Научная статья на тему 'Современные аспекты информационного противодействия терроризму в Российской Федерации'

Современные аспекты информационного противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2151
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное противодействие терроризму / государственная политика в области информационного противодействия терроризму / субъекты и объекты государственной политики / information counterterrorism / public policy in the sphere of information counterterrorism / subjects and objects of public policy.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахмедов Вячеслав Ходжиевич, Сидненко Геннадий Федорович

В статье проводится понятийно-содержательный анализ информационного противодействия терроризму в Российской Федерации. По результатам определены сущность, цели и задачи деятельности по информационному противодействию терроризму в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF INFORMATION COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the conceptual and substantial analysis of information counteraction to terrorism in the Russian Federation is carried out. The essence, purposes and problems of activities for information counteraction to terrorism in the Russian Federation are defined by results.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты информационного противодействия терроризму в Российской Федерации»

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Ахмедов Вячеслав Ходжиевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, кандидат педагогических наук, доцент, ahmedov@mpsu. ru

Сидненко Геннадий Федорович,

Экспертно-консультативный совет при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, член совета, aonak@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье проводится понятийно-содержательный анализ информационного противодействия терроризму в Российской Федерации. По результатам определены сущность, цели и задачи деятельности по информационному противодействию терроризму в Российской Федерации.

Ключевые слова:

информационное противодействие терроризму; государственная политика в области информационного противодействия терроризму; субъекты и объекты государственной политики.

В условиях современной трансформации террористических угроз все больше и больше внимания российских ученых и практиков приковано к таким феноменам, как «информационный терроризм», «терроризм в информационно-психологической сфере» и, наконец, «информационное противодействие терроризму». Влияние информационной сферы на социальную стабильность общества, его духовное развитие, особая «чувствительность» общества к деятельности в этой сфере органов государственной власти, значительная активность в попытках оказания влияния на развитие российского общества со стороны террористических организаций, предопределили большой интерес к вопросам формирования отдельных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.

Так, усилиями С.И. Беглова, Э.А. Галумова, С. Кара-Мурзы, С.В. Коновченко, С.А. Модестова, Ю.А. Нисневича, В.Д. Попова,

А.А. Стрельцова, Е.П. Тавокина, А.В. Шевченко и некоторых других ученых создан научный задел для исследования различных аспектов такого сложного явления политической жизни общества, как государственная информационная политика.

Методологические, социально-политические и другие аспекты обеспечения информационной и информационно-психологической безопасности в научной литературе представлены весьма широко, хотя

14

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

общепринятой теории еще не сложилось. Наибольший вклад в разработку этой проблематики в методологическом и социально-политическом аспектах, на взгляд авторов, внесли Г.В. Грачев, С.А. Комов, А.И. Поздняков, Г. Л. Смолян, А.А. Стрельцов, Н.И. Турко, Д.С. Черешкин и др.

Проблемам контрпропаганды посвящены труды советских ученых

В.Л. Артемова, А.В. Барабанщикова, Д.А. Волкогонова, И.С. Даниленко, И.А. Иевлева, Б.И. Какурина, В.В. Серебрянникова, К.В. Спирова и многих др., а также работы современных авторов Ю.Н. Арзамаскина, Л.А. Бублика, В.И. Корышко, Э.П. Утлика, А.А. Чертополоха и др. В последние годы появилось очень много работ, посвященных теории и практике информационного и информационно-психологического противоборства. Среди них представляется возможным отметить труды А.Н. Грешневикова, В.М. Кандыбы, А.Г Караяни, С.А. Комова, Н.А. Костина, В.Г. Крысько,

B. А. Лисичкина, С.А. Модестова, Н.Д. Плотникова, В.Ф. Прокофьева,

C. П. Расторгуева, М.А. Родионова, В.Д. Цыганкова, Л.А. Шелепина и др.

В свою очередь, И.В. Бочарников [4] и В.Т. Есаулов [6] уже уделили внимание решению проблемы определения сущности и содержания такого понятия, как «информационное противодействие терроризму». По их мнению, информационное противодействие терроризму целесообразно рассматривать как комплекс политических, психологических, культурных, организационно-правовых и специальных мероприятий информационного характера, направленных на подрыв информационных ресурсов и подавление сетей террористических организаций, блокирование и дезавуирование информационных террористических акций на всех этапах подготовки и осуществления террористической деятельности. При этом должны осуществляться мероприятия, предполагающие надежную защиту и эффективное использование собственных информационных ресурсов в целях сохранения качественных характеристик национальной информационно-культурной среды.

