обзоры литературы
удК 61 : 378 Х.А. Костакова, в.Г. дьяченко
современные аспекты подготовки кадров для здравоохранения
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
образование определяет положение Российского государства в современном мире и человека в обществе. отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру [19].
В последние десятилетия многие завоевания отечественной системы подготовки врачей и медицинского образования в целом оказались утраченными, поэтому направленность государственной политики в области медицинского образования должна быть изменена по нескольким направлениям [10, 17, 18, 22, 31]. В частности, по направлению укрепления в Российском обществе представления о подготовке специалистов для системы здравоохранения и медицинской науки, как определяющих факторах экономического развития регионов России сегодня, а особенно завтра [5, 24, 26, 30].
на рубеже XX-XXI вв. в региональных программах социально-экономического развития все более значимое место занимает социальная сфера и, в частности, система здравоохранения [4, 32, 39, 40]. В условиях перманентно протекающего системного кризиса отрасли, на фоне дефицита финансирования, государственная система здравоохранения продолжает действовать, обеспечивая максимально возможный уровень медицинской помощи населению [5, 37 ]. однако внутренние резервы этой системы, в том числе и резервы подготовки квалифицированных кадров, фактически исчерпаны, так как в течение последних 10-15 лет накопилась «усталость» структуры отрасли [3,38]. «Усталость» структуры отрасли не позволила в полной мере реализовать программу (концепцию) реформ здравоохранения и медицинской науки в РФ, одобренную специальным Постановлением Правительства РФ в 1997 г. [21, 31, 55].
В сложившейся ситуации возрастает роль и значение кадрового обеспечения системы охраны здоровья населения отдаленных регионов, таких, как дальний Восток России [9, 28, 29]. Поскольку к концу 2005 г. как первый, так и второй этапы реформирования отрасли так и не были реализованы полностью, то с 2006 г. в РФ была на-
чата реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». на фоне значительных структурных диспропорций в системе кадрового обеспечения системы здравоохранения региона в части обеспечения учреждений первичной медико-санитарной помощи врачами реализация этого проекта испытывает значительные трудности. Это, в свою очередь, блокирует развертывание организационных технологий профилактики распространенных заболеваний, повсеместно доминирует «лечебный» подход при оказании медицинской помощи населению, что в конечном итоге резко снижает экономическую эффективность инвестиций в коллективное здоровье населения [11].
Еще в 2006 г. директор Европейского регионального бюро ВоЗ д-р Marc Danzon отметил, что для формирования эффективных систем здравоохранения государства должны инвестировать в образование. В противном случае без профессионально подготовленных и молодых кадров здравоохранения достижения медицины могут стать недоступными для людей, нуждающихся в них [56]. общественное здравоохранение любого государства являет собой сложное поле деятельности, куда входят дисциплины и методики, которые не рассматриваются в лечебной медицине и прочих медицинских специальностях в рамках тех программ и дисциплин, которые они обычно изучают [41, 56]. Вместе с тем, эффективные медико-профилактические мероприятия, реализуемые в рамках программ общественного здравоохранения, представляют собой наиболее экономичный способ решения задач, связанных с обеспечением высокого уровня здоровья и трудоспособности нации [47, 49]. как правило, даже в экономически развитых странах не хватает медицинских работников, и многие пациенты не получают соответствующей помощи из-за нехватки медработников или потому, что последние не получают поддержки, которая позволяла бы им всегда быть в курсе последних технологических новшеств.
одна из серьезных проблем в системах здравоохранения европейских стран — это их неспособность привлечь и удержать молодых медицинских работников [25, 45]. для подготовки высококвалифицированных профессионалов, труд которых необходим для эффективной реали-
зации профилактических программ в масштабах района, региона или всей страны, нужна специальная система образования, предусматривающая тесное взаимодействие академических кругов с практическими учреждениями [12]. например, Соединенные Штаты не сразу осознали необходимость такого взаимодействия, однако, как только она стала очевидной, начали принимать соответствующие меры. опыт США может оказаться полезным для других стран, стремящихся выработать более интегрированную стратегию подготовки кадров [1, 23] .
