Научная статья на тему 'Современные элементы интеллектуальных систем профессиональной подготовки сотрудников оперативно-спасательной службы'

Современные элементы интеллектуальных систем профессиональной подготовки сотрудников оперативно-спасательной службы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные элементы интеллектуальных систем профессиональной подготовки сотрудников оперативно-спасательной службы»

3. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З - 41 ст.

4. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 453-3.

СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

К. Н. Юрченко, к. т. н., В. Н. Юрченко

Академия пожарной безопасности им. Героев Чернобыля, г. Черкассы

Последние десятилетия отмечены качественным рывком в разработке и использовании информационных технологий. Широкое проникновение информационных технологий во все области жизнедеятельности человека привело к тому, что значительная часть мировых финансовых потоков генерируется и проходит через информационно-коммуникационную сферу. В связи с этим возникло обоснованное предложение считать современный этап развития «информационным обществом». С другой стороны, экспоненциальный рост информации в мире и ее распространение через сеть Интернет, а также развитие самой сети и ее новые сервисы дают основания называть этот этап «обществом без границ». Свободное распространение информации, рост хранилищ данных, извлечение новых знаний и использование для этих целей территориально удаленных кластерных и Grid-систем, указывает на формирование «общества, базирующегося на знаниях» [1].

Динамика причинно-следственных процессов современного мира является одним из главных факторов, определяющих необходимость эффективного профессионального роста его субъектов. Такой тезис является особенно актуальным для стран с переходной экономикой. Особенности их экономического развития оказывают влияние на выбор и реализацию технологий производства, обусловливая гибкость и возможность переориентации на выпуск новой продукции в соответствии с рыночными условиями. Такие новые технологии и определенная ресурсно-материальная база требуют новых знаний об особенностях их реализации, характеристиках, преимуществах и недостатках. Страны, не желающие оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса, пытаются принимать все меры для изучения и использования таких технологий, что позволит не только увеличить эффективность национальных экономик, но и предотвратить всевозможные катастрофы как непременные атрибуты современности.

В последние десятилетия наблюдается рост объемов подготовки специалистов, однако их компетентность, способность адекватно реагировать на вызовы современности, принимать правильные решения остается под сомнением. Со временем все больше учебных дисциплин, в т. ч. относящихся к профессиональной подготовке, изучается с использованием компьютерной техники. В

связи с этим возникает необходимость создания методологических основ применения интеллектуальных технологий в обучении, вообще, и в профессиональной подготовке, в частности. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях, а также повышение их квалификации на различных курсах заканчивается процессом оценивания знаний. Существует значительное количество научных исследований, в которых отражены различные подходы к обучению, контролю знаний и созданию автоматизированных систем обучения и контроля знаний (АСОКЗ).

Одной из наиболее сложных задач является объективизация процесса оценивания знаний и умений. Ее решение сопровождается необходимостью разработки АСОКЗ при условии выполнения ряда предпосылок, а именно, предварительного определения:

- принципов, которые должны быть учтены и на которых будут базироваться такие системы;

- структур, которые будут лежать в основе их построения;

- технологий проведения автоматизированного контроля уровня знаний и (или) профессиональной подготовленности.

Актуальными также являются задачи:

- проведения анализа моделей, методов и инструментальных средств, используемых в процессах контроля знаний и оценивании компетентности специалистов;

- определения принципов, которые будут положены в основу создания многокритериальной технологии оценивания и определения профессиональной пригодности специалистов;

- разработки моделей целевых функций, исходя из значений которых будет определяться оценка обучаемого или специалиста, предусмотрев возможность обработки информации, заданной в качественной форме;

- разработки методов интегрального оценивания знаний обучаемых и компетентности специалистов с учетом разнородной информации и влияния внешней среды;

- определения принципов создания и разработки структуры базы знаний для оценивания знаний и определения компетентности специалистов;

- выполнения экспериментальной верификации разработанных моделей и методов.

Профессиональная подготовка является необходимым условием карьерного роста, высокой заработной платы, уважения в коллективе и т. п. С другой стороны, что более важно, квалифицированный специалист является составной частью профессионального ядра любого предприятия или учреждения, залогом его эффективного функционирования. Заметим, что в некоторых службах и ведомствах высокая квалификация и профессиональная подготовленность сотрудника - непременное условие преодоления или минимизации негативных последствий критических ситуаций.

