Научная статья на тему 'Административные барьеры и эффективность инвестиционно-строительных программ и проектов в жилищном строительстве'

Административные барьеры и эффективность инвестиционно-строительных программ и проектов в жилищном строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INVESTMENT AND BUILDING PROGRAMMES / ПРОЕКТ / PROJECT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ADMINISTRATIVE BARRIERS / МОНОПОЛИЗМ / MONOPOLISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешков А. В.

Рассмотрены особенности управления инвестиционно-строительными программами и проектами в жилищном строительстве с учетом влияния на процессы управления федеральных, региональных и местных органов власти. Отмечается отсутствие эффекта синхронизации экономических интересов участников и несоблюдение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов и программ. Приведены результаты анализа причин возникновения «административных барьеров» на мотивационном уровне. Установлено, что наибольшее влияние на повышение эффективности инвестиционно-строительных программ и проектов в части соблюдения сроков их реализации оказывают органы власти и предприятия, в оперативном управлении которых находятся сети инженерно-технического обеспечения. Предложен подход к совершенствованию механизмов управления реализацией инвестиционно-строительных программ и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пешков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVA BARIERS AND EFFECTIVENESS OF INVESTMENT AND BUILDING PROGRAMMES AND PROJECTS IN RESIDENTIAL DEVELOPMENT

We have considered peculiarities of managing investment and building programmes and projects in residential development, taking into account its impact on the managing processes in federal, regional and local government. It is pointed out that there is lack of pulling effect of economical interests of the participants and failure to meet deadline to realize investment and building projects and programmes. We gave the results of cause analyses of origin of “administrative barriers” at the motivational level. It is stated that the most impact on the increase of effectiveness of investment and building programmes and projects in the part of meeting the deadlines of their realization are produced by the government and establishments in the operational management of which there are nets of engineering and technical provision. We have offered approach to the improvement of mechanisms of managing the realization of building and investment programmes and projects.

Текст научной работы на тему «Административные барьеры и эффективность инвестиционно-строительных программ и проектов в жилищном строительстве»

Информация об авторе

Петелин Сергей Михайлович, аспирант лаборатории «Экономика природопользования», тел.: 89021656023, e-mail: [email protected], Байкальский институт природопользования СО РАН, 670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, д.8.

Information about the author

Petelin S.M., post graduate laboratory Economics of natural resources, tel.: 89021656023, e-mail: [email protected], Baikal institute of natural resources SB RAS, 8 Sakhianova St., Republic of Buriatia, Ulan-Ude, 670047, Russia.

УДК 69.05

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ В ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

© А.В. Пешков

Рассмотрены особенности управления инвестиционно-строительными программами и проектами в жилищном строительстве с учетом влияния на процессы управления федеральных, региональных и местных органов власти. Отмечается отсутствие эффекта синхронизации экономических интересов участников и несоблюдение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов и программ. Приведены результаты анализа причин возникновения «административных барьеров» на мотивационном уровне. Установлено, что наибольшее влияние на повышение эффективности инвестиционно-строительных программ и проектов в части соблюдения сроков их реализации оказывают органы власти и предприятия, в оперативном управлении которых находятся сети инженерно-технического обеспечения. Предложен подход к совершенствованию механизмов управления реализацией инвестиционно-строительных программ и проектов.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная программа; проект; эффективность; управление; инвестиции; административные барьеры; монополизм.

ADMINISTRATIVA BARIERS AND EFFECTIVENESS OF INVESTMENT AND BUILDING PROGRAMMES AND PROJECTS IN RESIDENTIAL DEVELOPMENT

© A.V. Peshkov

We have considered peculiarities of managing investment and building programmes and projects in residential development, taking into account its impact on the managing processes in federal, regional and local government. It is pointed out that there is lack of pulling effect of economical interests of the participants and failure to meet deadline to realize investment and building projects and programmes. We gave the results of cause analyses of origin of "administrative barriers" at the motivational level. It is stated that the most impact on the increase of effectiveness of investment and building programmes and projects in the part of meeting the deadlines of their realization are produced by the government and establishments in the operational management of which there are nets of engineering and technical provision. We have offered

approach to the improvement of mechanisms of managing the realization of building and investment programmes and projects.

Key words: investment and building programmes; project; effectiveness; management; investments; administrative barriers; monopolism.

В Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «в промышленности и в сельском хозяйстве, на транспорте и в жилищном строительстве сейчас реализуются или готовятся к запуску десятки крупных проектов. Они должны иметь положительный эффект не только для отдельных отраслей, но и давать стимул комплексному развитию целых территорий. Прежде всего, это, конечно, частные проекты. Чтобы они быстрее и эффективнее осуществлялись, необходимо вносить точечные изменения в законодательство, снимать административные барьеры, оказывать помощь с развитием инфраструктуры, с продвижением на внешние рынки».

Увеличение объемов строительства нового жилья является основой решения жилищной проблемы. По объемам вводимого в эксплуатацию жилья Иркутская область не может достигнуть показателя 1990 г.- 1млн 900 тыс. м2. В 2014 г. ввод жилья в области составил около 800 тыс. м [5]. Следует отметить, что темпы строительства жилья в Иркутской области в 2015 г. серьезно отстают от аналогичного показателя в 2014 г.

Инвестиционно-строительные программы и проекты в сфере жилищного строительства характеризуются многообразием проектных решений (с соблюдением принципов энергосбережения, применением современных энерго-ресурсосберегающих материалов и технологий) [1; 3; 4; 6], форм и методов инвестирования, состава участников [2; 3; 4; 13; 14; 15]. Проведенный анализ состава участников сложившегося в практике современного инвестиционно-строительного проекта в жилищном строительстве России и г. Иркутске позволяет констатировать, что каждый из них организует свою деятельность в соответствии с собственными экономическими интересами.

По данным 43-го экономического Даосского форума, Россия занимала 178-е место по показателю «получение разрешения на строительство», что свидетельствует о наличии серьезных проблем в вопросе создания благоприятных условий для бизнеса. В г. Иркутске, по данным министерства строительства Иркутской области, на конец 2013 г., административные и прочие барьеры отнимают 618 рабочих дней на строительство любого здания, из них 453 - до начала работ и 165 - после завершения и до ввода объекта в эксплуатацию [7].

Известно также, что для строительства в Москве склада общей площадью 1300 м2 количество административных процедур составляет 36, а общий срок их прохождения 297 дней [15].

Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)» «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» была предпринята серьёзная попытка снижения «административных барьеров». Аналогичные усилия были предприняты в субъектах РФ (табл. 1). Целями указанного плана мероприятий или дорожной карты являлись:

- упрощение градостроительной подготовки земельных участков;

- совершенствование регуляторной среды;

- сокращение количества совокупного времени и расходов на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов.

Условно можно выделить три этапа процессов снижения административных барьеров в строительстве:

1. Первый этап - Указ Президента РФ №600 от 07.05.2012 г. (в 2013 г. сокращено 20 пунктов из 240 пунктов).

2. Второй этап - Постановление Правительства № 403 от 30 апреля 2014 года (сокращение до 134 пунктов).

3. Третий этап - предстоит сократить со 134 до 93 пунктов, в т. ч. работа в системе «единого инфраструктурного окна».

В рамках третьего этапа внесены изменения в Правила организации коммерческого учёта воды, сточных вод (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776). Постановлением Правительства РФ № 525 от 29.05.2015 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в порядок коммерческого учёта воды и сточных вод в сфере жилищного строительства. В соответствии с данным Постановлением отменена необходимость согласования проектной документации на оборудование узла учёта воды, сточных вод с организацией, занимающейся водоснабжением и (или) водоотведением. Из исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства исключены процедуры согласования проектной документации на оборудование узла учёта воды, сточных вод с организацией, занимающейся водоснабжением и (или) водоотведением.

В табл. 1 приведен перечень актов Президента, Правительства РФ, а также субъектов РФ, направленных на снижение административных барьеров.

Таблица1

Перечень законодательных и иных актов по снижению административных барьеров

№ п/п Наименование законодательного или иного акта Кем принят Дата принятия

1. О мерах по обеспечению граждан российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг Указ Президента РФ № 600 07.05.2012 г.

2. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Распоряжение Правительства РФ № 1336-р 29.06. 2013 г.

3. Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства Постановление Правительства РФ № 403 30.04.2014 г.

4. Методические указания «О приведении нормативных правовых актов в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №2233-НА/06 02.02.2015 г.

5. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ № 525 29.05.2015 г.

6. План мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства РФ и ведомственных распоряжение Правительства РФ № 1554-р 13.08.2015 г.

№ п/п Наименование законодательного или иного акта Кем принят Дата принятия

актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, а также совершенствования реализации процедур, включенных в исчерпывающий перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 403

7. Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве постановление Правительства Москвы № 284-ПП 30.04. 2013 г.

8. О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 апреля 2013 г. № 284-ПП «Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве» постановлением Правительства г. Москвы № 258-ПП 14.05.2014 г.

