Научная статья на тему 'Современные информационные технологиив образовательном процессе клинической кафедры'

Современные информационные технологиив образовательном процессе клинической кафедры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL PROCESS / COMMUNICATIVE INTERACTIONS / INFORMATIONAL TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ящук А. Г., Даутова Л. А.

Представлен опыт внедрения современных форм информационных коммуникативных взаимодействий в учебный процесс клинической кафедры: дистанционные экзаменационные консультации в режиме on-line, Skype-лекции на актуальные проблемы охраны репродуктивного здоровья молодёжи, межвузовские студенческие научно-практические конференции и совместные заседания студенческого кружка посредством телеконференций. Инновационные формы обучения на основе информационных и телекомуникационных технологий позволяют повысить качество образовательного процесса, заинтересованность студентов в предмете обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ящук А. Г., Даутова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CLINICAL DEPARTMENT

Experience of introduction of modern forms of informational communicative interactions in educational process of clinical chair is presented: distant examination consultations on-line, Skype-lectures on actual problems of protection of reproductive health of youth, interuniversity students' scientific and practical conferences and joint sessions of a students' society by means of a teleconference. Innovative models of study on the basis of information and telecommunication technologies allow to improve the quality of educational process, to raise interest of students in a training subject.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологиив образовательном процессе клинической кафедры»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 61:378.147:004.7 © А.Г. Ящук, Л.А. Даутова, 2012

А.Г. Ящук, Л.А. Даутова СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЫ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа

Представлен опыт внедрения современных форм информационных коммуникативных взаимодействий в учебный процесс клинической кафедры: дистанционные экзаменационные консультации в режиме on-line, Skype-лекции на актуальные проблемы охраны репродуктивного здоровья молодёжи, межвузовские студенческие научно-практические конференции и совместные заседания студенческого кружка посредством телеконференций. Инновационные формы обучения на основе информационных и телекомуникационных технологий позволяют повысить качество образовательного процесса, заинтересованность студентов в предмете обучения.

Ключееые слова: образовательный процесс, коммуникативные взаимодействия, информационные телекоммуникационные технологии

A.G. Yashchuk, L.A. Dautova MODERN INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CLINICAL DEPARTMENT

Experience of introduction of modern forms of informational communicative interactions in educational process of clinical chair is presented: distant examination consultations on-line, Skype-lectures on actual problems of protection of reproductive health of youth, interuniversity students' scientific and practical conferences and joint sessions of a students' society by means of a teleconference. Innovative models of study on the basis of information and telecommunication technologies allow to improve the quality of educational process, to raise interest of students in a training subject.

Key words: educational process, communicative interactions, informational telecommunication technologies

Неотъемлемым атрибутом прогрессивного сообщества является формирование информационного пространства как одного из решающих факторов социального и научнотехнического развития, роста интеллектуального потенциала и комфортного существования человечества. Современные информационные технологии позволяют радикально совершенствовать возможности получения информации, расширять творческий потенциал как личности, так и общества, в котором эта личность существует и развивается [2,6,7]. Принятая Правительством Российской Федерации «Стратегия развития информационного общества в РФ» от 7 февраля 2008г. определяет целью формирования и развития информационного общества повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [7]. Основные направления реализации настоящей «Стратегии» в области повышения качества образования и медицинского обслуживания предусматривают расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и мето-

дов обучения, в том числе и дистанционного образования.

Активное развитие системы образования в современном информационном пространстве должно носить упреждающий характер, поскольку существующая система подготовки специалистов в высшей школе должна предусматривать его будущую деятельность в условиях широкого поля компьютерных и сетевых технологий. Благодаря информационным технологиям существенно повышается качество всех видов образовательной деятельности. При аналогичных традиционным методам ресурсных затратах появляется уникальная возможность объединения для совместной научно-педагогической деятельности различных творческих коллективов и отдельных специалистов независимо от места проживания и вида профессиональной деятельности [2,4,5,6]. Исследователи выделяют три формы коммуникативных взаимодействий в информационном пространстве: безличную, межличностную и гиперпер-сональную. Безличная форма представлена взаимодействием пользователя с контентом; межличностная — коммуникационными взаимодействиями одних акторов с другими; ги-перперсональная форма отражает атмосферу, позволяющую делать выводы о степени искренности участвующих в коммуникативных

