Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И КВАЛИФИКАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конференция «Молодежь-науке-14» / подготовка спортсменов различного возраста и квалификации / conference «Youth-Science-14» / training of athletes of various ages and qualifications

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саркисян Елена Борисовна, Томилин Константин Георгиевич

Осуществлен анализ статей и докладов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь-науке-14», проходившей в Сочинском государственном университете 18 мая 2023 года. Проведено обобщение современного опыта по подготовке спортсменов различного возраста и квалификации: методика миофасциального релиза в подготовке спортсменов; повышение работоспособности мальчиков-легкоатлетов в различных условиях окружающей среды; особенности сердечного ритма студенток, занимающихся в секции волейбола и баскетбола; значимость показателей для определения ведущих игроков в учебно-тренировочном процессе хоккеистов; применение игровых технологий в процессе занятий единоборствами; надежность соревновательной деятельности баскетболистов; профилактика травматизма в спортивной акробатике; методика развития подвижности суставов тяжелоатлетов 16-17 лет; нормирование скоростной подготовленности юных футболистов; психологические и физические последствия как результат прекращения занятий спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саркисян Елена Борисовна, Томилин Константин Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of articles and reports of the All-Russian scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists «Youth-Science-14», held at Sochi State University on May 18, 2023, was carried out. A generalization of modern experience in training athletes of various ages and qualifications has been carried out: the technique of myofascial release in the training of athletes; increasing the performance of boys athletes in various environmental conditions; features of the heart rate of female students involved in volleyball and basketball sections; the importance of indicators for determining the leading players in the educational and training process of hockey players; the use of gaming technologies in the process of martial arts training; reliability of competitive activity of basketball players; prevention of injuries in sports acrobatics; methodology for developing joint mobility in weigh-tlifters 16-17 years old; standardization of speed readiness of young football players; psychological and physical consequences as a result of stopping sports activities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И КВАЛИФИКАЦИИ»

6. Эшелиоглу, Р.И. Цифровые компетенции как обязательная компонента высшего образования / Р.И. Эшелиоглу, С.И. Бекетова, Е.А. Салтанаева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2023. - T. 14. - № 2-2. - C. 152-156

7. Гафиятуллина, A.P. Проблемы и методы построения индивидуальной образовательной траектории выпускника вуза в условиях индустрии 4.0 / А.Р. Гафиятуллина, Ю.В. Торкунова // Вестник РМАТ. - 2023. -№ 1. - С. 37-41

Педагогика

УДК 376.2/796/799

аспирант, преподаватель Саркисян Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи); кандидат педагогических наук, доцент Томилин Константин Георгиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет» (г. Сочи)

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Осуществлен анализ статей и докладов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь-науке-14», проходившей в Сочинском государственном университете 18 мая 2023 года. Проведено обобщение современного опыта по подготовке спортсменов различного возраста и квалификации: методика миофасциального релиза в подготовке спортсменов; повышение работоспособности мальчиков-легкоатлетов в различных условиях окружающей среды; особенности сердечного ритма студенток, занимающихся в секции волейбола и баскетбола; значимость показателей для определения ведущих игроков в учебно-тренировочном процессе хоккеистов; применение игровых технологий в процессе занятий единоборствами; надежность соревновательной деятельности баскетболистов; профилактика травматизма в спортивной акробатике; методика развития подвижности суставов тяжелоатлетов 16-17 лет; нормирование скоростной подготовленности юных футболистов; психологические и физические последствия как результат прекращения занятий спортом.

Ключевые слова: конференция «Молодежь-науке-14»; подготовка спортсменов различного возраста и квалификации.

Annotation. An analysis of articles and reports of the All-Russian scientific and practical conference of students, graduate students and young scientists «Youth-Science-14», held at Sochi State University on May 18, 2023, was carried out. A generalization of modern experience in training athletes of various ages and qualifications has been carried out: the technique of myofascial release in the training of athletes; increasing the performance of boys athletes in various environmental conditions; features of the heart rate of female students involved in volleyball and basketball sections; the importance of indicators for determining the leading players in the educational and training process of hockey players; the use of gaming technologies in the process of martial arts training; reliability of competitive activity of basketball players; prevention of injuries in sports acrobatics; methodology for developing joint mobility in weightlifters 16-17 years old; standardization of speed readiness of young football players; psychological and physical consequences as a result of stopping sports activities.

