Научная статья на тему 'Современные информационные технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе'

Современные информационные технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
350
70
Поделиться
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / "АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН" / "МОЙ ГОРОД" / "СЕРДИТЫЙ ГРАЖДАНИН"

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Малахова О. В.

В статье предпринимается попытка рассмотрения наиболее популярных и востребованных сетевых проектов, позволяющих гражданам объединяться для решения наиболее значимых проблем и влиять на решения, принимаемые органами власти. Анализируются проекты, позволяющие реализовать потребность участия активных граждан в совершенствовании окружающей их социальной и общественной «среды», высказать свое мнение по актуальным вопросам общественной и политической жизни. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу о значительном потенциале указанных проектов в случае своевременного включения государства в их реализацию.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе»

УДК 323.2:004.77

Малахова О.В. Современные информационные

технологии и сетевые ресурсы: перспективы использования в гражданском секторе

В статье предпринимается попытка рассмотрения наиболее популярных и востребованных сетевых проектов, позволяющих гражданам объединяться для решения наиболее значимых проблем и влиять на решения, принимаемые органами власти. Анализируются проекты, позволяющие реализовать потребность участия активных граждан в совершенствовании окружающей их социальной и общественной «среды», высказать свое мнение по актуальным вопросам общественной и политической жизни. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу о значительном потенциале указанных проектов в случае своевременного включения государства в их реализацию.

Ключевые слова: гражданское общество, сетевые проекты, региональные интернет-проекты, гражданская активность, «активный гражданин», «Мой город», «Сердитый гражданин».

Заметной тенденцией развития гражданского общества в России в последние годы является широкое использование интернет-пространства «для осуществления различных социально значимых общественных проектов, позволяющих максимально реализовать рациональные модели социального действия»1.

При этом «снижается спрос на «услуги» коррумпированной бюрократии, и растёт спрос на легальное государство, равным образом относящееся ко всем субъектам рынка. ... формируется запрос на демократический порядок со стороны активных групп»2.

На этом фоне в последние годы начали формироваться локальные очаги гражданской активности, которые реализуются на просторах сети Интернет. Интернет-про-станство открывает широкие возможности для апробирования различных форм организации гражданского участия и самоорганизации граждан. Люди получили инструмент, с помощью которого можно «оперативно и незатратно заниматься самоорганизацией, создавать партнерства и коалиции, объединяться в сети для достижения конкретных целей»3.

Среди этих проектов мы можем выделить целый ряд довольно успешных и популярных. «РосЯма» - ресурс, позволяющий оперативно собирать и систематизировать информацию о состоянии дорог; «Твоя территория» - «коллектор» проблем в различных сферах жизнеобеспечения города; «ДомДворДороги» - сайт, систематизирующий и пытающийся оказать содействие в решении проблем ЖКХ; «Открытые данные»

- некоммерческий проект, концентрирующий в себе открытые данные, раскрываемые государством; «Гракон» - социальная сеть гражданских активистов; «Лиза алерт»

- общественный поисковый отряд; проект «Правовое государство» предлагает гражданам обсуждать законопроекты и вносить свои предложения.

Наибольшую популярность в сети завоевал рейтинговый проект «СтопХам», основной целью которого является соблюдение равенства прав всех участников дорожного движения вне зависимости от стоимости автомобиля и должности водителя или пассажира. Организаторы движения считают, что их «проект о том, как не проехать мимо»4. Проект уже имеет свои региональные отде-

№ 4 (34) 2014 г.

ления в Санкт-Петербурге, Барнауле, Екатеринбурге, Калуге, Курске, Нижневартовске, Нижнем Новгороде, Новокузнецке, Омске, Пятигорске, Туле, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Казани.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи», которой денежные средства были выделены в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 г № 115-рп «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества». Интернет-проект имеет своих подписчиков во всех социальных и экспертных сетях, размещая там видеоотчеты о проведенных акциях, обсуждая наиболее одиозные случай нарушения прав участников дорожного движения.

Схожим по направленности является проект «РосЯма»5. Он создан с целью объединения граждан, которые столкнулись с некомпетентностью дорожных служб, которые не выполняют свои обязательства по ремонту и содержанию дорог

Заслуживает внимания региональный проект «Активный гражданин», реализуемый в Москве. На сайте проекта отмечается, что «Активный гражданин» - это «приложение для тех, кому не все равно, что происходит в Москве»6. Приложение предлагает москвичам вступать в активное обсуждение проблем, наиболее актуальных для всего города. Благодаря порталу гражданами предоставляется возможность высказать свое мнение о необходимости организации платных и бесплатных парковочных мест, ремонта домов и социальных объектов, благоустройстве придомовых территорий, работе социальных служб и др.

Активность граждан стимулируется возможностью получения «баллов» за активность, которые можно обменять на различные товары и городские услуги: парко-вочные часы, билеты в музеи и театры. Для этого необходимо как можно чаще «заходить в приложение, приглашать друзей и делиться информацией о пройденных опросах в социальных сетях»7.

