позволяет сделать следующие выводы:
- малые предприятия стремятся к собственному развитию и предпочитают направлять инвестиции в первую очередь на приобретение нового и модернизацию действующего оборудования, на приобретение зданий и сооружений, а также оборотных средств;
- на повышение инвестиционной активности малых предприятий значительное влияние оказывают специальные программы развития малого предпринимательства. Одновременно отсутствие таких программ может способствовать стагнации малых предприятий, так как малый сектор экономики в нашей стране не набрал ещё достаточного веса, чтобы развиваться самостоятельно без какой-либо поддержки государства;
- такие факторы, как повышение информированности и образовательного уровня руководителей и работников предприятий, участие малых предприятий в выставках-ярмарках, областных, межрегиональных и международных форумах, пропаганда положительного опыта работы малых предприятий в СМИ необходимы для развития малого бизнеса. В то же время для повышения инвестиционной активности наиболее востребованной остается финансовая поддержка предприятий.
ЩИПАНОВ Е.Ф., КОРНЕЕВ С.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Oi
01
Современная структура организации хозяйства в условиях становления "сетевой" экономики, a Z также системной интеграции международных экономических отношений, национальных и региональ- СО ных экономик формирует новые условия организации экономической деятельности, основанные, в q первую очередь, на принципах гибкости, необходимости постоянной координации деятельности от- ГМ дельных хозяйствующих субъектов, минимизации трансакционных издержек при изготовлении про- ^ дукции или совершении отдельных производственных операций. Данные обстоятельства предъявляют новые требования к организации инновационно-ориентированной инвестиционной деятельности 2
на различных уровнях иерархии экономических систем (при управлении национальными и региональ- £
о
ными инновационными системами, а также управлении инновационной деятельностью микрохозяй- а
ствующих субъектов), которая должна базироваться на комплексном использовании возможностей g
современных информационных технологий, глобальных инфокоммуникационных сетей (в том числе >.
сети Интернет), необходимых для активизации внедрения новейших технологий. 2
Для успешной реализации крупномасштабного инновационно-ориентированного инвестицион- |
ного проекта необходимо постоянное скоординированное взаимодействие его участников. При этом ®
территориальная удаленность отдельных субъектов инвестиционной деятельности в контексте уси- о
ления интеграционных процессов в мировом и национальном хозяйстве, занятых на взаимосвязанных ^
работах, может вызвать трудности в реализации проекта, и, соответственно, как результат, низкую его о
эффективность. Данные обстоятельства наряду с ускорением производственных, технологических и °
управленческих процессов на основе использования новейших инфокоммуникационных технологий 2
требуют от предприятий-участников инновационно-инвестиционного процесса использования всей *
гаммы информационных технологий как основы организации взаимодействия между ними. о
При этом по данным исследований затрат на информационные технологии субъектов финансо- о
вого сектора экономики России, проводимых консультационной компанией Gartner, доминирующая ^
роль построения сетевой инфраструктуры управления принадлежит субъектам инвестиционного и I
финансового рынка (45% в общем объеме затрат на информационные технологии). Технологические ^
инновации, направленные на внедрение информационных систем и технологий становятся особенно ™
интересны кредитно-финансовым учреждениям и транснациональным венчурным фондам ввиду обо- 5
о
стряющейся конкуренции на мировом и отечественном инвестиционных рынках, наличия клиентоо- ® риентированной стратегии, а также значительной экономии издержек, достигаемой за счет сокраще- | ния транзакционных затрат. §
Так, как отмечает M. Аоки, "в условиях высокой неопределенности и конкурентного технологи- °
ческого и рыночного развития, инновационные фирмы нуждаются в непрерывном создании и распределении между контрагентами информации, затрагивающей всю формирующуюся цепочку добавленной стоимости. Однако одновременно компании должны интегрировать и защищать специфическую информацию, имеющую критическое значение для их собственного продукта, поскольку только это гарантирует сохранение конкурентного преимущества" [9]. Это двойное условие, с одной стороны, распространения, а, с другой стороны, удержания информационных потоков, обусловливает развитие интенсивных процессов обмена и распределения технологических знаний между разными субъектами инновационно-инвестиционного процесса.
Развитие информационной, т.н. "электронной" экономики, а также становление постиндустриального уклада хозяйственных отношений обусловило появление такого феномена, как виртуальная корпорация, которая представляет собой объединение капиталов (ресурсов) различного типа - финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) электронным способом в интересах выполнения сложных уникальных инвестиционных проектов, создания инновационной продукции мирового уровня и максимально полного удовлетворения требований заказчиков.
