Научная статья на тему 'Пути повышения рентабельности'

Пути повышения рентабельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8792
970
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / COST-EFFECTIVENESS / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / MEASURES TO INCREASE PROFITABILITY / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ / THE FACTORS AFFECTING THE INCREASE IN PROFITABILITY IN THE ENTERPRISE / СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / MERGERS AND ACQUISITIONS / АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИ СЛИЯНИИ И ПОГЛОЩЕНИИ / COST-BENEFIT ANALYSIS IN MERGERS AND ACQUISITIONS / СИНЕРГИЯ / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Кристина Андреевна, Павлова Юлия Александровна

Рентабельность относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Финансовое состояние это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. В каждой отрасли и сфере деятельности предприятия выделяют подходящие для них пути решения тех или иных проблем, которые касаются рентабельности. И не существуют одного или нескольких точно выведенных алгоритмов для решения проблемы повышения рентабельности. В экономической литературе говорится о множествах мероприятиях по повышению рентабельности. И все они являются решением проблем по повышению рентабельности на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREACE PROFITABILITY

Profitability relative measure of economic efficiency. Profitability comprehensively reflects the degree of efficiency in the use of material, labor and money, and others. Resources. Financial condition a set of indicators reflecting the presence, location and use of financial resources. However, the purpose of the analysis is not only and not so much to establish and assess the financial condition of the enterprise, but also to constantly work towards its improvement. In every industry and field of activity of the enterprise allocate suitable for their solutions to various problems that affect profitability. And there is one or more accurately derived algorithms to solve problems of increasing profitability. The economic literature refers to the multitude of activities to improve profitability. And they are the solution of problems to improve profitability in enterprises.

Текст научной работы на тему «Пути повышения рентабельности»

М.И. Стегней

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ .

ственно зависит от численности сельского населения репродуктивного возраста и их состояния здоровья, что, в свою очередь, определяется социально-экономическими, экологическими и бытовыми условиями в сельских населенных пунктах. Следовательно, актуализируется проблема создания новых рабочих мест на сельских территориях, возобновление социальной инфраструктуры села, поощрения инвесторов, то есть обеспечение экологического устойчивого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституц1я Украши : Офщшний вюник Украши вщ 01.10.2010. 2010 р. № 72/1 Спещальний випуск.

2. Сощально-трудовий потенщал: теор1я 1 практика / Ввдп. редактори М. 1.Долшнш, С. М. Злупко ; у двох частинах, частина 1. Кив : Наукова Думка,1994. 264 с.

3. Збарський В. К. Сощальна шфраструктура села як фактор ввдтворення робочо! сили / В. К. Збарський / Науковий вюник Нацюнального ушверситету бюресур-сш 1 природокористування Украши. Зб1рник наукових праць. 2010. Вип. 154. Ч. 1. С. 152-160.

4. Закон Украши "Про прюритетшсть сощального розвитку села та агропромислового комплексу в народному господарствГ' [Електронний ресурс] // Режим доступу :http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/400-12

5. Про затвердження правил побутового обслугову-вання населения: Постанова Кабшету М1н1стр1в Украши ввд 16 травня 1994 р. N 313л [Електронний ресурс] / Режим доступу : http://zakon.rada.gov.ua/cgibin/laws/ main.cgi?nreg=313-94-%EF&p=1314607786864503

6. Статистичний зб1рник «Соц1ально-економ1чне становище сшьських населених пункпв Украши, 2014». Державна служба статистики Украши [Електронний ресурс] / Режим доступу :http://ukrstat.gov.ua/

7. Медичне обслуговування на сел1 переживае про-цес реформування: [Електронний ресурс] / Режим доступу : http://www.mobus.com/154804.htmi.

8. 1ртищева 1.О. Державне регулювання розвитку ш-теграцшних систем в агропродовольчш сфер1 Украши в умовах глобал1зацп / 1.0. 1ртищева, Т.В. Стройко, М.1. Стегней// Науковий журнал «Актуальш проблеми еко-номши», 2013. №4. С.80-88.

