Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие территорий и административные барьеры'

Социально-экономическое развитие территорий и административные барьеры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС / ADMINISTRATIVE RESOURCES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ / INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS AND PROGRAMS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ECONOMIC INTEREST / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGISTIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарева Кристина Александровна, Пешков Артём Витальевич

Исследованы некоторые проблемы социально-экономического развития территорий. Приведены и проанализированы данные по численности населения, обеспеченности жильем, коэффициенту доступности жилья, инвестиционной и строительной деятельности. Показано, что административные барьеры оказывают негативное воздействие на социально-экономическое развитие территорий, увеличивая стоимость и сроки реализации инвестиционно-строительных проектов и программ. В случае применения в строительстве новых материалов и технологий возрастает количество, стоимость и сроки прохождения согласований и других административных процедур. Предложено, используя принцип синхронизации экономических интересов подрядчика, заказчика и администрации административно-территориального образования, сократить количество и сроки прохождения соответствующих процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES AND ADMINISTRATIVE BARRIERS

The article treats some problems of socio-economic development of territories. Having introduced and analyzed the data on population size, housing, housing affordability index, investment and construction activities, it shows the adverse effect of administrative barriers on the socio-economic development of the territories, since they increase the cost and execution periods of investment and construction projects and programs. Application of new materials and technologies in construction leads to the increase in the number, cost and the time required for obtaining approvals and passing other administrative procedures. It is proposed to reduce the number and the time required for the specified procedures using the principle of synchronization of the interests of the contractor, the customer and the administrative-territorial entity authorities.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие территорий и административные барьеры»

В матрице указаны основные направления для принятия решений о необходимых мерах для стимулирования и поддержания инновационного развития промышленных предприятий. Данные рекомендации не являются окончательными, а служат лишь неким ориентиром в планировании дальнейших действий и формировании окончательного плана мероприятий, реализуемых в рамках инновационной политики с учетом особенностей, условий и факторов функциониро-

вании промышленного комплекса.

Таким образом, для повышения эффективности и активизации инновационной деятельности предприятий промышленного комплекса необходимо проводить инновационную политику, заключающуюся в установлении целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности, а также путей и средств их достижения.

Статья поступила 17.08.2014 г.

Библиографический список

1. Анисимова Г.В. Дифференциация уровней инновационного развития регионов России [Электронный ресурс]. URL: http://www.innclub. info/2012/10/16 (03 марта 2014).

2. Инновационная политика и региональное развитие в современном мире: сб. обзоров и рефератов / РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. проблем / отв. ред. и сост. И.Г. Животовская, Т.В. Черноморова. М., 2011.

3. Лепский В.Е. Анализ состояния и проектов инновационного развития России (в контексте средового подхода) [Электронный ресурс]. URL: http://innclub:info/201 1/03/14 (03 марта 2014).

4. Тумина Т.А. Инновационное развитие - основа экономического роста. СПб.: Химиздат, 2008.

5. Шаланов Н.В. Системный анализ. Кибернетика. Синерге-

тика: математические методы и модели. Экономические аспекты: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008.

6. Шибаева Н.А., Королев Д.В Анализ показателей иннова-ционности развития промышленности региона // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 38 (203). С. 14-21.

7. Tazetdinova A.S. Organization of management system of regional innovation policy in the advanced economies countries // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical bas^s and innovative approach. CA, USA, B&M Publishing, 2014. Р. 112-116.

8. The Global Competitiveness Report 2013-2014 (World Economic Forum) [Электронный ресурс]. URL: http://www.weforum.org/ reports/global-competitiveness-report-2013-2014 (11.06.2014).

