Алексеева Эльвира Алексеевна - кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой анатомии и физиологии медицинского факультета Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36 а, тел. 66-20-62, e-mail: [email protected]
Занданов Александр Октябриевич - кандидат медицинских наук, доцент, заместитель министра здравоохранения Республики Бурятия, декан медицинского факультета Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 31 а, тел. 44-55-03.
Лемза Сергей Васильевич - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии Сибирского Отделения Российской академии наук. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, тел. (3012) 43-37-13.
Ажунова Татьяна Александровна - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии Сибирского Отделения Российской академии наук. Улан-Удэ, ул. Сахьяно-вой, 6, тел. (3012) 43-37-13, e-mail: azhunova&biol.bscnet.ru.
Мондодоев Александр Гаврилович - доктор медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной фармакологии Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской академии наук. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.
Лубсандоржиева Пунцык Базыровна - кандидат фармацевтических наук, старший научный сотрудник Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской академии наук. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.
Гармаева Евгения Данзанжаповна, аспирант лаборатории экспериментальной фармакологии Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения Российской академии наук. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.
Alekseeva El'vira Alekseevna, candidate of medical sciences, head of department of anatomy and physiology, medical faculty of Buryat State University. Ulan-Ude, Oktyabrskaya 36a, tel. 66-20-62, e-mail: [email protected]
Zandanov Alexander Oktyabrievich - cand. of medical sci., deputy minister of ministry of public health services of the Republic of Buryatia, dean of medical faculty of Buryat State University. Ulan-Ude, Oktyabr’skaya str., 31, tel. 44-55-03.
Lemza Sergey Vasilievich - cand. of biol. sci., senior scientist, Institute of General and Experimental Biology, SB RAS. Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6, ph. (3012) 43-37-13.
Azhunova Tatyana Alexandrovna - dr of biol. sci., leading scientist, Institute of General and Experimental Biology, SB RAS. Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6, ph. (3012) 43-37-13, e-mail: azhunova&biol.bscnet.ru.
Mondodoev Alexander Gavrilovich - dr of medical sci., senior stuff scientist, Institute of General and Experimental Biology, SB RAS. Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6.
Lubsandorzhieva Puntsik Bazyrovna - cand. of pharmaceutical sci., senior scientist of Institute of General and Experimental Biology, SB RAS. Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6.
Garmaeva Evgeniya Danzanzhapovna - post-graduate student of laboratory of experimental biology, Institute of General and Experimental Biology SB RAS. Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6.
УДК 378:614 УДК 378:614 А.О. Занданов, М.В Бадлеева,
Е.Д Савилов, Н.Б. Дырдуева, А.Г. Мархаев
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ
Статья посвящена вопросам преподавания эпидемиологии врачам лечебного профиля. В настоящий период развития здравоохранения и образования учебный план, программы, методики и методологии додипломного и последипломного образования должны быть адаптированы к потребностям современного врача. Возникает необходимость пересмотра отношения объемов клинических и фундаментальных дисциплин, распределения предметов по семестрам; модернизации способов оценки знаний и умений студентов в формате балльно-рейтинговой системы, тестового контроля знаний, модульного принципа преподавания.
Ключевые слова: эпидемиология, учебный план, врачи-клиницисты.
A.O. Zandanov, M.v. Badleeva, E.D. Savilov, N.B. Dyrdueva, A.G. Marhaev
MODERN ASPECTS OF TEACHING OF EPIDEMIOLOGY IN TRAINING OF PHYSICIANS OF THERAPEUTIC PROFILE
The article is devoted to the problems of teaching of epidemiology for physicians of therapeutic profile. At the modern period of development of health care and education the curriculum, programs, techniques and methodology of under-
graduate and postgraduate education should be adapted to the needs of a modern physician. It is necessary to revise the ratio of volumes of clinical and basic disciplines, the distribution of subjects by semesters; modernization of methods of assessing knowledge and skills of students in a format ofpoint-rating system, test knowledge control, modular principles of teaching.
