тературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию, которые формируют у учащихся положительную мотивацию и интерес к чтению и книге.
На третьем этапе с 1.02.2012 по 8.02.2012 г. нами была проведена промежуточная психолого-педагогическая диагностика с целью определения динамики уровня развития читательского интереса младших школьников и определения эффективности проводимой нами работы в факультативе.
Опросник выявления читательских интересов и мотивов чтения по методике Н.Г. Лусканова показал, что 4 ученика, относящиеся ранее к уровню «низкая мотивация», перешли к уровню «хорошая мотивация». Также три ученика из уровня «хорошей мотивации», перешли в уровень «высокой мотивации».
Таким образом, составленная нами система занятий факультатива «Юный читатель» способствует развитию читательских интересов младших школьников, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, формированию читательской самостоятельности и творческой активности детей, содействует развитию положительной мотивации чтения. Сформировать и развивать интерес к чтению младших школьников поможет факультатив, включающий в себя не только традиционные формы, методы и приемы, но и такие нетрадиционные, как литературная игра, литературный праздник, диспут, литературная игра, мини-театр, читательская конференция. Они несут в себе большой эмоциональный заряд и помогают развивать читательские интересы.
Список литературы:
1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников». - Н.Новгород, 2006. - 124 с.
2. ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ШКОЛЫ
© Мамедова Л.В.*, Золотухина Е.Д.Ф
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 46 детский сад «Незабудка», Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Серебряный Бор
Значение взаимодействия семьи и школы в наше время зависит, прежде всего, от взаимопонимания, взаимодополнения, сотворчества школы
* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.
* Студент кафедры Педагогики и методики начального образования.
и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Авторы данной статьи рассматривают различные формы организации взаимодействия семьи первоклассника и школы, которые представлены в авторской программе «Созвездие». Данная программа может быть полезна учителям и студентам педагогических вузов при построении работы с семьей первоклассника.
В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия - создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как: И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский, С. Дапкене, Т.В. Андреева, М.И. Демков, Т.В. Воликова, В.В. Воронова, И.В. Гребенников, Н.И. Дерек-леева, А.А. Григорьева. Исследователи придавали большое значение традиционным формам работы с родителями. Однако на современном этапе развития школьного образования требуются другие формы работы с родителями. Анализ педагогической и методической литературы показал, что авторами недостаточно уделено внимание использованию нетрадиционных форм при организации взаимодействия семьи и школы.
С целью организации взаимодействия семьи первоклассника и школы нами была разработана программа «Созвездие», которая представляет собой интегрированный курс с использованием нетрадиционных форм работы с родителями. Программа адресована учителям начальных классов. Курс рассчитан на 15 часов, один час в две недели.
При разработке программы «Созвездие» мы опирались на программы, а также рекомендации по их разработке, подготовленные Н.И. Дереклеевой, В.Н. Максимочкиной, Е.О. Яременко, Е.К. Лобачевой.
Структура модели взаимодействия семьи и школы представлена нами через сочетание пяти направлений:
1. диагностика и изучение семьи;
2. просветительская работа, обучение родителей;
3. деятельность родительского актива;
4. включение родителей в воспитательный процесс;
5. подготовка учащихся к семейной жизни.
С их помощью каждый классный руководитель более компетентно сможет осуществить свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого первоклассника.
Формы работы с родителями первоклассников: Дни открытых дверей. Педагогический лекторий. Родительские конференции. Практикумы. Индивидуальные консультации. Открытые уроки. Родительские чтения. Родитель-
ские вечера. Родительский тренинг. Родительские ринги. Деловые игры. Включение родителей в воспитательный процесс. Совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе, создание классного актива, работа родительского комитета. Организация родительского всеобуча.
Предполагаемые результаты программы:
1. выстраивание системы взаимоотношений: «педагог - ребенок - родитель», по принципу «человек - человек»;
2. положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;
3. включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуго-вую деятельность;
4. единение и сплочение семьи;
5. установление взаимопонимания родителей и детей;
6. создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка;
7. овладение родителями новыми знаниями в области воспитания и психологии ребенка;
8. профилактика формирования вредных привычек и правонарушений.
