Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ОТ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ДО ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ОТ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ДО ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
5
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
туризм / инновационные технологии / чат-бот / сервис / гостеприимство / tourism / innovative technologies / chatbot / service / hospitality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова А. И.

Индустрия гостеприимства в условиях новой реальности является одной из движущих сил мировой экономики. Широкое распространение и внедрение новых технологий в эту отрасль в последние годы коренным образом изменило способ предоставления и получения услуг. В данной статье раскрываются и систематизируются основные информационные технологии, которые влияют на эффективное развитие индустрии туризма. Рассмотрены преимущества применения инновационных технологий в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY INNOVATIVE TECHNOLOGIES TRANSFORMING TOURISM EXPERIENCE: FROM PERSONALIZATION TO FULL IMMERSION

The hospitality industry in the new reality is one of the driving forces of the global economy. The widespread use and implementation of new technologies in this industry in recent years has radically changed the way services are provided and received. This article reveals and systematizes the main information technologies that affect the effective development of the tourism industry. The advantages of using innovative technologies in the field of tourism are considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ОТ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ДО ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ»

УДК 338

Власова А.И.

Российский университет дружбы народов (г. Москва, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ОТ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ДО ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ

Аннотация: индустрия гостеприимства в условиях новой реальности является одной из движущих сил мировой экономики. Широкое распространение и внедрение новых технологий в эту отрасль в последние годы коренным образом изменило способ предоставления и получения услуг. В данной статье раскрываются и систематизируются основные информационные технологии, которые влияют на эффективное развитие индустрии туризма. Рассмотрены преимущества применения инновационных технологий в сфере туризма.

Ключевые слова: туризм, инновационные технологии, чат-бот, сервис, гостеприимство.

В условиях новой реальности индустрия гостеприимства стала одной из наиболее быстро развивающихся отраслей народного хозяйства не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Активная цифровизация экономики и общества в современных условиях влияет на различные отрасли, в том числе отрасль сервиса, туризма и гостеприимства в целом [1].

С каждым годом количество инновационных информационных технологий, которые применяются в отрасли сервиса, туризма активно растет. Так, например, индустрия гостеприимства в своей деятельности активно используют различные инновационные технологии такие как: ^йа1-технологии, веб-сайты, системы бронирования, современные мессенджеры, социальные сети, различные приложения для работы с клиентами и другие.

Растущая популярность инновационных технологий также повлияла и на туристов, на то, как они планируют, бронируют и организуют свое путешествие.

На данный момент существует так же большое количество различных мобильных и компьютерных приложений, которые помогают туристам организовать отдых, в том числе и самостоятельно. Проникновение инновационных информационных технологий в индустрию гостеприимства будет поддерживаться развитием и созданием новых онлайновых технологий (интерактивные веб-страницы WAP (протокол беспроводной передачи данных)), растущей интерактивностью информационно-коммуникационных

инновационных технологий (гипермедиа, интерактивные карты, ГИС-приложения и т.д.), растущей персонализацией (поиск информации о турах с учетом многих факторов указанных туристом, представленная структура информации на основе предпочтений и поведения пользователя), растущая скорость передачи информации, взаимосвязь между различными информационными системами в сетях «классических» онлайн и мобильных онлайн сервисов, растущая безопасность транзакций электронного бизнеса (криптология, биометрия, коммуникационные протоколы), и через другие факторы, например, социальные, экономические и другие.

На данный момент времени инновационные технологии активно применяются в сфере сервиса, туризма и гостеприимства. Примером этого служит большое количество вебсайтов предприятий сервиса и туризма, различных порталов для клиентов, туристов, CRM-систем упрощающих работу предприятий сервиса, туристических агентств, туристических операторов и в целом индустрии гостеприимства. Технологии, в том числе и интернет-технологии, это активный фактор, который влияет на работу любой современной организации. Внедрение новых технологий позволяет развиваться индустрии гостеприимства с высокой скоростью.