Key words: epidemiology, curriculum, clinicians.
В условиях реформы системы здравоохранения, ухудшения здоровья населения России появляется потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих новыми подходами к решению вопросов оказания медицинской помощи населению. Кроме того современным выпускникам предстоит работать в достаточно сложных условиях медицинского предпринимательства, конкуренции специалистов и организаций, повышения требований к обеспечению качества и безопасности медицинской помощи. Растет социальная потребность и в выпускниках, способных формулировать и реализовывать социально приемлемую и современную политику охраны общественного здоровья и профилактики заболеваний [5]. В связи с популяризацией медицинских знаний среди населения возрастают требования со стороны пациентов к качеству оказания медицинской помощи.
В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессии врач любого профиля обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь населению, но и проводить основные лечебно-диагностические процедуры по стандарту. Врачу любой специальности необходимо также владеть методами первичной и вторичной профилактики, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения. При этом приоритетность профилактической направленности в его деятельности должна не только декларироваться в различных нормативных документах, но и реализоваться в практике их подготовки [4].
Поэтому в современной социально-экономической и психологической ситуации в здравоохранении и образовании значимость преподавания эпидемиологии в плане подготовки будущих врачей по вопросам охраны, укрепления здоровья населения и профилактики возрастает. Учебный план, программы, методики и методологии додипломного и последипломного образования должны быть адаптированы к требованиям подготовки современного врача. Прежде всего возникает необходимость пересмотра отношения объемов клинических и фундаментальных дисциплин, распределения предметов по семестрам, пути компьютеризации учебного процесса.
Вопросы преподавания эпидемиологии в свете подписания Болонской декларации обсуждались на заседании Проблемной комиссии (9 июня 2005 г.). В итоговом документе саммита «большой восьмерки», проходившего впервые под председательством России, одной из главных тем являлась борьба с инфекционными болезнями, представляющими глобальную опасность [1, 2].
Инфекционные болезни являются одной из важнейших проблем здравоохранения. По данным ВОЗ достижения в борьбе с инфекционными заболеваниями в XX в. увеличили продолжительность жизни населения почти на 25 лет. Однако они по-прежнему уносят миллионы жизней, наносят огромный социальный, демографический и экономический ущерб. Ежегодно 2 млрд людей болеют инфекционными заболеваниями, из них 17 млн умирают. Инфекционные болезни являются причиной каждой трети смертей в мире. Около 50% населения планеты проживает в условиях постоянной угрозы эндемических инфекций. По-прежнему грипп и острые респираторные заболевания играют ведущую роль в инфекционной патологии человека, на их долю приходится около 90% всех инфекционных болезней [11].
Инфекционные заболевания продолжают оставаться крайне актуальными и для нашей страны. Ежегодно регистрируется 35-40 млн случаев инфекционных заболеваний и более 50% всех обращений больных в поликлинику с той или иной инфекцией. Они по-прежнему лидируют среди основных причин заболеваемости населения [11].
Структуру современной эпидемиологии как общемедицинской науки и учебной дисциплины представляют эпидемический процесс, эпидемиологический метод исследования, основы профилактики заболеваемости и ее исходов, частная эпидемиология [3].
Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость населения, т.е. эпидемический процесс.
В разрезе эпидемического процесса рассматривают причины и условия, формирующие заболеваемость, механизмы ее развития и проявления.
Эпидемиологическая диагностика, эпидемиологические исследования, клиническая эпидемиология (доказательная медицина) - это составляющие эпидемиологического метода исследования, сформировавшегося при изучении инфекционной заболеваемости и оказавшегося универсальным для изучения неинфекционной патологии. Основу профилактики заболеваемости и ее исходов составляют противоэпидемические средства и мероприятия, противоэпидемическое обслуживание населения, противоэпидемическая защита в войсках и при экстремальных ситуациях. В связи с этим структуру современной эпидемиологии можно определить как структуру учебных программ при изучении эпидемиологии.