Несколько иной подход к определению понятия «информационное противодействие терроризму» применил авторский коллектив ВНИИ МВД России, который предлагает под информационным противодействием терроризму и экстремизму понимать систему информационных, идеологических, правовых, организационных и иных мер, направленных на предупреждение и блокирование негативного информационнопсихологического воздействия террористических и экстремистских организаций на личность и общество, а также на противодействие использованию информационных и коммуникационных технологий в деструктивной деятельности данных организаций.

По мнению авторов, предложенный в данной формулировке подход к комплексному информационному противодействию терроризму и экстремизму имеет более предметную нацеленность на устранение причин и условий, способствующих возникновению угроз безопасности в информационной сфере. При этом представляется, что именно отсутствие единого научно обоснованного подхода к пониманию самой сущности такого

15

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

вида деятельности, как «информационное противодействие терроризму», является причиной того, что в официальных источниках сущность и содержание информационного противодействия терроризму до настоящего времени не определены.

Как и большинством специалистов и теоретиков нашей страны в области противодействия терроризму, авторами предпринимаются попытки поиска эффективных форм и путей ответа на новые вызовы и угрозы, их научного обоснования и представления на широкое обсуждение. В качестве основополагающего феномена предлагается рассматривать реализацию государственной политики Российской Федерации в области информационного противодействия терроризму [17; 18].

Однако научное обоснование государственной политики в области информационного противодействия терроризму невозможно без четкого понимания самой сущности такого понятия, как «информационное противодействие терроризму». В основу предлагаемого в настоящей статье понятийно-содержательного анализа положен системно-деятельностный подход [15], с позиции которого сущность и содержание информационного противодействия терроризму включают связанные между собой субъекты и объекты, действующие в определенной социальной среде, а также цели, задачи и основные направления их деятельности.

Исходя из этого, в первую очередь, представляется необходимым обратить внимание на сущность понятия «терроризм», которому мы должны «информационно противодействовать». За последние годы российскими учеными и специалистами было подготовлено множество работ о проблемах борьбы с терроризмом. Сделана попытка дать обобщенное определение понятия «терроризм» на законодательном уровне. В статье 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» зафиксировано, что «терроризм -идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [13].

Однако наличие федерального закона не означает, что все теоретические проблемы с определением терроризма решены. Следует подчеркнуть, что по сей день в науке не сформировалось ни единого общепринятого определения понятия «терроризм», ни исчерпывающей классификации его видов. Так, П.П. Баранов отмечает, что «анализ научной литературы дает более 200 самостоятельных определений терроризма, построенных по различным основаниям. Это крайне затрудняет выработку общеприемлемых определений, положенных в основу антитеррористических доктрин» [3]. В этой связи представляется необходимым выделить основные проблемные измерения темы.

Проблеме сущности политического терроризма, его места и роли в системе политической борьбы уделили внимание такие эксперты, как Ю.И. Авдеев, Ю.М. Антонян, О.А. Бельков, В.В. Витюк, А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов, А.А. Игнатенко, Н.А. Лазарев, Е.Г. Ляхов, Э.А. Паин,

16

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

А.Н. Панин, В.Е. Петрищев, И.Г. Раужин, Е.И. Степанов, С. Эфиров и др. Данные авторы сосредоточили внимание на вопросах детерминации терроризма, разработки понятийного аппарата его исследований, провели анализ терроризма как политического явления, причинно-следственных связей современного терроризма с развитием социальных систем, его зависимости от социально-демографической, политической и экономической динамики современных обществ.

В работах Н.Н. Афанасьева, А.С. Грачева, А. Жалинского, Е.П. Кожушко, А.А. Козлова, М.А. Одесского, Д.В. Ольшанского, В.А. Тишкова, М.П. Требина, Д.М. Фельдмана выявляются идеологическое обоснование терроризма и психологические мотивы действий террористов, оцениваются тенденции трансформации политического экстремизма в терроризм.

В социально-философском аспекте осмысливают терроризм Э.Ю. Баталов, Ж. Бодрийяр, Г.К. Варданянц, К.В. Жаринов, Ю.П. Кузнецов, М.М. Непесов, Э.Н. Ожиганов, Э.Г Соловьев и др. Они устанавливают специфику основных моделей терроризма. В их работах определены предпосылки активизации терроризма в современных условиях. Исследовательский поиск связывается с осмыслением политического насилия как атрибута власти.

На этом фоне вся сложность в постижении сущности понятия «информационное противодействие терроризму» заключается в невозможности использования всего многообразия дефиниции «терроризм» для достижения поставленной цели. В этой связи представляется возможным выделить из определения терроризма, изложенного в Федеральном законе «О противодействии терроризму» [13], некоторые общие качества данного явления общественной жизни.