CURRENT STATE OF THE INFRASTRUCTURE COMPONENT OF THE RURAL

AREAS OF UKRAINE

© 2014

M. I. Stehnei, candidate of economic sciences, associated professor of accounting and finances

Mukachevo State University, Mukachevo (Ukraine)

Annotation: The present state of the infrastructure component of rural areas has been analyzed in this article. Composition and value of infrastructure in the quality of life of the rural population have been generalized. The estimation of the individual parameters of the current state of infrastructure of Ukrainian villages has been made and ways of its improvement have been defined.

Keywords: rural areas, infrastructure, quality of life and environmental sustainability.

УДК 338.24.01

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

© 2014

К.А. Тимофеева, магистратура, кафедра «Финансы и кредит» Ю.А. Павлова, магистратура, кафедра «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. В каждой отрасли и сфере деятельности предприятия выделяют подходящие для них пути решения тех или иных проблем, которые касаются рентабельности. И не существуют одного или нескольких точно выведенных алгоритмов для решения проблемы повышения рентабельности. В экономической литературе говорится о множествах мероприятиях по повышению рентабельности. И все они являются решением проблем по повышению рентабельности на предприятиях.

Ключевые слова: Рентабельность, мероприятия по повышению рентабельности, факторы, влияющие на увеличение показателей рентабельности на предприятии, слияния и поглощения, анализ рентабельности при слиянии и поглощении, синергия.

В текущих условиях большой рыночной конкуренции компаниям необходимо искать наиболее эффективные методы для развития бизнеса, повышения конкурентоспособности, роста рентабельности и стоимости. В настоящее время одним из самых эффективных способов развития компании является стратегия слияния и поглощения.

В процессе слияния и поглощения бизнеса происходит либо объединение двух компаний, при котором одна из них теряет свою марку [1, с. 30], либо приобретение одной компанией подавляющей доли в капитале другой с последующим контролем ее деятельности [2, с. 115]. Указанные образования представляют собой сложные, а в отдельных случаях уникальные по структуре и компонентам субъекты экономических отношений, требующих значительных вложений капитала нескольких собственников и предусматривающих информированность его участников в процессе вложения финансовых ресур-

сов, их обращения и определения финансовых результатов [3, с. 100].

Цель любой экономической деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности.

Таким образом, для принятия оптимального решения по выработке стратегии в отношении рассматриваемой компании необходимо на базе финансовой отчетности провести аналитические расчеты и анализ качественных и количественных показателей.

При этом наиболее важной составляющей анализа являются прибыль и рентабельность, которые служат основой для формирования денежных потоков, платежеспособности, коммерческой активности, оборачиваемости активов и фондоотдачи.

Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к сред-

негодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

Р =

П * 100 Оф + Ос

Где Р — уровень рентабельности, %;

П — прибыль;

ОФ—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

Ос — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью, а именно путей повышения показателей рентабельности представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности.

Вопросы рентабельности были и будут являются предметом особого внимания ведущих ученых-финансистов, аналитиков и практиков. Им посвящены монографии, многочисленные статьи в периодической печати, специальные разделы и параграфы в учебных пособиях финансовому анализу.

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность.

Так или иначе, рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение.

Коэффициентный анализ целесообразно начать с рентабельности, стоимостным показателем которой является прибыль, являющаяся основой финансового благополучия. Под рентабельной деятельностью компании подразумевается получение прибыли. В отчете о прибылях и убытках содержатся несколько показателей прибыли, характеризующие разные промежуточные итоги деятельности предприятия [4, с.750]:

- Валовая прибыль (Рв)

- Прибыль от продаж (Рп)

- Прибыль до налогообложения (Рн)

- Операционная прибыль (Ро)

- Чистая прибыль (Рч)

Сопоставление работы компаний, различных по размеру и масштабу деятельности, только на основе стоимостных показателей прибыли может быть неполным, даже при уточнении прибыли. Относительными коэффициентами, восполняющими этот пробел, являются коэффициенты рентабельности:

1. Коэффициент рентабельности продаж,

Р

яоз=—

N

Где, N - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без налогов)

2. Коэффициент рентабельности активов, Кра = Рч/0,5*(В0+В1)_

ROA = — *(В0 + В1) 0,5

Где, 0,5*(В0+В1) - средний за период итог бухгалтерского баланса.