Тематическое планирование представлено в таблице.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем (форма проведения) Цель
1. Знакомство(родитель-ские вечера) Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей; Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние
2. Режим дня в жизни школьника (обучающий семинар) Показать, родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
3. Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
4. Посеешь привычку пожнешь характер (практикум) Показать роль родителей, семьи в формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.
5 Познавательные игры детей (психологические разминки) Показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; воспитывать культуру домашних семейных игр.
6. Учимся слышать (круглый стол) Формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию нравственных качеств в ребенке.
7. Эмоционально состояние взрослого и ребенка (тренинг) Познакомить родителей младших школьников с таким понятием, как «стресс».
Продолжение табл. 1
Наименование разделов и тем (форма проведения) Цель
8.Садимся за уроки (обучающий семинар) Научить родителей организовать выполнение домашнего задания детьми правильно, аккуратно, быстро.
9. Воспитание трудолюбия Определить значимость трудового воспитания.
10. Воспитание у ребенка интереса к чтению (дискуссия) Научить родителей управлять домашним чтением детей, выбирать нужные книги.
11. Моя семья (родительские вечера) Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям, влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей
12. Праздник родителей и детей Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.
13. Ребенок дома (круглый стол) Формировать интерес к традициям своей семьи.
14. Итоговое родительское собрание (родительские вечера) Подведение итогов совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год.
Составленную нами программу можно разделить на разделы, где родительские собрания объединены общей для них формой.
Итак, на родительских собраниях «Знакомство», «О дружбе», «Моя семья» объединенных общей формой проведения - родительские вечера, мы использовали следующие приемы и методы: рассказ, беседа, игра, наблюдение.
Ожидаемые результаты:
1. взаимопонимание и доброжелательные отношения родитель - родитель; родитель - учитель;
2. обогащение воспитательного опыта родителей;
3. укрепление внутрисемейных отношений.
Обучающий семинар объединил родительские собрания такие, как «Режим дня в жизни школьника» и «Садимся за уроки».
Приемы и методы: рассказ, беседа, обсуждение ситуаций, проектирование.
Ожидаемые результаты:
1. развитие самостоятельности, активности, инициативы;
2. стремление к творческому использованию жизненного опыта ребенка;
3. выработка у детей самостоятельности;
4. совершенствование умений и навыков.
На родительских собраниях «Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода», «Учимся слышать» и «Ребенок дома» объединенных общей формой круглый стол, мы использовали следующие приемы и методы: беседа, обсуждение, инструктаж, практикум.
Ожидаемые результаты:
1. родители смогут разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь родители могут оказать детям;
2. создание приоритета родительского воспитания;
3. воспитание уважения, чуткого и доброжелательного отношения друг к другу.
На собрании «Посеешь привычку - пожнешь характер» форма проведения практикум, мы использовали такие методы, как: беседа, обсуждение.
Ожидаемые результаты: воспитание доброго, отзывчивого, культурного человека с высокой степенью нравственности.
На родительском собрании «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка» основной формой проведения был тренинг с элементами практикума.
Ожидаемые результаты: понимание родителями необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Таким образом, используемые нами нетрадиционные формы родительских собраний и определенные приемы и методы, побуждали родителей активно участвовать в собраниях, анализировать, обдумывать, высказывать свою точку зрения. При решении поставленных на собрании задач родители не только учились, как помочь ребенку пройти трудный период жизни, но и знакомились с возрастными особенностями первоклассника. Все это определило положительную динамику в организации взаимодействия семьи первоклассника и школы.
Итак, мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, звучит в работах многих отечественных и зарубежных ученых. Данкене С., Арендс Р., Воликова Т.В., Гребенников И.В., Сухомлинский В.А., Ибрагимова В.Н., которые придавали большое значение традиционным формам работы с родителями. Однако на современном этапе развития школьного образования требуются более современные формы (психологические игры, деловые игры, круглый стол, обучающие семинары, практикумы, семейные клубы) и методы (диалог, дискуссия, моделирование и др.) работы, направленные на организацию взаимодействия школы и семьи обучающихся.
Список литературы:
1. Галкина Ю. Социализация младших школьников в ходе взаимодействия семьи и школы при организации семейного проектирования // Воспитание в школе. - 2011. - № 2. - С. 61-63.
2. Григорьев Д.В., Кожурова О.Ю. Эффективное воспитание: школа и семья как партнеры // Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 39-51.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы. - М.: Вако, 2005. -35 с.