Научная статья на тему 'Современные формы организации взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности'

Современные формы организации взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щипанов Е. Ф., Корнеев С. А.

Современная структура организации хозяйства в условиях становления "сетевой" экономики, а также системной интеграции международных экономических отношений, национальных и региональных экономик формирует новые условия организации экономической деятельности, основанные, в первую очередь, на принципах гибкости, необходимости постоянной координации деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, минимизации трансакционных издержек при изготовлении продукции или совершении отдельных производственных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные формы организации взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности»

позволяет сделать следующие выводы:

- малые предприятия стремятся к собственному развитию и предпочитают направлять инвестиции в первую очередь на приобретение нового и модернизацию действующего оборудования, на приобретение зданий и сооружений, а также оборотных средств;

- на повышение инвестиционной активности малых предприятий значительное влияние оказывают специальные программы развития малого предпринимательства. Одновременно отсутствие таких программ может способствовать стагнации малых предприятий, так как малый сектор экономики в нашей стране не набрал ещё достаточного веса, чтобы развиваться самостоятельно без какой-либо поддержки государства;

- такие факторы, как повышение информированности и образовательного уровня руководителей и работников предприятий, участие малых предприятий в выставках-ярмарках, областных, межрегиональных и международных форумах, пропаганда положительного опыта работы малых предприятий в СМИ необходимы для развития малого бизнеса. В то же время для повышения инвестиционной активности наиболее востребованной остается финансовая поддержка предприятий.

ЩИПАНОВ Е.Ф., КОРНЕЕВ С.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Oi

01

Современная структура организации хозяйства в условиях становления "сетевой" экономики, a Z также системной интеграции международных экономических отношений, национальных и региональ- СО ных экономик формирует новые условия организации экономической деятельности, основанные, в q первую очередь, на принципах гибкости, необходимости постоянной координации деятельности от- ГМ дельных хозяйствующих субъектов, минимизации трансакционных издержек при изготовлении про- ^ дукции или совершении отдельных производственных операций. Данные обстоятельства предъявляют новые требования к организации инновационно-ориентированной инвестиционной деятельности 2

на различных уровнях иерархии экономических систем (при управлении национальными и региональ- £

о

ными инновационными системами, а также управлении инновационной деятельностью микрохозяй- а

ствующих субъектов), которая должна базироваться на комплексном использовании возможностей g

современных информационных технологий, глобальных инфокоммуникационных сетей (в том числе >.

сети Интернет), необходимых для активизации внедрения новейших технологий. 2

Для успешной реализации крупномасштабного инновационно-ориентированного инвестицион- |

ного проекта необходимо постоянное скоординированное взаимодействие его участников. При этом ®

территориальная удаленность отдельных субъектов инвестиционной деятельности в контексте уси- о

ления интеграционных процессов в мировом и национальном хозяйстве, занятых на взаимосвязанных ^

работах, может вызвать трудности в реализации проекта, и, соответственно, как результат, низкую его о

эффективность. Данные обстоятельства наряду с ускорением производственных, технологических и °

управленческих процессов на основе использования новейших инфокоммуникационных технологий 2

требуют от предприятий-участников инновационно-инвестиционного процесса использования всей *

гаммы информационных технологий как основы организации взаимодействия между ними. о

При этом по данным исследований затрат на информационные технологии субъектов финансо- о

вого сектора экономики России, проводимых консультационной компанией Gartner, доминирующая ^

роль построения сетевой инфраструктуры управления принадлежит субъектам инвестиционного и I

финансового рынка (45% в общем объеме затрат на информационные технологии). Технологические ^

инновации, направленные на внедрение информационных систем и технологий становятся особенно ™

интересны кредитно-финансовым учреждениям и транснациональным венчурным фондам ввиду обо- 5

о

стряющейся конкуренции на мировом и отечественном инвестиционных рынках, наличия клиентоо- ® риентированной стратегии, а также значительной экономии издержек, достигаемой за счет сокраще- | ния транзакционных затрат. §

Так, как отмечает M. Аоки, "в условиях высокой неопределенности и конкурентного технологи- °

ческого и рыночного развития, инновационные фирмы нуждаются в непрерывном создании и распределении между контрагентами информации, затрагивающей всю формирующуюся цепочку добавленной стоимости. Однако одновременно компании должны интегрировать и защищать специфическую информацию, имеющую критическое значение для их собственного продукта, поскольку только это гарантирует сохранение конкурентного преимущества" [9]. Это двойное условие, с одной стороны, распространения, а, с другой стороны, удержания информационных потоков, обусловливает развитие интенсивных процессов обмена и распределения технологических знаний между разными субъектами инновационно-инвестиционного процесса.

