ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ПРАВОПОРЯДОК
УДК 343.35 : 351.74 ББК 67.629
© 2017 г. А. А. Брюхнов,
доцент кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института
МВД России кандидат юридических наук, доцент.
E-mail: lexandr@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ НАРУШЕНИЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАКОННОСТИ, ДОПУСКАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье рассматриваются современные причины и условия нарушений дисциплины сотрудниками органов внутренних дел. Исследуются факторы, влияющие на рост и характер совершаемых сотрудниками полиции правонарушений. Дается оценка их влияния на качество осуществления правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: органы внутренних дел, морально-психологический климат, детерминанты нарушений дисциплины и законности, профессиональная компетентность, система предупреждения правонарушений.
A. A. Bryukhnov - Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.
MODERN DETERMINANTS OFVIOLATION OF DISCIPLINE AND LAW COMMITTED
BY EMPLOYEES OF INTERNALAFFAIRS BODIES
The article considers modern causes and conditions of violations of discipline by employees of law enforcement agencies. Factors directly influencing the growth and nature of offenses committed by police officers are investigated. An assessment of their impact on the quality of law enforcement activities is given.
Key words: internal affairs bodies, moral and psychological climate, determinants of violations of discipline and legality, professional competence, system of preventing violations.
Сегодня приходится констатировать, что скольку причины носят социально-психоло-
«в ходе реформирования системы МВД Рос- гический характер и связаны с целым рядом
сии результаты, ожидаемые обществом, дос- диспропорций и противоречий в сфере эко-
тигнуты далеко не в полном объеме. Нару- номических, социальных, политических,
шения законности и дисциплины в органах нравственных и иных отношений, а условия
внутренних дел продолжают иметь место. находятся в организационно-управленческой
Качество правоохранительных услуг сущест- плоскости и связаны в большей мере с внут-
венно не повысилось, уровень доверия гра- ренними, служебно-полицейскими пробле-
ждан к полиции по-прежнему остается не- мами, касающимися недостатков в органи-
высоким» [1, с. 27]. Поэтому для выявления зации кадровой и воспитательной работы,
современных детерминант правонарушений упущений в служебной деятельности и т. п. и преступлений, совершаемых сотрудника- Рассматривая различные материалы, отра-
ми органов внутренних дел, недостаточно жающие состояние законности и служебной
фактического обнаружения и перечисления дисциплины в органах внутренних дел, счи-
данных явлений, требуется доскональное ис- таем возможным выделить несколько групп
следование, объяснение, оценка, научно дос- факторов, влияющих на рост и характер пра-
товерная криминологическая диагностика и вонарушений, совершаемых сотрудниками,
обоснование необходимости принятия мер в числе которых социально-экономические,
по их нейтрализации и устранению. При правовые, организационно-управленческие,
этом важно учитывать, что причины нару- социально-психологические, религиозные,
шений дисциплины и законности устранять криминогенные. Рассмотрим более подроб-
гораздо сложнее, чем влиять на условия, по- но каждую из этих групп.
Органы внутренних дел в процессе своего становления и развития глубоко «вросли» в экономику, стали одним из крупных партнеров бизнеса, поставщиком разного рода услуг в вопросах безопасности, и можно констатировать, что в настоящее время должность сотрудника полиции, его профессиональные полномочия все чаще становятся источником материального обогащения. По сути, органы современной полиции оказались в ситуации острой конкуренции с негосударственными структурами. При этом неспособность государства обеспечить своим сотрудникам конкурентно высокий уровень денежного содержания, реализовать в полной мере предоставленные законодательством социальные гарантии и льготы приводит к оттоку кадров, формированию критических взглядов у сотрудников на перспективы дальнейшей службы в полиции. Именно поэтому многие из них стремятся найти какие-либо дополнительные источники самообеспечения, нарушая закон, начинают заниматься предпринимательской деятельностью, нередко обеспечивают негласную поддержку различных коммерческих структур.