Key words: conference «Youth-Science-14»; training of athletes of various ages and qualifications.

Введение. 18 мая 2023 года в Сочинском государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь-науке-14», где большое внимание было уделено спортивной тематике.

Изложение основного материала статьи. И.Ю. Знаменский с соавтором С.О. Цекуновым (ДВЮИ МВД РФ, г. Хабаровск) представили «Особенности применения методики миофасциального релиза в подготовке спортсменов, занимающихся рукопашным боем» [1, С. 269-271]. В педагогическом эксперименте приняли участие 22 спортсмена секции рукопашного боя различных весовых категорий и спортивной квалификации. Перед каждым тренировочным занятием и после занятия экспериментальная группа по 7-10 минут, а также в свободное от тренировок время проводили по 15-30 минут три раза в неделю самомассаж, с использованием массажного роллера («foam- roller»). Для объективности педагогического эксперимента и апробации миофасциального релиза во второй месяц (июнь 2022 г.) группы менялись местами (контрольная - экспериментальная).

Выявлено, что массаж и самомассаж являются важными методами восстановления после тяжелых физических нагрузок. Миофасциальный релиз как определенная мануальная техника, для которой спортсмену не требуется помощь специалистов, дорогостоящего массажного оборудования должна активно использоваться в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.

И.Р. Кунаков и Е.Б. Саркисян (СГУ, г. Сочи) доложили «Физиологические основы изменения и повышения работоспособности мальчиков-легкоатлетов в различных условиях окружающей среды» [1, С. 305-309]. Эксперимент проводился на базе стадиона «Юность» города Сочи и СОК «Кисловодск», на спортсменах группы начальной подготовки 12-13 лет (п=8) со 2 по 29 сентября 2022 года. Экспериментальная группа обладала низкими показателями ОФП и была отправлена на сборы в среднегорье (объём нагрузки остался прежним).

Показано улучшение большинства показателей занимающихся, по сравнению с результатами уже существующей программой тренировок: скорость бега (р<0,01); силовые показатели (р<0,05); координационные способности (р<0,01); выносливости (р<0,01); скоростно-силовые качеств (р<0,05). Рекоменовано включать спортивные сборы в среднегорье для улучшения ОФП, СФП и работоспособности легкоатлетов 12-13 лет.

Е.В. Кальная, С.С. Гречишкина и А.В. Шаханова (АГУ, г. Майкоп) изучали «Особенности сердечного ритма студенток, занимающихся в секции волейбола и баскетбола» [1, С. 331-333]. В исследовании принимали участие 59 студенток в возрасте 18-21 года, тренирующихся в секциях волейбола и баскетбола 3 раза в неделю по 2 часа. Контрольную группу составили студентки факультета естествознания, не занимающиеся спортом. Запись электрокардиограммы и расчет показателей ВСР проводились на комплексе «Поли-Спектр-8ЕХ» в положении лежа в течение 5 минут, а также в условиях ортостатической пробы.

У волейболисток в фоновой пробе превалировали HF-волны; LF-волн были весьма низкими (21,3±0,6%), при выраженных значениях волн очень медленной частоты (VLF-волны). Ортостатическая проба выявила уравновешенную активацию симпатических механизмов регуляции, с низкими значениями волн быстрого периода (HF-компонент) и в небольшом приросте волн медленной частоты. Наблюдалось практически сбалансированное влияние парасимпатического (HF 33,1±0,9%, р<0,05) и симпатического компонентов (LF 32,0±0,5%,). Однако в сердечном ритме присутствуют

значительное включение надсегментарных механизмов, что указывает на напряжение регуляторно-адаптивного статуса организма студенток в условиях фоновой пробы.

