4. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 15-20.
5. Мониторинг административных барьеров в жилищном строительстве. Москва, 2012.
6. Ощерин Л.А., Пешкова М.В. Методические подходы к разработке концепции инновационного развития территорий как основы лэнд-девелопмента в жилищном строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1 (1). С. 10-20.
7. Пешкова М.В. Опыт практической реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2 (3).
С. 35-41.
8. Статистический ежегодник. Краткий справочник Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Изд-во Иркутскстата, 2014. 60 с.
9. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1 (2). С. 44-55.
10. Peshkov V., Kasyanchik P. Problems of the investment and con-struction sector development in conditions of the national economy moderniza-tion // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis -XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 50-53.
11. Yaskova N., Matveeva M. Innovative focus of the investment activity within the modernization of the national economy // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis -XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 42-45.
УДК 332.63
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ МЕГАПОЛИСА МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
л
© А.В. Федосьина1
Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Статья посвящена разработке подхода к эффективному обеспечению строительной отрасли мегаполисов материальными ресурсами. В качестве условий разработки такого подхода учитывается переход планирования городских территорий от концепции строительства к концепции градостроительства, ограниченность ресурсов (трудовых, материальных и финансовых), а также действие федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отмечено, каким образом органы власти и управления города могут повлиять на снижение дефицита строительных материалов для своевременного выполнения планов строительства. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: мегаполис; строительная отрасль; трудовые ресурсы; финансовые ресурсы; материальные ресурсы; градостроительная политика.
MODERN ASPECTS ENSURING MEGALOPOLIS CONSTRUCTION INDUSTRY WITH MATERIAL RESOURCES AS AN IMPLEMENTATION CONDITION OF URBAN-PLANNING POLICY A.V. Fedosyina
Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
The article develops an approach to the effective provision of megalopolis construction industry with material resources. When developing such an approach the following conditions should be taken into consideration: transition in urban area planning from the construction concept to the concept of urban development, limited resources (labor, material and financial); and the federal law on the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. The article also describes the ways city authorities can affect the reduction in the deficit of building materials for the timely implementation of construction plans. 8 sources.
Key words: megalopolis; construction industry; labor resources; financial resources; material resources; urban planning policy.
В последние десятилетия в мире происходит непрерывный рост городов и увеличение их числа. Более половины населения земного шара сейчас живет в городах, а к 2030 г., согласно прогнозам, доля горо-
жан составит уже около 70%. Поэтому с уверенностью можно сказать, что мы живем в «урбанизированном мире» или в «мире городов» [1].
В процессе урбанизации появляются крупнейшие
1Федосьина Анастасия Викторовна, старший преподаватель кафедры менеджмента и инноваций, тел.: 892б27415б4, e-mail: [email protected]
Fedosyina Anastasia, Senior Lecturer of the Department of Management and Innovations, tel.: 89262J41564, e-mail: [email protected]
города - мегаполисы, которые становятся культурными, экономическими и политическими центрами. Для них характерен ряд значительных экологических, социальных, экономических и транспортных проблем. Не смотря на то что в последнее время довольно часто высказываются идеи дезурбанизации, остановить рост мегаполисов не представляется возможным.
Особую роль в развитии города играет строительная отрасль. Она, собственно, и формируют город, создает условия для существования и развития других отраслей экономики, а также условия для жизни и труда множества людей: она обеспечивает производственное, жилищно-коммунальное, дорожно-транспортное развитие городов [2].
Условия функционирования строительной отрасли в российских мегаполисах, в первую очередь в таких городах-миллионниках, как Москва и Санкт-Петербург, характеризуются следующими особенностями:
- постепенно осуществляется переход от концепции строительства к концепции градостроительства (появление полноценной градостроительной политики), который означает создание благоприятной, комфортной и безопасной среды жизнедеятельности в городе и сбалансированное развитие территорий с точки зрения обеспеченности социальной и транспортной инфраструктурой [3];
- ограниченность ресурсов (под ресурсами понимается наличие квалифицированного персонала -трудовые ресурсы, объемы финансирования - финансовые ресурсы, наличие в необходимом количестве строительных материалов, изделий и конструкций, необходимых для выполнения строительных работ -материальные ресурсы).
