Проблемы экономики и менеджмента
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 69:009.1
В.П. Грахов
д-р экон. наук,
заведующий кафедрой «Промышленное и гражданское
строительство»,
ФГБОУВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
П.Г. Дрынь магистрант,
ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
О.В. Титова
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью», ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОПЫТКИ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
Аннотация. В данной статье раскрыты вопросы прохождения административных процедур на разных этапах строительства. Проведен анализ количества и сроков прохождения процедур в городах на территории Российской Федерации. Рассмотрены предполагаемые варианты преодоления данных проблем в частности на территории Удмуртской Республики.
Ключевые слова: административные барьеры, административные процедуры, исчерпывающий перечень документов, жилищное строительство, предпринимательский климат.
V.P. Grahov, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
P.G. Dryn, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
O.V. Titova, Kalashnikov Izhevsk State Technical University
ADMINISTRATIVE BARRIERS IN THE FIELD OF CONSTRUCTION AND ATTEMPT ON THEIR OVERCOMING IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. This article deals with questions of administrative procedures at different stages of construction. An analysis of the amount and timing of completing the procedure in the cities of the Russian Federation. Considered prospective options for overcoming these problems, especially in the territory of the Republic of Udmurtia.
Keywords: administrative barriers, administrative procedures, an exhaustive list of documents, housing, business climate.
По основным данным исследования условий для ведения бизнеса «Doing Business», которое ежегодно проводит Международная финансовая корпорация, в 2011 году Россия заняла 178-е место по сложности прохождения административных процедур в строительстве среди 183 стран мира, оказавшись в одном ряду с Китаем, Танзанией и Таджикистаном [1].
№ 12 (52) - 2015
5
Проблемы экономики и менеджмента
Этот результат подтолкнул на проведение исследования уровня административных барьеров в строительстве, в 30 городах, включая Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск и другие города. Уровень показал существенное различие количества процедур, их сроков и стоимости в регионах России.
Так, на основании данных исследования «Doing Business», при сравнении трех основных этапов проекта и участников исследования «Ведение бизнеса в России в 2012 году», выявились следующие «min» и «max» показатели количества процедур и сроков их прохождения (табл. 1).
Таблица 1 - Min и max количество процедур и сроки их прохождения в городах на территории Российской Федерации
Получение разрешений Подключение к системе Регистрация
на строительство электроснабжения собственности
количество количество количество
процедур/срок (дни) процедур/срок (дни) процедур/срок (дни)
min Сургут 17/150 Саранск 9/123 Калуга 3/19
max Москва 47/392 Москва 10/281 Якутск 4/60
Для точного понимания сущности административных барьеров, П. Крючкова (сотрудник фонда «Бюро экономического анализа») дает понятие:
«Административные барьеры - это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров или услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от ведения которых для хозяйственного субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от ведения с учетом эффекта дохода» [2, с. 65].
При строительстве жилых домов в среднем приходится пройти около 130 процедур (включая получение прав на земельный участок на аукционе, или иным способом), при этом ориентировочно затрачивается 20 млн руб. и два с половиной года. В основном затраты приходятся на подключение (присоединение) к сетям инженернотехнической инфраструктуры, включая сети водоснабжения и водоотведения, электрические, тепловые и газовые сети. Затраты на прохождение процедур подключения составляют в среднем 10-20% от стоимости проекта.
Каждый шаг в сфере строительства регламентирован. Устанавливается исчерпывающий перечень документов, обязательный для предоставления государственных услуг, который был утвержден Правительством Российской Федерации 30 апреля 2014 г., и детальный реестр оснований для отказа в предоставлении этих услуг. Все это нацелено на то, чтобы представить инвестору, застройщику четкие правила «игры» в строительной отрасли, предположительно снизив коррупционные риски. Важным для застройщика является снижение количества согласований, разрешений при реализации проекта.