Аналитический обзор методов контроля уровня профессиональной подготовленности сотрудников оперативно-спасательной службы, а также обучае-

мых свидетельствует о преимущественном использовании традиционных методов обучения и контроля знаний. В частности, контроль знаний происходит в форме зачетов, экзаменов или тестирования. В то же время такое оценивание знаний для представителей некоторых отраслей является неполным и имеет низкий уровень объективности. Такой вывод, в частности, имеет место для представителей оперативно-спасательных служб, которые должны принимать решения в сложных критических условиях, вызванных пожарами, техногенными и экологическими катастрофами, следствием которых могут быть многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб. Поэтому при контроле знаний целесообразно было бы учитывать сопутствующие обстоятельства и ориентироваться на использование современных информационных технологий [2]. Проведенный анализ релевантных технологий и их элементной базы, применяемых для оценки знаний и умений, свидетельствует о низком уровне разработки технологий контроля знаний и на недостаточное методическое обеспечение такого процесса.

В большинстве случаев в таких системах реализован жесткий каркас организации подачи учебного материала или тестирования. Соответственно, рассматриваемые системы характеризуются информационной недостаточностью и информационной избыточностью. Информационная недостаточность связана с тем фактом, что успешное прохождение теста не гарантирует полного знания учебного материала, а информационная избыточность заключается в присутствии в тестах вопросов, которые повторно «перекрывают» предметную область.

Еще одним недостатком большинства современных АСОКЗ является отсутствие ориентации на обучаемого и соответствующих адаптивных механизмов. В то же время в Германии создаются системы, функционирование которых ориентировано также и на психоэмоциональное состояние пользователя [3].

Все указанные выше аспекты являются причиной и основанием для разработки экспертных и обучающих систем, в которых интегрированы возможности глобальной сети, удаленного обучения и получения новой информации. Сегодня сложно представить вид деятельности, где не была бы задействована компьютерная техника и, где бы ни осуществлялись попытки применения экспертных систем.

Список использованной литературы

1. Згуровский М. З. Сценарный анализ как системная методология предвидения // Системные исследования и информационные технологи. - 2002. -№ 1. - С. 7-38.

2. Зайченко Ю. П. Нечеткие модели и методы в интеллектуальных системах. - К.: Слово, 2008. - С. 344.

3. Current Projects. Режим доступа: http://ccel.dfki.de/curr_projects/ index. en.html.

СЕКЦИЯ № 2

ТЕХНОЛОГИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

И СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ, (К 80-Й ГОДОВЩИНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ В МЕТРОПОЛИТЕНЕ

А. И. Алейников,

П. А. Ковалев, начальник кафедры, к. т. н., доцент Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

По результатам пожарно-тактических учений на станциях метро глубокого залегания в г. Харьков разработаны рекомендации, реализация которых должна повысить эффективность аварийно-спасательных работ в случае пожара в метрополитене. В основе методики обоснования предложений лежало хронометрирование времени выполнения отдельных операций боевой работы и оценка легочной вентиляции у личного состава на соответствующих этапах.

Проведенные учения подтвердили, что основная роль в организации спасательных работ остается за пожарной охраной. Однако высокий уровень оснащенности соответствующим пожарно-техническим оснащением и наличие навыков у персонала метрополитена реально сэкономит время аварийно-спасательных работ. Обращено внимание на необходимость повышения эффективности взаимодействия всех городских служб. По результатам учения поставлен вопрос о целесообразности разрешения работы эскалатора в том случае, когда имеет место пожар на подвижном составе, и наоборот, возможности эвакуации людей с его помощью в случае пожара на станции (в том числе возгорания оборудования эскалатора).

Сравнение наименьшей легочной вентиляции {<&лспусктЬ ~ 70,3л / мин), которая была в процессе спуска, с максимальной {<&лспусктах ~ 134,4л / мин), которая была при подъеме «пострадавшего» без сознания по неподвижному эскалатору, подтвердило целесообразность подхода, используемого при работе газо-дымозащитников в регенеративных дыхательных аппаратах в метрополитене, когда рекомендуется создавать двойной запас кислорода. Полученные экспериментальные результаты показывают, что и в аппаратах на сжатом воздухе для возвращения необходимо создавать двойной запас воздуха.

Анализ экспериментальных результатов показал, что, с одной стороны, время работы в АСВ-2М (аппараты, которыми оснащено большинство частей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.