УДК 338.27

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

© К.А. Токарева1, А.В. Пешков2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследованы некоторые проблемы социально-экономического развития территорий. Приведены и проанализированы данные по численности населения, обеспеченности жильем, коэффициенту доступности жилья, инвестиционной и строительной деятельности. Показано, что административные барьеры оказывают негативное воздействие на социально-экономическое развитие территорий, увеличивая стоимость и сроки реализации инвестиционно-строительных проектов и программ. В случае применения в строительстве новых материалов и технологий возрастает количество, стоимость и сроки прохождения согласований и других административных процедур. Предложено, используя принцип синхронизации экономических интересов подрядчика, заказчика и администрации административно-территориального образования, сократить количество и сроки прохождения соответствующих процедур.

Ил. 5. Табл. 2. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: административные барьеры; административный ресурс; развитие; инвестиционно -строительные проекты и программы; экономический интерес; синергетический эффект.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES AND ADMINISTRATIVE BARRIERS K.A. Tokareva, A.V. Peshkov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article treats some problems of socio-economic development of territories. Having introduced and analyzed the data on population size, housing, housing affordability index, investment and construction activities, it shows the adverse effect of administrative barriers on the socio-economic development of the territories, since they increase the cost and execution periods of investment and construction projects and programs. Application of new materials and technologies in construction leads to the increase in the number, cost and the time required for obtaining approvals and passing other

Чокарева Кристина Александровна, младший научный сотрудник. Tokareva Kristina, Junior Researcher.

2Пешков Артём Витальевич, аспирант, e-mail: [email protected] Peshkov Artem, Postgraduate, e-mail: [email protected]

administrative procedures. It is proposed to reduce the number and the time required for the specified procedures using the principle of synchronization of the interests of the contractor, the customer and the administrative-territorial entity authorities.

5 figures. 2 tables. 11 sources.

Key words: administrative barriers; administrative resources; development; investment and construction projects and programs; economic interest; synergistic effect.

По данным Иркутскстата, численность населения Иркутской области за последние три года практически не изменилась и составляет 2 млн 418 тыс. человек (рис. 1) [8]. Количество покидающих территорию области превысило миграционный приезд на 8553 человека.

Одной из причин оттока жителей за пределы области является жилищная проблема. По данным на 2013 г. в среднем на одного человека в РФ приходилось около 25 м2 жилплощади. Данный показатель в 2-3 раза ниже аналогичного показателя в развитых странах. Например, в Германии обеспеченность жильем составляет около 45 м2на человека, в Великобри-

22 тании - 62 м , а в США - около 75 м . Сложившаяся

ситуация связана с низкими темпами строительства жилья как в России в целом, так и в Иркутской области в частности. На рис. 2 приведены данные о динамике ввода в эксплуатацию жилых домов в Иркутской области [8]. В 2013 г. в эксплуатацию было введено 973,3 тыс. м2 жилья, в 2012 г. этот показатель составлял 871,1 тыс. м2. Таким образом, отмечается ежегодное увеличение сдаваемой в эксплуатацию жилплощади на 10-15%, чего явно недостаточно для решения поставленной проблемы. Средний коэффициент доступности жилья в субъектах Российской Федерации приведен в табл. 1 [3].

Рис. 1. Численность населения Иркутской области (по данным Иркутскстата)

Рис.