Инновационные информационные технологии являются движущей силой для сферы сервиса, туризма и индустрии гостеприимства по нескольким причинам: - влияние на цену туристического продукта, услуг предприятий

сервиса (позволяют снизить цены за счет автоматизации простых бизнес-процессов), - оптимизация маркетинговой деятельности (с помощью современных информационных технологий есть возможность создавать различные маркетинговые инструменты для привлечения клиентов, туристов, а так же анализировать и систематизировать маркетинговые данные), - создание инструментов аналитической поддержки (интернет-технологии на данный момент за счет большого количества инструментов для аналитики данных помогают предприятиям сервиса и туристическим фирмам правильно обрабатывать и интерпретировать различную информацию).

В связи с этим инновационные информационные технологии активно помогают в развитии индустрии гостеприимства, мониторинге и управлении туристическими потоками и удовлетворении потребностей клиентов предприятий сервиса. Таким образом, интернет-технологии в индустрии гостеприимства - это коммуникационные и иные технологии, работающие на основе интернета, которые представляют собой совокупность методов и средств для обработки, анализа и передачи данных, как о самих предприятий индустрии гостеприимства, так и о клиентах.

Кроме того, инновационные интернет-технологии позволяют создавать различные модели, с помощью которых можно анализировать как клиентов индустрии гостеприимства, так и конкурентов, использовать проектный подход как инструмент развития регионального туризма.

В России большинство средств размещения начинают использовать современные информационные технологии, особенно при осуществлении организации управления персоналом [6]. На данный момент классификация информационных технологий используемых в управлении персоналом гостиничного комплекса включает в себя: автоматизированные информационные системы, средства обработки данных, разнообразные базы данных, экспертные системы, системы взаимодействия с клиентом и т.д. Кроме инновационных технологий в сфере управления персоналом гостиничного комплекса, используются и другие технологии, которые позволяют сотрудникам

эффективно и оперативно отвечать на все вопросы или возражения клиентов, что повышает уровень обслуживания. В настоящее время широкое применение в сфере гостеприимства получили геоинформационные системы [7].

Геоинформационные системы - «...это информационные системы, обеспечивающие сбор, хранение, обработку, отображение и распространение данных, а также получение на их основе новой информации и знаний о пространственно-координированных явлениях...». Область информационных технологий в индустрии гостеприимства развивается усиленными темпами. С каждый годом инновационные технологии активно внедряются в деятельность предприятий различных отраслей экономики, в том числе и в индустрии гостеприимства. Инновационные технологии помогли снизить затраты, повысить операционную эффективность, улучшить качество услуг и качество обслуживания клиентов. Как клиенты, так и предприятия индустрии гостеприимства могут извлечь выгоду из усовершенствованных систем связи, бронирования, обслуживания гостей и многое другое. Инновационные технологии в индустрии гостеприимства в первую очередь направлены на следующие сферы: - усовершенствование систем бронирование гостиниц, -разработка аналитических инструментов с использованием искусственного интеллекта, - системы автоматизации документооборота и многое другое. Сейчас многие организации индустрии гостеприимства в своей деятельности используют интернет-технологии для решения двух основных задач: прямые продажи услуг и маркетинг.

В последнее время многие организации индустрии гостеприимства в свою деятельность стали активно включаться виртуальных помощников - чат ботов. Данный бот умеет общаться по заранее подготовленному сценарию. Также широкое применение получили голосовые боты, которые умеют озвучивать по мобильной связи, например, описание тура, цену и дополнительные туристические услуги. На данный момент чат-боты активное распространение получили в следующих мессенджерах и социальных сетях: Telegram, Viber, What's App, Вконтакте, Одноклассники.

Одной из основных целей внедрения чатботов в деятельность предприятий индустрии гостеприимства является снижение издержек. Геймифицированные порталы индустрии гостеприимства - данные виртуальные сообщества туристов позволяют делиться информацией о гостиницах, различных туристических дестинаций, предприятий питания, развлечения. За оставленную информацию или отзывы клиент получает различные уровни или достижения. В основе геймифицированных порталов индустрии гостеприимства лежит игровая механика. В России на данный момент создан один геймифицированный туристический портал - Турправда.