Эпидемиология инфекционных болезней в настоящее время представляет собой стройную систему знаний о причинах, условиях, механизмах развития и формах проявления эпидемического процесса. Она располагает универсальной научной методологией и ставит задачи по снижению инфекционной заболеваемости и ликвидации отдельных инфекций [3].
В программе подготовки врачей-специалистов лечебного профиля вопросы эпидемиологии отражены далеко не полно и составляют не более 10% от всего объема. Известно, что доля влияния образа жизни и окружающей среды на формирование здоровья составляет более 70%, однако ведущему принципу здравоохранения - профилактике - в настоящее время уделяется недостаточно внимания. В соответствии с учебной программой и планом студенты-медики изучают общий и частный курс эпидемиологии. На практике же врачи, обеспечивая охрану здоровья, сталкиваются с нарастающими трудностями контроля за расходами на медицинскую помощь. Все шире внедряется страховая медицина, затрудняется выбор приоритета той или иной медицинской помощи из-за несоответствия между потребностью в ней и ресурсами здравоохранения. Оценка эффективности медицинской помощи проводится по конечным результатам - в этом направлении клинические исследования приобретают особую значимость. Все вышеперечисленное требует расширения программы по эпидемиологии при подготовке специалиста лечебного профиля. Умения студента-медика при объективной оценке медицинской помощи должны основываться на знании современных методов доказательной медицины.
В типовой программе по эпидемиологии представлены лишь фрагменты современных методов доказательной медицины. Из-за отсутствия часов вопросы основ доказательной медицины и эпидемиологии неинфекционных болезней остаются практически незатронутыми. Студенты лечебного факультета должны более углубленно изучать основы доказательной медицины, т.к. это будет способствовать расширению привычного им клинического мышления. Соответственно для реализации указанных целей требуются дополнительные учебные часы, мотивации, базовые знания эпидемиологической диагностики.
Основой эффективной лечебно-диагностической деятельности является формирование у студентов клинического мышления, важнейшего компонента профессиональной идеологии врача. Студент должен уметь своевременно выбирать из нескольких вероятных решений единственно правильное, т.е.. верно ставить диагноз, назначать лечение и активно влиять на его конечный результат. В современный период неизбежны экологизация и гигиенизация медицины. В связи с этим возникает необходимость внесения в учебный процесс коррективов, направленных на формирование у студентов-медиков в дополнение к клиническому мышлению эколого-гигиенического, эпидемиологического, профилактического.
Эпидемиологическая диагностика представляет собой систему методов распознавания конкретных проявлений эпидемического процесса, причин и условий его развития, а также оценки эпидемической ситуации.
Целью эпидемиологической диагностики является получение на основе анализа причин и условий развития эпидемического процесса исходных данных, необходимых для определения стратегического направления в комплексе противоэпидемических мероприятий, конкретизация их содержания. Эпидемиологическая диагностика составляет основу системы эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями. В последние десятилетия изменились представления о процессах микроэволюции природных популяций микроорганизмов медицинского значения. За последние 35 лет выявлено более 40 новых нозологических форм болезней и их патогенов, разработаны и получили широкое практическое распространение принципиально новые молекулярно-биологические методы выявления микроорганизмов. Студенты должны четко представлять причины возникновения и распространения вновь возникающих заболеваний, а также меры их лечения и профилактики.
Эпидемиологические исследования помогли расшифровать ряд распространенных генетических заболеваний крови, изучить распространенность сердечно-сосудистых и профессиональных заболеваний, разработать профилактические программы при ряде хронических заболеваний и т.д. Клиническая эпидемиология способствует оптимизации процесса диагностики, лечения и профилактики на основе оценки лечебно-диагностического процесса с использованием эпидемиологического метода. Каждое клиническое решение должно базироваться на строго доказанных научных фактах. Доказательная медицина позволяет создавать инструменты рационального использования медицинских технологий на основе качественных научных исследований и предусматривает добросовестное, объяснимое и основанное на здравом смысле использование наилучших современных достижений для лечения каждого пациента [1, 2].