В.Давидов и М.Мэлоун использовали термин "виртуальная корпорация" для обозначения любых новых организационных форм, жизненный цикл которых ограничен определенными временными рамками, а центральное место занимают информационные технологии [10]. И.Мартин предложил термин "кибернетическая корпорация", в основе которого лежат высокоскоростные каналы связи, заложенные в сетях Интернет и Интранет [11]. При этом необходимо отметить, что центральным системообразующим звеном функционирования виртуального предприятия, поддерживающим производство, связывающим его воедино и играющим важную роль во всех организационных аспектах, Ги включающих как управление производственными процессами, так и стратегический или внешний ¡Ё менеджмент субъекта являются телекоммуникационные технологии. М.Кастельс под сетевой формой организации понимает "организационную форму, образующуюся вокруг бизнес-проектов, появляю-д щихся в результате сотрудничества между различными компонентами разных фирм, которые объеди-□ няются в одну сетевую структуру на период работы над данным бизнес-проектом и реконфигуриру-^ ют свои сети для реализации каждого из проектов" [3].
-<> Для электронного обеспечения координации всех участников реализации проекта, повышения
эффективности работы проектной команды необходимо временное соглашение об информационной ® кооперации. При этом необходимым условием построения такого взаимодействия, базирующегося на и использовании современных информационных технологий всеми участниками сделки, является "об-ф щность интересов" всех субъектов инновационно-инвестиционного процесса, предполагающая, что
со
| интересы всех участников инновационного проекта должны простираться в едином направлении изменения внешней или внутренней среды проекта. Развитие виртуальных хозяйствующих субъек-
о
о тов основывается на различных вариантах стратегического поведения экономических агентов: на Ее основе внутренней децентрализации крупных корпораций, на основе кооперации малого, среднего и
ЕЕ крупного бизнеса, объединяющих свои ресурсы для достижения критической массы, а также в виде
о
а стратегических альянсов и партнерств между крупными корпорациями и их вспомогательными сетя-
< ми" [3].
^ Однако, виртуальный консорциум не является новой интеграционной формой осуществления
о хозяйственной деятельности, а, как отмечает исследователь сетевой экономки М.Кастельс, это лишь
о "дополнительный фактор для управления экономической деятельности, ориентирующейся на конк-
^ ретные бизнес-проекты, которые реализуются через посредство сетей различного состава и проис-
£ хождения: сеть - это предприятие" [3].
£ Одной из разновидностей организационных форм виртуальной корпорации является виртуальная ассоциация, предполагающая объединение партнеров, находящихся на удалении друг от друга,
^ сотрудничестве лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые
® структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределе-
>| ние ответственности между участниками.
5 Виртуальный консорциум как организационная форма новой экономики создается в интересах
® п
=г реализации крупных программ или выполнения сложных инновационных проектов. В рамках вирту-
2 ального консорциума могут электронным способом объединяться инвестиционные институты, пред-
§ приятия разных стран, отраслей и форм собственности, а также государственные органы власти. При
этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.
Виртуальный консорциум должен создаваться путем соответствующего отбора необходимых для реализации инновационного проекта человеческих, организационно-методических, финансовых и технологических ресурсов различных субъектов инвестиционной деятельности и их компьютерной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной структуры, наиболее приспособленной для успешной реализации проекта.
