Научная статья на тему 'Современные аспекты прогнозирования и регулирования макроэкономической нестабильности'

Современные аспекты прогнозирования и регулирования макроэкономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
БЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / ИНФЛЯЦИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / OVERALL ECONOMIC GOALS / MACROECONOMIC INSTABILITY / INFLATION / CRITERIA EFFICIENCY OF THE ECONOMY / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андриянов Владимир Павлович

В качестве основных современных причин воспроизводства социально-экономической нестабильности выделены спекулятивная и производительная концентрация денежной массы в условиях смешанной экономики и отсутствие эффективной критериально-целевой организации экономики с точки зрения достижения общеэкономических целей воспитания, развития и повышения уровня жизни граждан. Предлагаются направления прогнозирования кризисности, стабилизации и повышения критериально-целевой эффективности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андриянов Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты прогнозирования и регулирования макроэкономической нестабильности»

существующих технологических укладов, по сути, сводилась бы к псевдоинновациям и привела бы к дальнейшему отставанию в области селекции, генетики, технологий, что привело бы к негативным последствиям в развитии отрасли. Поэтому приоритетным является внедрение базисных инноваций, для чего необходимо решение ряда стратегических проблем. В их числе возрождение отечественной фундаментальной и прикладной науки, поддержка селекции и семеноводства, формирование опытно-экспериментальной базы, создание механизмов стимулирования, обеспечивающих рост отдачи от реализации исследовательских программ.

Литература

1. Милосердое В.В. Что ожидает сельское хозяйство от вступления России в ВТО [Текст]/ В.В. Милосердое К.В. Милосердов // Агропродоволь-ственная политика России. - 2012. - № 3. - С. 4-8.

2. Нуралиее С.У. Особенности развития продовольственного рынка России в условиях ВТО [Текст]/ С.У. Нуралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 6. - С. 49-51.

3. Савченко Е. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения [Текст]/ Е. Савченко // АПК: экономика и управление. - 2013. - № 6. - С. 6-10.

Modern aspects of forecasting and regulation of macroeconomic instability Andriyanov V. (Russian Federation)

Современные аспекты прогнозирования и регулирования макроэкономической нестабильности Андриянов В. П. (Российская Федерация)

Андриянов Владимир Павлович / Andriyanov Vladimir - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, финансов и статистики,

Государственное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в качестве основных современных причин воспроизводства социальноэкономической нестабильности выделены спекулятивная и производительная концентрация денежной массы в условиях смешанной экономики и отсутствие эффективной критериально-целевой организации экономики с точки зрения достижения общеэкономических целей воспитания, развития и повышения уровня жизни граждан. Предлагаются направления прогнозирования кризисности, стабилизации и повышения критериально-целевой эффективности экономики. Abstract: as the main causes of contemporary reproduction of socio-economic instability are marked speculative and productive concentration of money in a mixed economy and lack of effective criterion-goal organization of the economy in terms of achieving overall economic goals of education, development and raising living standards. Offered directions forecast of crisis, stabilization and increase criterial-goal efficiency of the economy.

Ключевые слова: общеэкономические цели, макроэкономическая нестабильность, инфляция, критерии эффективности экономики, прогнозирование.

Keywords: overall economic goals, macroeconomic instability, inflation, criteria efficiency of the economy, forecast.

61

Проблема - то, что мешает нормальной работе или идеал, требующий достижения. (Содержание «нормальной» работы уточняется в каждом конкретном случае).

Явные, общепризнаваемые текущие проблемы макроэкономики - инфляция, безработица, спад производства, низкий уровень жизни граждан, загрязнение окружающей среды, численность и половозрастной состав населения [9; 10].

Возможный критериально-целевой, организующий экономику и общество и объединяющий человечество в целом и граждан отдельных стран идеал - достижение общефилософских (познание природы, неразрушение природы и сохранение человечества как биологического вида) и общеэкономических (воспитание, развитие и повышение уровня жизни граждан) целей [1, с. 76-94; 2; 3; 4; 5].

Известно, что инфляция, особенно проявляющаяся в фазах оживления и подъёма экономического цикла, сменяется спадом производства и ростом безработицы в фазе кризиса, и что и инфляция, и безработица ведут к снижению уровня жизни большинства граждан и обесцениванию их жизни. А современная экономическая действительность в явном виде с конца 60-х - начала 70-х годов ХХ века породила явление стагфляционных кризисов, когда значительные темпы инфляции продолжаются и во время экономических кризисов, а спады по отдельным отраслям имеют место и во время экономического роста [1, с. 81-94].

