Научная статья на тему 'Современные аспекты консервации и реставрации памятников архитектурного наследия'

Современные аспекты консервации и реставрации памятников архитектурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
851
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАЦИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / РУИНА / ПЕРЕКЛАДКА / ВЫЧИНКА / УКРЕПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ерина Анна Павловна, Сергеева Софья Юрьевна

В статье анализируются сущность и цели консервации руин как памятников исторического наследия, методики и направления реставрационных работ для достижения возможности дальнейшей эксплуатации руинированного объекта в качестве музейного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ерина Анна Павловна, Сергеева Софья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты консервации и реставрации памятников архитектурного наследия»

АРХИТЕКТУРА

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Ерина А.П.1, Сергеева С.Ю.2

1Ерина Анна Павловна - студент; Сергеева Софья Юрьевна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируются сущность и цели консервации руин как памятников исторического наследия, методики и направления реставрационных работ для достижения возможности дальнейшей эксплуатации руинированного объекта в качестве музейного пространства.

Ключевые слова: консервация, реставрация, руина, перекладка, вычинка, укрепление.

Многие архитектурные объекты, представляющие историческую ценность и дошедшие до наших дней находятся в состоянии полного или частичного разрушения. Руиной считается такое сооружение, которое воспринимается как памятник именно в разрушенном виде. При его обследовании можно различить историческую первоначальную кладку, а также разнообразные способы оформления фасада, штукатурку, покраску и т.д. Иногда это бывает на один, а несколько слоёв, а также остатки исторического разрушения и неумелой реставрации объекта. Таким образом, вскрывается целый исторический и культурно-эстетический пласт жизни руинированного здания. Исторически бесценными и достойными сохранения становятся не только изначальный облик, но и все временные слои. Задачей реставратора по отношению к таким объектам является бережная консервация с возможностью их

130

экспозиции и эксплуатации в качестве нового музейного пространства [1].

Основные этапы работ по консервации руин:

1. Разборка завалов и извлечение всех значимых обломков и составных частей, изучение структуры материалов и химического состава частей.

2. Инженерное укрепление сохранившихся частей разрушенного здания.

3. Включение в состав руин отсоединившихся от них частей.

4. Укрепление частей объекта путем инъецирования специальными составами.

5. Накрытие реставрированных объектов навесами защиты от атмосферных влияний.

Для каждого отдельного объекта, который хотят подвергнуть консервации, нужно выбрать комплекс методик, которые очень индивидуальны и зависят от материала, из которого построена руина, степени ее сохранности и состояния грунта, от климатических и территориальных условий, от цели дальнейшего использования объекта.

Если идет речь не о древнейших руинах, методы повторного погружения в грунт и натурной консервации отсекается сразу. Формирование навесов и крыш с дальнейшей музеефикацией интересен на ряде объектов. Например, в Воронеже приняли решение о консервации Ротонды, исторического памятника. Это остатки корпуса больницы, уцелевшие в ходе сражений с немецко-фашистскими оккупантами в 1942году, красноречивый свидетель тех кровавых дней, когда Воронеж практически был стерт с лица земли, в нем не осталось кроме Ротонды ни единого уцелевшего здания. Но город не сдался, и это стало прологом победной сталинградской битвы. С 1983 года Ротонда является памятником истории и культуры местного значения.

Долгие разговоры о необходимости консервации привели к тому, что развалины были окружены забором для безопасности населения. Но в феврале 2008 года купол Ротонды обрушился на второй ярус здания. Конструкция не