9. Методические рекомендации муниципальным образованиям в Удмуртской Республике по снижению административных барьеров и созданию благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства Приказ Минстроя УР № 393 15.09.2014 г.

10. Подпрограмма «Снятие административных барьеров в строительстве на 2011-2015 годы Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы

Указанные документы предполагали проведение комплекса мероприятий.

По состоянию на май 2014 г. выполнено 3 мероприятия, что составляет 17 % от числа запланированных мероприятий дорожной карты, не выполнено 6 мероприятий -33 %, в процессе выполнения 9 мероприятий - 50 %.

К числу лучших практик реализации дорожной карты можно отнести нормативное закрепление включения в региональные программы развития жилищного строительства адресных перечней земельных участков для жилищного строительства, планов мероприятий по обеспечению их инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, механизмов, источников финансирования и сроков исполнения этих мероприятий.

В этой связи, в результате реализации дорожной карты в качестве лучших практик можно выделить:

• включение в региональные программы развития жилищного строительства адресных перечней земельных участков для жилищного строительства;

• утверждение перечня мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья.

Вместе с тем, из запланированных дорожной картой результатов в отчетный период не удалось реализовать ряд основных мероприятий, а именно:

• не установлено обязательство органов местного самоуправления городских поселений и городских округов утверждать долгосрочные программы по реализации гене-

ральных планов, предусматривающие мероприятия по строительству транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, в соответствии с документами территориального планирования;

• не утвержден исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного и промышленного строительства;

• не начал действовать федеральный закон, устанавливающий процедуру административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений;

• подготовлен, но не утвержден проект федерального закона, предусматривающий уведомительный порядок начала строительства;

• не установлены меры ответственности для управляющих компаний, собственников и лиц, ответственных за эксплуатацию объекта капитального строительства, для различных типов зданий и сооружений, а также не введены обязательные требования к уровню профессиональной квалификации и ответственности, в том числе с использованием механизмов страхования.

Следует отметить, что предпринимаемые меры по снижению количества административных процедур позволили добиться определенных результатов в этом направлении. Так в табл. 2 приведены данные по рейтингу благоприятности условий ведения бизнеса (по состоянию на июнь 2015 года).

Таблица 2

Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса по состоянию на июнь 2015 года (по данным Группы Всемирного Банка «Ведение бизнеса») [16]

Страна Рейтинг легкость Получение разрешений Подключение к системе элек- Регистрация собст- Получение Налого-обложе-

ведения бизнеса на строительство троснабжения венности кредитов ние

1 2 3 4 5 6 7

Сингапур 1 1 6 17 19 5

Новая Зелан-

дия 2 3 31 1 1 22

Дания 3 5 12 9 28 12

Республика

Корея 4 28 1 40 42 29

САР, Гонконг,

Китай 5 7 9 59 19 4

Великобрита-

ния 6 23 15 45 19 15

США* 7 33 44 34 2 53

Швеция 8 19 7 11 70 37

Норвегия 9 26 18 13 70 14

Финляндия 10 27 16 20 42 17

Тайвань, Китай 11 6 2 18 59 39

Македония,

БРЮ 12 10 45 50 42 7

Австралия 13 4 39 47 5 42

Канада 14 53 105 42 7 9

Германия 15 13 3 62 28 72

Страна Рейтинг легкость ведения бизнеса Получение разрешений на строительство Подключение к системе элек-троснабже-ния Регистрация собственности Получение кредитов Налого-обложение

1 2 3 4 5 6 7

Эстония 16 16 34 4 28 30

Ирландия 17 43 30 39 28 6

Малайзия 18 15 13 38 28 31

Исландия 19 45 8 15 59 36

Литва 20 18 54 2 28 49

Австрия 21 47 17 26 59 74

Латвия 22 30 65 23 19 27

Португалия 23 36 25 27 97 65

Грузия 24 11 62 3 7 40

Польша 25 52 49 41 19 58

Швейцария 26 56 5 16 59 19

Франция 27 40 20 85 79 87

Нидерланды 28 85 43 30 79 26

Словакия 29 84 48 5 42 73

Словения 29 71 35 36 126 35

ОАЭ 31 2 4 10 97 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маврикий 32 35 41 99 42 13