У студенток, не занимающихся спортом спектральный анализ фоновой пробы характеризовался преобладанием HF-компонента, тогда как включение надсегментарных механизмов (VLF-компонент) было значительно выражено. При проведении ортостатической пробы наблюдалось понижение значений VLF-волн, а также заметное повышение показаний волн медленного (LF 40,1±0,6%) и очень медленного порядка. Подтверждена автономно-центральная реакция, и недостаточное развитие адаптивно-регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы, что указывает на низкий уровень регуляторных резервов и высокую «цену» адаптации.

В.В. Плотников (НВМУ МО РФ, г. Санкт-Петербург) представил «Значимость показателей для определения ведущих игроков в учебно-тренировочном процессе хоккеистов на предварительном (спортивно-оздоровительном) этапе подготовки» [1, С. 341-343]. В результате анкетирования получены корреляционные взаимосвязи между показателями спортсменов (п=30) и уровнем мастерства игроков. Признаны ведущими: желание заниматься хоккеем; двигательная активность на занятиях на льду и вне льда; дисциплинированность (бытовая и спортивная); умение кататься на коньках и владеть клюшкой и шайбой; наличие и проявление оперативно-тактического мышления; внимание, мотивация, характер, волевые качества (г>0,800, р<0,05). А также физическое развитие игрока; правильность выполнения заданий (г>0,650, р<0,05).

Э.Д. Хайруллина (НВГУ, г. Нижневартовск) доложила «Организационно педагогические условия применения игровых технологий в процессе занятий единоборствами» [1, С. 380-384]. Анкетирование мальчиков и девочек 7 до 10 лет, занимающихся дзюдо, показало их положительное отношение к игровым технологиям. Это носит положительный эмоциональный окрас и возможность одержать победу. Большая часть детей отдаёт своё предпочтение командным играм, так как все действия происходят в команде и больше шансов победить.

Индивидуальные игры нравятся не всем, имеются спортсмены, которые боятся взять ответственность на себя так как исход результата игры будет зависеть только от них. Или предпочитают индивидуальные игры с целью того, что они могут выделиться и отличиться от всех остальных большее количество респондентов. Использование игровых технологий на тренировочных занятиях в единоборствах носит неотъемлемый характер и используется большинством тренеров на этапе начальной подготовки.

A.C. Чаплыгина и B.C. Макеева (ГЦОЛИФК, Москва) рассматривали теоретические аспекты «Влияния психологической подготовки на надежность соревновательной деятельности баскетболистов» [1, С. 389-392]. Показателем успеешной/неуспешной психологической подготовки выступает надёжность соревновательной деятельности, которая состоит в умении спортсмена показать свой лучший результат в условиях ответственных соревнований. Достижение должной надежности представляет собой актуальную и довольно сложную проблему. Общими ключевыми определениями в раскрытии понятия «надёжность» в спорте являются: действия спортсменов в соревнованиях как комплексный результат совершенствования навыков и способностей, с их высокой эффективностью, вопреки возникающим внешним и внутренним помехам.

Психическая надёжность в структуре психологической подготовки отражает устойчивость работы основных психических процессов в сложных условиях соревновательной деятельности и включает ряд компонентов: эмоциональной устойчивости, мотивации, стабильности-помехоустойчивости и саморегуляции к условиям соревнований.

Баскетболистам необходимо постоянно поддерживать оптимальное психическое состояние, которое способствовало бы наиболее полному использованию потенциала, накопленного на тренировках. В процессе подготовки к соревнованиям идёт настройка спортсмена на предстоящую деятельность, моделируются условия предстоящих соревнований, минимизируется психическое напряжение, что помогает спортсмену в полной мере проявить свои способности, показать наилучшие результаты и достичь соревновательной цели.

М.А. Янчева и Н.Е. Ерешко (РГСУ, г. Москва) исследовали «Профилактику травматизма в спортивной акробатике» [1, С. 406-410]. Для акробатики характерны как острые, так и хронические травмы, с которыми большое количество спортсменов продолжает тренироваться и выступать на соревнованиях, при этом практически отсутствует медикаментозное лечение и восстановление. Повреждения менисков, боковых и крестообразных связок коленного сустава составляют более 25%; ушибы - 10%; хронические заболевания коленного, голеностопного, лучезапястного, локтевого суставов - 35%; заболевания позвоночного столба - 30%.