В Москве реализуется целый ряд заслуживающих внимания проектов. По инициативе мэра Москвы С.С. Собянина функционирует государственная информационная система города Москвы «Наш город. Программа развития Москвы». Основной целью работы геоинформационного портала «Наш город» является выстраивание конструктивного диалога между жителями и органами исполнительной власти города Москвы по конкретным вопросам городского хозяйства. Портал позиционируется как ресурс, созданный для активных и неравнодушных москвичей, который «предоставляет возможность поучать информацию о деятельности органов власти, контролировать своевременность и качество проводимых работ на объектах городского хозяйства, сообщать о выявленных нарушениях, указывать на незаконное размещение объектов, предлагать дополнительные работы по благоустройству дворов, оценивать работу государственных учреждений, подтверждать или опровергать ответы чиновников об устранении проблем»8. Последняя возможность представляет собой интересный продукт, который позволяет не только становиться инициатором и субъектом изменений, происходящих в городе, но и контролировать работу органов исполнительной власти и конкретных чиновников по решению проблем, осуществлять мониторинг качества и профессионализма работы чиновников.

Сайт проекта дает возможность просмотра «интерактивной карты проблем», на которую нанесены объекты, сегментированные по административным округам. В настоящее время «карта проблем» содержит информацию о 124 316 нанесенных объектах, их список постоянно расширяется.

«Проблемные зоны» города сегментированы в разделах, наиболее востребованными и, соответственно, наполненных «объектами» являются: дворовые территории, многоквартирные дома, дороги, нестационарные торговые объекты, рекламные конструкции, общественный транспорт, коммерческое строительство, стройплощадки.

Для обеспечения функционирования портала и своевременной реакции органов исполнительной власти на проблемы, выявляемые гражданами, Правительство Москвы разработало и утвердило «Регламент обработки и публикации информации в государственной информационной системе города Москвы», который определяет поря-

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

док обработки и публикации информации в государственной информационной системе города Москвы.

В соответствии с указанным Регламентом запрос, поступивший на сайт, или сообщение о проблеме в течение 8 дней обрабатывается компетентным органом государственной власти. Ответ в обязательном порядке отправляется на адрес электронной почты заявителя и размещается на портале. При этом ежемесячно мэру Москвы, в Аппарат мэра и Правительство Москвы представляется доклад об основных темах и проблемах, затронутых пользователями в сообщениях, и характере реагирования на указанные проблемы органами исполнительной власти города Москвы.

Еще одним из онлайн-ресурсов, ориентированным на решение наиболее значимых проблем граждан, является ресурс «Сердитый гражданин», который видит цель своего функционирования в накоплении,обработке жалоб и поиске решения проблем жителей России с целью «улучшения качества нашей жизни и сокращения дистанции между гражданами и государством, клиентами и организациями»9. Для обеспечения эффективного взаимодействия к порталу подключено 1200 федеральных и региональных органов государственной власти, зарегистрировано 157199 участников.

Разработчиком ресурса является компания ООО «Интеллектуальные социальные системы», которая создает онлайн-проекты для взаимодействия граждан с бизнесом и органами власти. Проекты, подобные описанным выше, имеют значительных потенциал, позволяющий существенной облегчить процесс взаимодействия граждан и органов государственной власти, органов местного самоуправления для формирования эффективного механизма «обратной связи».

Компания ООО «Интеллектуальные социальные системы» в противовес проекту «Сердитый гражданин» разработал проект «Довольный гражданин», который является «открытой площадкой для коммуникации и сбора обратной связи от граждан по актуальным вопросам»10. Проект дает возможность наладить коммуникативные потоки между органами власти и гражданами, позволяет органам власти всех уровней выстроить систему доверительных отношений на основе готовности к обратной связи,

получать своевременные аналитические и статистические данные по заявлениям и предложениям граждан. Граждане при этом получают дополнительный канал давления на работу аппарата управления, «возможность получать инструкции и подсказки по разрешению тех или иных типовых ситуаций на понятном языке, вовлеченность в реальный процесс улучшения окружающей среды и уровня жизни»11.

Необходимо отметить также роль АН О «Агентство социальной информации» - ведущей экспертной организации российского некоммерческого сектора и профессиональной информационное агентство, специализирующееся на освещении гражданских инициатив. Агентство является сетевой структурой, в состав которой входят некоммерческие неправительственные организации социально значимой направленности, работающие в 20 регионах России. Базовой целью компании является «гармонизация общественных отношений, содействие росту доверия между разными секторами, организациями и людьми; создание благоприятной среды для ведения общественного диалога, развития гражданской активности и взаимной ответственности. Агентство стремится к тому, чтобы коммуникации между некоммерческими организациями, средствами массовой информации, органами государственной власти и бизнесом носили конструктивный характер и приводили к согласию и взаимопониманию, которые необходимы для совместного решения социальных проблем»12.