Стабилизация экономики в современных условиях - это целенаправленная экономическая политика воздействия государства на экономическую смешанную систему для обеспечения полной занятости экономических ресурсов, полного объёма производства и стабильного уровня цен и, в идеале, обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Чёткая формулировка проблем в качественном и количественном выражении служит основой для столь же чёткой формулировки целей, а выявление причин проблем и постановка целей служат основой для формулировки методов решения или, в идеале, методов недопущения (в частности, известных, воспроизводимых) проблем, при одновременном достижении идеальных целей и критерием оценки эффективности этих методов при достижении поставленных целей [2].

В экономической теории за методическую базу для выработки новых законов приняты методы индукции и дедукции, последний из которых предполагает выдвижение гипотез. Для решения проблем за методическую базу приняты методы анализа (для выявления причин проблем) и синтеза (для формулирования методов разрешения проблем). При этом метод анализа предполагает использование причинно-следственных связей. Метод синтеза, при проектировании методов решения проблем, предполагает учёт всех причинно-следственных связей для минимизации или недопущения всех возможных отрицательных последствий применения методов решения проблем.

Установление взаимосвязей между объёмом денежной массы, реальными инвестициями в средства производства, инвестициями в ценные бумаги, объёмом внешней торговли, курсом национальной валюты, уровнем инфляции, уровнем безработицы, объёмом валового национального продукта, объёмом потребления и сбережения граждан, числом малообеспеченных граждан, смертностью, рождаемостью, продолжительностью жизни, действиями государства по регулированию экономики и прочими макроэкономическими факторами - всё это имеет определённый смысл и даже позволяет выявлять силу взаимосвязи между ними и на основе этого формулировать направления воздействия на экономику для достижения необходимых изменений, в частности, по стабилизации экономики и экономическому росту, в том числе инновационному.

Но мы видим, что некоторые действия не только не приводят к ожидаемому результату, но даже усугубляют кризисные явления в экономике, то есть анализ взаимосвязи негативных проявлений в экономике с основными макроэкономическими показателями и регулирующими действиями государства и синтез, и использование

62

регулирующих общеорганизующих действий государства не затрагивают глубинных проблем нестабильности, и имеет место воспроизводство макроэкономических проблем во всём мире [1, с. 222-287; 2; 3; 4; 6; 9, с. 17-30, 259-296].

Можно только удивляться тому, что острота некоторых макроэкономических проблем ещё подлежит уменьшению с помощью государства или уменьшается самопроизвольно в результате функционирования экономики и общества. Плата за это частично известна - износ и разрушение средств труда, падение уровней воспитания, развития и жизни граждан, снижение объёма, массовости освоения и уровня потенциала человечества по познанию природы и обеспечению выживаемости человечества как биологического и разумного вида, безвозвратная потеря человечеством периодов научно-технического развития и внедрения его результатов в производство, воспитание, развитие и повседневную жизнь граждан.

В обозримой исторической ретроспективе человечество перед очередным социально-экономическим кризисом выходило на всё более высокие уровни науки и техники и массовые уровни воспитания (компетентности) и жизни граждан. По теории Абрахама Маслоу, возможный низший уровень жизни человека, причём не социального человека, связан с удовлетворением физиологических потребностей. И тут можно выделить минимальный уровень удовлетворения физиологических потребностей, достаточный для выживания и размножения, уровень почти первобытного состояния человечества. Можно говорить о таком падении объёма и уровня развития производительных сил общества (средств труда, предметов труда и рабочей силы), когда оно в течение определённого срока не сможет восстановить, в частности, свои ранее достигнутые производственные возможности. Критический период социально-экономического спада связан со сроком службы средств труда, объёмом их уменьшения, сокращением численности занятых, особо - с неуклонным уменьшением численности населения, уменьшением объёмов инфраструктуры, в числе последней, средств массовых коммуникаций, повышением доли среди занятых работников, подготовленных в период с начала кризиса и последующей депрессии перед окончательным коллапсом, в качестве примера - более 50 % занятых, отдельно можно говорить о числе таких работников среди представителей бизнеса и государственных властных структур и охвате их полномочиями экономической и социальной действительности (хотя, для того, чтобы государство и общество оказались на грани существования, достаточно всего нескольких человек на ключевых государственных должностях при соответствующих организациях государства, экономики и общественного сознания), сроком функционирования предметов потребления длительного пользования граждан, и формально можно говорить о сроке в 11 (средняя школа) - 15 (плюс высшее образование) лет с начала периода депрессии после социально-экономического спада, периоде появления кардинально нового поколения, сформированного на низших уровнях воспитания, развития и жизни, и на других морально-нравственных принципах, особенно если последние не общесоциальные и не гуманистические.