Более 90% травм случаются во время тренировок, в особенности в соревновательный период, когда утомление спортсменов превышает восстановление организма после физической нагрузки. При графике тренировок в одной из спортивных школ 6/1 (выходной день - четверг; суббота и воскресенье - две тренировки в день) целесообразно распределить нагрузку, убрав вечернюю тренировку в субботу или воскресенье, чтобы не допустить перегрузки организма спортсмена, а в дальнейшем - перетренированности.

Важно отметить, что своевременное начало медикаментозного лечения микротравм снижает риск развития острых травм и в дальнейшем превращения их в хронические. А к результатам относится не только работа спортсмена, но и работа всего тренерского штаба, медицинских работников, которые совместными усилиями способствуют развитию спортивной акробатики в нашей стране.

К.С. Панов и. С.Ф. Панов (ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк) «Методика развития подвижности в суставах тяжелоатлетов 16-17 лет средствами фитнес-йоги» [1, С. 255-259]. В педагогическом эксперименте приняли участие 7 спортсменов-тяжелоатлетов из группы спортивного совершенствования. Проводилось шесть тренировок в недельном микроцикле длительностью по 2,5 часа. Для проведения упражнений по экспериментальной методике приглашались инструктора по фитнес-йоге. Комплексы фитнес-йоги проводился в течение 20-25 минут на протяжении трех месяцев. Принятие асаны и осуществление выхода из нее происходило медленно, сохраняя позу от 5 секунд в начале исследования до 40 секунд к окончанию исследования. Особое внимание уделялось соблюдение правильного и ритмичного дыхания. Оценка суммарной подвижности суставов проводилась по методике Ф.Л. Доленко.

В результате исследования прирост показателей подвижности позвоночного столба, плечевых, коленных и тазобедренных суставов повысился на 27,8%. Индекс суммарной подвижности суставов спортсменов исследовательской группы увеличился на 52,1%. Что показало целесообразность внедрения экспериментальной методики в рамки тренировочных занятий тяжелоатлетов 16-17 лет.

B.Г. Ярошевич (БрГУ им. A.C. Пушкина, г. Брест, Белоруссия) исследовал «Нормирование скоростной подготовленности юных футболистов 12-15 лет» [1, С. 410-413]. Исследования, проведенные в английской и испанской профессиональных премьер-лигах по футболу, показали, что за последнее десятилетие матчи стали значительно интенсивнее, когда при одинаковом общем расстоянии, пройденном в матчах, значительно увеличивается процент времени, затрачиваемого на выполнение высокоинтенсивного бега (в некоторых случаях наблюдалось увеличение до 37%), и спринтерского бега (иногда наблюдалось увеличение до 70%).

Автором пронормирована скоростная подготовленность (на примере теста в беге на 30 м) детей 12-15 лет в данном виде спорта. Норматив рассчитывался исходя из результатов тестирований, проводимых с помощью автоматических систем («Tendo Sprint System»), позволяющей избежать ошибок в определении результата в беге при ручном хронометраже.

Прирост скорости у футболистов в беге на 30 м заметен в период с Идо 15 лет, и составляет около 17 %. Это говорит о том, что этап специализации является предпочтительным, с точки зрения воспитания скоростных возможностей юных футболистов. Хотя данный процесс необходимо постоянно мониторировать, а на основе больших массивов выборок создавать шкалы практически для всех возрастных групп.

Предложены нормы скоростной подготовленности футболистов.

Е.А. Якимова (КИТ КАИ, г. Казань) представляла «Психологические и физические последствия как результат прекращения занятий спортом» [1, С. 404-406]. Анкетированию подверглись студенты колледжа информационных технологий и их спортивные наставники в рамках учебного заведения, которые бросили спорт из-за различных обстоятельств. В результате проведённого исследования выяснилось, что люди, бросившие спорт, страдают целым рядом отрицательных последствий, не только физиологического, но и психологического характера: ожирение; нарушение работы сердца; появление хрупкости костей, атрофии мышечных тканей; сахарный диабет; старение организма; патологии опорно-двигательного аппарата (люди с сидячим образом жизни часто страдают от остеохондроза, радикулита и т.д.).