Зарубежные эмпирические исследования показывают, что увеличение сроков
6
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
прохождения процедур и повышение неопределенности относительно этих сроков оказывают существенно более негативное влияние на инвестиционную активность в строительстве, чем увеличение стоимости их прохождения [3].
Любой инвестиционно-строительный проект можно разграничить на пять этапов его реализации:
1. Оформление градостроительной и земельной документации.
2. Проектная стадия.
3. Строительство объекта.
4. Ввод в эксплуатацию.
5. Постановка на государственный и кадастровый учет и регистрация права собственности на объект.
Анализируя количество процедур для прохождения каждого этапа, можно составить полный перечень административных процедур при реализации строительного проекта и привести среднюю структуру затрат, приходящихся на застройщика от первой до завершающей стадии.
Таблица 2 - Средняя структура затрат застройщика при реализации проекта
Средняя структура затрат застройщика при реализации проекта
Стоимость строитель- ства Получ ение прав на земельный уч а сто к Выполнение технжескич условий, присоед ине-ние объекта к инженерным сетям Дру|не инвестиционные обременения Сбор проектной документации проекта строительства Затраты на привлечение заемного фина нсиро-вания (проценты по банковским кредитам) Проч ие затраты Затраты на прохождение всех административных процедур
Ряд1 2% 3% 4% 4% 7% 8% 8% 64%
На первом этапе [4] основные процедуры связаны с оформлением прав на земельные участки (собственность или аренда) и приобретением на них градостроительного плана. Если же земельный участок находится в собственности или аренде, то соответственно количество процедур сокращается в разы.
На втором этапе - проектировании, законодательством не запланировано каких-либо согласований документации, поэтому основной вопрос стоит в получении поло-
№ 12 (52) - 2015
7
Проблемы экономики и менеджмента
жительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы и результатов инженерных изысканий. Но исходя из практики, все же застройщику необходимо получить исходные условия для проектирования, и согласовать проектную документацию пройдя в среднем 18 инстанций.
Третий этап, заключается в строительстве запланированного проекта, и включает около 34 процедур, на которые уходит порядка 265 дней, из которых большая часть приходится на получение разрешения на строительство и получение других немаловажных документов.
Основной проблемой на этапе непосредственно строительства является масса проверок органами государственного строительного надзора. В ходе строительства, застройщикам обязательно пройти около 11 проверок [5]. Также необходимо провести несколько операций для получения разрешения на строительство и получения положительного заключения органами государственного строительного надзора.
Таблица 3 - Max и min количество административных процедур на 5-ти этапах реализации проекта
min и так количество административных процедур ни 5-ти этапах реализации проекта
100%
80%
60%
40%
20%
0% Оформление Проектная Строи- Ввод в Постановка на
градострои- стадия тельство эксплуата- государствен-
тельной из е- объекта цию ный и кадаст-
мельной доку- ровый учет и
ментации регистрация права совет-
венности на
объект
так 18 26 71 50 3
щ mi п 6 8 14 23 2
На этапе ввода объекта в эксплуатацию, приходится пройти в среднем 34 процедуры, затратив ориентировочно 185 дней, большая часть, из которых, приходится на подтверждение готовности к вводу в эксплуатацию инженерно-технической инфраструктуры и заключении договоров о ресурсообеспечении.
И, наконец, на заключительном этапе постановки на государственный и кадастровый учет и регистрации права собственности на объект, приходится около 3-х процедур и 60 дней.