Следует отметить, что пессимистические настроения у сотрудников органов внутренних дел, связанные с низким уровнем социальной защищенности, существенным образом отражаются и на степени эффективности выполняемых ими служебных задач и функций. Отсюда вполне закономерным следствием становится увеличение числа противоправных деяний и возрастание уровня коррумпированности, в основе которой лежит корыстная мотивация. «Основные детерминанты коррупции в органах внутренних дел порождены не только и не столько негативными процессами в самой системе МВД России (значительным ослаблением морально-психологической подготовки кадрового состава, неадекватным характеру несения службы материально-техническим, социальным обеспечением и денежным вознаграждением), сколько всеобщей деформацией социально значимых ценностных ориентиров, коммерциализацией всех жизненных сфер, сведением на нет правовой пропаганды и воспитания населения, полным развалом системы общественной профилактики преступности» [2, с. 10; 3, с. 17-18, 26; 4, с. 61-72].
Правовая детерминанта заключается в недостаточном правовом регулировании дея-
тельности органов внутренних дел, нестабильности и непоследовательности правовой политики государства, противоречивости правовых норм, несвоевременности принятия нормативных правовых актов, правовом нигилизме как сотрудников полиции, так и граждан. Одним из факторов, влекущих за собой нарушения законности, является некомпетентность сотрудников, обусловленная, с одной стороны, недобросовестным отношением к исполнению своих должностных обязанностей, а с другой - несовершенством законов и нормативных актов, регулирующих их деятельность.
Организационно-управленческие факторы, отражающие причинно-следственную связь между деятельностью личного состава и состоянием дисциплины, заключаются в отсутствии системы принципиального оперативного реагирования руководителей на нарушения дисциплины и законности со стороны некоторых сотрудников, недостаточном внимании к вопросам наставничества и профессионального обучения, попустительском отношении к выполнению контрольной и обучающей функций, низком уровне воспитательного воздействия на подчиненных, неадекватной системе оценки служебной деятельности и перекосах в дисциплинарной практике, недостаточной эффективности всей системы профессиональной служебной (специальной, тактической, огневой, профессионально-прикладной, физической и психологической) подготовки личного состава.
Многие руководители недооценивают возможности профилактической работы, считая, что в планах работы подразделения, касающейся этой проблемы, ситуация выглядит относительно благополучно. Однако в ходе практической реализации это зачастую принимает формы излишнего бумаготворчества в области планирования и отчетности, декларативности предусматриваемых мероприятий. В связи с отсутствием в планах указаний на механизмы, позволяющие эффективно решать профилактические задачи, формализмом, бюрократизмом и погоней за показателями данная работа с подчиненными не проводится.
Способность выполнять стоящие перед органами внутренних дел задачи, а также уровень и состояние законности в подразделениях зависят также от организации качественного профессионального отбора кандидатов
на службу, который, к сожалению, существенно осложнен не только неблагоприятной демографической ситуацией и ухудшением здоровья молодежи, но и падением престижа службы в полиции, недостаточным уровнем материального обеспечения, недостатками в реализации социальных и правовых гарантий. Свидетельством этого является факт принятия на службу лиц, не соответствующих в полной мере требованиям служебной деятельности, между тем их количество в различных подразделениях органов внутренних дел может составлять до 20 % от общего числа личного состава [5, с. 78-85].
Недостаточный уровень организации психологического сопровождения данных лиц, особенно в период адаптации к условиям службы и коллективу, недооценка, а иногда и их игнорирование некоторыми руководителями заключений специалистов психологических служб, принятие людей без углубленного психологического изучения или с большими сомнениями в их профессиональной пригодности приводят к постоянному росту фактов нарушений служебной дисциплины [6, с. 113]. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные случаи увольнения допустивших нарушения законности и дисциплины молодых сотрудников в течение первого года службы.
Определенные организационно-управленческие недостатки обнаруживаются и при формировании резерва руководящего состава кадров. Так, «имеют место случаи, когда резерв вообще не создавался, руководители своевременно не вносят и не изменяют состава резерва в связи с недобросовестным исполнением функциональных обязанностей своими подчиненными, и как результат - на вышестоящие должности назначаются сотрудники с низкими морально-деловыми качествами, из назначенных руководителей нередко многие не имеют управленческого опыта» [7, с. 258].
Рост фактов противоправного поведения со стороны сотрудников полиции объясняется отсутствием четко отлаженной системы предупреждения правонарушений, достаточно мягким, либеральным отношением ряда руководителей к их оценке. Все это порождает у подчиненных чувство вседозволенности и безнаказанности. Данное положение усугубляет и тот факт, что личное поведение и допускаемые проступки некоторых руководи-
телей далеко не всегда являются примером для подражания.
