Роль государства в формировании кластеров является ключевой. Так, со стороны Правительства необходимо предусмотреть:
■ разработку комплексного подхода индивидуальных предложений инвесторам (например, льготные перевозки в другие регионы, прямой контакт с Правительством области для оперативного решения возникающих вопросов);
■ развитие комплекса транспортной инфраструктуры (современные дороги, эффективная система утилизации, оптимизация тарифной базы), что в целом повысит уровень инвестиционной привлекательности региона.
■ организацию ОЭЗ на территории округа, и/или специализированного индустриального парка (как например, Калужского) для размещения автопроизводителей и производителей комплектующих. В этом случае производители комплектующих могут размещать производство для нескольких заказчиков;
■ налаживание эффективного партнерства в сфере НИОКР;
■ привлечение частного бизнеса (создание условий для построения систем утилизации частным бизнесом и др.)
Концептуальная модель развития автомобильного кластера в округе с выходом на ожидаемые результаты приведена на рис. 1.
Таким образом, Россия - один из основных перспективных центров развития мирового автомобилестроения. Автомобильные ТНК расширяют в нашей стране производство, открывают новые заводы, организуют совместные предприятия, планируют участие в новых проектах, связанных с автомобильной отраслью. Очевидно,
что такие компании нуждаются в потенциальном рынке, таком как российский.
В этом контексте, указанные российские регионы (Новосибирская область/Красноярский край) можно считать перспективными для развития производства автомобильной техники и автомобильных компонентов, что соотносится с приоритетными целями развития автомобильной промышленности России до 2020 г.
Литература:
1. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Егоров Ю.А. Инновационное направление развития как основа социально-экономического прогресса/ в "Экономическая история мира" в 6 т./ колл.авторов; под общ. ред. проф. М.В. Коно-топова. - Т.6. Кн. 2. - Очерки экономической теории. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 345 - 484.
3. Минэкономразвития одобрило инвестпроекты в промышленных ОЭЗ на 21,3 млрд руб. // РБК. 2013. - 09 октября. URL: http:// www.rbc.ru/rbcfreenews/20131009105808.shtml
4. РА "Эксперт"
5. Magna разработает проект автокластера в Калининграде // Автостат. - 2012. - 23 ноября. URL: http://www.autostat.ru/news/ view/12055/
6. www.wikipedia.ru
УДК 338.31
СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
Кузнецова А.И., д.э.н., профессор кафедры ЭГХиСО, МУ ими. С.Ю. Витте, e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru Новиков М.А., аспирант Московского Университета имени С.Ю.Витте, e-mail: mixei-m@mail.ru
Статья посвящена исследованию факторов, которые на современном этапе развития экономических отношений обуславливают уровень рентабельности производства промышленных товаров. Рассмотрены российские и зарубежные теории, проанализированы точки зрения различных авторов и школ, выявлены их достоинства и недостатки. Предложена авторская структурно-логическая модель факторного анализа рентабельности продукции промышленного предприятия, в которой отдельный акцент сделан на финансовых факторах и источниках их возникновения.
Ключевые слова: рентабельность, продукция, производство, предприятия, прибыль, затраты.
MODERN PROFITABILITY FACTORS OF PRODUCTION OF INDUSTRIAL GOODS
Kuznetsova A., Doctor of Economics, professor, EGKHSO chair, Moscow Witte University, e-mail: alla.kuznetso@yandex.ru Novikov M., the post-graduate student, Moscow Witte University, E-mail: mixei-m@mail.ru
The article investigates the factors that at the present stage of development of economic relations cause the level ofprofitability ofproduction of manufactured goods . Considered by Russian and foreign theories analyzed in terms of different authors and schools identified their strengths and weaknesses. The author's structural logic model of factor analysis of product profitability of industrial enterprises in which a separate emphasis on financial factors and sources of their origin.
Keywords: profitability, production, manufacturing, enterprises, benefits, costs.
В хозяйственной практике промышленных предприятий на современном этапе развития экономических систем, который характеризуется трудностями преодоления последствий кризисных явлений, актуальным вопросом является анализ факторов увеличения рентабельности производства товаров промышленного назначения, обозначение детерминант их образующих. Использование полученной информации позволит субъектам хозяйствования преодолевать трудности, обеспечивать эффективное функционирование и устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Особый акцент в условиях рыночной экономики уделяется рентабельности индустриального производства поскольку он призван обеспечивать экономическую устойчивость хозяйственного комплекса государства в целом. Формирование рентабельности промышленного производства предусматривает совершенствование технологий, снабжение их необходимыми материально-техническими и финансовыми ресурсами, четкое выполнение всех технологических приемов [1]. Для того, чтобы все реализуемые мероприятия и меры были эффективными, приносили запланированную отдачу, необходимо четко осознавать все факторы, которые могут оказывать воздействие на результативные показатели работы хозяйствующего
субъекта и в частности конкретно на рентабельность производимой продукции.