Испания 33 101 74 49 59 60

Япония* 34 68 14 48 79 121

Армения 35 62 99 14 42 41

Чешская Республика 36 127 42 37 28 122

Румыния 37 105 133 64 7 55

Болгария 38 51 100 63 28 88

Мексика* 38 67 72 106 5 92

Хорватия 40 129 66 60 70 38

Казахстан 41 92 71 19 70 18

Венгрия 42 88 117 29 19 95

Бельгия 43 54 53 132 97 90

Беларусь 44 34 89 7 109 63

Италия 45 86 59 24 97 137

Черногория 46 91 163 79 7 64

Кипр 47 145 67 92 42 44

Чили 48 24 51 56 79 33

Таиланд 49 39 11 57 97 70

Перу 50 48 64 35 15 50

Российская Федерация* 51 119 29 8 42 47

* Рейтинги для стран с численностью населения в 2013 году более 100 миллионов (Бангладеш, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Япония, Мексика, Нигерия, Пакистан, Российская Федерация и США) основаны на данных для двух городов.

По показателю «получение разрешения на строительство» Россия занимает 119 место, в то время как Сингапур - 1 место, США - 33 место, Республика Беларусь - 34 место. Учитывая, что в 2014 г. Россия занимала 156 место, а в 2013 г. 173 место, имеет место

факт снижения административных барьеров на 17 пунктов. «Всемирный банк, признав проведенные реформы, исключил из своего перечня процедур, прохождение которых, по версии Всемирного банка, требуется для строительства «эталонного объекта» в Москве, такие процедуры, как получение санитарно-эпидемиологического сертификата Роспот-ребнадзора, различные согласования проектной документации, уведомления органов исполнительной власти о графике работ, согласования и разрешения префектур и управ. А по отдельным процедурам Всемирный банк в результатах исследования провел корректировку сроков и стоимости их прохождения [15].

По показателю «подключение к системе электроснабжения» у России - 29 место, Республики Беларусь- 89 место, США - 44 место. Опыт подключения к системам электроснабжения заслуживает внимания и распространения на подключение к другим системам жизнеобеспечения.

Разработка механизмов управления инвестиционно-строительными программами и проектами в части их эффективности и выполнения в установленные сроки, снижение административных барьеров требуют актуализации и учета следующих аспектов:

1. При разработке инвестиционно-строительных проектов, как правило, не указывается орган, на который возлагаются функции по управлению проектом. Предполагается, что эту функцию будет осуществлять инициатор проекта. Именно на него возлагаются функции по координации и взаимодействию со всеми участниками проекта, в том числе с органами власти на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Как показывает практика, организация взаимодействия и взаимопонимания с органами власти является наиболее сложным и проблемным вопросом. Это особенно важно на начальных этапах реализации инвестиционно-строительного проекта (согласование проекта, выделение земельного участка в натуре, разрешения на производство работ и т. д.). Необходимо иметь в виду, что своевременное выполнение начальных этапов реализации проекта является определяющим для реализации проекта в указанные сроки и оказывает определённое влияние на выполнение других этапов.

2. Следующим участником реализации инвестиционно-строительного проекта, от которого зависит своевременное финансирование этапов реализации проекта, является инвестор. Исследованиями установлено, что банки и институциональные инвесторы для целей принятия решений о финансировании как проекта в целом, так и отдельных его этапов требуют от заказчика наличия согласований и других разрешительных документов, выдачу которых осуществляют органы власти.

3. Введение института саморегулирования в строительстве и проектной деятельности взамен существовавшего ранее лицензирования позволило повысить профессиональный уровень, оперативность в принятии решений о возможности осуществления той или иной деятельности строительными и проектно-изыскательскими организациями, что, в конечном итоге, позволяет осуществлять реализацию проекта на более высоком уровне и, возможно, сократить сроки реализации проекта.

4. Особенностью существующей застройки г. Иркутска и других городов Иркутской области (г. Шелехов, г. Усолье-Сибирское) является наличие большого количества жилых домов малоэтажной застройки 60-х годов. Строительство новых, современных жилых домов требует проведения дополнительных административных процедур, в том числе по вопросам градорегулирования. Кроме того, новое строительство предполагает создание современной социальной и инженерной инфраструктуры.

5. Для целей анализа механизмов управления реализацией инвестиционно-строительных проектов представляет интерес процесс прохождения согласований документации на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном.

В основе несогласованности действий по управлению инвестиционно-строительным проектом лежит конфликт интересов и монополизм отдельных участников реализации проекта - органов власти, предприятий, осуществляющих подключение к инженерной инфраструктуре.