При этом целесообразным видится организация управления взаимодействием различных субъектов инновационно-инвестиционной деятельности на основе построения единого информационного поля инвестиционного проекта, которое должно формироваться на основе интеграции информационных систем и технологий отдельных субъектов инвестиционного процесса с целью образования единой системы информационных потоков инвестиционного проекта. На наш взгляд, построение такого информационного поля с целью повышения эффективности управления реализацией инвестиционного проекта может быть организовано в виде электронного консорциума управления взаимодействием субъектов инвестиционной деятельности. Исходя из этого, под электронным консорциумом будем понимать сложную открытую социально-экономико-техническую систему, предполагающую временный союз географически разобщенных субъектов инновационно-инвестиционной деятельности (хозяйствующих субъектов, венчурных фондов, банков, страховых, консалтинговых и иных компаний и прочих участников инновационного проекта), направленную на успешную реализацию инвестиционной программы или проекта на основе скоординированной предпринимательской деятельности, функционирование которой базируется на использовании современных инфокоммуникационных технологий. 2
Данная форма организации инвестиционной деятельности, направленная на создание "коллек- ^ тивного интеллекта" или корпоративного репозитария знаниевых активов посредством интеграции современных инфокоммуникационных и интеллектуальных (экспертных систем, систем поддержки □ принятия решений и т.д.) технологий, призвана обеспечить быстроту реакции отдельных участников О инновационного проекта, что, в конечном итоге, должно способствовать повышению эффективности его реализации. Кроме того, участники электронного консорциального объединения могут постоян- ^ но перестраивать конфигурацию и архитектуру бизнес-процессов с целью достижения и сохранения а максимальной эффективности в условиях динамичных изменений внешней среды. ®
Создание электронного консорциума управления взаимодействием субъектов инвестиционной о
а
деятельности в процессе реализации инвестиционного проекта возможно как на основе использова- ®
СО
ния метода проектного финансирования (с выделением проектной компании в качестве основного | субъекта инвестиционной деятельности), так и в других случаях при различных типах схем органи- ^ зации инновационно-инвестиционной деятельности. Необходимо отметить, функционирование элек- о тронного консорциума направлено на управление взаимодействием субъектов инвестиционной дея- ^ тельности в процессе реализации инвестиционного проекта на всех этапах его жизненного цикла - ^ от момента зарождении идеи до полного его завершения. ^
Поскольку ключевой проблемой функционирования электронного консорциума является обес- ^ печение эффективной совместной деятельности различных субъектов на значительном расстоянии, о видится необходимым интенсивное и комплексное использование новейших информационных и ком- 0 муникационных технологий и соответствующих им стандартов (сетевые технологии коммуникации - о локальные, региональные, корпоративные и глобальная сети; технологии и системы управления знаниями; технологии поддержки жизненных циклов (СЛЬБ-технологии)).
Электронное консорциальное объединение предполагает интеграцию, с одной стороны информационных потоков различных субъектов инновационно-инвестиционного процесса посредством создания информационной среды, т.е. отдельные модули существующих на субъектах-участниках корпоративных информационных систем и функциональных информационных технологий объединяются с использованием технологий телекоммуникационных сетей (интернет, интранет или экстранет) в единый информационный центр (сервер).
Последовательность реализации действий субъектов инвестиционной деятельности по созданию электронного консорциального объединения должна сводится к следующему набору этапов:
определение необходимого для реализации инвестиционного проекта набора информации и
о
сбор соответствующих данных;
интеграция внутри отдельных участников электронного консорциума (интеграция приложений как существующих, так и создаваемых, различных платформ и каналов связи; обеспечение технологий легкости масштабирования и удобного администрирования информационных технология-интеграция информационных систем и технологий удаленных подразделений отдельных субъектов);
интеграция информационных систем различных участников консорциального объединения в рамках построения электронного консорциума (объединение информационных систем и аппаратно-технических платформ; согласование различных политик использования, управления и администрирования информационных систем, введение организационных регламентов;
внедрение аналитических систем сопровождения реализации инвестиционного проекта (системы поддержки принятия решений).
При этом информационные потоки, касающиеся реализации инновационно-ориентированного инвестиционного проекта, проходят через единый сервисный информационный центр. Они могут быть доступны всем участникам или отдельным субъектам, которым необходима данная информация (с использованием механизма авторизации). Далее, если состав участников в долгосрочной перспективе не является постоянным и постоянно варьируется, представляется необходимым функционирование системы аутентификации, т.е. подтверждение подлинности субъекта.
Единый информационный центр может выполнять несколько функций, в том числе формирование баз данных и баз знаний, необходимых для успешной реализации инвестиционного проекта. Другой важнейшей функцией является осуществление коммерческих сделок в электронной бизнес-системе, т.е. социально-экономической системе, в которой хозяйственная деятельность экономичес-2ких субъектов осуществляется в электронном пространстве, направленными на реализацию проекта.
□I
'Т. Так, к коммерческим сделкам электронного пространства можно отнести предоставление поставщиками и подрядчиками необходимых ресурсов для реализации проекта (приобретение информацион-д ных систем, разработка проектной документации, осуществление НИОКР и т.д.), дистанционное бан-□ ковское обслуживание, операции с цифровыми деньгами, осуществление платежных операций по 2инвестиционному проекту, страховое обслуживание проекта (заключение договоров, информацион--<> ный обмен по поводу страхового события и т.д.), регистрация, ликвидация предприятий, взаимодействие с фискальными органами (электронное государство) и т.д. Кроме того, на интернет-портале ® электронного консорциального объединения представляется информация о результатах (продуктах и и услугах) инвестиционного проекта, что необходимо для их реализации в виртуальном экономичес-ф ком пространстве посредством организации электронных торговых систем (интернет-магазинов, ин-
со
| тернет-аукционов и виртуальных биржевых площадок). В качестве недостатка, присущего всем анализируемым инновационным проектам хозяйствующих субъектов Ростовской области, необходимо
о
о отметить "информационную закрытость" проектов - так, потенциальный инвестор может ознакомить-
Ел ся с интересующим инновационно-направленным проектом только лишь на выставках или ярмарках,
ЕЕ посвященных инновационному или венчурному бизнесу.
