Научная статья на тему 'Новые управленческие технологии в деятельности современного банка: информационная и инновационная составляющие'

Новые управленческие технологии в деятельности современного банка: информационная и инновационная составляющие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахов С. О.

Активная интеграция российской экономики и ее финансовой системы в мировое экономическое и информационное пространство требуют от современных банков скорейшей адаптации к новым условиям ведения бизнеса, что объективно означает использование в процессе взаимодействия с клиентами (особенно территориально удаленными) инновационных управленческих технологий, основанных на широкомасштабном использовании самых передовых инфокоммуникационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые управленческие технологии в деятельности современного банка: информационная и инновационная составляющие»

ребители, но и производители. Это возможно лишь при планомерной либерализации сельскохозяйственного сектора, а также обслуживающих отраслей в промышленности и сфере услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демьяненко В. Сельское хозяйство России и США // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8.

2. Ливенцев Н. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.

3. Основы торговой политик и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.

4. ОЭСР. Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. Париж: Изд-во ЦИСН, 1998.

СОВРЕМЕННОГО БАНКА: ИНФОРМАЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

МАЛАХОВ С.О. ¡5

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |

яг

а

т. ш

Активная интеграция российской экономики и ее финансовой системы в мировое эко- | номическое и информационное пространство требуют от современных банков скорейшей I-адаптации к новым условиям ведения бизнеса, что объективно означает использование в процессе взаимодействия с клиентами (особенно территориально удаленными) инновацион- □ ных управленческих технологий, основанных на широкомасштабном использовании самых передовых инфокоммуникационных систем.

Высокий динамизм развития банковских информационных технологий, сравнимый, возможно, только с отраслью связи (в частности, сотовой), в сочетании с общим благоприятным

ш

Ш

О

макроэкономическим фоном (означающем, в том числе, рост благосостояния потенциальных

и реальных клиентов) стимулирует российские банки направлять значительные ресурсы о

(как финансовые, так и кадровые) на внедрение и использование новых средств поддержки ®

принятия управленческих решений в существенно диверсифицированной (и продолжающей 1

активно расширяться) среде предоставляемых ими услуг. В этой связи рыночно ориентиро- о

ванная модель устойчивого развития финансово-кредитных институтов предполагает актив- о

ную адаптацию применяемых ими информационных технологий к внешней среде функцио- ^

нирования и к специфике данных структур, с одной стороны, а также их интеграцию в единое к

информационное пространство, с другой. о.

Об этом же свидетельствует глобализация финансовой сферы, которая стала важным < фактором для формирования инновационной модели развития российских банков. На рос- ^ сийскую банковскую систему через национальных финансовых операторов воздействуют д глобальные финансовые игроки, усиливая конкуренцию организационно-экономических и о информационных инструментов позиционирования каждого конкретного банка на финан- о сово-кредитном рынке, а также на рынке информационных и финансовых банковских технологий. Иными словами, в современных условиях конкурентоспособность финансово-кре- о дитных институтов все в большей степени зависит от новых информационных технологий и ^ инноваций. £

Уже накопленный опыт реформирования российской банковской системы свидетельс- ф твует о том, что такая масштабная интервенция в их деятельность, наряду с организационно-

финансовыми технологиями, новых инфокоммуникационных технологий, естественно, пред- § полагает крупномасштабное инвестирование данных процессов. В то же время, поскольку ш

данное обстоятельство в существенной степени определяет эффективность взаимодействия |

банков с другими участниками кредитно-финансовых отношений (в том числе территори- о

ально удаленных клиентов), необходимо формирование нового подхода к исследованию ме- 9

ханизма интеграции информационных технологий в процесс указанного взаимодействия. ^

1 во

Представляется целесообразным, в условиях российских макроэкономических детерминант, в качестве одного из вариантов информационного взаимодействия участников кредитно-финансовых процессов рассматривать информационную систему 1п1ете1-банкинга, которая уже доказала свою эффективность в ведущих мировых финансово-кредитных структурах, тогда как в России такие технологии еще только начинают складываться, выявляя тенденции и противоречия на стадии технологического роста информационной вооруженности банковских структур.