Первое место среди них занимает такая составляющая, как «идеология насилия». В контексте проводимого понятийно-содержательного анализа с содержательной стороны идеология может рассматриваться как совокупность представлений и идей, призванных стать мировоззренческой основой деятельности определенной части общества по изменению политики или свержению субъекта публичной власти, а также определения рациональных методов и способов разрешения наиболее острых противоречий общественной жизни. При этом идеология насилия образует негативно ориентированный духовный стержень деятельности субъектов терроризма и возникает из их потребности в публичном выражении своих представлений о приоритетах общественного развития. С этой точки зрения идеологию можно определить как специфическое учение (доктрину), обосновывающее притязания субъектов террористической деятельности на публичную власть (или ее использование), добивающихся в связи с этим поддержки своих идей со стороны общества.

На этом фоне следует особо указать на важность смыслового элемента рассматриваемого понятия в виде «насилия». С позиции системнодеятельностного подхода насилие выступает как средство, главный рычаг, посредством которого осуществляется давление одних на других, вплоть до

17

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

уничтожения, устрашения, психологического подавления их воли в целях подчинения своим замыслам [8]. Именно с такой точки зрения насилие является базовым критерием в понимании терроризма. Поэтому если игнорировать или не учитывать это обстоятельство, то можно легко получить довольное размытое, расплывчатое представление о терроризме, которое мало чем будет отличаться от таких, скажем, понятий как «вандализм», «экстремизм», «психологическая» или «информационная война» и т.д. Следовательно, во избежание такого рода отождествления непосредственность нелегитимного насилия как коренного признака терроризма должна иметь место в понимании этого общественного явления.

На основании изложенного представляется возможным выделить цели идеологии насилия: овладение политическим сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляцию поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В рамках решения указанных задач субъекты террористической деятельности (в качестве субъектов террористической деятельности в данной статье рассматриваются террористические организации, радикальные политические партии, отдельные лица, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление) возлагают на идеологию насилия такие функции, как объясняющая (формирующая определенную картину мира со своими причинно-следственными связями), мобилизующая (предлагающая своим носителям конкретный образ действий, направленных на достижение поставленных идеологией целей) и устрашающая (угроза насилием, применение насилия и оказание давления на объекты терроризма с целью устрашения, психологического подавления, воздействия на волю и подчинения своим замыслам).

Терроризм как движение, а также отдельные террористические структуры (организации) его воспроизводящие, стремится распространить свое влияние на широкие слои населения, привлекая определенные, склонные к восприятию террористических идей группы, вербуя среди них своих сторонников и участников акций. Для этого используются актуальные противоречия, кризисные явления, жизненные трудности людей, ошибки власти и т.д., которые в данном случае выступают в качестве причин и условий, облегчающих распространение идей экстремизма и терроризма. Параллельно террористические структуры (организации) стремятся запугать органы власти и различные группы населения, которые не разделяют идеи экстремизма и терроризма.

В совокупности указанная деятельность представляет собой немаловажную составляющую понятия «терроризм», а именно «практику воздействия на принятие решения», которая в деятельностном понимании представляет собой использование силы для причинения физического ущерба отдельному лицу или группе лиц, а также использование силы прежде всего в политических целях как специфической формы политического насилия [7].

18

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

В качестве целей «практики воздействия на принятие решения» представляется возможным определить:

Внутриполитические - изменение политического режима и общественного устройства страны; подрыв демократических преобразований или их затруднение; подрыв авторитета власти и веры населения в ее способность защитить его законные права и интересы; дестабилизация внутриполитической обстановки; затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций; провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов; срыв определенных мероприятий органов власти и управления (по консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций и т.п.).

Внешнеполитические - ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами; срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов; создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей; выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны; компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т.д.

В качестве инструмента достижения своих целей субъекты терроризма используют террористическую деятельность, из содержания которой, с позиции информационного противодействия терроризму, представляется возможным выделить использование таких элементов информационной сферы [3], как информация [14] и информационные ресурсы [9]:

• для организации, планирования, подготовки и реализации террористического акта, а также для подстрекательства к его совершению;

• вербовки членов террористических организаций, их обучения и руководства ими;

• осуществления информационного или иного пособничества в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

• пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

• совершения террористических атак на информационные системы.

Объектами указанных противоправных действий являются такие

составляющие национальной безопасности Российской Федерации, как общественная безопасность (состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [10])

19

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

и информационная безопасность (состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, которые определяются совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [5]).