Быстрый рост мегаполисов требует значительных ресурсных затрат, соответственно, нужны механизмы бесперебойного обеспечения строительного процесса необходимыми материалами. В период плановой экономики такой механизм обеспечивался за счет планирования по модели В.В. Леонтьева «затраты - выпуск» (межотраслевой баланс), однако, в рамках рыночной экономики реализация такого подхода в полной мере невозможна [4].
В настоящее время действует Федеральный закон РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон РФ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавший с 2005 г. Контрактная система определяет принципы осуществления закупок на нужды государственных и муниципальных организаций. Закупка материальных ресурсов на строительство объектов городской инфраструктуры, осуществляемых по государственному заказу, также проводится в рамках указанного закона. Это означает, что планировать по модели «затраты - выпуск» невозможно: каждый частный производитель самостоятельно определяет объемы выпуска, а государственный заказ получает такой исполнитель, который предлагает свои матери-
алы заданного конкурсной документацией качества по меньшей цене.
Однако это не означает, что балансовые модели в принципе не могут быть применимы в рамках рыночной экономики [5]. Наоборот, их применение необходимо для принятия органами управления строительной отраслью города определенных управленческих решений. В случае реализации крупномасштабных строительных проектов в рамках города органами исполнительной власти заранее должна быть проанализирована информация о прогнозной потребности в материальных ресурсах. Такая потребность может быть рассчитана исходя из планируемых объемов строительства и нормативного расхода строительных материалов на соответствующие объекты строительства. При этом необходимо учитывать типологию объектов, которые планируется построить. Для каждого типа объектов (жилая недвижимость, объекты социальной инфраструктуры, объекты транспортной инфраструктуры и т.д.) характерен свой нормативный расход материальных ресурсов, длительность и стоимость строительства [6].
Далее должна быть проанализирована информация о производственных мощностях предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций (ПСМиК), находящихся в городе, его окрестностях и близлежащих районах, из которых строительные материалы могут быть доставлены в достаточно сжатые сроки. В рамках такого анализа должна быть сформирована (а затем регулярно обновляться) база данных производителей и поставщиков строительной продукции, ассортимента и стоимости строительной продукции.
Таким образом, заранее должна быть проанализирована способность предприятий ПСМиК обеспечить строительную отрасль необходимым объемом и номенклатурой строительных материалов.
Сравнение потребности в строительных материалах, рассчитанной по норме расхода (нормативной потребности), и суммарной производственной мощности предприятий, обслуживающих данный город, даст информацию о наличии или отсутствии дефицита строительных материалов для реализации намеченной градостроительной политики. Дефицит материальных ресурсов может помешать реализации запланированных градостроительных мероприятий в запланированные сроки. Именно по этой причине бесперебойное обеспечение строительной отрасли мегаполиса материальными ресурсами можно считать необходимым условием реализации градостроительной политики.
На основе информации о дефиците определенного вида строительных материалов органами власти и управления конкретного города могут быть приняты управленческие решения, направленные на снижение и ликвидацию прогнозного дефицита материальных ресурсов. Так, например, могут быть предприняты меры по стимулированию подведомственных предприятий (предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности и находящихся в
ведении органов власти и управления города), которые могут включать контроль над формированием себестоимости строительной продукции, разработку системы контроля и стимулирования сокращения отходов сырья, использования вторичного сырья и т.д. Такое стимулирование может быть применено к государственным унитарным предприятиям, акционерным обществам с контрольным пакетом акций, принадлежащим городу (50% + 1 акция).
Кроме того, органами власти и управления города могут быть предусмотрены меры по созданию условий для обновления производственных мощностей строительных предприятий, снижения степени их морального (функционального) и физического износа, в том числе и на основе принципов государственно-частного партнерства.