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала,

ROE=— *(СК0 + СК1) 0,5

Где, 0,5*(СК0+СК1) - средняя за период величина собственного капитала, равная чистым активам.

4. Коэффициент рентабельности продаж на основе валовой прибыли,

Р

ROS= — N

Анализируя эти коэффициенты поглощаемой компании, следует рассматривать их долгосрочную динамику.

В ходе анализа целесообразности приобретения компании важную роль играет показатель рентабельности инвестиций (Return On Invested Capital - ROIC), который в отечественном анализе используется недостаточно и рассчитывается как отношение чистой операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов к инвестированному капиталу.

ROIC показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждую денежную единицу активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы компании. Поскольку при расчете этого коэффициента используются балансовые данные о величине активов, при высокой их рыночной стоимости рентабельность активов оказывается завышенной. Высокая рентабельность активов может достигаться за счет снижения платежеспособности (недостаточности оборотных активов), что приводит к повышению рисков и как следствие - к увеличению издержек по привлечению капитала [5, с.280].

Собственников компании интересует не только общая эффективность используемых ресурсов, но и эффективность использования предоставленных ими ресурсов, т.е. рентабельность собственного капитала - показывает, сколько чистой прибыли приходится на каждую единицу собственного капитала. Следует помнить, собственный капитал представлен не только акционерным капиталом, но и нераспределенной прибылью, резервами и дополнительным капиталом. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов компании или, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов (т.е. компании, осуществляющие свое развитие за счет заемных средств, с позиций акционеров более выгодны, так как обеспечивают большую прибыль на вложенный ими капитал). Расчет этого показателя следует осуществлять не только по балансовым данным, но и на основе рыночной стоимости собственного капитала.

Расчет чистой прибыли от основной деятельности в международной практике рекомендуется начинать с чистой прибыли до выплаты процентов и налогов, включающей большинство доходов и расходов, за исключением дохода и расхода по процентам, прибыли и убытков от чрезвычайных операций, прибыли от инвестиций в основную деятельность. Скорректированный налог на прибыль должен показать сумму налога на прибыль от основной деятельности. В отчете о прибылях и убытках указывается общая сумма налогов по всем видам деятельности, из которых необходимо выделить составляющую налогов, приходящуюся на основную деятельность. Алгоритм такого расчета: TP + TZ - TP * —TP'

где НП - налог на прибыль (из отчета о прибылях и убытках); НЗ - налоговая защита процентных платежей; НПпп - налог на прибыль по процентам полученным; НПпр - налог на прибыль от других видов деятельности.

Данный коэффициент является ключевым при ана-

лизе рентабельности поглощаемой компании, поскольку очищен от факторов, не связанных с основной деятельностью [6, с.77].

При проведении анализа финансовой отчетности на этапе подготовки сделки по слиянию и поглощению помимо анализа рентабельности используются группы коэффициентов платежеспособности, коммерческой активности, структуры капитала, которые рассматриваются с позиций возможности формирования денежных потоков после поглощения, снижения рисков, повышения рентабельности бизнеса.

Выгода каждого слияния и поглощения проявляется в росте стоимости бизнеса.

Ожидаемый чистый дисконтированный доход приобретаемой компании должен покрывать все оттоки, связанные с осуществлением этой сделки, а рентабельность — превышать средневзвешенную стоимость всех источников финансирования.

Однако возможна ситуация, когда с учетом всех особенностей сделки и по результатам оценки всех возможных в данной ситуации синергий и сопоставления их с затратами на проведение сделки компания в итоге выходит на отрицательное значение эффекта синергии. В этом случае компания-покупатель, несмотря на возможность достижения отдельных положительных эффектов, откажется от проведения сделки М&А, так как совокупный эффект синергии окажется отрицательным и приведет к снижению комбинированной стоимости обеих фирм [7, с.140].