Любое медицинское вмешательство сопряжено с риском возникновения побочных реакций. Целью доказательной медицины является предупреждение или ограничение масштабов риска как на индивидуальном, так и на популяционном уровне. Однако основная цель внедрения принципов доказательной медицины в практику здравоохранения - это оптимизация качества оказания медицинской помощи с точки зрения не только ее безопасности, но и эффективности, стоимости и других значимых факторов. Медицинская практика подразумевает объединение индивидуального профессионализма с доказательной медициной [5]. Практический врач должен уметь критически анализировать многочисленные источники информации и сопоставлять материалы, полученные разными авторами, а также эффективно находить нужные данные с использованием современных информационных технологий. Доказательная медицина делает общение врача и больного честным, открытым и прозрачным, позволяет контролировать любую деятельность в сфере медицины, препятствует расходованию лишних денежных средств и помогает использовать их эффективно [13-17]. Додипломное медицинское образование в плане изучения доказательной медицины должно ориентировать будущих врачей на изучение не столько стандартных курсов, сколько на постоянное самообучение, поиск надежных ответов на самые важные вопросы собственной практики.
В лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) проводится не только значительная лечебнодиагностическая деятельность, но и обширный комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленный на профилактику ВБИ - особой специфической категории болезней человека, связанных с получением больным того или иного вида медицинской помощи и являющихся результатом пребывания пациента в стационаре. Сознательное и тщательное выполнение медицинским персоналом требований противоэпидемического режима зависит от полученных в процессе обучения студентами лечебного факультета знаний и практических навыков. Однако для освоения указанного раздела количества учебных часов, отведенных в программе, недостаточно.
Иммунопрофилактика является наиболее экономичным и доступным средством борьбы с инфекционными заболеваниями. Студенты как будущие врачи лечебного профиля должны знать организационную структуру системы иммунизации населения, научиться проводить прививки как в плановом порядке, так и по эпидемическим показаниям. Также будущим медикам необходимо научиться, пользуясь нормативными документами, оценивать эффективность иммунопрофилактики. Определение показаний и противопоказаний к прививкам, поствакцинальных реакций и поствакцинальных осложнений, «холодовая цепь» - это далеко не полный перечень знаний и умений, которыми должны обладать выпускники лечебного факультета [8]. Изучение раздела иммунопрофилактики инфекционных болезней также уделяется мало внимания в учебном процессе.
Развитие и совершенствование медицинских технологий, открывающих новые возможности в оказании медицинской помощи населению, не исключают дезинфекционные мероприятия. В какой-то степени современный инновационный медицинский инструментарий и оборудование становятся даже более опасными, так как большинство из них имеет сложное устройство, узкие и протяженные каналы, изготовливается из самых разнородных материалов, гораздо труднее поддаются обеззараживанию либо вовсе не могут обеззараживаться высокоэффективными традиционными тепловыми способами. Так, например, не могут автоклавироваться гибкие эндоскопы, эндопротезы и некоторые другие устройства. Современные разработки дезинфектологических технологий, применяемых в медицинской практике, требуют более детального, скурпулезного подхода. Количество часов, отведенное в учебной программе эпидемиологии, недостаточно для освоения современных аспектов дезинфектологии [10].
В процессе профессиональной деятельности на медицинских работников действует комплекс факторов физической, химической и биологической природы. Кроме того в процессе своей деятельности медицинский работник подвергается функциональному перенапряжению отдельных органов и систем организма - опорно-двигательного аппарата, органов зрения, психо-эмоциональной сферы и др. Внедряются новые методы диагностики, используются компьютеры, оптическое волокно, радионуклиды, УВЧ, СВЧ, аэрозоли лекарственных препаратов. Все это связано с усложнением и интенсификацией труда медицинского персонала. Сами медицинские работники личной защите должного значения не придают, так как тактика безопасности и сохранения здоровья направлена в основном на пациентов. Вместе с тем в современных ЛПУ имеется ряд потенциально вредных факторов, влияющих на безопасность и здоровье сотрудников. Вопросы охраны здоровья медицинских работников требуют пристального внимания и студенты должны четко представлять, с какими основными факторами риска связана их профессиональная деятельность, уметь выявлять и предотвращать их.
