчиняются Духовному управлению мусульман КБР, однако в реальности ДУМ имеет постоянный контакт лишь с муллами и имамами старшего поколения. Молодые мусульмане и их лидеры не признают авторитета ДУМ КБР и предпочитают подчиняться Исламскому центру (об этом см. в разделе "Исламские организации").
Характеристика прихожан мечетей КБР: Большинство мужчин среднего и пожилого возраста считают себя верующими, но мечеть либо вообще не посещают, либо посещают крайне редко, по большим праздникам. Незначительная часть считает себя атеистами. Процесс исламского пробуждения затронул в первую очередь городскую и сельскую молодежь от 15 до 35 лет, главным образом в Балкарии и Большой Кабарде. Приведем данные по возрастному составу прихожан некоторых мечетей г.Нальчика и населенных пунктов КБР. Численность прихожан одной из крупных мечетей Нальчика, в районе Вольного Аула, около 1 тыс.человек, по возрасту они распределяются следующим образом: старше 50 лет — 20—30 человек, от 40 до 50 — 40 человек, остальные — до 35 лет. Численность прихожан мечети в г.Тырныаузе, посещающих ее по пятницам, около 200 человек, из них: старше 50 лет — 20—30 человек, от 30 до 50 — 30—40 человек, основная же масса — от 20 до 30. В мечети Залукокоаже около 100 человек прихожан, из них: 12—15 стариков, 5—6 женщин, остальные — лица до 30 лет. Активно и достаточно легко в современное исламское движение вовлекаются подростки, многие из них имеют старших братьев-мусульман, которые и становятся их первыми наставниками. Большинство сельских женщин не посещает мечеть и не совершает дома намаз. Есть пожилые женщины, как правило, жены пожилых верующих мусульман, которые делают намаз, а по праздникам или в пятницу посещают мечеть, надевая хиджабы. В Малой Кабарде есть пожилые женщины, которые, как и в советские годы, придерживаются традиции совершения намаза дома. Отметим, что молодые мусульманки, жены молодых мусульман, реже посещают мечеть, чем пожилые женщины, поскольку молодые мужья негативно относятся к регулярному посещению их женами мечетей. Исключение делается ими только в дни праздников. Действительно, два раза в год, на основные исламские праздники, в мечетях КБР женщин бывает много. При этом молодые мусульмане считают целесообразным давать исламское
образование не только мальчикам, но и девочкам, которые активно посещают примечетские школы в тех селениях, где они функционируют. Женщины среднего и пожилого возраста наряду с мужчинами часто совершают хадж. Среди пожилых мусульманок много женщин-знахарок. Совершая лечебные ритуалы, они используют исламские молитвы на арабском языке. В течение 90-х годов многие женщины среднего возраста окончили курсы начальных исламских знаний при Исламском Институте, получив по их окончании право на преподавание в примечетских школах (аттестаты ДУМ КБР). В советские годы именно пожилые женщины давали частные уроки обучения чтению Корана. Эта традиция сохраняется в селениях Малой Кабарды.
Большинство прихожан мечетей КБР — кабардинцы и балкарцы, но в 90-е годы несколько человек, русских и осетин, проживающих в республике или приехавших в нее, приняли ислам.
В ходе экспедиции нами был проведен опрос среди молодых мусульман населенных пунктов КБР и тех, кто посещает мечеть "Нур" в Нальчике, о времени начала посещения ими мечетей. Возраст опрошенных — от 15 до 70 лет. В целом исламское пробуждение практически не затронуло среднее и старшее поколение. В основном те пожилые и старые мусульмане, которые в настоящее время посещают мечеть и совершают намаз, делали это и в советские годы. Но есть и такие старики, которые приняли ислам именно в начале 90-х годов. В основном увеличение численности прихожан мечетей КБР происходит за счет вовлечения подростков и молодежи в исламское движение. Значительная часть современных членов религиозных общин начала посещать мечети КБР не более пять лет назад. Приход к исламу осуществляется обычно под влиянием старших родственников (братьев), друзей, одноклассников, коллег по работе, школьных учителей, однокурсников.
Многие молодые мусульмане не имеют семей, поскольку стремятся выбрать себе в жены молодых мусульманок, а таковых мало. Есть молодые мусульмане, которые пришли к исламу уже женатыми. Им приходится убеждать своих, как правило, жен в правильности выбранного ими пути. Большинство молодых мусульман имеют светское среднее или высшее образование, и лишь некоторые — начальное религиозное. Обычно молодые мусульмане работают, но на выбор места их работы (а они часто работают не по специальности) влияет наличие возможности проведения миссионерской деятельности. Поэтому многие из числа верующей молодежи работают в обще-
образовательных и спортивных школах, в туристическом бизнесе Приэльбрусья. Администрация государственных предприятий боится брать молодых мусульман на работу, поэтому они обычно устраиваются на частные (строительные) предприятия. Молодые мусульмане стремятся иметь скользящий график работы для того, чтобы посещать мечеть. Некоторые молодые верующие не работают из-за объективных трудностей поиска работы. Как известно, на Северном Кавказе уже не один год наблюдается безработица. Есть и такие, которые не хотят работать, чтобы полностью посвятить себя исламу.
