Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как современная форма обучения медицинских кадров'

Дистанционное обучение как современная форма обучения медицинских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2168
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агранович Надежда Владимировна, Ходжаян Анна Борисовна, Сохач Александр Яковлевич, Щетинин Евгений Вячеславович

Проведен анализ различных методик и форм современного педагогического процесса с использованием различных информационных технологий. Показана возможность и эффективность обучения врачей на этапе последипломной и дополнительной подготовки и студентов медицинских вузов методом дистанционного обучения. Данный вид обучения в медицине не только обеспечивает удобную систему доставки информации, но и позволяет расширить тематический диапазон, сократить время обучения, не снижая качества, благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося, благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агранович Надежда Владимировна, Ходжаян Анна Борисовна, Сохач Александр Яковлевич, Щетинин Евгений Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как современная форма обучения медицинских кадров»

© Коллектив авторов, 2012 УДК 378.147-322:611(07.07)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Н. В. Агранович, А. Б. Ходжаян, А. Я. Сохач, Е. В. Щетинин Ставропольская государственная медицинская академия

Одной из особенностей современного педагогического процесса является широкое использование различных информационных технологий. Персональный компьютер и Интернет стали неотъемлемыми составляющими профессионального образования. Использование телекоммуникаций и сетевых технологий позволяет проводить обучение в тех случаях, когда учитель и ученик разделены значительным географическим расстоянием. В настоящее время дистанционное обучение (обучение на расстоянии) получает в мире все большее распространение. Высокие технологии в образовании не обошли стороной и медицину. Этот тип обучения охватывает в наибольшей степени высшее образование [2, 6].

Современное медицинское образование, его качество требует использования инновационных преобразований в технологии обучения. Использование современных информационных технологий позволяет перевести процесс обучения на качественно более высокий уровень. В результате происходит переориентация традиционного обучения на принципиально новый уровень, где изменяется роль учащегося: он становится активным участником образовательного процесса.

Студенты медицинских вузов в процессе дистанционного обучения должны приобрести всесторонние технологические знания, необходимые в будущей практике. Большая часть знаний не может быть найдена в учебнике. Чтобы полностью постичь предметную область изучения, студент полагается на различные дополнительные ресурсы. Сегодняшняя дистанционная технология позволяет проектировать и создавать информационные инструменты, которые смогут облегчить эти трудности при подготовке любой дисциплины [8].

Агранович Надежда Владимировна, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой поликлинической терапии, декан факультета послевузовского и дополнительного образования Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)370691; e-mail k-polikl@yan dex.ru.

Ходжаян Анна Борисовна, доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе Ставропольской государственной медицинской академии, заведующая кафедрой биологии с экологией Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)354982; e-mail uchpro@stgma.ru.

Сохач Александр Яковлевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой МСЭ и реабилитации с курсом гериатрии, директор института последипломного и дополнительного образования Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)370691; е-mail: Sokhach@yandex.ru.

Щетинин Евгений Вячеславович, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой патологической физиологии Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)352389; e-mail: ev.cliph@rambler.ru.

Дистанционное образование является альтернативой и дополнительного образования врачей. Особенно целесообразным удаленный доступ к информации оказывается для сельской медицины. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине.

Однако возникает вопрос: Возможно ли дистанционное обучение в медицине? Возможно ли обеспечить развитие клинических умений в дистанционном курсе без интегрированного обучения лицом к лицу?

При изучении любой медицинской специальности, в отличие от гуманитарных дисциплин, визуализация играет ключевую роль в приобретении знаний врача. Невозможно представить получение знаний по анатомии без работы в секционной, изучение гистологии без работы с микропрепаратами, изучение хирургии - без наблюдения за операциями и т. д. Можно множество раз прочесть в учебнике описание рентгенологической картины пневмонии, но не запомнить его. Но достаточно один раз увидеть рентгенограмму и запомнить ее на всю жизнь.

Естественно, что обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Дистанционное обучение не подменяется синонимом «заочного». Оно отличается от заочного обучения более удобной системой доставки информации и использованием новых технологий в процессе обучения, что позволяет расширить географию участников курса и также расширить тематический диапазон преподаваемых курсов, не снижая их качества.

Психолого-педагогические исследования показывают, что использование электронных обучающих систем со средствами визуализации способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть глубже в существо познавательных явлений. Это обусловлено активизацией работы одновременно обоих полушарий: левое полушарие привычно работает при традиционной форме обучения, а правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, активизируется при визуализации. В результате происходит творческое и профессиональное развитие личности врача.

Дистанционное образование позволяет сократить время обучения благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося, а также благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке) с помощью компьютера [4]. При дистанционном обучении обучающиеся сами регламентируют время, необходимое для усвоения учебного материала, контрольных работ и экзамена в пределах отведенного срока обучения.

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 2, 2012

Удаленный доступ к информации оказывается весьма целесообразным для сельской медицины. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине.

