Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СЕЛЬСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломахин М. А., Кадыков Д. А., Ефимов Д. В.

В статье исследованы современные аспекты развития сельских территорий. Выявлены стратегические направления совершенствования системы государственного управления по развитию сельских территорий в современных условиях. Приведённые в статье выводы и рекомендации могут быть использованы при обосновании стратегических программ развития сельских территорий, а также при определении состава мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соломахин М. А., Кадыков Д. А., Ефимов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF RURAL DEVELOPMENT

The article examines the current aspects of rural development. The strategic directions of improving the system of public administration for the development of rural areas in modern conditions are identified. The conclusions and recommendations given in the article can be used in substantiating strategic programs for the development of rural areas, as well as in determining the composition of measures that ensure the sustainable development of agriculture.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 332.1

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

ТЕРРИТОРИЙ

Михаил Александрович Соломахин

кандидат экономических наук, доцент

mic68@yandex.ru Дмитрий Андреевич Кадыков

магистрант dimkadykov@ yandex.ru Дмитрий Владимирович Ефимов

магистрант efm68@yandex.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье исследованы современные аспекты развития сельских территорий. Выявлены стратегические направления совершенствования системы государственного управления по развитию сельских территорий в современных условиях. Приведённые в статье выводы и рекомендации могут быть использованы при обосновании стратегических программ развития сельских территорий, а также при определении состава мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельские территории, стратегия развития сельских территорий, сельская инфраструктура, управление развитием сельских территорий.

Развитие сельских территорий является важнейшей составляющей по раскрытию экономического потенциала страны. В сельской местности проживает свыше 25% населения страны, производящие существенную часть ВВП, в этой связи необходимо сохранить имеющийся производственный потенциал этих территорий. В условиях введения продовольственного эмбарго на ввоз сельхозпродукции из стран Евросоюза, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны, особую значимость приобретает производство сельскохозяйственной продукции в необходимом количестве и по доступным ценам [1].

Следует заметить, что за последние годы органами государственной власти принят целый ряд правовых актов, имеющих стратегический, нормативный и плановый характер по обеспечению устойчивого развития сельских территорий. Общий объём финансирования и доля государственного финансирования сельских территорий (в виде бюджетных ассигнований) за последние годы существенно выросли, однако, исходя из плановых документов, в 2023-2025 гг. намечено снижение общего финансирования сельских территорий более чем в 2 раза.

Изучение сложившейся системы управления сельскими территориями на федеральном и региональном уровне с учетом влияния внутренних и внешних факторов позволило выявить стратегические направления совершенствования системы государственного управления по развитию сельских территорий.

В настоящее время необходимо увеличить размеры финансирования развития сельской местности или хотя бы сохранить их на текущем уровне. Многие отечественные ученые считают, что нужно существенно увеличить размер инвестиций именно в отечественную сельскую инфраструктуру, а не в зарубежные финансовые активы и не в золото [2,5]. Действующее бюджетное правило ограничивает расходование сверхдоходов от продажи полезных ископаемых, являющиеся национальным достоянием, и предполагает размещение полученных доходов в фонде национального благосостояния, распределение средств из которого осуществляют государственные органы по

своему усмотрению, исходя из множества регламентирующих нормативных актов и, зачастую, недостаточно эффективно. Развитие инфраструктуры сельской местности (дорог, социальных объектов, высокоскоростного интернета и т.д.) является базовой основой поддержания численности сельского населения, которое за последние годы существенно сократилось, в том числе за счет миграции в крупные города [6,7]. В настоящее время население России вымирает, в сельской местности это происходит более высокими темпами. В России ежегодно «исчезают» 300-400 сельских поселений. По официальным данным в нашей стране за последние 5 лет ежегодное сокращение сельского населения превышает 600 тысяч человек. В 2021 году убыль населения в РФ составила свыше 1,04 млн. человек. В этой связи необходимо усилить поддержку сельского населения через систему долгосрочной государственной помощи населению, в том числе и посредством развития сельской инфраструктуры.

Развитие сельской инфраструктуры не является прямой помощью населению, однако в значительной степени повышает потенциал развития сельских территорий, повышает качество жизни на селе, снижает отток населения в крупные города [3, 4, 8]. На необходимости развития сельской инфраструктуры в РФ акцентируют свое внимание множество российских учёных, акцентирующих своё внимание на этой проблематике. Заметим, что если в РФ на строительство инфраструктуры села выделяется не более 1,5% общего объема финансирования сельхозтоваропроизводителей, тогда как в странах ЕС 3-6%. Развитие сельской инфраструктуры позволит существенно повысить потенциал развития данных территорий [9]. В этой связи необходимо развивать систему льготного кредитования сельских территорий и сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также предприятий агропромышленной сферы. Важнейшее значение имеет сокращение налогового бремени на сельхозтоваропроизводителей.