Отдельно можно говорить о возможной будущей гибели человечества в природе ввиду безвозвратно упущенных во время социально-экономических кризисов возможностей по наращиванию объёма и уровня развития производительных сил общества, а в итоге неготовности человечества в будущем к соответствующим природным, техногенным и социальным катастрофам.

С учётом общеизвестного и вышесказанного отметим, что имеется необходимость выявления направлений и предельных значений падения объёмов и уровня развития производительных сил общества в результате социально-экономических кризисов, в частности, стагфляционных кризисов в экономике, на основе и с учётом мониторинга текущего состояния и динамики изменения состояния социально-экономической действительности и разработки и реализации соответствующих стабилизационных и стимулирующих экономических программ, институтов, механизмов и методов.

63

Известно, что критерием оценки (практической и теоретической значимости, эффективности, целесообразности) науки и формулируемых, и реализуемых на её основе целей, программ, рекомендаций, методов решения проблем являются реализуемость целей, разрешимость и/или недопустимость проблем и эффективность этих процессов, в частности, с точки зрения экономии ресурсов, затрат времени, масштабов проявления, сроков действия, периода угасания, автоматичности воспроизводства механизмов реализации, недопустимости воспроизводства проблемы и т.д.

Не все макроэкономические проблемы связаны между собой в явном пропорциональном виде. Расширим границы анализа и синтеза с одновременным выдвижением гипотез и затронем формулирование причин макроэкономических проблем не только с точки зрения текущей кризисности экономики, но и с точки зрения идеального состояния экономики и общества, стремления к нему, и при этом включим в анализ «фундаментальные» положения современной составляющей рыночной идеологии.

Коснёмся факторов, не включаемых в поиск причин макроэкономической стагфляционной кризисности, как правило, в науке, потому что они не являются содержанием материально и финансово обеспеченного заказа государственными, частными и общественными организациями и при этом либо бессмысленны, либо просто опасны в плане личностного благосостояния и карьеры учёных, и, безусловно, при разработке экономической политики государства, так как связаны с исполнением дополнительной, тяжёлой, творческой, неблагодарной, опасной для карьеры работы за ту же зарплату и ведут к кардинальному изменению фундаментальных организующих принципов, методов и содержания работы, потере финансово-ресурсно-властных возможностей и полномочий и изменению критериально-сущностной составляющей деятельности для сотрудников государственного аппарата и для представителей бизнеса, особо, крупного бизнеса. Среди этих факторов можно выделить рыночные принципы организации экономики и условия их реализации, и отдельно, в частности, инфляцию как неотъемлемое свойство рыночной экономики [1, с. 51-76, 81-94; 3; 4; 6].

Вкратце коснёмся только инфляции как неотъемлемого свойства рыночной экономики. По причинам происхождения инфляцию делят на инфляцию спроса и инфляцию издержек. По мнению некоторых экономистов, находясь в пределах 3-5 % годовых, она стимулирует увеличение производства, способствует более эффективному перераспределению ресурсов и является своеобразной платой за экономический рост. При определении инфляции в экономической теории указывают даже на то, что не всякое повышение цены является инфляцией.

По самому оптимистическому сценарию в условиях совершенной рыночной экономики мыслится следующее. Цены повышаются на товары, пользующиеся повышенным спросом, при определённой степени неудовлетворённости последнего. Дополнительная прибыль вкладывается действующими производителями в расширение масштабов производства с целью ещё большей её максимизации, и кроме этого в отрасль вступают новые производители данных товаров, производство которых в определённом периоде обеспечивает большую по сравнению с другими товарами норму прибыли. В определённый момент происходит насыщение спроса самых состоятельных потребителей данных товаров, и даже происходит некоторое перепроизводство.

