Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
банковское дело / информационно-коммуникационные технологии / конкурентоспособность / инновации / banking / information / competitive / innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одина Насридиновна Тешабаева, Хилолахон Мирзаевна Шерматова

Расширение сферы банковских услуг с использованием современных информационнотелекоммуникационных технологий является одной из важнейших и актуальных задач на сегодняшний день. В последние годы широкое применение инновационных информационных технологий в банковской системе в полной мере сформировало национальную платежную систему нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TYPES OF INFORMATION SERVICES TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF COMMERCIAL BANKS

The expansion of the scope of banking services using modern information and Communication Technologies is one of the most important and urgent tasks today. In recent years, the wide application of innovative information technologies in the banking system has shaped the national payment system in our country in full.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Одина Насридиновна Тешабаева Хилолахон Мирзаевна Шерматова

Ферганский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Расширение сферы банковских услуг с использованием современных информационно- телекоммуникационных технологий является одной из важнейших и актуальных задач на сегодняшний день. В последние годы широкое применение инновационных информационных технологий в банковской системе в полной мере сформировало национальную платежную систему нашей страны.

Ключевые слова: банковское дело, информационно-коммуникационные технологии, конкурентоспособность, инновации

MODERN TYPES OF INFORMATION SERVICES TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF COMMERCIAL BANKS

ABSTRACT

The expansion of the scope of banking services using modern information and Communication Technologies is one of the most important and urgent tasks today. In recent years, the wide application of innovative information technologies in the banking system has shaped the national payment system in our country in full.

Keywords: banking, information, competitive, innovation

Сегодняшнее исследование проблем мировой банковской системы и практики крупных коммерческих банков показывает, что банковская система обеспечивает качественно новый уровень, своевременное выявление и смягчение внутренних и внешних рисков, а также социально-экономической системы страны. Важно разработать эффективную и продуманную банковскую стратегию, которая соответствует тенденциям развития и противодействует негативным тенденциям на мировых финансовых рынках.

Формирование стратегии управления активами и пассивами коммерческих банков в мировой практике, повышение эффективности клиентского потенциала, создание банковских подразделений, работающих в системе Smartbanking на основе современных IT-технологий. Расширение сети, совершенствование политики развития сети региональных филиалов и повышение эффективности управления ими, обеспечение совместимости функциональных стратегий и политик, сформулированных банковскими подразделениями. Все большее

значение приобретает решение научных задач по совершенствованию механизма разработки стратегии развития коммерческих банков.

В нашей стране создана правовая база для предоставления инновационных услуг дистанционного банковского обслуживания коммерческими банками. В частности, Концепция внедрения и развития современных информационно -коммуникационных технологий в деятельности Центрального банка Республики Узбекистан была разработана на основе ряда нормативных документов и реализована 15 марта 2015 года [4].

В «Стратегии действий по пяти приоритетам развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», принятой по инициативе Президента Ш.М. Мирзиёева, в разделе «Текущие приоритеты экономического развития, либерализации и регулирования, денежно-кредитной политики», устойчивое функционирование банковской системы Указ Президента Республики Узбекистан о мерах по кардинальному совершенствованию деятельности Центрального банка в целях обеспечения эффективного контроля за деятельностью Центрального банка и совершенствования его деятельности [1].

Самый эффективный способ обеспечить конкурентоспособность коммерческих банков - это завоевать доверие клиентов и создать все удобства, а также увеличить количество, качество и скорость обслуживания. Расширение спектра банковских услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий - одна из важнейших и актуальных задач сегодня.

Привлекательность этого платежного инструмента заключается в том, что все точки продаж и обслуживания оснащены платежными терминалами, услуги организованы таким образом, чтобы обеспечить их бесперебойную работу, оплата всех видов товаров и услуг осуществляется без ограничений пластиковыми картами [7].

В частности, реализация пункта № 17 Приложения-1 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2010 г. № ПП-1438 «О дальнейшем реформировании и повышении устойчивости финансово-банковской системы и достижении высоких международных рейтингов в 2011-2015 гг.» Следует отметить, что с 2011 года все коммерческие банки полностью внедрили системы дистанционного обслуживания банковских счетов, в том числе Интернет-банкинг.

Роль современных банковских технологий в достижении этих целей неоценима. Внедрение пластиковых карт будет способствовать быстрому развитию нашей экономики, в том числе сокращению количества денег вне банка, оптимальной скорости денежного обращения, стоимости обслуживания денежной массы (выпуск, транспортировка, пересчет бумажных денег, и др.) сокращение,

улучшение работы населения с банком и развитие ряда других положительных факторов.