Развитие информационной, т.н. "электронной" экономики, а также становление постиндустриального уклада хозяйственных отношений обусловило появление такого феномена, как виртуальная корпорация, которая представляет собой объединение капиталов (ресурсов) различного типа - финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) электронным способом в интересах выполнения сложных уникальных инвестиционных проектов, создания инновационной продукции мирового уровня и максимально полного удовлетворения требований заказчиков.

В.Давидов и М.Мэлоун использовали термин "виртуальная корпорация" для обозначения любых новых организационных форм, жизненный цикл которых ограничен определенными временными рамками, а центральное место занимают информационные технологии [10]. И.Мартин предложил термин "кибернетическая корпорация", в основе которого лежат высокоскоростные каналы связи, заложенные в сетях Интернет и Интранет [11]. При этом необходимо отметить, что центральным системообразующим звеном функционирования виртуального предприятия, поддерживающим производство, связывающим его воедино и играющим важную роль во всех организационных аспектах, Ги включающих как управление производственными процессами, так и стратегический или внешний ¡Ё менеджмент субъекта являются телекоммуникационные технологии. М.Кастельс под сетевой формой организации понимает "организационную форму, образующуюся вокруг бизнес-проектов, появляю-д щихся в результате сотрудничества между различными компонентами разных фирм, которые объеди-□ няются в одну сетевую структуру на период работы над данным бизнес-проектом и реконфигуриру-^ ют свои сети для реализации каждого из проектов" [3].

-<> Для электронного обеспечения координации всех участников реализации проекта, повышения

эффективности работы проектной команды необходимо временное соглашение об информационной ® кооперации. При этом необходимым условием построения такого взаимодействия, базирующегося на и использовании современных информационных технологий всеми участниками сделки, является "об-ф щность интересов" всех субъектов инновационно-инвестиционного процесса, предполагающая, что

со

| интересы всех участников инновационного проекта должны простираться в едином направлении изменения внешней или внутренней среды проекта. Развитие виртуальных хозяйствующих субъек-

о

о тов основывается на различных вариантах стратегического поведения экономических агентов: на Ее основе внутренней децентрализации крупных корпораций, на основе кооперации малого, среднего и

ЕЕ крупного бизнеса, объединяющих свои ресурсы для достижения критической массы, а также в виде

о

а стратегических альянсов и партнерств между крупными корпорациями и их вспомогательными сетя-

< ми" [3].

^ Однако, виртуальный консорциум не является новой интеграционной формой осуществления

о хозяйственной деятельности, а, как отмечает исследователь сетевой экономки М.Кастельс, это лишь

о "дополнительный фактор для управления экономической деятельности, ориентирующейся на конк-

^ ретные бизнес-проекты, которые реализуются через посредство сетей различного состава и проис-

£ хождения: сеть - это предприятие" [3].

£ Одной из разновидностей организационных форм виртуальной корпорации является виртуальная ассоциация, предполагающая объединение партнеров, находящихся на удалении друг от друга,

^ сотрудничестве лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые

® структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределе-

>| ние ответственности между участниками.

5 Виртуальный консорциум как организационная форма новой экономики создается в интересах

® п

=г реализации крупных программ или выполнения сложных инновационных проектов. В рамках вирту-

2 ального консорциума могут электронным способом объединяться инвестиционные институты, пред-

§ приятия разных стран, отраслей и форм собственности, а также государственные органы власти. При

этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.

Виртуальный консорциум должен создаваться путем соответствующего отбора необходимых для реализации инновационного проекта человеческих, организационно-методических, финансовых и технологических ресурсов различных субъектов инвестиционной деятельности и их компьютерной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной структуры, наиболее приспособленной для успешной реализации проекта.

При этом целесообразным видится организация управления взаимодействием различных субъектов инновационно-инвестиционной деятельности на основе построения единого информационного поля инвестиционного проекта, которое должно формироваться на основе интеграции информационных систем и технологий отдельных субъектов инвестиционного процесса с целью образования единой системы информационных потоков инвестиционного проекта. На наш взгляд, построение такого информационного поля с целью повышения эффективности управления реализацией инвестиционного проекта может быть организовано в виде электронного консорциума управления взаимодействием субъектов инвестиционной деятельности. Исходя из этого, под электронным консорциумом будем понимать сложную открытую социально-экономико-техническую систему, предполагающую временный союз географически разобщенных субъектов инновационно-инвестиционной деятельности (хозяйствующих субъектов, венчурных фондов, банков, страховых, консалтинговых и иных компаний и прочих участников инновационного проекта), направленную на успешную реализацию инвестиционной программы или проекта на основе скоординированной предпринимательской деятельности, функционирование которой базируется на использовании современных инфокоммуникационных технологий. 2

