Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
385
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ТИФЛОПЕДАГОГИКА / СЛАБОВИДЯЩИЕ / СЛЕПЫЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Д.В.

В данной статье рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения, выявлены характерные особенности детей данной категории. Также в статье охарактеризованы этапы развития слепых и слабовидящих детей, выделены отличия их развития от развития детей с нормой зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Д.В. Иванова

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В данной статье рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения, выявлены характерные особенности детей данной категории. Также в статье охарактеризованы этапы развития слепых и слабовидящих детей, выделены отличия их развития от развития детей с нормой зрения.

Ключевые слова: дошкольники, нарушение зрения, педагогика, психология, тифлопедагогика, слабовидящие, слепые, психолого-педагогические особенности.

Дети с нарушением зрения - это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации специальных условий для их воспитания. К сожалению, число детей с нарушениями зрения ежегодно растёт. Нарушение зрения у детей является одной из главных проблем современного общества, ведь 80% информации, получаемой ребенком, проходит через зрительный анализатор.

Рассматривая проблему психологических особенностей дошкольников с нарушениями зрения, следует отметить, что наиболее распространенными нарушениями зрения у детей этого возраста являются амблиопия и косоглазие.

Амблиопия выражается в плохом зрении на один глаз из-за плохой координации работы мозга. Это может быть в обоих глазах, но чаще встречается только в одном. Мозг стимулирует глаз, который видит лучше, в результате чего другой глаз не развивается или работает меньше. Отклонение может быть внешним, внутренним, вверх или вниз.

Косоглазие, в свою очередь, является соматическим заболеванием, что вызывает нарушение бинокулярного зрения из-за отклонения одного глаза (правого или левого) от общей точки прикрепления. Тифлопедагогика выделяет различные группы детей в зависимости от степени нарушения зрения: слепые, абсолютно (полностью) слепые, частично слепые и слабовидящие дети. К слепым относятся дети, которые не видят или вообще не имеют зрения. У слепых детей вообще отсутствует зрительное восприятие. Частично слепые дети включают остроту зрения в диапазоне 0,005-0,04. Острота зрения у слабовидящих детей колеблется от 0,05 до 0,2.

Поведение детей с нарушениями зрения обычно негибко, спонтанное, невербальные формы общения отсутствуют или слабо развиты. Они характеризуются стереотипизацией, медленной привязкой слова к образу конкретного предмета или явления, торможением активности воображения, предотвращением использования слов и понятий в нестандартных ситуациях для соединения и создания новых образов. Дети с нарушениями зрения характеризуются повышенной эмоциональной уязвимостью, конфликтностью, напряженностью, неспособностью понять эмоциональное состояние партнера по общению, адекватным самовыражением.

Следует отметить, что причинами и различными степенями потери зрения у детей, как отмечают Т.А. Басилова и Н.А. Александров, могут быть: ретинопатия у недоношенных детей, атрофия зрительного нерва, врожденная катаракта, последствия внутриутробной недостаточности, врожденная близорукость, вторичная глаукома и др.

А.Г. Литвак указывает, что к особенностям психического развития у слепых и слабовидящих детей относятся: зависимость различных психических процессов (например, ощущений, восприятий, представлений) от глубины соматического дефекта (в данном случае особенности нарушения зрения), зависимость восприятия различных цветов, а скорость восприятия зависит от степени развития у слепых и слабовидящих детей. зависит от характера патологии, влияния нарушений зрения на определенные психические состояния и процессы. [3]

© Д.В. Иванова, 2023.

Научный руководитель: Попова Наталья Владимировна - ассистент, Донецкий национальный университет, Россия.

Нарушение зрения также влияет на развитие мышления у дошкольников. По мнению В.П. Ермакова и Г.А. Якунина, формирование мышления у незрячих дошкольников показывает, что их развитие особенно зависит от образования в дошкольном учреждении с учетом особенностей психического развития детей с различными патологиями зрительного анализатора. Нарушения в деятельности зрительного анализатора вызывают у детей затруднения в познавательной сфере, ограничение ее возможностей. Следовательно, дети получают недостаточно информации об окружающей среде (как в количественном, так и в качественном отношении), чем дети с норрмой зрения. Нарушения зрения можно рассматривать как сенсорную де-привацию, что может привести к снижению активности и это сказывается на темпе развития дошкольника [1]. Таким образом, обучение и воспитание детей данной категории имеет свои специальные задачи и принципы, которые направлены на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию индивидуализации в обучении, подготовку к жизни в современном мире. Отмечено, что специфика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения состоит в обязательном учете особенностей развития, опоре на здоровые силы, их сохранении, возможности в использовании специальных методов в работе, дифференциации учебного материала, использование специальных пособий. Главная цель работы с детьми с нарушением зрения - активизировать познавательную деятельность, которая является не только важнейшим условием общего развития ребенка с нарушением зрения, но это один из основных путей формирования его личностной зрелости.

Следует отметить, что развитие речи у дошкольников с нарушением зрения или без него может протекать одинаково, но, конечно, отсутствие сенсорных (зрительных) ощущений влияет на формирование и развитие речи у дошкольников. Речь слепого и слабовидящего ребенка в этом возрасте формируется в процессе общения со сверстниками. Стоит сказать, что связная речь дошкольников с различными патологиями зрительного анализатора и органов зрения зависит от состояния зрения этих детей. Формирование и становление спонтанной речи у детей этого возраста также отстает от нормы по сравнению с дошкольниками с нормальным зрением. Как и в случае с В. Лубовским, лингвистические, фонематические и семантические аспекты речи недостаточно развиты в конце дошкольного возраста у детей с нарушениями зрения.

При отсутствии зрения, у детей проявляются значительные особенности развития, что отличает их от развития детей с нормой зрения. Таким образом, в развитии слепых и слабовидящих дошкольников можно выделить три характерные особенности. Первая заключается в общей задержке развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью в познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и умственного развития. Вторая особенность развития слепого ребенка заключается в том, что из-за слепоты представления, которые он получает от внешнего мира, будут неполными, отрывочными, и ребенок будет развиваться медленнее. Третья особенность проявляется в неравномерном развитии слепого или слабовидящего ребенка. Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим детям [2].

В воспитании и обучении детей с нарушениями зрения требуются особые специалисты - тифлопедагоги, к которым предъявляются особые требования. Необходимо учитывать особенности личностного развития детей с патологией зрения, развития психики в условиях зрительной недостаточности, источники и факторы коррекционно-компенсаторного формирования социально-адаптивного поведения и поведения детей с нарушениями зрения, возможности оптимизации коррекционной медицинской и психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения. В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению [4]

Таким образом, нарушение зрения у дошкольников влияет на развитие и становление всех психических процессов, а также на формирование личности. Следовательно, слабовидящий или слепой ребенок развивается, приобретает жизненный опыт, приспосабливается к жизни.

Библиографический список:

1. Борисова, Ю.М., Колоколова Т. А. Шаг на встречу / Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - СПб.,1999. - 120 с.

2. Выготский, Л.С Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

4. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин.- М.: Владос, 2000. - 240с.

ИВАНОВА ДАРЬЯ ВАДИМОВНА - студент, Донецкий национальный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.