В этом случае компания вынуждена изыскивать другие пути улучшения деятельности компании.

В каждой отрасли и сфере деятельности предприятия выделяют подходящие для них пути решения тех или иных проблем, которые касаются рентабельности. И не существуют одного или нескольких точно выведенных алгоритмов для решения проблемы повышения рентабельности.

В экономической литературе говорится о множествах мероприятиях по повышению рентабельности. И все они являются решением проблем по повышению рентабельности на предприятиях.

И так рассмотрим основные:

- развитие наиболее прогрессивных отраслей;

- рациональное размещение объединений, предприятий;

- повышение удельного веса специализированного производства;

- применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

Также, к факторам повышения рентабельности можно отнести:

- факторы по основным источникам повышения рентабельности (правильное определение оптимального количества используемых ресурсов; увеличение объема выпуска и реализации продукции; повышение конкурентоспособности продукции);

- факторы, связанные с основными направлениями развития и совершенствования производства (ускорение научно-технического прогресса; повышение технического уровня производства; структурная перестройка экономики; разгосударствление и приватизация государственной собственности).

Выделяют также:

- Факторы внешней среды (налоговая система, система кредитования и т.д.);

- Факторы внутренней среды (снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; прирост мощности; повышение производительности труда).

Рассмотрим основные рекомендации, которые предлагают для повышения рентабельности на предприятие/ производстве/фирме:

- Использование факторинга.

Катализатором бизнеса, как известно, являются день-

ги. Одним из самых доступных способов получения необходимых средств является факторинг.

Факторинг - комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.

Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям. Кроме того, факторинг помогает обеспечить потребность предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы. [1,с.12]

Преимущества факторинга:

1. При правильно составленном договоре финансирования под уступку денежного требования происходит расщепление ответственности между фактором и клиентом, в то время как бремя кредита клиент несет практически единолично.

2. Поставщик экономит на расходах по оформлению кредитного договора, не платит проценты за пользование чужими деньгами, от него не требуется при наступлении срока погашения кредита производить мобилизацию денежных средств, изымая их из оборота.

3. Факторинговые компании могут дополнительно предоставлять своим клиентам услуги по страхованию рисков, связанных с неполной оплатой товаров, просрочкой платежа или изменением валютных курсов, информировать о платежной дисциплине покупателей, вести бухгалтерский учет, а также осуществлять управление дебиторской задолженностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительным мотивом к использованию факторинга является тот факт, что на рынке продажи лучшие цены и лучшие объемы закупаемого товара доступны только на условиях предварительной оплаты, поэтому факторинг необходим для компаний, у которых существует дебиторская задолженность и является одним из решений повышения рентабельности. После введенных мероприятий при введении факторинга рентабельность продаж и производства увеличивается

- Приобретение основных производственных фондов в лизинг

Лизинг, согласно российским законам является «видом инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

В данном случае (для условий инвестирования) имеется ввиду финансовый лизинг, при котором «срок, на который имущество передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его».

В настоящее время лизинг в России является одним из самых востребованных инструментом долгосрочного финансирования при приобретении любой техники или оборудования. Благодаря лизингу у предприятия появляется возможность модернизации и расширения основных производственных фондов без приобретения имущества за свой счет.

Лизинг для предприятия более доступен, чем кредит, так как банки предъявляют более жесткие требования к заемщику в отличие от лизинговых компаний. Лизинг, в отличие от кредита, как правило, не предполагает дополнительных залогов.

Достоинства лизинга:

1) Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

2) НДС, уплаченный лизинговой компании, уменьшает платежи по НДС в бюджет;

3) Применение ускоренной амортизации с коэффициентом 3 сокращает общий период уплаты налога на имущество в три раза, таким образом, сокращая сумму самого налога.

Основная проблема, с которой может столкнуться бухгалтерская служба предприятия при отражении в учете основного средства, приобретенного по договору лизинга - это соблюдение правил бухгалтерского учета и налогообложения.