Актуальность угроз национальной безопасности Российской Федерации, источниками которых являются такие составляющие терроризма, как «идеология насилия» и «практика воздействия», требуют реализации адекватных мер противодействия. При этом под противодействием в данной статье рассматривается действие, служащее препятствием к проявлению, развитию другого действия, сопротивление [15]. Рассматривая действие как «относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной сознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности» [11], представляется возможным прийти к понимаю содержания противодействия в рамках рассматриваемой проблематики.

В Российской Федерации противодействие терроризму осуществляется в рамках общегосударственной системы мер, которая представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [11], субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В свою очередь, противодействие терроризму - это деятельность его субъектов по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Цель противодействия терроризму - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

В рамках поставленной перед собой цели понимания сущности и содержания информационного противодействия терроризму авторы полагают целесообразным перейти к более подробному рассмотрению содержания деятельности по противодействию терроризму только после анализа ее информационной составляющей.

20

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Необходимо отметить, что существует несколько десятков определений понятия «информация» (от лат. information - разъяснение, положение). В контексте настоящей статьи под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [14]. В обыденном сознании определение «информационное противодействие» ассоциируется, прежде всего, со средствами массовой информации и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов.

Вместе с тем в распространении террористической идеологии субъекты терроризма стремятся максимально использовать информационную сферу, которая в условиях глобальной информатизации общества представляет широкие возможности для этого. В данной статье используется определение информационной сферы, изложенное в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [5]. Информационная сфера имеет своим центром субъекты, которые в процессе своей деятельности создают информацию, присваивают ее, накапливают и передают. Такими субъектами может выступать человек либо социальная группа, а также компании, органы государственного управления и т.д. - все, кто в ходе осуществления деятельности использует возможности современных информационных технологий, но в любом случае информационная сфера не может существовать без человека.

Информационная сфера представляет собой весьма специфическую среду. В ней заметно меняется содержание таких понятий, как «взаимодействие в процессе совместной деятельности», «конкуренция». В плане силового противоборства изменяется вооруженная борьба и пересекающееся с ней, но не совпадающее полностью, информационное противоборство (т.е. борьба между государствами в информационной сфере для достижения политических, экономических и иных целей).

Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует, что силовые методы решения данной проблемы могут временно локализовать конкретную угрозу совершения террористических актов. Но в целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Как уже указывалось выше, ключевые звенья этой системы - идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы распространения указанной идеологии. Следовательно, именно вышеуказанные ключевые звенья должны быть в центре борьбы государства в информационной сфере с организациями, общественными объединениями и бандподпольем, действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв

безопасности государства [2].

На основании всего вышеизложенного представляется возможным сделать вывод, что с позиции системно-деятельностного подхода

информационное противодействие терроризму представляет собой объединенную единым замыслом деятельность субъектов противодействия

21

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

терроризму по использованию согласованных между собой форм, методов, приемов и средств воздействия на субъекты террористической деятельности в целях устранения причин и условий распространения терроризма в информационной сфере для выявления, предупреждения и пресечения действий лиц и организаций, направленных на использование информационных ресурсов в террористических целях, а также для обеспечения защищенности информационной инфраструктуры от террористических атак.

Главная цель информационного противодействия терроризму - это снижение уровня радикализации населения, т.е. проявлений экстремизма и терроризма в сознании и поведении широких слоев населения, что дает необходимый эффект в качестве предупреждения острых конфликтов.

В качестве основных задач информационного противодействия терроризму представляется возможным выделить следующие:

На стадии предупреждения (профилактики) терроризма:

• разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма в информационном пространстве;

• противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации;

• совершенствование системы информационного противодействия терроризму;

• прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз в информационном пространстве, информирование о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности;

• оказание информационного профилактического воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям террористического характера;

• усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области информационного противодействия терроризму;

• обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами по противодействию терроризму в информационно-духовной, информационнокультурной и информационно-психологической сфере.

На стадии борьбы с терроризмом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проведение мониторинга причин возникновения и распространения терроризма в информационном пространстве, своевременная реализация мер по их устранению;

• добывание упреждающей информации о планах террористических организаций по использованию информационной сферы в террористических целях, о характере и направленности деятельности по распространению

22

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

идеологии терроризма, об источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности;

• выявление, предупреждение и пресечение фактов использования информационных ресурсов для коммуникации членов террористических и экстремистских организаций, при планировании, организации террористических актов и их информационном сопровождении, для вербовки новых участников, а также в интересах ресурсного обеспечения террористической деятельности;

• противодействие кибератакам террористов на критически важную информационную инфраструктуру;

• совершенствование разграничения функций и зон ответственности субъектов информационного противодействия терроризму, своевременное определение приоритетов в решении поставленных задач, устранение дублирования и параллелизма в работе;

• установление и розыск лиц и организаций, причастных к использованию информационного пространства в террористических целях, привлечение их к ответственности согласно законодательству Российской Федерации;

• дальнейшее совершенствование информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия терроризму по пресечению террористических актов в ходе контртеррористических операций.