Блок-чейн технологии представляют собой базу данных, в которой блоки информации, организованные строго определенным образом, идут друг за другом. На данный момент блок-чейн технология может использоваться в индустрии гостеприимства сразу в нескольких направлениях: создания системы лояльности для клиентов и онлайн бронирование. В работе Морозова М.А. и Морозовой Н.С. приводится следующее определение цифровой экосистемы «это взаимосвязанная и взаимозависимая группа экономических субъектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей, таких как коммерческая выгода, инновации или общие интересы» [8]. Цифровая экосистема, в том числе и применяемые в индустрии гостеприимства обеспечивают реализацию следующих задач: - создание цифрового пространства, в рамках которого будет организована взаимодействие всех сотрудников, подключенных к данной экосистеме, - минимизация расходов, -создание единого алгоритма действий для сотрудников со схожими трудовыми функциями, - объединение различных модулей или систем в единый сервис или приложение, позволяющее оперативно решать бизнес задачи предприятий индустрии гостеприимства. Одной из популярный экосистем для туристкой отрасли в России является MAG.Travel.

Данная система включает в себя такие модули как: CRM- система, финансы и учет, документооборот, общение и статистика, полный контроль за работой персонала. Так, данная экосистема включает несколько модулей

который могут использоваться для организации эффективной работы предприятий индустрии гостеприимства. Инновационная составляющая данный экосистемы в том, что она может интегрироваться с различными туристическими или другими сервисами, упрощающими работу персонала и руководства предприятий индустрии гостеприимства. Единая информационная система электронных путёвок - государственный информационный ресурс, ориентированный на защиту прав туристов в сферах выездного, въездного и внутреннего туризма, обеспечение прозрачности деятельности профессиональных участников рынка и повышение эффективности государственного надзора за деятельностью туроператоров.

Таким образом, в условиях новой реальности инновационные технологии в индустрии гостеприимства - это коммуникационные и иные технологии, работающие на основе интернета, которые представляют собой совокупность методов и средств для обработки, анализа и передачи данных, как о самих предприятиях индустрии гостеприимства, так и о клиентах. Инновационные интернет-технологии являются важным каналом связи между предложением и спросом в индустрии гостеприимства. Данный вид технологий является важнейшей частью индустрии гостеприимства на данный момент и позволяет предприятиям повышать уровень обслуживания клиентов, сокращать время на решение бизнес-задач и самое главное помогает руководству получать статистические данные и их анализ для принятия операционных и стратегических решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аяпбекова, А. Е. Аспекты использования ГИС в образовательной деятельности ВУЗа по специальности «Туризм» // Гидрометеорология и экология. - 2018. - №1(88). - С. 150-161;

2. Куценко, Е. И. Проектный подход как инструмент развития регионального туризма // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования

социально-экономического развития: материалы XXIII Междунар. науч. конф.: в 3 т., Минск, 20-21 окт. 2022 г. / редкол.: Н. Г. Берченко [и др.]. - Минск: НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь, 2022. - Т. 3. - С. 71-73;

3. Ситжанова, А. М. Факторы развития туристической привлекательности региона // Омские социально-гуманитарные чтения - 2022: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 22-24 марта 2022 г. С. 346-350;

4. Филькина, В. А. Информационные технологии на рынке гостиничных услуг // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - №12(29). -С. 962-967;

5. Шестакова, Е. В. Цифровые инновации в сфере социально-культурного сервиса и туризма // Стратегии развития современной науки: сб. науч. ст. / М.: Перо, 2021. - Ч. VII. - С. 63-67

Vlasova A.I.

Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)

CONTEMPORARY INNOVATIVE TECHNOLOGIES

TRANSFORMING TOURISM EXPERIENCE: FROM PERSONALIZATION TO FULL IMMERSION

Abstract: the hospitality industry in the new reality is one of the driving forces of the global economy. The widespread use and implementation of new technologies in this industry in recent years has radically changed the way services are provided and received. This article reveals and systematizes the main information technologies that affect the effective development of the tourism industry. The advantages of using innovative technologies in the field of tourism are considered.

Keywords: tourism, innovative technologies, chatbot, service, hospitality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.