В КБР неверующие сельчане проявляют крайне нетолерантное поведение по отношению к мечетям и их прихожанам. Так, они могут войти в мечеть и громко ругаться. Но помимо нетолерантных взаимоотношений между атеистами и мусульманами существуют проблемы и внутри исламской общины. В КБР нет единой мусульманской общины. Между прихожанами разных возрастов - молодыми и пожилыми — существуют разногласия и взаимное непонимание. Конфликт поколений сложился в 1996—1998 гг., а в конце 1990 — начале 2000-х годов стал открытым. Молодые мусульмане отделяют себя от так называемых этнических мусульман (традиционных мусульман), к которым они причисляют жителей КБР, не совершающих намаз ни дома, ни в мечети, но считающих себя мусульманами. Обычно этнические мусульмане вспоминают об исламе во время похорон, свадьбы или основных исламских праздников. Поэтому ислам старшего поколения молодые мусульмане называют похоронным, народным или традиционным. Себя молодые мусульмане называют молящимися, молодыми мусульманами, развивающими новый или чистый ислам. В свою очередь, пожилые мусульмане считают ислам молодых граждан КБР турецким или арабским.
Молодые мусульмане стремятся к активизации и частичной модернизации исламской жизни кабардинцев и балкарцев, которая в значительной степени в течение ХХ в. ослабла и сохранила к началу 90-х годов лишь фрагментарно. Молодые мусульмане справедливо считают, что у большинства мусульман старшего поколения отсутствуют необходимые знания об исламе и исламском поведении. Но в деятельности мусульманской молодежи оказалось много ошибочных взглядов, поступков, непонимания сложной политической ситуации и присущего также и им религиозного невежества, а главное -нетерпения. Постепенность — один из главных принципов правоверного мусульманина — во многом нарушается молодыми мусульмана-
ми, стремящимися в одночасье изменить исламскую жизнь в Кабардино-Балкарии. Старшее поколение мусульман не приняло их деятельности, в которой они увидели опасность ликвидации своего привилегированного положения как старших и ликвидации сложившихся в ходе истории устоев жизни кабардинского и балкарского общества. Некоторые из пожилых мусульман в целом понимают и принимают современное исламское движение молодых мусульман КБР, но не поддерживают выбранной ими методики скорой, радикальной перестройки общества КБР.
Из-за сложившегося взаимного неприятия мусульман разных возрастных групп в некоторых населенных пунктах КБР пожилые мусульмане отказываются посещать те мечети, в которые ходят молодые мусульмане. Так, в г.Тырныауз группа пожилых мусульман во главе с И.Будаевым, которые исповедовали ислам еще в советские годы, из-за конфликта с молодыми мусульманами отказалась посещать городскую мечеть и устроила для совершения намаза молельный дом в двухкомнатной квартире. Подобная ситуация сложилась и в г.Чегем.
Часто конфликт поколений затрагивает членов родственных групп. Есть мусульманские семьи, где дети и родители вместе совершают намаз и соблюдают пост. Но так происходит не всегда. Наиболее распространенный вид конфликта — это конфликт между молодыми мусульманами и их родителями. Некоторые дети начинают посещать мечеть с 7—9 лет, но обычно — с 14 лет. Вначале родители, будучи сами малознакомыми с исламом, приветствовали то, что их дети приняли ислам, но начавшаяся в 1998—2000 гг. мощная антиваххабитская пропаганда привела к тому, что они стали относиться к интересу своих детей к исламу либо настороженно, либо отрицательно. Объясняется это также и тем, что дети, увлекаясь исламом, начинают критически относиться к жизни своих родителей, перестают их уважать, что не вызывает у последних положительных эмоций. Есть такие молодые мусульмане, которые получили начальные знания об исламе от своих отцов или чаще — дедов, но в дальнейшем, после обучения в университетах Ближнего Востока, вернувшись в Кабардино-Балкарию, начинают активно включаться в процесс реформирования исламской жизни в республике, выступая против своих же старших родственников. Такой случай произошел в балкарском селении Каш-катау, когда внук, молодой имам, начал конфликтовать со своим дедом-эфенди из-за совершения похоронных ритуалов.