Данная форма организации инвестиционной деятельности, направленная на создание "коллек- ^ тивного интеллекта" или корпоративного репозитария знаниевых активов посредством интеграции современных инфокоммуникационных и интеллектуальных (экспертных систем, систем поддержки □ принятия решений и т.д.) технологий, призвана обеспечить быстроту реакции отдельных участников О инновационного проекта, что, в конечном итоге, должно способствовать повышению эффективности его реализации. Кроме того, участники электронного консорциального объединения могут постоян- ^ но перестраивать конфигурацию и архитектуру бизнес-процессов с целью достижения и сохранения а максимальной эффективности в условиях динамичных изменений внешней среды. ®

Создание электронного консорциума управления взаимодействием субъектов инвестиционной о

а

деятельности в процессе реализации инвестиционного проекта возможно как на основе использова- ®

СО

ния метода проектного финансирования (с выделением проектной компании в качестве основного | субъекта инвестиционной деятельности), так и в других случаях при различных типах схем органи- ^ зации инновационно-инвестиционной деятельности. Необходимо отметить, функционирование элек- о тронного консорциума направлено на управление взаимодействием субъектов инвестиционной дея- ^ тельности в процессе реализации инвестиционного проекта на всех этапах его жизненного цикла - ^ от момента зарождении идеи до полного его завершения. ^

Поскольку ключевой проблемой функционирования электронного консорциума является обес- ^ печение эффективной совместной деятельности различных субъектов на значительном расстоянии, о видится необходимым интенсивное и комплексное использование новейших информационных и ком- 0 муникационных технологий и соответствующих им стандартов (сетевые технологии коммуникации - о локальные, региональные, корпоративные и глобальная сети; технологии и системы управления знаниями; технологии поддержки жизненных циклов (СЛЬБ-технологии)).

Электронное консорциальное объединение предполагает интеграцию, с одной стороны информационных потоков различных субъектов инновационно-инвестиционного процесса посредством создания информационной среды, т.е. отдельные модули существующих на субъектах-участниках корпоративных информационных систем и функциональных информационных технологий объединяются с использованием технологий телекоммуникационных сетей (интернет, интранет или экстранет) в единый информационный центр (сервер).

Последовательность реализации действий субъектов инвестиционной деятельности по созданию электронного консорциального объединения должна сводится к следующему набору этапов:

определение необходимого для реализации инвестиционного проекта набора информации и

о

сбор соответствующих данных;

интеграция внутри отдельных участников электронного консорциума (интеграция приложений как существующих, так и создаваемых, различных платформ и каналов связи; обеспечение технологий легкости масштабирования и удобного администрирования информационных технология-интеграция информационных систем и технологий удаленных подразделений отдельных субъектов);

интеграция информационных систем различных участников консорциального объединения в рамках построения электронного консорциума (объединение информационных систем и аппаратно-технических платформ; согласование различных политик использования, управления и администрирования информационных систем, введение организационных регламентов;

внедрение аналитических систем сопровождения реализации инвестиционного проекта (системы поддержки принятия решений).

При этом информационные потоки, касающиеся реализации инновационно-ориентированного инвестиционного проекта, проходят через единый сервисный информационный центр. Они могут быть доступны всем участникам или отдельным субъектам, которым необходима данная информация (с использованием механизма авторизации). Далее, если состав участников в долгосрочной перспективе не является постоянным и постоянно варьируется, представляется необходимым функционирование системы аутентификации, т.е. подтверждение подлинности субъекта.

Единый информационный центр может выполнять несколько функций, в том числе формирование баз данных и баз знаний, необходимых для успешной реализации инвестиционного проекта. Другой важнейшей функцией является осуществление коммерческих сделок в электронной бизнес-системе, т.е. социально-экономической системе, в которой хозяйственная деятельность экономичес-2ких субъектов осуществляется в электронном пространстве, направленными на реализацию проекта.

□I

'Т. Так, к коммерческим сделкам электронного пространства можно отнести предоставление поставщиками и подрядчиками необходимых ресурсов для реализации проекта (приобретение информацион-д ных систем, разработка проектной документации, осуществление НИОКР и т.д.), дистанционное бан-□ ковское обслуживание, операции с цифровыми деньгами, осуществление платежных операций по 2инвестиционному проекту, страховое обслуживание проекта (заключение договоров, информацион--<> ный обмен по поводу страхового события и т.д.), регистрация, ликвидация предприятий, взаимодействие с фискальными органами (электронное государство) и т.д. Кроме того, на интернет-портале ® электронного консорциального объединения представляется информация о результатах (продуктах и и услугах) инвестиционного проекта, что необходимо для их реализации в виртуальном экономичес-ф ком пространстве посредством организации электронных торговых систем (интернет-магазинов, ин-

со

| тернет-аукционов и виртуальных биржевых площадок). В качестве недостатка, присущего всем анализируемым инновационным проектам хозяйствующих субъектов Ростовской области, необходимо

о

о отметить "информационную закрытость" проектов - так, потенциальный инвестор может ознакомить-

Ел ся с интересующим инновационно-направленным проектом только лишь на выставках или ярмарках,

ЕЕ посвященных инновационному или венчурному бизнесу.