практиках акторов [1,6]. Все указанные формы могут эффективно использоваться в педагогической деятельности. Образовательный процесс профессиональной подготовки в медицинском вузе ориентирован на формирование клинического мышления, ментальности, позволяющих эффективно оценивать и моделировать клиническую ситуацию, в том числе с использованием развивающихся информационных технологий [2,3]. Следовательно, цели, содержание и, самое важное, методика обучения студентов должны разрабатываться с учетом не только реалий сегодняшнего дня, но и быть рассчитанными на долгосрочную перспективу возможностей информационных технологий будущего. В повседневной учебной деятельности должен активно использоваться весь имеющейся в настоящее время потенциал средств и методов компьютерных, сетевых технологий. Коллективом кафедры акушерства и гинекологии №2 успешно апробированы и внедрены в учебный процесс современные формы информационных коммуникативных взаимодействий: электронный

журнал успеваемости, дистанционные экзаменационные консультации в режиме on-line, Skype-лекции на актуальные проблемы охраны репродуктивного здоровья молодёжи, межвузовские студенческие научно-

практические конференции и совместные заседания студенческого кружка посредством телеконференции.

Для обеспечения всех указанных форм информационного взаимодействия, обеспечения мобильности и демократичности общения со студентами кафедра была подключена к сети Интернет, оснащена ноутбуком, Вебкамерой, видеокамерой и цифровым фотоаппаратом. В 2009 году создана страничка кафедры в социальной сети «В Контакте», на ней зарегистрировано более 600 студентов не только нашего, но и других вузов города. В текущем году начал свою работу сайт кафедры. На сайте и страничке «В Контакте» отражается вся деятельность кафедры - расписание и планы занятий, электронный журнал текущей успеваемости, доступный не только студентам, но и их родителям, обсуждаются различные клинические случаи, представленные в виде фотоснимков или видеороликов, происходит обмен мнениями. Данная форма общения со студентами повышает доступность методического и клинического ресурсов кафедры.

Учитывая значительную территориальную отдалённость учебной базы и ограниченность во времени в период подготовки к экза-

менам, помимо традиционной формы консультации студентам был предложен вариант дополнительных дистанционных Skype-консультаций в режиме on-line с непосредственным участием профессорско-

преподавательского состава кафедры. Консультации проводятся в предложенное студентами время во все дни сессии, выделенные на подготовку к экзамену по акушерству и гинекологии. Преподаватель и студенты, находясь дома у персонального компьютера, входят в согласованное время в Интернет, где по сети Skype в режиме on-line проходит консультация. Во время консультации разбираются все вопросы, клинические задачи, вызвавшие затруднения при самостоятельной подготовке. По желаниям студентов процесс консультации может быть анонимным, поскольку преподаватель и студенты работают в голосовом режиме и не видят друг друга, вопросы задаются без опасения быть узнанным и получить именное порицание в отношении плохого знания того или иного вопроса. По просьбе студентов в режиме case- технологии могут быть предложены различные схемы, алгоритмы, структурирующие тему и облегчающие подготовку к экзамену. Преподаватель не ограничивает время консультации, в полном объёме отвечая на все возникшие вопросы. Студенты, отлично владея навыками работы в информационных сетях, легко интегрируются в процесс дистанционной консультации. Студентов удовлетворяет отсутствие траты времени для поездки на кафедру для очной консультации. Прошедшие экзаменационные сессии 2010-2011 учебного года показали востребованность и высокую эффективность данной формы предэкзаменационной подготовки, позволяющей рационально использовать ограниченный временной ресурс студентов в период экзаменов, возможность мобильного получения полного объема необходимой консультативной помощи.

В 2010-2011 учебном году по многочисленным просьбам студентов начат и в текущем году продолжается цикл Skype-лекций-дискуссий на актуальные проблемы охраны репродуктивного здоровья молодёжи. Быстрое развитие перинатальных технологий, внедрение новых способов диагностики, лечения и профилактики гинекологических заболеваний, практически ежегодное расширение спектра современных методов контрацепции и ограниченность в рамках учебной программы не позволяют полностью обсудить все акушерско-гинекологические инновации на практических занятиях. В процессе обучения