Таким образом, для повышения финансовой устойчивости можно предложить приобретение в лизинг оборудование для производства. Также после внедрения данных мероприятий, рентабельность увеличивается.

- Доход от сдачи имущества в аренду

Аренда как вид предпринимательской деятельности предусматривает передачу одной стороной (арендодателем) другой стороне (арендатору) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование имущества в виде внеоборотных активов.

Особое внимание должно быть уделено обязанностям и ответственности сторон в период эксплуатации объекта у арендатора. В соответствии с действующим законодательством право аренды на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, даже если участники не предусмотрели это в договоре аренды.

Если компания имеет помещение, например отапливаемый склад, который не используется деятельности компании, то она может сдать его в аренду на условиях:

- арендная плата с учетом коммунальных платежей;

- текущий ремонт отапливаемого склада осуществляет арендатор;

- имущество остается на балансе компании, которая сдает помещение в аренду.

Таким образом, за счет внедрения мероприятия по сдаче в аренду недвижимости рентабельность производства и продаж увеличится.

Также для увеличение рентабельности производства можно достигнуть проведя следующие мероприятия:

- увеличение объема выпускаемой продукции;

- производство продукции, пользующейся спросом у потребителей (изменение структуры выпускаемой продукции);

- уменьшение затрат на производство за счет снижения затрат на энергоресурсы;

- развитие наиболее прогрессивных отраслей;

- применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса;

- ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники;

- повышение производительности труда;

- усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т.д.). [8,с.133]

В каждой отрасли и сфере деятельности предприятия

выделяют подходящие для них пути решения тех или иных проблем, которые касаются рентабельности. И не существуют одного или нескольких точно выведенных алгоритмов для решения проблемы повышения рентабельности [9, с.10].

И так, основные мероприятия по увеличению рентабельности:

1. правильное определение оптимального количества используемых ресурсов;

2. повышение конкурентоспособности продукции;

3. Использование факторинга;

4. Приобретение основных производственных фондов в лизинг;

5. Доход от сдачи имущества в аренду;

6. Анализ безубыточности компании;

7. Более широкое использование рекламы для, увеличения объема реализации выпущенной продукции и расширения рынка сбыта продукции;

8. Увеличение объема выпускаемой продукции;

9. Производство продукции, пользующейся спросом у потребителей (изменение структуры выпускаемой продукции);

10. Уменьшение затрат на производство за счет снижения затрат на энергоресурсы;

11. Развитие наиболее прогрессивных отраслей;

12. Применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса;

13. Ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники;

14. Повышение производительности труда;

15. Усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

16. Рациональное использование трудовых ресурсов, внедрение организационно-технических мероприятий направленных на снижение затрат по оплате труда за счет повышения эффективности использования фонда оплаты труда, сокращения численности управленческого персонала, рост производительности труда за счет повышение квалификации работников, социальной защищенности членов трудового коллектива, улучшение условий труда, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

17. Внедрение правила, в соответствии с которым скидки на продукцию в период уменьшения спроса будут увеличиваться для обеспечения стабильности продаж выпускаемой продукции.

18. Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Если правильно внедрять данные мероприятия в работу компании/производства, то показатели рентабельности будут увеличиваться, что ведет к более эффективной работе организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, М: ИНФРА-М,2007.180с.

2.Бегаева А.А. Корпоративные слияния и поглощения: проблемы и перспективы правового регулирования / Отв. ред. Н.И. Михайлов. М.: Инфотропик Медиа, 2010. 132с.

3.Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия, К:Эльга, 2005.145с.

4.Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир,2007.

860с.

5. Волков О.И., Скряренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001. 280 с.

6. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.

7. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый

анализ. 2011. № 1. С. 139-145.

8. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

9. Колачева Н.В. Проектирование технологий формирования естественнонаучных знаний студентов экономических специальностей университетов // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2006. - 18 с.