о. Кроме того, в настоящее время на региональном уровне отсутствует необходимая площадка вза-

< имодействия разработчиков проектов, потенциальных инвесторов, а также инвестиционных или ин-

^ новационных консультантов, способных оказать помощь в составлении правильного, удобного и по-

о нятного для потенциального инвестора бизнес-плана, что предопределяет необходимость интеграции

о отдельных информационных сред субъектов инновационно-инвестиционной деятельности региона в

^ рамках единого информационного пространства с целью формирования эффективной, адекватной

£ потребностям субъектов инновационного и инвестиционного бизнеса, инновационно-инвестиционной

£ инфраструктуры.

При создании электронного консорциального объединения как базовой платформы организации

^ взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности при реализации крупномасштабного инно-

® вационного проекта предполагается решение следующих основных задач:

>| предоставление эффективного доступа участников проекта к необходимым информационным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 ресурсам;

® переход к эффективным формам внедрения информационных технологий на отдельных эконо-

2 мических субъектах - участниках инвестиционного проекта и дальнейшая их унификация;

§ повышение квалификации сотрудников хозяйствующего субъекта, инвесторов и иных участни-

ков проекта.

Полномасштабное использование современных информационных технологий в управлении взаимодействием субъектов инновационно-инвестиционной деятельности на основе организации электронного консорциума способно оказать синергетический эффект на управленческий процесс различных участников крупномасштабного инновационного проекта, который состоит не только в успешности реализации проекта, но и обеспечении поступательного развития отдельных участников консорциального соглашения (предприятия - инициатора проекта, инвесторов, государственных органов власти различных иерархических уровней, отраслей и кластеров народного хозяйства).

Литература.

1. Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. 2004. № 7.

2. Иващенко A.A., Колобов Д.В., Новиков Д.А. Механизмы финансирования инновационного развития фирмы. М.: ИПУ РАН, 2005.

3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Мазур И., Шапиро В. Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход. М.: Авваллон, 2004.

5. Москвин В., Щетинин И. Специфика инновационных проектов как объектов финансирования // Инвестиции в России. 2004. № 11.

6. Пинто Дж. Управление проектами. СПб.: Питер, 2004.

7. Тарасов В.Б., Шильников П.С. Виртуальные предприятия: свойства, технология создания, компоненты инфраструктуры // Информационные технологии. 2000. № 9.

8. Товб А. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

01

01

z

9. Aoki M. Toward a comparative institutional analysis / MIT Press, 1999. □

10. Davidov W.H., M.S.Malone, The Virtual Corporation. New York: Harper, 1993. □

11. Martin J., Cybercorp: The New Business Revolution. New York: Amacom, 1996. _

Д0ВБЫШ B.E. g

I—

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ КОНКУРЕНЦИИ И |

МОНОПОЛИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ |

X

- >

О

О х

X

Институциональная структура, определяя пределы осуществления хозяйственной деятельности, ® формирует определенную структуру стимулов участников экономического обмена. Последние, в свою о очередь, должны быть ориентированы на придание импульса экономическому росту и реализацию ^

соответствующих приоритетных задач. о

о

Выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает, не столько снижение до

нуля уровня инфляции, сколько увеличение производства и инвестиций и формирование стратегии 2

государственного регулирования экономики [15; 16; 4]. и

Оценка практики функционирования рынков на соответствие модели совершенной конкуренции о

основывается на констатации формальных данных, что требует дальнейшего расширения методов о

анализа и его углубление в целях недопущения формальных оценок и своевременного и адекватного ^

применения мер антимонопольного регулирования. Выводы о необходимости его совершенствования 1

содержаться в ряде исследований [6, с. 15-25; 1, с. 101-116; 14, с. 117-131]. Актуальность принятия в ^

России современного антимонопольного законодательства как фактора повышения конкурентоспособ- ™

ности отечественной экономики и условия обеспечения стабильности делового климата, изменения 5

инфляционной динамики отмечается также Медведевым Д., Грефом Г. [5] ®

Направления институциональной трансформации антимонопольного регулирования в России, |

основные из которых будут проанализированы ниже, обозначены сегодня в проекте закона "О защи- °

те конкуренции" (см. проект Федерального Закона "О защите конкуренции", принятый Государствен- °

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.