Научная статья на тему 'Современные инновации в образовании: от теории к практике'

Современные инновации в образовании: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
17
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / "УНИВЕРСИТЕТ 3.0" / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геталова Лиана Анатольевна

В статье показана актуальность внедрения инновационных образовательных приемов в условиях перехода к экономике знаний. Показано, что для формирования высокоинтеллектуального человеческого капитала необходим переход к «Университету 3.0». Выявлена необходимость сочетания инновационных сетевых, креативных и предпринимательских подходов. Охарактеризованы интерактивные методы обучения. Показаны порядок и эффекты выполнения проекта с элементами деловой игры, способствующего коммерциализации знаний.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Геталова Лиана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Современные инновации в образовании: от теории к практике»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОТ ТЕОРИИ

К ПРАКТИКЕ Геталова Л.А.

Геталова Лиана Анатольевна - педагог-психолог, Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования, г. Москва

Аннотация: в статье показана актуальность внедрения инновационных образовательных приемов в условиях перехода к экономике знаний. Показано, что для формирования высокоинтеллектуального человеческого капитала необходим переход к «Университету 3.0». Выявлена необходимость сочетания инновационных сетевых, креативных и предпринимательских подходов. Охарактеризованы интерактивные методы обучения. Показаны порядок и эффекты выполнения проекта с элементами деловой игры, способствующего коммерциализации знаний.

Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, «Университет 3.0», интерактивный подход, проектный метод, коммерциализация знаний.

В современных условиях развитие глобального цивилизованного пространства требует повышения уровня и качества образовательных технологий. Действительно, переход к экономике знаний с формированием высокоинтеллектуального человеческого капитала вносит значительный вклад в конкурентоспособность страны в целом. В этой связи актуальной является систематизация представлений о современных инновационных образовательных приемах в системе высшего профессионального образования (ВПО).

Целью работы является анализ инновационного вектора развития образования в современных условиях и выявление практико-ориентированных образовательных приемов.

В целом, инновации в образовательной сфере предполагают поиск новых или усовершенствование существующих концептуальных подходов к разносторонней подготовке высококвалифицированных специалистов. При анализе общего вектора инновационного развития ВПО выделяют следующую трансформацию миссий университетов - «Университет 1.0», предполагающий введение новшеств только в образовательные технологии; «Университет 2.0», объединяющий новшества в образовании и научно-исследовательской деятельности; «Университет 3.0», сочетающий инновации предыдущих двух концепций с коммерциализацией знаний. Именно последняя концепция университета отвечает требованиям экономики знаний и наращивания человеческого капитала.

Современная инновационная образовательная среда, отвечающая требованиям «Университета 3.0», должна включать сетевое, креативное и предпринимательское развитие. Принцип сетевого развития предполагает взаимодействие научно-образовательных партнерств, междисциплинарные исследования, виртуальные и дистанционные образовательные технологии, учебные программы совместно с предприятиями (прикладной бакалавриат), что в целом способствует повышению мотивации обучаемых к освоению и коммерциализации полученных знаний. Принцип креативности предполагает использование творческих практико-ориентированных приемов, способствующих активизации познавательной и изобретательской деятельности обучаемых, что приводит к формированию новых идей и мнений и принятию нестандартных решений. Принцип предпринимательства предполагает

сочетание результатов научно-образовательного процесса с деятельностью конкретных коммерческих структур и предприятий. В этом случае обучающиеся развивают способности прогнозирования возможностей коммерциализации идей и изобретений, получают представление о применимости результатов обучения в будущей практической деятельности [1].

Соответственно, на микроуровне необходимо сочетать инновационные приемы ведения непосредственно образовательного процесса, а также организации научно-исследовательской работы студентов и практико-ориентированной подготовки. Известно, что степень освоения нового материала возрастает в ряду лекция -самостоятельное чтение - визуализация - групповое обсуждение - групповое исследование/проект - непосредственное применение знаний. При этом последние четыре направления относят к инновационной практико-ориентированной подготовке с применением интерактивных методов обучения [2].