Религиозное поведение: Совершение намаза стало важным аспектом развития исламской жизни в КБР, поскольку оно осложнило взаимоотношения между молодыми и пожилыми мусульманами. Возникли разногласия относительно правил совершения намаза. Первое разногласие касается места, где следует совершать ежедневные намазы. Исторически (что не противоречит исламским канонам) в республике сложилась традиция совершения ежедневных намазов дома, а пятничных — в мечети. Ей следуют до сих пор мусульмане Малой Кабарды. Тем не менее в Балкарии и Большой Кабарде молодыми мусульманами было введено правило ежедневнего совершения намаза в мечети. Обычно 5—10 молодых мусульман стремятся посещать мечеть ежедневно. Пожилые мусульмане предпочитают совершать намаз дома. В основном это те, кто и в советские годы придерживались этого. Большинство жителей КБР среднего и старшего возраста, считающие себя мусульманами, вообще не стремятся совершать намаз. В лучшем случае они приходят на пятничный дневной намаз. Молодые мусульмане совершают ежедневный пятикратный намаз. Часть молодых мусульман, особенно в месяц Рамадан, совершает 6-й дополнительный намаз ночью (в 2.30—3.30). Большинство молодых мусульман делают намаз в течение одного-трех лет. Примерно 5—10 женщин в каждом селении совершают намаз дома. Дети начинают совершать намаз с 5-7 лет. Мальчики с 9-10 лет начинают по пятницам посещать мечеть. Разногласия вызывают сопровождающие намаз молитвенные позы (воздевание рук, головные и поясные поклоны, коленопреклонение, падение ниц). Молодые мусульмане КБР придерживаются шафиитской традиции совершения намаза. Они делают намаз без головного убора, держат руки выше пупка и при поясничном поклоне и произнесении фразы "Аллах Акбар" (так-бир) поднимают руки до уровня плеч. Пожилые мусульмане совершают намаз согласно нормам ханафитского толка. Они обязательно надевают головной убор. После произнесения формулы "Аллах Акбар" во время молитвы мужчины разъединяют пальцы и опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой. Во всех населенных пунктах КБР происходят пятничные службы, во время которых совершается намаз и произносится пятничная проповедь (хутба). На пятничные службы приходят мужчины всех возрастов, в среднем 50—70 человек, а также подростки и жен-
щины. В каждой мечети есть отдельное место, где во время намаза могут находиться женщины (часто на балконе). Уразу (пост) во время месяца Рамадан соблюдают значительное число жителей КБР, даже те, кто не посещает пятничные службы и не совершает ежедневный намаз. Среди соблюдающих пост обычно много женщин. Обряд обрезания (суннет) начали возрождать в начале 1990-х годов, когда в Кабардино-Балкарию приехали турецкие врачи, делавшие для всех желающих бесплатно. К середине 90-х годов суннет стал своего рода модой, бывает, что его совершают даже те, кто не посещает мечеть в настоящее время и не собирается этого делать впредь. Сейчас суннет делают в городских больницах за небольшую плату или бесплатно. Поэтому обряд доступен всем. Большинство мусульман Большой Ка-барды и Балкарии, начиная с 6-летнего возраста, прошли через обряд обрезания. В Малой Кабарде, где молодых мусульман мало, пожилые мусульмане не считают необходимым его делать.
Паломничество в Саудовскую Аравию стало очень популярным как среди мужчин, так и женщин Кабардино-Балкарии. В республике много организаций, в том числе и ДУМ КБР, занимающихся устройством паломничества. Необходимая для этого сумма денег — 700—800 долл. Практически в каждом населенном пункте Большой Кабарды и Балкарии есть люди, посетившие Саудовскую Аравию. Имеются и такие, кто уже не раз это сделал, например, бывший муфтий Северного Кавказа, в настоящее время занимающий должность имама Тырныауза Махмуд Геккиев семь раз посетил Мекку и Медину.
В современном исламском движении внешний вид, одежда мусульманина, пища стали важными проявлениями истинного отношения мусульманина к исламу. В республике появились хиджабы (женская исламская одежда, состоящая из платья и платка, закрывающая руки, ноги и волосы женщины), мужские халаты для имамов (абба) белого или черного цветов. Молодые мусульмане осуждают женскую короткую одежду и пропагандируют правила ношения мужской одежды, отвечающей нормам ислама, и т.д. Одежда мусульманина должна закрывать его тело от пупка до колена. Мужские брюки должны доходить до щиколотки, при этом их следует заправлять в носки. Хиджабы и мужские халаты привозятся из стран Ближнего Востока. Вначале хиджабы в КБР стали носить девушки-репатриантки из Сирии и Иордании. Затем на это отважились студентки Исламского института в Нальчике. В прошлом Кабардино-Балкарии хиджабы не были атрибутом исламской жизни, тем не менее до сих пор существу-
ет традиция повседневного ношения женщинами платков. Поэтому молодые мусульмане, призывая женщин надевать хиджабы, предполагали, что хиджабы как бы незаметно заменят горские платки. Девочки-подростки или жены молодых мусульман Большой Кабарды или Балкарии соглашаются надевать настоящие хиджабы (т.е. платок и платье). Тем не менее основная масса женщин достаточно негативно относится к такой перспективе.