Заместитель директора ЕРБ ВоЗ д-р Nata Menabde отмечает: «Все это происходит в период времени, когда перед странами стоят новые проблемы здравоохранения, связанные с изменениями в демографической структуре, структуре заболеваемости, медицинских технологиях и ожиданиях потребителей, которые к тому же связаны с изменяющимися политическими и экономическими реалиями, варьирующимися от европейской интеграции и расширения Европейского союза до глобализации и экономических ограничений. После длительного периода, когда на многие вопросы, относящиеся к кадровым ресурсам здравоохранения, как правило, не обращалось особого внимания, сейчас начинает формироваться понимание их важности и необходимости принятия мер для их решения. По просьбе государств — членов ЕРБ ВоЗ в 2008 г. будет организована европейская министерская конференция по системам здравоохранения, одним из пунктов повестки дня которой будут кадровые ресурсы здравоохранения» [14].
отличительной особенностью медицинских кадров, как одной из разновидностей ресурсов в системах здравоохранения различных стран мира, является их высокая стоимость, что связано с затратами на их профессиональную подготовку и оплату труда. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 70% средств, выделяемых на здравоохранение, тратится на покрытие этих расходов [42-44, 48]. В этой связи следует отметить, что, в отличие от стран «Большой семерки», Россия в ее сегодняшнем экономическом положении по ряду показателей отстает от экономически развитых стран мира. например, соотношение индекса развития человеческого потенциала в России и экономически развитых странах составляет 0,747 и 0,932 соответственно. Причем в промежутке между Россией и канадой по этому показателю находится более 70 стран. Реальный валовой национальный продукт на душу населения в России и, например, в японии разнится в 14 раз, и в ближайшие 25 лет это различие едва ли может быть преодолено. к сожалению, огромные диспропорции складываются и в суммарных расходах на образование. В 1997 г. в России они составили 16,19 млрд дол., а в США израсходовано на образование 420,29 млрд дол., т.е. в 26 раз больше при разнице в численности населения всего в 1,8 раза. После 17 августа 1998 г. этот разрыв еще больше увеличился [12, 53].
Следует отметить, что расходы наших соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР) на образование значительно ниже, чем в США, и сопоставимы с расходами России в большей мере. Так, плата за обучение в корейских вузах сравнительно невелика (от 1500 до 4500 $ в год), причем, в Южной корее не существует прямой связи между престижностью университета и размером платы за обучение в нем. Скорее, наоборот: обуче-
ние в частных университетах, которые по престижности уступают государственным, стоит примерно в два раза дороже (в среднем 3000 против 1500 $). Сеульский государственный университет, национальная гордость, мечта сотен тысяч молодых честолюбцев и их родителей, является одним из самых дешевых, в то время как многие третьесортные провинциальные вузы взимают за обучение во много раз большую плату. Такая система стала возможной благодаря государственным дотациям, которые получают в основном ведущие университеты [33, 34]. Американская идея о том, что любое образование, в том числе и медицинское, является товаром, и чем оно лучше, тем больше за него следует требовать денег, в странах АТР не прижилась [2, 16, 35].
В России ситуация в обеспечении кадрами отрасли здравоохранения в последнем десятилетии так же значительно ухудшилась [15, 27]. Из всех учреждений, которые на сегодняшний день предлагают первичное медицинское обслуживание, лишь сравнительно немногие могут похвастать тем, что отвечают всем критериям кадрового обеспечения, особенно с точки зрения осуществления мероприятий по поддержанию здоровья и профилактике заболеваний [46]. Так, в период с 1997 г. количественный состав кадровых ресурсов здравоохранения не претерпел существенных изменений и в настоящее время составляет более 4 млн чел., из которых более 680 тыс. врачей и 1,5 млн работников со средним профессиональным образованием [15]. Показатель обеспеченности населения врачебными кадрами за последнее десятилетие существенно не изменился — с 46,0 до 47,2 на 10 тыс. населения, в то время как средним медицинским персоналом уменьшился со 111,2 до 108,4, что не улучшило соотношение врачебных кадров и средних медицинских работников и составило 1:2,3. Врач, вынужденно выполняющий сестринские обязанности, и медицинская сестра, часто без помощников, полностью обеспечивающая уход за больными, стали заложниками нерационального управления ресурсами [11, 15, 46, 48].