Действительно, в образовательных стандартах третьего поколения предусмотрено обязательное включение в учебные планы интерактивных часов обучения. Соответственно, преподаватель осваивает и внедряет в учебный процесс такие технологии обучения как кейс-методы (методы конкретных ситуаций) или проектные исследования. В данном случае преподаватель приобретает новый статус - от передающего информацию он трансформируется в руководителя или, в современной терминологии, менеджера поставленной образовательной задачи.

Например, в ходе занятий с применением кейс-методов преподаватель выступает модератором учебного процесса, так, чтобы обучающиеся совместными усилиями обсудили конкретную проблему и выработали наилучшее решение на основе всестороннего анализа заданной ситуации.

В проектном подходе к обучению преподаватель становится руководителем проектов, в которых возможно предусмотреть решение исследовательских, творческих, социальных, предпринимательских и коммуникационных задач. В данном случае студентам, разделенным на подгруппы по 3-5 человек, на основе имеющихся профильных знаний из читаемых дисциплин, выдаются творческие задания для сбора информации, ее обсуждения и подготовки проекта. Это могут быть проекты по созданию концепции нового товара, услуги, техники и технологии, по оценке уровня цен и системы ценообразования на продукцию/технологии, варианты разработки бренда и выведения на рынок продукта/технологии, стратегии выхода на международные рынки.

Используя такие инновационные приемы, преподаватель выступает одновременно руководителем и участником информационно-коммуникационного процесса и не только помогает студентам расширить профильные знания, но и поддерживает их групповую работу, способствуя формированию устойчивых межличностных контактов, что является мотивационной основой для более глубокого вовлечения слушателей в дальнейший образовательный процесс [3].

Развитие практико-ориентированной подготовки возможно с выполнением проектов конкретных малых инновационных предприятий (МИП), сформированных в достаточном количестве при современных университетах.

В данном случае выполнение проекта следует сочетать с элементами деловой игры, основываясь при формировании последовательности выполнения проекта на принципах сетевого, креативного, предпринимательского обучения, согласно концепции «Университет 3.0». Например, на первом этапе в зависимости от профиля обучения студентов, в рамках часов, выделяемых на самостоятельную работу, или интерактивных часов обучения, предлагается просмотреть вводные видеолекции профильных преподавателей, а затем презентации, годовые отчеты, патенты, особенности технологий и продукции, конкурентную ситуацию, бухгалтерский баланс, стратегические документы МИП. В данном случае, для стимулирования межпрофильного взаимодействия необходимо формировать

5

команды социально-экономического и технико-технологического профиля, которые готовят презентации с систематизированной информацией по заданному направлению. Для качественного изучения ситуации следует сочетать принципы электронного и традиционного обучения [4].

Так, после изучения он-лайн видеокурсов и электронной информации в рамках практических занятий социально-экономические и технико-технологические команды презентуют результаты анализа отдельных направлений деятельности МИП. На этом этапе преподаватель выполняет функции модератора, стимулируя творческую активность обучаемых, с целью составления перечня проблемных мест малых предприятий. Например, социально-экономические команды могут выявить проблемы ценовой политики, управления персоналом, взаимоотношений с потребителями, продвижения продукции/услуг. Технико-технологические -проблемы загрузки оборудования, возможность диверсификации производства, коммерциализации разработок и др.

Затем в рамках самостоятельной работы обучаемые анализируют литературные научные и практические данные по типовым возможностям решения выявленных проблем. Важным является постоянная доступность преподавателя (или группы специалистов) - модератора проекта, для он-лайн обсуждения возникающих у студентов вопросов и стимулирования способностей к поиску и аккумуляции информации. Далее в ходе традиционных занятий происходит групповая креативная дискуссия межпрофильных команд с обсуждением возможных вариантов решения выявленных проблем и формированием общей концепции улучшения положения МИП на рынке. Дополнительное стимулирование обучаемых к участию в такого рода интерактивных заданиях возможно за счет добавления баллов к рейтингу обучающегося. При этом оценивание должно быть не только за общегрупповое командное выполнение задания, но и за индивидуальный вклад каждого участника проекта.