на цикле акушерства и гинекологии у студентов возникает множество вопросов личного плана, которые им бы хотелось обсудить в более конфиденциальной обстановке. С целью расширения кругозора знаний студентов, повышения их информированности в вопросах охраны репродуктивного здоровья на кафедре проводятся лекции-дискуссии на темы, которые формируют сами учащиеся. Лекции-дискуссии проводятся в дистанционном информационном формате в Интернете по сети Skype в режиме on-line в вечернее время. Методика её проведения строится на использовании case - технологии (от англ. сase - портфель). До начала лекции каждый студент по электронной почте на свой почтовый ящик получает «портфель», в который входят методические материалы и мультимедийное сопровождение лекции. Продолжительность лекции не более 30 минут, большую часть времени (до 1,5 часа) занимают обсуждение и ответы на все интересующие вопросы, которые также проводятся в голосовом режиме, без визуализации друг друга. Анонимность дискуссии, неформальный вариант общения с преподавателем позволяют задавать любые «трудные» вопросы и получать на них исчерпывающий ответ. Студенты часто приглашают к участию в Skype-лекции своих друзей, учащихся других вузов, братьев или сестёр. По просьбе студентов были проведены Skype-лекции-дискуссии о современных методах контрацепции, профилактики заболеваний, ассоциированных с вирусом папилломы человека, о грудном вскармливании, патологии молочных желёз и др. Цель всех лекций - повысить информированность молодёжи в вопросах охраны репродуктивного здоровья, при этом особое влияние уделяется здоровому образу жизни, профилактике абортов. Акцентируется внимание на фактах неблагоприятного влияния алкоголя, табакокурения, токсикомании на состояние мужской и женской половой системы и последующую реализацию репродуктивной функции. Данный формат внеаудиторной работы не заменяет самоподготовку или элективные циклы, а является динамичным интерактивным лекционным циклом в ответ на вызвавшие заинтересованность студентов проблемы.

Новой формой работы студенческого научного кружка явилось межвузовское со-

трудничество на основе телекоммуникационных технологий: проведение научно-

практической конференции и совместных заседаний студенческого кружка. В течение учебного года проведены три телеконференции с кафедрой акушерства и гинекологии Волгоградского медицинского университета (заведующий кафедрой акушерства и гинекологии профессор Н.А.Жаркин). В процессе подготовки к телеконференции согласовывается тема, представляющая интерес обеим кафедрам, подбирается оптимальный временной режим телеконференции с учетом различных часовых поясов регионов-участников, определяется регламент мероприятия, количество докладчиков, время для обсуждения и обмена мнениями. При проведения телеконференций участвующие в ней студенты, клинические ординаторы, врачи-интерны овладевают навыками работы с необходимой теле-и видеоаппаратурой, осваивают культуру коммуникационного общения. Общение со сверстниками другого медицинского вуза в формате телеконференции мобилизует студентов к ответственной подготовке своих выступлений - хорошо подготовленные доклады повышают их личностную самооценку и формируют чувство гордости за свой университет.

Эффективность внедрения информационных технологий в образовательную среду клинической кафедры определяется рядом факторов, основным из которых является готовность участников учебного процесса, преподавателей и студентов к внедрению инновационных проектов. Не само компьютерносетевое оснащение учебных аудиторий является залогом успешного использования информационных технологий, а осознанная мотивация профессорско-преподавательского состава на достижение конкретных педагогических задач с применением современных технических возможностей. Использование креативных форм взаимодействия со студенческим сообществом, которое является более продвинутым пользователем информационных ресурсов, повышает их заинтересованность в предмете обучения, способствует лучшему усвоению клинического материала, развивает творческий потенциал и обеспечивает конкурентоспособность наших выпускников.

Сведения об авторах статьи:

Ящук Альфия Галимовна - д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии №2 ГБОУ ВПО БГМУ Мин-здравсоцразвития России. Адрес: 450000, г. Уфа, Ленина, 3. Тел. 8(347)264-96-50. E-mail: [email protected] Даутова Лилиана Анасовна - к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии N°2 ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцраз-вития России. Адрес: 450000, г. Уфа, Ленина, 3. Тел. 8(347)264-96-50 эл.адрес: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. - Ростов-на-Дону, 2004. - 177с.

2. Глайсснер, О.Ю. Дистанционное образование в России и мире / О.Ю.Глайснер // Вестник высшей школы. -2009.-№7.-С.27 - 34.

3. Даутова, Л.А., Кулавский В.А., Афанасьев А.А. Использование компьютерных технологий при оказании неотложной помощи больным с тяжёлой акушерской патологией: материалы научно-практической конференции. - Казань, 2000. - С.202 - 203.

4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

5. Зубрий, А.А., Шаламова, О.В. Особенности подготовки преподавателя к работе с применением информационных коммуникационных технологий в условиях информатизации общества: материалы международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». - Екатеринбург, 2011. - С.111-113.

6. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с.

7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.