Научная статья на тему 'Современные фитнес-технологии и концепция BYOD на занятиях физической культуры в вузе'

Современные фитнес-технологии и концепция BYOD на занятиях физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PHYSICAL CULTURE / FITNESS TECHNOLOGIES / HIGHER EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PHYSICAL EDUCATION / MODERNIZATION / OPTIMIZATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ищенко Елена Борисовна, Ищенко Александр Васильевич

В статье выявлены педагогические условия, способствующие повышению интереса студентов к физической культуре и оптимизации образовательного процесса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации занятий по физической культуре в высших учебных заведениях. Цель исследования раскрыть особенности и преимущества использования современных фитнес-технологий и концепции BYOD (англ. Bring Your Own Device) в процессе занятий физической культуры студентами высшей школы. Обобщается практический опыт внедрения в сфере высшего образования России инновационных технологий в области физической культуры и спорта. В результате проведенного опроса среди студентов Южного федерального университета выявлена заинтересованность студентов в использовании современных технологий на занятиях физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ищенко Елена Борисовна, Ищенко Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern fitness technologies and the BYOD concept in physical education at a University

The article identifies pedagogical conditions that contribute to increasing students' interest in physical education and optimizing the educational process. The relevance of the research is due to the need to modernize physical education in higher education. The purpose of the article is to reveal the features and advantages of using modern fitness technologies and the BYOD concept (Bring Your Own Device) in the process of physical education by university students. The article summarizes the practical experience of implementing innovative technologies in the field of physical culture and sports in higher education in Russia. As a result of the survey conducted among students of the Southern Federal University, students' interest in using modern technologies in physical education classes was revealed.

Текст научной работы на тему «Современные фитнес-технологии и концепция BYOD на занятиях физической культуры в вузе»

педагогические науки

УДК 796

СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ И КОНЦЕПЦИЯ BYOD НА ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Ищенко Елена Борисовна, старший преподаватель; Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация Ищенко Александр Васильевич, старший преподаватель; Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация: В статье выявлены педагогические условия, способствующие повышению интереса студентов к физической культуре и оптимизации образовательного процесса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации занятий по физической культуре в высших учебных заведениях. Цель исследования -раскрыть особенности и преимущества использования современных фитнес-техноло-гий и концепции BYOD (англ. Bring Your Own Device) в процессе занятий физической культуры студентами высшей школы. Обобщается практический опыт внедрения в сфере высшего образования России инновационных технологий в области физической культуры и спорта. В результате проведенного опроса среди студентов Южного федерального университета выявлена заинтересованность студентов в использовании современных технологий на занятиях физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура; фитнес-технологии; высшее образование; инновационные технологии; физическое воспитание; модернизация; оптимизация; образовательный процесс.

MODERN FITNESS TECHNOLOGIES AND THE BYOD CONCEPT IN PHYSICAL

EDUCATION AT A UNIVERSITY

Ishchenko Elena Borisovna, Senior Lecturer: Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Ishchenko Alexander Vasilyevich, Senior Lecturer: Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia

Abstract: The article identifies pedagogical conditions that contribute to increasing students'

interest in physical education and optimizing the educational process. The relevance of the research is due to the need to modernize physical education in higher education. The purpose of the article is to reveal the features and advantages of using modern fitness technologies and the BYOD concept (Bring Your Own Device) in the process of physical education by university students. The article summarizes the practical experience of implementing innovative technologies in the field of physical culture and sports in higher education in Russia. As a result of the survey conducted among students of the Southern Federal University students' interest in using modern technologies in physical education classes was revealed.

Keywords:physical culture; fitness technologies;higher education; innovative technologies; physical education; modernization; optimization; educational process.

Для цитирования: Ищенко Е.Б., Ищенко А.В. Современные фитнес-технологии и концепция BYOD на занятиях физической культуры в ВУЗе // Наука без границ. 2020. № 4(44). С. 6-10.