выдержала веса снега. В куполе была дыра от фашистского снаряда, его можно было спасти, укрепив до снегопада, сделав навес или охранительный купол. Железобетонным конструкциям руины необходима специальная пропитка, которая укрепит их. Несколько лет назад все-таки начались работы по консервации. При этом музейное пространство будет расположено ниже объекта, в подвальных помещениях [2]. Следующим методом является метод консервации с фрагментарной реставрации и анастилозом найденных останков. Интересен опыт проектного бюро «Рождественка» по консервации флигеля «Руина»-бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных на Воздвиженке, принадлежащего Государственному музею архитектуры им. А.В. Щусева. В конце XIX века флигель был надстроен и использовался в качестве административного здания, затем там располагался НИИ. В 30-е годы XX века под усадьбой прокладывали метро, и каким-то чудом объект не снесли, а основание было упрочнено. В 90-е годы здесь случился пожар, и именно тогда «Руина» пришла в аварийное состояние. Первостепенной задачей реставраторов стало укрепление и сохранение всех имеющихся исторических наслоений. Был обследован каждый сантиметр, изучен состав и структуру кладки, связующих смесей, элементов, привнесенные в более поздние времена. Определили, что есть балласт, мешающий объекту, а какие детали нужно сохранить. Составлены рекомендации для, что именно будут делать (перекладка, вычинка, укрепление, конвертирование) и с помощью чего — технологические протоколы для работ, смесей, химическому составу материалов. Архитектурное бюро «Рождественка» отрицает идею домысливания и докомпановки. Везде, где это возможно, оригинальные элементы сохраняются: проанализировав оформление интерьеров, реставраторы нашли способ закрепить отслаивающуюся краску, сквозь которую просвечивают все слои краски, как законсервировать подгнившие остатки деревянных рам от старых конюшенных ворот, не меняя их на новые. Утраченные элементы, если в них нет особой необходимости,

домысливать ученые считают нецелесообразным. На музейном фасаде сегодня отсутствуют окна на двух этажах, а на третьем сделаны в советское время и носят конструктивистский характер. Архитекторы выбрали нестандартное решение: стеклянные витражи размещаются не с наружной, а с внутренней стороны стены. Внутри здания окно кажется застекленным, сквозь своеобразную витрину просматриваются откосы и перекладины: они носят хотя и руинированный, но интересный характер, и ремонтировать их не потребуется. Снаружи остался глубокий подоконник, который предложено использовать для выставки музейных объектов из запасников музея.

Интерьеры здания были обычными для советского времени. Узкие коридоры выстланы паркетом-ёлочкой, пенопластовые заурядные карнизы. Решено было все убрать и обнажить превосходные сводчатые пространства конюшни, на втором появятся галереи, которые будут частично вскрывать верх сводов. Конструкция сводов сделана очень изящно, словно пособие для профессионалов, которые учатся класть сводчатые перекрытия.

Все новые элементы, которые нужно достроить в связи с тем, что здание будет эксплуатироваться (инженерная структура, санузлы, полы, по которым будут ходить люди, перила и ограждения), стали как временный объект, который не претендует на то, чтобы стать частью руины.

Возможно, что в скором времени Музею архитектуры захочется провести модернизацию — и тогда все «новое» будет легко демонтировать без ущерба для «Руины». Еще одно требование к проекту реставрации памятника — невмешательство в образ выполнено успешно.

Макетирование как метод консервации руины направлен только на музеефикацию объекта, но является самым спорным с точки зрения его достоверности [3].

Всегда по отношению к сильно разрушенным фрагментированным памятникам архитектуры было мнение, что они вследствие разрушенности не подлежат реставрации, что их необходимо изучить, зафиксировать и оставить на

дальнейшее разрушение. Но это не подходит для памятников, имеющих особую ценность, где путем частичной реставрации руин сохранить их для будущей жизни.

В заключении нужно сказать, что непосредственно только во время проведения научно-реставрационных работ на архитектурном объекте можно сделать само исследование памятника всесторонним и полноценным, открыть до этого не известные факты.

Список литературы

1. Суханова Е.А. Методика консервации руин в реставрационной практике (на примере памятников Татарстана). // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. ХХУШ междунар. науч.-практ. конф. № 11(24). - Новосибирск: СибАК, 2013.

2. Консервация неиспользуемых каменных памятников архитектуры. Методические рекомендации. М.: 1992. 57.

3. Как реставрировать руину: новые подходы к старым проблемам. [Электронный ресурс.] https://archspeech.com/article/kak-restavrirovat-mmu-mvye-podhody-k-starym-problemam (дата обращения: 12.12.2019).

4. В Воронеже начались работы по обследованию Ротонды. [Электронный ресурс.] http://www.voronezh-media.ru/news_out.php?id=54149 (дата обращения: 14.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.