Безусловно, планирование обеспечения строительной отрасли мегаполиса строительными материалами по всей номенклатуре, используемой в процессе строительства, является очень трудоемким процессом, более того, оно было бы затруднено в силу того, что существуют мелкие производители различных деталей и изделий. Отследить объемы производимой ими продукции, а также даже само количество таких мелких производителей может оказаться затруднительным в силу недолговечности их существования и других факторов. Так, например, сотрудники НИиПИ Генплана города Москвы признают необходимость планирования ресурсов по четырем укрупненным номенклатурным группам, к которым относятся железобетон, металлоконструкции, изделия из дерева и кирпич. Именно по этим укрупненным группам и предлагается планировать ресурсное обеспечение мегаполиса.
Однако для полноценной реализации представленного подхода необходима разработка на научной основе соответствующих механизмов. Необходимость разработки такого механизма подтверждается и тем, что стоимость строительных материалов составляет порядка 50% (в зависимости от типа объекта строительства). Поэтому предполагается, что разработанный механизм эффективного обеспечения строительной отрасли мегаполиса материальными ресурсами с учетом их стоимости и интенсивности потребления в ходе строительства способен значительно сократить потери времени, связанные с ожиданием поставки строительного материала, что в итоге скажется на
сокращении сроков строительства объекта в целом [7].
Кроме того, создание условий для обеспечения строительной отрасли мегаполиса силами предприятий, находящихся в городе, его окрестностях и близлежащих районах, из которых строительные материалы могут быть доставлены в достаточно сжатые сроки, сможет повлиять на снижение транспортных расходов, связанных с доставкой материалов к объекту строительства.
В ходе разработки механизма эффективного обеспечения строительной отрасли мегаполиса материальными ресурсами автором предполагается решение следующих локальных задач:
- анализ нормативной базы для определения норм расходов строительных материалов по укрупненной номенклатуре в разрезе различных типов объектов строительства;
- разработка экономико-математической модели расчета потребности строительной отрасли в материальных ресурсах для реализации программы строительства, предусмотренной проводимой градостроительной политикой;
- разработка модели оценки дефицита материальных ресурсов по укрупненной номенклатуре;
- анализ вариантов управленческих решений, которые могут быть приняты органами власти и управления для недопущения или минимизации возникающего дефицита материальных ресурсов.
Необходимость решения поставленных задач дополнительно подтверждается процессами, происходящими в строительной отрасли города Москвы. Известно, что 1 июля 2012 г. к Москве были присоединены новые территории, находящиеся на юго-западном направлении и превосходящие столицу по площади приблизительно в 1,5 раза. Территория Москвы расширилась примерно в 2,5 раза за счет территории Московской области. Появились масштабные планы по освоению присоединенных территорий - это и жилищное строительство, и строительство объектов социальной инфраструктуры, и создание мест приложения труда, и создание и развитие транспортной инфраструктуры [8]. Реализовать все намеченные планы в срок можно только в случае высокой эффективности механизмов обеспечения строительной отрасли города Москвы необходимыми материальными ресурсами.
Статья поступила 26.08.2014 г.
1. Smith D.A. Rediscovering Cities & Urbanization in the 21st Century World-System (2003) Emerging Issues in the 21st Century World-System Vol II New Theoretical Directions for the 21st Century World-System, Westport, CN: Praeger, 111-29.
2. Братановский С.Н., Ерхов А.В. Управление градостроительным комплексом в России (административно-правовой аспект). Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009.
3. Верстина Н.Г., Кулаков Ю.Н., Силантьева Т.Н. Балансовые модели и их использование для целей управления строительной отраслью // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8 (37). C. 541-544.
ский список
4. Верстина Н.Г., Таскаева Н.Н., Акимова Е.М. Планирование ресурсного обеспечения инвестиций в объекты городской недвижимости // Экономика недвижимости. 2013. № 12-2, С. 285-290.
5. Верстина Н.Г., Кулаков Ю.Н., Силантьева Т.Н. Балансовые модели и их использование для целей управления строительной отраслью // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8. С. 541-544.