For citation: Ishchenko E.B., Ishchenko A.V. Modern fitness technologies and the BYOD concept in physical education at a University // Scince without borders, 2020, no. 4(44), pp. 6-10.

В настоящее время перед преподавателями физической культуры в ВУЗах стоит несколько сложных, на первый взгляд, задач, связанных с необходимостью модернизации и оптимизации образовательного процесса в сфере высшего образования. Эти задачи заключаются в следующем - как в процессе обучения гармонично сочетать традиционные и инновационные методы и технологии обучения.

Тогда на помощь в решении этих вопросов приходит фитнес. На сегодняшний день отмечается тенденция активного применения фитнес-мето-дик в физическом воспитании студентов (пилатес, атлетическая гимнастика, функциональный тренинг, кроссфит, ходьба, бег, йога, интервальные тренировки, LOW BODY, плавание и т.д.). Фитнес на данном этапе развития формирует у молодежи мотивационный, эстетический, когнитивный, силовой и функциональный компоненты физического воспитания, а также позволяет модифицировать, варьировать, адаптировать программы занятий для урочной формы физического воспитания студентов.

Особое значение в свете новых задач приобретает разработка иннова-

ционных методик, технологий и оздоровительных программ. Собственные наблюдения и специальные исследования в этом плане показали, что в настоящее время в сфере физического воспитания появились новые термины: «инновационные технологии», «здоровьесберегающие технологии», «фитнес-технологии» и др. Существует ряд работ, касающихся исследования и раскрытия данных терминов. Исходя из них, мы можем вывести следующее определение понятия «фитнес-технологии» - это комплекс научно-обоснованных методик и приемов, направленных на улучшение оздоровительного процесса и удовлетворение потребностей студентов в двигательной активности. В настоящее время очевидно, что фитнес-техноло-гии обладают значительным потенциалом в обеспечении физкультурного образования и воспитания студентов вузов. Фитнес-технологии могут использоваться во всех видах физической культуры, обеспечивая решение задач физкультурного образования, спорта, физической реабилитации и реакции. Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований еще многие свойства и

механизмы требуют дополнительного рассмотрения, но их преимущества очевидны. Физическое воспитание студентов вуза на основе фитнес-тех-нологий позволяет значительно повысить их мотивацию к двигательной активности, повысить показатели физического развития и функциональной подготовленности. Современные исследователи сходятся во мнении, что современная программа по использованию фитнес-технологий в образовательном процессе ВУЗа направлена на повышение интереса студентов к физической культуре и приобщение их к систематическим занятиям физическими упражнениями способствует оптимизации образовательного процесса, повышает уровень физической подготовленности занимающихся, формирует комплекс двигательных и личностных потребностей и способностей, лежащих в основе компетенций личности как студента, так и преподавателя в соответствии с требованиями учебной и профессиональной деятельности.

Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о техническом аспекте реализации методик с применением фитнес-технологий в образовательном процессе. В настоящий момент появились многочисленные устройства и приложения, позволяющие следить за физической активностью и показателями здоровья человека. Поэтому в аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание работы, посвященные концепции BYOD.

В 2005 г. Р. Баллагас опубликовал свою работу под названием «BYOD -Bring Your Own Device» («Принеси с собой своё устройство»). Данная концепция заключается в смене парадиг-

мы в сознании педагогов, касающейся запрета использования мобильных устройств во время образовательного процесса. Концепция BYOD способствует активному использованию гад-жетов в процессе обучения и меняет представления обучающихся о потенциале их электронных устройств. В дальнейшем эта мысль получила свое развитие в работах множества как зарубежных, так и отечественных исследователей. Опираясь на данные современной педагогики по вопросам использования данной методики в системе российского образования, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, мы пришли к выводу, что особенно актуальной эта концепция может стать в университетах, где занятия по физической культуре либо необязательны, либо попросту не пользуются популярностью. Современные сервисы для отслеживания физической активности предоставляют возможность проводить уроки спорта удалённо. Не ставя своей целью изучение экономического и социального аспекта данного вопроса, мы, тем не менее, отметим, что преимущества данной методики заключается в отсутствии дополнительных затрат, так как BYOD подразумевает, что ученики используют не закупленные централизованно смартфоны и компьютеры, а те гаджеты, которые у них и так уже есть.