Так как основной капитал слабо или совсем не мобилен с точки зрения перепрофилирования и привязки к месту расположения, финансово и ресурсоёмок, имеет значительные сроки службы и, как правило, требует существенных сроков эксплуатации для окупаемости, то предприниматели предпринимают всё возможное для максимизации отдачи от него в виде прибыли. В частности, они начинают модернизировать производство и выпускаемую продукцию, чтобы за счёт снижения цены на основе снижения издержек производства, повышения качества, увеличения модификаций и потребительских свойств товаров расширить рынки сбыта вообще,

64

выходя на более широкие круги менее состоятельных потребителей, и за счёт конкурентов. В итоге остаются самые эффективные производители с самыми качественными модификациями товаров, а издержки производства и цены снижаются до минимума. А экономика с течением времени начинает реагировать на обострившийся спрос на другие группы товаров, в том числе и на кардинально новые, цены на которые повышаются, и на определённый период их производство начинает давать наивысшую в экономике прибыль по сравнению с другими товарами. Таким образом, мы имеем постоянно настраивающуюся на реальные неудовлетворённые потребности экономику с максимально возможной эффективностью производственных процессов, широким разнообразием качественных модификаций товаров, минимально возможными ценами и большим числом удовлетворённых потребителей, чем при первоначальном спросе.

На практике человечество в целом и отдельные страны не только не достигают максимума таких положительных эффектов, но и не обходятся при этом без глобальных социально-экономических катастроф [1, с. 51-75, 81-94, 222-287; 3; 6; 8, с. 435-440; 9, с. 11-26, 243-296; 10].

По самому сущностному и краткому определению инфляция - повышение общего уровня цен. Принципиально, повышение цены на любой товар по любым основаниям является вкладом в повышение общего уровня цен с одинаковыми негативными для экономики и общества последствиями, за исключением отдельных экономических субъектов на определённый период. Социально-экономические последствия инфляции общеизвестны и доступны в любом учебнике по экономической теории.

В настоящее время неполного и неэффективного использования принципиально ограниченных производственных ресурсов, за исключением редчайших случаев, инфляция явление сугубо субъективное и является результатом повышения цен отдельными экономическими субъектами.

Причины повышения цен в частном секторе экономики обусловлены только желанием и возможностью собственников фирм обогащаться - пока повышение цены ведёт к росту массы прибыли даже, а ещё и лучше, и при снижении объёма продаж, то цены будут расти. Общеизвестно, что простое повышение цены - самый быстрый и самый дешёвый способ максимизации прибыли и не идёт ни в какое сравнение в краткосрочном плане со снижением издержек производства, в большей степени по сравнению со снижением цены и максимизацией объёма продаж с целью максимизации прибыли.

Повышение цены государством также просто можно объяснить:

- при повышении стагфляционной составляющей нестабильности функционирования экономики государству нужны дополнительные денежные средства и оно, в частности, повышает цены на продукцию государственных корпораций для обеспечения самостоятельной выживаемости последних и их налоговой доходности и разрешает повышать цены всем фирмам с целью повышения их самостоятельной выживаемости при обеспечении занятости населения и повышении налоговой доходности. При этом очевидно, что государство, продолжающее пытаться решать макроэкономические проблемы и выполнять свои функции, соответствует своему назначению и, следовательно, соответствуют своему назначению государственные чиновники и представители выборных органов власти;

- повышение цен является реализацией одного из принципов организации рыночной экономики - свободы ценообразования, а в настоящее время одним из лозунгов современной государственной администрации является недопущение «возврата к прошлому», под которым понимается социализм, и всемерное содействие развитию рынка и повышению эффективности рыночной экономики, при этом под эффективностью негласно понимается всего лишь максимизация прибыли;

- безусловно, имеет место и личный интерес - так представители крупного бизнеса, сами, являясь государственными чиновниками или депутатами, или через

65

поддерживаемых ими государственных чиновников и представителей выборных органов власти, создают возможности для процветания своего бизнеса самыми разными способами, в том числе через государственные заказы по максимальным рыночным ценам, через кредиты под минимальный процент на проекты, реализуемые по максимальным рыночным ценам и не связанные с реальным сектором экономики, и через повышение цен на услуги государственных корпораций для обоснования повышения цен на другие продукты и услуги и через прямое разрешение, а в итоге рекомендацию на повышение цены на ряд продуктов и услуг на внутреннем рынке для, якобы, повышения конкурентоспособности национальной экономики. Всё можно объяснить с точки зрения здравого смысла и даже оправдать с гуманистической точки зрения - если государственный чиновник имеет собственный бизнес, производящий товары, необходимые обществу, то и с общественной и с личной точки зрения для этого чиновника было бы неразумным уничтожать или ограничивать этот бизнес с помощью имеющихся в его распоряжении властно-финансово-ресурсных полномочий и не помочь этому бизнесу, нужному стране и людям.