Как было отмечено выше, отличительной чертой глобализации финансовой сферы является взаимозависимое развитие двух процессов - глобализации рынков (капитала, трудовых ресурсов, финансовых продуктов и др.) и информатизации. Глобализация представила новые возможности для развития сферы финансовых, информационных и коммуникационных услуг, реализованных экономическими субъектами и изменивших конкурентную среду рынков.

В финансовом секторе экономики большинство операций включают в себя услуги по аккумуляции, инвестированию и переводу денежных средств, осуществлению инвестиций. ^ Финансовые рынки в новых условиях претерпели глубокие технологические изменения в ь результате использования электронного трансферта финансовых инструментов, разработки щ производных продуктов и методов финансового инжиниринга.

Формирование стратегии развития финансово-кредитных операторов в глобальной эко-^ номике основано на управлении созданием и функционированием филиальных сетей, коИ торые с наращиванием информационного, организационно-финансового капитала банков ^ трансформируются в транснациональные, обеспечивая финансовому оператору новую тра-^ екторию роста. Такие организационно-экономические формы и методы регулирования раз-

0 вития информационно-сетевых технологий предусматривают обязательное введение в них ^ инновационной составляющей для обеспечения стратегии роста за счет клиентоориентиро-N ванных и реинжиниринговых технологий. Исключение, благодаря этому, "географической д составляющей" и временного фактора имеет большое значение для финансовых посредни-Ш ков: это позволяет повысить качество обслуживания клиентов и закрепить клиентскую базу «а, - сохранить за собой клиентов, которые меняют место жительства [1].

Кроме того, финансовые услуги идеально подходят для предоставления их в "удаленном £ режиме", поскольку не требуют физического присутствия поставщика услуг и не сопровож--Е даются перемещением материальных активов. Теоретически существующие банки и другие о. финансовые институты даже могут отказаться от создания филиалов, обслуживающих кли-® ентов в различных регионах: все функции филиала будут осуществляться через Интернет

1 в удаленном режиме. Иными словами, Интернет дает возможность создания полнофункци-о ональных "виртуальных" филиалов, которые будут осуществлять офисное обслуживание о клиентов. Таким образом, использование Интернет для предоставления услуг можно рас-^ сматривать как альтернативу филиальной сети банков и других финансовых учреждений. ^ При этом открытие "виртуального" филиала не требует больших капиталовложений, а его

использование сокращает операционные издержки - это происходит за счет снижения на-< кладных расходов на управление филиалом и за счет экономии на оплате труда. о Осуществление бизнеса через Интернет автоматически выводит любую компанию на о международный рынок, поскольку в сети отсутствуют географические ограничения. Это о расширяет рынок потенциальных клиентов для банков, поскольку высокое быстродействие о компьютеров и сетевых взаимодействий позволяет осуществлять обслуживание клиентов в о режиме "онлайн". Это означает, что современные информационные системы обеспечивают

0 интерактивное (диалоговое) взаимодействие с клиентом, а услуги могут предоставляться в реальном масштабе времени. (Для Российских банков "реальный масштаб времени" пока оз-

1 начает проведение операций "день в день"). Интерактивность взаимодействия с клиентами

0 и оперативность выполнения операций повышают качество предлагаемых услуг, что также ™ способствует закреплению клиентской базы.

§ Использование Интернет для оказания услуг приводит к усилению конкуренции: кон-^ курентами крупных банков и финансовых институтов, преимущества которых построены на

1 широкой филиальной сети, выступают мелкие финансовые посредники - как банки, так и не о банки. Следствием усиления конкуренции является снижение доходов от комиссионных за о проведение операций. Проведение операций в режиме реального времени сокращает про-(Т) центный доход банков и т.п.