Приняв ислам, в ХУЛ—Х1Х вв. горцы Северо-Западного Кавказа начали брить усы и отращивать бороды, однако за годы советской власти эта традиция исчезла полностью до такой степени, что именно пожилые мусульмане негативно относятся к возрождению этой традиции. Однако молодые мусульмане Кабардино-Балкарии до конца 90-х годов стремились отпускать бороду, считая это свидетельством веры. Для них борода желательна или даже обязательна. Тем не менее антиваххабитская пропаганда конца 90-х годов приравняла к ваххабитам каждого молодого человека с бородой, в результате чего молодые мусульмане в последнее время предпочитают сбривать бороды во избежание проблем в отношениях с властями и с администрацией при устройстве на работу. Молодые мусульмане стремятся употреблять в пищу мясо животных, зарезанных по исламским правилам. Они соблюдают запрет на свинину и мясо кабанов, ограничили употребление алкоголя.
Мусульмане старшего поколения продолжают совершать намазы на святых местах, могилах авторитетных духовных лиц Х1Х в. — хаджи. В большей степени эта традиция сохраняется в Малой Кабар-де, где молодые мусульмане еще не приобрели значительного авторитета для того, чтобы начать вести борьбу с этой традицией, уходящей по своему происхождению в суфийскую практику (селения Н. Курп, Терекское).
Главное в современной исламской жизни КБР — это совершение похорон и поминок отчасти по исламским, а отчасти по народным традициям. Обычно хоронят на второй день. Если человек умер ночью, хоронят на утро. В первый после похорон день сельчане приходят выразить соболезнование (обычно для угощения готовят кушанья из баранины и чай с лукумами). На третий день совершается обряд исхат, когда родственники умершего раздают специально приготовленное мясо жителям своего квартала. На седьмой день совершаются поминки с приготовлением пищи и обряды щыгьынихыж, т.е. раздачи одежды умершего, длинный зикир (чтение молитв с перебо-
ром четок, в советские годы круговой зикир, с бегом по кругу) мау-лид. Далее поминки совершаются в 40-й, 52-й день, 180-й день, в год. На 40-й день в 15—18 дворов раздают подносы с угощением (курица с соусом, кондитерские изделия, вода, сок), затем каждый день до 52-го дня раздают лакумы. На 52-й день происходит раздача продуктов, устраиваются поминки. После этого до годовых поминок лакумы раздают каждый четверг. Молодые мусульмане надевают на похороны папахи (черные или серые), а пожилые — шляпы, которые молодежь называет еврейскими, хотя на самом деле они являются традиционными войлочными шляпами) (кийиз къалпакъ). Часто родственники делают памятники с фотографией умершего (обычай возник в советское время), что не соответствует нормам ислама (дурыскъым), но отчасти сохраняется до сих пор. В 90-е годы кабардинцы и балкарцы во многих селениях убрали с могил металлические ограды.
Мусульмане пожилого возраста продолжают заниматься знахарством, используя арабские молитвы, травы, благовония. Некоторые из них совершают в мечетях обряд изгнания джинна. Есть и женщины-лекари (уста, бильгич), произносящиеся во время ритуалов молитвы на арабском языке.
Все мусульмане КБР празднуют главные исламские праздники: Курбан-байрам и Ураза-байрам (ораза ачылгъан), во время которых приносят в жертву животных (баранов, коров и т.д.). Во время уразы (месячный пост) прихожане, как правило, чаще посещают мечеть. Раз пять в месяц вечером в мечети разговляются. Мусульмане КБР соблюдают и другие исламские обряды — питир, сэджит (1/10 часть доходов, например, с урожая полагается отдать бедным родственникам). После праздника Курман-Байрам (на 40-й день) в Кабардино-Балкарии бывает праздник ашура (Новый год). В КБР на ашуру готовят суп 1ышры1, состоящий из ряда компонентов (кукуруза, фасоль, пшеница, пшено, сыр, мясо и молоко). Осенью, после уборки урожая балкарцами устраивают праздник сабантуй. Режут жертвенное животное. Другие исламские праздники: праздник обрезания, маулид (день рождения Пророка).
Материал подготовлен автором для публикации в бюллетене "Россия и мусульманский мир"