Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИИЯ ТЕОРИИ ФИРМЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИИЯ ТЕОРИИ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ФИРМА / ТЕОРИЯ ФИРМЫ / РЫНКИ / ПОТРЕБИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Албегонова Т.А.

Данная статья посвящена рассмотрению относительно новых концепций в развитии теоретической базы взглядов на экономическую природу фирмы. На настоящий момент существует значительное количество как основных, так и специфических концепций, требующих углубленного изучения. Кроме того, возникающие новые теории привносят в данную тему все новые и новые вопросы, вызывающие необходимость в пересмотре и совершенствовании взглядов на фирму как субъекта экономических отношений. В данной статье будет уделено внимание именно специфическим теориям экономической природы фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE FIRM THEORY DEVELOPMENT

This article is devoted to the consideration of relatively new concepts in the development of the theoretical basis of views on the economic nature of the firm. Nowadays there is a significant number of both basic and specific concepts that require in-depth study. In addition, emerging new theories bring to the topic more and more new questions that call for a review and improvement of views on the firm as a subject of economic relations. This article will focus on specific theories of the economic nature of the firm.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИИЯ ТЕОРИИ ФИРМЫ»

УДК 330.8

Албегонова Т.А. студент магистратуры 2 курса факультет Международных отношений Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Россия, г. Владикавказ СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИИЯ ТЕОРИИ ФИРМЫ Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению относительно новых концепций в развитии теоретической базы взглядов на экономическую природу фирмы. На настоящий момент существует значительное количество как основных, так и специфических концепций, требующих углубленного изучения. Кроме того, возникающие новые теории привносят в данную тему все новые и новые вопросы, вызывающие необходимость в пересмотре и совершенствовании взглядов на фирму как субъекта экономических отношений. В данной статье будет уделено внимание именно специфическим теориям экономической природы фирмы.

Ключевые слова: экономическая теория, фирма, теория фирмы, рынки, потребители, специальные теории фирмы.

Albegonova T.A.

Student of magistracy Faculty of International Relations North-Ossetian State University. after K.L Khetagurov

Vladikavkaz, Russia MODERN ASPECTS OF THE FIRM THEORY DEVELOPMENT Abstract: This article is devoted to the consideration of relatively new concepts in the development of the theoretical basis of views on the economic nature of the firm. Nowadays there is a significant number of both basic and specific concepts that require in-depth study. In addition, emerging new theories bring to the topic more and more new questions that call for a review and improvement of views on the firm as a subject of economic relations. This article will focus on specific theories of the economic nature of the firm.

Keywords: economic theory, firm, firm theory, markets, customers, specific firm theories.

Сравнительно недавним вкладом в теорию фирмы, но таким, который можно рассматривать как находящийся вне (даже если он связан с ним) основных теорий периода после 1970-х гг., и, следовательно, вкладом, который не вписывается в классификацию Фосса, Ландо и Томсена [2], является теория Д. Спулбера [4]. Если мы думаем о господствующей теории фирмы как о трех основных темах, связанных с существованием, границами и внутренней организацией фирмы, то Спулбер несколько выходит за рамки основного направления. Он предлагает понимание ряда важных проблем,

отсутствующих в основных теориях, и таким образом создает основу для будущих исследований как в теории фирмы, так и в промышленной организации в более общем плане. Три основные темы упоминаются в книге Спулбера, но они не являются основной темой его анализа. Автор пытается объяснить (1), почему фирмы существуют, (2) как создаются фирмы и (3) какие фирмы вносят вклад в экономику. Конкретные вопросы, которые находятся в фокусе внимания Спулбера, но с которыми основные теории не имеют дело или, по крайней мере, не решают в полной мере, включают в себя теорию предпринимателя и теорию создания рынка. Спулбер пытается создать общий подход к микроэкономике, в котором все предприниматели, фирмы, рынки и организации являются эндогенными. Это делает его предполагаемый вклад шире, чем у основной теории фирмы.