Таким образом, повышение общего уровня цен, в частности, обесценивая незначительные в своей массе сбережения граждан и их текущие доходы, закрепляет подавляющее большинство граждан в качестве наёмных работников, вынужденных тратить свою жизнь ради выживания себя и своих детей на относительно минимальном прожиточном уровне, выделяя на личное потребление, а в итоге на воспитание и развитие, незначительную часть времени жизни. А для могущественных в экономическом плане граждан, в частности, за счёт частной собственности на средства производства, быстро и масштабно концентрирующих денежные средства, инфляция позволяет ещё более ускоренно концентрировать денежные средства, а с их помощью средства производства и экономические и властные полномочия, особенно если они имеют возможность участвовать в организации процесса инфляции с целью личного обогащения.

Говорить о стимулирующем характере инфляции, об инфляции как плате за экономический рост, в частности с учётом нижеизложенного, в подавляющем большинстве случаев вряд ли возможно. С учётом того, что инфляция есть повышение общего уровня цен, то повышение цен отдельными субъектами даёт некоторым из них очень краткосрочное преимущество, существенно меньшее, чем срок реализации инвестиционных проектов. Масштаб прироста прибыли от повышения цены должен быть выше стоимости этих проектов, и эта прибыль, безусловно, должна быть вложена в реальный сектор экономики и, разумеется, в производство тех товаров, цены на которые повышаются, что на практике мало реализуется.

При этом общеизвестно, что все современные государства на основе смешанных экономических систем должны обеспечивать экономику достаточным объёмом денежной массы для производства и торговли с целью стабильного экономического роста - с небольшим уточнением - по текущим рыночным ценам. То есть государства, осуществляя государственные закупки по текущим рыночным ценам, разрешая повышение цен и допечатывая денежную массу, самым непосредственным образом поддерживают инфляцию, а затем, в частности, ещё тратят дополнительные денежные средства для борьбы с её негативными последствиями и иногда доводят ситуацию до уровня, с которым не в силах сразу справиться, до стагфляционного кризиса.

Вышеприведённые частные положения касались, в основном, реального сектора экономики и участия государства в нём. Но личному обогащению, с ещё более минимальными затратами, большей скоростью и масштабами концентрации денег и принципиально меньшим риском при выступлении в качестве организатора, при одновременном вымывании денег из реального сектора экономики, ускоренных темпах инфляции и необходимости ещё большей эмиссии денег государством, способствуют чисто спекулятивные финансовые непроизводительные институты и

66

механизмы, встроенные в экономическую действительность [1, с. 222-287; 3; 4; 6; 8, с. 435-440, 468-483; 9, с. 10-15, 67-133]. К последним можно отнести пенсионные фонды, страховые компании, банковскую систему, рынок ценных бумаг, рынок валют, спекулятивный валютный курс, особо его использование во внешней торговле, систему обязательного по ряду направлений страхования и тому подобные экономические институты с учётом их фактической современной сущностной составляющей. Следует отметить, что одним из самых могущественных участников спекулятивных финансовых акций и их организаторов является государство, которое пытается с их помощью разрешать социально-экономические проблемы и реализовывать свои функции. К сожалению самым слабым, в смысле концентрации денег, экономическим субъектом в основной своей массе являются граждане страны. Государство, как спекулянт и собственник капитала, в итоге обыгрывает граждан собственной страны, а если граждан других стран ради себя или даже, в идеале, собственного народа, то это также аморально и разрушительно по отношению к человечеству в целом и в итоге негативно вернётся к данному государству мировым кризисом. Безусловно, вышеперечисленные финансовые институты и инструменты кроме спекулятивной составляющей, разрушающей экономику и общество, выполняют и ряд необходимых экономике и обществу функций.

Вышеприведённые соображения наталкивают на вроде бы простейшие решения по недопущению спекулятивной непроизводительной концентрации денежной массы, в частности, запрет на свободное повышение цен, особо, на повышение цены при наличии прибыли в цене товара, а также ограничение, вытеснение на основе государственной конкуренции и запрет, отказ от чисто спекулятивных непроизводительных институтов и механизмов, уточнение и пересмотр их сущностного назначения, проектирование и внедрение новых финансовых институтов и инструментов с минимизацией или даже отказом от их спекулятивной непроизводительной составляющей.

В итоге мы имеем определённую цель и направление работ с ясным критерием по снижению или отказу от спекулятивной составляющей национальных финансовых инструментов и механизмов на внутреннем рынке и недопущению или минимизации негативного проявления на национальную экономику спекулятивных мировых и зарубежных институтов и инструментов. Таким образом, мы делаем первый шаг от участия в постоянном разрешении постоянно воспроизводимых нами макроэкономических проблем и выходим за рамки поиска начала проявления и выявления «шоковых» факторов запуска уже традиционных, постоянно нами воспроизводимых стагфляционных кризисов.