Научно-обоснованное исследование факторов, влияющих на рентабельность производства, требует изучения и анализа как макроокружения и особенностей хозяйственной системы, в рамках которой функционируют предприятия, так и релевантных данных, касающихся трендов финансовых результатов и рентабельности каждой отрасли промышленности и каждого производства в отдельности. В данном контексте представляется, что тема статьи является актуальной, своевременной и интересной для изучения не только специалистам, но и широкому кругу прочих заинтересованных лиц.
Понятие рентабельности производства промышленных товаров является предметом исследования многих ученых экономистов. Важный вклад в разработку теоретических и практических аспектов рентабельности внесли такие ученые, как Бланк И.А., Кейнс Дж. М., Ковалев В.В., Маркс К., Моляков Д. С., Поддерёгин А. М., Рикардо Д., Смит А., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р., Яцюк Н.А., и другие. Экономическая сущность рентабельности выпуска продукции является сложной и дискуссионной проблемой в современной экономической теории.
Отдавая должное исследованиям указанных авторов, следует отметить, что существует еще ряд неурегулированных вопросов, связанных с интегральной оценкой и прогнозированием факторов, влияющих на рентабельность выпуска продукции промышленными предприятиями в условиях глобализации и интеграции экономических систем.
Таким образом, с учетом обозначенных проблем, приоритетов и особенностей, целью данной статьи является анализ современных факторов формирования рентабельности производства товаров промышленного назначения.
Современный уровень экономических знаний характеризуется существованием большого количества теорий и рекомендации относительно сущности, содержания и специфики управления факторами рентабельности. Не вызывает сомнения тот факт, что рентабельность производства промышленных товаров определяется многими факторами, которые отличаются как по природе, так и по характеру и степени воздействия. В целом отметим, что фактор формирования рентабельности - это определенная переменная, от которой зависят результаты деятельности субъектов хозяйствования. Прежде, чем приступить к анализу сформулируем требования, которым должны отвечать факторы влияния. Несомненно, перечень факторов может изменяться и дополняться с учетом специфики и условий производства. Но для полноценного анализа и принятия эффективных управленческих решений он должен быть достаточно полным, охватывать всю совокупность условий, повлекших изменения рентабельности выпуска продукции. Случайные факторы и те, которые существенно не влияют на величину расходов, в перечень включаться не должны.
Проведем критический анализ наиболее широко известных подходов к изучению обозначенного круга вопросов, которые существуют в рамках современных научных направлений, с целью обоснования авторской позиции в отношении исследуемой проблематики.
Как утверждают классики экономической теории, основными факторами, определяющими уровень результирующих показателей в целом, являются изменчивость, наследственность и выбор. По своей сути улучшение результата невозможно без изменений независимо от их направления, наследственность в свою очередь обеспечивает закономерность указанных изменений, а выбор - вероятность избрания из альтернативных вариантов наиболее оптимального. Очевидно, что в методологическом плане тезисы экономической теории бесспорны, однако поставленная в статье задача требует конкретики и подробного анализа. Рассмотрим в более детальном приближении состав и структуру факторов, определяющих состояние и рост рентабельности производства промышленных товаров.
Так, согласно положениям современной теории экономики предприятий, совокупность факторов, оказывающих влияние на рентабельность производства промышленных товаров, определяется условиями функционирования самого предприятия и включает в себя:
■ уровень организации производства и управления;
■ структуру капитала и его источников;
■ степень использования производственных ресурсов;
■ объем, качество и структуру продукции;
■ расходы на производство и себестоимость продукции;
■ прибыль по видам деятельности и направлениям использования [2].
Данный подход хорош тем, что он является максимально универсальным и многофункциональным, подходящим для производств любого типа, однако в нем не учитываются современные, инновационные и технологичные факторы развития производств.
В микроэкономической теории концепция регулирования рентабельности основывается на теории максимизации доходов предприятия и равенстве предельных доходов и расходов (схематическое изображение факторов, под влиянием которых изменяется рентабельность представлено на рисунке 1). Однако в данной концепции практически игнорируются финансовые аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. При этом важность учета финансовых факторов обусловлена тем, что прибыль представляет собой основной источник формирования основных фондов предприятия, а также доходов государственного бюджета.
Факторы изменения цены реализации и себестоимости изделия считаются факторами первого порядка, а все остальные - факторами второго порядка.