индивидуальными застройщиками предыдущему I

2. Динамика ввода в действие жилых домов в Иркутской области

Таблица 1

Коэффициент доступности жилья по годам_

Субъект Год

РФ 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россий-

ская Федерация 7,4 5,9 5,0 4,8 4,7 4,1 4,3 4,1 4,6 5,3 5,3 4,6 4,3 4,1 4,1

Сибирский ФО 6,4 5,8 4,2 5,1 4,9 4,2 4,1 4,4 4,4 5,0 4,7 4,1 3,8 3,6 3,6

Республика Алтай 8,4 7,6 5,9 5,3 5,3 5,4 6,6 6,1 6,0 7,0 5,9 6,2 4,2 3,7 3,7

Республика Бурятия 5,4 3,1 2,9 3,8 4,7 4,6 4,2 3,9 4,7 4,5 3,4 3,1 3,3 3,5

Республика Тыва - - - - - - - - - 6,6 6,4 5,5 4,5 4,8 5,0

Республика Хакасия 5,1 4,2 3,3 4,0 4,0 4,0 4,1 5,0 4,7 4,1 5,0 3,7 3,4 3,6 3,6

Алтайский край 10,7 8,2 6,7 7,2 7,4 6,2 5,7 5,6 4,9 6,7 5,5 5,0 4,5 4,1 4,4

Забайкальский край 5,5 - 3,6 - - - - 3,7 4,3 4,5 5,1 4,4 3,8 3,6 3,7

Красноярский край 5,7 4,1 3,7 4,9 4,1 2,9 3,5 4,0 4,0 4,6 4,2 3,3 3,2 3,0 3,1

Иркутская область - - - - - 5,3 5,1 4,5 4,9 6,0 5,6 4,2 3,9 3,9 3,8

Усть-Ордынский Бурятский АО - - - - - - - - - - - - - - -

Кемеровская область - 4,4 3,1 3,4 3,9 3,4 3,2 4,2 4,0 3,7 3,3 3,6 3,6 3,2 3,1

Новосибирская область 8,4 9,3 6,1 7,1 6,8 6,0 5,6 5,9 5,6 6,2 5,6 4,9 4,0 3,5 3,4

Омская область 5,7 5,4 3,9 5,4 4,8 3,5 3,3 3,3 3,7 4,4 4,1 3,5 3,2 2,9 2,8

Томская область 5,1 3,9 3,5 3,9 3,8 3,0 3,1 3,6 3,7 4,5 5,1 4,3 3,6 3,4 3,5

Для того чтобы охарактеризовать состояние строительной отрасли Иркутской области, проанализируем объемы работ по этому виду деятельности (рис. 3). В 2013 г. отмечается снижение объемов выполненных

работ с 88,8 до 86,9 млрд руб. Так, если в 2012 г. объем выполненных работ по отношению к 2011 г. составил 128,9%, то в 2013 г. объем выполненных работ по отношению к 2012 г. составил лишь 92,8%.

2012 2013

Объем, млн руб.

Индекс физического объема, % к предыдущему году Рис. 3. Динамика объемов работ в строительстве

Рассмотрев структуру инвестиций в основной капитал (табл. 2) по видам экономической деятельности, можно отметить, что состояние по добыче полезных ископаемых остается устойчивым (30,2% в 2013 г. и 30,1% в 2012 г.), объемы инвестиций в обрабатывающие производства значительно возросли (32,2% в 2013 г. и 21,6% в 2012 г.), тогда как объем инвестиций в строительную сферу традиционно остается низким (1,5% в 2013 г. и 1,95% в 2012 г.), а увеличение объемов инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды довольно незначительно (6,8% в 2012 г. и 7,5% в 2013 г.).

В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наблюдается тенденция к увеличению объемов собственных (с 61,85 в 2012 г. до 75,4% в 2013 г.) и уменьшению объемов привлеченных средств (с 38,2% в 2012 г. до 24,6% в 2013 г.). При этом следует отметить участившиеся более чем в два раза случаи использования кредитов банков (с 11,9% в 2012 г. до 5,1% в 2013 г.).

Представляет интерес и видовая структура инвестиций в основной капитал (рис. 4). Из представленных данных видно, что инвестиции в основной капитал по виду «жилища» уменьшились с 3,9% в 2012 г. до 1,55% в 2013 г. Можно констатировать и снижение объемов инвестиций в основной капитал по виду «здания (кроме жилых) и сооружения» с 50,7% в 2012 г. до 45,2% в 2013 г.

Проведенный анализ свидетельствует о снижении объемов инвестиций в сферу строительства жилья и других зданий и сооружений. Одной из причин снижения инвестиционной привлекательности в инвестиционно-строительной сфере являются административные барьеры.