Для осуществления электронных платежей были разработаны специальные способы: домашний и корпоративный банкинг, предполагающие подключение к операционной системе банка по телефонным линиям связи и известные в России как системы "клиент-банк", специализированные вычислительные сети с дополнительными функциями и услугами. Довольно быстро электронные каналы стали использоваться не только для проведения платежных операций, но и для предоставления других услуг банка, т.е. как каналы дистрибуции. В области кредитования (в том числе такого активно развивающегося, как ипотечное) услуги интернет-банкинга в настоящее время чаще всего ограничиваются заполнением и отсылкой заявки на получение ссуды, поскольку в "удаленном режиме" сложно проводить оценку заемщика.

Развитие программного обеспечения привело к тому, что большая часть операций, связанных с обслуживанием клиентов, может быть автоматизирована. В частности, до 80% всех банковских операций человек может сделать, сидя за компьютером.

Сочетание «продвинутых» программных приложений, автоматизирующих обслуживание клиентов, и сети Интернет позволяет предоставлять услуги в "удаленном режиме". Последнее означает, что клиенты обслуживаются в любом месте, где есть компьютер, мобильный ^ телефон или иное устройство, подключенное к сети Интернет. Роль офисного работника при ь этом выполняет компьютерная программ, а клиент фактически занимает самообслуживани- щ ем. При этом клиенты могут получать услуги 24 часа в сутки - поскольку все операции по обслуживанию автоматизированы, и из любой точки мира, где есть связь, поскольку Интер- ^ нет - глобальная сеть. 21

В контексте очевидных преимуществ интеграции современных инфокоммуникационных технологий в управление деятельностью банков актуализируется проблема формирования ^ адаптивной организационно-экономической структуры взаимодействия всех участников о финансово-кредитных отношений. В соответствии с передовым мировым опытом, новая финансовая система в глобальной экономике основана на стратегических альянсах и сотруд- N ничестве, которые функционируют как своего рода «товарные цепочки», ориентированные д одновременно и на производителей, и на потребителей. При этом принципиальным отли- Ш чием подобного рода альянсов является территориальная рассредоточенность участников .л, процесса взаимодействия (например, в границах отдельного региона или за его пределами). Гарантом успеха управленческой стратегии в такого типа сетевой структуре является позици- £ онирование ведущего банка внутри сети таким образом, чтобы получить конкурентное пре- -Е имущество в границах территориальной локализации, например путем такого, доказавшего & свою эффективность в мировой практике способа организации взаимодействия участников ® кредитно-финансовых отношений, как создание банковского электронного консорциума [2] х - специального способа перенесения экономической активности в Интернет-пространство. о К настоящему времени в России сформировались несколько моделей виртуального банковс- ° кого бизнеса: электронное подразделение традиционного банка, дополняющее сеть филиа- ^ лов и телефонных центров; электронный банк, учрежденный традиционным банком в виде ^ самостоятельного юридического лица со своей торговой маркой (в Германии такие банки о. называются директ-банками); виртуальный банк; агрегатор электронного финансового су- < пермаркета (банк, осуществляющий электронные продажи как своих, так и предлагаемых о другими финансовыми институтами услуг). о

Появление такого феномена в банковской сфере, как виртуальная корпорация, которая о представляет собой объединение ресурсов различного типа - финансового, технологичес- о кого, человеческого электронным способом в интересах выполнения сложных уникальных о инвестиционных проектов, создания инновационной продукции мирового уровня и макси- о мально полного удовлетворения требований заказчиков, существенно повысило российский ^ и мировой рейтинг банков-участников. 1

Для электронного обеспечения координации всех участников корпорации, повышения о эффективности работы проектной команды необходимо временное соглашение об информа- ™ ционной кооперации. При этом необходимым условием построения такого взаимодействия, § базирующегося на использовании современных информационных технологий всеми учас- ^ тниками сделки, является «общность интересов» всех субъектов инвестиционного процес- 1 са, предполагающая, что они должны простираться в едином направлении изменения вне- о шней или внутренней среды проекта [1]. В рамках такого рода виртуальной корпорации о могут электронным способом объединяться инвестиционные институты, предприятия раз- (Т)

1 62

ных стран, отраслей и форм собственности, а также государственные органы власти путем совместного скоординированного выполнения функций и построения распределенной сети бизнес-процессов.