Особенностью организационных моделей высшего медицинского образования в странах Восточной Азии была крайняя динамичность в сочетании с национальными традициями [36]. На протяжении веков в странах Восточной Азии самый прямой и самый почетный путь к продвижению по чиновничьей лестнице, то есть к богатству и привилегиям, пролегал через систему государственных экзаменов. Такая система функционировала в течение почти двух тысячелетий, и за это время в массовом сознании восточных народов закрепилась четкая ассоциация между образованием, с одной стороны, и материальным успехом и общественным положением — с другой [13,20].
несколько по-иному идут реформы высшего образования в современном Китае. Китайское правительство разрешает и поддерживает академические обмены с другими странами с 1978 г., когда Дэн Сяопин провозгласил целью поездок китайской молодежи за рубеж приобретение управленческих навыков, овладение научными и технологическими данными. Временными правилами об обучении за рубежом за свой счет от 1984 г. правительство Китая ввело более либеральную политику, расширяющую возможности поездок за рубеж.
Сегодня, на фоне относительно низкого охвата высшей школой, молодежи учебного возраста в КнР всего
19%, притом, что в США — 82%, в странах ЕС — около 55%, в России — 68% [51]. В Китае государством строго квотируется набор абитуриентов в вузы — в 2002 г. Министерством просвещения КНР планировался набор только половины абитуриентов вузов от общего количества подавших документы на поступление [6]. На этом фоне правительство КНР в последнее десятилетие строго ограничивает приход иностранных учебных заведений в Китай. Однако облегченная система разрешений для выезда за границу создала условия для массового оттока китайских студентов на обучение в иностранные вузы. Всего в период с 1978 по 2004 г. количество студентов, выехавших из Китая за границу на учебу, составило 810 тыс. чел., что определило его мировое лидерство по потреблению образовательных услуг [7].
В последнее десятилетие политические лидеры КНР неоднократно заявляли о необходимости создания комплексных мер для привлечения на работу в Китай отечественных исследователей и ученых, получивших опыт обучения или исследовательской работы в иностранных вузах. По статистике Министерства кадров КНР, за 20 последних лет ассигнования на их поддержку составили 0,2 млрд юаней (около 25 млн дол. США). На эти средства поддерживаются научно-исследовательские работы более 4 тыс. обучающихся за границей, более 1 тыс. получили гранты на краткосрочную научную работу в Китае. Правительство КНР также пытается активно задействовать провинциальные муниципальные власти в поддержке «вернувшихся» на местах. [8]. За подобными действиями китайского правительства стоит просчитанная политика — использование труда и знаний «вернувшихся» обходится казне значительно дешевле, чем прямая закупка соответствующих технологий из-за рубежа. Кроме того, создание условий для новых научных разработок на территории Китая — превосходная школа и практика для начинающих китайских ученых [36].
По мере приобретения опыта преподавания в высшей медицинской школе Дальнего Востока России мы отчетливо ощущаем, что вопросы медицинского, а, вероятно, и не только медицинского образования и подготовки кадров для высшей школы, далеки от совершенства. Прежде всего это связано с тем, что вся система получения знаний, к сожалению, построена на приверженности к определенным догмам. С детства от обучающихся требуют запоминания, а иногда и заучивания содержания учебников, методических пособий для семинаров и лекций. Не формируется потребность самостоятельного нахождения нужного, с точки здравого смысла или с точки зрения эффективности, решения. Все реже и реже сама по себе система обучения стимулирует процесс мышления, умение думать и анализировать [8, 10].
особенности современного этапа развития высшего медицинского образования в России связаны с реформированием как системы здравоохранения, так и системы образования, а в последние годы — с переходом российского образования на Болонские принципы в связи с подписанием Россией в сентябре 1993 г. Болонской декларации [51]. Для формирования образовательного пространства в Европе и повышения международного престижа европейского высшего образования (в том числе и медицинского) страны Европейского содружества координируют свои действия, направленные на достиже-
ния в ближайшей перспективе (но не позднее 2010 г.), и полагают реализовать следующие позиции:
— введение системы точно определенных и сопоставимых степеней образования и введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного;
— принятие системы кредитов — как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов;
— стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения: для студентов — обеспечение доступа к образованию, обучению и связанных с ними услуг; для преподавателей, исследователей, административного персонала - признание и оценка их работы в странах Европы, без ущемления их законных прав;
— развитие европейских аспектов высшего образования в таких областях, как разработка учебных программ, межвузовское сотрудничество, программы образования, обучения и исследований.