Существенное влияние на состояние служебной дисциплины и законности оказывают и социально-психологические детерминанты, к которым относятся низкий уровень сплоченности в коллективах и соответствующий морально-психологический климат, завышенная оценка личного профессионального опыта и роли собственных действий в решении общих профессиональных задач, стремление избежать ответственности, формальное отношение к интересам коллектива, социальный пессимизм и правовой нигилизм у многих сотрудников, инициативный либо ответный негативизм и агрессивность по отношению к окружающим, пренебрежение культурой профессиональной безопасности. Существенно снижает эффективность совместной работы, провоцирует конфликтные ситуации, приводит к неоправданной текучести кадров неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе. Это связано с отсутствием должного взаимопонимания и поддержки, а также с тем, что сотрудники в свободное от службы время не желают общаться с коллегами, испытывают безразличие по отношению к конечным результатам деятельности коллектива.
Также следует подчеркнуть, что у определенной группы сотрудников современной полиции ярко проявляются черты профессиональной деформации, что приводит к шаблонности мышления, постепенной утрате его критичности, отмечаются разбаланси-рованность и огрубление эмоционально-волевой сферы, наличие длительных депрессивных расстройств, рост внутренней и внешней конфликтности, агрессивности, ослабления волевых качеств, потеря способности к самоконтролю и саморегуляции. Негативной составляющей этого процесса является феномен «обвинительного уклона», в соответствии с которым абсолютное большинство сотрудников рассматривают любого задержанного как уже закоренелого преступника.
Решение служебных задач зачастую осложняется «низким уровнем профессионализма сотрудников, именно поэтому руководители органов внутренних дел нередко перекладывают решение сложных практических задач на более подготовленных сотрудников, что, соответственно, увеличивает их
нагрузку» [7, с. 259]. В этой связи возникает еще одна трудноразрешимая проблема, касающаяся повышения квалификации и переподготовки личного состава. Нежелание руководителей направлять на обучение опытных сотрудников также может обернуться снижением качества работы по раскрытию и расследованию сложных преступлений и кадровым застоем.
Все большее влияние на каждодневную деятельность сотрудников полиции оказывают религиозный и национальный факторы. В настоящее время отчетливо прослеживается стремление отдельных отечественных и зарубежных общественных движений и организаций, экстремистских структур к консолидации с различными неправительственными фондами, зарекомендовавшими себя как приверженцы антироссийской политики, а также с международными террористическими и экстремистскими организациями, через которые происходит финансирование деятельности этих структур. Подобная деятельность «вполне реально направлена на разрушение сложившихся социальных структур; де-социализацию, маргинализацию; ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов; отчуждение населения от политических и правоохранительных структур; падение исполнительской дисциплины; рост пьянства, наркомании, распад прежней системы ценностей; идейно-ценностную дезориентацию» [9, с. 49]. Следует отметить, «что для российских правоохранительных органов вопросы противодействия различным видам проявлении экстремизма стали актуальными сравнительно недавно, в то время как в зарубежных странах они реализуются уже много лет и основаны на достаточно устоявшихся традициях и определенных подходах» [8, с. 103].
Помимо основных факторов, способствующих совершению сотрудниками полиции различных правонарушений, существуют и вполне криминогенные причины и условия. Как и ранее, хотя в значительно меньшем объеме, в некоторых структурных подразделениях имеют место факты протекционизма, «кумовства», укрывательства, «круговой поруки» и иных негативных форм взаимоотношений сотрудников с соответствующими руководителями. В некоторых подразделениях продолжают работать сотрудники, у которых сложились достаточно близкие, практически родственные отношения с руководителями,
что ведет к формированию ложной солидарности, подбору подчиненных по национальному признаку и т. п.