В условиях модернизации высшего медицинского образования в целях повышения профессиональной подготовки студентов необходимо совершенствование учебно-методической работы. Эффективная система оценки знаний и умений студентов позволит оценивать успешность освоения ими теоретических основ и практических умений как в процессе обучения, так и по окончании изучения дисциплины в форме зачетов, экзаменов. Одними из современных способов оценки знаний и умений, отвечающими современным требованиям, являются балльно-рейтинговая система, тестовый контроль знаний, модульный принцип преподавания. Внедрение балльно-рейтинговой системы мотивирует самостоятельную работу студентов, стимулирует их активность при работе на занятиях, желание получать дополнительные знания и умения, обеспечивает более высокое закрепление знаний. Все это соответственно повышает текущую успеваемость и качество ответов на экзамене. Модульный принцип преподавания позволяет строить учебный материал таким образом, чтобы разделы были независимы друг от друга, что дает возможность изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания [7].
Таким образом, учебный план и программа по эпидемиологии для специальности «Лечебное дело» не отвечают современным требованиям подготовки врача-клинициста. На практических занятиях по общей и частной эпидемиологии при изучении теоретических вопросов у студентов должна быть возможность их практического приложения через решение ситуационных задач, в которых заложена необходимость принятия управленческих решений и определения исполнителей в каждой конкретной ситуации. Из-за недостатка часов нет возможности более детально изучать вопросы клинической эпидемиологии, иммунопрофилактики, дезинфектологии, госпитальной эпидемиологии и т.д.
Внедрение современных технологий в педагогический процесс, разработка программного обеспечения, создание обучающих, тестирующих, управляющих технологий могут способствовать подготовке врачей-клиницистов нового поколения.
Литература
1. Власов В.В. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (доказательная медицина). - М., 2006. - Вып. 7. - С. 64-75.
2. Гоче П. Вопросы преподавания эпидемиологии // Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (доказательная медицина). - М., 2006.- Вып. 7. - С. 19-41.
3. Долматов В.В., Стасенко В.Л. Современная эпидемиология: предмет, метод, цель // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2008. - № 5. - С. 8-14.
4. Зуева Л.П., Сухомлинова Г.И. Содержание и структура программы обучения студентов эпидемиологии на лечебном факультетах медицинских вузов // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2005. - № 1. - С. 53-54.
5. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / под ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 с.
6. Покровский В.И., Брико Н.И. Эпидемиологические исследования - основа клинической эпидемиологии и доказательной медицины // Эпидемиология и инфекционные болезни.- 2008. - № 5. - С. 4-7.
7. Покровский В.И., Миндлина А.Я. Информация о заседании проблемной учебно-методической комиссии по эпидемиологии (Астрахань, октябрь 2008 г.) // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2009. - № 4. - С. 62-64.
8. Покровский В.И., Брико Н.И., Куралесина В.К. Опыт преподавания вопросов иммунопрофилактики на кафедре эпидемиологии // Журнал микробиологии. - 2003. - № 5. - С. 31-34.
9. Черкасский Б.Л., Симонова Е.Г. Современные представления о системе управления эпидемиологическим процессом // Эпидемиология и инфекционные болезни.- 2006. - № 5. - С. 4-7.
10. Шандала М.Г. Дезинфектологические проблемы медицинской эндоскопии // Эпидемиология и инфекционные болез-
пи. - 2005. - № б. - C.S-9.
11. Шкарип В.В., Ковалишена О.В. Концепция развития отечественной эпидемиологии. Вопросы для обсуждения //
Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2009. - № 2. - С. б8-72.
12. Шкарин В.В. Концепция подготовки врача-эпидемиолога па додипломном уровне // Эпидемиология и инфекционные болезпи. - 2003. - № 4. - С. б0-б1.
13. Guyatt G., Tugwell P Epidemiology // Clinical Epidemiology: A Basic Science for Clinical Medicine. - 2nd еd. - Boston, 1991. P. 251-2б2.
14. Guyatt G., Sinclair J., Cook D., Glaszion P. Epidemiological surveillance of infectious diseases // J. A. M. A. - 1999. - Vol. 281. - P. 183б-1843.
15. Jenicek M., Cleroux R. Epidemiology: theory and practice / Epidemiologic clinque (Clinometrie). - Edisem, 19S5. - P 1б3-178.
16. Marwick C. Epidemiology // J. A. M. A. - 1997. - Vol. 278, N 7. - P. 531-532.
17. Sackett D.L., Haynes R.B., Guyatt G., Tugwell P. Clinical Epidemiology // Clinical Epidemiology: A Basic Science for Clinical Medicine. - 2nd еd. - Boston, 1991. P. 321-332.
Занданов Александр Октябрьевич - кандидат медицинских наук, доцент, заместитель министра здравоохранения Республики Бурятия, декан медицинского факультета БГУ, б70017, Улан-Удэ, ул. Октябрьская 3б а.
Бадлеева Мария Владимировна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры ИНФБ БГУ б70017, Улан-Удэ, ул. Октябрьская Зба, тел. S9S3420-50-4S.
Савилов Евгений Дмитриевич - доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой Иркутского ГИУВ, г. Иркутск, ул. К.Маркса, 3.
Мархаев Андрей Григорьевич - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры ИНФБ БГУ б70017, Улан-Удэ, ул. Октябрьская Зба, тел. б3-09-15.
Дырдуева Наталья Балдановна - кандидат биологических наук, ст. преподаватель кафедры фармакологии и традиционной медицины, заместитель декана медицинского факультета БГУ, б70017, Улан-Удэ, ул. Октябрьская Зба.
Zandanov Alexander Oktyabrievich - cand. of medical sci., deputy minister of ministry of public health services of the Republic of Buryatia, dean of medical faculty of Buryat State University. Ulan-Ude, Oktyabr’skaya str., Зі, tel. 445503.
Badleeva Mariya Vladimirovna, cand. of medical sci., senior teacher of department of infectious diseases of BSU. б70017, Ulan-Ude, Oktyabr’skaya str. 36a, tel. S9S3420-50-4S, e-mail: [email protected]
Savilov Evgeniy Dmitrievich, doctor of medical sci., head of department of Irkutsk State Institute of Postgraduate Education of Physicians, Irkutsk, Karl Marks str. 3.
Marhaev Andrey Grigorievich, cand. of medical sci., senior teacher of department of infectious diseases of BSU, б70017, Ulan-Ude, Oktyabr’skaya str. 36a, tel. б3-09-15, e-mail: [email protected]
Dyrdueva Natalya Baldanovna, cand. of biological sci., senior teacher of faculty of pharmacology and traditional medicine, medical department, Buryat State University, б70017, Ulan-Ude, Oktyabr’skaya str. Зб a.
УДК 378.172 Э.А. Алексеева, Л.Н. Шантанова,
А.Н. Петунова, И.К. Иванова
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА
Исследовано функциональное состояние и адаптационный потенциал студентов в межсессионный период и в период экзамена.
Ключевые слова: функциональное состояние, экзаменационный стресс, адаптационный потенциал.
E.A. Alekseeva, L.N. Shantanova, A.N. Petunova, I.K. Ivanova
ESTIMATION OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS'
ORGANISM DURING THE EXAMINATION STRESS
The functional state and adaptation potency of students during the intersession period and the exams are investigated.
Key words: functional state, examination stress, adaptation potency.
Период обучения в вузе на современном этапе является сложным и длительным процессом, тре-