Следует отметить, что, по сути, разница между традиционными и дистанционными схемами взаимодействия банка с клиентом не очень велика. И банковские услуги, и счета остались «на месте», изменился только способ общения сотрудника банка с клиентами. То есть операции, которые можно выполнять только в офисе банка, функции, характерные для офиса банка, теперь можно выполнять удаленно. Клиент может «дать отдохнуть ногам» и не тратить драгоценное рабочее время на дорогу к зданию банка, говоря, что он выполнит минутную операцию. Типы удаленных банковских услуг, такие как обслуживание клиентов, Интернет, телефон или мобильный банкинг, несмотря на их различия, имеют следующие общие преимущества перед традиционными методами обслуживания клиентов:

- С повышением качества обслуживания будет снято ограничение по времени за счет удаленного банковского обслуживания, т.е. клиент сможет управлять своим счетом семь дней в неделю, двадцать четыре часа в сутки. Помимо ограничения по времени, также не учитывается географическое положение заказчика. Клиент может совершать транзакции из любой точки мира, если у него есть персональный компьютер и глобальная сеть Интернет или мобильный телефон и сеть связи;

-Повышение конкурентоспособности банка в условиях межбанковской конкуренции за счет создания, внедрения новых банковских продуктов или интеграции и взаимной интеграции существующих финансовых услуг с удаленной связью;

- Снижение стоимости банковских операций за счет снижения затрат, связанных с управлением филиалами.

Почему предоставление услуг дистанционного банковского обслуживания клиентам является одним из самых перспективных направлений развития современной банковской системы? Есть ряд факторов, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Один из этих факторов - рост числа пользователей глобальной сети Интернет. По данным Международного союза электросвязи, 40% населения мира сейчас являются пользователями Интернета, а в этом году их число оценивается чуть менее 3 миллиардов. Исследования показали, что количество пользователей Интернета за последние пять лет увеличилось более чем вдвое.

В то же время примечательно, что количество мобильных пользователей достигло чуть менее 7 миллиардов. Количество мобильных пользователей, увеличившееся вдвое за последние пять лет, составляет 96 на 100 человек.

Следует отметить, что общее количество пользователей сети Интернет в Республике Узбекистан превысило 10 миллионов. Число пользователей мобильного Интернета превышает 6 миллионов, что свидетельствует о том, что мобильные телефоны все чаще используются для доступа в Интернет.

Нецелесообразно определять показатель эффективности на основе прибыли для системы Интернет-банкинга, используемой в форме предоставления информации, поскольку этот тип Интернет-банкинга предоставляется клиентам бесплатно. Эффективность систем дистанционного банковского обслуживания определяется не теми преимуществами, которые они приносят, а экономией средств. Другими словами, банк сможет снизить затраты на строительство или аренду, пересмотреть штатное расписание банка и объем выполняемых ими работ, снизить долю низкодоходных операций, выполняемых в отделениях банка.

Услуга Интернет-банкинг в последние годы активно используется коммерческими банками страны. Если учесть, что данный вид услуг вошел в банковскую систему страны только в 2007 году, то за последнее десятилетие этот вид услуг быстро развивался, и есть новшества в использовании нескольких видов услуг, предлагаемых многими из наши коммерческие банки.

Расширение использования мобильных телефонов среди населения привело к внедрению банками услуг мобильного банкинга (wap-banking) и sms-банкинга [6]. По состоянию на 1 января 2019 года общее количество пользователей удаленного управления банковскими счетами увеличилось почти вдвое по сравнению с началом 2018 года и достигло 2042 тысяч человек.

В частности, количество пользователей программ Интернет-банкинг и Банк-Клиент увеличилось на 135,6 тыс., а количество пользователей услугами мобильного банкинга и SMS-банкинга составило 1906,5 тыс. (диаграмма 1).

Диаграмма-1

Количество пользователей систем удаленного управления банковскими

счетами, тыс. [2]

2015 2016 2017 2018 2019

Мы видим, что банковские услуги в Узбекистане, такие как SMS-банкинг, Интернет-банкинг, Мобильный банкинг, более обширны, чем в любой другой стране мира.

В свою очередь, в целях совершенствования финансовых услуг коммерческих банков в банковской системе Республики Узбекистан, выявления проблем, поиска решений и определения перспектив развития новых видов финансовых услуг и создания оптимальных условий и удобства для пользователей банковской системы. Была разработана специальная программа социологических маркетинговых исследований и на ее основе проведено исследование.

Диаграмма-2

В опросе приняли участие 500 банковских специалистов и клиентов. Социологическое маркетинговое исследование проводилось с помощью анкетирования, интервью, интервью и методами фокус-групп. Результаты опроса показали, что большинство респондентов (71,7%) отметили перспективность интернет-банкинга (Рисунок 2).

Кроме того, 75% банковских специалистов заявили, что клиенты заинтересованы в системе Интернет-банкинга, и только 5% отказались от использования системы Интернет-банкинга [8].

Результаты опроса показывают, что, хотя 25% клиентов считают, что в выбранных ими банках есть интернет-банкинг, 57% банковских экспертов говорят, что планируют внедрить его в течение года, и только 18 из 500 банков не планируют его использовать. в своих банках. По результатам социологического маркетингового исследования данные представлены в виде таблицы (таблица 1).