о. Кроме того, в настоящее время на региональном уровне отсутствует необходимая площадка вза-
< имодействия разработчиков проектов, потенциальных инвесторов, а также инвестиционных или ин-
^ новационных консультантов, способных оказать помощь в составлении правильного, удобного и по-
о нятного для потенциального инвестора бизнес-плана, что предопределяет необходимость интеграции
о отдельных информационных сред субъектов инновационно-инвестиционной деятельности региона в
^ рамках единого информационного пространства с целью формирования эффективной, адекватной
£ потребностям субъектов инновационного и инвестиционного бизнеса, инновационно-инвестиционной
£ инфраструктуры.
При создании электронного консорциального объединения как базовой платформы организации
^ взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности при реализации крупномасштабного инно-
® вационного проекта предполагается решение следующих основных задач:
>| предоставление эффективного доступа участников проекта к необходимым информационным
5 ресурсам;
® переход к эффективным формам внедрения информационных технологий на отдельных эконо-
2 мических субъектах - участниках инвестиционного проекта и дальнейшая их унификация;
§ повышение квалификации сотрудников хозяйствующего субъекта, инвесторов и иных участни-
ков проекта.
Полномасштабное использование современных информационных технологий в управлении взаимодействием субъектов инновационно-инвестиционной деятельности на основе организации электронного консорциума способно оказать синергетический эффект на управленческий процесс различных участников крупномасштабного инновационного проекта, который состоит не только в успешности реализации проекта, но и обеспечении поступательного развития отдельных участников консорциального соглашения (предприятия - инициатора проекта, инвесторов, государственных органов власти различных иерархических уровней, отраслей и кластеров народного хозяйства).
Литература.
1. Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. 2004. № 7.
2. Иващенко A.A., Колобов Д.В., Новиков Д.А. Механизмы финансирования инновационного развития фирмы. М.: ИПУ РАН, 2005.
3. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4. Мазур И., Шапиро В. Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход. М.: Авваллон, 2004.
5. Москвин В., Щетинин И. Специфика инновационных проектов как объектов финансирования // Инвестиции в России. 2004. № 11.
6. Пинто Дж. Управление проектами. СПб.: Питер, 2004.
7. Тарасов В.Б., Шильников П.С. Виртуальные предприятия: свойства, технология создания, компоненты инфраструктуры // Информационные технологии. 2000. № 9.
8. Товб А. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
01
01
z
9. Aoki M. Toward a comparative institutional analysis / MIT Press, 1999. □
10. Davidov W.H., M.S.Malone, The Virtual Corporation. New York: Harper, 1993. □
11. Martin J., Cybercorp: The New Business Revolution. New York: Amacom, 1996. _
Д0ВБЫШ B.E. g
I—
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ОТНОШЕНИЙ КОНКУРЕНЦИИ И |
МОНОПОЛИИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ |
X
- >
О
О х
X
Институциональная структура, определяя пределы осуществления хозяйственной деятельности, ® формирует определенную структуру стимулов участников экономического обмена. Последние, в свою о очередь, должны быть ориентированы на придание импульса экономическому росту и реализацию ^
соответствующих приоритетных задач. о
о
Выход на траекторию устойчивого экономического роста предполагает, не столько снижение до
нуля уровня инфляции, сколько увеличение производства и инвестиций и формирование стратегии 2
государственного регулирования экономики [15; 16; 4]. и
Оценка практики функционирования рынков на соответствие модели совершенной конкуренции о
основывается на констатации формальных данных, что требует дальнейшего расширения методов о
анализа и его углубление в целях недопущения формальных оценок и своевременного и адекватного ^
применения мер антимонопольного регулирования. Выводы о необходимости его совершенствования 1
содержаться в ряде исследований [6, с. 15-25; 1, с. 101-116; 14, с. 117-131]. Актуальность принятия в ^
России современного антимонопольного законодательства как фактора повышения конкурентоспособ- ™
ности отечественной экономики и условия обеспечения стабильности делового климата, изменения 5
инфляционной динамики отмечается также Медведевым Д., Грефом Г. [5] ®
Направления институциональной трансформации антимонопольного регулирования в России, |
основные из которых будут проанализированы ниже, обозначены сегодня в проекте закона "О защи- °
те конкуренции" (см. проект Федерального Закона "О защите конкуренции", принятый Государствен- °
О