_Инвестиции в

В рамках Всемирного экономического форума 2011 г. были проведены исследования по ведению бизнеса в России на основе анализа показателей, характеризующих регулирование предпринимательской деятельности в 1930-х гг., среди которых были Воронеж, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Иркутск и другие. Россия, по данным форума, заняла 178-е место по сложности прохождения административных процедур в строительстве среди 183 стран мира, оказавшись в одном ряду с Танзанией и Таджикистаном [1]. Также в 2011 г. Национальное объединение строителей совместно с Институтом экономики провело исследование уровня административных барьеров в жилищном строительстве в 43 городах России. По его итогам было определено, что в среднем при строительстве многоквартирного дома застройщику необходимо пройти 101 процедуру и затратить на них в среднем 944 дня. Кроме того, на прохождение всех административных процедур застройщику необходимо затратить в среднем около 25 млн руб., что составляет в среднем 10% от стоимости строительства многоквартирного жилого дома [5].

По результатам 44-го экономического Давосского форума, проходившего 21-25 января 2014 г., Россия занимает 178-е место по показателю «получение разрешения на строительство», что свидетельствует об отсутствии серьезных положительных подвижек [1]. В Иркутске, по данным Министерства строительства Иркутской области на 2014 г., административные и прочие барьеры отнимают 618 рабочих дней на строительство любого здания, из них 453 - до начала работ и 165 - после завершения работ и до ввода объекта в эксплуатацию.

Рассмотрим подробнее, как получается столь зна-

Таблица2

основной капитал

Показатель 2012 г. 2013 г.

Всего инвестиций, млн руб. 148318,7 138551,0

Индекс физического объема, % к предыдущему году 103,6 89,1

□ Жилища

■ Здания (кроме жилых) и сооружения

□ Машины, оборудование, транспортные средства

□ Прочие

Рис. 4. Видовая структура инвестиций в основной капитал

Рис. 5. Этапы реализации инвестиционно-строительного проекта

чительная цифра. Для начала разберемся, что такое инвестиционно-строительный проект. Инвестиционно-строительный проект - это система сформулированных целей, создаваемых для реализации физических объектов (недвижимости), технологических процессов, технологической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Процесс реализации инвестиционно-строительного проекта можно разделить на пять основных этапов (рис. 5). Каждый из этапов включает ряд шагов, для реализации которых застройщику необходимо выполнить определенные процедуры [2; 4; 6; 7; 9-11]. По данным НОСТРОЙ и фонда «Институт экономики города» [5], в среднем при строительстве многоквартирного дома застройщики проходят 100 процедур, затрачивая на это около трех лет и 25 млн рублей. По результатам исследования фонда «Институт экономики города» оказалось, что общий показатель административных барьеров в жилищном строительстве (для варианта получения земельных участков на аукционе) таков: застройщику нужно пройти 98 процедур, затратить на это 946 дней и 25 млн рублей. При этом в общей стоимости около 80% составляют различные расходы на подключение к сетям инженерной инфраструктуры. Если участок получен не на аукционе и для строительства необходимо изменить вид его использования, то к 98 процедурам добавятся шесть и еще три месяца согласований. Одним из проблемных этапов развития проекта оказались само строительство и ввод объекта в эксплуатацию; в среднем 34 и 35 процедур на каждый этап соответственно. Большинство из выявленных процедур (более 60%) не предусмотрено федеральным законодательством и относится к

региональному или муниципальному нормотворчеству. Среди данных процедур есть такие, которые применяются во всех городах (получение ордера на производство земляных работ, проведение технической инвентаризации построенного объекта), а также процедуры, встречающиеся в отдельных городах (согласование земляных работ в органе охраны природы, в органе пожарного надзора, получение заключения тепловизионного контроля; получение заключения по электрохимзащите; получение акта на изоляцию фланца; получение акта приемки пожарных гидрантов и т.д.). Из 17 обследованных городов минимальное количество процедур (50) выявлено в Кирове и Благовещенске, а максимальное (110) - в Челябинске и Волгограде. Отмечается существенное отличие между городами РФ не только в количестве процедур, но также в их стоимости и сроках прохождения».