Для начала Спулбер определяет фирму как организацию транзакций, цели которой отличаются от целей ее владельцев. Это разделение является ключевым различием между фирмой и прямым обменом между потребителями. Стоит обратить внимание, что в рамках этого определения такие организации, как клубы, базовые партнерства, многие семейные фирмы, рабочие кооперативы, некоммерческие организации и государственные предприятия не являются фирмами. Основная причина заключается в том, что цели этих типов организаций не могут быть отделены от целей их владельцев. Это разделение целей владельцев и фирмы также оправдывает цель максимизации прибыли. Потребители, которые являются владельцами фирмы, получают доход через прибыль фирмы и поэтому хотят максимизировать прибыль, чтобы они могли максимизировать свое потребление (полезность).

У Спулбера есть три дополнительных игрока в его истории: потребители, организации и рынки. Потребителями являются лица, которые потребляют товары и услуги, произведенные в рамках экономики. Организации - это транзакционные институты, цели которых не могут быть отделены от целей их владельцев. Рынки - это механизмы сделок, которые объединяют покупателей и продавцов.

Для Спулбера предприниматель важен, потому что именно его усилия приводят к созданию фирм. Взаимодействие имеющихся рыночных возможностей и индивидуальных предпочтений, одаренности и других таких характеристик приводит к тому, что потребитель берет на себя роль предпринимателя. Человек является предпринимателем на время, необходимое для создания фирмы. Предполагая, что фирма успешно создана, роль предпринимателя меняется на роль владельца фирмы. Собственность является ценной, поскольку она обеспечивает возврат к (бывшему) предпринимателю. Это изменение от предпринимателя к собственнику именуется «фундаментальным сдвигом». Важным моментом является то, что до перехода от предпринимателя к собственнику цели организации не могут быть отделены от целей предпринимателя. Из-за этого начинающее предприятие не является полностью сформированной фирмой.

После того, как произошел фундаментальный сдвиг, предприниматель теперь является владельцем, а цели фирмы отделены от целей владельца, а это означает, что фирма теперь полностью создана.

В дополнение к фирмам могут быть созданы другие организации, которые позволяют потребителям получать выгоды за счет совместного производства. К таким преимуществам относятся экономия за счет масштаба, общественные блага, ресурсы общей собственности и внешние факторы. В отличие от фирмы цели организации-потребителя отражают цели потребления членов организации. Проблема с организацией-потребителем заключается в том, что она может испытывать неэффективность из-за «бесплатной езды» - оставлении организаторами эмиссии части акций в своем распоряжении. Фирмы преодолевают такие проблемы, отделяя цели организации от потребительских целей ее владельцев и тем самым стимулируя максимизацию прибыли. Однако максимизация прибыли не может быть полной по причине существования таких проблем, как неэффективность распределения ресурсов, которая возникает в условиях господства рыночных отношений. Таким образом, сравнение между фирмой и организацией-потребителем зависит от компромисса между максимизацией прибыли и «свободной ездой». Когда число потребителей невелико, проблемы с последней, как правило, небольшие, и, таким образом, организация потребителей может быть более эффективной, чем фирма.

Фирмы могут создавать рынки. Они способны выступать в качестве посредников и при этом увеличивать прибыль от торговли и снижать транзакционные издержки в ситуациях, когда потребители разделены по времени, расстоянию и неопределенности. Фирмы создают рынки, предоставляя централизованные механизмы для сопоставления потребителей (в их роли как покупателей и продавцов), которые гораздо более эффективны, чем децентрализованный обмен. Фирмы - «маркет-мейкеры» обязаны покупать и продавать в любой момент, что означает, что покупатели и продавцы избегают затрат, связанных с торговыми задержками, и риска оказаться не в состоянии найти торгового партнера. В мире финансовых рынков «маркет-мейкеры» обеспечивают ликвидность, готовясь покупать и продавать финансовые активы, что позволяет трейдерам сократить затраты, связанные с необходимостью поиска нескольких торговых партнеров. Фирмы могут также избежать проблем, присущих сложным условиям бартера, путем упрощения торгового процесса с использованием размещенных цен.