Отрицательные процессы происходят с психологическим состоянием самого индивида; меняется его внутренний мир, его настроение, чувства.

Люди, бросившие спорт, сталкиваются со многими трудностями, отражающимися на их здоровье. Для того, чтобы сохранить свою физическую форму и иметь меньшую предрасположенность к хроническим заболеваниям, человек не должен отказываться от спорта; ему следует продолжать регулярно заниматься физической активностью и развивать свой организм.

Выводы. Конференция в Сочи прошла на высоком научном уровне, с интересными докладами и публикациями по инновационным технологиям в спорте для атлетов различного возраста и квалификации. На 5 дискуссионных площадках и круглом столе было заслушано более 100 докладов. В сборник конференции вошли статьи преподавателей и студентов из 36 городов России, а также из стран ближнего зарубежья: г. Алматы, г. Туркестан (Казахстан), г. Донецк (ДНР), г. Луганск (ЛНР), г. Минск (Беларусь). По итогам научно-практической конференции выпущен сборник, который размещается на платформе РИНЦ [1]. Иногородние участники могли ознакомиться с достопримечательностями города Сочи.

Литература:

1. Молодежь - науке-XIV. Актуальные проблемы туризма, гостеприимства и предпринимательства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Сочи, 18 мая 2023 г. / Отв. ред. к.э.н. И.С. Сыркова. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2023. - 415 с.

Педагогика

УДК 378.147.88

кандидат педагогических наук, доцент Сафонова Людмила Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ДИСЦИПЛИНАХ ЯДРА ВЫСШЕГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Тенденции развития современного общества диктуют новые требования к организации высшего образования. Необходимым условием данного процесса является унификация способов и методов обучения будущего специалиста. В высшем педагогическом образовании происходит переход на ядро - единое содержание практической, методической и предметной подготовки педагога. Все педагогические вузы Российской Федерации вносят в учебные планы дисциплины с единым содержанием, определяемым ядром. Дисциплина «Технологии цифрового образования» относится к коммуникативно-цифровому модулю учебного плана всех профилей подготовки педагогического направления. В статье раскрывается содержание одной из тем данной дисциплины «Системы мониторинга и контроля качества знаний». Описывается лабораторная работа, в которой рассматриваются способы использования цифровых технологий для измерения качества знаний обучающихся. Приводятся примеры заданий для аудиторной и самостоятельной работы. Часть заданий носит аналитический характер, они нацелены на формирование умения осуществлять поиск информации, развитие критического мышления. Другие задания нацелены на продуктивную деятельность студентов, требуют творческого подхода и методических навыков.

Ключевые слова: ядро высшего педагогического образования, технологии цифрового образования, контроль качества знаний, тест, государственная итоговая аттестация, формы тестовых заданий, онлайн-ресурс, анкета, чек-лист.

Annotation. Trends in the development of modern society dictate new requirements for the organization of higher education. A necessary condition for this process is the unification of methods and methods of training a future specialist. In higher pedagogical education, there is a transition to the core - the unified content of practical, methodological and subject training of a teacher. All pedagogical universities of the Russian Federation introduce disciplines with a single content defined by the core into the curricula. The discipline "Digital Education Technologies" refers to the communicative and digital module of the curriculum. The article reveals the content of one of the topics of this discipline "Knowledge quality monitoring and control systems". A laboratory work is described in which ways of using digital technologies to measure the quality of students' knowledge are considered. Examples of tasks for classroom and independent work are given. Some of the tasks are analytical in nature, they are aimed at the formation of the ability to search for information, the development of critical thinking. Other tasks are aimed at the productive activity of students, require a creative approach and methodological skills.

Key words: core of higher pedagogical education, digital education technologies, knowledge quality control, test, state final certification, forms of test tasks, online resource, questionnaire, checklist.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение НИР по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогическийуниверситет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева» по теме «Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического вуза в рамках изучения предметно-методического модуля «Информатика» в условиях реализации «Ядра высшего педагогического образования»»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.