Но, коснувшись запрета свободного повышения цен, мы обнаруживаем, что даже при стабильных ценах будет идти процесс концентрации денег от нормального функционирования реального сектора рыночной экономики за счёт наличия прибыли в цене товара, разницы в извлекаемой массы прибыли в зависимости от различной нормы прибыли, объёмов производства и продаж в единицу времени. И это ставит нас перед необходимостью регулирования массы прибыли, организации распоряжения выручкой, организации перетока капитала из одной отрасли в другую и т.д. И очевидно, что чем выше эффективность реального сектора рыночной экономики в виде максимизации прибыли, тем быстрее концентрируются деньги в руках самых могущественных, в смысле концентрации денежной массы, экономических субъектов. И концентрация денег будет даже усиливаться при конкурентной борьбе, реализуемой за счёт снижения издержек в цене товара в большей степени, чем снижение самой цены, и наращивания объёмов выпуска. Но последнее замечание наводит нас на мысль об изменении скорости и масштабов концентрации денег и скорости прироста реального объёма производства и возможности сравнения этих процессов, об их влиянии на структуру и объём потребностей, перераспределение ресурсов и доходов и появление новых макроэкономических проблем. А кроме этого, мы теперь можем

67

выделять производительный и спекулятивный процессы, механизмы и институты концентрации денежной массы.

Отдельно и особо отметим, что повышение эффективности рыночной экономики в виде максимизации прибыли критериально, либо совсем, либо напрямую не связано с общеэкономическими целями: воспитание, развитие и повышение уровня жизни граждан [1, с. 81-94, 222-287; 2; 3; 6; 9, с. 17-65, 135-295]. А кроме этого, усиление процессов максимизации прибыли в экономике, да ещё и при всемерной поддержке частного бизнеса государством в рамках создания эффективной среды для функционирования бизнеса, ведёт в современных условиях к ускорению наступления и усилению проявления очередного стагфляционного кризиса.

Конкретизировав общефилософские цели человеческого общества (познание природы, неразрушение природы и сохранение человечества как биологического вида) и обобщив экономические цели частных экономических субъектов (граждан, фирм, государства), сформулируем общеэкономические цели человеческого общества: воспитание, развитие и повышение уровня жизни граждан - и на их основе попытаемся сформулировать общие черты экономики и общества будущего [1, с. 4050, 95-221, 287-414; 3; 4; 7].

Уточним содержание общеэкономических целей человеческого общества. Воспитание (более широкий и значимый аналог термина «компетентность» в странах Западной Европы) - доведение каждого гражданина по разнообразию и объёму свойств личности до обязываемого государством уровня, при гарантированных государством доходах граждан и производстве соответствующих продуктов и услуг для формирования и поддержания гражданами уровня воспитания. Развитие -превышение отдельными гражданами по разнообразию и объёму свойств личности уровня воспитания на добровольной основе, стимулируемой государством, фирмами, членами семьи, другими субъектам и личным интересом. Повышение уровня жизни -производство большего количества, лучшего качества и большего разнообразия продуктов и услуг для максимального обеспечения воспитания и развития граждан по стабильным или снижающимся в долгосрочной перспективе ценам, доступным для всё большего количества граждан.

Данные три общеэкономические цели могут служить критериями оценки любых других экономических целей, программ и результатов деятельности. Если цели, программы или результат деятельности отдельных граждан, групп граждан, человеческого общества не способствуют достижению трёх общеэкономических целей, то прочие поставленные цели, сформулированные программы и полученные результаты ложны и вредны с точки зрения эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей, и следует принимать соответствующие меры, например: менять цели, отказываться от программ, не упорствовать в заблуждениях.

Отдельно, в качестве генеральной цели человечества можно предложить формирование каждого отдельного человека как представителя человечества -носителя моральных принципов, знаний и опыта, выработанных человечеством, психофизиологических возможностей человечества как биологического вида - таким образом, человек выступает как основная цель и основное средство достижения этой цели. При этом при воспитании и развитии граждан имеют место чисто психофизиологические ограничения по потреблению продуктов и услуг и ограничивающий временной фактор - продолжительность суток и время жизни индивида. С учётом последнего встают вспомогательные цели-критерии функционирования экономики и общества, в частности: - увеличение

продолжительности жизни индивидов; - интенсификация жизни индивидов; -развитие и расширение психофизиологических возможностей индивидов; -повышение эффективности потребления индивидами продуктов и услуг с точки зрения воспитания и развития; - повышение качества продуктов и услуг и создание их

68

кардинально новых типов с основными критериями оценки их качества в виде более быстрого и на больший срок формирования известных и новых свойств личности граждан [7].