Одним из центральных векторов развития современной России в настоящее время является научно-технический прогресс, основывающийся на информационно-телекоммуникационных технологиях. Во многих странах мира составной частью планов модернизации производства медицинских услуг и создания новых технологий оказания медицинской помощи населению становятся вопросы повышения образовательного уровня и переподготовки кадров. Подобные тенденции не могут не влиять на систему национального медицинского образования. В обзоре политики стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области высшего образования подчеркивается: «Все больше и больше образование воспринимается в качестве ключевого фактора экономического развития» [51]. В связи с увеличением потребности в получении медицинского образования среди молодежи из различных социальных слоев и спроса на квалифицированных специалистов, системе высшего медицинского образования России приходится устанавливать новые формы связи между образовательными структурами и сферой производства медицинских услуг. Так, сегодня уже можно говорить о том, что высшее образование в мире постепенно трансформируется из закрытой системы в глобальную индустрию обучения и повышения квалификации, которая некоторыми учеными оценивается в 27 млрд дол. США [23]. В то же время, как в России, так и в мире существует проблема кадровых диспропорций, т.е. их избыток в больших городах и значительный недостаток в сельской местности и небольших городских поселениях [32].
Такого рода проблема стоит перед всеми странами, и было предпринято немало попыток достичь более оптимального соотношения в обеспеченности медицинскими кадрами между городом и деревней, между врачами-специалистами и врачами общей практики, между больницами, поликлиниками и другими лечебно-профилактическими учреждениями. В странах с централизованным планированием экономики вопросы распределения медицинского персонала в наиболее нуждающиеся регионы решаются в административном порядке [57, 58]. На Кубе, например, врачи-выпускники должны два года проработать в сельской местности, при этом врач не может вернуться в город до тех пор, пока ему на смену не прибудет другой молодой специалист.
Подобный подход гарантирует непрерывное обеспечение медицинской помощи в сельских районах. Интеллигенция насильно выселялась в сельскую местность во время культурной революции в Китае в 1966-1976 гг. До получения дипломов выпускники высших медицинских учебных заведений некоторых стран Латинской Америки должны проработать определенное время в социальной сфере в наиболее нуждающихся регионах. Как правило, этот срок составляет от 6 до 18 мес. [52]. Конечно, такая политика трудоустройства молодых специалистов далека от демократических принципов современной России, однако, если говорить об интересах государства и налогоплательщиков, то следует вспомнить не раз уже звучавшее предложение о решении проблемы распределения выпускников медицинских вузов, обучающихся за счет средств налогоплательщиков. Если государству нужно обеспечить не только подготовку определенного количества специалистов, но и работу их в соответствующих ЛПУ на соответствующих территориях, то почему оно не может использовать с этой целью соответствующие законодательные рычаги? Например, договорные отношения, когда с абитуриентом заключается договор о бесплатном обучении за счет средств бюджета и последующем распределении, при отказе от которого выпускник медицинского вуза компенсирует налогоплательщикам (государству) расходы по его обучению. Может быть, это в какой-то мере решило бы проблему закрепления кадров в лПУ сельских и отдаленных северных районов Дальнего Востока России, да к тому же было бы выгодно материально и государству, и налогоплательщикам, и медицинским вузам.
литература
1. Альтбах Ф. // Вестник высшей школы. 2001. № 6.
2. Боревская Н.Е. // Поиск. 2000. 23 сентября.
3. Вялков А.И. Теоретическое обоснование и разработка основ региональной политики в здравоохранении: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1999. 42 с.
4. Вялков А.И. // Проблемы управления здравоохранением. 2002. №1. С. 10-13.
5. Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. 528 с.
6. Гаокао Цзэнь Ме Бянь / http: // edu.sina.com. en/1/2002-03-31 /22398.html.