Виртуальная корпорация должна создаваться путем соответствующего отбора необходимых для реализации инвестиционного проекта кадровых, организационно-методических, финансовых и технологических ресурсов различных участников кредитно-финансовых отношений и их компьютерной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной структуры, наиболее приспособленной для успешной реализации проекта.

При этом целесообразным видится организация управления взаимодействием различных участников на основе построения единого информационного поля, которое должно формироваться на основе интеграции информационных систем и технологий отдельных субъектов взаимодействия с целью образования адекватной и действенной системы информационных потоков. Данная форма организации взаимодействия, направленная на создание «коллективного интеллекта» посредством интеграции современных инфокоммуникационных и интел-^ лектуальных (экспертных систем, систем поддержки принятия решений и т.д.) технологий, ь призвана обеспечить быстроту реакции отдельных участников виртуальной корпорации, что, щ в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности ее функционирования. Кроме того, участники электронного объединения могут постоянно перестраивать конфигурацию и архитектуру бизнес-процессов с целью достижения и сохранения максимальной Z эффективности в условиях динамичных изменений внешней среды.

^ Создание электронной корпорации управления взаимодействием участников кредитно-^ финансовой деятельности, таким образом, можно рассматривать как форму эффективной сов-

0 местной деятельности различных субъектов на значительном расстоянии на основе использования новых стандартов (сетевые технологии коммуникации - локальные, региональные,

N корпоративные и глобальная сети; технологии и системы управления знаниями; технологии q поддержки жизненных циклов (CALS-технологии)).

Ш Это объясняется тем, что электронная корпорация предполагает интеграцию, с одной сто-«л, роны информационных потоков различных субъектов кредитно-финансового процесса посредством создания информационной среды, т.е. отдельные модули существующих на субъек-£ тах-участниках корпоративных информационных систем и функциональных информационных s технологий объединяются с использованием технологий телекоммуникационных сетей в еди-q ный информационный центр. При создании электронной корпорации в банковской сфере, та-со ким образом, возможно решение следующих основных задач: предоставление эффективного

1 доступа всех участников к необходимым информационным ресурсам; переход к эффективным о формам внедрения информационных технологий отдельными участниками и дальнейшая их о унификация; повышение квалификации сотрудников банков и иных участников проекта.

J Таким образом, полномасштабное использование современных информационных техно-^ логий в управлении взаимодействием участников кредитно-финансовой деятельности способно оказать синергетический эффект, который состоит не только в успешности реализации < конкретного общего проекта, но и обеспечении развития потенциала каждого отдельного о участника такого рода объединения (банковских структур, предприятий, физических лиц, q государственных органов власти), то есть иметь значимые социально-экономические пос-о ледствия в границах определенной территории. о

о ЛИТЕРАТУРА

0 1. Тушунов Д. Кредитная активность российских предприятий // Вопросы экономики. 2003. £ № 7.

1 2. Корнеев С., Щипанов Е. Управление инвестиции в инновационном обновлении и развитии о реального сектора экономики. Ростов-н/Д: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ,-2005.

™ 4. ИТ в банках и страховых компаниях в 2004 году // Официальный сайт консалтинговой § компании Cnews // http://www.cnews.com/

^ 5. Electronic money system security objectives. Frankfurt am Main: European Central Bank, 2003, IE May.

о 5. Survey of developments in electronic money and Internet and mobile payments. Basel: о Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements, 2004, ÖÖ March.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.