Важнейшее значение имеет развитие на селе предприятий малого и среднего бизнеса, а также ЛПХ. Следует отметить, что в последние годы малый бизнес на селе в целом имеет тенденции к сокращению. По официальным

данным статистической отчетности в 2021 году, за личными подсобными и хозяйствами в РФ было закреплено свыше 77 млн. га сельхозугодий, а за сельскохозяйственными предприятиями - 117 млн. га, в т.ч. 20 млн. га - за малыми предприятиями.

В последние годы в стране при активной поддержке местных администраций происходит скупка сельскохозяйственных земель крупными агропромышленными предприятиями и объединениями. В результате грабительского передела собственности в начале 90-х годов прошлого века почти всё сельское население не является собственниками сельскохозяйственных предприятий и земельных участков, что, зачастую, наряду с низкими зарплатами, снижает веру в будущее и приводит к люмпенизации значительной части сельского населения [10, 11]. В итоге село вымирает, а активная молодёжь уезжает в крупные города, где есть несколько лучшие «перспективы» и несколько более высокооплачиваемая работа (300-500 долларов в месяц). Особо отметим, что в 2021 году минимальная заработная плата на территории такой страны как США в среднем составляла 1256 долларов в месяц.

Важнейшее значение имеет развитие производственной инновационной деятельности на селе и в первую очередь развитие высокоэффективного сельскохозяйственного производства на предприятиях среднего и малого бизнеса. Заметим, что в США в сфере малого и среднего бизнеса заняты более 52% активного населения страны, которые производят почти половину ВВП, в США ежегодно открываются более 1 миллиона новых малых предприятий (до 100 человек).

В сложившихся условиях отечественным сельскохозяйственным предприятиям малого и среднего бизнеса все сложнее производить и продавать продукцию, это во многом обусловлено давлением крупного бизнеса, в том числе и в сфере торговли [11]. Крупный бизнес по переработке сельхозпродукции диктует свои цены на закупаемую сельскохозяйственную продукцию (сырьё), ритейлеры также закупают свежую сельскохозяйственную

продукцию по относительно низким ценам, получая высокие доходы от её продажи. Целый ряд ученых считают, что органы государственной власти должны на долгосрочной основе установить соглашения с крупными торговыми сетями и контролировать минимальные наценки на социально значимые продукты питания [2, 7, 9].

В настоящее время развитие животноводства в сельской местности существенно ограничивается новыми регламентирующими нормативными документами, которые существенно ограничивают развитие животноводства на селе. Многие ученые отмечают, что с каждым годом все труднее выживать мелкому бизнесу и даже личным подсобным хозяйствам [8]. Крупный бизнес, по сути, замещает мелкий бизнес. Заметим, что разрабатываемые нормативные акты в РФ предполагают необходимость электронной идентификации за счет средств собственника всех сельскохозяйственных животных, для формирования системы контроля как за самими животными, так и продукцией их переработки. По мнению многих публичных деятелей и учёных, активное внедрение современных информационных технологий под указанным «хорошим предлогом» в конечном итоге негативно отразится на развитии самого животноводства [9]. Поэтому считаем необходимым существенно ограничить права различных органов власти по использованию данных «отслеживающих» технологий во всех сферах сельскохозяйственного производства (в первую очередь мелкотоварного) и жизнедеятельности людей.

Следует также заметить, что в последние годы произошли существенные изменения в законодательстве, которые значительно усложняют передвижение животных, а также полученной сельскохозяйственной продукции, запрещают продажу животноводческой продукции без участия в соответствующих федеральных системах россельхознадзора («Ветис», «Меркурий» и т.д.). По мнению многих отечественных ученых, выполнить все требования контролирующих органов на территории РФ предприятиям малого бизнеса по переработке животноводческой продукции в настоящее практически невозможно ввиду высокой степени бюрократизации процессов, больших

материальных затрат и организационных издержек [7]. Заметим, что в странах Евросоюза довольно развит средний и даже мелкий бизнес по переработке сельскохозяйственной продукции и нам необходимо применять уже имеющийся опыт.

Сложившаяся ситуация в АПК РФ усугубляется сложным финансовым положением многих предприятий АПК, в этой связи необходимо активно использовать различные инструментарии государственной поддержки отрасли: развитие системы льготного кредитования, лизинга, консультационной поддержки и т.д. [9]. Считаем, что именно здесь необходимо в большей степени использовать информационные технологии и системы финансового контроля, в том числе дальнейшего развития системы дистанционных финансовых, консультационных и образовательных услуг.