Сегодня «не изжили себя факты, связанные с аморальным и неправомерным поведением начальников и командиров в быту и на службе, их постоянным стремлением поддерживать дисциплину лишь силой и запретами. Все еще имеют место случаи употребления алкоголя и наркотиков в служебных помещениях и во время несения службы, а также наличие состояния безразличия к нуждам и запросам подчиненных» [7, с. 260]. Помимо этого, некоторых руководителей характеризует бесконтрольность, безнаказанность и укрывательство проступков и преступлений, совершенных подчиненными, а также наличие определенных пробелов в организации режима службы и отдыха несущих службу сотрудников. Имеют место факты бездушного отношения некоторых руководителей и начальников не только к нуждам подчиненных, но и к семьям погибших (умерших) сотрудников. Несвоевременная и неполная реализация прав семей погибших (умерших) сотрудников вызывает справедливые нарекания и критику со стороны государственных органов и средств массовой информации, что снижает авторитет органов внутренних дел в глазах современного российского общества, формирует негативное отношение к руководству ведомства. В частности, допускаются случаи, когда при отсутствии объективных оснований при решении вопроса о назначении пенсии по случаю потери кормильца допускаются задержки в принятии соответствующих решений, равно как и выплаты назначенных единовременных пособий. Все это стало возможным в результате проявления невнимательности к подчиненным, членам их семей и близким, поверхностного представления о требованиях нормативных правовых актов, отсутствия должного контроля со стороны соответствующих руководителей.
Как представляется, выявление и устранение указанных выше факторов, организация системной и планомерной работы по реализации мероприятий кадрового и воспитательного воздействия на подчиненных могут оказать существенное влияние на современные детерминанты нарушений дисциплины и законности, допускаемых сотрудниками полиции, повысить престиж и авторитет органов внутренних дел в целом.
Литература
1 . Параносенков П. М. Реализация правовых инициатив, направленных на совершенствование кадрового обеспечения в условиях реформирования правоохранительной системы // Административное право и процесс. 2016. № 10.
2. Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
3. Осипов Г. В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.
4. Осипов Г. В., Левашов В. К., Локосов Н. В. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М., 1994.
5. Еременко Т. Е. Исследование взаимосвязи психологических факторов и успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России // Инновации в образовании. 2015. № 12.
6. Еременко Т. Е. Исследование психологических детерминант успешности служебной деятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России // IV Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии»: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2016.
7. Алтухов С. А., Брюхнов А. А., Вакулен-ко Н. А. и др. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учеб. пособие. М., 2014.
8. Брюхнов А. А., Вакуленко Н. А., Щерба-ченко А. К. Положительные аспекты зарубежного опыта противодействия экстремизму // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 1.
9. Брюхнов А. А. Анализ сущности идеологии фашизма, национализма и иных форм проявления экстремизма на территории современной Украины // Юрист Юга России и Закавказья. 2015. № 4.
Bibliography
1. Paranosencov P. M. The Implementation of legal initiatives aimed at improving the staffing in terms of reforming the law enforcement system // Administrative law and process. 2016. № 10.
2. Alekseev A. I., Gerasimov S. I., Sukharev A. Ya. Crime prevention: theory, experience, problems. Moscow, 2001.
3. Osipov G. V. Russia: the national idea. Social interests and priorities. Moscow, 1997.
4. Osipov G. V., Levashov V. K., Lokosov N. V. Social and socio-political situation in Russia: analysis and forecast. Moscow, 1994.
5. Eremenko T. E. The Study of the psychological factors in the success of the service activities of students of educational institutions of the MIA of Russia // Innovations in education. 2015. № 12.
6. Eremenko T. E. The Study of psychological determinants of the success of the service activities of students of educational institutions of the MIA of Russia // The IV Baltic legal forum on «Law and Order in the third Millennium Kaliningrad»: materials of the International scientific-practical conference. Kaliningrad, 2016.
7. Altukhov S. A., Brukhnov A. A., Vakulen-ko N. A. and other. Prevention of corruption in Interior and the formation of anti-corruption behavior of employees and workers of the internal Affairs agencies: textbook. Moscow, 2014.
8. Brukhnov A. A., Vakulenko N. A., Shcher-bachenko A. K. The Positive aspects of foreign experience of counteraction to extremism // Yurist-Pra-voved. 2016. № 1.
9. Brukhnov A. A. The analysis of the essence of the ideology of fascism, nationalism and other forms of extremism on the territory of modern Ukraine // Lawyer of the South of Russia and Transcaucasia. 2015. № 4.