Особенно активно процесс внедрения дистанционных технологий обучения затронул последипломное (дополнительное) образование медиков.

Врач учится всю жизнь - такова специфика нашей профессии. Врач должен не реже чем один раз в пять лет повышать свою квалификацию, после чего ему продлевается сертификат на профессиональную деятельность на следующие пять лет. Стремление специалиста к совершенствованию знаний ставит перед образовательными учреждениями задачу оптимизации учебного процесса с учетом как отечественных традиций,так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом.

Учитывая, что большая часть обучающихся врачей заканчивала вузы более пяти лет назад, возникла необходимость построения модульной системы, которая позволяет обновить теоретические знания медицинской науки для освоения практической части по изучаемой специальности. В частности, изучение патологии конкретного заболевания включает в себя комплекс текстовых документов (электронные лекции) по анатомо-физиологическим особенностям, состоящий из модулей: анатомия, физиология, морфология. В лекции, посвященной современным методам исследования, включены модули по лабораторным, инструментальным и другим видам диагностики. Текстовый документ представлен иллюстративным материалом: таблицами, рисунками, схемами, алгоритмами диагностики и лечения, фотографиями ми-кро- и макропрепаратов, рентгено- и сонограммами, данными компьютерной томографии, сцинтиграфии, эндоскопии и пр. Все это позволяет в наглядной форме лучше усваивать теоретический материал.

Проведение обучения возможно осуществлять различными способами [1]:

- on-line, с использованием целевой аудитории посредством оборудования телемедицинских центров;

- of-line, где каждый работник индивидуально может сформировать свой график обучения самостоятельно как в рабочее время, так и в любое свободное;

- смешанный - способ с использованием целевых аудиторий для лекционных и ознакомительных курсов и индивидуальное закрепление практических навыков.

Организация дистанционного обучения медицинских работников на кафедре последипломного и дополнительного обучения включает следующие основные моменты:

- определение курсов, по которым будет производиться дистанционная подготовка;

- разработка учебных планов курсов дистанционного обучения;

- формирование групп обучаемых;

- рассылка печатных материалов по тематике курсов;

- базовый контроль знаний участников группы.

- периодически при помощи e-mail производится рассылка материалов, содержащих ссылки на рекомендуемую литературу, список теоретических знаний и практических навыков по теме, вопросы для самопроверки;

- получение, анализ и ответы на вопросы обучаемых;

- несколько раз за цикл обучения производится промежуточный контроль знаний при помощи тестирования;

- краткосрочный семинар и сдача выпускных экзаменов.

Преимущества дистанционных технологий последипломного обучения:

- делает гарантированное качество обучения доступным для всех;

- возможность обучения по месту жительства. Это позволит расширить круг обучающихся врачей, особенно из сельской местности, где недостаток кадров не позволяет на длительное время выезжать на учебу с отрывом от работы;

- экономия временных и финансовых затрат. Особенно эффективно для подготовки врачей, которые работают полный рабочий день и имеют ограниченное время для обучения;

- использование современных информационных систем: учебные социальные сети e-mail, электронные библиотеки, компьютерные конференции, виртуальные и симулированные конференции, мастер-классы, оценка знаний оп-line, тестирование;

- непосредственный контакт с известными отечественными и зарубежными специалистами: телемедицина, видеоконференции, телефонные консультации, опЧ^ обучение;

- архивирование полученных знаний.

Вместе с тем существуют определенные трудности, которые необходимо учитывать при введении в процесс обучения дистанционной формы.

Во-первых, дистанционное обучение требует значительных квалифицированных трудозатрат для разработки и производства программ, гарантирующих высокое качество обучения и, во-вторых, на наш взгляд самое главное, обеспечение контроля клинического опыта. При дистанционном обучении трудно обеспечить развитие клинических умений без интегрированного обучения «лицом к лицу», «из рук в руки». Поэтому требуется тщательное планирование для обеспечения надлежащего смешивания возможностей обучения, соответствующих временным возможностям обучающихся [5]. Эффективность и необходимость данного направления в медицине потребовали дальнейшего совершенствования и расширения диапазона использования.

Одним из возможных методов, обеспечивающих эффективность дистанционного обучения в медицине, является телемедицина (видеоконференции, видеоконсультации и т. д.). Сегодня телемедицина стала неотъемлемой частью высокопрофессионального представления в хирургии, акушерстве, терапии, кардиологии [3, 4, 7].

Наш опыт телемедицины в области обучения медицинских кадров на последипломном этапе начал формироваться два года назад, когда силами кафедры хирургических болезней и эндохирургии ФПДО СГМА и министерства здравоохранения Ставропольского края была организована телемедицинская служба краевой клинической больницы. Благодаря возможностям телемедицины регулярно проводятся:

- телеконференции для хирургов края с участием академиков РАМН Л. А. Бокерия, А. В. Покровского;

- видеосеминары по актуальным вопросам медицины с ведущими федеральными учреждениями;

- видиотрансляции из операционных для студентов и врачей, обучающихся на циклах повышения квалификации;

- консультации сложных больных с федеральными учреждениями.