На этом этапе проекта происходит использование сетевого и креативного принципа, однако наиболее инновационный предпринимательский принцип обучения также может быть реализован. Для этого результаты групповой работы с конкретным перечнем идей, мероприятий, предложений, решений по улучшению положения МИП на рынке презентуются студентами перед руководством малого предприятия. Присутствие участников команд экономического профиля дает возможность предоставлять предложения с расчетом экономической эффективности. В этом случае возможно дополнительное стимулирование студентов, особенно активно участвующих в групповой дискуссии с руководством МИП, посредством отбора их для дальнейшей стажировки или работы в данной компании. В ходе итогового обсуждения результатов работы обучаемые получают представление о практико -ориентированности получаемых знаний и их применимости для повышения эффективности работы компании.

Таким образом, глобальный вектор развития современного образования требует перехода к экономике знаний, возможности практической реализации получаемой в системе ВПО информации. Происходит изменение миссии университета и переход к «Университету 3.0», сочетающему инновационную образовательную и научно -исследовательскую деятельность с применением интерактивных технологий с коммерциализацией результатов обучения.

Список литературы

1. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики, 2017. № 3. С. 58-76.

2. Мандель Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение // Образовательные технологии, 2015. № 2. С. 27-48.

6

3. Астафьева А.Е. Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности современного преподавателя английского языка // Кирсановские чтения (сборник научных статей, выпуск V). Казань: Изд-во КВВКУ, 2017. С. 12-16.

4. Гартон С. Инновации в системе высшего педагогического образования от теории к практике реализации // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования, 2016. № 4. С. 69-71.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самарина Е.А.

Самарина Екатерина Александровна - магистрант, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

города Москвы Московский городской педагогический университет Институт специального образования и комплексной реабилитации, г. Москва

Аннотация: рассмотрены теоретические аспекты формирования навыков контроля и самоконтроля при становлении письменной речи обучающихся младшего школьного возраста. Рассмотрены причины несформированности навыков самоконтроля, методические рекомендации учителю по развитию данных навыков у младших школьников.

Ключевые слова: контроль, самоконтроль, школьный возраст, развитие письменной и устной речи, работа с текстом, коррекционно-развивающее обучение.

В современной литературе психолого-педагогического направления самоконтроль разные авторы определяют как осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль - условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Основной функцией самоконтроля является установление степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей, что носит формирующий характер.

Исследования самоконтроля разные ученые (философии, психологии и педагогики) (А.Я. Арет, М.И. Боришевский, Т.И. Гавакова, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин и другие ученые) связывают с вопросами предметного обучения и воспитания в школе. Организацией самостоятельной учебной деятельности школьников занимались такие исследователи как: Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и другие. Независимо друг от друга они пришли к выводу, что есть прямая зависимость между степенью самостоятельности школьников и уровнем развития самоконтроля.

Изучением лингводидактических аспектов самоконтроля занимались такие ученые как: М.Е. Брейгина, Д.Н. Александров, И. А Зимняя. Д.Р. Джуманова, и другие. Изучением контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка при обучении орфографии - М.М. Разумовская, Н.Н. Алгазина, Е.Г. Шатова; исследованием лексики - М.Т. Баранов; морфологии - Т.К. Донская, Л.А. Тростенцова, А.П. Еремеева; обучением пунктуации - Г.П. Фирсов, Г.И. Блинов; в направлении письменной речи учащихся - А.К. Сердюк, В.Е. Мамушин, С.П. Тищенко и другие. Для исследования методического характера характерно

7