Зарубежные исследователи классифицируют факторы формирования и повышения рентабельности производства промышленных товаров по следующим признакам:
■ источники повышения (рост производительности труда, снижение фондоемкости и материалоемкости продукции, улучшение использования материальных ресурсов);
■ направления совершенствования производства (научно-технический прогресс, внедрение прогрессивной технологии, модернизация устаревшего оборудования, механизация и автоматизация производства, внедрение прогрессивных методов организации производства и труда);
■ место реализации (внутренние - внедрение новых технологий, модернизация оборудования, и внешние) [4].
Небезынтересной также представляется позиция представителей американской школы современного предпринимательства Haley G., Goldberg S., Corbally M., которые рассматривают промышленное предприятие как структурную единицу глобальной экономики и, исходя из этого, выделяют две укрупненные группы факторов, влияющие на его производственную деятельность в целом и, соответственно, на показатели ее определяющие (в состав этих индикаторов, в том числе входит и рентабельность выпускаемой продукции):
1. По характеру происхождения, то есть месту формирования фактора:
■ макроэкономические - связанные с деятельностью отраслей,
Рис. 1 Факторы, определяющие уровень рентабельности продукции на промышленном предприятии [31
Рис. 2 Факторы формирования и повышения рентабельности производства промышленных товаров
рынков, крупных групп предприятии регионов;
■ микроэкономические - определяются поведением отдельных групп предприятии;
■ наноэкономические - факторы, обусловленные поведением отдельных индивидуумов.
2. По способу воздействия факторы делятся на:
■ сетевые - влияют на предприятие через партнерские связи различного характера с точно известными координатами;
■ социальные - деиствуют на предприятие по причине психологических особенностеи индивидуального и группового поведения и интересов, связанных с предприятием граждан и групп.
■ экологические - определяются социально-экономическим положением в стране, деиствуют не избирательно и не имеют конкретных и постоянных адресатов.
С одной стороны, приведенная классификация имеет свои положительные стороны и представляет определенныи интерес, т.к. охватывает значительный круг факторов на самых различных уровнях, однако в этом же заключается и ее недостаток - перечень факторов слишком широк и недостаточно детализирован, что усложняет идентификацию причин проблемной ситуации и увеличивает риск того, что определяющие детерминанты так и не будут найдены.
Многие российские ученые, к числу которых относятся, например, Крылатков П.П., Кузнецова А.И., Евдокимова М.А., Шаповалова Е.С., Дёминова С.В., Никольникова Ж.В. наоборот, придерживаются той точки зрения, что при всем существующем многообразии, перечень факторов, влияющих на рентабельность продукции, должен быть максимально кратким, емким, но при этом учитывающим факторы внутреннего порядка, зависящие от производителей продукции, и носящие субъективный характер[8]; факторы внешнего порядка - не зависящие от производителей продукции и являющиеся объективными; а также экстенсивные факторы - такие, которые влияют на рентабельность путем изменения количества реализованной продукции, и интенсивные - влияющие через изменение реализационных цен и снижение себестоимости выпускаемой продукции. см. рис. 2.
Представляется, что для отечественных предприятий, которые функционируют в условиях трансформационной экономики, использование данного перечня факторов будет давать неполные и некорректные результаты, поскольку в нем не учитывается специфика развивающихся экономик, в частности наличие политических рисков и не выделены в отдельную группу, набирающие на сегодняшний день особую популярность, факторы инновационного развития.
Если Haley G., Goldberg S., Corbally M. акцентировали внимание на глобальном позиционировании предприятия, то Климова Н.В. [5] и Шамрай Л.В. [6], считают, что нет нужды анализировать факторы, на которые предприятие в любом случае повлиять не сможет, поэтому более рациональным будет сосредоточить внимание на факторах микроэкономического уровня. Исходя из этого указанные авторы выделили следующий перечень факторов (см. рис. 3):
■ соотношение регионального спроса и предложения на производимую продукцию;
■ диверсификация каналов реализации продукции;
■ качество продукции;
■ диспаритет цен (ножницы цен) на продукты аграрного производства и промышленную продукцию, выступающую элементами затрат в сельском хозяйстве.
Таким образом, на основании результатов проведенного анализа,
принимая во внимание достоинства и недостатки существующих подходов, сформулируем авторскую позицию относительно определения перечня и содержания факторов формирования и повышения рентабельности производства промышленных товаров, которая позволит уточнить и персонифицировать состав факторов с точки зрения источников их возникновения.
Аналогично с позицией зарубежных исследователей выделим несколько уровней факторов, влияющих на рентабельность производства товаров промышленного назначения, которые находятся между собой в тесной функциональной связи.
Основу усовершенствованного концептуального подхода составляет следующие уровни факторов: макроэкономические; микроэкономические; организационные; маркетинговые; инновационные.