С учётом трёх общеэкономических целей человеческого общества реальный сектор экономики общества будущего условно можно разделить на сектор А, производящий продукты и услуги для безусловного, под контролем государства обеспечения уровня воспитания граждан, и сектор Б, производящий продукты и услуги для обеспечения уровня развития граждан. Соответственно, с учётом численности населения и содержания уровня воспитания можно выделить необходимые производственные ресурсы для обеспечения функционирования сектора А и избыточные по отношению к сектору А производственные ресурсы, которые могут быть использованы для функционирования сектора Б [4].

При этом все проблемы макроэкономической нестабильности, связанные с концентрацией денежной массы по причине наличия прибыли в цене товаров, о чём сказано выше, остаются. Остаются также и проблемы, связанные с колебаниями численности населения, свободой выбора производителей и потребителей в условиях научно-технического прогресса, нестабильностью мирового рынка и т.п. Но часть из этих проблем, связанных с обеспечением уровня воспитания, станет всего лишь делом простого администрирования и технической реализации стандартных экономических задач, разработки и реализации критериально-целевой организации экономики. А деятельность общественных организаций и крупного частного капитала будет связана с пропагандой проектов развития общества (человечества), борьбой за перераспределение «избыточных» экономических ресурсов общества между ними и реализацией этих проектов - отсюда критерием эффективности деятельности общественных организаций и крупного частного капитала будет эффективность реализации проектов развития человечества.

Федеральный и региональный компоненты уровня воспитания, требующего безусловного для подавляющего большинства граждан достижения и поддержания, изначально могут включать уже известные положительные требования к личности, которые и будут выступать в качестве критериев производительной эффективности экономики. Критериально-целевая организация реального сектора экономики в соответствии с безусловным и эффективным достижением уровня воспитания и эффективной реализацией проектов развития на неопределённый срок снижает актуальность собственности на средства производства и повышает значимость государства при постоянном или временном решении производительной составляющей проблем достижения и поддержания уровня воспитания и реализации проектов развития. Последнее подтверждается простой мыслью, что и частная, и государственная собственность управляется в большинстве случаев наёмными менеджерами в соответствии со сформулированными целями и критериями эффективности.

Подводя итог, можно выделить следующие основные причины макроэкономической и связанной с ней социальной нестабильности: - чисто спекулятивная концентрация денежной массы [1, с. 70-73, 81-94, 122-287; 6; 8, с. 468483; 9, с. 67-133]; - концентрация денежной массы реальным сектором экономики по причине наличия прибыли в цене товара и непроизводительного использования выручки частным капиталом [1, с. 55-63, 74-75, 112-115; 2; 3; 4; 5; 9, с. 135-295]; -развитие, изменение объёма и структуры производительных сил общества в результате научно-технического прогресса, изменения структуры потребностей и ценностей общества и изменения психофизиологических возможностей граждан [1, с. 19-40, 217-222, 288-397; 4; 7]; - отсутствие связи или слабая связанность элементов социально-экономической действительности с достижением общефилософских (познание природы, неразрушение природы и сохранение человечества как биологического вида) и общеэкономических (воспитание, развитие и повышение

69

уровня жизни граждан) целей человеческого общества [1, с. 51-75, 95-287; 2; 3; 4; 6; 9]; - отсутствие чёткой системы мировых, национальных и региональных целей-критериев в рамках достижения общефилософских и общеэкономических целей человечества и, в связи с этим, отсутствие критериально-целевой организации экономик и обществ в рамках их достижения [1, с. 95-287; 3; 4; 5; 9; 10]. В настоящее время, по убыванию степени дестабилизирующего воздействия на экономику, общество и государство эти причины располагаются, как это показано выше при их перечислении. Выделение причин макроэкономической нестабильности и их ранжирование по степени дестабилизирующего воздействия предполагает выделение основных направлений по степени важности по мониторингу, оценке дестабилизирующего влияния, недопущению, устранению, снижению степени дестабилизирующего влияния конкретных факторов, составляющих эти причины.