Это лишь часть широкого спектра заслуживающих внимания и дальнейшего анализа проектов, реализуемых в сети Интернет, которые способствуют решению наиболее значимых общественных проблем, содействуют развитию гражданских инициатив, увеличивает степень вовлеченности граждан в процесс реализации решений и мониторинга их реализации. Как мы видим, «наибольшую активности и креативность в поиске и апробации форм социальной активности проявляют региональные структуры»13. Эти проекты позволяют не только создавать условия для реализации концепции открытости и прозрачности органов власти, становятся социальным фундаментом реализации федеральных программ «Открытый регион» и «Открытый муниципалитет», но и имеют существенный потенциал в процес-

№ 4 (34) 2014 г.

се изменения механизмов взаимодействия власти и общества.

Создание и массовое развитие подобных социально востребованных и общественно-ориентированных проектов способно дополнить и расширить государственные инициативы, создать сетевые практики взаимодействия государства и институтов гражданского общества, что может стать стимулом развития и структурирования последнего.

1 Судоргин О.А. Электронное государство -реакция власти на сетевизацию общества / О.А. Судоргин // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - №2. - С. 167-170.

2 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2012 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. -124 с.

3 Пономарев С.В. Краудсорсинг: административные, политические и гражданские практики в современной России / С.В. Пономарев // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. -2013. - № 4. - С. 136-148.

4 Стопхам [Электронный ресурс] // -URL: http://stopham.su/project/ (заглавие с экрана). (03.09.2014)

5 РосЯма [Электронный ресурс] // -URL: http:// rosyama.ru/page/about/ (заглавие с экрана). (05.09.2014)

6 Активный гражданин [Электронный ресурс] // -URL: http://ag.mos.ru/ (заглавие с экрана). (03.09.2014)

7 Там же.

8 Москва - наш город [Электронный ресурс] // -URL: http://gorod.mos.ru/?show=about (заглавие с экрана). (04.09.2014)

9 Сердитый гражданин [Электронный ресурс] // -URL: http://www.angrycitizen.ru/about (заглавие с экрана). (14.09.2014)

10 Довольный гражданин [Электронный ресурс] // -URL: http://socialsys.ru/projects/hcitizen (заглавие с экрана). (05.09.2014)

11 Там же.

12 Агентство социальной информации [Электронный ресурс] // -URL: http://www.asi.org.ru/ about/ (заглавие с экрана). Дата обращения (15.09.2014)

13 Нечаев Д.Н. Модели и практики институци-онализации регионального гражданского общества в Российской Федерации (на примере Воронежской области) / Д.Н. Нечаев, Е.С. Селиванова // Среднерусский вестник общественных наук. -2010. - №2. - С. 146-154.

References

1. Sudorgin O.A. Jelektronnoe gosudarst-vo - reakcija vlasti na setevizaciju obshhestva (Electronic State - authorities' response to the setevization of the society), Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk, 2010, №2, p.p. 167-170.

2. Doklad o sostojanii grazhdanskogo obshhestva v Rossijskoj Federacii za 2012 god (Report on the state of civil society in the Russian Federation for the period of 2012), M.: Obsh-hestvennaja palata Rossijskoj Federacii, 2012, 124 p.

3. Ponomarev S.V. Kraudsorsing: admin-istrativnye, politicheskie i grazhdanskie prak-tiki v sovremennoj Rossii (Crowdsourcing: administrative, civil and political practices in contemporary Russia), Vestnik Permsk-ogo universiteta. Serija: Politologija, 2013, № 4, p.p. 136-148.

4. Stopham [e-resource], -URL: http:// stopham.su/project/ (zaglavie s jekrana). (03.09.2014).

5. RosJama [e-resource], -URL: http:// rosyama.ru/page/about/ (zaglavie s jekrana). (05.09.2014).

6. Aktivnyj grazhdanin (An active citizen) [e-resource], -URL: http://ag.mos.ru/ (zaglavie s jekrana). (03.09.2014).

7. Moskva - nash gorod (Moscow is our city) [e-resource], -URL: http://gorod.mos.ru/?-show=about (zaglavie s jekrana). (04.09.2014)

8. Serdityj grazhdanin (An angry citizen) [e-resource], -URL: http://www.angrycitizen. ru/about (zaglavie s jekrana). (14.09.2014)

9. Dovol'nyj grazhdanin (A glad citizen) [e-resource], -URL: http://socialsys.ru/ proj-ects/hcitizen (zaglavie s jekrana). (05.09.2014).

10. Agentstvo social'noj informacii (Agency of social information) [e-resource], -URL: http://www.asi. org.ru/about/ (zaglavie s jekrana). (15.09.2014)

11. Nechaev D.N. Modeli i praktiki insti-tucionalizacii regional'nogo grazhdanskogo obshhestva v Rossijskoj Federacii (na primere Voronezhskoj oblasti) (Models and practices of institutionalization of regional civil society in the Russian Federation (Voronezh region)), D.N. Nechaev, E.S. Selivanova, Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk, 2010, №2, p.p. 146-154.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК