Научная статья на тему 'Современные подходы к преподаванию эпидемиологии студентам специальности «Лечебное дело»'

Современные подходы к преподаванию эпидемиологии студентам специальности «Лечебное дело» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / EPIDEMIOLOGY / COMPETENCE / ACTIVE METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Убеева Ираида Поликарповна, Бальжинимаева Ирина Цыренжаповна, Верлан Надежда Вадимовна

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 3 для повышения качества образования необходимо использовать в подготовке специалистов компетентностный подход на основе внедрения инновационных методов, включающих активные формы обучения: решение ситуационных задач, «мозговой штурм», ролевую игру, дискуссионные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Убеева Ираида Поликарповна, Бальжинимаева Ирина Цыренжаповна, Верлан Надежда Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to teaching epidemiology for students majoring in general medicine

At present according to requirements of the Federal State Educational Standard of higher professional education № 3 for increase of quality of education in training experts it is necessary to use a competence approach on the basis of implementation of innovative methods, including active forms in teaching: solution of problem situations, «brainstorming», role play, discussion forms.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к преподаванию эпидемиологии студентам специальности «Лечебное дело»»

УДК 615.32:616.36-85

© И.П. Убеева, И.Ц. Бальжинимаева, Н.В. Верлан

CОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ЭПИДЕМИОЛОГИИ СТУДЕНТАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №3 для повышения качества образования необходимо использовать в подготовке специалистов компетентностный подход на основе внедрения инновационных методов, включающих активные формы обучения: решение ситуационных задач, «мозговой штурм», ролевую игру, дискуссионные формы.

Ключевые слова: эпидемиология, компетенции, активные формы обучения.

I.P. Ubeeva, I.Ts. Balzhinimaeva, N.V. Verlan

MODERN APPROACHES TO TEACHING EPIDEMIOLOGY FOR STUDENTS MAJORING IN GENERAL MEDICINE

At present according to requirements of the Federal State Educational Standard of higher professional education №3 for increase of quality of education in training experts it is necessary to use a competence approach on the basis of implementation of innovative methods, including active forms in teaching: solution of problem situations, «brainstorming», role play, discussion forms.

Keywords: epidemiology, competence, active methods of education.

При изучении курса эпидемиологии студенты должны научиться выявлять причины (факторы риска) развития болезни (заболеваемости), проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности профилактических средств и мероприятий и скрининговых тестов, статистическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов [3, 10]. Эпидемиологические методы используются для оценки состояния здоровья населения в отдельных группах на определенной территории в различные временные периоды [2, 8, 9].

Требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3 (ФГОС 3) определяют необходимость компетентностного подхода в преподавании эпидемиологии [1]. При изучении курса эпидемиологии студенты лечебного факультета формируют компетенции, позволяющие предупреждать возникновение заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий [6, 7].

Для получения квалификации специалиста необходима компетентность, получаемая на основе освоенных знаний, умений и навыков. Компетентность рассматривается как динамичная комбинация знаний, умений и навыков, используемая специалистом на рабочем месте для выполнения поставленных задач. В настоящее время в меняющемся мире на фоне процессов глобализации для студента исключительное значение приобретают умение учиться и потребность самообразования на протяжении всей

жизни. В данных условиях можно отметить необходимость формирования у студента таких общекультурных компетенций (ОК), как способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1) и готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5 ФГОС 3), закрепляемых в изучении ряда модулей эпидемиологии.

Последние годы наблюдаются изменения состояния заболеваемости в мире и РФ, выявляются новые разновидности возбудителей: вирусы короновирусной инфекции (SARS), птичьего гриппа (H5N1, H7N1), свиного гриппа (H1N1), склонные к массовому распространению. В 9 странах Европы в 2011 г. выявлены заболевания энтерогеморрагическим эшерихиозом, протекающие с гемолитико-уремическим синдромом, приводящим к летальным исходам. Эпидемия холеры на Гаити унесла тысячи жизней весной 2011 г. На фоне проведенной иммунопрофилактики по уничтожению кори, полиомиелита в РФ и европейских странах, отмечаются случаи заноса возбудителей из сопредельных стран (Таджикистан, Китай). Вследствие этого внедрение инновационных методов обучения и практическая направленность обучения в преподавании эпидемиологии представляет значительный интерес. Немаловажное значение для квалификации специалиста приобретает готовность к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (профессиональная компетенция - ПК-22).

Важной задачей обучения представляется формирование у студента устойчивой мотивации, заинтересованности в результате обучения, осознание необходимости освоения эпидемиологии для дальнейшей профессиональной деятельности. Студент становится основной фигурой образовательного процесса и определяет направленность обучения. Самостоятельное работа студента играет важную роль в приобретении знаний, но при нарастающей сложности обучения неоценимое значение имеет квалификация преподавателя, его способность наиболее эффективно преподнести учебный материал, структурировать содержание, выбрать соответствующие конкретные методы обучения. Личностные качества преподавателя позволяют интегрировать знания, умения и навыки на основе его опыта. В условиях компетентностного подхода преподаватель не просто передает информацию, он должен организовать среду обучения, разработать стратегию преподавания, активизировать учебный процесс.

Для повышения качества преподавания эпидемиологии в соответствии с новыми государственными стандартами в образовательный процесс внедряются модульные технологии. В структуре преподаваемого предмета выделяют основные модули [4]:

Модуль 1. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины.

Модуль 2. Эпидемиология инфекционных болезней.

Модуль 3. Госпитальная эпидемиология.

Модуль 4. Военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций.

Модуль 5. Эпидемиология неинфекционных болезней.

В преподавании эпидемиологии компетент-ностный подход позволяет сформировать и закрепить наиболее значимые для специалиста общекультурные и общепрофессиональные компетенции. Общепрофессиональные компетенции (ОПК) закрепляются при изучении всех модулей предмета эпидемиологии: готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2); готовность к ведению медицинской документации (ОПК-6).

Необходимо подчеркнуть, что формирование определенной профессиональной компетенции должно проводиться при изучении конкретного модуля учебной программы.

Первый модуль предмета «Общая эпидемиология с основами доказательной медицины» включает освоение эпидемиологического под-

хода к изучению патологии человека, методов эпидемиологического исследования. Данный модуль важен для формирования аналитического мышления студентов и обеспечивает готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1). Наиболее значимой профессиональной компетенцией, формируемой при изучении данного модуля, является способность и готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения (ПК-4).

Второй модуль дисциплины посвящен изучению эпидемиологии инфекционных болезней, состоит из частных модулей (эпидемический процесс, организация противоэпидемической деятельности, иммунопрофилактика, дезинфекция) и включает освоение эпидемиологии и профилактики отдельных инфекционных и паразитарных болезней. При изучении данного модуля формируется способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1).

При изучении модуля, направленного на освоение госпитальной эпидемиологии, студент формирует способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5). В организационно-управленческой деятельности для специалиста важна способность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-17).

При освоении модуля, связанного с изучением военной эпидемиологии и эпидемиологии чрезвычайных ситуаций, студенты осваивают оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации. Модуль 4 формирует способность и готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций,

при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3).

При изучении эпидемиологии неинфекционных болезней студент закрепляет способность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-17) .

Радикальная перестройка преподавания эпидемиологии при переходе на компетентностную модель способствует улучшению качества образования и повышению квалификации специалиста. Изменение направленности обучения от формирования у студентов знаний и умений к компетентностному подходу основывается на внедрении инновационных методов преподавания модулей.

Инновационные формы обучения создают устойчивую мотивацию к изучению эпидемиологии, стимулируют способность к размышлению на основе решения реальных ситуаций и проблем. В создании эффективной среды обучения преподаватель использует активные методы обучения. Ориентируясь на меняющуюся эпидемическую ситуацию, преподаватель предлагает решение ситуационных задач, максимально приближенных к конкретной обстановке. Работа малыми группами создает условия обучающимся обмениваться мнениями и накопленным опытом.

Формы инновационного обучения позволяют максимально активизировать процесс преподавания, при этом сначала надо дать студентам необходимые знания. Инновационное обучение углубляет знания студентов, оно включает интерактивные лекции при тесном взаимодействии преподавателя и студентов; мозговой штурм, дискуссии, ролевую игру, кейс-метод, написание рефератов, резюме. В проблемном обучении акцент ставится на инициативу и ответственность за принятые решения.

Для повышения эффективности изучения эпидемиологии рекомендуется использование различных информационных технологий. Электронное обучение отличается исключительной привлекательностью для студентов, предоставляет возможности использования Интернета, научной электронной библиотеки Е-НЬгагу, многих информационных баз, например, Medline.com. Внедрение новых информационных технологий используется для контроля знаний, создания бально-рейтинговой системы, электронного анализа. Дистанционное обучение студентов привлекательно в виде сегмента, эф-

фективнее сочетания методов. Использование мультимедийных презентаций активизирует восприятие, дает наглядные представления и должно сопровождаться подачей четких слайдов без отвлечения с учетом когнитивных психологических особенностей.

Самостоятельная работа студента (СРС) нуждается в значительном подготовительном этапе со стороны преподавателя, она должна проводиться на основе системного подхода, четкой организации, по конкретным планам, с обязательным структурированием и конкретизацией поставленных задач. Усиливает мотивацию СРС проводимая самооценка студента, контроль с указанием сроков, внедрением бально-рейтинговой системы.

Таким образом, инновационный подход преподавания эпидемиологии позволяет формировать компетенции, необходимые для определения факторов риска возникновения болезни; условия распространения заболеваний; проведения оценки вероятной эффективности и безопасности профилактических средств и мероприятий.

Выводы

1. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №3 для повышения качества образования необходимо использовать в подготовке специалистов компетентностный подход.

2. В формировании компетенций важную роль играет внедрение инновационных методов обучения, включающих активные формы обучения, эффективную организацию самостоятельной работы студента.

Литература

1. Преподавание эпидемиологии на кафедре инфекционных болезней: материалы VI Ежегодного Всероссийского конгресса по инфекционным болезням. 24-26 марта 2014 / Д.Р. Ахмедов, С.А. Магоме-дова, С.А. Пашаева, Р.К. Алханов. - М. - С. 23.

2. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека: учебное пособие. - М.: Медицина, 2001. - 317 с.

3. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И. Покровский С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 1008 с: ил.

4. Н.И. Брико, А.Я. Миндлина. Информация о совещании заведующих кафедрами эпидемиологии высших учебных заведений России. Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2011. - № 2. - С. 56-57.

5. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней / под ред. В. И.

Покровского, Н.И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 794 с.

6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный № 19261): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки (специальности)

31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2013 г.

8. Убеева И.П., Бадлеева М.В. Вопросы общей эпидемиологии: учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 130 с.

9. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины / пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Медиа Сфера, 2004. -352 с.: ил.

10. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. - М.: Медицина, 2001. - 559 с.

Убеева Ираида Поликарповна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней Бурятского государственного университета, профессор кафедры клинической фармакологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования. Тел. 8(3012) 448255. E-mail: ubeeva.ip@mail.ru

Бальжинимаева Ирина Цыренжаповна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры инфекционных болезней Бурятского государственного университета. Тел.: 8(3012) 448255. E-mail: irabaldginimaeva@mail.ru

Верлан Надежда Вадимовна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой клинической фармакологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования. Тел.: +7 3952-467116. Е-mail: nadverlan@mail.ru

Ubeeva Iraida Policarpovna - doctor of medical sciences, professor, head of the department of infectious diseases, Buryat State University; professor, department of clinical pharmacology, Irkutsk State Academy of Continuing Education. Tel. 8 (3012) 448255.

Balzhinimaeva Irina Tsyrenzhapovna - candidate of medical sciences, senior lecturer, department of infectious diseases, Buryat State University. Tel. 8 (3012) 448255.

Verlan Nadezhda Vadimovna - doctor of medical sciences, professor, head of the department of clinical pharmacology, Irkutsk State Academy of Continuing Education. Tel.: +7 3952-467116; е-mail: nadverlan@mail.ru

УДК: 615.322.

© С.В. Лемза, Е.Г. Линхоева, А.А. Торопова, Т. А. Ажунова, Е.В. Петров

ВЛИЯНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА «ГЛЮКОВИТ» НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СТАТУС ОРГАНИЗМА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ

В статье представлены данные по влиянию многокомпонентного растительного средства «Глюковит» на показатели энергетического метаболизма в клетках печени белых крыс при экспериментальном сахарном диабете. Установлено, что на фоне курсового введения «Глюковита» происходит повышение содержания АТФ и активности гликолитического фермента пируваткиназы.

Ключевые слова: сахарный диабет, «Глюковит», АТФ, молочная кислота, пировиноградная кислота, активность пируваткиназы.

S.V. Lemza, E.G. Linkhoeva, A.A. Toropova, T.A. Azhunova, E.V. Petrov

INFLUENCE OF PLANT REMEDY «GLUCOVIT» ON THE ENERGY STATUS OF ORGANISM IN EXPERIMENTAL DIABETES MELLITUS

The article presents the data on the effect of «Glucovit», a multicomponent plant remedy, on the energy metabolism of white rat hepatocytes in experimental diabetes mellitus. It has been identified that on the background of the course implementation of «Glucovit» the ATP content increases and the glycolitic enzyme of pyruvate kinase activity is observed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.