На микроэкономическом уровне основное внимание уделено совокупности финансовых факторов, поскольку они являются определяющими для любого типа рентабельности, в том числе рентабельности товаров, рентабельности производства и всего предприятия в целом. Инновационные факторы также выведены на отдельный уровень, т.к. на современном этапе развития промышленного сектора в любом государстве необходимость внедрения инноваций объективно обусловлена необходимостью повышения эффективности производства и рентабельности выпускаемой продукции [7].
На рис. 4 представлена структурно-логическая модель факторного анализа рентабельности продукции промышленного предприятия.
Итак, все факторы, влияющие на уровень рентабельности продукции промышленного предприятия, разделены на группы. В группе, объединяющей факторы макросреды, выделено 2 уровня. В группе микросреды - факторы структурированы на 3 уровня в порядке их возрастания от общего к частному.
В данной статье особое внимание будет уделено факторам микроокружения, поскольку они отражают финансовый аспект формирования рентабельности продукции. Все остальные факторы найдут свое детальное описание в последующих исследованиях.
Факторы микроокружения представлены тремя уровнями, каждый из которых имеет свои особенности.
Факторы 1 уровня. Среди главных, общих факторов влияния на рентабельность продукции промышленного предприятия автором выделены финансовые результаты (ФР ) и расходы на организацию производства (З^), которые определяют первый исходно-затратный уровень исследования.
Факторы 2 уровня. На втором, конкретизированном уровне, следует рассмотреть влияние финансовых результатов непосредственно от прямой реализации продукции самим предприятием (ФРреал) и, так как в работе рассматривается рентабельность продукции промышленных предприятий, а у нее есть свои особенности, результатов от реализации продукции в том случае, когда используются различные маркетинговые каналы, когда выпускаемая продукция является частью в сложной многоступенчатой технологической цепочке или имеет стратегически важное назначение (ФРтпр).
Факторы 3 уровня. На третьем уровне происходит детализация процесса формирования рентабельности продукции через ценовой фактор (Ц), фактор физического объема реализации (V), уровень издержек обращения (Р ), размер других операционных доходов (Дпр) и расходов прочей операционной деятельности (Рпр).
С учетом вышеизложенного, можно отметить, что источниками
Рис. 3 Факторы, влияющие на рентабельность производства промышленной продукции
Рис. 4 Структурно-логическая модель факторного анализа рентабельности продукции промышленного предприятия
финансовых факторов, влияющих на уровень рентабельности продукции выпускаемой промышленным предприятием, являются:
■ финансовые результаты и результаты от реализации продукции различными способами и в различных схемах;
■ расходы на организацию производства;
■ ценовые индикаторы;
■ факторы физического объема реализации;
■ уровень издержек обращения;
■ размер прочих операционных доходов и прочих операционных расходов.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Результаты изучения теоретико-практических основ промышленного производства как в России, так и за рубежом позволили установить, что рентабельность выпуска продукции данного сектора народного хозяйства зависит от широкого спектра многочисленных факторов. Причем как в научной, так и в практической сфере нет однозначного мнения по поводу сущности, состава и особенностей данных факторов. Используя полученные итоги анализа, в работе был сформулирован авторский подход к определению перечня и содержания факторов формирования и повышения рентабельности производства промышленных товаров. Согласно данному подходу были выделены следующие уровни факторных признаков воздействия на результативный показатель выпуска продукции, которые находятся между собой в тесной функциональной связи: макроэкономический; микроэкономический; организационный; маркетинговый; инновационный.
на рентабельность предприятия // Креативная экономика. - 2013. -№6(78). - С.45-49.
8.Кузнецова А.И. Управление инвестиционной привлекательностью предприятий научно-промышленного комплекса / Предисл. А.Н. Ларионова. М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 208с.
Литература:
1. Бобко И.М., Прилепский Б.В. Проблемы оценки эффективности производства и продаж промышленной продукции // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2012. - Т. 2-2. - №144. - С. 124-128.
2. Идрисова З. Н. Оценка и управление стоимостью предприятия (бизнеса) / З. Н. Идрисова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. авиационный технический ун-т». - Уфа: УГАТУ, 2012. - 184с.
3. Никитенко В.Г. Основные факторы кризисных явлений в экономике предприятий // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2013. - №4(82). - С. 17-19.
4. BIR, profitability, way below target levels: stainless production sector was largely on its knees. - Clausthal-Zellerfeld: GDMB Verlag GmbH. - 2013. - 307р.
5. Климова Н.В. Оценка влияния факторов на показатели рентабельности // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №20. - С. 50-54.
6. Шамрай Л.В. Рост производительности труда как фундамент устойчивого экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №5. - С. 64-68.
7. Ульянкин А.В. Влияние факторов инновационной активности