7. Говай Сюэвэй Чжэншу хо гаодэн цзяоюй вэньпин цзян ю саньжэньлюбужэньу // ИА Синьхуа. 2005.18 августа.
8. Гули люсюэшэн хуэйго [Поощрять студентов, обучающихся за границей, возвращаться в Китай] // Информационный центр Госсовета КНР. 2004. 30 сентября, http://www.china.org.cn/ chinese/zhuanti/qkjc/648434.htm.
9. Дьяченко В.Г. // Главврач. 2004. №4. С. 66-69.
10. Дьяченко В.Г. с соавт. // Социоэкономические и экологические проблемы устойчивого развития территорий с уникальными и экстремальными природными условиями: Междунар. конф. 22-25 мая 2001 г. Петропавловск-Камчатский, 2001. С. 68-72.
11. Дьяченко В.Г. // Медицинская газета. 2007. Ноябрь.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом: 2-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 1999.
13. Ежегодный отчет о бюджете городской семьи. Сеул: Кенъчже кйехвеквон, 1986. С. 239.
14. ЕРБ B03/02/06. Пресс-релиз. Копенгаген, 7 апреля 2006 г.
15. Зурабов М.Ю. Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 г. М.: МЗиСР РФ. 2007. 37 с.
16. Ким Кенъдонъ. Система ценностей и обществ сознания корейцев. Сеул: Пакенъса,1993, С. 273.
17. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Российская газета. 1997. 19 ноября.
18. Концепция государственной научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2000-2004 гг.: Утв. науч.-техн. советом Миноброны России. 27.01.2000.
19. Львов Д.С. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Авт. кол. отд. экон. РАН. М.: Экономика, 1999.
20. Мин Юнсик. // Кеюк вольбо. 1995. №11. С. 57.
21. национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект МО РФ. М., 2000.
22. 0бразовательная политика России на современном этапе: Докл. Государственному совету Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2001. №2.
23. Олдермен Д. // Высшее образование в Европе. 2001. Т. 26. №1.
24. Онищенко Г.Г., Пригорнев В.Б., Щепин В.О. и др. Состояние здоровья населения и ресурсы здравоохранения Дальневосточного федерального округа в 2001 г. Хабаровск, 2002. 233 с.
25. Перфильева г. В. Кадровые ресурсы здравоохранения. Европейское региональное бюро ВОЗ. 2007. Scherfigsvej 8, DK-2100 Copenhagen, Denmark.
26. Преображенская B.C., Зарубина А.В. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 2. С. 30-32.
27. Пригорнев В.Б., Дьяченко В.Г., Сулейманов С.Ш. // Семейная медицина: проблемы и перспективы: Мат-лы II науч.-практ. конф. Хабаровск: 2001. С. 26-29.
28. Пригорнев В.Б., Щепин В.О., Дьяченко В.Г. и др. Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы. Хабаровск: Изд. центр ДВГМУ, 2003. 368 с.
29. Пчелина И.В., Дьяченко В.Г. Профессиональная ориентация в подготовке врачей: Учеб.-метод. пос. Хабаровск: Изд. центр ДВГМУ, 2004. 151 с.
30. Решетников А.В. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 272 с.
31. Стародубов В.И. // Экономика здравоохранения. 1997. №7. С. 11-16.
32. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В. // Стратегия реформирования регионального здравоохранения. М., 2000. С. 8-14.
33. Хам Бэксуть // Кеюк вольбо. 1995. №4. С. 37.
34. Хан Ильчхонъ. неравенство в корейском обществе. Сеул: Нанам, 1992. С. 148.
35. Хонъ Тусынъ, Ку Хэгын. Теория общественных слоев и классов. Сеул: Тасан, 1993. С. 128.
36. Ху Цзиньтао: люсюэ жэньюань яо вэй цзуго сяньдай хуа шие цзо гунеянь [Ху Цзиньтао: лица, обучающиеся за границей, должны вносить вклад в дело модернизации родины] // ИА Синьхуа. 2003. 30 окт.
37. Шевченко Ю.Л. Здравоохранение Российской Федерации на рубеже веков: Докл. министра здравоохранение РФ на (XX) Всероссийском Пироговском съезде врачей 6-9 июня 2001 г. М., 2001.