При работе по устранению или снижению степени дестабилизирующего стагфляционного влияния с конкретными факторами макроэкономической нестабильности или по разработке новых институтов и механизмов экономики, главными критериями должны выступать снижение спекулятивной составляющей концентрации денежной массы и повышение производительной эффективности использования денежных средств и производственных ресурсов по безусловному обеспечению и повышению в долгосрочной перспективе уровня воспитания и реализации проектов развития человечества, связанных с уровнем развития граждан и общества [1, с. 95-222, 288-414; 2; 3; 4; 6; 9, с. 315-318].

Литература

1. Андриянов В. П. К организации экономической деятельности общества: от воспроизводства проблем к обществу будущего: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ООО «ОЛИВЕР», 2006. - 419 с.

2. Андриянов В. П. Необходимость критериально-условного характера

экономической политики в рыночной экономике // Государственное регулирование экономики. Региональный аспект. Материалы Четвёртой Международной научно-практической конференции: В 2 т., Том 1. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2003. - С. 16-18.

3. Андриянов В. П. От воспроизводства экономических проблем к обществу будущего // От современных экономических проблем к обществу будущего [текст]: материалы второй международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 21 марта 2008 г. / Под ред. к. э. н., доц. В. П Андриянова, к. э. н., доц. М. Д. Крохоняткина. - В 2 т., Том 1. - Н. Новгород: Изд-во типография «ОЛИВЕР» ИП Абрамян Д. Г., 2008. - С. 17-31.

4. Андриянов В. П. От современной экономической действительности к экономике общества будущего // Особенности роста и развития региональных социальноэкономических систем: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - С. 5-17.

5. Андриянов В. П. Проблемность как критериально-целевая основа организации экономики и общества // Современные проблемы науки, образования и производства: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, 16 апреля 2010 г. - В 2 т., Том 1. - Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. -С. 310-315.

6. Андриянов В. П. Рынок акций: от спекулятивного механизма дестабилизации к повышению реальной производительности экономики // Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы: сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 21-32.

7. Андриянов В. П. Тенденции в потребностях человеческого общества и

70

стабильность функционирования экономики // Развитие человеческого потенциала как фактор модернизации экономики и социальных отношений: Труды

Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 26 мая 2009 г. / Под ред. к. э. н., доц. М. Д. Крохоняткина, к. с. н. А. В. Шкурко. - В 2 т., Том 1. - Н. Новгород: Изд-во ИП Масленников Д. Г., 2009. - С. 6-9.

8. Ларин Ю. Частный капитал в СССР / В книге: Антология экономической классики. Предисловие, составление И. А. Столяров. - М.: «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993. - 486 с.

9. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. - М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001. - 335 с.

10. Поединьска Г., Андриянов В. П. Универсальность экономических проблем как основа экономического сотрудничества // От современных экономических проблем к обществу будущего [текст]: материалы второй международной научно -практической конференции. Нижний Новгород, 21 марта 2008 г. / Под ред. к. э. н., доц. В. П Андриянова, к. э. н., доц. М. Д. Крохоняткина. - В 2 т., Том 1. - Н. Новгород: Изд-во типография «ОЛИВЕР» ИП Абрамян Д. Г., 2008. - С. 113-123.

Receivables management on transport enterprises Chebotareva Z. , Jakovleva O. (Russian Federation) Управление дебиторской задолженностью на транспортных предприятиях Чеботарева З. В.1, Яковлева О. А.2 (Российская Федерация)

1 Чеботарева Зоя Валентиновна / Chebotareva Zoja - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения;

2Яковлева Ольга Александровна / Jakovleva Ol'ga - студент магистратуры, институт экономики и финансов,

Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: для того чтобы избежать вероятности возникновения безнадежной дебиторской задолженности, необходимо правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов, а также отслеживать их изменения. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, их спроса на услуги, каналам сбыта и формам договорных отношений. В данной статье рассмотрены и проанализированы методы управления дебиторской задолженности, выявлены наиболее оптимальные для предотвращения образования просроченного долга. Abstract: in order to avoid the risk of uncollectible receivables is necessary to correctly build relationships with customers, constantly monitor the current status of the settlements, as well as track their changes. This control must be differentiated with respect to different groups of customers, their demand for services, distribution channels and forms of contractual relationships. This article describes and analyzes the methods of accounts receivable management, identified the most optimal for the prevention of overdue debt.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, покупатели и заказчики,

бухгалтерский баланс, мониторинг, кредитная политика, контрагенты.

Keywords: accounts receivable, buyers and customers, balance sheet, monitoring, credit policy, the counterparties.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.