В сфере высшего образования России постепенно появляются инновационные разработки в области физической культуры и спорта. Одним из первых шагов в этом направлении стала общероссийская программа повышения физической активности «Человек идущий». Программа повышения физической активности «Человек

идущий» включает в себя командные соревнования по количеству шагов за определённый промежуток времени. Программа призвана мотивировать участников к повышению ежедневной физической двигательной активности, и направлена на увеличение количества людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Стоит подчеркнуть, что заинтересованность студентов ВУЗов-участников в поддержании престижа своего образовательного учреждения поспособствовала увеличению физической активности.

На базе ЮФУ в данный момент проводятся разработки совершенно новой концепции занятий по физической культуре - мобильного приложения для отслеживания количества шагов и общего времени ходьбы. Данное приложение предполагает альтернативу обязательному посещению занятий по физической культуре для получения зачета по дисциплине. В современных условиях жизни у студентов

нередко бывают ситуации, когда им не хватает времени для посещения выбранной секции. Именно для этого разрабатывается специальное приложение, которое предполагает отслеживание количества шагов и времени непрерывной ходьбы. Для того чтобы восполнить одно пропущенное занятие по физической культуре, студенту будет необходимо пройти 8 км или 60 мин без остановок. Мы полагаем, что данная разработка может положительно повлиять на физическое и психологическое здоровье обучающихся.

Для того чтобы оценить потенциал данной методики обучения, нами был проведен опрос среди студентов 2 и 3 курсов Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации и Института истории и международных отношений на предмет заинтересованности внедрения данной технологии в образовательный процесс. В опросе были задействованы 95 студентов, ниже изложены полученные нами результаты:

Результаты опроса

Таблица

«Это упростит отработку задолженностей и положительно скажется на успеваемости» 79 % опрошенных

«Нет, меня это не интересует» 12 % опрошенных

«Затрудняюсь ответить» 9 % опрошенных

Результаты проведенного нами опроса позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: данная технология имеет мощный потенциал; заинтересованность студентов может существенно повлиять на скорость и перспективность ее реализации.

Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. Таким образом, опираясь на многочисленные научные исследования в области внедрения современных технологий в образовательный процесс, мы можем утверждать, что это необходимая и оправданная мера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. BYOD и вузы - понятия совместимые [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www. cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/ 091812d. html (Дата обращения: 20.03.2020).

2. Козлов А.В., Молорошвило Л.Н. Фитнес-технологии как компонент физкультурного образования студентов вузов // Теория и практика физ. культуры. 2012. № 2. С. 36-39.

3. Пономорев Н.Г., Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности занятий физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2011. № 8. С. 55-60.

REFERENCES

1. BYOD i vuzy - ponyatiya sovmestimye [BYOD and Universities are the concepts compatible]. Available at: http://jre.cplire.ru/jre/oct14/3/text.pdf (accessed 20 March 2020)

2. Kozlov A.V., Moloroshvilo L.N. Fitnes-tekhnologii kak komponent fizkul'turnogo obrazovaniya studentov vuzov [Fitness technologies as component of sports education of university students]. Theory And Practice Of Physical Culture, 2012, no. 2, pp. 36-39.

3. Ponomorev N. G., Saikina E. G. Fitnes-tekhnologii kak put' povysheniya interesa i effektivnosti zanyatij fizicheskoj kul'tury [Fitness technologies as method of increase of interest and effectiveness of school lesson of physical culture]. Theory And Practice Of Physical Culture, 2011, no. 8, pp. 55-60.

Материал поступил в редакцию 06.04.2020 © Ищенко Е.Б., Ищенко А.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.