38. Шевченко Ю.Л., Покровский В.И., Щепин О.П. Здравоохранение России. XX век. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 320 с.
39. Щепин О.П., Филатов В.Б., Погорелов Я.Д. и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1998. № 3. С. 13-19.
40. Щепин О.П., Филатов В.Б., Погорелов Я.Д. и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. №1. С. 3-12.
41. Щепин О.П., Овчаров В.К. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. №1. С. 3-6.
42. Aguilar S. / / Environmental Politics. 1993. Vol. 2, P. 223-47.
43. Altenstetter C. // Journal of Health Politics, Policy and Law. 1987. Vol. 2, №3. P. 505-536.
44. Altenstetter C. / Paper prepared for delivery at the 29th ECPR Joint Sessions of Workshops, Grenoble, France, 6-11 April. 2001.
45. Fabian, C. Family medicine/ general practice in Sweden. In: Kennedy, Т.Е. European Union of General Practitioners Reference Book 1995/96. London: Kensington Publications, 1995.
46. Figueras J., McKee M., Mossialos E. and Saltman R.B. / Human resources for health in Europe. European Observatory on Health Systems and Policies Series. Open University Press. McGraw-Hill Education. McGraw-Hill
House. Shoppenhangers Road. Maidenhead Berkshire. England. SL6 2QL. 2006.
47. Danishevski K, McKee M. //. BMJ, 2002. Vol. 324, P. 382.
48. Department of Health. Supporting doctors, protecting patients. London: Department of Health 1999. (www.doh. gov.uk/cmoconsult.htm).
49. Demine Andrei K. Public health in eastern Europe. The Lancet Perspectives, 2000.
50. Globalization and Linkages to 2020: Challenges and Opportunities for OECD Countries. Paris: OECD, 1996.
51. Global Education Digest. Comparing Education Statistics Across the World. UNESCO Institute for Statistics. Montreal: 2006 http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/ ged/2006/GED2006.pdf
52. Goodman D,C, et al. Benchmarking the US Physician Workforce./JAMA,1996; Vol. 276, №22. P. 1811-1817.
53. Snape R. Reaching effective agreements covering services. // ед. А/ Krueger. The WTO as an International Organization. Chicaco and London: University of Chicago Press, 1998.
54. Ziguras C. // The Australian Educational Researcher. 2003, Vol. 30, №3. P. 89.
55. WHO Regional Office for Europe, Highlights on Health in the Russian Federation, November, 1999.
56. WHO, World Health Report 2006. Health Systems: Improving performance, 14 Geneva, 2006.
57. WHO Regional Office for Europe «Кадровые ресурсы здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ». 2006. http;//www.euro.who,int/document/E 88365. pdf.
58. Whitcomb M. E. A Cross-national Comparison of Generalist Physician Data./ JAMA,1995. Vol. 274-279, P.692-695.
□□□
удК 612.017
ю.с. Дандышев, А.в. суров, Е.Л. Лазуткина, н.и. георгиевский, с.с. целуйко, м.н. георгиевская
роль цитокинов и ПОЛИМОРФНО-ЯДЕРНЫХ НЕйТРОФИЛОВ в ПАТОГЕНЕЗЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск
Бронхиальная астма (БА) является полиэтиологическим заболеванием со сложным, недостаточно полно изученным патогенезом, в основе которого лежит хроническое персистирующее аллергическое воспаление бронхов и их гиперреактивность. В воспалительном процессе слизистой дыхательных путей участвуют многие клетки. Прежде всего, это тучные клетки, базофилы, лимфоциты и макрофаги. В период обострения заболевания наблюдается значительная активация эозинофилов, которые в настоящее время рассматриваются в качестве биомаркеров БА. Эозинофилы, инфильтрирующие слизистую
оболочку в местах локализации воспаления, имеют специфические морфологические параметры, отличаются высокой степенью дегрануляции и активным синтезом пептидов [3].
Значительную роль в сенсибилизации организма играют СD4-лимфоциты (Т-хелперы). Под воздействием аллергенных стимулов происходит активация и их пролиферация в №2-субпопуляции с последующим выделением ими цитокинов, индуцирующих продукцию общих и специфических ^Е. Повторное поступление аллергена приводит к выделению тучными клетками и базофила-