За 2 года проведено 96 телеконсультаций (видеоконференций) сложных больных с ведущими учеными, специалистами федеральных клиник, дальнего зарубежья в режиме реального времени. Благодаря этим консультациям вносились значительные изменения в диагностический и лечебный процесс, внедрялись новые лечебные методики, передавалось значительное количество медицинской литературы, что, безусловно, явилось важным фактором повышения качества профессионального обучения медицинских кадров в силу своей оперативности ознакомления обучающихся с новыми знаниями и умениями.

С марта 2010 года новые технологии в обучении медицинских кадров в СГМА пополнились ещё одним инновационным направлением - открыта лаборатория инновационных технологий обучения. Основа лаборатории - виртуальные тренажерные системы, которые позволяют прививать практические навыки в условиях, приближенных к реальным. Данные инновационные технологии позволяют не только провести обучение на высоком современном уровне, но и получить объективную оценку приобретённых навыков и теоретических знаний согласно текущему уровню подготовки обучающихся: студент, интерн, врач с различным профессиональным стажем (разноуровневое сертифицирование). Проведенный анализ результатов обучения в лаборатории инновационных технологий даже за этот небольшой период времени показал значительное повышение качества практических умений специалистов и доказал необходимость включения в общий обучающий процесс данного вида обучения.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение в медицине воз-

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Н. В. АГРАНОВИЧ, А. Б. ХОДЖАЯН,

А. Я. СОХАЧ, Е. В. ЩЕТИНИН

Проведен анализ различных методик и форм современного педагогического процесса с использованием различных информационных технологий. Показана возможность и эффективность обучения врачей на этапе последипломной и дополнительной подготовки и студентов медицинских вузов методом дистанционного обучения. Данный вид обучения в медицине не только обеспечивает удобную систему доставки информации, но и позволяет расширить тематический диапазон, сократить время обучения, не снижая качества, благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося, благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке).

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, медицинский вуз

можно и позволяет эффективно решать актуальные сегодня образовательные задачи: обучения в течение всей жизни, непрерывного профессионального обучения, обучения «без границ» и в интерактивном режиме.

Литература

1. Белозерова, Е.А. Дистанционное обучение в электронном здравоохранении / Е.А. Белозерова, Б.В. Кристальный, М.Я. Натензон и др. // Информационное общество. - 2007. - Вып. 1-2. - С. 85-93.

2. Владзимирский, А.В. Телемедицинские технологии на основе Интернет: телеконсультирование и дистанционное обучение / А.В. Владзимирский // Украинский медицинский альманах. - 2003. - Т. 7, № 2. - С. 71-74.

3. Владзимирский А.В. Опыт использования телеконсультирования в клинической практике /

A.В. Владзимирский // Врач и информационные технологии. - 2004. - № 3. - С. 54-59.

4. Васильков, В.Г. Возможности использования телекоммуникационных технологий в медицине критических состояний / В.Г. Васильков,

B.С. Щукин // Вестник интенсивной терапии. -1998. - № 2. - С. 13-17.

5. Казаков, В.Н. Дистанционное обучение в медицине / В.Н. Казаков, В.Г. Климовицкий,

A.В. Владзимирский. - Донецк : ООО «Норд», 2005. - 80 с.

6. Пальцев, М.А. Траектория непрерывного развития / М.А. Пальцев // Медицинская Академия. - 2007. - № 9. - С. 3-8.

7. Симонова, Е.Г. Опыт разработки и внедрения дистанционных технологий в процессе обучения врачей-эпидемиологов по проблеме внутрибольничных инфекций / Е.Г. Симонова,

B.В. Галкин, Е.А. Белозерова // Стратегия и тактика борьбы с внутрибольничными инфекциями на современном этапе развития медицины. - М., 2005. - С. 167-168.

8. Холопов, М.В. Дистанционное обучение в медицине. http://www.mma.ru/article/id299005/ from1 - [электронный ресурс].

DISTANCE EDUCATION AS A MODERN FORM

OF MEDICAL PERSONNEL TRAINING

AGRANOVICH N. V., HODZHAYAN A. B.,

SOKHACH A. YA., SHCHETININ E. V.

The analysis of the various techniques and forms of the modern educational process is carried out using a variety of information technologies. The possibility and effectiveness of education of doctors and medical students at the stage of post-graduate and additional training by distance teaching is demonstrated. This type of training in medicine does not only provide a convenient way of delivering information, but also extends the thematic range, reduces training time without sacrificing quality due to the quickness of communication of the teacher and the learner, due to the ability to use almost all forms of training (including independent work in the electronic library).

Key words: education, distance education, medical school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.