Существующий механизм управления инвестиционно-строительными проектами не способствует синхронизации экономических интересов всех участников проекта. Поэтому каждый участник проекта организует деятельность сообразно своим интересам. В итоге не все участники проекта не заинтересованы в досрочной или плановой сдаче объекта, в сокращении продолжительности этапов проекта и соблюдении установленных нормативов. Налицо конфликт интересов. Так заказчик, подрядчик, инвестор, покупатели жилья имеют весьма определенную заинтересованность в сокращении сроков реализации инвестиционно-строительного проекта. В то же время муниципалитеты и другие уровни власти, а также организации, осуществляющие монопольные функции по обеспечению объекта ресурсами (вода, тепло, электричество и т. д.) не всегда заинтересованы в своевременной или досрочной сдаче объекта. Указанное объясняется следующими причинами:

- монопольным правом распоряжаться данными видами ресурсов;

- изношенностью инженерных сетей и отсутствием программ по их реновации;

- отсутствием соответствующей законодательной базы, в том числе на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

- отсутствием системы стимулирования реализации инвестиционно-строительных программ и проектов точно в срок или досрочно.

Таким образом, совершенствование механизмов управления инвестиционно-строительными программами и проектами, повышение эффективности и своевременности их реализации в значительной степени определяется качеством взаимотношений участников указанных программ и проектов. Административные процедуры могут играть роль нематериального актива и способствовать реализации программ и проектов в соответствии с планами их реализации.

Статья поступила 03.12.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Левченко Е.А., Воробчук В.А. Получение эффективного строительного материала с использованием местного сырья / Вестник ИрГТУ. 2015. № 5 (100). С. 94-98.

2. Матвеева М.В. Развитие инновационных подходов к оптимизации структуры инвестиционной стоимости проектов в жилищном строительстве / WORDPress, Прага, 2014.

3. Матвеева М.В. Целевая фокусировка как инструмент реализации национальных приоритетов развития : монография / Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2013.

4. Пешков В.В., Горбачевская Е.Ю. Инвестиции в строительство доходных домов в России : монография / Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011.

5. Статистический ежегодник. Краткий справочник Иркутской области : стат.сб./ Иркутскстат. Иркутск, 2014. 60 с.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015).

7. БайкалИнфо от 21.02.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baikal-info.ru/zastroennye-territorii-irkutska-budut-razvivatsya-malenkimi-mikrorayonami

8. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон с изм. и доп. от 17.06.2010 № 119-ФЗ. - Режим доступа: http://consultant.ru.

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ogirk.ru/news/2013-01-29Z38739.html

10. Об общих принципах организации местного самоуправлениям в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3. - Режим доступа: http://consultant.ru

11. Яськова Н.Ю. Перспективы развития строительства в отраслевом формате // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2. С. 233-236.

12. Яськова Н.Ю. Развитие концептуальных положений управления процессами инвестиционной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2012. № 11 (70). С. 278-280.

13. Матвеев И.Д. Анализ опыта комплексного строительства за рубежом // Вестник ИрГТУ. 2012. № 8 (67). С. 199-205.

14. Методические рекомендации по экономическому обоснованию применения конструктивных элементов и технологий, обеспечивающих повышение эффективности инвестиций за счет снижения эксплуатационных затрат, повышения долговечности зданий и сооружений, сокращения продолжительности строительства и других эффективных решений при повышении единовременных затрат при проектировании и строительстве и одновременном росте сметной стоимости. МРР - 3.2.23-97. [Электронный ресурс] / Комитет по архитектуре и строительству, г. Москва. - Режим доступа: http://www.docload.ru

15. http://stroi.mos.rn/press-releases/sergei-levkin-o-reitinge-vsemirnogo-banka-vedenie-biznesa-2015-po-pokazatelu-poluchenie-razresheniya-na-stroitelstvo

16. russian.doingbusiness.org - дата обращения 20.12.2015 г.

Информация об авторе

Пешков Артем Витальевич, аспирант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» тел.: (3952) 405412, [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Peshkov A.V., Post-graduate, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 405412, [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 338.5

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-

МОНТАЖНЫХ РАБОТ

© В.А. Полякова, В.В. Пешков, Ю.В. Бужеев

Приведены данные об основных показателях развития строительной отрасли в Иркутской области. Показано, что важнейшей задачей при определении объемов инвестиций на новое строительство и ремонт объектов градостроительной деятельности является достоверное определение стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ. Рассмотрены примеры определения стоимости строительно-монтажных работ ресурсным и базисно-индексным методами. Результаты, полученные при использовании разных методов, отличаются в разы. Наибольшее влияние на разницу в сметной стоимости оказывает разница в стоимости материалов. Установлено, что индексы изменения сметной стоимости в современных условиях не отражают реальной картины при применении их для отдельных видов работ и материалов. В этих случаях рекомендуется использовать ресурс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.