На стадии минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в информационной сфере:

• своевременное и эффективное информационное сопровождение деятельности субъектов противодействия терроризму по минимизации и ликвидации последствий террористического акта;

• информирование население о результатах установления лиц, виновных и причастных к совершению террористических актов, и привлечении их к ответственности в соответствии с законодательском Российской Федерации.

Представляется, что с учетом относительной новизны проблематики информационного противодействия терроризму проведенный анализ его сущности и содержания может быть использован для дальнейшего научного осмысления и обоснования необходимости осуществления указанной деятельности в рамках реализации государственной политики в области информационного противодействия терроризму.

Литература

1. Алексеев П.В. Философия. М.: Проспект, 2001. 608 с.

2. Алехин И.А. Педагогическая идентификация рисков информационной безопасности обучающихся // Мир образования -образование в мире. 2014. №3. С. 161-168.

23

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

3. Баранов П.П. Научное обеспечение борьбы с терроризмом // Сборник научных статей «Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму». М., 2003.

4. Бочарников И.В. Информационное противодействие терроризму в современных условиях // Проблемы безопасности. 2013. №3. С. 25-37.

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. №Пр-1895 // Российская газета. 2000. №187. URL: http://www.rg.ru/oficial/ doc/min_and_vedom/mim_bezop/ doctr. shtm

6. Есаулов В.Т. Противодействие информационным угрозам как важное направление политики национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2009. №12. С. 69-72.

7. Колотуша В.В. Силовое принуждение в истории философской мысли и социальном процессе: учебное пособие. Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2013. 391 с.

8. Колотуша В.В. Философия силового принуждения. Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2009. 451 с.

9. Концепция Конвенции об обеспечении международной

информационной безопасности [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.scrf.gov.ru/

documents/6/112.html (дата обращения: 01.12.2015).

10. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации:

утверждена Президентом Российской Федерации 2 ноября 2013 г. [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации: [сайт].

URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/6/117.html (дата обращения: 01.12.2015).

11. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // Российская газета. 2009. №198. URL: http://www.rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html

12. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] //

Институт философии Российской академии наук: [сайт].

URL: http://www.iph.ras.ru/ elib/3639.html (дата обращения: 01.12.2015).

13. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ (редакция от 2 ноября 2013 г.) // Российская газета. 2006. №48. URL: http://www.rg.m/2006/03/10/borba-terrorizm.html

14. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // Российская газета. 2014. №4131. URL: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

15. Поздняков А.И. Основы теории национальной безопасности //

Пространство и время: альманах. 2013. Вып. 1.

URL: http://www.ciberleninka.ru/article

16. Поздняков А.И. Систематично-деятельностный подход как методология исследования социальных процессов в пограничной сфере. Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2014. 197 с.

24

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

17. Сидненко Г.Ф. Государственная политика Российской Федерации в области информационного противодействия терроризму // Современное право. 2015. №4. С. 106-114.

18. Сидненко Г.Ф. Научные подходы к оценке эффективности реализации государственной политики в области информационного противодействия терроризму // Современное право. 2015. №5. С. 114-119.

19. Сундиев И.Ю. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности. Вологда: ВНИИ, 2014. 431 с.

20. Ушаков Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] // Академик:

[сайт]. URL: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/988230# (дата

обращения: 01.12.2015).

25

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Axmedov Vyacheslav Xodzhievich,

The Federal State Budgetary Scientific Institution

«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Head of the Laboratory, Candidate of Pedagogics, Assistant professor, ahmedov@mpsu. ru

Sidnenko Gennadij Fedorovich,

The Expert Advisory Board at Council of Parliamentary Assembly of the Collective

Security Treaty Organization,

the Member of Council, aonak@mail.ru

MODERN ASPECTS OF INFORMATION COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation

In article the conceptual and substantial analysis of information counteraction to terrorism in the Russian Federation is carried out. The essence, purposes and problems of activities for information counteraction to terrorism in the Russian Federation are defined by results.

Keywords:

information counterterrorism; public policy in the sphere of information counterterrorism; subjects and objects of public policy.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.