6. Каракозова И.В. Управление материальными ресурсами в рыночных условиях // Экономика и учет в строительстве. 2007. № 4. С. 14-16.
7. Алексиков С.В. Теоретические основы ресурсного обеспечения технологических процессов в дорожном строительстве: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. Волгоград, 2008.
8. Кисель Т.Н. Фактор присоединенных территорий в развитии строительной отрасли города Москвы // Актуальные
научные исследования: экономика, управление, инвестиции и инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28 февраля 2014 г.). М.: ООО «Ваш полиграф. партнер», 2014. С. 45-54.
УДК 339.9
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЬЕТНАМА И РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1 9
© Г.А. Шаламов1, Чиеу Тьен Дат2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены вопросы внешнеэкономических отношений Вьетнама и России на современном этапе. Уделено внимание истории возникновения и развития отношений двух государств. Проанализирован товарооборот внешней торговли между Россией и Вьетнамом в 2008-2013 годах. Определены приоритеты международного сотрудничества в таких отраслях экономики, как нефтегазовая промышленность, электроэнергетика и других. Ил. 1. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: внешнеэкономические отношения; нефть; товарооборот; военная техника; банк; Россия; Вьетнам; АЭС; туризм.
VIETNAM - RUSSIA FOREIGN ECONOMIC RELATIONS TODAY G.A. Shalamov, Trieu Tien Dat
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia
The article treats the issues of Vietnam - Russia foreign economic relations at the present stage. Having discussed the history and development of relations between the two states, the authors analyze the foreign trade turnover between Russia and Vietnam in 2008-2013 and outline the priorities for international cooperation in economic sectors including oil and gas industry, electric power industry and others. 1 figure. 16 sources.
Key words: foreign economic relations; oil; commodity turnover; military equipment; bank; Russia; Vietnam; nuclear power plant (NPP); tourism.
Дипломатические отношения России и Вьетнама установлены в 1950 г., а торгово-экономические начались 18 июля 1955 г., когда было подписано первое соглашение между правительствами двух государств. В ходе геополитического соперничества между СССР и США в 1960-70-е гг. в целях создания и укрепления «форпоста социализма» в Юго-Восточной Азии Советский Союз во время войны Вьетнама с США оказал вьетнамскому народу существенную экономическую поддержку, в том числе поставками вооружения, что явилось одним из факторов победы Вьетнама в борьбе за национальную независимость и суверенитет. С 1975 г., после объединения Вьетнама и начала послевоенного восстановления экономики, двусторонние отношения приобрели наиболее масштабный характер.
В начале 1990-х гг., после распада Советского Союза, изменения политического строя в России и перехода экономики обеих стран на новый курс, дипломатические связи по многим направлениям сокра-
тились более чем на 90% [1]. Внешнеполитический вектор новой России изменился, связи с другими государствами стали строиться главным образом на основе взаимной выгоды и прагматизма, Вьетнам был вынужден переориентировать основной объем внешнеэкономических связей и внешнеполитические контакты в первую очередь на соседние страны своего региона. Но Россия все-таки осталась одним из «векторов» внешнеполитического курса Вьетнама, хотя теперь уже одним из многих, причем далеко не таких значимых, как прежде. Поэтому можно сказать, что визит в Ханой президента Российской Федерации В.В. Путина (28 февраля - 2 марта 2001 г.) открыл новую страницу в отношениях между Вьетнамом и Россией. Как отметил В.В. Путин: «Мы обязаны поддерживать и развивать дальше наши отношения в новых условиях в соответствии с новыми международными реалиями. Выгода этого очевидна и для Вьетнама, и для России» [2]. В 2001 г. две страны установили отношения партнерства, а в 2012-м подняли их до уровня всеобъем-
1Шаламов Георгий Александрович, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел. 89140001530, e-mail: [email protected]
Shalamov Georgy, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89140001530, e-mail: [email protected]
Чиеу Тьен Дат, студент, тел. 89246282804, e-mail: [email protected] Trieu Tien Dat, Student, tel.: 89246282804, e-mail: [email protected]