8
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Таблица 4 - План мероприятий по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства на территории Удмуртской Республики [7]
Наименование показателя Содержание мероприятия Срок исполнения Ожидаемый результат Ответственный исполнитель
Предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения Мониторинг и реализация Плана мероприятий («дорожной карты») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (распоряжение Правительства РФ от 16.08.2012 № 1487-р) Разработка и реализация мероприятий, направленных на сокращение количества и сроков прохождения административных процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения, в соответствии с федеральным законодательством 2013-2018 гг. Улучшение пред-принимательско-го климата в сфере строительства, упрощение и усовершенствование административных процедур на всех стадиях строительства. Сокращение к 2018 г. количества административных процедур до 11 и сроков их прохождения до 56 дней Минстрой УР, Минпромэнерго УР, Минимущество УР, ОМСУ УР (по согласованию)
Предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения
Доля муниципальных образований в Удмуртской Республике с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования Внесение поправок в Адресную инвестиционную программу Удмуртской Республики на 2013 год (распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2013 № 25-р) июнь 2013 г. Обеспечение финансирования разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений Удмуртской Республики Минстрой УР
В общем количестве муниципалитетов Принятие решений ОМСУ УР об отсутствии необходимости разработки генерального плана и о разработке правил землепользования и застройки июнь 2013 г. Сокращение количества разрабатываемых документов и сроков их разработки Минстрой УР, ОМСУ УР (по согласованию)
Мониторинг разработки и утверждения генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений постоянно Сокращение сроков согласования и утверждения документов Минстрой УР
Завершение разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений октябрь 2013 г. Доведение доли муниципальных образований в Удмуртской Республике с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования в общем количестве муниципалитетов до 100% ОМСУ УР (по согласованию)
Организация согласования и утверждения генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений декабрь 2013 г. Минстрой УР, ОМСУ УР (по согласованию)
№ 12 (52) - 2015
9
Проблемы экономики и менеджмента
Результаты исследований подводят к выводу о крайне высоком уровне административных барьеров в строительной сфере на территории Российской Федерации.
Так, все подводится к разработке плана мероприятий по снижению административных барьеров в данном направлении, с алгоритмами построения наиболее плавных переходов и реализации их за наиболее короткий период времени.
Например, нововведением в оптимизации административных процедур [6] считается переход государственных услуг в строительной сфере к электронному виду, начиная от подачи заявки на регистрацию до конечной стадии - получения документа, с электронной подписью.
В таблице 4 представлен план мероприятий по улучшению предпринимательской деятельности в области строительства и снижению административных барьеров на примере Удмуртской Республики на 2013-2018 гг.
Таким образом, на основании данного плана, можно сделать вывод, что высокие административные барьеры и информационная закрытость являются основополагающими факторами, препятствующими развитию сферы предпринимательства в жилищном строительстве страны. Предполагается, что своевременное принятие мер по устранению данных вопросов, существенно облегчит работу предпринимателей в строительной сфере, что существенно улучшит показатели рейтингов Doing business не только в регионах, но и страны в целом.
Список литературы:
1. Данные проекта «Ведение бизнеса»: портал. URL: http:
http://russian.doingbusiness.org/ (дата обращения: 10.12.2015).
2. Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике (условия возможности глобальной институционной трансформации) / П. Крючкова // Вопросы экономики. 2003. № 11.
3. Конкуренция в строительном бизнесе // Бюллетень о развитии конкуренции (конкуренция в строительном секторе) / Аналит. центр при правительстве Рос. Федерации. 2013. Август (вып. 1). С. 8.
4. Асаул А.Н., Грахов В.П. Функционирование инвестиционно-строительного комплекса с позиций теории маркетинга // Экономика строительства. 2005. № 1. С. 2-17.
5. Соколова Н.Г., Титова О.В. К вопросу о маркетинговых инновациях на рынке информационных технологий // Менеджмент и экономика отраслевых организаций: теория, методология и практика: сб. науч. ст. IX междунар. науч.-практ. конф. / под на-уч. ред. А.А. Симоновой. Екатеринбург, 2014. С. 127-129.
6. Грахов В. П. Формирование и организация концепции маркетинга менеджмента в инвестиционно-строительном комплексе. СПб.: Гуманистика, 2005. 248 с.
7. Распоряжение Правительства УР №467-р от 22.07.2013 «Об утверждении Плана мероприятий по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в Удмуртской Республике на 2013-2018 гг.».
10
№ 12 (52) - 2015