Спулбер представляет определенную точку зрения на ряд таких проблем, как роль предпринимателя и создание рынков, которые лежат вне основного течения теории фирм. Тем не менее, они вызывают вопросы для будущего теории фирмы и теории промышленной организации.

Второй недавно разработанный подход к фирме, которая не вписывается в классификацию Фосса, Ландо и Томсена, но которая также

делает акцент на роли предпринимателя, - это теория Н. Фосса и П. Кляйна [1]. Они рассматривают свою работу как теорию предпринимателя, сосредоточенную вокруг сочетания неопределенности Найта и австрийской теории капитала. Подобное ядро ставит всю работу за рамки традиционной теории фирмы.

Для понимания теории Фосса и Кляйна сначала рассмотрим фирму, состоящую из одного человека. Именно несовершенство рынков объясняет, почему предприниматель должен создавать свою собственную фирму. Здесь решение принимается в ситуациях, связанных с неопределенностью Найта [3], то есть обстоятельств, в которых диапазон возможных будущих результатов, не говоря уже о вероятности какого-либо индивидуального результата, неизвестен. Таким образом, принятие решений о будущем должно основываться на таком понимании, которое субъективно и не может быть параметризованным в наборе формальных, ясных правил принятия решений.

Потенциальный предприниматель может иметь собственное «видение» нового способа удовлетворения будущих потребительских желаний, но другие люди не могут оценить экономическую ценность данной идеи. И если будущий предприниматель не способен проверить характер своего «видения», то он вряд ли сможет продать его на рынке - в качестве консультанта или советника - или стать сотрудником фирмы, использующей его идею из-за риска, и, таким образом, он должен будет создать свою собственную фирму для коммерциализации этого «видения».

В дополнение к этому, невозможность передать свое «видение» рынкам капитала будет ограничивать возможность предпринимателя заимствовать средства для покупки любых активов, которые требуются предпринимателю. Активы важны, поскольку принятие окончательных решений в конечном счете связано с размещением капитала, которым владеет или который контролирует предприниматель. Владение капиталом также укрепляет переговорную позицию предпринимателя по отношению к другим заинтересованным сторонам и помогает гарантировать, что предприниматель сможет присвоить арендную плату за пользование своим «видением».

Обращаясь к фирме с несколькими лицами, Фосс и Кляйн утверждают, что необходимость экспериментировать с методами производства является основной причиной существования фирмы. Учитывая, что активы имеют множество параметров, которые становятся очевидными только при использовании, обнаружение наилучшего использования активов или наилучшего сочетания активов требует экспериментов с использованием задействованных активов. Таким образом, предприниматели ищут наименее затратную организационную структуру для экспериментов. Формируя структуру фирмы, предприниматель получает право переопределять и перераспределять права принятия решений среди сотрудников и налагать санкции на тех, кто не использует свои права эффективно. Это означает, что

предприниматель может избежать расходов на торги, связанных с пересмотром рыночных контрактов. Это может сделать фирму наименее затратной институциональной организацией для экспериментов.

Использованные источники:

1. Foss, Nicolai J. and Peter G. Klein (2005). 'Entrepreneurship and the Economic Theory of the Firm: Any Gains from Trade?'. In Sharon A. Alvarez, Rajshree Agarwal, Olav Sorenson (eds.), Handbook of Entrepreneurship Research: Disciplinary Perspectives (pp. 55-80), New York: Springer.

2. Foss, Nicolai J., Henrik Lando and Steen Thomsen (2000). 'The Theory of the Firm'. In Boudewijn Bouckaert and Gerrit De Geest (eds.), Encyclopedia of Law and Economics (vol. III, pp. 631-58), Cheltenham U.K.: Edward Elgar Publishing Ltd.

3. Knight, Frank H. (1921b). Risk, Uncertainty and Profit, Boston: Houghton Mifflin Company.

4. Spulber, Daniel F. (2008). 'Discovering the Role of the Firm: The Separation Criterion and Corporate Law', Northwestern Law & Economics Research Paper No. 08-23, December 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.