Применение в строительстве эффективных энергосберегающих материалов и проектных решений приводит к увеличению административных процедур и сроков реализации инвестиционно-строительных проектов. Проведенные исследования показали увеличение количества процедур и сроков оформления документации в этом случае на следующих этапах: проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию. При реализации городских инвестиционно-строительных программ для устранения негативного влияния административных барьеров предлагается использовать административный ресурс соответствующего муниципального или административно-территориального образования. Сочетание взаимных интересов подрядчика, заказчика и администрации территориального образования способствует получению синергетического эффекта и развитию территории.

Статья поступила 09.10.2014 г.

1. Ведение бизнеса в России банка [Электронный ресурс]. URL: mssian.doingbusmess.org/.../Domg%20Business/.../DB12-Sub-Russia-rus

2. Горелая порода черемховских террикоников

Библиографический список

2012 // Группа Всемирного минеральная добавка / Е.А. Левченко, В.А. Воробчук, Е.А.

Филоненко, К.А. Филоненко // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2. С. 99-105.. 3. Институт экономики города: доступность жилья по регионам Российской Федерации: мат-лы фонда. М., 2014.

активная

4. Матвеева М.В. Идентификация современной модели экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 15-20.

5. Мониторинг административных барьеров в жилищном строительстве. Москва, 2012.

6. Ощерин Л.А., Пешкова М.В. Методические подходы к разработке концепции инновационного развития территорий как основы лэнд-девелопмента в жилищном строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. № 1 (1). С. 10-20.

7. Пешкова М.В. Опыт практической реализации инновационных подходов повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных проектов в аспекте проблем землепользования // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 2 (3).

С. 35-41.

8. Статистический ежегодник. Краткий справочник Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Изд-во Иркутскстата, 2014. 60 с.

9. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2012. № 1 (2). С. 44-55.

10. Peshkov V., Kasyanchik P. Problems of the investment and con-struction sector development in conditions of the national economy moderniza-tion // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis -XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 50-53.

11. Yaskova N., Matveeva M. Innovative focus of the investment activity within the modernization of the national economy // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis -XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 42-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 332.63

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ МЕГАПОЛИСА МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

л

© А.В. Федосьина1

Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Статья посвящена разработке подхода к эффективному обеспечению строительной отрасли мегаполисов материальными ресурсами. В качестве условий разработки такого подхода учитывается переход планирования городских территорий от концепции строительства к концепции градостроительства, ограниченность ресурсов (трудовых, материальных и финансовых), а также действие федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отмечено, каким образом органы власти и управления города могут повлиять на снижение дефицита строительных материалов для своевременного выполнения планов строительства. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: мегаполис; строительная отрасль; трудовые ресурсы; финансовые ресурсы; материальные ресурсы; градостроительная политика.

MODERN ASPECTS ENSURING MEGALOPOLIS CONSTRUCTION INDUSTRY WITH MATERIAL RESOURCES AS AN IMPLEMENTATION CONDITION OF URBAN-PLANNING POLICY A.V. Fedosyina

Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.

The article develops an approach to the effective provision of megalopolis construction industry with material resources. When developing such an approach the following conditions should be taken into consideration: transition in urban area planning from the construction concept to the concept of urban development, limited resources (labor, material and financial); and the federal law on the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs. The article also describes the ways city authorities can affect the reduction in the deficit of building materials for the timely implementation of construction plans. 8 sources.

Key words: megalopolis; construction industry; labor resources; financial resources; material resources; urban planning policy.

В последние десятилетия в мире происходит непрерывный рост городов и увеличение их числа. Более половины населения земного шара сейчас живет в городах, а к 2030 г., согласно прогнозам, доля горо-

жан составит уже около 70%. Поэтому с уверенностью можно сказать, что мы живем в «урбанизированном мире» или в «мире городов» [1].

В процессе урбанизации появляются крупнейшие

1Федосьина Анастасия Викторовна, старший преподаватель кафедры менеджмента и инноваций, тел.: 89262741564, e-mail: [email protected]

Fedosyina Anastasia, Senior Lecturer of the Department of Management and Innovations, tel.: 89262741564, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.