В последние годы почти повсеместно сельхозтоваропроизводители заявляют об отсутствии высококвалифицированных кадров на рынке труда в необходимом объеме [8]. Считаем, что данная проблема имеет системный характер и требует взвешенных стратегических решений. По мнению ряда экспертов существующая система школьного образования в РФ, когда почти каждый ученик старших классов вынужден заниматься с репетиторами, показывает свою неэффективность и отражает реальный уровень общего образования в стране [6]. Действующая же система среднего и высшего образования почти всегда находится в некотором отставании от реального производства, инновационных технологий и в современных быстро меняющихся условиях зачастую дает лишь теоретические знания. В этой связи необходимо развивать систему ускоренного дистанционного обучения с использованием современных технологий без отрыва работников от производства (проведение образовательных семинаров, онлайн-курсов и др.). Все это может быть реализовано в сельской местности на основе развития современных систем связи и доступного для населения «социального» спутникового интернета, что, к примеру, за последние годы было реализовано во Франции, где в соответствии с предвыборными обещаниями власти в каждую деревню была проведена 40

связь. Считаем, что развитие высокоскоростных систем связи и доступа к глобальным интернет-ресурсам позволит качественно улучшить жизнь населения в сельской местности.

Таким образом, развитие сельской инфраструктуры и формирование действенного организационно-экономического механизма развития сельских территорий позволит существенно повысить потенциал развития этих территорий. Реализация комплекса технических, технологических и организационно-экономических мероприятий по развитию сельских территорий в долгосрочной перспективе позволит стабилизировать численность сельского населения, повысит уровень обеспеченности населения РФ продукцией сельского хозяйства, будет способствовать долговременному повышению благосостояния сельского населения.

Список литературы:

1. Kuzicheva N. Y., Solomakhin M. A., Karaichev A. S., Shcherbakov N. V., Kvochkin A. N. (2022). Strategic Competitiveness Management Of Modern Horticulture: Targets And Directions. In D. S. Nardin, O. V. Stepanova, & E. V. Demchuk (Eds.), Land Economy and Rural Studies Essentials, vol 124. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 307-313). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.02.38

2. Nikitin A. V., Verkhovtsev A. A., Kuzicheva N. Y., Kastornov N. P. Assessment of developing of the grain market stability / // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8. No 9. P. 2089-2096. DOI 10.35940/ijitee.i8323.078919.

3. Гусева М. Н. Сельский туризм как фактор социально-экономического развития сельских территорий // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, Курган, 18 февраля 2021 года. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2021. С. 269-273.

4. Кузичева Н. Ю. Обоснование оценки стратегической устойчивости развития садоводства: методологический аспект // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С. 119-122.

5. Кузичева Н. Ю. Особенности использования межселенных территорий в сельском хозяйстве Тамбовской области // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Курган. 2021. С. 70-73.

6. Кузичева Н. Ю. Программно-целевое планирование развития муниципального образования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 140.

7. Кузичева Н. Ю. Программно-целевое управление развитием муниципальных образований // Актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий (III Шаляпинские чтения): Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск. 2020. С. 181-184.

8. Кузичева Н. Ю. Стратегическое управление устойчивостью социально-экономического развития сельских территорий // Актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий (III Шаляпинские чтения): Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Мичуринск. 2020. С. 193-197.

9. Кузичева Н. Ю. Формирование условий устойчивого развития сельских территорий // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2010. № 2. С. 178-181.

10. Шаляпина И. П., Кузичева Н. Ю. Целевые ориентиры долгосрочного развития сельского хозяйства России // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2011. № 1-2. С. 73-75.

11. Шаляпина И. П., Соломахин М.А. Совершенствование системы ведения садоводства // Достижения науки и техники АПК. 2006. № 6. С. 14-16.

UDC 332.1

MODERN ASPECTS OF RURAL DEVELOPMENT

Mikhail A. Solomakhin

candidate of economic sciences, associate professor

mic68@yandex.ru Dmitry A. Kadykov master student dimkadykov@ yandex.ru Dmitry V. Yefimov master student efm68@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article examines the current aspects of rural development. The strategic directions of improving the system of public administration for the development of rural areas in modern conditions are identified. The conclusions and recommendations given in the article can be used in substantiating strategic programs for the development of rural areas, as well as in determining the composition of measures that ensure the sustainable development of agriculture.

Keywords: rural territories, rural development strategy, rural infrastructure, rural development management.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

The article was submitted 10.02.2021; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.