Результаты опроса банковских экспертов показывают, что 100% респондентов говорят, что «интернет-банкинг является одним из каналов предоставления банковских услуг», 47% респондентов считают, что «интеграция интернет-банкинга с существующей банковской системой - лучший выбор. «,»

только модель интернет-банкинга - 74% респондентов ответили «не подходит для жизни», 47% респондентов ответили, что «половина наших клиентов будет иметь собственный онлайн-счет через пять лет», а 11% ответили «банк не предоставляет достаточная поддержка для развития интернет-банкинга ».

Оказание новых видов банковских услуг в коммерческих банках страны на основе современных информационных технологий повысит эффективность электронной коммерции, систем электронных платежей и взаиморасчетов между бизнесом.

Таблица 1.

Результаты опроса банковских экспертов о тенденциях в области интернет-

банкинга (в%) [3]

Варианты ответа Полностью согласен Согласен Нейтрален Не согласен Аощташо. согласен

1 ? 3 4 5 6

Интеграция интернет-банкинга с существующей банковской системой лучший выбор 21 26 16 26 11

Интернет-банкинг один из каналов предоставления банков ских усл\т 84 16 - - -

Только модель интернет-банкинга не подходит для жизни 47 27 11 11 5

В течение пяти лет половина наших клиентов будет иметь онланн-аххаунт 29 18 24 24 5

По результатам социологического маркетингового исследования, с целью развития интернет-банкинга как инновационной банковской услуги в коммерческих банках, мы предлагаем:

1.В целях привлечения свободных средств населения и бизнеса в банковский сектор и увеличения прибыльности банка и увеличения спектра своих услуг используются системы Интернет-банкинга (интернет-банкинг, онлайн-банкинг), «банк-клиент» системы (ПК-банкинг, необходимо развивать современные банковские услуги, такие как домашний банкинг, телефонный банкинг), системы мобильного банкинга (SMS-банкинг, продвинутый SMS-банкинг, STK-банкинг, 1ЛУЛ-банкинг, WAP-банкинг).

2.Для внедрения и развития Интернет-банкинга необходимо организовать соответствующие семинары, тренинги и программы для специалистов и клиентов банка.

3.Для дальнейшего совершенствования правовой базы цифровых подписей и повышения ее безопасности необходимо широко использовать современные операционные системы, интернет-браузеры и антивирусное программное обеспечение.

4.Необходимо разработать более сложные системы интернет-банкинга, такие как возможность заказывать ссуды клиентам, вводить информацию об их счетах в их компьютеры, инициировать выпуск дополнительных банковских карт или открывать срочный вклад.

5.Необходимо открывать и вводить срочные вклады в системе Интернет-банкинга как в национальной, так и в иностранной валюте. Такая услуга позволяет клиентам банка не только быстро вложить временно свободные средства на счет, но и увидеть прирост капитала.

Использование вышеперечисленных предложений и рекомендаций обеспечит работу коммерческих банков в конкурентной среде на рынке банковских услуг, а также повысит количество и качество услуг, предоставляемых банками.

REFERENCES

1. Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 7 февралдаги «Узбекистон Республикасини янада ривожлантириш буйича Хдракатлар стратегияси тугри сида»ги ПФ-4947-сонли Фармони. // Халк сузи. 2017 йил, 8 феврал.

2.Назарова М. Тижорат банклари фаолиятида интерактив банк хизмат турлари: имкониятлар, кулайликлар ва афзалликлар. "Иктисодиёт ва таълим" журнали, 2017 йил 2-сон, 16-бет.

3.Алкориев О. Интернет-банкинг - инновацион банк хизмати. "Иктисодиёт ва инновацион технологиялар" илмий-электрон журнали. 2011 йил сентябрь, 1-сон.

4.Йулдошев О.А. Узбекистон Марказий банкининг тижорат банклари фаолиятини тартибга солиш амалиётини такомиллаштириш. И. ф. н. дисс. автореферати. -Т.,2011.11-12 б.

5.Ортиков А.О. Банклараро ракобат шароитида банк хизматлари ва уларни такомиллаштириш йуллари. Иктисод фанлари номзоди илмий даражасини олиш учун ёзилган автореферати - Тошкент, 2009. 19 б.

6.Тешабаева, О. Н. (2019). Эффективное развитие рекламной маркетинговой деятельности в современном бизнесе. In Тенденции развития мировой торговли в XXI веке (pp. 116-119).

7.Тешабаева О.Н., Зайлобиддинов Ш. «Механизмы организации предпринимательской-инвестиционной деятельности экономики Узбекистана». Финансово-правовые и инновационные аспекты инвестирования экономики региона

Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2020 Издательство: ООО "Русайнс" (Москва), стр.537-540

8.Teshabaeva O.N., Yuldasheva G.I. Development of the digital economy of the Republic of Uzbekistan // Universum: economics and jurisprudence: electron. scientific.jurnal.2020.No.7(72).

9. http: //data.worldbank. org/country

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.