© 2014

WAYS TO INCREACE PROFITABILITY

K.A. Timofeeva, MSc, Department of "Finance and Credit" Y.A. Pavlova, MSc, Department of "Finance and Credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Profitability - relative measure of economic efficiency. Profitability comprehensively reflects the degree of efficiency in the use of material, labor and money, and others. Resources. Financiail condition - a set of indicators reflecting the presence, location and use of financial resources. However, the purpose of the analysis is not only and not so much to establish and assess the financial condition of the enterprise, but also to constantly work towards its improvement. In every industry and field of activity of the enterprise allocate suitable for their solutions to various problems that affect profitability. And there is one or more accurately derived algorithms to solve problems of increasing profitability. The economic literature refers to the multitude of activities to improve profitability. And they are the solution of problems to improve profitability in enterprises.

Keywords: Cost-effectiveness, measures to increase profitability, the factors affecting the increase in profitability in the enterprise, mergers and acquisitions, cost-benefit analysis in mergers and acquisitions, synergy.

УДК: 316.334.2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ДЕНЕГ

© 2014

Л.Д. Филиогло, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Деньги в современном мире являются одним из наиболее актуальных символических феноменов социальной сферы повседневной жизни людей. Однако представление людей о социальной значимости денег нестабильно, в первую очередь оно определяется социально-экономическими условиями жизни. В статье представлены результаты исследования по определению отношения разных поколенческих групп к деньгам как к социальной ценности.

Ключевые слова: деньги, социальная ценность денег, поколение, экономическая социализация, отношение к деньгам.

Любые действия в человеческом мире, будь то вступление в брак, обучение, поиск работы или преступление, могут быть выражены в экономической форме. Деньги - феномен, в первую очередь, экономический

- наряду с другими составляющими социальных отношений позволяют людям ежедневно взаимодействовать и диктуют свои правила организации взаимодействия. Все сферы нашей жизни пронизаны наличием и особенностями денежных отношений, что определяет их системообразующее значение. При этом деньги, как любой другой социальный институт, отражают происходящие изменения в состоянии общества, проявляя не только свою «профильную», экономическую функцию, но одновременно социальную и культурную.

Так, классик экономической теории К. Маркс трактовал деньги как особые общественные отношения, принимающие форму отчуждения: денежный фетишизм

- наиболее ярко выраженная форма товарного фетишизма, посредством которой социальные отношения между людьми преобразуются в материальные отношения между вещами [1]. Г. Зиммель и М. Вебер отмечали связь между ценностями в обществе и существующими денежными отношениями: Г. Зиммель считал главным субъективную ценность денег, а современную культуру

- следствием господства денег [2], М. Вебер, наоборот, полагал, что ценности общества определяют отношение к деньгам [3]. П. Сорокин и К. Парсонс указывали на инструментальную значимость денег как проводника с особыми символическими свойствами [4]. Согласно

С. Московичи, деньги, будучи продуктом социального развития, выступают квинтэссенцией социальных отношений [5].

Современные авторы, в частности, В. Зелизер, Б. Файн, Дж. Ингхэм, К. Лапавицас, А. Лишон, Н. Трифт, показали, что деньги в общественных отношениях играют роль символа, значение которого зависит от контекста взаимодействия [6]. По словам С.Б. Абрамовой, «то, что считать деньгами, и то, как они влияют на взаимодействие, определяется социально-культурными нормами и ценностями» [7]. Именно социальные ценности, отражающие особенности своего времени, придают функциям денег конкретно-историческое содержание.

В советское время роль денег как «всеобщего эквивалента» была сильно деформирована. Отсутствие частной собственности, государственное регулирование цен и зарплат, а также централизованное государственное распределение основных жизненных благ способствовали тому, что деньги оказывались весьма условной и отнюдь не главной мерой стоимости вещей.

Изменение социально-экономического строя привело не только к изменению места денег в экономической системе, но и к прочному их укоренению в структуре установок и жизненных ценностей людей. В современном обществе деньги постепенно обрели значение духовного блага, они становятся предметом мечты, духовного удовлетворения, важной жизненной ценностью, символическим образом для человека, символом успеха.

Изменение социальной значимости денег вследствие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.